сведения, которые полезно знать взрослому, обучающему дошкольника грамоте
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Шипунова Римма Раисовна

материал может быть использован для консультирования родителей и проведения родительских клубов в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klub.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сведения, которые полезно знать родителям,

начинающим обучать дошкольника грамоте

Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Однако, как показывает практика, знание букв не исключает серьезных затруднений у дошкольников при обучении грамоте. В чем же причина?

  1. Микросоциальная запущенность, отсутствие желания заниматься
  2. Недостаточная усидчивость
  3. Сниженное внимание и память
  4. Трудности поведения
  5. Нарушение фонематического восприятия и дефекты произношения
  6. Несформированность навыков звукового анализа и синтеза

Для того, чтобы грамотно писать, ребенку необходимо представлять , что предложения состоят из слов, слова из звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности.

Навык чтения у ребенка формируется только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова. По мнению известного психолога Д.Б.Эльконина «чтение – есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели». К.Д.Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова».

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу.

В свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка.

Фонематическое восприятие способность воспринимать и различать звуки речи.

Если при выполнении заданий по проверке фонематического восприятия, например повтор близких по звучанию слов (бык-бак-бок, там-том-тим, мишка-миска-мышка), слоговых рядов с согласными звуками, оопозиционными по звонкости-глухости или твердости-мягкости (па-па-ба, ша-жа-ша, ро-рё-ро), слов сложной слоговой структуры (велосипедисты, мотоциклисты, транспорт, фотографироваться) ваш ребенок допускает ошибки – это значит у него недостаточно сформировано фонематическое восприятие.

Несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой – тормозит усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.

Звуковой анализ в отличие от фонематического восприятия ( даже при нормальном речевом развитии) требует специального планомерного обучения. Подвергаемая звуковому анализу речь из средства общения превращается в объект познания.

Самостоятельно выделить последний звук в слове, несколько гласных одновременно, установить позицию заданного звука в слове количество слогов доступно малышу только при помощи взрослого. Формирование этих навыков требует систематического обучения с постепенным усложнением.

Фонематическое восприятие – слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов при  внутреннем их проговаривании.

Звуковой анализ:

  1. Определение порядка слогов и звуков в слове
  2. Установление различительной роли звука
  3. Выделение качественных характеристик звука

И так, подведем небольшой итог:

Фонематическое восприятие – первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой, звуковой анализ –вторая. Фонематическое восприятие формируется в период от 1 года до 4 лет, звуковой анализ в более позднем возрасте. Фонематическое восприятие – способность различать особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно, звуковой анализ – способность различать то же самое, чтобы воспроизвести звуки в письменной форме.

Необходимыми предпосылками для успешного обучения дошкольника грамоте являются:

  1. Сформированное фонематическое восприятие
  2. Правильное произношение звуков русского языка
  3. Наличие элементарных навыков звукового анализа

Подчеркну, что выше перечисленные процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Если обучение чтению велось без учета данных факторов, то у ребенка возникнут ряд трудностей:

Трудности слияния звуков в слоги и слова

Взаимные замены фонетически или артикуляционно близких согласных звуков (свистящих – шипящих, твердых - мягких, звонких - глухих)

  1. Побуквенное чтение
  2. Искажение слоговой структуры слов
  3. Слишком медленный темп чтения
  4. Нарушение понимания прочитанного

Кроме того, взрослые часто усугубляют дефекты чтения своих детей упорно допуская следующие ошибки:

  1. Неправильно называют буквы
  2. Путают понятия «звук» и «буква»
  3. Не учитывают, что согласных намного больше, чем соответствующих букв, а гласных меньше
  4. Предлагают для написания слишком сложные слова
  5. Не исправляют побуквенное чтение детей

По нашему мнению, родителям, заботящимся о том, чтобы в представлениях дошкольника о родном языке не было путаницы, а подготовка к школе велась более эффективно, необходимы следующие знания:

- для ребенка не умеющего читать, слово состоит только из звуков (а не букв) с различным количеством и последовательностью,  а сам по себе звук не имеет никакого значения, но в совокупности звуки создают внешнюю, воспринимаемую на слух оболочку слов. То, что мы произносим и слышим – это звуки, а буквы мы пишем и читаем. Поэтому говорить: мальчик не выговаривает букву Р или дочка плохо произносит шипящие буквы неверно. Следует говорить: ребенок не выговаривает звук Р, дочка искажает шипящие звуки.

- в русском языке 10 гласных букв, а гласных звуков 6. в названии каждой из 4 букв (Я,Ю,Е,Ё) содержится 2 звука, поэтому они называются йотированными. Анализируя слова с данными звуками – следует ориентироваться не на зрительный образ слова, а на звуки. Например в слове ЮЛА – 4 звука.

- наш алфавит содержит 33 буквы, а звуков в русском языке больше – 42, в основном за счет мягких  согласных. Они не имеют отдельного графического изображения и наряду с твердыми звуками обозначаются общей буквой. (лом – лен, лук – люк) мягкость на письме отражается на письме с помощью различных следующих за согласной букв:  мягкого знака (банька, рысь), буквы И (был-бил)и так называемых йотированных гласных букв (Ю,Я,Е,Ё) – лампа – лямка, мэр, мерка, рот – рёва.

- в русском языке нет полного соответствия между звуками и буквами. Зачастую звуковой и буквенный варианты слов значительно расходятся ( сравните, как мы говорим слова: тростник, ёж, подставка). В связи с этим, в упражнении на полный звуковой анализ и синтез следует предлагать только те слова, произношение которых не расходится с написанием ( кран, стол, карман…)

- называть согласные при анализе и синтезе слов следует коротко, без добавления гласных, так, как они произносятся . привычные ЭМ, ЭР, ТЭ, ША – это названия букв в алфавите, а не звуков.

- в тренировочных упражнениях закрепляется сначала устный синтез гласных и согласных звуков в слоги, что облегчает навыки слияния звуков в слоги, помогает овладеть послоговым чтением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сведения, которые полезно знать родителям будущих первоклассников

Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы и он станет грамотно читать и писать. Однако, как показывает практика, знание букв не исключает серьезных затруднений у первокла...

«Что нужно знать взрослому, ребёнок которого начинает изучать основы грамоты…»

В консультации представлены основные правила обучения грамоты....

Методическая разработка " Сведения, которые полезно знать родителям и педагогам, готовящимся обучать дошкольника грамоте"

Методические рекомендации к презентации «Сведения, которые полезно знать родителям и педагогам, готовящимся обучать дошкольника грамоте»Презентация создана с помощью системы PowerPoint и может использ...

Сведения, которые полезно знать педагогам и родителям, готовящимся обучать дошкольника грамоте.

Семинар-практикум для педагогов и родителей старших дошкольников....

Сведения, которые полезно знать родителям, готовящимся обучать дошкольника грамоте.

Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы и он станет грамотно читать и писать. Однако, как показывает практика, знание букв не исключает серьезных затруднений у дошкольн...