Материалы для работы с родителями "Гиперактивность детей дошкольного возраста"
материал на тему
Представлены материалы по теме гиперактивности детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
harakteristika_giperaktivnosti.doc | 130.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
В наши дни большую значимость приобрела проблема раннего (дошкольного) выявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, его медико-психолого-педагогическая коррекция, профилактика факторов риска. Именно это заболевание является самой частой причиной нарушений поведения и трудностей в обучении детей дошкольного и школьного возраста.
Гипердинамичность ребенка бросается в глаза и довольно быстро приводит семью к невропатологу, который без труда установит диагноз (правда, не всегда удосужится объяснить родителям, что именно этот диагноз означает). И никому даже в голову не приходит показать ребенка врачу. Прописать лекарство и вылечить описываемые синдромы невозможно, но можно дать родителям рекомендации, разработать для ребенка индивидуальную программу реабилитации. В конце концов, само информирование родителей о том, что ребенок не делает всего этого нарочно и назло, иногда оказывает очень благотворное влияние на атмосферу в семье.
- Характеристика гиперактивности
Синдром дефицита внимания впервые был описан в 1902 году, а первый отчет о медикаментозной терапии психостимулирующими препаратами появился в 1937 году. Первоначально, из-за ярко выраженных неврологических признаков, нарушение получило название минимальное мозговое повреждение. В дальнейшем в понятие "минимальное мозговое повреждение" были включены и нарушения обучения(трудности и специфические нарушения в обучении навыкам письма, чтения, счета; нарушения перцепции и речи). Впоследствии статическая модель минимального мозгового повреждения уступила место более динамичной и более гибкой модели минимальной мозговой дисфункции. С 1980 года название синдрома базируется на международной психиатрической классификации. Выделяют три типа синдрома дефицита внимания: 1)смешанный тип (гиперактивность в сочетании с нарушениями внимания, это самая распространенная форма синдрома дефицита внимания); 2) невнимательный тип(превалируют нарушения внимания, этот тип наиболее сложный для диагностики); 3)гиперактивный тип (доминирует гиперактив ность, это наиболее редкая формасиндрома дефицита внимания). Изучению проблемы синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) в последние десятилетия придается особое значение в зарубежных странах. Целенаправленные исследования СДВГ в России начались относительно недавно. По данным зарубежных и отечественных эпидемиологических исследований, частота встречаемости синдрома среди детей дошкольной и школьной возрастных групп достигает 4,0–9,5%, при этом преобладает он у мальчиков – соотношение мальчиков и девочек с СДВГ составляет примерно 5:1. Высокая частота симптомов заболевания у мальчиков обусловлена влиянием наследственных факторов, а также более высокой уязвимостью плода мужского пола к патогенным воздействиям во время беременности и родов. У девочек большие полушария головного мозга менее специализированы, поэтому они имеют больший резерв компенсаторных функций по сравнению с мальчиками при поражении центральной нервной системы. В последнее время специалисты пришли к выводу, что гиперактивность выступает как одно из проявлений целого комплекса нарушений. Основной же дефект связан с недостаточностью механизмов внимания и тормозящего контроля. Поэтому подобные нарушения более точно классифицируются как «синдромы дефицита внимания с гиперактивностью» - СДВГ. СДВГ является самой распространённой формой хронических нарушений поведения в детском возрасте. В целом возникновение симптомов заболевания относят к началу посещения детского сада (3 года), а превое ухудшение – к началу обучения в школе, хотя тяжёлую форму можно распазнать уже в раннем детстве. Подобная закономерность объясняется неспособностью центральной нервной системы ребёнка, страдающего этим заболеванием, справляться с новыми требованиями, которые предъявляются ему в условиях увеличения психических и физических нагрузок.
С 1980 года название синдрома базируется на международной психиатрической классификации. Выделяют три типа синдрома дефицита внимания: 1)смешанный тип (гиперактивность в сочетании с нарушениями внимания, это самая распространенная форма синдрома дефицита внимания); 2) невнимательный тип(превалируют нарушения внимания, этот тип наиболее сложный для диагностики); 3)Гиперактивный тип (доминирует гиперактив ность, это наиболее редкая формасиндрома дефицита внимания).
Проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью могут быть распределены по четырём основным группам симптомов: нарушения внимания, признаки импульсивности и гиперактивности, симптомы статико-моторной недостаточности, социальная дезадаптация
Остановимся на характеристике каждой группы подробнее.
1. Речь, внимание, память
Память у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью может быть в норме, но из-за исключительной неустойчивости внимания наблюдаются пробелы в «хорошо усвоенном» материале. В этом возрасте начинают обращать на себя внимание нарушения речи. Ребенок отвлекается на незначительные звуковые и зрительные сигналы, которые другими сверстниками игнорируются. Тенденция к ярко выраженному снижению внимания наблюдается в непривычных ситуациях, особенно когда необходимо действовать самостоятельно. Дети не проявляют упорства ни во время занятий, ни в играх, не могут досмотреть до конца любимую телепередачу. Переключение внимания при этом отсутствует, поэтому быстро сменяющие друг друга виды деятельности осуществляются редуцированно, некачественно и фрагментарно, однако при указании на ошибки дети стараются их исправить. Нарушение внимания у девочек достигает максимальной выраженности к шести годам и становится ведущим нарушением в этом возрастном периоде.
2. Импульсивность поступков и повышенная возбудимость
Самое существенное состоит в том, что интеллект детей сохраняется, но черты, характеризующие СДВГ – беспокойство, неусидчивость, множество лишних движений, недостаточная целенаправленность, импульсивность поступков и повышенная возбудимость, – часто сочетаются с трудностями в приобретении учебных навыков (чтение, счет, письмо).
3. Повышенная двигательная активность
Основные проявления гипервозбудимости наблюдаются в различных формах двигательной расторможенности, которая бесцельна, ничем не мотивирована, бесситуативна и обычно не управляема ни взрослыми, ни сверстниками. Такая повышенная двигательная активность, переходящая в двигательную расторможенность, является одним из множества симптомов, сопровождающих нарушения развития ребенка. Целенаправленное моторное поведение менее активно, чем у здоровых детей того же возраста. Импульсивность проявляется в неряшливом выполнении заданий (несмотря на усилие все делать правильно), в несдержанности в словах, поступках и действиях (например, выкрикивание с места во время занятия, неспособность дождаться своей очереди в играх или другой деятельности), в неумении проигрывать, излишней настойчивости в отстаивании своих интересов (невзирая на требования взрослого). С возрастом проявления импульсивности меняются: чем ребенок старше, тем импульсивность более выражена и заметнее для окружающих. Присутствие взрослого не является для детей с СДВГ сдерживающим фактором.
4. Проблемы социальной адаптации
Одной из характерных особенностей детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью являются нарушения социальной адаптации. Для этих детей типичен более низкий уровень социальной зрелости, чем обычно бывает в их возрасте. У ребенка легко формируется и фиксируется негативная самооценка, враждебность к окружающим, возникают неврозоподобные и психопатологические расстройства. У детей с СДВГ нарушены отношения со сверстниками и взрослыми. В психическом развитии эти дети отстают от сверстников, но стремятся руководить, ведут себя агрессивно и требовательно. Импульсивные гиперактивные дети быстро реагируют на запрет или резкое замечание, отвечают резкостью, непослушанием. Попытки сдержать их приводят к действиям по принципу «отпущенной пружины». От этого страдают не только окружающие, но и сам ребенок, который хочет выполнить обещание, но не сдерживает его. Сложно складываются отношения со взрослыми. Детям трудно дослушать объяснение до конца, они постоянно отвлекаются, особенно при отсутствии заинтересованности. Эти дети игнорируют как поощрение со стороны взрослых, так и наказание. Похвала не стимулирует хорошее поведение, поэтому поощрения должны быть очень обоснованными, иначе ребенок будет вести себя хуже. Однако необходимо помнить, что гиперактивному ребенку для укрепления уверенности в себе похвала и одобрение взрослого необходимы.
Кроме основных перечисленных выше проявлений синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, многие исследователи обращают внимание на так называемые дополнительные признаки. К ним относят:
1. Нарушение координации. Это могут быть нарушения тонких движений (мелкой моторной координации), нарушение равновесия и зрительно-пространственной координации.
2.Эмоциональные нарушения. Может наблюдаться запаздывание эмоционального развития, неуравновешенность, вспыльчивость и нетерпимость к неудачам.
3. Поведенческие расстройства. У детей с СДВГ возможно сочетание чрезмерной двигательной активности и деструктивного поведения. Так, например, они могут мешатиь педагогам, отвлекать других детей и провоцировать их неправильное поведение во время занятий. Поведенческие расстройства при СДВГ наблюдается часто, но не всегда. Ребенок с синдромом ДВГ не способен освоить свою роль и не может понять, как он должен себя вести. Такие дети ведут себя фамильярно, не учитывают обстоятельств, не могут приспособиться и принять правила поведения в конкретной ситуации. Дети плохо засыпают даже при соблюдении режима, едят медленно, все роняя и разливая, в результате чего процесс принятия пищи становится источником ежедневных конфликтов в семье.
4. Другие особенности. У детей с синдромом нарушения внимания с гиперактивностью чаще встречается энурез, они хуже засыпают, а утром бывают сонливы.
Отмечаются половые различия в структуре и динамике поведенческих нарушений. Среди девочек гиперактивность встречается реже, заболевание проявляется чаще в воде нарушения внимания. У Девочек поведенческие отклонения проявляются более скрыто, и поэтому не выявляются при одно-двукратном наблюдении, и имеют более неблагоприятные прогноз.
Наблюдения и различные исследования показали, что гиперактивность к подростковому возрасту значительно уменьшается или исчезает. Однако нарушения внимания и импульсивность в большинстве случаев продолжает сохраняться вплоть до взрослого возраста. У людей, страдавших в детстве тяжёлыми формами СДВГ, в подростковом и зрелом возрасте велик риск социальной дезадаптация. СДВГ (обычно в сочетании с поведенческими расстройствами) может быть предвестником целого ряда нарушений личности (например, психопатии). Синдром дефицита внимания с гиперактивностью способствует развитию алкоголизма и наркомании.
Несмотря на то, что проблемой гиперактивности детей занимаются многие специалисты (педагоги, логопеды, психологи, психиатры), в настоящее время среди родителей и педагогов всё ещё существует мнение, что гиперактивность-это всего лишь поведенческая проблема, а иногда и просто «распущенность» ребёнка или результат неумелого воспитания. Причём чуть ли не каждого ребёнка, проявляющего в группе детского сада излишнюю подвижность и неусидчивость, взрослые причисляют к разряду гиперактивных детей. Такая поспешность в выводах не всегда оправдана, т.к синдром гиперактивности – медицинский диагноз, право на постановку которого имеет только специалист. При этом диагноз ставится только после проведения специальной диагностики, а никак не на основе фиксации излишней двигательной активности ребёнка.
Несмотря на многочисленнее исследования, посвященные изучению причин наблюдаемых нарушений поведения, окончательной ясности в этом вопросе пока не достигнуто. Предполагается, что на развитие синдрома влияет множество факторов, в числе которых называются.
- органические поражения головного мозга (черепно-мозговая травма, нейроинфекции и пр.);
- перинатальная психология (инфекционные заболевания матери во время беременности, обострение хронических заболеваний, угроза выкидыша и пр.);
- генетический фактор ( семейная предрасположенность, особенно по линии отца);
- психосоциальные факторы, действующие на ребенка до его рождения ( стрессы, психотравмы). стрессы, психотравмы, испытываемые матерью во время беременности, нежелание иметь данного ребёнка, возраст родителей;
- заболевания, нарушающие деятельность мозга (астма, частые пневмонии, сердечная недостаточность);
- дисфункция активизирующих систем ЦНС;
- влияние неблагоприятных факторов внешней среды (предполагается, что поступления свинца в организм детей даже в незначительном количестве может вызвать подобные нарушения);
- социальные факторы (непоследовательность, отсутствие системы воспитательных воздействий).
2.Диагностика гиперактивного ребёнка.
Для определения диагноза должна быть проведена обязательная комплексная диагностика, которая включает в себя медицинское и психолого-педагогическое обследования. В работе с гиперактивными детьми можно выделить следующие направления: психолого-педагогическая диагностика гиперактивности, социально-педагогическая деятельность по компенсации гиперактивности детей в образовательном учреждении(занятия, направленные на коррекцию двигательной активности, специально подобранные игры), системная консультативная помощь родителям по работе с гиперактивными детьми (программа модификации поведения), мероприятия обучающего значения для педагогов по работе с гиперактивными детьми. Психолого-педагогическая диагностика гиперактивности включает три этапа. Первый этап - субъективный. Исходя из общеустановленных диагностических критериев, дается оценка поведения ребенка. Кроме того, врач подробно расспрашивает родителей об особенностях течения беременности и родов, перенесенных ребенком недомоганиях, его поведении. Собирается детальный семейный анамнез. Для выявления гиперактивных детей также можно использовать методики на определение объема внимания (Р.С. Немов), распределение, продуктивность, устойчивость и переключение внимания (кольца Ландольта), определение объема кратковременно йслуховой памяти (Р.С. Немов), определение объема кратковременной зрительной памяти (Р.С. Немов), определение словесно-логического мышления (Р.С. Немов),определение образно-логического мышления (Р.С. Немов), определение наглядно-действенного мышления. Нельзя исключать и наблюдение как метод исследования, которое поможет получить значительно больше информации об исследуемых детях. Ведь в играх, во взаимоотношениях с окружающими, в ходе выполнения заданий у детей как раз и проявляются те качества, которые позволяют отнести их к группе детей с синдромом дефицита внимания. Второй этап психолого-педагогической диагностики гиперактивности- объективный или психологический. По количеству погрешностей, сделанных ребенком при выполнении специальных тестов, и по времени, которое он на это затратил, измеряют параметры внимательности малыша. Такие исследования можно проводить у детей начиная с пяти-шестилетнего возраста. Неврологическое исследование является образовательным в диагностировании СДВГ. Хотя при исследовании неврологического статуса у детей с данным синдромом не определяется выраженной очаговой неврологической симптоматики, его картина имеет ряд особенностей: расстройства функций глазодвигательных нервов, изменения мышечного тонуса преимущественно по типу гипотонии, нарушения в координационной сфере.
На третьем этапе проводят электроэнцефалографическое исследование. С помощью электродов, накладывающихся на голову, фиксируют электрические потенциалы мозга и выявляют соответствующие трансформации. Делается это для объективной оценки состояния мозга ребенка. Существуют и более современные исследования с использованием магнитно-резонансной томографии. Эти исследования безопасны и безболезненны. По совокупности полученных результатов ставится диагноз. Первые симптомы синдрома дефицита внимания обнаруживаются в возрасте до семи лет. Симптомы, появляющиеся в более позднем возрасте, обычно являются результатом воздействий других факторов, например кризиса переходного возраста, расстройств социального или эмоционального характера. Проявления расстройства существуют по меньшей мере в двух общественных ситуациях (в образовательном учреждении, дома, во время невропсихологического обследования). Расстройство обнаруживается хотя бы один раз в течение полугода и приводит к существенным нарушениям в выполнении академических, общественных и трудовых функций Для постановки диагноза необходимы: подробный анамнез жизни и данные о поведении в настоящее время. В конце сбора анамнеза полезно составить хронологическую таблицу, в которой была бы отражена последовательность возникновения симптомов. Информацию надо стараться получать от всех, кто знает ребёнка (родители, воспитатели).
В контексте сопровождения ребёнка в ДОУ обязательным является психолого-педагогическое исследование, которое включает в себя беседу, анкетирование родителей и других членов семьи, наблюдение за ребёнком, исследование его психических функций (память, внимание, мышление). В ходе такого обследования выявляется:
- уровень развития когнитивных функций (внимания, памяти, мышления);
- эмоциональные особенности;
- уровень сформированности двигательной сферы;
- личностные особенности;
Социальные условия жизни;
- особенности поведения дома и в саду.
Гармонизация развития личности детей с СДВГ зависит от микро- и макроокружения. Если в семье сохраняются взаимопонимание, терпение и теплое отношение к ребенку, то при правильном отношении к синдрому все отрицательные стороны поведения исчезают. В противном случае даже по выздоровлении патология характера останется, а может и усилиться. Важно подчеркнуть, что неприятие обществом гиперактивных детей приводит к развитию у них чувства отверженности, отдаляет их от коллектива, усиливает неуравновешенность, вспыльчивость и нетерпимость к неудачам. Психологическое обследование детей с этим синдромом у большинства из них выявляет повышенную тревожность, беспокойство, внутреннюю напряженность, чувство страха. Дети с СДВГ в большей степени, чем другие, подвержены депрессивному состоянию, легко расстраиваются из-за неудач. Эмоциональное развитие ребенка отстает от нормальных показателей данной возрастной группы. Настроение быстро меняется от приподнятого до депрессивного. Иногда возникают беспричинные приступы злости, ярости, гнева, не только по отношению к окружающим, но и к себе самому. Спокойная обстановка, поддержка взрослых приводят к тому, что деятельность гиперактивных детей становится успешной. Эмоции оказывают исключительно сильное влияние на деятельность этих детей. Эмоции средней интенсивности могут ее активизировать, однако при дальнейшем повышении эмоционального фона деятельность может быть полностью дезорганизована, а все только что усвоенное – разрушено.
3.Описание случая из практики работы.
Мальчик, единственный ребёнок в семье, 4 года 5 месяцев, средняя группа, группа здоровья ШШ, психовегетативный синдром (ПВС)- диагноз. Наблюдается гиперактивность по опроснику, данных от невролога нет.
Родители – мама, возраст 25 лет, адекватна, домохозяйка
Папа, возраст 27 лет, адекватен, трудоустроенный.
Со слов мамы: В 1 год упал и сломал зуб - остались в десне осколки. Их необходимо было вынуть под общим наркозом. На маленьких детей общий наркоз влияет негативно, но , видимо, были и предпосылки до этого случая. Так же по рассказу мамы она сама в детстве была гиперактивной, в детском саду дралась и била детей.
Ребёнок плохо говорит, наблюдается ОНР.
Результаты анкетирования воспитателя, который работает с гиперактивным ребёнком.
По анкете (приложение 1) ребёнок , на взгляд воспитателя проявляет следующие черты:
-невнимание - нарушение устойчивого внимания, трудности в организации
-сверхактивность – ёрзает как червяк, проявляет беспокойство, находится в постоянном движении
-импульсивность – не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает, не может ждать, плохо сосредотачивает внимание, не может регулировать свои действия
Таким образом, у ребёнка проявляется 9 моментов, поэтому можно предположить (но не поставить диагноз!), что ребёнок является гиперактивным.
Мама относится к проблеме спокойно, объясняет всё тем, что она в детстве была такой же.
Результаты анкетирования родителя гиперактивного ребёнка. (см. приложение 2)
По результатам анкетирования мамы (приложение2) можно выявить следующие особенности поведения ребёнка (по мнению мамы):
- в поведении ребёнка двигательные беспокойства, невозможность усидеть на месте, импульсивность, хаотичность действий (неумение работать по плану);
- беспокойное поведение отмечается во время игры, на прогулке, в новой обстановке;
- ребёнок больше всего любит играть в компьютерные игры;
- затруднительно определить что нравится ребёнку;
- многие причины вызывают гнев, слезы, а именно попадание в незнакомую обстановку, при новых требованиях, которые он до этого не выполнял;
- когда ребёнок сердится – он кричит, может устроить истерику, размахивает руками, топает ногами, плачет;
- тревожит в поведении ребёнка конфликты при общении с детьми;
- попытки уговорить, объяснение, что ребёнок плохо себя ведёт, лишение просмотра мультфильмов;
- считает себя не строгой и не поощряет хорошее поведение ребёнка.
По результатам анкетирования можно отметить, что мама не в полной мере осознаёт проблемы ребёнка. Она не знает, что может заинтересовать её ребёнка, разрешает ему играть при его нервозности в компьютерные игры, подолгу смотреть мультфильмы.
4. Сопровождение гиперактивного ребёнка в условиях ДОУ и семьи.
Незнание того, что у ребенка есть функциональные отклонения в работе мозговых структур, и неумение создать ему соответствующий режим обучения и жизни в целом в дошкольном возрасте порождают множество проблем в начальной школе. Оказание помощи детям с СДВГ должно быть своевременным и объединять различные подходы, в том числе методы модификации поведения (специальные воспитательные приемы для родителей и педагогов), методы психолого-педагогической коррекции, психотерапии, а также медикаментозное лечение. Применение современных методов помогает детям с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью достичь значительных результатов, постепенно преодолеть трудности в обучении, поведении и общении, но необходимыми условиями для этого являются своевременность, последовательность и достаточная продолжительность оказываемой помощи.
Родителям, педагогам и психологам в воспитании детей с гиперактивностью и повышенной тревожностью следует руководствоваться следующими правилами:
- включение ребенка в любую новую игру должно проходить поэтапно. Пусть он сначала ознакомится с правилами игры, посмотрит, как в нее играют другие дети, и лишь потом, когда сам захочет, станет ее участником;
- избегайте состязаний и каких-либо видов работы, учитывающих скорость;
- не сравнивайте ребенка с окружающими;
- доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте его таким, какой он есть;
- чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию;
- способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что;
-.чаще обращайтесь к ребенку по имени;
-.демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку;
- не предъявляйте к ребенку завышенных требований. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить;
- будьте последовательны в воспитании ребенка. Не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше. Старайтесь делать ребенку меньше замечаний;
- используйте наказание лишь в крайних случаях;
- не унижайте ребенка, наказывая его;
- обращаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него взрослых людей;
- помогите ему найти дело по душе, где он мог бы проявить свои способности и не чувствовал себя ущемленным.
- во время занятий ограничивать до минимума отвлекающие факторы.
- быть театральным воспитателем : необычность в поведении педагога может помочь ребёнку сконцентрировать внимание.
- не требовать от ребёнка большой аккуратности при выполнении заданий в начале пути.
- ребёнка лучше посадить с воспитателем: время от времени можно положить руку на плечо ребёнка, так как любые тактильные ощущения помогают гиперактивным детям сконцентрировать внимание.
- инструкции, которые даёт воспитатель ребёнку, должны быть очень конкретными и содержать не более 10 слов. Говорить недолго, чётко дать задание, установить правила и последствия их выполнения и невыполнения.
- гиперактивного ребёнка необходимо чаще поощрять.
- по возможности игнорировать вызывающие поступки ребёнка.
- постарайтесь быть рядом с ребёнком, когда он выполняет какое-либо задание.
Правила поведения педагога с гиперактивным ребенком.
- "не замечать" мелкие шалости, сдерживать раздражение и не кричать на ребенка, так как от шума возбуждение усиливается;
- применять при необходимости позитивный физический контакт: взять за руку, погладить по головке, прижать к себе;
- рекомендуется сажать за первую парту, чтобы уменьшить отвлекающие моменты во время занятий;
- давать возможность в середине занятия подвигаться (попросить что нибудь поднять, принести, предложить протереть доску и т. п.);
- хвалить за каждое проявление сдержанности, самоконтроля, открыто проявлять свой восторг, если ребенок довел какое -то дело до конца.
Программа коррекции в ДОУ включает:
- Создание положительной мотивации, ситуации успеха.
Положительную мотивацию целесообразно создавать, организовывая игровую деятельность ребёнка. Для решения этой задачи возможно применение «программы вознаграждения и поощрения», разработанная И.П. Брязгуновым, Е.В. Касаткиным, включающая следующие моменты:
- каждый день перед ребёнком ставится определённая цель, которую он хочет достичь;
- усилия ребёнка при достижении этой цели всячески поощряются
- в конце дня поведение ребёнка оценивается в соответствии с достигнутыми результатами;
- при достижении значительного улучшения в поведении ребёнка получает давно обещанное вознаграждение.
2. Обучение ребёнка релаксации. У детей с СДВГ граница между собственным восприятием Ир внешним миром нечёткая.
Необходимо учить таких детей понимать структуру своего тела. Процесс релаксации становится для них очень сложным. Проблема ребёнка с СДВГ заключается в том, что он не может выбрать один из раздражителей. Для детей СДВГ всё, что нас окружает, является раздражителем
Задачей этого направления коррекции - научить гиперактивного ребёнка расслабляться, понимать структуру собственного тела. Во время релаксации необходимо как можно дольше концентрировать внимание ребёнка только на отдыхе. Релаксационная терапия для детей с СДВГ очень сложна, и, следовательно, этот этап может оказаться длительным по времени, но, не смотря, на все трудности, именно с этого этапа дети с СДВГ начинают себя чувствовать себя более уютно и комфортно.
Примеры конкретных технологий на релаксацию -= мышечная релаксация Ж.Джекобсона (рекомендуется всем, кто испытывает трудности в расслаблении мышц, «сказочные» техники релаксации (учим ребёнка расслабляться, погружая его в сказку).
3. Коррекция негативных форм поведения, в частности немотивированной агрессии.
4. Развитие дефицитарных функций. Коррекционную работу следует проводить поэтапно, начиная с развития одной отдельной функции, т.к. гиперактивному ребёнку трудно быть одновременно и внимательным и спокойным и неимпульсивным. Когда в процессе занятий будут достигнуты устойчивые результаты, можно будет переходить к тренировке одновременно двух функций. И лишь затем можно использовать упражнения, которые развивали бы все три дефицитарные функции одновременно.
5. Развитие навыков межличностного взаимодействия. У детей с СДВГ постоянно возникают проблемы с взаимоотношениях с окружающими, в том числе со сверстниками, педагогами, родителями, братьями и сёстрами.Задача этого направления – обучить де\тей эффективным навыкам социального взаимодействия с окружающими, коммуникативной культуре, научить уважать права окружающих. Так же на этом этапе дети учатся контролировать собственные поступки и эмоции. В работе могут быть использованы следующие методы:
- чтение литературных произведений с последующим их анализом;
- проигрывание и разбор конкретных ситуаций взаимодействия;
- игры,обучающие сотрудничеству и др.
6. Работа с родителями агрессивного ребёнка.
Родители детей СДВГ часто делают ошибки в в общении со своими детьми с детьми. Выделяют модели повеления родителей:
1.Родители не понимают проблемы ребёнка, стремятся жёсткими мерами бороться с «непослушанием» сына или дочери, усиливают дисциплинарные способы взаимодействия, вводят непреклонную систему запретов, что провоцирует у детей негативных форм поведения, ухудшающих психосоматическое состояние ребёнка.
2. Родители стараются не обращать внимания на поведение ребенка или, «опустив руки», предоставляют ребёнку полную свободу действий, гиперактивный ребёнок лишается необходимой для него поддержки взрослых, быстро начинает манипулировать взрослыми, поведение усугубляется.
3. Некоторые родители, слыша в детском саду или общественных местах замечания в адрес своего ребёнка, начинают винить только себя в том, что он такой, впадают в депрессию, отсутствие адекватных воспитательных воздействий так же приводит к усугублению поведения
Работу с родителями необходимо проводить по обычной схземе:
- информирование о проблеме;
- обучение эффективным способам общения с ребёнком.
Правила поведения родителей с гиперактивным ребенком.
- поддерживать дома четкий распорядок дня;
- выслушивать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит вас);
- автоматически одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном);
- отвлекать ребенка в случае капризов: предложить на выбор другую возможную в данный момент деятельность; задать неожиданный вопрос; отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить его действия);
- сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает;
- оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья);
- не запрещать действие ребенка в категоричной форме;
- не читать нотаций (ребенок все равно их не слышит);
- не приказывать, а просить (но не заискивать);
- не настаивать на том, чтобы ребенок во что бы то ни стало принес извинения.
В процессе работы с родителями последние должны понять, что ребёнок невиноват, что он такой, и что дисциплинарные методы воздействия в виде постоянных окриков, замечаний не приведут к улучшению поведения ребёнка, а в большинстве случаев даже ухудшат его. Вообще в воспитании гиперактивного ребёнка родителям необходимо избегать двух крайностей: проявления чрезмерной жалости и вседозволенности одной стороны, а с другой – постановки перед ним повышенных требований. Которые они не всастоянии выполнить. Необходимо посоветовать родителям вести постоянные наблюдения за ребёнком. Это необходимо, чтобы взрослый смог лучше понять какие трудности испытывает ребенок течение дня, с чем ему удаётся справится, а с чем нет.
7.Игротерапия. Игры для гиперактивных детей приведены ниже.
«Найди отличие» (Е.К. Лютова, Г.Б. Монина)
Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.
Ребенок рисует любую несложную картинку (котенка, домик и т.п.), передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями. Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.
«Гвалт» (Е.В. Коротаева)
Цель: развитие концентрации внимания.
Один из участников (по желанию) становится водящим и выходит за дверь. Группа выбирает какую-либо фразу или строчку из известной всем песни, которую распределяют так: каждому участнику – по одному слову. Затем входит водящий, и игроки все одновременно, хором, начинают громко повторять каждый свое слово. Водящий должен догадаться, что это за песня, собрав ее по словечку.
Желательно, чтобы до того, как войдет водящий, каждый ребенок повторил вслух доставшееся ему слово.
«Разговор с руками» (И.В. Шевцова)
Цель: научить детей контролировать свои действия.
Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки – нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать?», «Чего не любите?», «Какие вы?». Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2–3 дней (сегодняшнего вечера или еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть – и не будут никого обижать.
Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.
«Слушай хлопки» (М.И. Чистякова)
Цель: тренировка внимания и контроль двигательной активности.
Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять «позу аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны) или какую-либо другую. Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять «позу лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.
«Кричалки-шепталки-молчалки» (И.В. Шевцова)
Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, контроль двигательной активности.
Из разноцветного картона сделать сигналы – 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Когда взрослый поднимает красную ладонь – «кричалку» – можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь – «шепталка» – можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал «молчалка» – синяя ладонь – дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалками».
«Слалом-гигант»
Цель: развитие внимания и контроль двигательной активности.
Из стульев делают две параллельные «трассы слалома», которые соревнующиеся команды должны преодолеть, двигаясь в двух направлениях спиной вперед. Тот, кто, лавируя между стульями, заденет один из них, возвращается на старт для повторной попытки. Побеждает команда, первой прошедшая трассу без ошибок.
- Работа с песком, водой, мягкими материалами (глина, пластилином), что способствует снятию напряжения ребёнка.
Заключение
1.Изучению проблемы синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) в последние десятилетия придают большое внимание.
2. Проявление синдрома СДВГ – нарушения внимания, признаки импульсивности и гиперактивности, симптомы статико-моторной недостаточности, социальная дезадаптация.
3. Диагностика выявления у ребёнка СДВГ должна быть комплексной. Она должна включать в себя медицинское и психолого-педагогическое обследования.
4. Для педагогов и родителей ребёнка с СДВГ необходима помощь психолога (в условиях ДОУ и семьи). Он должен направить работу с гиперактивным ребёнком по правильному направлению Это необходимо для достижения ребёнком последующих успехов в школьном обучении. Так же для родителей осуществляются консультации психолога о всевозможных приёмах, направленных на коррекцию детей с СДВГ.
Приложение 1
Симптоматика
Невнимание.
1. Имеет незаконченные проекты.
2. Отличается нарушением устойчивого внимания.
3.Ребёнок слышит, когда к нему обращаются, но не может сфокусировать себя.
4. С большим энтузиазмом берётся за задание, но так и не заканчивает его.
5. Имеет трудности в организации.
6.Часто теряет вещи.
7. Избегает задач скучных и тех, которые требуют умственных усилий.
8. Часто бывает забывчив.
Сверхактивность.
1 .Ёрзает, как червяк.
2. Проявляет беспокойство.
3. Спит намного меньше, даже в младенчестве.
4. Находится в постоянном движении ( с «мотором»).
5. Очень говорлив
Импульсивность.
1.Отвечает до того, как его спросят.
2. Не способен дождаться своей очереди.
3. Часто вмешивается, прерывает, не может ждать.
4. Плохо сосредотачивает внимание.
5. Импульсивен, не может отложить вознаграждение.
6. Не может регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами. Хочет сейчас – и ломает правило.
7. Имеет большую вариативность выполнения заданий ( на некоторых занятиях спокоен, на других – нет, а тесты показывают, что у него нет способности к обучениюб).
Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы 6 из перечисленных моментов, воспитатель может предположить ( но не поставить диагноз!), что ребёнок, за которым он наблюдает, является гиперактивным.
Источник: Шипицына Л.М., Хильно А.А., Галлямова Ю.С., Демьянчук Р.В., Яковлева Н.Н. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста/Под науч. ред. проф. Л.М, Шипицыной.-СПб.Речь, 2005.-с.178.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………….стр.11. Характеристика гиперактивности………………………………………………………………………..12. Диагностика гиперактивного ребёнка………………………………………..…............................................................53. Описание случая из практики работы……………………………………………...7
4. Сопровождение гиперактивного ребёнка в условиях ДОУ и семьи……………..8
Заключение……………………….……………………………………………………14
Приложение 1
Приложение2
Используема литература
1. Горелова Н. Современные дошкольники: Какие они? – ж. Обруч №1,2009.-с. 10-12
2. Коган Б. Гиперактивность как фактор риска- ж. Обруч…№6, 2005-.с.10-13.
3. Мурашова Е. дети- «тюфяки» и дети- «катастрофы». -ж. Обруч №6, 2003 – с.14-15
4. Соболева А.Е. Гиперактивный ребёнок: когда бить тревогу.-ж. Современное дошкольное образование.-№4, 2010 –с.62-65.
5. Шипицына Л.М., Хильно А.А., Галлямова Ю.С., Демьянчук Р.В., Яковлева Н.Н. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста/Под науч. ред. проф. Л.М, Шипицыной.-СПб.Речь, 2005.-с80-95.
6. Двойнова А.Ф. Особенности работы с гиперактивными детьми.- ж. Справочник старшего воспитателя для дошкольного учреждения №6, 2010 – с.34-36.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ АППЛИКАЦИЕЙ ИЗ НЕТРАДИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ АППЛИКАЦИЕЙ ИЗ НЕТРАДИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА1. Развитие личности ребенка средствами аппликацииВ детском саду изобраз...
Материалы для родителей по сказкотерапии детям дошкольного возраста.
Этот материал позволит родителям узнать, что такое сказкатерапия, а также пользоваться этим материалом....
Материалы по коррекции нарушений речи детей дошкольного возраста
Комплексные занятия для детей с нарушениями речи...
Мастер- класс по теме «Использование современных пластических материалов для развития творческих способностей детей дошкольного возраста по обучению лепки»
Цветы из жидкого фарфора...
«Игры с природным материалом как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста»
Актуальность данной работы обусловлена тем, что в настоящее время есть множество средств, которые позволяют развивать сенсорные способности детей, знакомить их с предметами и явлениями: это фотографии...
Сборник методических материалов по физической культуре для детей дошкольного возраста
Физкультурные развлечения в детском саду- это всегда зрелищные и радостные события. Их всегда ждут, к ним готовятся и они надолго остаются в памяти у детей.Игровые физкультурные занятия, развлекательн...