«Детский сад и семья: совместное воспитание ребенка»
материал (подготовительная группа) по теме

Кулак Светлана Александровна

Диспут для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon disput.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

«Детский сад и семья: совместное воспитание ребенка»

Цель и задачи: 

- заинтересовать родителей темой о роли воспитания ребенка в детском саду и в семье;

- учить анализировать свои воспитательные действия по отношению к ребенку.

- дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей.

- стимулировать изучение родителями своих детей, стремление понять их.

Предварительная работа:

 - оформить в родительском уголке консультацию по теме: «Воспитание, основанное на любви, а не на страхе»;

- за месяц познакомить родителей с темой и основными вопросами диспута, литературой (книги, журналы); приготовить «почтовый ящик» для родителей  (вопросы, предложения, советы) и поместить его в родительском уголке;

- сделать с детьми медали «Любящий родитель»;

- приготовить листовки с приглашениями для родителей на диспут;

- изготовить памятки для родителей «9 заповедей воспитания ребенка».

   

Ход родительского собрания:

Воспитатель: - Добрый вечер, дорогие наши родители! Очень рады видеть вас всех вместе. Сегодня мы с вами будем обсуждать интересующие вас вопросы о воспитании детей, как правильно вести себя в некоторых ситуациях. Наш «почтовый ящик» никогда не бывает пустым, что нас очень радует. Это говорит о том, что родители наши любознательные, ответственные, неравнодушные к вопросам воспитания и любящие своих детей.

(Дверь резко в группу открывается и входит возмущенная Фрекен Бок).

Фрекен Бок: - Ах, вот где мои плюшки!  (показывает на стол с угощеньем и родителей).

Воспитатель: - Здравствуйте, Фрекен Бок! Что Вы такое говорите? На столах у нас сладости, которые наши мамы сделали своими руками, и по-моему, Вы, забыли с нами поздороваться!

         Фрекен Бок: - А Вы случайно не воспитатель? Я сама умею воспитывать! Хожу уже который час, ищу проказника Малыша, а тут и плюшки кто-то без спроса взял.

Воспитатель: - Да, Фрекен Бок, я воспитатель. А плюшками вашими лакомится, конечно, Карлсон, даже дети это знают. Ну, а раз Вы тоже умеете воспитывать, скажите нам, пожалуйста, что такое в Вашем понятии  – воспитание?

Фрекен Бок: - Воспитание – это строгая дисциплина и полное подчинение взрослым. Я убеждена, только домашнее воспитание, является образцом.  

Воспитатель: - Я думаю, что с Вами вряд ли кто согласится из присутствующих. Присаживайтесь, пожалуйста, Фрекен Бок, к нашему столу пить чай.  

Воспитатель: - Значение семейного воспитания переоценить невозможно. Именно семья закладывает начала начал  в маленьком человеке, оказывая, как правило, решающее воздействие на весь его внутренний мир. Не будет преувеличением сказать, что выполнение этой обязанности приносит человеку ни с чем не сравнимое чувство радости и удовлетворения: все родители хотят видеть своих  детей счастливыми.

     Воспитание детей – одна из вечных проблем человечества. Воспитание – очень сложный процесс, в котором взаимно влияют друг на друга и те, кто воспитывает, и те  кого воспитывают.

Каждый институт воспитания – семья и детский сад – обладает своим особым содержанием, которого нет у  другого. Каждый из них дает ребенку свой уникальный опыт социальных переживаний, связей и отношений. (Воспитатель предлагает познакомиться с частью обобщенной схемы преимуществ и недостатков этих институтов (за основу взята работа В. М. Ивановой, 2000г.).

Детский сад -  недостатки

Семья – преимущества

1. Относительная регламентированность режима дня.

1. Подвижный режим дня.

2. Наличие сменяющих друг друга воспитателей с разными программами поведения, методами воздействия на ребенка.

2. Постоянство и длительность общения, переплетение частных жизней,  сопричастность ребенка с общими планами отца и матери, других членов семьи.

3. Преимущественное общение с детьми одного возраста.

3. Возможность общаться с родственниками разных возрастов: детьми, родными разных поколений.

Детский сад – преимущества

Семья – недостатки

1. Наличие и использование программ воспитания и обучения дошкольников, научно- методических знаний у педагогов, методических пособий.

1. Отсутствие программы воспитания, наличие отрывочных представлений о воспитании, использование случайной педагогической литературы.

2. Целенаправленный характер воспитания и обучения детей.

2. Стихийный характер воспитания и обучения ребенка, использование отдельных традиций и элементов целенаправленного воспитания.

3.Применение методов воспитания адекватных возрастным особенностям и возможностям дошкольников, понимание их психических и духовных потребностей.

3. Непонимание возрастных особенностей  дошкольников; представление о них как об уменьшенно1 копии взрослых; инертность в поисках  методов воспитания; стремление воспитывать как получится, непонимание духовных потребностей ребенка.

Таким образом, социальный опыт обретаемый дошкольником в детском саду и семье, разный: в семье ребенок – объект обожания, уступчивости и прощения, в детском саду – равноправный член социальной группы. В этой непохожести заложен главный смысл сотрудничества и взаимодействия. Отсюда следует, что только в гармоничном взаимодополнении детский сад и семья, признавая свои различия и сходства, недостатки и преимущества могут достичь намеченных результатов в воспитании детей.

        Воспитание ребенка! Оно связано не только с радостью, но и со многими ограничениями и проблемами. Так ли мы строим свои отношения с детьми? Какими они вырастут? Ответят ли нам любовью?

        Иногда мы думаем о воспитании как о деле простым, даже элементарном: нужно лишь иметь терпение да не терять надежды – все остальное придет само собой. Другой раз воспитание нам кажется непостижимо сложным искусством. Беспокойство же за судьбу ребенка остается во всех случаях.

        Давайте обратимся к высказываниям великих ученых и педагогов о воспитании:

         ● «Бессознательное воспитание личности ребенка никогда не проходит без серьезных последствий и отзывается иногда на всей его последующей жизни»

                                                                                         П.Ф. Лесгафт.

         ● «Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужны врожденная способность и умение, то есть навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка необходимы еще и специальные знания»

                                                                                        К.Д. Ушинский

        ● «…Кто хочет, чтобы его сын с уважением относился к нему и его указаниям, должен сам с уважением относиться к своему сыну… Вы не должны делать в его присутствии таких вещей, подражание которым с его стороны находите нежелательным»

                                                                                        Джон Локк

Уважаемые родители, что, по вашему мнению, означает  – воспитание?

(Родители высказывают свое мнение).

Фрекен Бок (мечтательно): Так бы и слушала Вас! Хорошо, что я к вам зашла, многое узнаю!

Воспитатель: - Дальше будет еще интересней! Уважаемые родители, разбирая ваши вопросы из «почтового ящика» мы искали ответы  в литературе по психологии и педагогике, опирались на личные примеры опытных  воспитателей. Но нас очень интересует и ваше мнение. Самые активные родители, в обсуждении вопросов, получат медали, сделанные руками детей -  «Любящий родитель».

        Итак, первый вопрос: «Что делать, если ребенок ругается и дразнится?» (Вызываю желающих на роли: двух детей, воспитателя, родителя. Разыгрывается небольшая сценка. Действие обсуждается всеми родителями).

Воспитатель: - Спасибо всем! Мнения у нас разные. Сначала нужно разобраться, почему малыш говорит бранные слова. Это может быть желание привлечь к себе внимание взрослого или других детей. Тогда необходимо полностью проигнорировать его слова. Несколько минут спустя спокойно поговорить с ним о недопустимости использования таких слов.

        Если ребенок произносит бранные слова автоматически или в подражание взрослым, вмешайтесь мгновенно, но очень спокойно. Скажите ему, что эти слова могут обидеть других.  

        Вопрос второй: «Как поступить с ребенком, если он дерется?» (Выслушиваем мнение родителей).

        Воспитатель: - Помогите ребенку осознать свое поведение. Как можно чаще, когда ребенок спокоен, давайте ему знать, что его поведение улучшается: «Видишь, ты можешь без кулаков объяснить другим, что хочешь, и дети принимают твои идеи. Наверное, сейчас ты гордишься собой».

Если ребенок отбирает игрушки и вещи у других, действуйте методом логических последствий: «Если ты отберешь игрушку, что может случиться дальше? ».

        Дома сделайте подобие боксерской груши и ограничьте время просмотра боевиков и сериалов, если не можете их исключить полностью. Дайте ребенку возможность естественного конструктивного выхода энергии – не запрещайте бегать, вволю кататься на велосипеде и роликах.

        Третий вопрос: «Мне не нравятся черты характера моего ребенка, как быть?» (Ответы родителей на вопрос).

        Воспитатель: - Для начала вспомните свое детство. Вашим родителям все нравилось в вас? Что они делали? Что вы чувствовали? Как вы к этому относились?

        Обдумайте, какие именно черты вам не нравятся. Попробуйте взглянуть на эти не устраивающие вас черты иначе. «Обратной стороной медали» могут оказаться такие черты, которые очень желательны или компенсируются другими особенностями ребенка.

        «Характер человека более всего формируется в первые годы его жизни, и то, что ложится в этот характер в эти первые годы, - ложится прочно, становится второй натурой человека… все, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается все усвоенное в детские годы»

                                                                                К.Д. Ушинский

        Самое главное: постарайтесь увидеть лучшие черты личности своего ребенка. Осознайте их значимость и ценность. Наблюдая за развитием ребенка, не делайте поспешных выводов.  Желая «поправить» те или иные черты характера ребенка, не стремитесь «ломать их».

        Фрекен Бок: - Ой, что-то я разволновалась! Сколько должны взрослые знать о воспитании детей!

        Воспитатель: - Предлагаю, Фрекен Бок, и вам, и нашим родителям, отдохнуть. (Время чаепития).

Фрекен Бок: - Отдохнуть – то отдохнули! Но хотелось бы узнать что-либо о дисциплине и послушании детей! Ведь есть же правила, которым дети должны следовать, требования, которые они должны, безусловно, выполнять, и заповеди воспитания для родителей!

        Воспитатель: - Нельзя с этим не согласиться. Конечно, такие правила и требования есть. Начну с одного секрета, который некоторым родителям может показаться неожиданным. Детям не только нужен порядок и правила поведения, они хотят и ждут их. Это делает их жизнь понятной и предсказуемой, создает чувство безопасности. Такие же правила и заповеди воспитания есть и для родителей, которыми следует пользоваться. Вот, например, ознакомьтесь со следующими заповедями воспитания для родителей:

  1. Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
  2. Если ребенок живет во  вражде, он учиться агрессивности.
  3. Если ребенка высмеивают, он становиться замкнутым.
  4. Если ребенок растет в упреках, он учится жить чувством вины.
  5. Если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других.
  6. Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.
  7. Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.
  8. Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
  9. Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей.  

Многим родителям, возможно, эти заповеди знакомы. Как Вы понимаете? (Родители обмениваются мнениями).  

Фрекен Бок: - Возникает вопрос: если ребята чувствуют себя более защищенными в условиях заведенного порядка и определенных правил поведения, то почему они норовят эти порядки и правила нарушать?

        Воспитатель: - А как вы думаете, родители, как найти пути к бесконфликтной дисциплине ребенка?

(Родители обмениваются опытом, мнением).

Воспитатель: - От взрослых, окружающих ребенка в детстве (родителей, педагогов), во многом будет зависеть, каким человеком он вырастет, как сложатся его отношения с окружающими людьми. Обратимся к словам В.А. Сухомлинского, который отмечал, что:

«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет  сегодняшний малыш».

Поэтому очень важно объединить усилия родителей и воспитателей, чтобы обеспечить эмоциональный комфорт, содержательную и интересную жизнь ребенка в детском саду и дома.

        На этом наш небольшой диспут можно завершить и продолжить чаепитие.

        Фрекен Бок: - А вручение медалей «Любящий родитель?» Кто достоин медалей?

Воспитатель: - Медали мы вручаем всем родителям, так как они не только активно участвовали в обсуждении вопросов о воспитании детей, но и достойно могут носить звание «Любящий родитель». А так же мы всем присутствующим дарим памятки «9 заповедей воспитания ребенка».  

  Литература.

  1. Арнаутова Е.П. В гостях у директора. Москва, 2004г.
  2. Глебова С.В. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия. Воронеж, 2007г.
  3. Грэй Джон Дети - с небес. Уроки воспитания. «София», 2007г.
  4. Журова Л.Е., Комарова Т.С. Дошкольник. Москва, 1989г.
  5. Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением Часть II. Ростов – на – Дону, 2002г.
  6. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Москва, 2006г.

Подготовила воспитатель I квалификационной категории МБДОУ детский сад №65 г. Балаково – Кулак С. А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная деятельность детского сада и семьи по воспитанию у детей потребности в здоровом образе жизни

Представлены формы взаимодействия ДОУ и семьи, этапы работы, создание развивающей среды дома....

Консультация для родителей в детском саду »Роль семь в воспитании ребенка».

«Характер и нравственное поведение ребёнка –это слепок с характера родителей,он развивается в ответ на их характери их поведение».Эрих Фром.«Характер и нравственное поведение ребёнка –это слепок с хар...

Совместная работа детского сада и семьи по воспитанию развитого физически и здорового ребенка

Сообщение  из опыта работы по теме: «Совместная работа детского сада и семьи по воспитанию  развитого физически и здорового ребенка»...

Совместная работа ДОУ и семьи в воспитании ребенка

Человек живет в обществе и ему нельзя быть отдельным от общества, ему необходимо общение с людьми, причем не только общение, но и понимание и сопереживание окружающих его людей. Основной при...

Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка

консультация для родителей и педагогов...

Статья Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка

Для предупреждения и преодоления трудностей  и проблем семейного воспитания необходимо координировать вести параллельную работу родителями детьми. Обеспечить преемственность в воспитании и обучен...

Консультация для родителей в детском саду «Роль семь в воспитании ребенка».

Применение: Данный материал будет полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам - психологам, родителям.Пояснительная записка.Семья является ячейкой общества.Родители — его первые учител...