Готовность ребёнка к школе.
материал (подготовительная группа) по теме
Этот материал можно использовать на семинаре-практикуме или просто на родительском собрании в подготовительной группе ,посвященные приближающемуся поступлению в школу детей.
Состоит из :
1. Рекомендаций по адаптации ребёнка к школе.
2.Поступающий ребенок должен знать и уметь ...
3. Что включает в себя психологическая подготовка к тестированию в школе.
4. Десять советов родителям будущих первоклассников.
5. Список литературы .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovnost_rebenka_k_shkole..doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Готовность к поступлению в школу.
Здравствуйте, родители будущих первоклассников! Скоро Ваш ребенок пойдет в первый класс. Это важное событие в жизни ребенка, но оно не менее важно и для Вас. Особенности адаптации ребенка к школе во многом зависят от вашего поведения, и в ваших силах сделать так, чтобы этот процесс прошел для него наиболее безболезненно.
1. Привлекайте ребенка к процессу подготовки к школе.
2. Не запугивайте ребенка школой! Это особенно вредно по отношению к детям робким, неуверенным в себе. Чтобы ребенок хотел идти в школу, в его голове должен сложиться позитивный, теплый образ. Расскажите ему про ваше школьное детство, вспомните несколько веселых историй. Покажите школьные фото и расскажите о вашей школьной жизни и одноклассниках. Рассказывайте как можно больше и конкретнее о школьных обычаях и правилах. Поиграйте в школу : вы - учитель, ребенок и мягкие игрушки - ученики, в игре задействуйте школьную атрибутику: портфель, тетради, ручки, прописи, дневник.
3. Похвала может принести ребенку пользу, увеличить его уверенность в своих силах, сформировать адекватную самооценку (высказывайте одобрение не только на словах, но и интонацией, мимикой, жестами, прикосновениями). Оценивайте не личность ребенка, а его действия. Если задание выполнено плохо, скажите: «К сожалению, ты сегодня не слишком старался. Видишь, как неаккуратно получилось». Ребенок, которого часто ругают или даже бьют за «плохо» сделанную работу, начинает бояться браться за любое задание, потому что заранее страшится наказания. Он будет бояться открыть на уроке рот и предпочтет либо молчать, либо сказать «не знаю», лишь бы не ставить себя под угрозу.
4. Подготовьте ребенка к изменениям режима жизни (ребенок должен научиться рано вставать, с вечера готовить одежду на утро и собрать портфель, ставить будильник с запасом времени)
Ребенка нужно учить:
- организовать рабочее место,
- поддерживать порядок на рабочем месте;
- доводить начатое дело до конца, не бросая на полпути(это воспитание не только волевых качеств, но и усидчивости)
Ребенок должен уметь в течение заданного отрезка времени выполнять задание, чтобы потом у ребенка не уходил весь досуг на выполнение домашнего задания.
Ребенок должен иметь навыки взаимодействия как со взрослыми (учителями), так и со сверстниками.
В общении с взрослыми ребенок должен уметь договариваться, работать в группе.
Обратитесь к специалистам, если у вашего ребенка есть хроническое заболевание. Если заболевания нет, то можно у педиатра получить рекомендации по оздоровлению ребенка;
Если есть проблемы с адаптацией к новым условиям, то обратитесь к психологу. Если ребенок не усваивает материал, не может найти контакт со сверстниками, появились истерики, тогда необходимо обратиться к неврологу.
Однако помните: самое главное для первоклашки – не умения и навыки, а уверенность в своих силах и в родительской поддержке, что бы ни происходило в школе.
Деток ждет знакомство с новой учительницей, а порой и собеседование. Часто у родителей возникает вопрос, что же должен знать и уметь ребенок к началу школьного обучения.
Поступающий в школу ребенок должен:
1. Уметь назвать себя (полное имя, отчество, фамилия). Уметь полностью назвать маму, папу, бабушку.
2. Знать времена года, количество и названия месяцев в году, дней в неделе. Знать, какое сейчас время года, какой сейчас месяц, какой сегодня день. Уметь ответить на вопросы типа «Когда птицы улетают на юг?», «Когда холодно и идет снег?», «В какой день люди отдыхают и не ходят на работу?», «В какое время года листья желтеют и опадают?» и т. д.
3. Уметь прочитать (можно по слогам) небольшой и очень простой текст из нескольких предложений. (Есть большое количество школ, при поступлении в которые данный навык необязателен, но очень желателен).
4. Быть в состоянии написать (или скопировать) простую фразу. Например: «Он ел суп», «Миша мыл окно».
5. Прямой и обратный счет в пределах двадцати (1,2,..., 20; 20, 19, ..., 1).
6. Уметь складывать и вычитать числа в пределах первого десятка.
7. Владеть навыком обобщения по признаку: из предложенных картинок ребенок должен уметь выбрать те, которые что-то объединяет. Например, если предложены картинки с трамваем, колесом, яблоком, кошкой и автобусом, то ребенок должен отложить в сторону трамвай и автобус и сказать, что это — транспорт, или средства передвижения, или «на них ездят люди». Если предложен ряд слов: «туфли, сапоги, тапочки», то ребенок должен подобрать слово, которое относится к ним ко всем. В данном случае это слово «обувь».
8. Владеть навыком исключения из ряда. Предложен ряд слов: «сыр, масло, пластилин, колбаса». Ребенок должен не только исключить «лишнее» слово «пластилин», но и (главное!) объяснить, почему лишним является именно оно. «Пластилин лишний потому, что из него лепят. Он несъедобный. А все остальное — это еда. Ее едят».
9. Находить сходство и различия между предметами:
— что общего между морковкой и картошкой?
— они оба овощи, их едят, из них варят суп, они растут в земле, у них есть кожура и т. д.;
— а чем они отличаются друг от друга?
— отличаются формой. Морковка такая треугольная, а картошка круглая или овальная. А еще отличаются цветом. Морковка оранжевая, а картошка коричневая.
10. Уметь составить рассказ по картинке или по серии картинок. В некоторых школах детям предлагают сначала расположить картинки в нужном порядке, а потом рассказать по ним историю. Рассказ должен быть связным, иметь начало и конец. Очень поощряется хотя бы упоминание об эмоциональном состоянии героев («На этой картинке девочка грустная, потому что у нее улетел шарик», «Мальчик очень обиделся», «Дети обрадовались, что им построили горку» и т. д.).
11. Знать основные геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник) и видеть их сочетания (на этой картинке два треугольника и один квадрат). Уметь их нарисовать.
12. Запомнить 5—7 из 10 четко названных простых слов.
13. Запомнить и назвать не менее шести из 12 картинок, одновременно продемонстрированных ребенку в течение 30 секунд.
14. Уметь рассказать наизусть небольшое стихотворение.
15. Уметь отвечать на вопросы типа «Что бывает раньше — обед или ужин? Весна или лето?», «Кто больше — корова или коза? Птица или пчела?», «У коровы детеныш — теленок. А у лошади?».
16. Знать 10—12 основных цветов.
17. Уметь нарисовать фигуру человека со всеми основными частями тела (включая шею, пальцы и т. д.).
Если ребенок уверенно владеет всеми выше перечисленными навыками и умениями, то, скорее всего, в школу он успешно поступит и учиться в первом классе будет без особых учебных проблем.
Собеседование в школах, где работают с одаренными детьми, отличается повышенным уровнем сложности задания. Например, в задании на поиск сходства и различия могут попросить сравнить зерно и яйцо, а в задании на исключение лишнего могут быть такое, как «брусника, малина, крыжовник, земляника» (лишнее тут – брусника, она не садовая ягода) и т.д.
Психологическая подготовка к тестированию в школе включает следующее:
Обязательное предварительное тестирование психологом. Он определяет уровень школьной зрелости ребенка, дает родителям рекомендации: что именно нужно «подтянуть», какие процессы мышления и восприятия у ребенка развиты хорошо, а какие нуждаются в дополнительных упражнениях.
Позитивный настрой ребёнка: объясните, что ему предложат выполнить несколько заданий, что он должен постараться выполнить их как можно лучше. Если что-то не получится, ничего страшного. Главное быть внимательным, тогда обязательно будет всё хорошо.
Ни в коем случае нельзя показывать ребёнку своё волнение.
Десять советов родителям будущих первоклассников.
Совет 1. Помните, что вы выбираете школу не для себя, а для вашего ребенка, поэтому попробуйте учесть все факторы, которые могут осложнить его обучение.
Совет 2. Обязательно познакомьтесь со школой, условиями обучения, педагогами.
Совет 3. Выясните, по какой программе будет учиться ваш ребенок, какая будет у него нагрузка (сколько уроков в день, есть ли дополнительные занятия).
Совет 4. Узнайте, когда начинаются занятия, и рассчитайте, сколько времени необходимо на дорогу в школу. Добавьте еще час на утренние процедуры и завтрак - не придется ли вставать слишком рано?
Совет 5. Постарайтесь познакомиться и побеседовать с будущей учительницей вашего ребенка. Подумайте, сможет ли она учесть его особенности (захочет ли).
Совет 6. Уточните, в какое время ребенок будет возвращаться домой из школы. Это необходимо, если вы планируете какие-либо дополнительные занятия (секции, музыкальная школа, кружки).
Совет 7. Подготовьте место для занятий ребенка дома.
Совет 8. Не настраивайте ребенка только на успех, но и не запугивайте неудачами.
Совет 9. Помните, что адаптация к школе не простой процесс и происходит совсем не быстро. Первые месяцы могут быть очень сложными. Хорошо, если в этот период привыкания к школе кто-то из взрослых будет рядом с ребенком.
Совет 10. Не относитесь к первым неудачам ребенка как к краху всех ваших надежд. Помните: ему очень необходима ваша вера в него, умная помощь и поддержка.
Литература для родителей.
1.Л.А. Венгер, А.Л. Венгер «Готов ли Ваш ребенок к школе». М.,1994 г.
2. Тесты «Готов ли Ваш ребенок к школе. (Мышление. Моторика.) ( Окружающий мир)».
3.Я начинаю учиться. Выпуск 1,2,3.
4. О.И. Тушканова «Подготовка к школе»
Волгоград, 1993г.
5. Серия книг «Для талантливых детей и заботливых родителей».
6. М.М. Безруких и др. «Как подготовить ребенка к школе и по какой программе лучше учиться». М. 1994 г.
Сайты:
POZNAYKA.RU
http://www.happy-kids.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в подготовительной к школе группе «Готовность ребёнка к школе»
Цель: организация совместной работы детского сада и семьи по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации к школьному обучению....
Консультация "Год до школы! Речевая готовность ребёнка к школе"
Школьное обучение предъявляет ребёнку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Существенную роль играет психологическая готовность к обучению, т. е. осознание им общественной значимости его ново...
Психологическая готовность ребёнка к школе. Подготовка ребенка к школе, помогаем ребенку настроиться на школьное обучение. Как помочь маленькому школьнику, разбор проблем первоклашек
Статья включает в себя: из чего состоит психологическая подготовка ребенка к школе, рекомендации родителям будущего первоклассника, как можно помочь ребенку, а также разбор проблем первоклашек....
Школа для родителей будущих первоклассников (семинар «Речевая готовность ребёнка к школе» с показом открытого мероприятия – развлечения для родителей детей 6-7 лет «Путешествие в город звуков и слов»)
Школа для родителей будущих первоклассников(семинар «Речевая готовность ребёнка к школе» с показом открытого мероприятия – развлечения для родителей детей 6-7 лет «Путешествие ...
Консультация для родителей "Подготовка к школе. Что означает понятие «готовность ребёнка к школе»?"
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Л.А. Венгер Готовн...
Речевая готовность ребёнка к школе. Роль родителей в формировании мотивационной сферы готовности к школе.
Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Сегодня мы поговорим о том, как должны быть развиты компонен...
Выступление педагога - психолога на родительском собрании в подготовительной группе по итогам диагностики готовности к школе. "Готовность ребёнка к школе"
Цель: повышение психолого-педагогической грамотности родителей в вопросах готовности ребёнка к школьному обучению; информирование родителей о результатах диагностики готовности к школе....