Самостоятельность ребенка
статья (младшая группа) по теме

Байрамкулова Файруз Хусеевна

В многовековой практике воспитания детей сложились свои нормы. Мы четко знаем, когда мы можем требовать от ребенка опрятности, послушания, ответственности за порученное дело, исходя из возможностей ребенка.

Каждый ребенок - личность, которая развивается индивидуально. Не стоит злиться, если ваш малыш справляется чем-то менее удачно, чем его сверстники. Есть много факторов, влияющие на детскую самостоятельность, такие как : врожденные способности, темперамент, интересы, с вашей стороны поощрения и наказания ребенка. Старайтесь смотреть не на возрастные нормы, а на то, что было с самостоятельностью вашего ребенка неделю, месяц, год назад. И если совокупность самостоятельных действий вашего малыша растет – значит его развитие проходит нормально.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samostoyatelnost.docx15.16 КБ

Предварительный просмотр:

Самостоятельность.

Все понимают это слово по – разному. Некоторые подразумевают под этим делать какое-то действие без подсказки и без помощи других людей; некоторые считают, что это означает – рассчитывать только на свои силы; не зависит от мнения окружающих; умение распоряжаться собой своим временем и своей жизнью. Да, и те кто так считает – безусловно правы. Однако, такое определение «самостоятельности» указывает на зрелость личности, но как же применить это ребенку, скажем 2-3 лет??? Правы ли те психологи, которые утверждают, что полная самостоятельность не доступна ребенку?

Самостоятельность у детей, как правило зарождаются в раннем возрасте. Но определить ее и помочь ей развиться – это очень не простая задача. Вред может нанести, как переоценка, так и недооценка детской самостоятельности, которая только начинает зарождаться. Абсолютной и единой для всех самостоятельности нет. Нельзя оценивать по одним и тем же критериям самостоятельность людей разного возраста,  разных социальных групп, разного уровня психологического и умственного развития. Например, можно ли сравнить Аборигена и Африки и ученого – этнографа, который изучает его жизнь. Однако, если их на день поменять местами, беспомощными окажутся оба.

Если мы возьмем малышей в детском саду: одни, когда приходят в детский сад переодеваются и переобуваются сами, хоть и дается это нелегко. Другие – терпеливо ждут, пока освободиться воспитательница. Но в процессе занятии мы можем заметить, что 2 группы, которых мы условно разделили на «самостоятельных» и «не самостоятельных» способны поменяться местами.

Подход к развитию самостоятельности такой же, как при формировании любой способности. Необходимо создать условия, которые требуют от ребенка постоянного проявления самостоятельности. При этом важно учитывать индивидуальные качества и врожденные задатки ребенка, даже такие, как особенности нервной системы и конституция тела. В одинаковых условиях разные дети действуют по – разному, и результат достижений всегда индивидуален.

Если самостоятельность «тренируется» в разных ситуациях с разными условиями, то в итоге она «закрепляется» как положительный личный опыт ребенка и становиться качеством его личности.

Самостоятельность не означает полной свободы действий.

Самостоятельность должна быть заключена в рамки общепринятых норм. Как правило детям с 2-х до 3-х лет свойственно «асоциальное» поведение. Это происходит потому что ребенок не понимает, что значит «правильные и неправильные действия». Малыши порой совершают шкоду, а все для того, что бы порадовать маму новыми успехами. Пусть вас не сильно удивляет, если вы обнаружите пропавшую еду со стола в собачьей миске. Малыш решил покормить собаку. Не ругайте за это ребенка, восхититесь его самостоятельностью и покажите ему, чем он может покормить собаку в следующий раз.

Если же давать ребенку все, что он хочет, предупреждая каждое его желание, то он постепенно оставит попытки добиваться чего – либо самостоятельно, но зато привыкнет получать, а затем и требовать от родителей (и не только от них) исполнения своих возрастающих потребностей.

В заключение сформулируем правила, которые помогут родителям развивать самостоятельность ребенка.

  1. Организуйте для ребенка деятельность, которой он может добиться успеха, и не требуйте выполнения пока еще трудного или непонятного ему задания.
  2. Постепенно расширяйте круг достижений ребенка, поощряя и поддерживая его в трудные моменты и одновременно обучая необходимым «правилам игры» (естественным ограничениям и запретам, которые ребенку понятны).
  3. Помогая преодолевать трудности, не делайте за ребенка то, что он может сделать сам.
  4. Позвольте ребенку принимать самостоятельные решения, отвечать за себя, стимулируя возникновения у него естественного чувства ответственности и внутренней дисциплины.
  5. Подсказывайте, когда ребенок может помочь кому – либо – защитить более слабого, поделиться игрушками, сладостями и т.п.
  6. Поддерживайте в ребенке чувство уверенности в себе, даже критикуя или запрещая нежелательные действия (плох поступок, а не сам ребенок).
  7. В любой ситуации оставайтесь любящими родителями – это главный источник душевных сил ребенка, залог его успешного психического развития.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как воспитать самостоятельного ребенка.

Консультация для родителей...

Памятка для родителей младших дошкольников. «Растим самостоятельного ребенка».

Семь правил, выполнение которых поможет родителям развивать самостоятельность ребенка....

Самостоятельный ребенок. Как научить ребенка играть самостоятельно?

Прежде всего вспомним о том, что ребенок не слушает и исполняет, а смотрит и впитывает. Организуйте для детей такое безопасное пространство, которое сможет двигать его к самостоятельности.  Пройд...