Консультация для родителей будущих первоклассников.
консультация (подготовительная группа) по теме
Советы помогут родителям будущих первоклассников подготовить своего ребенка к школе и морально и физически.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultaciya_dlya_roditeley.docx | 16.9 КБ |
duhovno-nr_vosp_v_seme.docx | 20.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей будущих первоклассников.
Скоро в школу... Этой осенью или через год ваш ребенок переступит ее порог. В стремлении помочь ему уверенно сделать этот шаг родители порой сбиваются с ног в поисках учреждений и частных практиков, готовящих детей к вступительному собеседованию. И забывается простая истина: образование может сделать ребенка умным, но счастливым делает его только душевное, разумно организованное общение с близкими и любимыми людьми — семьей.
В ваших силах создать в семье именно такую обстановку, которая не только подготовит ребенка к успешной учебе, но и позволит ему занять достойное место среди одноклассников, чувствовать себя в школе комфортно.
Чаще делитесь с ребенком воспоминаниями о счастливых мгновениях своего прошлого.
Начало школьной жизни — большое испытание для маленького человека.
Этот момент легче переживается детьми, у которых заранее сложилось теплое отношение к школе.
Такое отношение складывается из соприкосновений с прошлым опытом близких людей. Перелистайте вместе с ребенком семейный фотоархив. Это занятие исключительно полезно для всех членов семьи. Возвращение к лучшим мгновениям прошлого делает человека сильней и уверенней в себе.
Ваши добрые воспоминания о школьных годах, смешные истории из школьной жизни и рассказы о друзьях детства наполнят душу ребенка радостным ожиданием.
Помогите ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не теряться
Как правило, дети этого возраста на вопрос: «Как зовут твою маму?» — отвечают: «Мама». Удостоверьтесь, что ваш ребенок помнит свое полное имя, номер телефона, домашний адрес, имена родителей. Это поможет ему в незнакомой ситуации.
Приучите ребенка содержать в порядке свои вещи
Успехи ребенка в школе во многом зависят от того, как он умеет организовывать свое рабочее место. Вы можете сделать эту скучную процедуру более привлекательной. Заранее подготовьте в семье рабочее место ребенка: пусть у него будет свой рабочий стол, свои ручки и карандаши (карандаши придется на первых порах точить пока вам, дорогие родители).
Все это как у взрослых, но — личная собственность ребенка!
И ответственность за порядок тоже личная, ведь у взрослых так.
Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе
Многие дети этого возраста неусидчивы. Не всем блестяще даются чтение и счет. Очень многих трудно добудиться утром и быстро собрать в детский сад.
В этой связи вполне объяснимо стремление родителей предупредить детей о предстоящих неприятностях. «В школу не возьмут. .. », «Двойки будут ставить. .. », «В классе засмеют. .. » В некоторых случаях эти меры могут иметь успех. Но отдаленные последствия всегда плачевны.
Не старайтесь быть для ребенка учителем.
Стремитесь к поддержанию дружеских отношений Некоторые дети испытывают трудности в общении с другими детьми. Они могут растеряться в присутствии незнакомых взрослых.
Вы можете помочь ребенку преодолеть эти трудности. Попытайтесь организовать игру детей на площадке возле дома и примите участие в этой игре. Детям очень нравится играть вместе с родителями.
Предложите ребенку самому пригласить к себе на день рождения своих друзей. Этот день станет для него незабываемым, если в программе торжества найдется место для совместных игр детей и взрослых.
Дайте ребенку почувствовать, что он может рассчитывать на вашу поддержку в любой ситуации. Одними учебными занятиями с ребенком этого достичь невозможно.
Научите ребенка правильно реагировать на неудачи
Ваш ребенок оказался в игре последним и демонстративно отказался играть с приятелями дальше. Помогите ему справиться с разочарованием. Предложите детям сыграть еще разок, но немного измените правила игры. Пусть победителем считается только первый, а все остальные — проигравшие. Отмечайте по ходу игры успех каждого. Приободряйте хронических неудачников надеждой. После игры обратите внимание ребенка на то, как отнеслись к проигрышу остальные игроки. Пусть он ощутит самоценность игры, а не выигрыша.
Хорошие манеры ребенка — зеркало семейных отношений
«Спасибо», «Извините», «Можно ли мне. .. » должны войти в речь ребенка до школы. Нравоучениями и проповедями этого достичь трудно. Постарайтесь исключить из общения между членами семьи приказы и команды: «Чтобы я больше этого не слышал!», «Вынеси мусор». Превратите их в вежливые просьбы. Ребенок непременно скопирует ваш стиль. Ведь он вас любит и стремится подражать во всем.
Помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе
Ребенок должен чувствовать себя в любой обстановке так же естественно, как дома. Научите ребенка внимательно относиться к своим нуждам, своевременно и естественно сообщать о них взрослым. На прогулке вы зашли куда-то перекусить. Предложите ребенку самостоятельно сделать заказ для себя. В следующий раз пусть сделает заказ для всей семьи. Пусть он попробует спросить в поликлинике: «Где находится туалет?» или сам займет очередь к специалисту.
Приучайте ребенка к самостоятельности в обыденной жизни
Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым он себя ощущает.
Научите ребенка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии. (Помните, что маленькие пальчики могут справиться только с большими пуговицами и молниями. ) Завязывание бантиков на шнурках ботинок потребует особой помощи и внимания с вашей стороны. Желательно, если это будет не накануне выхода на улицу. Лучше посвятить этому занятию несколько вечеров.
Научите ребенка самостоятельно принимать решения
Умение делать самостоятельный выбор развивает в человеке чувство самоуважения. Посоветуйтесь с ребенком о меню семейного воскресного обеда. Пусть он сам выбирает себе блюдо за праздничным столом и подбирает одежду, соответствующую погоде. Планирование семейного досуга всех членов семьи на выходные дни -еще более сложное дело. Приучайте ребенка считаться с интересами семьи и учитывать их в повседневной жизни.
Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком.
Если ребенок помогает вам выпекать праздничный пирог, познакомьте его с основными мерами объема и массы.
Продуктовые универсамы — очень подходящее место для развития внимания и активного слушания ребенка. Попросите ребенка положить в корзину: три пачки печенья, пачку масла, батон белого и буханку черного хлеба. Свою просьбу изложите сразу и больше не повторяйте.
Ребенок помогает вам накрывать на стол. Попросите его поставить на стол четыре глубокие тарелки, возле каждой тарелки справа положить ложку. Спросите: сколько ложек тебе понадобится?
Ребенок готовится ко сну. Предложите ему вымыть руки, повесить полотенце на свой крючок, выключить свет в ванной.
Проходя по улице или находясь в магазине, обращайте внимание ребенка на слова-надписи, которые окружают нас повсюду. Объясняйте их значение.
Считайте деревья, шаги, проезжающие мимо машины.
Учите ребенка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность
Обращайте его внимание на первые весенние цветы и краски осеннего леса.
Сводите его в зоопарк и вместе найдите самое большое животное, потом самое высокое. ..
Наблюдайте за погодой и очертаниями облаков.
Заведите рукописный журнал наблюдений за ростом котенка.
Учите ребенка чувствовать.
Открыто переживайте с ним все события повседневной жизни, и его любознательность перерастет в радость учения.
Успехов Вам и вашим детям!
Предварительный просмотр:
«Современная семья
и духовно-нравственное воспитание»
Подготовила воспитатель
Максимова М.Р.
2018г.
«Воспитание — великое дело: им решается участь человека»
( В.Г.Белинский)
« Что нынешнее воспитание располагает к своеволию, это правда. Я нередко дивлюсь, с какой важностью и самостоятельностью ведут себя малолетние дети при родителях, и сии как будто не смеют прикоснуться к ним».
(Свт. Филарет, митр. Московский)
«Сколько есть родителей, которые не хотят взять на себя труда исправить своих детей, непокорных и развращенных! Они как будто боятся огорчить детей, если будут строгим словом обуздывать порочные наклонности, которым они предаются. Что же выходит? Безпорядки увеличиваются; безнаказанность доводит до государственных преступлений… Не исправляя их – делаетесь их сообщниками…
…Если бы добрые отцы старались дать своим детям доброе воспитание, то не нужны были бы ни законы, ни суды, …ни наказания. Палачи есть потому, что нет нравственности»
(Святитель Иоанн Златоуст)
Духовно-нравственное воспитание – это воспитание в традициях.
Основой духовно-нравственного воспитания, прежде всего, является духовная культура той среды, в которой живет ребёнок, в которой происходит его становление и развитие – это духовная культура семьи, детского сада, школы. Детский сад и школа как социальные институты помогают в воспитании родителям, но не могут заменить семейного воспитания. Ведь если основы нравственности, духовности, отношения к людям, о которых детям говорится в школе, не поддерживаются в семье, если в семье отсутствуют традиции, каноны, товоспитание, навязанное социальными институтами, как правило, не сможет оказать на развитие личности ребенка должного влияния.
Общеизвестно, что семья является первичным лоном культуры и призвана воспринимать, поддерживать и передавать из поколения в поколение некую духовно-религиозную, национальную и отечественную традицию.
Отцовская и материнская линии поведения в русской семье органически соединялись в выстроенном семейном укладе (установившемся порядке, строе жизни) и благотворно влияли на становление детской души и укрепление семейных связей.
Традиционный семейный уклад, а это обычаи, традиции, отношения, правила - помогал ребенку познавать жизнь в разных ее проявлениях и учил включаться в эту жизнь по мере сил и способностей. В семье закладывалась последующая социальная и духовная
состоятельность личности. Почитание родителей, послушание им воспринималось детьми ,как Божия заповедь и необходимое условие благополучного взросления. А мать и отец, осознавая особенности своего семейного служения и свой долг доброго воспитания детей, понимали и житейскую, и духовную значимость мудрого педагогического общения в семье.
Духовно нравственные традиции – это сложившиеся исторически формы взаимоотношений людей, которые передаются в поколениях и поддерживаются силой общественного мнения. Традиции возникли со времени образования человеческого общества в процессе его трудовой и общественной жизни. Они складывались из опыта людей в преодолении враждебных сил природы, а также служили основой для формирования лучших качеств личности человека. Нарушение традиций долгое время считалось преступлением и каралось самым строгим образом. Главной функцией традиций выступает функция воспитания.
Духовно-нравственное воспитание – это процесс содействия восхождению детей к нравственному идеалу, через приобщение их к нравственным ценностям (добро, долг, верность, истинность, благодарность, отзывчивость, милосердие), пробуждение и развитие нравственных чувств (стыда, сострадания, долга любви и веры); становление нравственной воли (способности к служению добру и противостояние злу, терпения и терпимости, готовности к преодолению жизненных испытаний и противостоянию соблазнам, стремления к духовному совершенствованию); побуждение к нравственному поведению. Основой в воспитании должны быть национальные духовно-нравственные традиции народа.
Общество покоится на духовно – нравственных основах человеческой души, которая закладывается в семье, в ней формируется, из неё вырастает. Семья, как важное звено общества, оказывает непосредственное и сильное влияние на всестороннее его развитие, именно в ней воспитывается характер и формируется духовный опыт будущих граждан общества.
Во все века люди высоко ценили духовную воспитанность. На сегодняшний деньсовременное общество достигло многого, но теряет традиции культуры, красоту языка, меняются нравственные основы, и часто не в лучшую сторону.
Восстановлению духовных основ семьи может способствовать укрепление связей между поколениями.
Ведь сама природа распорядилась так, что старшие постигали премудрости бытия, нарабатывали жизненный опыт. Чем опытнее старшие, тем больше они могут передать младшим, предостеречь, сохранить их, а главное, своей бескорыстной любовью учат такой же любви детей и внуков. Если дети лишены такого общения, их души недополучают любви, семейной теплоты, того, что на всю оставшуюся жизнь делает детство доброй сказкой, они черствеют, из обихода уходят понятия добра и зла, духовность заменяется практицизмом.
Современный порядок жизни более провоцирует разрушение традиционных семейных связей, чем их созидание. И для мужчин, и для женщин все большее значение приобретают работа, успехи в профессиональной области, стремление к достатку. У современных родителей не остается ни физических ни душевных сил для воспитания детей. И даже верующие люди часто не воспринимают общение с супругом и детьми как нечто духовно значимое в жизни. Заботясь о том, чтобы в семье все были одеты и накормлены, в доме тепло и уют, мы порой совсем не думаем, чем живет наша семья, что духовного мы оставим в наследство своим детям и внукам, какие нравственные ценности и традиции нашей семьи пройдут через поколения.
А ведь в семье рождается чувство живой преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему своей Родины.
Испокон века воспитание доброго нрава ребенка, развитие его способности к добродетельной жизни определялось образом жизни матери и отца, тем, насколько сами родители могли показать ему добрый пример. Без примера и наставления в добре ребенок теряет способность формироваться как личность. Об этом свидетельствует в пословицах мудрость православного русского народа: "Мать праведная - ограда каменная", "Отец сына не на худо учит" и много других примеров...
Великий философ, правовед, историк религии и культуры Иван Александрович Ильин обозначил средства духовного воспитания:
- природа во всей ее красоте, величии и таинственной целесообразности,
- истинное искусство, дающее возможность испытать чувство благодатной радости,
- неподдельное сочувствие всему страдающему,
- действенная любовь к ближним,
- мужество национального героя,
– непосредственное молитвенное обращение к Богу, "Который и слышит, и любит, и
помогает".
В современной ситуации осознание действенности названных средств особенно важно, так как речь идет не об отдельных душах, а о поколениях, утративших или так и не успевших обрести веру.
Особенностью современных условий духовно-нравственного воспитания является то, что осваивать его традиции родителям придется не только в педагогическом (применительно к детям), но и в личностном плане (применительно к самим себе). Им придется решать двойную задачу:
1. становиться носителями той духовно-нравственной культуры и образа жизни,
который они стремятся привить детям;
2. создавать и непрерывно поддерживать в семье такую культурную,
психологическую и духовную атмосферу, в которой формировалось бы и
закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму.
Современным родителям предстоит на личном опыте с большим трудом
– обретать сущностное понимание отцовства и материнства,
- осваивать свое родительство как терпеливое и милосердное служение Богу и ближним,
- учиться реагировать на проблемы, возникающие в развитии и поведении ребенка, не раздражением, а терпением и милостивой и сердечной родительской любовью. Такой живой и творческой любви нужно учиться нам всем сегодня.
Мало кто любит, когда ему навязывают что-то новое, но при этом, уважает и принимает традиции. Нельзя заставить человека быть добрым, отзывчивым, любить свою Родину, свою семью, жить в ней, соблюдая все ее традиции, чтить традиции предков.
Это надо понять, почувствовать, принять. Как часто случается так, что ребенок протестует против законов в его семье. Сначала этот протест живет в нем самом, с возрастом нарастает и вырывается наружу. У родителей начинается проблема с воспитанием ребенка, который когда-то рос «таким хорошим мальчиком».
Поэтому воспитание должно быть очень аккуратным, очень грамотным. Особенно если это касается ни каких-то житейских мелочей, например, помыл ли он за собой посуду,а именно нравственного, духовного формирования личности.
Чтобы в семье был порядок, надо устанавливать свои традиции для своей семьи, чтобы они были по нраву всем ее членам , ведь традиции способны сближать, укреплять любовь, вселять в души взаимоуважение и взаимопонимание, то, чего так сильно не хватает большинству современных семей.
Неплохой традицией является обсуждение вопросов семейной жизни. Ведь в отличии от школы в семье не разрабатываются программы по воспитанию, не составляются планы. Воспитание в семье – это уроки самой жизни с удачами и разочарованиями, радостью и болью. Так, за вечерним чаем все члены семьи рассказывают о том, что произошло интересного в течение дня, обсуждают планы на будущие выходные. Главное, что бы и дети были включены в активное обсуждение, высказывали свое мнения.
Полезный обычай - разбирать собственные ошибки вслух, это даёт возможность проводить беспристрастный анализ поступков и делать правильные выводы на будущее.
Ребенок учится нести ответственность за свои поступки.
Хорошей традицией является празднование семейных дат, где важна совместная деятельность взрослых и детей. Для детей все праздники - необычные и сказочные, поэтому задача взрослых сделать так, чтобы ребёнок вспоминал о детстве как можно чащепотом, когда вырастит и будет воспитывать своего малыша.
Особое внимание уделяется празднованию великих церковных дат, потому что культура нашего народа, его история, его внутренний мир широко раскрывается именно в них.
Одним из средств передачи традиций во все времена являются песни. Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека. Главное назначение песни - привить любовь к прекрасному,
выработать эстетические взгляды и вкусы. Большинство колыбельных песен раскрывает огромную силу материнской любви.
Как Вам, к примеру, традиция читать на ночь. Даже если малыш пока ещё слишком мал, и не всё понимает из того, что Вы ему читаете, даже звук Вашего голоса будет ему полезен.
Погружение детей в традиционную фольклорную среду - один из факторов воспитания. Он не только знакомит ребенка с окружающим миром, но и внушает нравственные правила, нормы поведения. Причем все это делается в яркой эмоциональноформе, понятной и доступной. Сколько детских сказок, загадок, скороговорок в народном творчестве. Все они преследовали определенные педагогические цели. Сказки являются важными воспитательными средствами, в течении столетий выработанными и проверенными народом. Важнейшей особенностью сказок является их поучительный характер «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
Таким образом, духовно – нравственные основы семьи и народные традиции в семейном воспитании, могут быть решаемы на основе обращения к высшим духовным ценностям национальной культуры. Справиться семье с такой непростой задачей поможет целая система воспитания и обучения направленная на формирование и развитие духовно – нравственных качеств личности, ориентированная на абсолютные ценности.
Подводя итог, надо отметить, что одна из главных задач современного воспитания - научить детей хранить культуру и традиции своего народа. Но вся духовно-нравственная работа вне семьи, хотя, без сомнения, нужна и значит очень много, никогда не может захватить души так широко и глубоко, как это возможно в семье... Реальную и полнуюоснову духовно-нравственного возрождения России может создать именно семья...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Консультация для будущих первоклассников"
Консультация для родителей детей подготовительной группы....
Консультации родителям будущих первоклассников
по подготовке детей к школьному обучению...
Консультация«Трудности будущих первоклассников, их причины, способы профилактики и коррекции»
Первый год учёбы в школе имеет большое значение. От него во многом зависит, как будет учиться ребёнок в дальнейшем. Первый класс - это серьёзное испытание, как для ребёнка, так...
Консультация "Родителям будущих первоклассников"
Советы учителя-логопеда ро развитию речи детей подготовительной группы....
Консультация "Родителям будущих первоклассников"
Готов ли ребёнок к школе....
Консультация: "Родителям будущего первоклассника"
Какие знания должны быть сформированы у будущегопервоклассника?...
Консультация «Портрет будущего первоклассника»
Что должен знать и уметь ребенок, который идет в первый класс? Ответы на этот вопрос можно узнать из данной консультации для родителей....