География для малышей
методическая разработка по теме

 

Нередко так бывает, что родители сводят знакомство малыша-дошкольника с географией лишь к изучению карты, заучиванию столиц государств и запоминанию флагов. Но география очень обширна, имеет множество разделов и касается едва ли не любой стороны нашей жизни. Это не только географическая карта…

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_dlya_sayta_geografiya.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

География для самых маленьких.

   Нередко так бывает, что родители сводят знакомство малыша-дошкольника с географией лишь к изучению карты, заучиванию столиц государств и запоминанию флагов. Но география очень обширна, имеет множество разделов и касается едва ли не любой стороны нашей жизни. Это не только географическая карта…

       В понятие географии входят также метеорология, этнография, геология, экология, краеведение, геодезия, геофизика, тектоника и множество других смежных наук. И это, пожалуй, самая интересная для малыша область знаний. Ведь любой маленький человечек очень интересуется устройством окружающего мира. Его волнуют путешествия и дальние страны, люди и животные, которые там живут. Он задает множество вопросов о том, почему бывают землетрясения и извергаются вулканы, зачем море все время накатывает на берег волны и почему вода в нем соленая, что находится под землей и на дне океана…
Знакомство с планетой Земля.
 
Первые представления малыша о себе и окружающем мире обычно очень разрозненные и бессистемные. Наша задача как родителей – помочь крохе осознать, что каждый человек (в том числе и сам малыш) является частью этого мира. С чего же начать?Прежде всего, познакомьте кроху с нашей удивительной планетой.

Ваш рассказ может звучать примерно так:
"У каждого человека есть свой дом. Есть он и у тебя. Ты живешь в нем вместе с мамой и папой. Но у всех-всех людей есть еще один большой общий дом — наша прекрасная планета Земля. Небо похоже на огромный голубой потолок, а земля, по которой мы ходим, — это пол. Для всех светит одно большое солнце. Нас поливает дождик, словно душ, и обдувает ветерок. Очень давно, много-много лет назад, люди совсем ничего не знали про нашу планету. Они думали, что Земля похожа на большой блин и лежит на спинах трех китов или на трех слонах, которые стоят на гигантской черепахе. Когда животные начинали шевелиться — на Земле случались землетрясения".
 

Задание: 
Можете вместе с малышом нарисовать и этих слонов, и черепаху, и Землю у них на спине и вместе посмеяться, потому что любой, даже самый маленький ребенок, отлично знает, что Земля никакой не блин, а огромный шар. Конечно, вам очень пригодится глобус. Ведь только с его помощью малыш сможет хоть чуть-чуть представить себе, как же на самом деле выглядит наша планета. Возможно, так ее видят космонавты из далекого космоса.

Древние люди однажды решили доплыть до края земли. Они сели на корабль и после многих дней плавания опять возвратились домой, но уже с другой стороны. Так люди узнали, что Земля круглая.

Задание: 
Отыщите с малышом на карте ту точку, где вы живете. Пусть малыш поставит на нее пальчик и, словно древние путешественники, движется, пальчиком по глобусу прямо, никуда не сворачивая. Вернулся "домой"?

Где живет Карлсон?

  Чем раньше в комнате малыша появится географическая карта, тем лучше. Не стоит думать, что малыш ничего не поймет и не запомнит. Достаточно лишь время от времени обращать внимание юного географа на карту, показывать и называть географические объекты, и очень скоро ребенок будет знать и части света, и океаны, и даже многие страны с их столицами. А разнообразная детская литература – это настоящая сокровищница географических знаний.
   И чем больше мы будем читать малышу, тем шире будут его представления об окружающем мире. И не просто читать, а непременно отыскивать на карте те места, где происходят события. Так, читая о проделках Карлсона, отыщем страну Швецию и запомним ее столицу — Стокгольм. Знакомясь с книгой о мальчике-луковке Чиполлино, найдем на карте и его родину — Италию. А еще узнаем, где побывала проказница Пеппи во время своих морских плаваний вместе с папой-капитаном. Особенно хороша детская карта мира со всевозможными биологическими, историческими и сказочными объектами-значками. Малыши очень любят их рассматривать, параллельно запоминая множество полезных сведений. Но подойдет и обычная физическая карта мира или карта полушарий.
    А "развивающую" карту несложно сделать и самостоятельно из самой обычной. Можно наклеивать на изображение материков наклейки и картинки с животными и сказочными героями. Например, наклейку с героями мультфильма «Мадагаскар» поместим возле одноименного острова. А заодно найдем в энциклопедии и прочитаем вместе с малышом об этом острове что-нибудь интересное. И не забудем проследить путь зебры Марти и ее друзей от Нью-Йорка до Мадагаскара. Если у вас отыщутся старые журналы или атласы, откуда можно вырезать флажки разных государств, вместе с крохой наклеивайте их на карту. Подобные игры принесут крохе несомненную пользу и во многом облегчат дальнейшее школьное обучение. Сказки Киплинга как нельзя лучше познакомят маленького географа с животным миром Индии. Пусть малыш запомнит месторасположение на карте и этой страны. Путешествуйте по карте вместе с доктором Айболитом, отправившимся в Африку лечить больных обезьян, и вместе с Нильсом и стаей гусей. Когда малыш немного подрастет, прочитайте ему сказку о приключениях капитана Врунгеля. Она просто изобилует всевозможными географическими подробностями. Конечно, не забываем находить на карте все места, где побывал отважный капитан на своей знаменитой яхте «Беда». А еще лучше, отмечайте карандашом его путь прямо по карте.

По следам Сесиль Лупан

      Вообще, возьмите себе за правило обращаться к карте во всех случаях, когда в повседневной жизни заходит речь о каких-то географических названиях, будь то чтение книг, просмотр мультиков или рассказ вернувшихся из путешествия друзей.
Много интересных географических идей можно почерпнуть из книги Сесиль Лупан "Поверь в свое дитя". Прежде всего, это песенки с названиями столиц государств. Можно рассказывать малышу стишки или петь песенки, в которых упоминаются географические названия. Ведь в стихах подобная информация запоминается куда легче.   Вот несколько примеров:

Над Италией парим,
Видим вечный город Рим.
А в Испании – Мадрид
В центре всей страны стоит.
Вот во Франции, в Париже,
Башня всех построек выше!
А в Британии, без спора,
Лондон – самый главный город.

Было бы здорово почитать с малышом замечательную книгу А. Усачева "Мои первые географические открытия", где география изучается в стихах и очень весело.

 На свете много островов,
Так много, что не счесть…
А вот больших материков
Мы насчитаем шесть:
Африка, Америка
(Северная и Южная),
Австралия,
Евразия,
Антарктида
(Вьюжная).
Что такое ЕВРАЗИЯ?
Это – ЕВРОПА плюс АЗИЯ:
Из двух частей света возник
Самый большой материк!

    Обратите его внимание на то, сколько на Земле воды. Расскажите, что много воды называется водоемом. Что водоемы бывают соленые и пресные (проведите опыты с соленой и пресной водой - в какой лучше плавают предметы, сделанные из того или иного материала). Что бывают стоячие водоемы и проточные (можете рассмотреть на улице ручейки и лужи при соответствующих погодных условиях). Назовите типы водоемов – река, озеро, пруд, море, океан, расскажите, чем они друг от друга отличаются.

Дидактические материалы: 
 Повесьте вокруг или около физической карты плакаты-объяснялки на данную тему, например, строение реки (подпишите исток, устье, русло, берега),
 сводные таблицы – моря, входящие в тот или иной океан (напишите крупными буквами и распечатайте на принтере - попадаясь на глаза ребенку, эти сведения прочно поселятся у него в голове),
 таблички сравнения длин самых великих рек мира (все это с диаграммами, выполненными на компьютере в Excel) или что-то типа того,
 картинки с фотографиями воды в природе: река (горная, равнинная), озеро, море, волны, брызги, водопад, лед, снег, бухта, залив, берег (песчаный, каменистый, скалистый), канал, мост, остров, полуостров и так далее.
 изображение воды в природе в разных состояниях: брызги, сосульки и т.д.
 Когда вам это все на стене надоест, вложите в альбом или, еще лучше, в дюжину прозрачных файлов , переплетите или перевяжите и получите книжку о воде.

Цветные моря

     Крохе надо рассказать, что синим цветом на карте обозначаются реки, озера, моря и океаны. Знакомство с водными ресурсами планеты можно начать с "цветных" морей. Малышу будет интересно узнать, что на нашей планете есть Черное, Красное, Белое и даже Желтое море.

 Отыщите их на карте и попробуйте вместе разобраться, почему эти моря так необычно называются. Желтое море имеет желтоватый оттенок. В Красном море обитают особые водоросли. В периоды их интенсивного роста кажется, что синяя водная гладь окрашивается в красно-коричневые тона. Белое северное море действительно имеет очень светлый, почти белый цвет воды. А Черное море издавна прозвали так из-за неспокойного нрава и черного цвета воды во время бурь и штормов.

Задание:
 Отыщите их на карте и попробуйте вместе разобраться, почему эти моря так необычно называются.
 Нарисуйте эти цветные моря. Обсудите, возле каких стран они находятся? Какие люди там живут? Возможно, малыш уже побывал на каком-то из этих морей (например, на Черном или Красном) или вы вот-вот собираетесь отправиться в путешествие. Тогда, ему будет вдвойне интересно побольше узнать об этих удивительных морях.
 Разрежьте карту на "страны". Тогда вы получаете возможность играть еще во множество разнообразных игр. Вы сможете подбирать страны по контуру, как пазлы, угадывать страну по очертаниям, сортировать страны по материкам, размерам, названиям (начальным буквам).

     Находите на карте и рассматривайте и другие моря. И тоже пытайтесь разобраться в происхождении их названий. Это не только расширит географические знания малыша, но и потренирует мышление, смекалку и фантазию. Ведь можно выдвигать и фантастические версии. А потом вместе с мамой найти информацию в детской энциклопедии или в Интернете и проверить свои догадки. Ведь почему Средиземное море назвали именно так, ребенок наверняка догадается и сам. Достаточно лишь внимательно посмотреть на карту. Не вызовут затруднения и, например, Японское и Южно-Китайское моря. А вот о происхождении названия Мертвого моря придется подумать.


География на прогулке


Где лучше всего изучать науку о Земле? Конечно на прогулке. А еще лучше устроить вместе с малышом настоящую научную экспедицию. Для этого вовсе не обязательно отправляться в многодневный поход. Просто в один солнечный погожий денек сообщите малышу, что сегодня вы отправляетесь не просто гулять. Вы идете в путешествие. А что нужно для настоящего путешествия? Удобная одежда и обувь, рюкзачок и, конечно, что-нибудь вкусненькое, чтобы подкрепиться на привале. Готовы? Тогда в путь!
Не имеет такого уж большого значения, куда вы отправитесь вместе с юным путешественником: в лес, парк, к реке или к пруду. Просто обращайте его внимание на окружающий мир и рассказывайте, рассказывайте, рассказывайте. Например, о почве. Что такое чернозем, как он образуется, и какие растения на нем растут. Разгребите палкой хвою в сосновом лесу, и пусть ребенок увидит собственными глазами, что сосны растут на песке. А что такое песок вообще? А глина, гранит, мрамор?
В ваш мини-поход непременно возьмите с собой компас. Такой замечательный атрибут придаст походу особую значимость. К тому же это отличный повод познакомить малыша с частями света и рассказать о чудесной путеводной стрелочке. Наверное, кроха уже знает, что утром солнышко восходит на небо на востоке, а вечером садится с другой стороны — на западе. Может ли солнышко что-нибудь напутать и взойти на западе? Конечно нет. Ведь Земля вращается только в одну сторону. Кстати, а вы наблюдали с ребенком восход и заход солнца? Он уже знает, что такое линия горизонта?
Научите ребенка пользоваться компасом. Пусть он держит компас в рукax и медленно вращается вокруг себя до тех пор, пока красная стрелочка не будет указывать на букву N (north — север). Объясните малышу, что сейчас он стоит лицом к северу. Сзади у него юг, слева — запад, справа — восток. Пусть кроха определяет в пути, в каком направлении вы движетесь.
А ведь и вы можете отправиться на поиски полюса. И не только Северного, но и Южного тоже. Только сначала покажите малышу эти полюса на глобусе и расскажите о земной оси — придуманной линии, которая как бы протыкает Землю насквозь. Те точки, через которые проходит наша воображаемая ось, называются полюсами. Верхний полюс называют Северным, а нижний — Южным. На полюса солнечного тепла попадает меньше всего, поэтому здесь находятся самые холодные места на нашей планете. Конечно, поиски полюса будут воображаемыми, и никакой земной оси на самом деле не существует. Зато, гуляя, вы сможете обсудить множество важных и интересных вещей: что называют Арктикой, а что Антарктикой, кто из животных на каком полюсе живет, что такое полярный день и полярная ночь, какие на полюсах зима и лето, что такое айсберги, для чего нужны ледоколы, что изучают полярные экспедиции и многое другое.


     А в следующий раз можно отправиться на поиски экватора. И, конечно, поговорить о том, что экватор — это тоже придуманная линия. Она как будто поясом окружает нашу Землю по серединке. Туда солнечных лучей попадает больше всего, а значит на экваторе всегда жарко. Зимы здесь не бывает. Вспомним о жарких экваториальных странах и их жителях, о песчаных пустынях и густых джунглях, о тропических ливнях и засухе и конечно об удивительных животных, которые здесь живут.

Задание: 
Прямо на ходу можно играть в игру "Я знаю 5 названий...". Мама задает тему: "Я знаю 5 городов...". А малыш продолжает, перечисляя названия известных ему городов на каждый шаг: "Москва — раз, Киев — два...". Темы могут быть самыми разными: страны, столицы государств, моря, реки, озера, вершины, вулканы. Или даже так: "Я знаю 5 животных, живущих в Северной Америке..." Если 5 названий вспоминается легко, называем сразу по 10. Мама подсказывает, малыш запоминает. Так расширяем наши географические познания.

    А как насчет азов географии, которые можно изучать прямо во дворе собственного дома? Звонкие ручьи после дождя дарят малышу замечательную возможность представить, как "устроена" самая настоящая река, какой рельеф имеет земная поверхность. Нам понадобится быстрый и уверенный ручеек и желание его исследовать. Прежде всего, представьте с малышом, что этот ручеек на самом деле никакой не ручеек, а широкая и бурная река. Просто она кажется вам такой маленькой. У каждой реки есть два берега — левый и правый. Разберитесь с малышом, где какой и отправляйтесь в путешествие.
Можно двигаться в двух направлениях: вверх по течению и вниз. Если повезет, вам даже удастся найти исток и устье вашего ручейка-реки. Исток (то место, где река начинается) у дождевого ручья будет, скорее всего, у большой лужи, а если повезет — то у вершины сугроба. Настоящие же реки начинаются, как правило, высоко в горах и "питаются" талым снегом и родниками. Вот и наш ручей сначала течет тоненькой струйкой, но по пути к нему присоединяются все новые и новые ручейки, и он становится все шире и полноводнее. Небольшие речушки, которые впадают в большие реки, называют притоками. Продвигаясь вниз по руслу ручья, вы с малышом непременно увидите эти ручейки-притоки. Русло реки не бывает прямым, оно все время изгибается, обходя естественные препятствия и образуя излучины.
       По пути вы встретите миниатюрные копии настоящих водопадов, заметите, что с горки вода течет стремительно (поговорите с ребенком о горных реках), а по "равнине" бежит плавно и неторопливо. В обычном ручейке можно отыскать и водовороты, и мели, и пороги. Все как у настоящей реки. А вот ответвление в сторону и — озеро. Здесь течения нет, вода стоячая, но ветер гонит волны по луже точно так же, как и по настоящему озеру. Если вам повезет, то ваш ручеек закончится не в канализационном сливе, а будет вместе с другими такими же ручьями впадать в большущую лужу. Эта лужа — миниатюрная копия моря. Точно так же вливаются в море и настоящие реки, а место их соединения с морем называют устьем. Если малыш возьмет с собой в путешествие лопату на длинной ручке, то с ее помощью сможет построить плотину из песка и палок. Рядышком можно выкопать небольшую ямку и отвести туда воду из ручья — вот вам и искусственное водохранилище. А сколько "околоводных" тем можно затронуть во время такой прогулки — даже не перечислить. А сколько потом интересных книжек можно прочитать дома на тему рек, морей и кораблей!
Кстати, "географическим" строительством можно заняться и на песчаном пляже. Так здорово вместе с малышом возводить из песка горы, прокладывать русла рек, строить плотины и искусственные водохранилища.

      Как устроен мир географически, проще всего объяснить ребенку, играя в матрешку. Мама, папа и ребенок (семья) живут в доме, дом находится на улице, улица - в городе, город - в стране, страна - на материке (континенте), континент - на полушарии, а полушария складываются в планету - Землю. Соответственно, самая большая матрешка - планета Земля, а самая маленькая - дом.
География на кухне.

 Прекрасные наглядные пособия по географии всегда у вас под рукой. Кастрюля с супом - мировой океан, папина, мамина и детская тарелки - части мирового океана, то есть моря. Чашка с чаем - глубокое озеро, а чай, налитый в блюдце - это уже мелкое озеро с плоским дном.

География родного края. 

   Для начала вместе внимательно рассмотрите родной город. Наверняка там есть река, озеро, а если повезло - еще и море, а может быть, даже океан. Или горы, холмы и овраги. Парки, сады и скверы. Значит, можно заняться изучением ландшафта, флоры и фауны! А если еще потом вместе с ребенком вы изобразите все на бумаге - получится карта. Планов и карт можно составить бесконечно много, изобразив, например, дорогу в ближайший магазин, сосчитав шаги и выполнив все в масштабе. А потом ходить по нарисованному плану за молоком, например.

           Когда ребенок научится ориентироваться в своей стране, напомните ему, что страны "живут" на континенте. Пусть он познакомится с картой вашего континента. Если у ребенка есть знакомые, живущие в других странах континента, покажите ему эти страны; если он знает о существовании иностранных языков, отметьте на карте страны, где на них говорят, и т.д. Напомните ребенку, что континенты "живут" на Земле. Покажите ему карты пяти (или шести) континентов. Потом возьмите глобус или лучше большой пластмассовый надувной мяч, на который жирным фломастером нанесите контуры каждого континента. Сравните его с картой полушарий и объясните, что карты на самом деле не отражают действительное расположение континентов. Так как земля круглая, концы карты полушарий должны соприкасаться. После этого, пользуйтесь своими пособиями, повторите пройденное - от страны к ее континенту, затем к другим континентам, ко всему земному шару и, наконец, к Солнечной системе.

Задание: 
Купите две одинаковые карты небольшого размера. Одну из них повесьте на стену, другую наклейте на кусок неплотного картона или листа бумаги для черчения и высушите под прессом. Разрежьте на 12- 15 прямоугольников. Они получатся довольно большие. Рассмотрите с ребенком целую карту, покажите и назовите крупные географические объекты – континенты, океаны, большие острова, реки, моря. Возьмите одну разрезную карточку, рассмотрите. Предложите ребенку найти на карте такой же фрагмент, назвать, части каких объектов на нем можно увидеть. Пусть попробует собрать всю карту целиком. Через некоторое время разрежьте имеющиеся прямоугольники на две части – некоторые вдоль, некоторые поперек. Играйте также. Пробуйте найти изображенные на ваших карточках фрагменты на картах другого масштаба.
Если карта большая, ее можно использовать, как классики. Предложите малышу прыгать из Африки в Австралию, Северную Америку или Индию.
Можете разделить карту фломастером на участки, например, каждое полушарие пополам и еще пополам. Прыгая по «клеткам», играющий может называть какой-либо географический объект, имеющийся в этой «клеточке».
Покажите ребенку экватор, предложите пройтись по экватору, как по «канату».
Возьмите маленькие игрушечные кораблики, например, из шоколадных яиц «Киндер-сюрприз». Поиграйте в кругосветное путешествие, продвигаясь по клеткам, бросая кубик. Или по маршрутам знаменитых путешественников, разделив эти линии на «ходы» точечками. Попутно обсуждайте те моря и океаны, в которых вы «находитесь».
Нарисуйте на карте линии для ходов, как в обычной игре с фишками и кубиком. Линии могут идти от одного края карты до другого, или по кругу, или разветвляться в разные стороны. В процессе игры, продвигаясь по линиям, рассказывайте малышу, в каком месте он «находится», что там есть интересного, необычного. Детям школьного возраста задавайте вопросы или задания, связанные с этим местом, или типом географического объекта (река, море, гора). Поиграйте в знаменитые путешествия – пройдите по маршруту Колумба, Магеллана, Беринга или Кука. Перед началом игры можете рассмотреть нужную главу в детской энциклопедии. Вместо фишек можете пользоваться маленькими игрушками, например, от киндер-сюрприза.

Возьмите картинки от зоологического лото. Разложите их на карте по материкам или более точно – в ту или иную часть материка – в горы, на реку или озеро, в пустыню или в леса.
В игре участвуют дети, знакомые с географической картой. Взрослый дает описание того или иного объекта – постепенно, начиная с общих определений, переходя к более конкретным. Например: это остров, он находится в восточном полушарии, расположен в Тихом океане, на нем расположен город такой-то…. Или это река, расположена в Евразии, впадает туда-то, на ней стоит город такой-то. В процессе игры дети высказывают предположения. Кто быстрее угадал, о чем идет речь – получает очко.
В эту можно играть за городом - на дачном участке или на берегу реки, там, где есть песок, вода и возможность вымазаться с головы до ног.
Постройте свою сказочную страну из песка, камушков, палочек. Пусть в ней будут горы, реки, овраги. Лес можно сделать из травинок, холмы из камней, горы из песка, озера выкопать. Каждому объекту присвойте свое название - "Остров приключений", "Гора Удачи" и так далее. Попробуйте нарисовать карту своей страны (сначала только карандашом), а потом раскрасить географические объекты так, как полагается. На карту нанесите координатную сетку и потренируетесь находить координаты нужных объектов. Придумайте игру со своими правилами, где нужно будет ходить по карте и что-либо искать (например, клад).

        Создавайте альбом для каждого материка или каждой страны, как вам будет удобнее.
На титульном листе альбома должно быть написано название, а рядом (сверху или снизу ) - изображение континента. Для показа в таком альбоме подойдут любые картинки, связанные с материком с указанием названия, местонахождения и страны:
•фотографии архитектурных объектов: "Собор Нотр-Дам в Париже. Франция",
•фотографии значительных произведений искусства: живописи, скульптуры: "картина испанского художника Веласкеса "Портрет Инфанты Маргариты" ".
•фотографии любых произведений прикладного и народного искусства, предметов, отражающих национальные традиции : "японский веер", "соломенная шляпа из Эфиопии" и т.д.
•фотографии традиционных блюд, необычных продуктов питания, посуды,
•флаги, гербы стран,
•фотографии:
o людей одетых в традиционные одежды или почти без них : "австралийский абориген", "японка в кимоно",
o людей экзотических профессий: "мастер по раскрашиванию зонтов, Таиланд", "резчик по дереву с острова Бали", "плетельщик корзин из Марокко", "мастер икебаны из Японии", "тореадор из Испании", "Лондонские полисмены у Биг Бена",
o людей, занимающихся сельскохозяйственным трудом, особенно непривычным для наших широт: "сборщики риса в Китае", "сборщики хлопка в Узбекистане", "погонщики слонов в Индии",
o людей, прославивших свою страну: " знаменитый сказочник Ганс Христиан Андерсен из Дании", "великий мастер итальянского Возрождения Леонардо да Винчи",
o людей, повлиявших на историю страны : "император Франции Наполеон Бонапарт" и т.д.,
o людей, принимающих участие в традиционных шествиях, праздниках, карнавалах, ритуалах,
o людей, играющих на народных инструментах.
•фотографии природного ландшафта: "Горы Пиренеи между Францией и Испанией", "Большой каньон реки Колорадо. Штат Аризона, США",
•фотографии любых растений и животных: "Собака динго живёт в пустынях Австралии", "Большая панда обитает только в бамбуковых лесах в Китае".

•Естественно, что когда вы подбираете картинки, вы не будете за один раз вклеивать ландшафт, животных, людей и картины. Можно распределять темы на группы таким образом:
•ландшафт, растения, животные, труд людей в природе (сбор урожая, пастухи и т.д.
•виды городов, памятники, людей, произведения искусства и предметы, отражающие национальные традиции.
Подписи к картинкам располагаются немного левее на странице, а справа, если это возможно, помещается маленькое изображение нужной страны - карта.
Заводить альбомы нужно на те материки, на которые у вас найдётся материал, но не больше двух на каждый материк, а может быть хватит и одного, просто меняйте иногда группы тем. Картинки в альбомах нужно менять тогда, когда есть на что менять. Просматривать эти альбомы (равно как и любые другие) нужно только по настроению - столько раз в день или в неделю, сколько получится.

Игра-задание: 
В игре участвуют дети, умеющие читать и знакомые с географической картой.
На небольших листочках взрослый заранее пишет названия разных географических объектов - городов, морей, рек, гор и т.д. На листках побольше - обобщающее название "ГОРЫ", "РЕКИ" и пр.
Играющие могут разделиться на команды, а могут играть каждый за себя.
1 вариант игры 
Каждый игрок или команда получает одну или несколько больших карточек. По команде ведущего игроки начинают раскладывать под каждой большой карточкой маленькие - под словом "ГОРЫ" - названия гор и так далее. Маленькие карточки лежат вперемежку. Игроки берут их из общей "кучи", например, на столе ведущего или получают некоторое количество карточек "на руки".
Побеждает тот игрок или команда, кто быстрее нашел и правильно разложил свои карточки. Для запутывания игроков можно добавлять в игру названия, не соответствующие ни одной из категорий, написанных на больших карточках.
В процессе игры, если у детей возникают затруднения, они могут сверяться с картой. Причем, совершенно не возбраняется помощь взрослого. Ребенок просит - покажи, где "Карибское". Взрослый показывает на карте, а ребенок сам решает, море это или что-то еще. То есть взрослый подсказывает, но не до конца.

2 вариант 
Более сложный вариант - разложить свои карточки в алфавитном порядке, как в энциклопедии. Если есть два названия на одну букву, игрок должен ориентироваться на следующие буквы - какая из них раньше встречается в алфавите.
3 вариант 
На больших листках пишут названия материков "ЕВРОПА", "АЗИЯ", "АФРИКА" и прочих или названия полушарий "ВОСТОЧНОЕ ПОЛУШАРИЕ", "ЗАПАДНОЕ ПОЛУШАРИЕ" или "ЮЖНОЕ ПОЛУШАРИЕ" и "СЕВЕРНОЕ ПОЛУШАРИЕ".
Детям нужно разложить свои маленькие карточки не только по типам географических объектов, но и по месту их расположения (или по материкам или по двум полушариям).
4 вариант 
Каждому ребенку выдается на руки несколько маленьких карточек. Среди них играющий должен выделить пары объектов, как-то связанных между собой, например:
• река и озеро, в которое она впадает,
• город и море, на берегу которого он стоит,
• река и ее приток,
• гора и страна, в которой она расположена.
Естественно, взрослый заранее подбирает карточки так, чтобы такие пары нашлись.
Эту игру можно проводить несколько по-другому. Играющий получает несколько карточек на руки. А пары к ним он должен выбрать из нескольких карточек, лежащих на столе. Можно подобрать не пару, а тройку (по тому же принципу - город, река, на которой он стоит и страну, в которой это все находится и т.д.). Чем больше пар, троек или даже четверок нашел тот или иной играющий, тем больше очков он получает.

5 вариант 
Если у вас имеются изображения флагов разных стран, то можно подбирать название страны к изображению. К флагам можно подбирать не только страны, но и названия городов и других географических объектов, которые расположены в стране, имеющей такой флаг. Эта игра проводится при наличии плаката, изображающего флаги стран мира, чтобы ребенок мог сверяться с ним в процессе игры.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности детей через знакомство с географией

Развитие познавательной активности, интересов детей через знакомство с географией...

Презентация "География для малышей"

В популярной форме (стихотворение о планете Земля) дети знакомятся с основными географическими понятиями, взаимосвязью и целостностью природных экосистем....

ПОДСКАЗКИ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ: "ГЕОГРАФИЯ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ".

Во всех областях человеческой деятельности существенную роль играет умение ориентироваться в пространстве и времени. Работа по развитию пространственных и временных представлений ведётся в разных напр...

География для малышей

Консультация для родителей...

Советы для родителей по лексической теме "География для малышей

Методические рекомендации по лексическим темам помогут родителям закрепить с детьми пройденный материал, расширить словарный запас  детей, развивать грамматически правильную связную речь....