Рекомендации родителям для домашних занятий с детьми
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) на тему
Рекомендации родителям для домашних занятий с детьми старшей группы по лексическим темам (логопедическое заключение - общее недоразвитие речи).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рекомендации | 191.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель-логопед МДОУ №9 п. Северный Симонова О.В.
Старшая группа
Рекомендации
родителям для домашних занятий с детьми
ПРЕОДОЛЕНИЕ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (СТАРШАЯ ГРУППА)
Тема:«Детский сад»
1. Выучить имена и отчества сотрудников группы. Допускаются ответы в любом звуковом исполнении
- Как зовут логопеда? —
- Как зовут воспитателей? —
- Как зовут нянечку? —
2. Учить детей употреблять слова приветствия и прощания:
- Что говорят, когда здороваются? — Здравствуйте.
- Как здороваются утром ? - Доброе утро.
- Как здороваются днём? —Добрый день.
- Как здороваются вечером? —Добрый вечер.
- Как прощаются? —До свидания.
3. Учить ребёнка образовывать родительный падеж множественного числа существительных.
Поиграть в игру «Кого (чего) в детском саду много?» Добиваться ответа фразой.
Один воспитатель, а в детском саду много (кого?)
- В детском саду много воспитателей.
Много: мальчиков, девочек, групп, спален, раздевалок, игрушек.
4. Учить ребёнка подбирать действия к предметам
Поиграть в игру «Что делает?»
- Что в детском саду делает воспитатель?
- Воспитатель учит, занимается, гуляет...
- Что делает - логопед врач няня заведующая повар музыкальный руководитель прачка сторож дворник
5.Учить ребёнка образовывать прилагательные от существительных Поиграть в игру «Скажи, какой» Добиваться фразового ответа.
- Зал для занятий музыкой, это зал (какой?) - музыкальный зал.
для занятий физкультурой - физкультурный кабинет медсестры — медицинский кабинет для театра — театральная
6. Выучить стихотворение
Поглядите, что за дом, Сколько светлых комнат в нём! Там паркетные полы, Там кроватки и столы. Мишки, зайчики, матрёшки. Миски, ложки, поварёшки, Лучше дома не найдёшь.
Всем наш детский сад хорош! А. Машутис
Тема: «Фрукты»
1. Приклеить в тетради или нарисовать следующие фрукты:
яблоко, груша, апельсин, лимон, банан, персик, киви, ананас, абрикос;
научить ребёнка называть фрукты, показывая каждую картинку, добиваться ответа фразой:
- Что это? - Это банан. закрепить в словаре ребёнка обобщающее понятие «фрукт»
- Как все эти картинки назовём, одним словом? - Фрукты.
- Где растут фрукты? - В саду на деревьях.
2. Учить ребёнка употреблять родительный падеж множественного числа существительных.
Поиграть в игру « Чего в саду много?» Добиваться ответа фразой.
- У нас один лимон, а в саду много (чего?) - В саду много лимонов. Много: яблок, груш, апельсинов, бананов, ананасов, персиков, абрикосов, гранатов, киви.
3. Учить ребёнка образовывать относительные прилагательные от существительных.
Поиграть в игру «Какой сок?»
Сок из яблок —это сок (какой?) —яблочный. Из груши — грушевый
апельсина — апельсиновый
лимона ~ лимонный
банана — банановый
граната — гранатовый
ананаса — ананасовый
персика — персиковый
абрикоса — абрикосовый
4. Нарисовать контур любого фрукта, попросить ребёнка раскрасить его, научить
составлять рассказ о фрукте по плану:
-Что это? Пример: - Это яблоко.
- Какое по форме? - Яблоко круглое.
- Какое по цвету? - Яблоко красное.
- Какое на вкус? - Яблоко сладкое.
5. Выучить стихотворение:
Яблоко спелое, красное, сладкое, Яблоко круглое, с кожицей гладкою. Яблоко я пополам разломлю, Яблоко с другом своим разделю.
Тема: «Осень. Природа, погода»
1. Выучить с ребёнком названия осенних месяцев
Сентябрь, октябрь, ноябрь
2. Приклеить картинку с изображением осени. Провести по картинке беседу:
- Какое это время года?
- Какое осенью небо?
- Как светит осенью солнце?
- Что осенью происходит с листьями на деревьях?
- Что осенью делают звери?
- Что осенью делают птицы?
- Как одеваются осенью люди?
3. Учить ребёнка образовывать родительный падеж множественного числа существительных
Поиграть в игру «Чего осенью много?» Добиваться ответа фразой. ,
- Одна лужа, осенью много (чего?) — Осенью много луж.
дождь - много дождей г
туча - много туч
4. Учить ребёнка подбирать признаки к предметам. Поиграть в игру « Кто больше?»
- Осенью листья (какие?) - жёлтые, красные, зелёные, осенние. Солнце (какое?) —холодное, неласковое, тусклое. Небо (какое?) - серое, хмурое, пасмурное. Ветер (какой?) — сильный, холодный, порывистый. Дождь (какой?) —мелкий, холодный, сильный.
5. Учить ребёнка образовывать прилагательные от наречий.
Поиграть в игру «Какая осень?»
- Если осенью тепло, то осень (какая?) — тёплая, холодно — холодная
рано пришла. — ранняя пасмурно - пасмурная
сыро - сырая поздно пришла - поздняя
ветрено – ветреная солнечно — солнечная
дождливо — дождливая все листья золотые — золотая
хмуро — хмурая ненастно — ненастная
долго ждали — долгожданная
6. Попросить ребёнка нарисовать десять дождевых капель, раскрасить их и сосчитать: -Одна капля, две капли, ... пять капель, ... десять капель.
7. Выучить стихотворение
Капля раз, капля два,
Очень медленно сперва.
А потом, потом, потом Всё бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои открыли, От дождя себя укрыли.
Тема: «Овощи»
1. Приклеить в тетради или нарисовать следующие овощи:
картошка, морковь, капуста, репа, кабачок, свёкла, лук, перец, помидор, огурец, тыква, горох, укроп, баклажан, редис
научить ребёнка называть овощи, показывая каждую картинку, добиваться ответа
фразой:
- Что это? - Это морковь.
закрепить в словаре ребёнка обобщающее слово «овощи»:
- Как все эти картинки назовём, одним словом? - Овощи.
- Где растут овощи? - В огороде, на грядке.
2. Учить ребёнка образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами.
Поиграть в игру «Большой - маленький».
- Большой помидор, а маленький...?
- Помидорчик.
огурец - огурчик морковь - морковка
картошка – картошечка перец – перчик
репа - репка редиска - редисочка
укроп - укропчик свекла — свеколка
капуста — капустка лук—лучок
горох — горошек тыква — тыковка
3. Учить ребёнка согласовывать прилагательное «вкусный» в роде с существительными. Поиграть в игру «Вкусный - вкусная». Спросить про все овощи. Окончания прилагательных выделять голосом!
- Все овощи вкусные, но про одни овощи мы говорим «вкусный», а про другие «вкусная».
- Огурец (какой?) - Огурец вкусный.
- Капуста (какая?) - Капуста вкусная.
4. Нарисовать контур любого овоща, попросить ребёнка раскрасить его и рассказать об этом овоще по плану:
- Что это? Пример: - Это огурец.
- Какой по цвету? - Огурец зелёный.
- Какой по форме? - Огурец овальный.
- Где растёт? - Огурец растёт в огороде.
5. Выучить стихотворение, можно загибать пальцы, чтобы лучше запомнить. Что растёт на нашей грядке? Огурцы, горошек сладкий, Помидоры и укроп Для соления и проб. Есть редиска и салат — Наша грядка просто клад!
В.Коркин
Тема: « Деревья осенью»
1. Приклеить или нарисовать следующие деревья: дуб, берёза, клён, рябина, осина.
Научить различать и называть деревья, добиваться ответа фразой: - Что это? — Это дуб.
2. Учить ребёнка образовывать множественное число существительных Поиграть в игру «Один много»
- Один дуб, а когда много... (как говорим?) —Дубы
берёза — берёзы ветка — ветки жёлудь - жёлуди
клён — клёны лист — листья серёжка - серёжки
рябина —рябины корень — корни ягода - ягоды
осина - осины почка - почки сучок – сучки
3.Учить ребёнка образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами
Поиграть в игру «Большой - маленький» Спросить про деревья и части дерева.
-Большая берёза, а маленькая... ?
- Маленькая берёзка. Маленькая: осинка, рябинка, веточка. Маленький дубок, листик, корешок.
4. Учить ребёнка образовывать относительные прилагательные от существительных Поиграть в игру «Какой лист?»
У берёзы лист (какой?) — берёзовый У дуба — дубовый
клёна – кленовый осины — осиновый
рябины — рябиновый
5. Нарисовать дерево, попросить ребёнка раскрасить его. Научите ребёнка показывать и называть части дерева (корни, ствол, ветки, листья, верхушка, почки), отвечать на вопрос:
- Чего у дерева много?
- У дерева много корней, веток, листьев, почек, сучков.
- Чего у дерева по одному?
- У дерева один ствол, одна верхушка.
6. Учить ребёнка согласовывать числительные и существительные
Поиграть в игру «Сосчитай» Сосчитать осину
Один дуб, два дуба, ... пять дубов, ... десять дубов.
7. Выучить стихотворение
Дуб дождя и ветра Ведь до поздней осени
Вовсе не боится. Дуб стоит зелёный.
Кто сказал, что дубу Значит, дуб выносливый,
Страшно простудиться?! Значит, закалённый. И. Токмакова
Тема: «Игрушки»
1. Приклеить или нарисовать игрушки. Научить ребёнка называть игрушки, о каждой спросить
Что это? — Это кукла.
- Как все эти картинки назовём, одним словом? ~ Игрушки.
2.Учить ребёнка согласовывать существительные с притяжательными местоимениями. Поиграть в игру «Мой - моя - мои»
- Про какую игрушку можно сказать «моя»? - Моя кукла, моя машина...
-Про какую игрушку можно сказать «мой»? - Мой мишка, мой мяч...
- Про какую игрушку можно сказать «мои»?- Мои кубики, мои шары....
3.Учить ребёнка образовывать родительный падеж множественного числа существительных. Добиваться полного ответа.
Поиграть в игру «Чего в магазине много?»
- У тебя одна машина, а в магазине много (чего?)
- В магазине много машин.
4.Учить ребёнка образовывать относительные прилагательные от существительных. Поиграть в игру «Какая игрушка?»
- Игрушка из резины - это игрушка (какая?) - резиновая.
Из: плюша — плюшевая железа — железная
пластмассы — пластмассовая стекла — стеклянная
дерева — деревянная тряпочки — тряпичная
бумаги — бумажная картона — картонная
5. Учить ребёнка подбирать предметы к действиям.
Поиграть в игру «Кто больше?»
- Что можно кидать? - Мяч, шарик. Катать—машину, паровоз...
Спать укладывать — куклу, мишку...
Собирать — кубики, конструктор, мозаику, пазлы, матрёшку...
6. Выучить стихотворение
Бабушка Танюше Светлая головка,
Куклу подарила: Маленькие ножки,
Глазки голубые Платье кружевное
И румянец милый. Красные сапожки... Т. Днепровская
Нарисовать куклу, попросить ребёнка раскрасить её так, как говорится в стихотворении и побеседовать по содержанию:
- Как звали девочку?
- Что подарила ей бабушка?
- Какие у куклы глазки (румянец, головка, ножки, платье, сапожки)?
Тема: «Ягоды»
1. Приклеить или нарисовать следующие ягоды:
малина, клубника, смородина (красная и чёрная), крыжовник, облепиха, слива, виноград, земляника, черника, клюква, рябина.
Научить ребёнка различать ягоды, спросить про все картинки:
- Покажи малину.
Научить ребёнка называть ягоды, спросить про все картинки:
- Что это? — Это клюква.
2. Учить ребёнка образовывать родительный падеж единственного числа существительных.
Поиграть в игру «Чего в лесу (в саду) много?
- Одна вишня, а в саду много (чего?) —В саду много вишни.
- Одна земляника, а в лесу много (чего?) — В лесу много земляники. Много: клубники, смородины, крыжовника, облепихи, сливы, винограда, черники, клюквы, рябины.
3. Учить ребёнка образовывать относительные прилагательные от
существительных. Поиграть в игру «Какая ягода?»
-Если ягода растёт в саду, то она (какая?) - ягода садовая
в лесу - лесная на лугу — луговая на болоте - болотная
Поиграть в игру «Сварим компот» -Если компот из малины, то это компот (какой?) – малиновый
компот из вишни — вишнёвый
клубники — клубничный
черники - черничный
клюквы - клюквенный
земляники — земляничный
облепихи — облепиховый
крыжовника — крыжовниковый
смородины — смородиновый
4. Нарисовать десять вишен, попросить ребёнка раскрасить их и сосчитать:
- Одна вишня, две вишни, ... пять вишен, ... десять вишен.
5. Учить ребёнка образовывать творит, падеж существительных с предлогом «С»
Поиграть в игру «С чем корзинка?» Добиваться ответа фразой, предлог «С» выделять голосом.
- В корзине малина, корзина с (чем?) - Корзина с малиной.
С вишней ,клубникой ,черникой ,со сливой
земляникой ,облепихой ,крыжовником
рябиной, виноградом , клюквой
6. Выучить стихотворение
Я надену поясок, Наберу малины
Подвяжу я туесок, Полную корзину.
Побегу я по малину Наварю варенья
Через поле и лесок. Всем на угощенье
Тема: «Человек и его тело»
1. Научить ребёнка называть части своего тела:
голова, волос, нос, рот, зуб, губа, нёбо, язык, щека, висок, ухо, подбородок, шея, грудь, живот, спина, рука, нога, ладонь, ступня, палец, ноготь, локоть, колено, пятка. По каждой части, показывая её, спросить, добиваясь ответа фразой:
- Что это? — Это голова.
2. Нарисовать в тетради человека, учить ребёнка согласовывать существительные с числительными «один — одна — два — две»
- Чего у человека по одному? — Один нос, рот, язык, подбородок, живот.
- Одна голова, спина, шея, грудь.
- Чего у человека по два? —Два колена, локтя, виска, уха.
- Две губы, щеки, щеки, руки, ноги, ладони, пятки.
3. Учить ребёнка делать обобщения
Поиграть в игру «Назови одним словом» -Пальцы, ладонь, локоть — это что? — Рука. Пальцы, пятка, ступня, колено — нога.
Спина, грудь, живот, бока - туловище.
Губы, зубы, язык, нёбо -рот.
Волосы, лоб, затылок, виски, глаза, нос, рот, щёки, уши - голова.
4. Учить ребёнка подбирать предметы к действиям
Поиграть в игру «Наши помощники»
- Что помогает нам слышать? - Уши
видеть - глаза бегать (прыгать, ходить) - ноги
нюхать - нос обнимать (работать, гладить) - руки
кусать - зубы целовать - губы
разговаривать – язык
5.Обвести в тетради руку ребёнка, попросить ребёнка раскрасить её и назвать пальцы, начиная с большого:
- Большой, указательный, средний, безымянный, мизинец. Сосчитать пальцы на обеих руках:
- Один палец, два пальца, ... пять пальцев, ... десять пальцев.
6. Выучить стихотворение, показывая при этом пальцы на руке:
Это — палец большой, Названья этому не дали,
Толстый какой! Безымянным лишь прозвали.
Это—указательный, Ну а это — наш любимчик,
Палец внимательный. Самый маленький мизинчик.
Это - средний, По росту не последний! И.Волкова
Тема: «Одежда»
1. Приклеить или нарисовать одежду:
шуба, пальто, куртка, брюки, джинсы, кофта, костюм, варежки, перчатки, шарф, юбка, платье, майка, футболка, носки, колготки.
Научить ребёнка называть одежду, показывая картинки. Добиваться ответа фразой: - Что это? — Это шуба.
- Как всё это назовём, одним словом? — Одежда
2. Учить ребёнка образовывать родительный падеж множественного числа
существительных. Добиваться полного ответа. Поиграть в игру «Чего в магазине много?»
- У тебя одна шуба, а в магазине много (чего?) - В магазине много шуб. Много: курток, брюк, кофт, костюмов, варежек, перчаток, шарфов, юбок, платьев, маек, футболок, колготок, носок, пальто.
3. Учить ребёнка согласовывать притяжательные местоимения «мой», «моя», «моё», «мои» с существительными. Выделять голосом подчёркнутые звуки.
Поиграть в игру «Мой - моя - мои»
-Рубашка чья? - Моя рубашка (куртка, майка, шуба, кофта, юбка, футболка).
- Костюм чей? — Мой костюм (шарф).
-Носки чьи? - Мои носки (варежки, брюки, перчатки, джинсы).
4. Учить ребёнка образовывать относительные прилагательные от существительных Поиграть в игру «Какая одежда?»
Одежда из меха — это одежда (какая?) - Меховая.
Из кожи — кожаная для детей — детская
носят зимой – зимняя пуха — пуховая
взрослых — взрослая летом - летняя
шерсти — шерстяная женщин — женская
осенью – осенняя мужчин — мужская
весной — весенняя шили — шитая
вязали — вязанная носят осенью и весной — демисезонная
5.Учить ребёнка употреблять винительный и родительный падеж существительных. Спросить по картинкам в тетради:
- У какой одежды есть воротник?- У пальто есть воротник...
- У какой одежды нет воротника? — У майки нет воротника...
- У какой одежды есть рукава? — У рубашки есть рукава...
- У какой одежды нет рукавов? - У юбки нет рукавов...
6. Выучить стихотворение. Учить читать с выражением, с вопросительной интонацией Кто купил в горошек ситцу? Кто в обновку нарядится?
Папа — вот кто! Чья дочурка баловница?
Сшила что за мастерица? Маша - вот кто.
Мама — вот кто? С. Капутикян
Тема: «Обувь, головные уборы»
1. Приклеить картинки или нарисовать
обувь: ботинки, туфли, сапоги, валенки, кроссовки, кеды;
головные уборы: шапка, шляпа, кепка, бейсболка, берет, платок.
Научить ребёнка называть картинки, показывая их и добиваясь ответа фразой:
- Что это? — Это ботинки... — Это шапка....
- Как всё назовём одним словом? — Обувь (Головные уборы)
2. Учить ребёнка употреблять родительный падеж множественного числа существительных.
Поиграть в игру «Чего в магазине много?»
- У тебя ботинки, а в магазине много (чего?) —В магазине много ботинок.
Много: туфлей, сапог, валенок, кроссовок, кед, шапок, шляп, кепок, бейсболка, беретов, платков
3. Учить ребёнка образовывать относительные прилагательные от существительных.
Поиграть в игру «Скажи - какая?». Добиваться ответа фразой.
- Обувь из меха - это обувь (какая?) - Меховая обувь.
Из кожи - кожаная замши - замшевая резины - резиновая сукна - суконная шляпа из соломы - соломенная фетра — фетровая бумаги - бумажная
платок из пуха — пуховый , шерсти — шерстяной шёлка – шёлковый
4. Учить ребёнка согласовывать существительные с числительными «одна» - «один», «две» - «два»
Поиграть в игру «Один - одна»
- Про какую обувь (какой головной убор) мы скажем «один»?
- Один ботинок (валенок, сапог, берет).
- Про какую обувь (какой головной убор) мы скажем «одна»?
- Одна тапка (туфля, кроссовка, чешка, шапка, шляпа, кепка, бейсболка).
- Про какую обувь мы скажем «два»?
- Про какую обувь мы скажем «две»? -Два ботинка (валенка, сапога)
-Две тапки (туфли, кроссовки).
5. Учить ребёнка подбирать предметы к действиям
Поиграть в игру «Кто больше?»
- Что можно застегнуть? - Можно застегнуть молнию (кнопку, липучку, крючок...).
- Что можно завязать? — Можно завязать платок (шнурки, бант...)
6. Учить ребёнка согласовывать существительные с числительными.
Поиграть в игру «Сосчитай», сосчитать кепка
- Одна шапка, две шапки, ... пять шапок, ... десять шапок.
7. Выучить стихотворение вместе с ребёнком по ролям: взрослый задаёт подчёркнутые вопросы, а ребёнок отвечает: г,
-Шапка, шапка, где была? - Шапка, шапка, где была?
Я была в кино. В цирке шапито.
- Что ж ты, шапка, видела? - Что ж ты в цирке видела?
-Было там темно. - Шапки да пальто,
Задремала я нечаянно Номерки, зонты и палки -
На коленях у хозяина. Всё, что было в раздевалке. В. Берестов
Тема: «Посуда»
1. Приклеить картинки или нарисовать посуду группами:
кухонная: бидон, бак, ведро, ковш, сковорода, кастрюля, поварёшка;
столовая: супница, тарелка, ложка, вилка, нож;
чайная: чайник, чашка, блюдце, бокал, кружка ваза, самовар.
Научить ребёнка классифицировать и называть посуду:
-Посуда, которую мы держим только на кухне - это посуда (какая?) — Кухонная.
- Покажи и назови кухонную посуду.
-Посуда, которую мы ставил! на стол, когда обедаем - это посуда (какая?)
- Столовая.
- Покажи и назови столовую посуду.
- Посуда из которой мы чай пьём — это посуда (какая?) — чайная.
- Покажи и назови чайную посуду.
2.Учить ребёнка согласовывать существительные с числительными «один», «одна», «одно». Поиграть в игру «Один - одна - одно».
- Про какую посуду скажем «один»?
- Один бидон, бак, ковш, нож, чайник, бокал, самовар.
- Про какую посуду скажем «одна»?
- Одна сковородка, кастрюля, поварёшка, супница, тарелка, ложка,
вилка, чашка, кружка, ваза.
- Про какую посуду скажем «одно»?
- Одно ведро, блюдце.
3. Учить ребёнка образовывать родительный падеж единственного числа существительных с предлогом «У»
Поиграть в игру «Не ошибись»
- У какой посуды есть ручка? — У чайника, у чашки...
- У какой посуды есть: крышка, носик?
4. Учить ребёнка образовывать родительный падеж множественно числа существительных. Поиграть в игру «Чего в магазине много?»
- У тебя одна чашка, а в магазине много (чего?) - В магазине много чашек.
Много: бидонов, баков, вёдер, ковшей, сковородок, кастрюль, поварёшек, супниц, ложек, вилок, тарелок, чайников, блюдеи, бокалов, кружек, ваз, самоваров.
5. Учить ребёнка образовывать относительные прилагательные от существительных. Поиграть в игру «Какая посуда?»
Из дерева — деревянная серебра — серебряная Для кухни - кухонная
хрусталя - хрустальная глины – глиняная чая - чайная
стекла — стеклянная золота — золотая столовой - столовая
металла – металлическая фарфора — фарфоровая кофе — кофейная
6. Выучить стихотворение
Ну-ка, ну-ка, ну-ка, ну-ли! Кашу сладкую варите.
Не ворчите вы, кастрюли! Кашу сладкую варите
Не ворчите, не шипите, Наших детушек кормите.
И. Токмакова
Тема: «Продукты»
1. Приклеить картинки или нарисовать продукты:
овощи, фрукты, изделия из молока, муки, мяса. Научить ребёнка классифицировать и называть продукты:
- Покажи и назови овощи (фрукты, изделия из мяса, изделия из муки, изделия из молока)
- Как всё это назовём одним словом? — продукты.
2. Учить ребёнка употреблять родительный падеж единственного и множественного чист существительных.
Поиграть в игру «Чего в магазине много?». Спросить про каждую картинку.
- У тебя колбаса, а в магазине много (чего?) —- В магазине много колбасы.
-У тебя один батон, а в магазине много (чего?) —В магазине много батонов.
3. Учить ребёнка подбирать действия к предметам.
Поиграть в игру «Кто больше?»'
- Что можно делать с картошкой? - Варить, жарить.
- Что можно делать с грибами? — Сушить, солить.
-Что можно делать с апельсином? — Так есть.
4. Учить ребёнка согласовывать существительные с числительными
Поиграть в игру «Сосчитай»
- Один батон, два батона, ...пять батонов, ... десять батонов.
5. Учить ребёнка подбирать предметы к признакам.
Поиграть в игру «Не ошибись»
- Что бывает сладким? —Йогурт, шоколад...
кислым — кефир, лимон... горьким — перец, горчица... солёным — огурцы... варёным — картошка, яйца... жареным —мясо, рыба...
6. Учить ребёнка употреблять родительный падеж существительных с предлогом «БЕЗ».
Поиграть в игру «Повар». Добиваться ответа фразой.
- Повар забыл положить в суп картошку, суп без (чего?) — Суп без картошки. Без: морковки, лука, соли, перца, сметаны.
7. Выучить стихотворение
Мы печём пшеничные Мама, папа, брат, сестра,
Пироги отличные. Пёс лохматый со двора.
Кто придёт к нам пробовать И другие, все, кто может,
Пироги пшеничные? Пусть приходят с ними тоже.
И. Токмакова
Тема: «Дом — жилище человека»
1. Приклеить в тетради дом, научить ребёнка называть его части:
крыльцо, лестница, стена, окно, подоконник, крыша, труба, угол, пол, потолок. Показывать части дома и спрашивать: - Что это? — Это окно.
2.Учить ребёнка образовывать родительный падеж множественного числа существительных.
Поиграть в игру «Чего в доме много?
- Одна стена, а в доме много (чего?) — В доме много стен.
Много: лестниц, окон, подоконников, труб, углов.
3.Учить ребёнка образовывать родительный падеж единственного и множественного числа существительных с предлогом «БЕЗ» . Поиграть в игру «Мастер»
- Мастер забыл сделать в доме пол, дом без (чего?)
- Дом без пола.
Без: крыши, окон, углов, дверей, трубы, крыльца, подоконников, потолка.
4.Учить ребёнка образовывать относительные прилагательные от существительных Поиграть в игру «Какой дом?»
- Если дом из дерева, то дом (какой?) - деревянный.
Из кирпича — кирпичный панелей - панельный
камней — каменный бетона — бетонный
глины — глиняный соломы – соломенный
5. Учить ребёнка согласовывать существительные с количественными числительными
Поиграть в игру «Сосчитай»
- Одно окно, два окна...пять окон.
6. Выучить стихотворение
Пусть не сердятся родители,
Что измажутся Строители,
Потому что тот, кто строит,
Тот чего-нибудь да стоит.
И не важно, что пока
Этот домик из песка. Б. Заходер
7. Совместно с ребёнком смастерить домик из любого материала. Научить ребёнка рассказывать о нём по плану:
- Что это?
- Кто делал?
- Какие есть части?
- Какого цвета части?
- Сколько окон (дверей)?
Тема: «Квартира. Мебель»
1. Приклеить картинку с изображением комнаты с мебелью или мебель. Научить ребёнка называть помещения в квартире: прихожая, зал, спальня, ванная, туалет, коридор; мебель и её части: стол, стул, диван, кресло, шкаф, кровать, тумбочка, ножка, спинка, сиденье, полка, ящик, стенка, ручка, дверца, крышка.
- Что это? — Это стол.
- Как всё это назовём, одним словом?
2. Учить ребёнка образовывать родительный падеж множественного числа существительных. Поиграть в игру «Чего в магазине много?»
- У нас один стол, а в магазине много (чего?) - В магазине много столов.
Много: стульев, диванов, кресел, шкафов, кроватей, тумбочек.
3. Учить ребёнка образовывать родительный падеж существительных с предлогом «У»
Поиграть в игру «Не ошибись»
- У какой мебели есть ручки? - Ручка есть у стола, у шкафа... У какой мебели есть: ножки, спинка, ящики, дверца, крышка, полки?
4. Учить ребёнка согласовывать существительные с притяжательными местоимениями «мой», «моя», «моё». Поиграть в игру «Чей - чья - чьё?»
- Про какую часть квартиры (мебель) скажем «моя»? -Моя комната, ванная, прихожая, кухня, кровать, тумбочка...
- Про какую часть квартиры (мебель) скажем «мой»?
- Мой коридор, стол, стул, шкаф, диван...
- Про какую мебель скажем «моё»?- Моё кресло.
5. Учить ребёнка подбирать предметы к действиям
Поиграть в игру «Не ошибись»
-На чём можно сидеть?- Сидеть можно на стуле, в кресле, на табуретке, на диване.
- На чём можно лежать?- Лежать можно на кровати, на диване.
- Что можно открыть?- Открыть можно шкаф, дверцу, ящик.
6. Учить ребёнка употреблять предложный падеж существительных с предлогами «на» и «в»
- Где мама готовит еду? — На кухне.
- Где мы можем умыться? — В ванной.
- Где мы спим?—В спальне.
- Где мы принимаем гостей? — В зале.
- Где мы раздеваемся, когда заходим в квартиру? - В прихожей.
7. Выучить стихотворение
Берёте книгу и тетрадь, Недаром пахнет он сосной
Садитесь вы за стол. Пришёл он из глуши лесной.
А вы могли бы рассказать. Вот этот стол - сосновый стол
Откуда стол пришёл? К нам из лесу пришёл. С.Маршак
Рассказать ребёнку как делают мебелью
Тема: «Зима. Зимние забавы»
1. Приклеить картинку с изображением зимы. Провести беседу:
- Какое сейчас время года? — Зима.
- Назови зимние месяцы.—Декабрь, январь, февраль
- Как зимой светит солнце?- Солнце зимой светит, но не греет.
- Какой зимой дует ветер?- Зимой дует холодный ветер.
- Что идёт зимой?- Зимой идёт снег.
- Что происходит зимой с реками?- Реки зимой замерзают.
- Как одеваются зимой люди?- Зимой люди надевают шубы, шапки...
- Что делают зимой звери?- Звери зимой прячутся, спят.
- Чем занимаются зимой дети?- Зимой дети катаются на санках...
2. Учить ребёнка подбирать прилагательные к наречиям. Поиграть в игру «Какая зима?»
пришла рано —ранняя зимой холодно — холодная много снега — снежная
пришла поздно — поздняя тепло — тёплая морозно — морозная
долго ждали — долгожданная ветрено — ветреная
3. Учить ребёнка подбирать признаки к предметам.
Поиграть в игру «Кто больше?»
Снег (какой?) - чистый, белый, мягкий, пушистый...
- Снежинка (какая?) -лёгкая, блестящая, красивая...
- Лёд (какой?) — скользкий, прозрачный, гладкий...
4.Учить ребёнка называть спортсменов. Поиграть в игру «Назови спортсмена».
- Кто ездит на санках? — На санках ездит саночник, ездит на лыжах — лыжник
на коньках бегает — конькобежец танцует на коньках — фигурист
играет в хоккей — хоккеист
5. Учить ребёнка отгадывать загадки.
Зимой светит, да не греет... (солнце). Зимой ветер снег завивает — это... (вьюга).
Большая куча снега — это ... (сугроб). Зимой ветер снег метёт — это... (метель).
Летом серый, а зимой белый... (заяц). Летом рыжая, а зимой серая... (белка).
Зимой спит в берлоге... (медведь). Зимой спит в норке... (ёжик).
б.Нарисовать снежную бабу, попросить ребёнка раскрасить её, задать вопросы, добиваясь полного ответа:
- Сколько комков сделали для снежной бабы?
- Покажи самый маленький комок.
- А этот комок (какой?) — Больше (самый большой).
- Что у бабы в руках (на голове, вместо носа, вместо глаз)?
7. Выучить стихотворение
Сегодня из снежного мокрого кома Никто не проедет, никто не пройдёт.
Мы снежную бабу слепили у дома. Знакома она уже всей детворе,
Стоит наша баба у самых ворот. А Жучка всё лает: «Чужой во дворе!»
И. Демьянов
Тема: «Зимующие птицы»
1. Приклеить или нарисовать следующих птиц
ворона, сорока, снегирь, воробей, сова, голубь, дятел, синица, клёст, глухарь. Научить ребёнка называть птиц, показывая каждую картинку:
- Кто это? - Ворона. Научить ребёнка отвечать на вопросы
- Как всё это назовём, одним словом? - Зимующие птицы.
2. Учить ребёнка образовывать родит, падеж множественного числа существительных
Поиграть в игру «Кого в лесу много?» Добиваться ответа фразой:
- У нас одна ворона, а в лесу много (кого?)
- В лесу много ворон.
Много: сорок, сов, синиц, сорок, снегирей, голубей, Глухарей, дятлов, клестов.
3. Учить ребёнка образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами .
Поиграть в игру «Назови ласково».
- Птица, назови ласково...?
- Птичка.
воробей — воробьишка сова — совушка
голубь - голубок синица — синичка
4. Учить ребёнка называть птенцов птиц.
Поиграть в игру «Назови птенца»
- Кто птенец у вороны? - Воронёнок.
У совы — совёнок голубя — голубёнок снегиря - снегирёнок
сороки — сорочёнок воробья — воробьёнок глухаря — глухарёнок
5. Учить ребёнка подбирать действия к предметам и наоборот
Поиграть в игру «Кто как голос подаёт?»
- Ворона как голос подаёт? - Ворона каркает, сорока - стрекочет
воробей - чирикает синица - тенькает сова- ухает голубь – воркует
6. Учить ребёнка согласовывать существительные с числительными.
Поиграть в игру «Сосчитай от 1 до 10»
Одна сова, две совы, ... пять сов, ... десять сов.
7.Выучить стихотворение
Вынь, вынь. Вынь, вынь, вынь
Ты жучка из глубины!
Кинь, кинь, Кинь, кинь, кинь
На дорожку у сосны!
Тук, тук, Тук, тук, тук,
Угости подруг! По И. Токмаковой
Тема: «Ель, сосна»
1 .Приклеить или нарисовать ель и сосну.
Научить ребёнка различать и называть деревья и отвечать на вопросы полным ответом:
- Что это? — Это ель (сосна).
- Как назовём эти деревья? —Хвойные деревья.
- Как по-другому можно назвать иголки? — Хвоя.
2. Учить ребёнка согласовывать существительные со словами «много» и «один -одна». Поиграть в игру «Чего у ёлки много (по - одному)?»
- Чего у ёлки много? — У ёлки много корней (веток, иголок, шишек).
- Чего у ёлки по - одному? — У ёлки один ствол (верхушка).
3. Учить ребёнка образовывать прилагательные от существительных.
Поиграть в игру «Скажи - какие?»
- У ели иголки какие? — Еловые. У осны — сосновые ежа — ежовые
швеи — швейные в медицине – медицинские
4.Учить ребёнка подбирать антонимы к прилагательным. Поиграть в игру «Скажи наоборот».
- Сосна высокая, а ель? - Низкая
- У сосны ствол толстый, а у ёлки? - Тонкий.
- У сосны иголки длинные, а у ёлки? —Короткие.
- У сосны шишки маленькие, а у ёлки? —Большие.
- У сосны шишки лёгкие, а у ёлки? — Тяжёлые.
5. Учить ребёнка подбирать признаки к предметам.
Поиграть в игру «Кто больше?» То же спросить про сосну.
-Ель (какая?) - высокая, стройная, красивая, зелёная...
- Шишка (какая?) - овальная, коричневая, гладкая, тяжёлая...
-Иголки (какие?) - маленькие, короткие, зелёные, колючие...
- Ствол (какой?) - тонкий, шершавый, высокий...
- Смола (какая?) - жёлтая, густая, душистая...
6. Научить ребёнка составлять рассказ-сравнение о ели и сосне по плану:
- Что это? - Это ель, а это сосна.
- Сравнить по высоте. — Ель низкая, а сосна высокая.
- Сравнить ствол. — У ели ствол тонкий, а у сосны толстый.
- Сравнить иголки. — У ели иголки короткие, а у сосны длинные.
- Как растут иголки? — У ели иголки растут по - одной, а у сосны по две.
- Где растут? — Ель растёт в еловом лесу, а сосна в сосновом бору.
-Что любят? — Ель любит прохладу, а сосна солнце.
7. Выучить стихотворение
Спелых яблок целый воз «Почему на ёлке колкие иголки?
Через ельник ёжик вёз. До сегодняшнего дня
Уколол о ветку нос и задумался: Я не знал, что мы —родня!
Тема: «Новый год»
1. Приклеить картинку на новогоднюю тематику и провести с ребёнком беседу
- Какой недавно был праздник?
- В какое время года бывает этот праздник?
- Кто приходил на праздник?
- Что подарили детям?
- Что дети делали на празднике?
2. Учить ребёнка образовывать родительный падеж множественного числа существительных.
Поиграть в игру Д/и «Чего на ёлке много?»
- Это один шар, а на ёлке много чего?
- На ёлке много шаров (украшений, бус, фонариков, звёзд, снежинок, огоньков)
3. Учить ребёнка образовывать относительные прилагательные от существительных
Поиграть в игру «Какая игрушка?»
- Игрушка из резины - это игрушка (какая?) - резиновая, плюша — плюшевая
железа — железная пластмассы – пластмассовая стекла - стеклянная дерева — деревянная золота - золотая бумаги — бумажная
картона - картонная серебра — серебряная хрусталя — хрустальная
4. Нарисовать ёлку с 10 игрушками. Попросить ребёнка раскрасить игрушки сосчитать их:
- Одна игрушка, две игрушки..., пять игрушек, ... десять игрушек.
5. Выучить стихотворение
Кто пришёл?
Что принёс?
Знаем мы
Дед Мороз.
Дед седой,
С бородой,
Он наш гость Дорогой.
Он нам ёлку
Зажжёт,
С нами песню
Споёт. Е. Благинина
Тема: «Домашние животные и птицы»
1. Приклеить или нарисовать следующих домашних животных и птиц:
корова, лошадь, коза, собака, кошка, свинья, курица, петух, гусь, утка, индюк. Научить ребёнка называть картинки и отвечать на вопросы:
- Кто это? — Это корова... гусь...
- Как назовём, одним словом?
—Домашние животные (птицы).
2. Учить ребёнка употреблять родительный падеж множественного числа существительных
Поиграть в игру «Кого в деревне много?»
- Одна корова, а в деревне много (кого?)
- В деревне много коров.
В деревне много: коз, собак, кошек, лошадей, свиней, куриц, петухов, гусей, индюков.
3.Учить ребёнка называть детёнышей домашних животных и птиц Поиграть в игру «Назови детёныша»
- Кто детёныш у козы?
- Козлёнок
4.Учить ребёнка называть жилища домашних животных
Поиграть в игру «Кто где живёт?». Добиваться полного ответа.
- Где живёт корова?
- Корова живёт в коровнике.
свинья — в свинарнике коза — в сарае кошка — в доме
собака - в конуре лошадь — в конюшне курица — в курятнике
5. Учить ребёнка согласовывать существительные с количественными числительными
Поиграть в игру «Сосчитай от одного до десяти»
- Одна коза, две козы...десять коз.
6. Учить ребёнка употреблять винительный падеж существительных
Поиграть в игру «Кто что ест?» корова — сено, траву лошадь — сено, овёс, траву собака — косточку, суп свинья — похлёбку кошка — молоко, рыбу
коза — сено, траву курица, гусь утка — червяков, травку, зернышки
7. Выучить стихотворение
На подворье нашем Добрый пёс Трезорка Все они хорошие,
Овцы и барашек И корова Зорька, Всех я их люблю.
Хрюшка с поросёнком Гуси и гусята А цыплят я крошками
И коза с козлёнком, Куры и цыплята. Утром покормлю.
Г. Ладонщиков
Тема: «Дикие животные наших лесов»
1. Приклеить или нарисовать следующих животных:
лиса, волк, медведь, лось, заяц, ёж, белка, бобёр, кабан. Научить ребёнка называть животных и отвечать на вопросы:
- Как назовём, одним словом?
—Дикие животные.
- Где они живут? - В лесу.
- В каком лесу? - В густом, дремучем.
- Кто им домик строит, кормит? — Сами.
2. Учить ребёнка образовывать родительный падеж множественного числа существительные
Поиграть в игру «Кого в лесу много?». Добиваться ответа фразой, окончания слов проговаривать.
- На картинке один заяц, а в лесу много (кого?)
- В лесу много зайцев. Мног': лис, волков, медведей, лосей, ежей, белок, бобров, кабанов.
3. Учить ребёнка употреблять творительный падеж существительных
Поиграть в игру «Кто чем защищается»
- Волк чем защищается? - Зубами.
медведь — зубами, лапами, когтями. лиса — зубами ёжик — иголками,
заяц, белка — ноги помогают, убегают лось—рогами. кабан — клыками
4. Учить ребёнка согласовывать существительные с количественными числительными. Поиграть в игру «Сосчитай от одного до десяти»
- Одна лиса, две лисы... десять лис.
- Один волк, два волка, три волка, ... пять волков, ... десять волков.
5.Учить ребёнка составлять описательный рассказ о любом диком животном по плану:
- Кто это?
- Какие есть части тела?
- Какого цвета шубка?
- Что ест?
- Где живёт?
- Как называются детёныши?
6. Выучить стихотворение
Бежит ёжик Говорит ему лисица: Отвечает серый ёжик:
Вдоль дорожек, -Дай переведу! - У меня две пары ножек,
Да скользит на льду. Сам я перейду!
С Маршак
Тема: «Животные и птицы жарких стран»
1. Приклеить или нарисовать следующих животных и птиц:
лее, тигр, обезьяна, слон, змея, верблюд, жираф, бегемот, носорог, крокодил, зебра, черепаха, страус, попугай.
Научить ребёнка называть животных и отвечать на вопрос:
- Как назовём всё это, одним словом? —Животные жарких стран.
- Где живут эти животные? - В Африке.
2. Учить ребёнка согласовывать существительные с числительными «один» и «одна».
Поиграть в игру «Не ошибись».
- Про какое животное скажем «один»?
Один лев (тигр, слон, верблюд, жираф, бегемот, носорог, крокодил, страус, попугай).
- Про какое живоргное скажем «одна»?
- Одна обезьяна (змея, зебра, черепаха)
3.Учить ребёнка образовывать родительный падеж множественного числа существительные. Поиграть в игру «Кого в Африке много?». Добиваться ответа фразой.
- Один слон, а в Африке много (кого?)
- В Африке много слонов.
Много: львов, тигров, обезьян, слонов, змей, верблюдов, жирафов, бегемотов, носорогов, крокодилов, зебр, черепах, страусов, попугаев.
4. Учить ребёнка согласовывать существительные с количественными числительными.
Поиграть в игру «Сосчитай от одного до пяти - десяти»
Один слон, два слона... пять слонов...десять слонов.
5. Учить ребёнка составлять описательный рассказ о животном по плану:
- Кто это?
- Какие части тела есть?
- Какого цвета шубка?
- Что ест? Хищник или травоядное?
- Как называются детёныши?
6. Выучить стихотворение.
Юный жираф - Кто меня грязными
Сразу после рожденья Трогал руками?
В луже увидел Шея вся в пятнах!
Своё отраженье. Пожалуюсь маме!
И.Жуков
Тема: «Транспорт»
1. Приклеить или нарисовать следующие картинки:
самокат, велосипед, мотоцикл, автомобиль, грузовик, автобус, троллейбус, поезд, лодка,
корабль, самолёт, вертолёт, парашют, ракета,
Научить ребёнка называть и различать разные виды транспорта:
- Покажи и назови транспорт, который ездит по земле. - Это транспорта (какой?)- Наземный.
То же спросить про водный и воздушный транспорт.
2.Учить ребёнка употреблять родительный падеж множественного числа существительных Поиграть в игру «Чего много?»
- Один самолёт, а много (чего?)
- Много самолётов.
Много: самокатов, велосипедов, мотоциклов, автомобилей, грузовиков, ...
3.Учить ребёнка согласовывать существительные с числительными Поиграть в игру «Сосчитай от одного до десяти»
Одна машина, две машины...пять машин..., десять машин.
4.Учить ребёнка подбирать антонимы к прилагательным и наречиям Поиграть в игру «Наоборот»
- Большой, а наоборот как будет? — Маленький
длинный — короткий высоко – низко быстрый — медленный
далеко - близко старый — новый быстро — медленно
5. Учить ребёнка употреблять творительный падеж существительных с предлогом «НАД». Поиграть в игру «Над чем летит самолёт».
- Внизу река, самолёт летит НАД ЧЕМ? - Над рекой. Внизу: поле, лес, море, село.
6. Нарисовать любой вид транспорта и научить ребёнка составлять описательный рассказ о транспорте по плану:
- Что это?
- Какие есть части?
- Где может ездить?
- Кто управляет?
- Какой это вид транспорта?
7.Вьгучить стихотворение. Объяснить ребёнку, что такое «суша» и «мель»
О чём грустят кораблики Где можно на минуточку
От суши вдалеке? Присесть и отдохнуть.
Грустят, грустят кораблики И где совсем, ни чуточки
О мели на реке. Не страшно отдохнуть.
В. Лунин
Тема: «Защитники отечества»
1. Приклеить в тетради картинку на тему и провести с ребёнком беседу:
- Как называется наше Отечество, наша Родина?
- Наша Родина - Россия.
- Кто такие защитники отечества?
- Защитники Отечества — это солдаты.
- От кого солдаты защищают наше Отечество?
- Солдаты защищают наше Отечество от врагов.
- Кого поздравляют в День защитников отечества?
- В День защитников Отечества поздравляют дедушек, пап, мальчиков.
2. Учить ребёнка называть военные профессии.
Поиграть в игру «Назови солдата».
- Если солдат охраняет границу, он кто?
- Пограничник
плавает на корабле - моряк ездит на танке - танкист
плавает на подводной лодке - подводник проводит связь - связист
летает на самолёте — лётчик служит в артиллерии - артиллерист
летает на вертолёте — вертолётчик стреляет из автомата - автоматчик
прыгает с парашютом — парашютист стреляет из пулемёта — пулемётчик
3.Учить ребёнка употреблять родительный падеж множественного числа существительных. Поиграть в игру «Кого в армии много?»
Один пограничник, а в армии много (кого?)
- В армии много пограничников
4.Учить ребёнка согласовывать существительные с числительными. Поиграть в игру «Сосчитай от одного до десяти».
- Один автомат, два автомата..., пять автоматов, ... десять автоматов.
- Одна пушка, две пушки, ... пять пушек, ... десять пушек.
5. Выучить стихотворение
На горах высоких,
На степном просторе
Охраняет нашу Родину солдат.
Он взлетает в небо,
Он уходит в море.
Не страшны защитнику
Дождь и снегопад.
В. Степанов
Тема: «Семья»
1. Приклеить в тетради фотографию вашей семьи или картинку с изображением семьи. Спросить про каждого члена семьи:
- Кто это?- Это nana...
- Как назовём всех этих людей, одним словом? — Семья
- Сколько человек в вашей семье?
2.Поиграть в игру «Кем был?» Спросить:
- Кем раньше была мама?
- Малышкой, девочкой, школьницей, девушкой
- Кем раньше был папа?
Малышом, мальчиком, школьником, юношей
3.Учить ребёнка образовывать родительный падеж множественного числа существительных. Поиграть в игру «Кого в семье бывает много»
- Один сын, а бывает много (кого?) - Бывает много сыновей. Много дочерей, детей, бабушек, дедушек.
4.Учить ребёнка подбирать антонимы. Поиграть в игру «Наоборот»
- Высокий, а наоборот, как будет? - Низкий.
толстый — тонкий сильный — слабый выше - ниже
старый - молодой добрый — злой младше - старше
больной — здоровый большой ~ маленький больше—меньше
старший — младший
5.Учить ребёнка устанавливать родственные связи. Поиграть в игру «Кто кому кем приходится?»
- Мальчик для мамы (кто?) — Сын.
мальчик для папы - сын мальчик для родного дяди - племянник
мальчик для дедушки - внук мальчик для родной тёти - племянник
мальчик для бабушки — внук мальчик для сестры — брат
6. Учить ребёнка образовывать глаголы женского рода в прошедшем времени. Поиграть в игру «Что делал- что делала?»
- Папа читал, а мама...? ~ Мама читала. То же самое со словами: купил, убирал, работал, варил.
7.Вьгучить стихотворение
Как у нас семья большая,
Да весёлая какая!
Два у лавки стоят,
Два учиться хотят,
Два поют, четыре пляшут,
А один платочком машет
Тема: «Цвет, форма, величина»
1. Нарисовать в тетради геометрические фигуры:
круг, овал, полукруг, квадрат, прямоугольник, ромб, треугольник. Раскрасить фигуры в разные цвета: красный, синий, зелёный, жёлтый, оранжевый, чёрный, розовый. О каждой фигуре спросить:
- Что это? — Красный квадрат.
2. Учить ребёнка образовывать родительный падеж множественного числа существительные
Поиграть в игру «Чего бывает много?»
- У тебя один квадрат, а бывает много (чего?)...
- Бывает много квадратов.
Много: овалов, кругов, прямоугольников, ромбов, треугольников.
3. Учить ребёнка употреблять родительный и винительный падеж существительных.
Поиграть в игру «Не ошибись»
- У какой фигуры нет углов? - У круга (у овала) нет углов.
- У какой фигуры три (четыре) угла?
- У какой фигуры три (четыре) стороны?
4. Нарисовать в тетради фигурку человечка, состоящую из разных геометрических фигурок.
Поиграть в игру «Сосчитай».
- Сосчитай, сколько в рисунке квадратов? (кругов, ромбов...)
5. Учить ребёнка подбирать антонимы к прилагательным и наречиям.
Поиграть в игру «Скажи наоборот».
- Большой, а наоборот как будет? — Маленький широкий – узкий
справа - слева
высокий — низкий близко - далеко
длинный — короткий низко — высоко
6. Учить стихотворение
Сначала вывел я
Два круга — колеса,
А между ними
Поместил я треугольник.
Из палок сделал руль,
И— что за чудеса! —
Велосипед стоит,
Катайся, школьник!
Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо»
1. Учить ребёнка употреблять в речи слова этикета.
- Как можно здороваться? - Здравствуйте, доброе утро (день, вечер).
- Как можно попрощаться? —До свидания, прощайте, пока.
- Как можно извиняться? - Простите, извините.
- Какие слова употребляют, когда просят о чём-то? — Пожалуйста, будьте добры, будьте любезны.
2. Учить ребёнка образовывать множественное число прилагательных
Поиграть в игру: «Скажи (какие?)».
- Девочка добрая, а девочки (какие?) - Добрые.
- Мальчик смелый, а мальчики.. ? — Смелые.
- Заяц трусливый, а зайцы... ? — Трусливые,
- Волк злой, а волки...? - Злые.
- Ворона жадная, а вороны...? - Жадные.
Обезьяна весёлая, а обезьяны...? — Весёлые
3. Учить ребёнка образовывать глаголы от существительных.
Поиграть в игру: « Кто что делает?»
- Болтун (что делает?) —Болтает.
трус – трусит жадина – жадничает драчун - дерётся
хулиган - хулиганит защитник - защищает спасатель - спасает
плакса - плачет больной - болеет ворчун - ворчит
хохотун - хохочет крикун — кричит
4. Учить ребёнка образовывать существительные женского рода.
Поиграть в игру: «Он - она».
- Он болтун, а она? - Болтунья.
Хохотушка, крикунья, ворчунья, драчунья, защитница, спасительница, хулиганка.
5. Приклеить картинку, где кто-то делает какое-то хорошее дело и обсудить с ребёнком;
- Кто это?
- Что делает?
- Хорошо это или плохо?
- Почему нужно так делать?
6. Выучить стихотворение
Поссорились чашка и блюдце.
Сейчас они разобьются.
Скоро в кухне, на полке
Будут лежать осколки.
А ты, не ссорься напрасно
-Это очень опасно.
Роман Сеф
Тема: «Женский праздник»
1. Приклеить в тетради мамину фотографию. Научить ребёнка составлять рассказ о маме по плану:
- Кто это?
- Как маму зовут?
- Какого цвета у мамы глаза?
- Какие у мамы волосы ?
2. Научить ребёнка называть мамину профессию.
- Кем мама работает ?
Попросите ребёнка нарисовать и рассказать о том, что нужно маме для работы.
- Маме нужны...
3. Учить ребёнка образовывать дательный падеж существительных
Поиграть в игру «Кому что нужно?»
- Кастрюля нужна (кому?) - повару. Кому нужны: шприц, краски и кисть, ножницы и зеркало.
4. Учить ребёнка подбирать антонимы
Поиграть в игру «Наоборот»
- Баба Яга старая, а мама... (какая?)
- Молодая.
глупая —умная страшная — красивая злая - добрая
низкая — высокая грустная — весёлая грубая — нежная
5. Выучить стихотворение
Какое самое первое слово?
Какое самое светлое слово?
Какое самое главное слово?
Шепни его тихо,
Скажи его звонко.
Главное слово
Любого ребёнка –
МА-МА.
Н. Бромлей.
Тема: «Весна. Природа, погода»
1. Приклеить в тетради картинку с изображением весны. Провести с ребёнком беседу:
- Какое здесь время года?
- Назови весенние месяцы.
- Какое весной солнышко?
- Что происходит весной со снегом и со льдом?
- Что появляется весной на деревьях?
2. Учить ребёнка образовывать родительный падеж множественного числа существительных
Поиграть в игру «Чего весной много?»
Один ручеёк, а весной много (чего?)
- Весной много ручейков
3.Учить ребёнка подбирать признаки к предметам.
Поиграть в игру «Скажи - какой (какое, какая)?»
- Весной солнце (какое?) - яркое, тёплое, ласковое... небо — синее, чистое... снег—рыхлый, тёмный, грязный...
ручей — быстрый, звонкий... трава — зелёная, мягкая...
4. Учить ребёнка подбирать антонимы к
прилагательным. Поиграть в игру «Наоборот».
- Тёплый, а наоборот, как будет? —Холодный,
грязный - чистый тёмный — светлый белый — чёрный
лёгкий - тяжёлый длинный - короткий холодный - тёплый высокий — низкий пасмурный — солнечный тихий — шумный
5.Учить ребёнка согласовывать существительные с количественными числительными Поиграть в игру «Сосчитай от одного до десяти» - Одна почка, две почки... десять почек.
6. Научить ребёнка произносить слово «проталины» и объяснить его смысл (место, где снег уже растаял и видна чёрная земля).
7. Выучить стихотворение
К нам весна шагает
Быстрыми шагами.
И сугробы тают
Под её ногами.
Чёрные проталины
На полях видны.
Видно очень тёплые
Ноги у весны.
И. Токмакова
Тема: «Перелётные птицы»
1. Приклеить в тетради или нарисовать следующих перелётных птиц: грач, скворец, ласточка, журавль, кукушка, утка, гусь (дикий), соловей, дрозд, жаворонок
Научить ребёнка называть птиц и отвечать на вопросы:
- Как всё это назовём, одним словом?
- Перелётные птицы.
- Почему эти птицы так называются?
- Потому что они осенью улетают в тёплые края, а весной прилетают обратно к нам.
2.Учить ребёнка образовывать родительный падеж множественного числа существительных. Поиграть в игру «Кого весной много?»
- Одна ласточка, а весной прилетает много (кого?)
- Весной прилетает много ласточек.
Много: кукушек, уток, гусей, журавлей, грачей, скворцов, соловьев, дроздов, жаворонков.
3.Учить ребёнка называть птенцов птиц
Поиграть в игру « У кого какие птенцы?»
- Кто птенцы у кукушки? - Кукушата.
У журавля — журавлята грача — грачата ласточки — маленькие ласточки гуся - гусята стрижа - стрижата дрозда - маленькие дрозды
утки —утята соловья — соловьята жаворонка — маленькие жаворонки
4.Учить ребёнка подбирать действия к предметам
Поиграть в игру «Кто как голос подаёт?»
- Журавль как голос подаёт? - Курлычет.
Гусь — гогочет утка — крякает соловей — заливается, поёт
кукушка - кукует ласточка – щебечет
5. Учить ребёнка образовывать творительный падеж существительных с предлогом «НАД». Поиграть в игру «Над чем летит птица?»
- Внизу море, птица летит (над чем?) - Над морем. Внизу: поле, лес, город, деревня, село.
6. Учить ребёнка составлять описательный рассказ о птице по плану:
- Кто это?
- Какие есть части тела?
- Какого цвета?
- Как называются птенцы?
7. Выучить стихотворение
Дружок ты мой. дрозд! Перья тонкие,
В крапинку хвост Песни звонкие.
Носик остренький, Весной распеваются,
Бочок пёстренький. Зимой забываются.
Тема: «Цветы»
1. Приклеить или нарисовать следующие цветы
подснежник, ромашка, одуванчик, ландыш, василёк, колокольчик, роза, тюльпан, гвоздика, алоэ, кактус
Научить ребёнка называть цветы и отвечать на вопрос:
- Как всё это назовём, одним словом? — Цветы.
2.Учить ребёнка образовывать прилагательные от существительных Поиграть в игру «Скажи - какой?» Добиваться ответа фразой.
- Если цветок растёт в саду, то цветок (какой?) - цветок садовый
В поле — полевой на лугу - луговой
лесу — лесной растёт весной - весенний
комнате — комнатный растёт летом — летний
лечит болезни — лечебный
3.Учить ребёнка образовывать родительный падеж множественного числа существительных
Поиграть в игру «Чего в лесу (в поле, на лугу, в саду) много?» Добиваться ответа фразой.
- у тебя одна ромашка, а в поле много (чего?)
- В поле много ромашек.
Много: подснежников, ромашек, одуванчиков, ландышей, васильков, колокольчиков, роз, тюльпанов, гвоздик, кактусов, алоэ.
4. Учить ребёнка согласовывать существительные с количественными числительными
Поиграть в игру «Сосчитай от одного до десяти»
- Одна ромашка, две ромашки... пять ромашек... десять ромашек.
5.Научить ребёнка составлять описательный рассказ о любом цветке по плану:
Что это?
- Какой стебель?
- Какие листья'?
- Какого цвета лепестки?
- Где растёт?
6. Выучить стихотворение
Вот ромашка, василёк.
Как красив из них венок!
Погулять ты выйдешь в поле
- Много их растёт на воле.
Ты сорвать их не спеши
— Полюбуйся от души!
Тема: «Насекомые»
1 .Приклеить или нарисовать следующих насекомых
пчела, муравей, кузнечик, стрекоза, бабочка, божья коровка,
муха, жук, комар, паук Научить ребёнка называть насекомых и отвечать на вопросы:
- Как всё это назовём, одним словом?
- Насекомые.
- Сколько ногу насекомых? — Шесть. (У паука — восемь).
2.Учить ребёнка образовывать родительный падеж множественного числа существительных.
Поиграть в игру «Кого бывает много?» Добиваться ответа фразой.
- Одна муха, а бывает много (кого?)
- Бывает много мух.
Много: пчёл, муравьев, кузнечиков, стрекоз, бабочек, божьих коровок, мух, жуков, комаров, пауков.
3.Учить ребёнка согласовывать существительные и с количественными числительными
Поиграть в игру «Сосчитай от одного до десяти»
- Одна муха, две мухи... пять мух... десять мух.
4. Учить ребёнка образовывать творительный падеж существительных с предлогом
«НАД». Поиграть в игру «Над чем порхает бабочка?» Добиваться полного ответа.
- Внизу ромашка, над чем летает бабочка?
- Бабочка летает над ромашкой
Внизу: колокольчик, василёк, роза, тюльпан, одуванчик.
5. Нарисовать 2 бабочки (капустницу и лимонницу). Объяснить ребёнку, почему они так называются.
6.Выучить стихотворение
Меня ужалила пчела.
Я закричал: «Как ты могла?»
Пчела в ответ:
А ты как мог
Сорвать любимый мой цветок?
Ведь он мне был уж-жасно нуж-жен,
Я берегла его на уж-жии.
М. Бородицкая
Тема: «Рыбы. Обитатели водоёмов»
1. Приклеить или нарисовать следующих обитателей водоёмов: сом, щука, налим, карась, пескарь, ёрш, жаба, лягушка, рак, улитка, акула, кит Научить ребёнка называть картинки.
2. Учить ребёнка согласовывать существительные с числительными «один» и «одна». Поиграть в игру: «Не ошибись».
- Про какую картинку мы скажем «один»?
- - Один сом (налим, карась, ёрш, пескарь, рак, кит)
- Про какую картинку мы скажем «одна»?
- Одна щука (жаба, лягушка, улитка, акула).
3.Учить ребёнка образовывать родительный падеж множественного числа существительных
Поиграть в игру: «Кого бывает много?» Добиваться ответа фразой. Один сом, а в реке много (кого?) — В реке много сомов. Много: щук, налимов, карасей, пескарей, ершей, жаб, лягушек, раков, улиток, акул, китов.
4. Учить ребёнка согласованию существительных с количественными числительными
Поиграть в игру «Сосчитай от одного до десяти»
Один налим, два налима, ... пять налимов, ... десять налимов.
5.Учить ребёнка образовывать глаголы с разными приставками, договаривая предложения.
Поиграть в игру «Что сделала рыбка?»
- Рыбка от берега (что сделала?) - Отплыла, по речке - поплыла
через речку - переплыла до другого берега - доплыла
от рыбаков - уплыла)
6.Нарисовать рыбу, попросить ребёнка раскрасить её части разным цветом. Научить ребёнка называть части тела рыбы:
голова, глаза, рот, зубы, спина, живот, жабры, плавники, хвост.
7. Выучить стихотворение
Всё приходится сому
С детства делать самому.
Сам еду себе найди,
Сам в беду не попади.
Не пожалуешься маме!
Сам справляйся - сам с усами!
Сом лежит себе на дне
Самостоятельный вполне.
Б. Заходер
Тема: «Наш город. Наша республика»
1. Приклеить в тетради картинку с изображением нашего города.
Записать в тетради свой домашний адрес. Научить ребёнка отвечать на вопросы: Как называется наша республика?
- Как называется наш город.
- Назови свой домашний адрес.
2. Учить ребёнка образовывать родительный падеж множественного числа существительных.
Поиграть в игру «Чего в городе много?» Много: магазинов, улиц, площадей, мостов, памятников, школ, театров, больниц.
3.Учить ребёнка образовывать предложный падеж существительных с предлогом «В» Поиграть в игру «Не ошибись»
- Где можно купить продукты? -В магазине (на базаре, на рынке).
Где можно - купить лекарства учиться пообедать
посмотреть спектакль лечиться гулять
купить билет на поезд подстричься работать
посмотреть картины
4. Учить ребёнка согласованию существительных с количественными числительными
Поиграть в игру «Сосчитай от одного до десяти»
- Один музей, два музея, ... пять музеев, десять музеев.
Тема: «Обобщение»
1. Приклеить в тетради по одной картинке или нарисовать:
домашнее животное, домашняя птица, зимующая птица, перелётная птица, дикое животное наших лесов, дикое животное жарких стран, насекомое. Научить ребёнка называть картинки.
2. Поиграть в игру «Будь внимателен»
-Покажи домашнее животное. Каких ещё домашних животных ты знаешь? Так спросить про: домашних птиц, зимующих птиц, перелётных птиц, диких животных наших лесов, диких животных жарких стран, насекомых.
3. Поиграть в игру «Не ошибись»
- У кого 2 ноги?4 ноги? 6 ног?
- У кого тело покрыто шерстью? перьями?
- У кого крылья?
4. Поиграть в игру «Назови ласково»
-Корова, назови ласково... Коровушка.
5. Поиграть в игру «Кого на земле много?»
- Один волк, а на земле много кого? - На земле много волков.
6. Научить ребёнка составлять сравнительный рассказ-описание любых двух
зверей по плану:
-Кто это? Пример: - Это волк, а это курица.
- Какие есть части тела? И т. д.
- Что ест?
- Как жилище называется?
- Как детёныши называются?
7. Выучить стихотворение:
Животные — живые организмы,
Их очень много на большой земле.
Они и в воздухе, в воде и под землёю,
Они живут в лесах, морях — везде.
Летают птицы, бегают олени.
И комары кружатся над рекой.
Огромный крокодил тихонько дремлет,
Медведь залез в берлогу на покой.
Над всеми - человек.
Он самый умный!
Он должен всех животных охранять,
Чтоб на земле они не умирали
И все могли семью свою создать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие "Рекомендации родителям для домашних занятий с детьми". Младшая группа.
Тема «Семья»1. Рассмотрите с ребенком фотографии всех членов семьи. Поочередно показывайте изображенных на фотографии членов семьи и называйте их четко, ясно и лаконично:- Это папа.- Это мама.- Это де...
"Ваш ребенок не говорит?" Домашние занятия с детьми четвертого года жизни
"Ваш ребенок не говорит?" Домашние занятия с детьми четвертого года жизни...
Рекомендации родителям при выполнении домашних занятий с детьми для закрепления произносительных навыков.
Рекомендации родителям...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ДЛЯ ДОМАШНИХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ ПРИ ЗАКРЕПЛЕНИИ ПРОИЗНОСИМЫХ НАВЫКОВ
консультация...
рекомендации родителям по выполнению логопедических домашних занятий с детьми
Данные рекомендации помогают родителям правильно выполнять домашние задания логопеда...
Рекомендации родителям к проведению домашних занятий с детьми по коррекции звуков
В данной памятке рассказывается родителям как создать необходимы условия дома для выполнения логопедических заданий. На что надо обратить внимание....
Методические рекомендации родителям для домашних занятий с детьми при закреплении произносительных навыков
Даны рекомендации родителям для домашних занятий с детьми при закреплении произносительных навыков...