Как справится с компьютерной зависимостью у детей дошкольного возраста.
материал

Киселева Елена Сергеевна

 В последние годы актуальна проблема компьютерной зависимости, когда ребенок может часами играть в компьютерные игры, проявлять агрессию, если родители запрещают ему просиживать за компьютером.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zavisimost_ot_kompyutera.docx459.19 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям


https://www.pngarts.com/files/5/Mom-Dad-PNG-Image-Background.pngРекомендации родителям

Как справится с компьютерной зависимостью

у детей дошкольного возраста.

C:\Users\79867\Desktop\конкурс психолог 22\deti-1.jpg

Интернет сам по себе – ни добро, ни зло. Это всего лишь неотъемлемая часть окружающего мира, который становится все более и более цифровым. Разумеется, дети рано или поздно познают и эту часть мира.

Сегодня практически каждый ребенок с раннего возраста имеет доступ к компьютеру. Современный дети легко осваивают управление сложными электронными приборами, удивляя этим свих родителей, бабушек и дедушек. Они самостоятельно используют ноутбуки, планшеты, телефоны родителей сначала для просмотра мультфильмов, потом для компьютерных игр и общения в социальных сетях. Как отмечают исследователи, нижняя возрастная планка использования развивающих компьютерных программ опустилась до рекордной отметки «0+», т. е. они рекомендованы для развития детей с момента рождения. Компьютерные игры становятся частью детской субкультуры, при этом, вытесняя из жизни традиционные игры, и превращаются в основную форму досуга детей.

C:\Users\79867\Desktop\конкурс психолог 22\Korob_25.jpg В последние годы актуальна проблема компьютерной зависимости, когда ребенок может часами играть в компьютерные игры, проявлять агрессию, если родители запрещают ему просиживать за компьютером. Принято считать, что наиболее опасным с точки зрения возникновения зависимости от компьютерных игр является подростковый возраст, однако по данным исследований, уже в дошкольном возрасте может сформироваться симптомокомплекс компьютерной аддикции. Аддикция - от англ. «аddiktive» – пагубная привычка, пристрастие к чему–либо.

Лет 30 назад было научно доказано, что мозг ребенка развивается через руки. Так устроен наш организм, что в младенчестве сигналы, получаемые от рук, особенно от пальчиков, стимулируют развитие мозга. Заменяя пальчиковые игры вождением пальцем по плоскости монитора, родители закрывают перед детьми дорогу к развитию.

Чем раньше ребенок начал приобщаться к компьютеру,

тем у него выше шансы стать зависимым.

При этом немаловажно, во что играет ребенок, в какие игры. Психологи говорят, что детям до 7 лет если и приобщаться к компьютеру, то через образовательные игры, обучающие чтению и счету. Крайне нежелательно, чтобы дети младшего возраста играли в агрессивные игры или просто бесцельно бродили бы со страницы на страницу, а лучше, если бы они вообще не садились ни за компьютер, ни за планшет. А если уж вы его решили допустить к технике, то не забывайте о том, что компьютерная игра не способна заменить классических развивающих и обучающих игр с реальными предметами — кубиками, пирамидками, книгами и карандашами. Ребенку необходимо прикосновение, чтобы понять этот мир. Компьютер не дает такой возможности.

Когда ко мне приходят родители с ребенком дошкольного возраста с проблемой зависимости малыша от гаджета, то возникает логичный вопрос к родителям: "Кто приучил?"

Порой родители не всегда понимают, как сами приводят сына или дочь к этой зависимости, знакомя своих детей с гаджетами, в которых намного больше функций, чем необходимо ребенку. 

 Причин, по которым родители самостоятельно вручают детям смартфоны, несколько.

Первая – занять дошкольника, чтобы он не мешал заниматься своими делами: он сидит, играет и никого не трогает.

C:\Users\79867\Desktop\конкурс психолог 22\image.jfifВторая причина – занять его этим же гаджетом, чтобы быстро и без истерик накормить, одеть, побрызгать больное горло и так далее. Но проходит время, и мы уже очень возмущены, что ребенок сам себя занимает и развлекает исключительно гаджетами.

Как предотвратить развитие компьютерной зависимости у ребенка? 

Полностью оградить ребенка от компьютера невозможно и нецелесообразно, но можно свести к минимуму риск возникновения отрицательных влияний.

К негативным последствиям использования компьютерных игр относится нарушение развития речи, когда объем словарного запаса и связная речь отстают от возрастной нормы. Дети, проводящие за компьютером все свободное время, не могут грамотно писать и связно излагать свои мысли. Психологи причину отставания в развитии речи детей видят в отсутствии практики устного общения и сужении кругозора.

Негативным моментом компьютерных игр является то, что в них искажается представление ребенка. Смысл некоторых компьютерных игр сводится к жестокости. Устраняя виртуальных противников, сюжет наполняется дракой, стрельбой, кровопролитием. Неокрепшая психика ребенка невольно входит в образ героя. И постепенно ребенок начинает привыкать, к тому, что проблемы можно решить, применяя физическую силу и грубость.

Негативных последствий можно избежать, если:

- следить за играми, в которые играет ребенок. Я рекомендую при выборе игры учитывать особенности темперамента. Ребенку – меланхолику лучше предложить игры с элементами соревнований, холерику- интеллектуальные, флегматику – спортивные, а для сангвиника полезны игры- конструкторы. Правильно подобранные игры помогут скорректировать недостатки, присущие тому или иному типу темперамента;

- предпочтение следует отдавать играм с исследовательской направленностью, которые формируют у ребенка познавательную активность, являющуюся залогом успешного обучения в школе в дальнейшем;

- уровень сложности игры должен соответствовать возможностям ребенка, поскольку прохождение слишком легкой игры не окажет развивающего эффекта;

- компьютер лучше разместить в общей комнате, это поможет вам следить за тем, во что играет ребенок, какие фильмы смотрит и где бывает в Интернете;

- использовать технические способы защиты компьютера: функции родительского контроля. «Семейная безопасность» в Windows live – поможет отслеживать контакты и интересы ребенка даже с другого компьютера, а также с помощью фильтра установить запрет к отдельным играм, сайтам, программам и ограничить время пребывания ребенка за компьютером;

- предложить ребенку другие возможности времяпрепровождения: прогулки, походы в кино, посещение секций и кружков и т. п.

Еще одним важным направлением профилактики зависимости от компьютерных игр является демонстрация ребенку, не менее интересных возможностей компьютера. Уже в дошкольном возрасте ребенок может овладеть азами программирования, веб-дизайна, компьютерной графики и анимации, использовать компьютер в познавательных целях, для поиска информации.

Для того чтобы компьютер стал помощником для ребенка, удобным инструментом для работы и творчества, необходимо, чтобы родители вместе с ним осваивали захватывающий компьютерный мир.

Поэтому:

  • Важен личный пример родителей. Если вы разрешаете играть ребенку некоторое время в день, то вы и сами не должны просиживать у компьютера больше времени.
  • У ребенка должно быть увлечение, хобби, не связанное с компьютером.
  • Поддерживайте общение ребенка со сверстниками: их игры на свежем воздухе, общие увлечения (без компьютера).
  • Все должно быть спланировано так, чтобы не оставалось свободной минуты. Это совместные дела, уличные игры, праздники, походы в музеи, театры, парки, путешествия, общение с интересными собеседниками и т.д.
  • Используйте компьютер как награду, для эффективного воспитания, в качестве поощрения.
  • Важно четко контролировать те игры, в которые играет ребенок. Вы должны знать, что это за игра и отслеживать любые отклонения в поведении ребенка после того, как он поиграл в игру. Могут наблюдаться раздражительность, возбужденность, бессонница. Все это указывает на то, что либо было превышено время игры, либо игра не подходит ребенку.
  • Отдавайте предпочтение развивающим играм и сайтам. Обсуждайте с ребенком те игры, в которые ему было бы, по вашему мнению, полезнее играть.

Выходные с пользой вместе с ребёнком.

 Ни одна мать не позволит ребенку употреблять наркотики, почему же компьютер и телевизор используются как средство занять ребенка, чтобы не мешал родителям в их важных делах? Психика ребенка формируется во взаимодействии со взрослыми, каким будет это взаимодействие решает каждый на своем месте. Но совместные походы в театры, на природу с палаткой и костром, а также лыжи, коньки и просто прогулки на свежем воздухе не причинили вреда еще ни одному человеку. Во время такого досуга у детей воспитывается уважение к родителям и до них легче доходит смысл слов о вреде многочасового сидения у компьютера. Занятия в кружках, спортивных секциях по интересам, помощь старым и слабым, выбор хороших художественных и мультипликационных фильмов помогают ребенку увидеть всю красоту и многообразие живого окружающего мира и сравнить его с виртуальным. А компьютер можно использовать в мирных, познавательных и в творческих целях. Главное – ребенка увлечь!

Важно знать:

дети, родители, мама, папа, воспитатель, образование, воспитание, здоровье,...В администрации марийской столицы объявили конкурс "Папа, мама, Я ...Здоровые дети в здоровой семье.Семья Играй Интернет Магазин Минск.Резко отнимать или запрещать компьютерные игры ребенку, который уже втянулся — нельзя. Делать это стоит последовательно, лучше подготовиться вместе с психологом. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт применения компьютерных технологий при реализации Программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» в дошкольных образовательных учреждениях

В статье описываются некоторые возможности использования компьютерных технологий в дошкольных образовательных учреждениях при изучении детей старшего возраста курса программы "Основы безопасности дете...

Информационная компетентность педагогов как условие организации компьютерного обучения детей дошкольного возраста

Дети зачастую шагают впереди педагогов, опережая их в информационных знаниях. Компьютерные игровые комплексы (КИК) - одна из современных форм работы, в которой взаимоотношения взрослого и ребенка выст...

СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЛИ КАК СПРАВИТЬСЯ С НЕПОСЕДОЙ

Проблема гиперактивности в настоящее время приобретает особую актуальность, т.к. число гиперактивных детей с каждым годом увеличивается. По данным разных авторов от 2 до 20% детей в садах проявляют ги...

КОНСУЛЬТАЦИЯ Компьютерная зависимость детей дошкольного возраста

КОНСУЛЬТАЦИЯ              Компьютерная зависимость детей дошкольного возраста...

Компьютерная зависимость детей дошкольного возраста

Компьютерная зависимость детей дошкольного возраста...

Влияние гендерной принадлежности на особенности компьютерной зависимости детей дошкольного возраста

Влияние гендерной принадлежности на особенности компьютерной зависимости детей дошкольного возраста...

Консультация для родителей "Компьютерная зависимость детей дошкольного возраста"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение           Андреево-Мелентьевский детский сад «Сказка» ...