Дети с общим недоразвитием речи
статья (старшая группа) по теме
Данный семинар-практикум поможет начинающему учителю-логопеду правильно проконсультировать родителей по данной теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchee_nedorazvitie_rechi.zip | 8.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Данный семинар-практикум поможет начинающему учителю-логопеду правильно проконсультировать родителей по данной проблеме. Хорошо развитая речь- важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательности и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. При нормальном речевом развитии дети к 5-и годам свободно пользуются развёрнутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу. Однако не во всех случаях эти процессы протекают благополучно: у некоторых детей даже при нормальном слухе и интеллекте резко задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. Это нарушение впервые было установлено Р.Е.Левиной и определено как общее недоразвитие речи. У всех детей с ОНР всегда отмечается: нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса, грамматического строя, связной речи. Для детей с ОНР наряду с указанными речевыми особенностями характерна недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно: нарушены внимание и память, пальцевая и артикуляционная моторика, недостаточно сформировано словесно-логическое мышление. ОНР может проявляться в разной степени. Поэтому выделяют три уровня речевого развития: 1 уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (так называемые «безречевые дети»). Дети этого уровня для общения пользуются главным образом лепетными словами, звукоподражаниями, отдельными существительными и глаголами бытового содержания, обрывками лепетных предложений, звуковое оформление которых смазанно, нечётко и крайне нейстойчиво. Нередко свои «высказывания» ребёнок подкрепляет мимикой и жестами. 2 уровень речевого развития (начатки общеупотребительной речи) знаменуется тем, что, кроме жестов и лепетных слов, появляются хотя и искажённые , но достаточно постоянные общеупотребительные слова. Высказывания детей обычно бедны, ребёнок ограничивается перечислением непосредственно воспринимаемых предметов и действий. Рассказ по картине, по вопросам строится примитивно, на коротких, хотя грамматически и более правильных, фразах, чем у детей первого уровня. При этом недостаточная сформированность грамматического строя речи легко обнаруживается при усложнении речевого материала или при возникновении необходимости употребить такие слова и словосочетания, которыми ребёнок в быту пользуется редко. 3 уровень речевого развития характеризуется наличием развёрнутой фразовой речи с элементами лексико – грамматического и фонетико – фонематического недоразвития. Дети этого уровня вступают в контакты с окружающими, но лишь в присутствии родителей (воспитателей), вносящих соответствующие пояснения. Свободное же общение крайне затрудненно. Даже те звуки, которые дети умеют произносить правильно, в их самостоятельной речи звучат недостаточно чётко. Характерным является недифференцированное произнесение звуков (в основ свистящих, шипящих, аффрикат и соноров), когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной фонетической группы, пытаются строить сложносочинённые и сложноподчинённые предложения. Общее недоразвитие речи у детей дошкольного возраста -это сложное речевое нарушение, коррекция которого требует немалых усилий со стороны учителя-логопеда, воспитателей, других специалистов, но главная роль ложится на плечи семьи, родителей. Преодоление ОНР у детей осуществляется использованием поэтапной системы формирования речи. Работая по коррекционным программам для детей старшего дошкольного возраста учитель-логопед ставит перед собой следующие основные задачи коррекционного обучения :
1. развитие артикуляционного аппарата
Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детский сад, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе учителя-логопеда и воспитателя.( 8.00-артикуляционная гимнастика,8.10-развитие общей моторики,9.00-начинаются занятия, после сна воспитатель занимается с детьми по заданию логопеда и тд.). Основная работа по коррекции речевого недоразвития осуществляется на занятиях. Поэтому огромная просьба к родителям –посещайте детский сад ежедневно и не опаздывайте! Не пропускайте занятия. Коррекционная работа обеспечивает овладение детьми самостоятельной связной, грамматически правильной речью, фонетической системой языка, элементами грамоты, что формирует готовность к обучению детей в школе. Советы родителям: Родителям важно научить ребёнка слушать своего собеседника, уметь высказывать своё мнение, для этого спорьте с ним, как можно больше разговаривайте с ним, узнавайте его мнение. Совместные прогулки, на которых ребёнок и взрослый рассматривают явления природы, делятся эмоциями; чтение книг, просмотр диафильмов или телевизионных передач с последующим обменом мнения; совместные игры-забавы, требующие речевой активности способствуют развитию речи вашего ребёнка. Выполняйте все рекомендации учителя-логопеда. И тогда Ваш ребёнок почувствует себя уверенно среди сверстников и взрослых, смело будет отвечать на вопросы, таким детям будет легко учиться в школе. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о её правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.
Успехов Вам и вашим детям! При разработке семинара была использована литература:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Просодическая сторона речи и работа над формированием внятности речи детей с общим недоразвитием речи.
Развитие интонационной выразтельности у детей дошкольного возраста...
Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.
Практическая значимость опыта заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...
Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.
Практическая значимость опыта заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...
Методика обследования речи детей дошкольного возраста (от 4 до 7 лет), имеющих общее недоразвитие речи (приложение к карте обследования детей с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет)
Перед учителем-логопедом дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида стоит задача осуществить обоснованный дифференциальный подход к каждому ребенку с общим недоразв...
характеристика нарушений фонематических операций у детей с общим недоразвитием речи и с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
С точки зрения Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, общее недоразвитие речи – разные сложные речевые нарушения, при которых у детей страдает развитие всех сторон речи, относящихся к ее...
Критерии оценки общего и речевого развития речи детей с общим недоразвитием речи
Предложенный материал поможет учителям- логопедам выявить индивидуально для каждого ребенка уровень общего и речевого развития....