Конспект родительского клуба "Кризис 3-х лет"
план-конспект по теме

Работа с родителями, одна из форм родительский клуб. Конспект составлен в доступной форме с приложением, опробирован на практике, получены положительные отзывы родителей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                          Конспект  родительского  клуба на тему:

                  «Кризис 3-х летнего ребенка»          

Цель:

-  повысить сплоченность группы родителей;

-  познакомить с психологическими особенностями развития 3 лет;

-  информировать родителей о симптомах кризиса 3-х лет;

-  выработать рекомендации по преодолению кризиса.

Предшествующая работа:

          - изготовление объявления и пригласительных;

          - изготовление памяток для родителей;

          - изготовление 2-х стендов размером 50*50 с фотографиями детей, стихотворением и рисунками «Я сам»;

         - видеозапись: «Дети в саду»;

Участники: родители I младшей группы, психолог, заведующая, методист, воспитатели.

Время проведения – октябрь 2008г.

Продолжительность – 1-1,5час.

Материал для собрания:

           - музыкальное сопровождение;

          - мягкая игрушка;

          - карточки с заданием «Особенности поведения»

          - памятки для родителей;

          - листы бумаги;

          - карандаши;

Ход собрания:

Столы расставлены по кругу, на столах - веточки «икебаны», памятки, карточки, листы бумаги, карандаши.

Пока родители собираются,  звучит спокойная музыка.

Психолог:

- Я рада видеть вас сегодня!

1. Упражнение «Давайте познакомимся!»

      - Давайте, мы с вами познакомимся. Передавая игрушку, вы назовете свое имя, имя вашего ребенка, нравится ли вам и вашему ребенку в саду, нравятся ли воспитатели?

Например: Меня зовут Светлана, мой сын Егор, ему нравится ходить в детский садик, он любит воспитателей.

2. Упражнение на сплочение группы «Мой ребенок лучше всего умеет»

П: - Продолжите фразу…

Например: Мой ребенок лучше всего умеет петь.

   

3. Сообщение темы:

П: - Тема нашей встречи «Кризис 3-х летнего ребенка».

Сегодня мы с вами  встретились для того,  чтобы разобраться «какие особенности развития детей от 2-х до 3-х лет?», «как меняется поведение в  кризисный момент?»  что делать родителям?».

4.Выступление психолога  об особенностях развития.

П: -  Развитие ребенка в период от 1 до 3-х лет происходит быстрыми темпами. Нервная система ребенка пластична, но в то же время ранима, эмоциональная сфера ребенка характеризуется неустойчивостью. В зависимости от ситуации меняется и настроение ребенка.

   Новообразованиями этого возраста являются: возникновение речи и наглядно- действенного мышления. Ведущая деятельность – предметная. Взрослый учит способам действий с предметами, дает обобщенные понятия предметам. Предметы воспринимаются детьми через рассматривание, знакомство с формой, цветом, величиной, а также сравнение предметов. При этом взрослый должен давать правильные названия признаков предметов и способов действий с ними. Для этого можно применять любые игрушки и игры. Н: матрешки, пирамидки, вкладыши.

   Память и внимание носят непроизвольный характер. Ребенок не умеет запоминать, не владеет способами запоминания. Поэтому необходимо часто повторять действия, слова. Ребенок раннего возраста плохо переключает свое внимание, легко отвлекается. Все зависит от привлекательности предмета.

   Ранний возраст – это период формирования активной речи ребенка, которая формируется в совместной деятельности ребенка и взрослого. Взрослый должен  побуждать высказывать свои желания, говорить при этом ясно.

   Большое значение для развития личности ребенка имеет общение со взрослым. Родителям надо помнить, что представления о себе, первая самооценка та, которую дают взрослые. Поэтому не следует постоянно делать ребенку замечания, упрекать его, так как его недооценка может привести к неуверенности малыша.

  Одно из условий уверенности и спокойствия ребенка в этом возрасте – это систематичность, четкое выполнение режима дня.

 

5.Выступление воспитателя «Что ребенок умеет делать?»

Воспитатель кратко излагает информацию о том,  какие дети стали, чему научились, какие возникают проблемы во взаимодействии. Обязательно называет успехи детей.

6. Задание «Особенности поведения»

Психолог:

- Я хочу у вас спросить, наблюдаете ли вы изменения в поведении детей?

(Высказывания родителей, каждый про своего ребенка).

- Перед вами лежат карточки,  отметьте в них те утверждения, которые соответствуют поведению ваших детей. (Карточки для каждого родителя).

 Особенности поведения:

  1. В последнее время мой ребенок изменился, стал совершенно другим.
  2. Стал упрямым, постоянно настаивает на своем.
  3. Не воспринимает мнение других.
  4. Ребенок часто устраивает истерики.
  5. Отказывается выполнять требования взрослых, словно их не слышит.
  6. Ребенок стремится  к достижению своей цели, используя все методы воздействия на родителей: нытье, угрозы, капризы.
  7. Ругается, дразнит, обзывает родителей.
  8. Проявляет деспотическую власть по отношению к родителям.
  9. Проявляется ревность по отношению к другим детям: может забирать игрушки, одежду, толкает, замахивается.
  10. Отказывается подчиняться определенным требованиям взрослых и стремиться сделать все наоборот, даже вопреки собственному желанию.

(По желанию родители озвучивают свои  ответы).

  Психолог:

- Наступил тот момент, когда ребенка будто подменили, он меняется прямо на глазах. Становится капризным, делает все наоборот, поступает назло, бросает игрушки, грубит.

- Вам наверное, знакома такая ситуация: « Утром собираемся в д/с, торопимся, естественно. Мне уже на работу. А Жанна время тянет. Пуговицы застегивать не дает, сапоги натягивать не разрешает. Все сама. Я не выдерживаю, дергаю ее, начинаю кричать. Дочь впадает в истерику. В результате опаздываем не только в сад, но я и на работу не успеваю. Там тоже неприятности. Я уже отказалась от затеи кормить ребенка по утрам завтраком, пусть в садике ест. Но не могу же я ее голую на улицу отправлять!».

- Если у детей присутствуют такие особенности поведения, можно сказать, что  ребенок находится в кризисе. Это «кризис 3-лет». Наступить он может в 2,5 и 3,5 года. Кризисы необходимы, это движущая сила развития. Это период формирования системы «Я» ребенка. Если родителями выработана правильная линия своего поведения, то это поможет психическому развитию ребенка.

7. Симптомы кризиса ( разбор схемы).

Психолог:  - Что же характерно для ребёнка в период кризиса 3-х лет?

Для него характерен целый набор симптомов, который в психологии получил название «семизвездие симптомов».

Первый симптом - ярко выраженный негативизм. Это не просто нежелание выполнять какие-то указания взрослого, не просто непослушание, а стремление всё делать наоборот. Причина такого поведения кроется, по мнению психологов, в отношениях ребёнка и взрослого. Негативизм - это отношение не к предметной ситуации, а к человеку.

Второй симптом кризиса трёх лет - упрямство, которое отличается от настойчивости: ребёнок добивается своего только потому, что он так захотел.

Третий симптом связан с проявлениями строптивости. Это постоянное недовольство всем тем, что предлагает взрослый. Ребёнку ничто не нравится из того, что он делал раньше: он как бы отрицает тот образ жизни, который у него сложился. Нежелание идти с мамой за ручку, капризы по любому поводу - выражение этого симптома.

Четвёртый симптом - своеволие: ребёнок всё хочет делать сам, борется за свою самостоятельность.

Остальные три симптома встречаются реже.

Первый - бунт против окружающих. Ребёнок как будто находится в состоянии жёсткого конфликта со всеми людьми, постоянно ссорится с ними, ведёт себя очень агрессивно.

Другой симптом - обесценивание ребёнком личности близких. Так, малыш может начать называть мать или отца бранными словами, которых ранее никогда не употреблял.

И наконец, в семьях с единственным ребёнком встречается стремление последнего к деспотическому подавлению окружающих.

Причина  кроется  в  том,  что  у ребёнка  этого возраста  активно  формируется самосознание. Многочисленные указания взрослых (когда есть, во сколько спать, где гулять и т.д.) научили малышей отделять малышей свои желания и потребности от вещей и условий, с помощью которых они удовлетворялись.

Какие же рекомендации могут предложить психологи родителям, чьи дети вступили в кризисный возраст? Как необходимо вести себя родителям?

(Ответы родителей).

8. Рекомендации психолога:

  1. Если Вы занимаетесь воспитанием детей по-настоящему, будьте в этот период терпеливыми.  Потому что время «кризиса» ребёнку  нужно пройти  в  комфортных условиях,  чтобы  он  мог  пробовать  и пробовать:   одеваться,  раздеваться,   завязывать  шнурки,   застёгивать   пуговицы столько времени, сколько ему понадобиться.
  1. Чтобы   поскорее   избавиться   от   нежелательных   проявлений   кризиса,   нужно постараться изменить свою позицию: бунт и капризы    в это время следует не искоренять, а направлять в другое русло.  
  2. Поощряйте    самостоятельность    и    активность    малыша,   предоставьте    ему возможность исследования. Постарайтесь взять на себя роль консультанта, а не запретителя.
  3. Установите границы активности малыша. Они должны определяться сферой его безопасности.   Покажите  ребёнку  зону   «можно»   и   «нельзя».

  Объясните,  что переход этой границы может быть связан с болью и обидой. Проявите твердость. Запретов не должно быть много.

  1. Оставайтесь рядом с ребёнком, покажите, что вы понимаете и цените его, уважаете его достижения и можете помочь в случае неудачи.
  2. Будьте последовательны в своих требованиях. Если вы что-то не разрешаете ребёнку, то стойте на своём до конца.
  3. Следите   за  тем,   чтобы   все   взрослые   предъявляли   к   ребёнку   одинаковые требования.
  1. Не пытайтесь ругать или уговаривать ребёнка во время приступа упрямства. Скорее всего он просто не обратит на вас внимания. Для любой истерики требуется зритель, и ваше особое внимание будет только на руку маленькому упрямцу. Во время приступа попытайтесь переключить внимание малыша, показав ему что-то новое и интересное.
  2. Будьте готовы принять ребёнка, поговорить и поиграть с ним после приступа, не вспоминая того, что случилось. Не стоит демонстрировать свою обиду и негодование, особенно после того, как всё уже закончилось, - этим вы можете спровоцировать новую истерику.
  3. Для благополучного развития ребенка желательно подчеркивать, какой он уже большой, не «сюсюкаться», не стараться все сделать за малыша.
  4. Любите ребенка и показывайте ему, что он Вам дорог даже заплаканный, упрямый и капризный.

    - Я надеюсь, что все рекомендации были для вас полезными,  и вы возьмете на вооружение их при воспитании детей. А еще для вас приготовлены памятки.

9. Выполнение рисунка родителями «Я и мой ребенок» (см.методику Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №10/2008).

Психолог:

- А сейчас, я Вам предлагаю порисовать.

Инструкция: перед вами лежит лист бумаги и карандаши. Пожалуйста, нарисуйте рисунок на тему «Я и мой ребенок».

(Знакомство родителей с результатами рисунка проходит в индивидуальной форме).

10. Просмотр видеоролика «Дети  в саду».

11. Рефлексия.

Психолог: - Давайте, передавая нашу игрушку, каждый из вас ответит

- Что нового вы узнали?

- Полезная ли была информация?

Ответы родителей.

- Я хочу закончить нашу встречу стихотворением

«Я сам»

Я негативен и упрям,

Строптив и своеволен,

 Средою социальной я

Ужасно недоволен.

Вы не даете мне шагнуть,

 Всегда помочь готовы.

О, боже! Как же тяжелы

Сердечные оковы.

Система «Я» кипит во мне,

 Хочу кричать повсюду:

Я –самость, братцы, я живу,

Хочу! Могу! И буду!

Литература:

  1. Филиппова Ю.В. Общение: дети до 5 лет. Ярославль Академия развития, 2001
  2. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Искусство общения с ребенком от года до шести лет. М., 2004.
  3. Кашапов Р. Практическая психология для родителей или педагогика взаимности. М., 2003.
  4. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №10/2008.

                                                                           



Предварительный просмотр:

  1. Не    придавайте    большого    значения упрямству   и   капризности.   Примите   к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.
  2. Во время приступа оставайтесь рядом, дайте  ему  почувствовать,   что  вы  его понимаете.
  3. Не пытайтесь в это время что-либо внушить своему ребенку — это бесполезно. Браниться не имеет смысла, а шлепки еще сильнее его взбудоражат.
  4. Будьте   настойчивы   в   поведении   с ребенком.    Если    Вы    сказали    «нет»,оставайтесь и дальше при этом мнении.
  5. Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно взять его за руку и увести.
  6. Истеричность и капризность требует

зрителей.    Не    прибегайте    к    помощи

посторонних: «Посмотрите, какая плохая

девочка, ай-яй-яй!» Ребенку только этого и

нужно.

  1. Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка и т.д.)!», «А что это за окном ворона делает?» - подобные отвлекающие маневры заинтересуют  капризулю,   и  он успокоится.

Как нельзя вести себя родителям во время кризиса ребенка трех лет

-  Нельзя постоянно ругать и наказывать ребенка   за   все   неприятные   для   Вас проявления его самостоятельности.

-   Не  говорите   «да»,   когда  необходимо твердое «нет».

 -  Не пытайтесь любыми путями сгладить
кризис, помня, что в дальнейшем у ребенка
может        повыситься        чувство

ответственности.

-  Не приучайте малыша к легким победам, давая повод для самовосхваления, потому что потом любое поражение для него станет трагедией. И в то же время не подчеркивайте свою силу и превосходство над ним, противодействуя ему во всем, это приведет чуть позже или к безразличию во всем, или к разным видам завуалированного мщения исподтишка.

-  Запомните: все, что происходит с Вашим ребенком, Вы рассматриваете и оцениваете с позиции взрослого, а не его, многое не понимая при этом. Большинство родителей пугаются кризиса только потому, что им не с кем сравнивать своего малыша.

-   Чтобы кризис прошел благополучно, ЛЮБИТЕ РЕБЕНКА!

Для нормального развития малыша желательно во время кризиса трех лет, чтобы ребенок ощущал, что все взрослые в доме знают, что рядом с ними НЕ МАЛЫШ, а РАВНЫЙ ИМ ТОВАРИЩ И ДРУГ!

МДОУ ЦРР д/с №44 «Колокольчик»

ПАМЯТКА

для родителей

         «Я САМ...»

Серпухов 2008

(О  кризисе трех лет)



Предварительный просмотр:

«Нет, я сама. Я самее тебя!» Марина, 3 года.

Наконец-то Вашему ребенку ровно три года. Он уже почти самостоятельный: ходит, бегает и разговаривает... Ему можно многое доверить делать самому. Ваши требования непроизвольно возрастают. Он во всем пытается помочь Вам. И вдруг... вдруг...

С Вашим любимцем что-то происходит. Он меняется на глазах. И самое главное - в худшую сторону. Как будто кто-то подменил ребенка и вместо уступчивого, мягкого и податливого человечка подсунул Вам вредное, своенравное, упрямое, капризное существо.

И так весь день, неделю, месяц, а иногда и год, ежеминутно, ежесекундно, как будто в доме уже не малыш, а «нервотрепало» какое-то. Что же произошло?

В три года дети ожидают от семьи уже признания независимости и самостоятельности.  Ребенок хочет, чтобы его мнение спросили, чтобы посоветовались с ним. И он не может ждать, что это будет когда-нибудь в будущем. Он просто еще не понимает будущего времени. Ему все надо сразу, немедленно, сейчас. Он пытается любой ценой завоевать самостоятельность и самоутвердить себя в победе, пусть даже приносящей неудобства из-за конфликта с близкими людьми.

Возросшие потребности трехлетнего ребенка уже не могут быть удовлетворены ни прежним стилем общения с ним, ни прежним образом жизни. И в знак протеста, отстаивая

свое «Я», малыш ведет себя «вопреки родителям», испытывая противоречия между «хочу» и «надо».

Представьте себе цыпленка, еще не вылупившегося из яйца. Как безопасно ему там. И все-таки хоть инстинктивно, но он разрушает скорлупу, чтобы выбраться наружу. Иначе он просто задохнулся бы под ней.

Опека наша для ребенка - та же скорлупа. Ему тепло, ему уютно и безопасно быть под ней. В какой-то миг она ему необходима. Но наш малыш растет, меняется изнутри, и вдруг приходит срок, когда он осознает, что скорлупа мешает росту. Пусть рост болезненный, но ребенок уже не инстинктивно, а со-зна-тель-но ломает «скорлупу», чтобы выйти во «взрослый» мир, познать непознанное, изведать неизведанное. И главное его открытие - открытие себя: он независим, он все может. Но... в силу возрастных возможностей малыш никак не может обойтись без матери. И за это он сердится на нее и «мстит» слезами, возражениями, капризами. Ребенок не может утаить свой кризис: тот, словно иглы у ежа, торчит наружу и весь направлен только против взрослых, которые все время рядом, ухаживают за ним, предупреждают все его желания, не замечая и не понимая, что он уже все может делать сам. С другими взрослыми, со сверстниками, братьями и сестрами ребенок даже и не собирается конфликтовать.

* * *

По мнению психологов, малыш в три года переживает один из кризисов, окончание которого знаменует новый этап детства -

дошкольное детство. Кризисы необходимы. Они - движущая сила, своеобразные ступеньки развития ребенка.

        Кризис трех лет;

  1. Период упрямства и капризности Начинается примерно с 24 месяцев.
  2. Как правило, эта фаза заканчивается к3,5 - 4 годам.
  3. Пик упрямства приходится на 2,5 - 3 года.
  4. Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
  5. Девочки капризничают больше, чем мальчики.
  6. В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей то 5 раз в день. У некоторых — до 19 раз!
  7.  Если дети по достижении 4 лет все еще продолжают часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего, речь идет о «фиксированном» упрямстве, истеричности, как удобных способах манипулирования своими родителями. Чаще всего, это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребенка, нередко ради своего спокойствия.

Как надо вести себя родителям в период кризиса ребенка трех лет

  1. Выработайте правильную линию своего поведения, станьте более гибким в воспитательных мероприятиях, расширяйте права и обязанности малыша и в пределах разумного дайте вкусить ему самостоя тельности, чтобы насладиться ею.


Предварительный просмотр:

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Приглашаем Вас,  принять участие в заседании родительского клуба, тема которого: «Кризис 3-летнего возраста».

Вместе  с Вами мы попытаемся разобраться в том, какие симптомы кризиса, почему возникает кризис и что делать родителям в этот период; Вам будут предоставлены рекомендации, которые помогут разобраться в этом сложном вопросе!

Родительский клуб состоится ___в ___часов ___минут.

Администрация



Предварительный просмотр:

                 

         Негативизм                                         Упрямство                                          Строптивость

Неприятие требований или                        Ребенок настаивает на чем-то                       «Вопреки», «наперекор»

просьб взрослых. Ребенок не хочет           не потому, что он действительно                Недовольство действиями

что-то делать только потому, что              этого сильно хочет, а только потому,          взрослого, всем, что ему

это предложил взрослый. Направлен       что хочет, чтобы с его мнением                    предлагают делать.

против конкретного взрослого.                 считались. Отношение к себе, своему          Безлична. Направлена

                                                                      решению.                                                         Против сложившейся

                                                                                                                                                системы отношений.

            Своеволие                                                   Протест-бунт                           Деспотизм

   

Стремится все делать сам. Это                  Ребенок находится в состоянии войны       Ребенок заставляет

Тенденция к самостоятельности               с окружающими, в постоянном                    родителей делать все,

Подавить ее, значит породить                   конфликте с ними.                                         что он требует. По

у ребенка сомнение в собственных                                                                                    отношению к сестрам и

силах и возможностях.                                                                                                        братьям проявляется как

                                                                                                                                               ревность.

                                                                         Симптом обесценивания

                                                              Проявляется в том, что ребенок

                                                                      Начинает ругаться, дразнить и обзывать

                                                                      родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания "Родительская любовь и воспитание"

«Любя своих детей, учите их любить вас, не  научите – будете  плакать на старости лет. Вот, по-моему, одна из самых мудрых  истин  материнства и отцовства»    ...

Конспект родительского собрания в нетрадиционной форме семейные посиделки «Родительский дом»

 Привлечь к духовно – нравственному воспитанию родителей, убедить их в важности сохранения семейных традиций, объединить интересы детей и взрослых. Учить детей выступать перед аудиторией....

Родительские собрания как одна из форм поддержки психологического здоровья субъектов образовательного процесса. Конспекты родительских собраний.

В данной подборке собрана информация из психологических источников по актуальным проблемам образования и воспитания детей дошкольников разных возрастных групп (ясли, младшая, средняя, старшая, подгото...

Конспект родительского собрания в нетрадиционной форме семейные посиделки "Родительский дом"

Формировать представления детей о традиционных семейных праздниках.Вызывать у детей радостные эмоции, способствующие становлении его личности, закреплять знания об окружающем мире, развивать речь, тво...

Конспект родительское собрания в нетрадиционной форме семейные посиделки "Родительский дом"

Это мероприятие способствует возникновению  взаимосвязи детей воспитателей и их родителей. Воспитывать у детей желание радовать своих родителей своими результатоми в творческой и интеллектуальной...