"Плач"
материал по теме
Плач, как и радость, смех, одно из наиболее частых выражений эмоций у детей. Плач не всегда отрицательная эмоция, поскольку существуют "слезы радости" при волнении и избытке чувств. Плач - особый язык ребенка, и от того, как взрослый понимает его, во многом зависит взаимопонимание с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plach.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад №3 «Белочка»
г.о. Краснознаменск
Консультационный материал для родителей на тему:
«ПЛАЧ»
Материал подготовила:
Заместитель заведующего
Мальцева Л. Ю.
Плач, как и радость, смех, одно из наиболее частых выражений эмоций у детей. Плач не всегда отрицательная эмоция, поскольку существуют "слезы радости" при волнении и избытке чувств. Плач - особый язык ребенка, и от того, как взрослый понимает его, во многом зависит взаимопонимание с детьми. Начиная с года, ребенок может выразить свои потребности не только плачем, но и словами, и плач остается преимущественно средством выражения чувств.
Если ребенок мало говорит, но много плачет, это симптом эмоционального расстройства, указывающий на боязнь выразить в слух свои чувства и желания. Когда ребенок мало говорит и не плачет, это свидетельствует как о флегматическом темпераменте, так и о недоразвитии эмоций или их заторможенности и депрессии. Так бывает при отставании в психическом развитии, сильных переживаниях (в том числе связанных с ранним отрывом от матери) и недостатке положительных эмоций. В детском доме или круглосуточных яслях и садах дети плачут меньше, чем те, кто воспитывается дома, и это является следствием отсутствия материнской любви и заботы, способствующих своевременному развитию эмоций и эмоциональной чувствительности в целом. Следовательно, плач - один из показателей эмоциональной чувствительности, и характер ее выражения зависит не только от особенностей темперамента, но и от характера воспитания. Действительно, чрезмерная забота и опека на фоне полной вседозволенности со стороны родителей, как правило, сопровождаются повышенной капризностью у детей, одним из проявлений которой и является плач, доходящий до истерик.
С другой стороны, плач-протест говорит об ограничении жизненно важных интересов и потребностей, с которыми не может примириться ребенок, об унижении его чувства собственного достоинства, оскорблении и обиде. Иногда плач возникает как способ привлечения внимания родителей, как своеобразная просьба помочь, вмешаться, разрешить ту или иную волнующую ситуацию. У эмоционально безучастных родителей плач ребенка в этом случае достигает градации крика и отчаяния, как бы призывая их быть более теплыми и отзывчивыми в выражении ответных чувств. Плача, ребенок жалуется на того, кто его обидел на плохое самочувствие, боль, неспособность реализовать желание.
Поскольку плач - сильное психическое переживание, своего рода эмоциональная встряска происходящая нередко на фоне предшествующего напряжения, возбуждения или заторможенности мыслей, то наступающее вслед за плачем особое состояние сознания может способствовать прояснению мыслей, а в ряде случаев и принятию более или менее удовлетворительного решения. Если к этому добавить обеспечение посредством плача и крика вентиляции легких и прочистку верхних дыхательных путей от накопившейся слизи, то плач не будет казаться нам только отрицательным явлением.
Разнообразные функции плача: каприз (истерика), протест, просьба, требование, жалоба (обида), плач-сигнал и плач-разрядка составляют его сложную психологическую структуру, то, что мы определили как язык плача.
Заслуживает рассмотрения и плаксивость - постоянное "нытье", по словам родителей. В психологическом плане это симптом внутренней неудовлетворенности, беспокойства и недовольства какими-либо сторонами взаимоотношений с окружающими, в том числе отношениями с эмоционально близким для ребенка взрослым.
Иногда ребенок "ноет", со слов родителей, только потому, что у него плохое настроение, он неспокоен, им никто не занимается, и он не может занять себя. В ряде случаев лежащее в основе данной формы плача расстройство настроения вызвано и невропатической чувствительностью к перемене погоды, физически плохим самочувствием и внутренними, не зависящими от психологических причин колебаниями настроения.
Плачущий ребенок, будучи в состоянии аффекта, плохо понимает замечания, советы и приказы, поэтому воспитывать при плаче бесполезно. Недопустимо наказание плачущего, так как потом, опять же под влиянием аффекта, он легко может забыть, за что же был наказан, да и состояние, в котором он находится при плаче, и так является подобным наказанию переживанием. Не следует спешить обрывать плач, делая из него самого еще одну, далеко не самую важную, проблему. Если же совсем не обращать на плач никакого внимания, можно нанести непоправимый урон доверию к отзывчивости взрослых, и плакать ребенок будет, что называется, с горя. Когда плач носит характер явной истерики, самое лучшее как раз не подкреплять его повышенным вниманием, а предоставить возможность выходу нервного напряжения. В остальных случаях с плачем нужно разобраться, что возможно только при доверительном контакте и гарантии отсутствия наказания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: "Плач"
Плач одно из наиболее частых выражений эмоций у детей. Плач – особый язык ребенка, и от того, как взрослый понимает его, во многом зависит взаимопонимание с детьми....
Детский плач
Выделяем основные причины детского плача....
Консультация для родителей на тему: "Плач"
Плач одно из наиболее частых выражений эмоций у детей. Плач – особый язык ребенка, и от того, как взрослый понимает его, во многом зависит взаимопонимание с детьми. ...
КАК ПОБЕДИТЬ КАПРИЗНЫЙ ПЛАЧЬ?
Рекомендации для родителей...
Плач и капризы ребенка
Этот материал поможет узнать почему ребенок плачет? и как реагировать на его капризы?...
ПРИЧИНЫ ПЛАЧА РЕБЕНКА
Дорогие родители, давайте вначале разберемся, что же такое детский плач и чем он может быть вызван, потому что, только зная это, можно изменить поведение ребенка.Поверьте, плач беспричинным не бывает....
Педагогический проект "Удивляюсь, злюсь, боюсь, радуюсь и плачу"
Год от года дети приходят в детский сад с угнетенной эмоциональной сферой. Они не могут выразить свои чувства, а если и выражают, то в резкой форме. Дети замыкаются на телевизоре, ...
Комментарии
Спасибо.