Здоровьесберегающие технологии.
материал (старшая группа) по теме

Григорьева Елена Викторовна

Пальчиковые игры

Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. Персонажи и образы наших пальчиковых игр - паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик - нравятся малышам с полутора-двух лет, дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения. Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево.

Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребёнка, хлопает его по руке или загибает пальцы партнёра по игре, важны для формирования чувства уверенности у ребёнка. Некоторые игры, в которых пальчики называются по очереди или действуют поочерёдно, напоминают маленькие сказочки (например, "Два толстых поросёнка", "Два рыжих таракана", "Краб") и выполнить их самостоятельно могут дети 4-5 лет, а более маленьким должны помогать взрослые. Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик. Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке. Наибольшее внимание ребёнка привлекают пальчиковые игры с пением. Синтез движения, речи и музыки радует малышей и позволяет проводить занятия наиболее эффективно; можно пропевать предложенные тексты на любую подходящую мелодию.

 

"Стихи с движениями"         подарят Вам радостные мгновения общения с Вашим ребенком. Малыш с удовольствием будет выкрикивать коротенькие слова и жестами изображать то, о чем говорится в стихотворении. Веселые игры со стихами способствуют развитию речи и моторики (двигательных возможностей) ребенка.

 Чтожетакое«здоровьесберегающаятехнология»-

этосистемамер, включающаявзаимосвязьивзаимодействиевсехфакторовобразовательнойсреды, направленныхнасохранениездоровьяребенканавсехэтапахегообученияиразвития.

 

ГДОУ д/с № 30  Калининского района

Конспект занятия « Формирование навыков здорового образа жизни у детей среднего возраста, используя эффективные способы и методы»

Григорьевой Е. В.

                 воспитателя

                       2009год

 

 

Программное содержание:

— формировать элементарные знания и навыки здорового образа жизни:

потребность в чистоте и опрятности, соблюдении распорядка дня; необходимость выполнения физических упражнений;

— содействовать накоплению двигательного опыта;

— развивать эмоциональную сферу детей;

— учить элементарным мыслительным операциям;

— развивать сенсомоторику, память, воображение, речь;

— воспитывать желание быть здоровыми, бережно относиться к себе и окружающим;

--- развивать культуру общения, поведения.

 

 

Предварительная работа: проведение специально организованного обучения, общения, игр, познавательно-практической деятельности, работы в течение всех режимных моментов по темам: «Осень», «Предметы гигиены», «Одежда, обувь», «Моё прекрасное тело».

 

 

Оборудование:

куклы, домики для кукол, предметы личной гигиены ( мыло, мочалка, зубная щётка, расчёска, полотенце), «Чудесный мешочек», физкультурное оборудование: массажная дорожка, дуга, оборудование для развития равновесия («лужа», узкая дорожка – мостик), дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку», дидактическая игра  «Что такое хорошо и  что такое плохо».

Ход занятия:

Дети с воспитателем входят в зал. Воспитатель обращает внимание детей на присутствующих там взрослых:

В. Мы очень любим, когда к нам приходят гости. Посмотрите, сколько их сегодня много. Каждое утро мы говорим друг другу: « Доброе утро», чтобы у нас весь день был добрым, чтобы настроение у нас было хорошее. Давайте скажем эти утренние волшебные слова и нашим гостям. Дети говорят гостям: «Доброе утро».

 

«Минутка дружбы»

В. – А теперь станем в кружок.

Дети становятся в круг, держатся за руки.

В. — Раз ладошка, два ладошка.

Подружи со мной немножко.

Мы ребята дружные,

Дружные,  послушные.

Дети проговаривают слова вместе с воспитателем.

В. – А ещё сегодня к нам в гости обещали прийти куклы: Кукла Таня, кукла Марина, кукла Наташа и кукла Нина.

Детки кукол ждут и ждут.

Что же куклы не идут?

К ним отправимся мы сами,

Что случилось и узнаем.

Чтоб быстрее нам дойти,

Ну-ка, музыка, звучи!

Звучит фонограмма весёлой, бодрой музыки.

Дети идут по массажной дорожке.

В. – Вот шагают наши ножки

Прямо к Тане по дорожке.

А дорожка не простая –

Вот красивая какая!

Раз кружочек, два кружочек,

Ну, шагай смелей, дружочек!

Раз, два, три!

К дому Танечки пришли!

 

Звучит фонограмма «Колыбельной».

В. – Что за музыка звучит?

(Ответы детей.)

Наша Таня ещё спит.

Что же делать, как нам быть,

Как нам Таню разбудить?

Может мы потопаем? (дети топают)

А может мы похлопаем? (дети хлопают в ладоши)

А давайте мы скажем кукле наши утренние, волшебные слова:

«Доброе утро!»

(дети произносят вместе с воспитателем)

Кукла просыпается.

 

Кукла Таня. Доброе утро, дети!

В гости к вам хочу прийти,

Но не знаю, как дойти.

Ручки не хотят вставать,

И ножки не хотят вставать.

Лучше лягу я в кровать.

В. – Ребята, что мы делаем каждое утро, чтобы легче быловставать, что быть бодрыми и весёлыми целый день?

Дети.  – Зарядку!

В. – Ты, Танюша, не ложись,

Ты с зарядкой подружись!

 

 

Динамическая пауза «Зарядка».

— Ну-ка, встанем по порядку.

Начинается зарядка!

Чтобы нам скорей проснуться,

Нужно дружно потянуться!

Ручки вверх мы поднимаем!

Даже тучки задеваем!

Руки вверх, стоя на носках (3—4 р.)

А теперь проснись головка,

Поворачивайся ловко!

Наклоны головы вперёд-назад, вправо-влево (по 2 р.)

Ручки просыпаются,

Туда- сюда качаются!

Взмахи руками вперёд-назад, в стороны-вниз (по 2 р.)

А теперь проснитесь ножки.

Наклоны с поглаживанием ног (2 р.)

И шагайте по дорожке!

Непродолжительная ходьба.

В. – Всё запомнила, Танюша?

Просыпайся поскорей,

В гости ждём всегда друзей!

— А теперь мы отправимся к кукле Марине. Она живёт очень далеко.

Но у меня есть волшебные ворота. В эти ворота мы проползём и сразу окажемся у домика Марины.

Дети проползают на четвереньках под дугу.

 

И оказываются у домика.

В. – Что за странная картина?

Ох, и грязная Марина!

Грязь на щёчках и на лбу!

Грязь на шее, на носу!

Очень стыдно быть такой!

Ты пойди лицо умой!

 

 

Кукла  что-то шепчет воспитателю.

Ребята, Марине очень стыдно. Она не знает, что нужно для того, чтобы быть чистой и красивой. Но мы-то с вами знаем и сейчас всё расскажем Марине. А поможет нам «Волшебный мешочек».

Дети на ощупь угадывают и называют предметы гигиены: мыло, мочалку, расчёску, зубную щётку, полотенце.

 

 

 

Пальчиковая игра «Что же деткам пригодится, чтобы начисто умыться»

Дети отвечают на вопросы воспитателя и загибают пальчики.

— Что же деткам пригодится, чтобы начисто умыться?

Нам нужна…ВОДИЦА.

Что же с ручек грязь смывает?

МЫЛО деткам помогает.

В ванну смело мы идём,

Спинку и животик трём.

Что же деткам помогает?

МОЧАЛКА быть здоровыми желает.

Чтобы зубки не болели,

Чтоб они всегда блестели,

Помогает…ЗУБНАЯ ЩЁТКА.

Чисто-чисто умывались.

Чем же детки вытирались?

ПОЛОТЕНЦЕМ.

Чтоб волосики не путались.

Чтоб они нас всегда слушались,

Чтоб красивой была причёска,

Помогает всегда…РАСЧЁСКА.

Кукла благодарит детей.

В. – Ну-ка, быстро умывайся,

К нам скорее собирайся.

— А мы дальше пойдём. К кукле Наташе.

Слышится шум дождя.

В. – Слышите, ребята, кажется,  дождик начинается. Побежали скорее к домику куклы Наташи.

Непродолжительный бег по кругу под музыку.

— Убежали от дождя?

Дети. – Да!

Появляется кукла.

Кукла Наташа. – В гости к вам хочу я очень.

Но не знаю, что одеть.

На дворе с дождями осень.

А мне не хочется болеть.

В. – Дело в том, что у куклы Наташи много одежды и обуви. И сейчас мы с вами ей поможем выбрать ту одежду и ту обувь, в которой можно смело идти гулять, когда на улице холодно.

 

Дидактическая игра «Одень куклу на прогулку»

Из предложенной одежды и обуви дети выбирают только тёплую – по сезону.

Кукла благодарит детей.

В. – Одевайся поскорей,

И на улицу смелей.

Приходи к нам кукла в гости,

Рады видеть мы друзей.

— Осень дождик принесла,

Осень лужу налила.

Стоит лужа на пути,

Как нам лужу перейти?

Рассуждение воспитателя и детей на тему «Почему нельзя ходить по лужам»

А я мостик положу,

Я по мостику пойду,

Ножек я не замочу!

 

Физкультурное упражнение  «Пройди по мостику» — упражнение на развитие равновесия. Дети переходят импровизированную лужу по мостику.

В. – Дождь покапал и прошёл,

Солнце в целом свете,

Это очень хорошо,

И большим и детям!

Подходят к домику, появляется кукла.

— А вот кукла Нина не знает, что такое хорошо и что такое плохо. И мы ей поможем во всём разобраться.

 

Дидактическая игра  «Что такое хорошо и что такое плохо»

Дети рассматриваю картинки и называют изображения словами «плохо или хорошо». Картинки складываются в две коробки: зелёную, красную.

В. – Утро начинается,

Каждый улыбается.

Улыбаться…ХОРОШО.

Плакать – это…ПЛОХО.

Драться тоже очень…ПЛОХО.

Быть хорошим, добрым, дружным,

Это очень…ХОРОШО.

Занимайтесь все зарядкой

И не будете болеть.

Заболеешь…ПЛОХО.

Быть здоровым…ХОРОШО.

Умываться…ХОРОШО.

Быть грязнулей…ПЛОХО.

Если холодно и ветер,

Дождь наливает лужицы,

Каждый знает это…ПОХО.

Нам нельзя на улицу.

В. – Помни, Ниночка, всегда:

В красной коробке – так делать нельзя.

Лучше в зелёную ты загляни,

Запомни там всё

И к нам приходи.

Кукла благодарит детей.

В. – Кукол всех мы навестили,

И всему их научили.

Скоро в гости к нам придут,

Скажут : «Здравствуйте, мы тут!»

А мы отправимся в группу и будем их ждать.

 

 

    

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

Здоровьесберегающие технологии Виды и значение здоровьесберегающих технологий

виды и значение здоровьесберегающих технологий в ДОУ...

Мной разработан и реализуется образовательный проект «Здоровьесберегающие технологии с воспитанниками дошкольного возраста», 2015г.- 2020г. Целью проекта является сохранение и укрепление здоровья детей через здоровьесберегающие технологии.

Здоровье это ДАР- который нужно сохранять и приумножать, начиная с рождения. Дошкольный возраст является решающим звеном в формировании фундамента физического и психического здоровья человека. Очень...

Здоровьесберегающие технологии в обучении «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»

 Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ- достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников.  Так я начала организовывать музыкально-оздо...

Консультация для воспитателей " «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Современные здоровьесберегающие технологии"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащени...