Содержание и формы работы воспитателя по повышению экологической культуры родителей.
календарно-тематическое планирование (средняя группа) по теме
С росинкой, травинкой
Дождем подружись –
Они твоя редкость,
Они твоя жизнь !
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этом возрасте закладывается позитивное отношение к природе, к себе и к окружающим людям.
Осознанно – правильное отношение детей к природе строится на знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, знания приспособительских зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды. Дети должны почувствовать, что мир наполнен живыми, радующимися и страдающими существами, требующими бережного отношения.
Они должны ощутить право на жизнь на жизнь даже маленькой букашки. Процесс становления осознанно – правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, опыты, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, осуждать их, воплощать их реальную действительность ( отражать в игре, ухаживать за животными и растениями, и отражать в изо деятельности и т.д.). В этом им должны помочь взрослые. Воспитанием экологической культуры должны заниматься родители и воспитатели.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya.docx | 30.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Нуринерский детский сад Балтасинского муниципального района Республики Татарстан
СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ.
Воспитатель: Тлякова З.К.
С росинкой, травинкой
Дождем подружись –
Они твоя редкость,
Они твоя жизнь !
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этом возрасте закладывается позитивное отношение к природе, к себе и к окружающим людям.
Осознанно – правильное отношение детей к природе строится на знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, знания приспособительских зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды. Дети должны почувствовать, что мир наполнен живыми, радующимися и страдающими существами, требующими бережного отношения.
Они должны ощутить право на жизнь на жизнь даже маленькой букашки. Процесс становления осознанно – правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, опыты, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, осуждать их, воплощать их реальную действительность ( отражать в игре, ухаживать за животными и растениями, и отражать в изо деятельности и т.д.). В этом им должны помочь взрослые. Воспитанием экологической культуры должны заниматься родители и воспитатели.
Экология – эта наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и окружающей средой. Обычно под «экологическим воспитанием» понимают воспитание любви к природе. Действительно – это составная часть экологического воспитания. Но нередко приемы которыми воспитывают такую любовь, очень сомнительны. Например с этой целью в неволе содержат диких животных или без должного уходы морских свинок и хомячков, которые страдают на глазах у детей. И дети привыкают, не замечают их страданий. Часто во время летних прогулок детям предлагают собрать цветы или ловить бабочек, стрекоз и других насекомых. Такие занятия становятся постоянной забавой ребятишек. Дети открывают крылья, ноги и на конец голову своей жертве или живьем накалывают ее на иголку. Таким образом дети учатся не любить природу, а уничтожать все живое, причем довольно жестоко.
Очень часто с детьми разучивают стихи о природе, содержание которых противоречит экологически правильному воспитанию:
Ходим, ходим по лужку,
Собираем по цветку.
Красный, белый, синий цвет….
Замечательный букет. М. Бычкова
Я кузнечика словил,
В банку с травкой посадил,
Пусть покажет, как трещит,
Как усами шевелит. В. Митько
В лес зеленый я пойду ,
Зайку серого найду,
Принесу его домой,
Будет зайка этот мой. А. Шибаев
Колкую, зеленую
Срубили топором.
Из лесу душистая,
К нам приходит в дом. (из проигр. новог. утренника)
А между тем стали редкими многие, обычные когда – то растения и животные, оскудели некогда богатые грибами и ягодами леса, смываются водой и уносятся в воздух плодородные частицы почвы. Загрязнены вода, воздух, почва. Мы, взрослые, не можем чувствовать себя непричастными к проблемам общества. Взрослые которые повинны в экологических бедах, когда- то тоже были детьми, и надо что – то предпринять, чтобы новое поколение могло избежать многих ошибок приводящих к экологическим бедствиям.
Работа по экологическому воспитанию усложняется тем, что дети часто видят, как взрослые нарушают элементарные нормы общения друг с другом и с природой. В таких случаях нужно говорить детям, что они хотят и взрослые но не знают, что нельзя разговаривать грубо, оставлять мусор в местах отдыха, бросать и пить бутылки, включать громко музыку, вырезать надписи на стволах деревьев, обижать бездомных животных и т.д. а вот вы, дети, молодцы – так не делаете!
Работу по экологическому воспитанию детей необходимо вести в тесном контакте детского сада с семьей. Положительный пример родителей важнейший фактор в воспитании начал экологического сознания и мировоззрения детей. Регулярная, последовательная работа с детьми позволит сформировать знания и навыки, которые будут способствовать умственному, нравственному, эстетическому развитию, послужит основой фундамента экологической культуры.
Ребенок 4 – 5 лет не готов к самостоятельной работе, поэтому родители каждый раз показывают ему, что и как следуют делать. И если у него что – то не получается, взрослый приходит на помощь. В заключении нужно обязательно проверить результат и похвалить малыша.
Ребенок 5 – 6 лет уже располагает определенным запасом знаний и опытом наблюдений в природе, они уже более самостоятельны и активны. Опираясь на опыт ребенка взрослые не спешат все показать и назвать, а предлагают ребенку это самостоятельно, подталкивая на поиски нового.
Гуляя с ребенком ежедневно, в любое время года, наблюдайте за погодой (небо, осадки, солнце, одежда людей, холодно или тепло). Рассматривайте деревья, кустарники, покров земли. Осенью внимание ребенка следует обращать на то, как желтеют и опадают листья с деревьев и кустарников, одинаково ли меняется их окраска, вянет ли трава, цветы. Зимой учить детей распознавать деревья по коре, веткам, кроне. Ребенку будет интересно измерять глубину снега – снегомером. Весной обратите внимание детей на появление сосулек, проталин, на набухание почек, постепенное появление зелени. Летом покажите ребенку буйное разнотравье, цветенье и созревание плодов. Обратите внимание на взаимосвязь в природе всего живого, что в природе нет ничего лишнего, и мы должны беречь и маленькую букашку и большого медведя. Во все времена года необходимо наблюдать за составом животного мира, какие есть насекомые, птицы, как они себя ведут, какие издают звуки, что делают.
Хорошо предложить детям задание для поэтапного наблюдения: по выращиванию лука, семян бобов и др. Каждое такое наблюдение развивает у ребенка восприятие. Дети учатся замечать изменения, устанавливать их причины, связывать состояние растений с условиями, которые они создают для него. Во время этих наблюдений ребенка не следует торопить, пусть внимательно смотрит, думает, вспоминает, что было и что стало. Пусть он говорит о любых даже самых незначительных изменениях – тем острее станет его наблюдательность.
Иначе осуществляется знакомство с животным миром. Не следует упускать ни одной возможности наблюдать за домашними животными, за птицами, насекомыми, лягушкой или ящерицей в их естественной обстановке. Животные всегда интересны детям. Но наблюдая за животными часто бывают случайными и неожиданными. Любую такую возможность надо всегда использовать. Знание, которые приобретают дети, складываются в систему, если наблюдения дополняются рассказами взрослых, чтением художественной литературы, практическими действиями ребенка.
Наблюдая природные явления, не забывайте показать ребенку их красоту: сочетание красок, изящество форм, быструю изменчивость состояний. Не упускайте случая познакомит ребенка с редкими явлениями (ледоход, радуга, гром и молния).
Итак контакт с природой, продуманная ориентация наблюдений, труда, игры, обучения – ключ к правильной постановке экологического воспитания. И если это проблема затронет ваши души, значит ее уже можно ставить перед вашими детьми. Дети чисто сердечнее и честнее нас. И если они будут заблуждаться по отношению к природе, будут жестоки, то это наша вина. Очень важно, чтобы дети и природа жили счастливо, мирно, в согласии на нашей земле.
ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ.
- Анкетирование.
- Беседы об экологическом состоянии нашей республики.
- Загрязнение окружающей среды.
а) загрязнение воздуха
б) загрязнение рек и озер.
- «Красная книга»
а) истребление животных и птиц.
б)вырубка лесов.
в) исчезновение многих видов растений и насекомых.
- Открытые занятия на экологическую тему.
- Досуг «Для вас любознательные»
- КВН (для родителей совместно с детьми)
- Праздник «День рождения земли»
- Экологическое самообразование родителей. «Малая школа для родителей по эклоги»
- Консультации
- Защити и сбереги природу «Экологическая бибилиотека»
- Совместные экскурсии на природу.
- В лес (осень, зима, весна, лето)
- К водоему
- На луг.
- Домашние задания для родителей.
- Изготовление совместно с детьми наглядного материала.
а) плакаты в защиту природы.
б) нарисовать знаки напоминающие поведение в природе.
в) изготовление кормушек и домиков для птиц.
- Отметить дома праздник «День птиц (объяснить, значение этого праздника, испечь жаворонка и угостить детей).
- Рассматривание картин и иллюстраций, слушание музыки, чтение стихов и других художественных произведений о природе.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
- Есть ли у вас дома растения и животные?________________________Какие?____________________________________
- Помогают ли Ваши дети в уходе за ними?______________________Как?_______________________________________________________________________________________
- Умеет ли ваш ребенок любоваться природой?___________________
- Знает ли ваш ребенок, для чего существуют реки, леса, луга?__________________________________________
- Что знает ваш ребенок о Красной книге? Какие животные и растения находятся под охраной? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Совершаете ли вы совместные прогулки на природу? Как часто и что приносите домой? ________________________________________ ___________________________________________________________________________
- Наблюдали ли вы у своего ребенка признаки жестокости по отношению к животным?_____________________________________ _____________________________________________________________
- Являетесь ли вы для своего ребенка примером бережного отношения к природе?_________________________________________________
- Есть ли в вашем доме книги о животных и растениях?_________________________________________________
ПРАКТИЧЕСКАЯ ДИАЛЕКТА (ТРИЗ)
ТРИЗ – призвана помочь воспитателям и детям увидеть многогранность окружающего мира, его закономерности и противоречивость.
ТРИЗ – самостоятельное познание окружающего мира. Помогает человеку определиться в своих потенциальных возможностях.
ТРИЗ – способствует становлению творческой личности самого педогога. Педагог вынужден заниматься самообразованием.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТРИЗ.
- Кляксография – капают жидкой краской на листок и двигают в разных направлениях, складывают лист пополам, недостающий рисунок – дорисовывают.
- Волшебные краски с масленой.
- Просушенный листок – печатают с кисточкой.
- Волшебные нитки. 30 -40 ниток опускают в краски илии тушь (кончик нитки сухой). Вытаскивают нитки за кончик.
- Таинственная коробочка «Нарисуй по запаху»
- 10 кисточек – пальчиков.
- Припечатка – ватный тампон опускают в краску, оставляют след на бумага, остальное дорисовывают (облако, зайка)
- Нарисуй свою ладошку – обводят свою ладошку и думают, что можно дорисовать.
- По точкам соединяют какой – то предмет.
- Прослушать с закрытыми глазами музыкальные фантазии разного характера, нарисовать что услышали.
- Секретное письмо, загадки по почте. Приклеенные на листок лоскутки – дорисуй.
- Несуществующие фантастические животные. Собирают части тела 1 ребенок – туловище, 2 ребенок- голову, 3 ребенок – хвост, 4 ребеок – ноги.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ.
СЕНТЯБРЬ
- Родительское собрание
- Анкетирование.
- Загрязнение окружающей среды.
- Экологическая библиотека «Сбереги и защити природу» (самообразование родителей)
- Домашнее задание: чтение детям литературы экологического содержания, рассматривание иллюстаций.
ОКТЯБРЬ
- «Круглый стол»
- «Красная книга» (исчезновение многих видов животных и растений).
- Совместная экскурсия в лес.
- Домашнее задание: изготовление гербария, ежедневные наблюдения за изменения в природе.
НОЯБРЬ
- Открытое занятие
1. «Полезные вещи из ненужного мусора»
- Домашнее задание : изготовление полезных вещей из мусора (коробка от сока – подставка для карандашей, коробка от конфет – рамка для детского рисунка и т.д.)
- Выставка поделок.
ДЕКАБРЬ
- «Малая школа» по экологии для родителей.
- Консультации:
«Защитим зеленых красавиц»
«зимующие птицы»
«Лесные звери зимой»
- Домашнее задание:
Изготовление кормушек для птиц, чтение стихов о птицах.
ЯНВАРЬ
- Родительское собрание.
- Выступление родителей о результатах работы по экологическому воспитанию детей.
- Досуг «Почемучка( для вас, любознательные).
- Консультация «Гуляй, да посматривай!»
- Домашнее задание:
- Рассматривание иллюстраций ( пейзажи)
- Подкорма птиц зимой.
ФЕВРАЛЬ
- День открытых дверей.
- Знакомство родителей с содержанием и формами работы воспитателей в экологическом воспитании детей в д.с.
- «КВН» для родителей совместно с детьми.
- Домашнее задание:
- Приобрести для детей альбом с записью музыки П.И. Чайковского «Времена года»
МАРТ
- «Малая школа» «Узнай все о нас» (птицы)
- 21 марта «Праздник птиц»
- Испечь «Жаворонка»
- Чаепитие
- Концерт детей для родителей (песни, стихи, хороводы)
- Домашнее задание: изготовление домиков для птиц.
АПРЕЛЬ
- Экскурсия на природу.
- Наблюдение за изменениями в природе с приходом весны ( лес, небо, птицы, воздух и т.д.)
- Собрать сломанные ветки деревьев, поставить в воду для наблюдения.
- Домашнее задание
- Нарисовать плакаты в защиту природы.
- Посадить лук и комнатные растения для наблюдения
(выполнять при участии детей)
МАЙ
- Праздник «День рождения земли» (открытое занятие для родителей).
- Консультация «Не губите первоцвет».
- Подведение итогов работы по экологическому воспитанию.
- Домашнее задание:
- Нарисовать знаки напоминающие о поведении в природе.
- Беседы с детьми о значении бережного отношения к природе.
А также:
Индивидуальные беседы с родителями по поводу их деятельности на садовых участках, во время прогулок в лес, к реке, по поводу вторичного использования домашних отходов, о необходимости продолжать экологическое воспитание в летний период (наблюдение за цветами, насекомыми, явлениями не живой природы и т.д.)
А самое главное о воспитании экологически грамотных, порядочных людей из их детей.
Примечание: Все домашние задания выполнять вместе с детьми и с их непосредственным участием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Направления работы воспитателя по повышению психолого-педагогической культуры родителей
Под психолого-педагогическим образованием родителей, в данном случае,понимается систематически проводимая работа по передаче знаний,формированию представлений и практических умений у родителей в разли...
Экологические акции как форма работы воспитателя дошкольного учреждения с родителями.
На сегодня взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников является важной составной частью в работе воспитателя дошкольного учреждения. Только в тесном сотрудничестве, во взаимопонимании педагогов и родит...
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ СОТРУДНИЧЕСТВА
Проблема повышения педагогической культуры родителей является актуальной и значимой на современном этапе...
Тема: Родительское собрание."Развитие речи детей, как средство повышения педагогической культуры родителей 2 младшей группы с использованием интерактивных форм и методов работыРодительское
Родительское собрание проводится в форме путешествия по станциям.Станция " Творческая", станция " Сказочная",станция " Наши руки не для скуки", станция " Игровая". Родители знакомятся с речевыми играм...
Основные направления работы воспитателя по повышению психолого-педагогической культуры родителей
Основные направления работы воспитателя по повышению психолого-педагогической культуры родителей...
«Активные и интерактивные формы взаимодействия ДОО с семьёй как средство повышения педагогической культуры родителей»
Очевидно, что в современных условиях просвещение родителей ДОО должно иметь подчиненное значение. Получаемые родителями знания должны быть не целью, а средством решения возникающих проблем, построени...
Повышение педагогической культуры родителей. Формы и методы работы».
Опыт работы с семьями дошкольников показывает, что имеются такие проблемы, которые целесообразно решать в коллективе с родителями. Необходимо выработать общий подход к решению проблем воспитания, пере...