Родителям на заметку
материал по теме
Материал может быть использован логопедами уголке для родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doc1.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Речь ребенка к шести годам при норме развития артикуляционного аппарата, интеллекта должна быть сформирована полностью.
Однако в силу ряда причин наблюдаются отклонения в речевом развитии. Они проявляются:
- В искажении произношения звука;
- Замене, пропуске, перестановке звуков, слогов в словах;
- Недоговаривании слов, фразы;
- В низком уровне словаря;
- Неграмотность в построении фразы.
Часто наблюдается нарушение фонематического слуха – это способность восприятия звука, слова и его воспроизведение. Любые, самые незначительные отступления от нормы в речевом развитии требуют пристального внимания родителей, воспитателей, так как дефекты в речи ребенка влияют на процесс обучения грамоте в школе.
Причины, вызывающие расстройства речи разнообразны:
- Неблагоприятное внутриутробное развитие коры головного мозга, курение, алкоголь;
- Срочные роды, родовые травмы головы;
- Перенесенные болезни;
- Врожденные дефекты в состоянии артикуляционных органов;
- Педагогическая запущенность.
Несмотря на кажущуюся простоту речевого нарушения, их патологические механизмы имеют сложную форму и требуют медико-педпгогического воздействия.
Совместная работа логопеда, воспитателей, родителей своевременно избавляет детей от речевого дефекта, что способствует успешному обучению ребенка в школе.
Игра для дошкольника имеет большое значение в физическом, умственном, нравственном и эстетическом воспитании детей с общим недоразвитием речи. В игре осуществляется познавательное развитие детей, так как расширяются и углубляются представления об окружающей действительности, совершенствуется внимание, память, наблюдательность и мышление. В играх дети учатся сравнивать предметы по размеру, цвету, форме, знакомятся со свойствами материалов. В играх удовлетворяется потребность в движениях.
В процессе игры развиваются нравственные качества: смелость, честность, доброжелательность. Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры драматизации – формируют произвольное запоминание текстов и движений, способствуют развитию выразительности речи.
Дети с большим недоразвитием речи в силу своих особенностей требуют большого участия взрослых в их игровой деятельности. Они не уступчивы, поэтому не могут играть коллективно.
Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок в слух разговаривает с игрушкой, подражает гудению самолета, голосам зверей и т.д. В процессе игры воспитатель и логопед много разговаривают с детьми. У детей возникает потребность в речевом общении. Обучение детей сюжетно-ролевой игре необходимо сопровождать рассказом о содержании действий, необходимо следить за тем, на сколько ребенок понимает взрослого.
Особое место занимают дидактические игры. В начале первого года обучения целесообразно проводить дидактические игры на различение цвета, формы и величины предметов, на формирование числовых представлений (много, мало, больше, меньше); на различение не речевых звуков. Дидактические игры «Угадай, кто говорит?», «Угадай, что я делаю?», «Как кукушка кричит?» направлены на развитие фонематического слуха, тренировку в звукоподражаниях.
Для детей с общим недоразвитием речи большое значение имеют игры, требующие координации и точности движений пальцев руки. Это нанизывание бус, забивание колышков, игры с мозаикой, игры с пальчиками. Полезно обучать детей играть в лото и разрезные картинки.
В подвижных играх у детей развиваются и совершенствуются основные движения, формируются такие качества, как смелость, находчивость, ловкость, организованность. В играх с мячами, обручами, скакалками дети закрепляют понятия вверх, вниз, далеко, близко. Полезно проводить подвижные игры с рифмованным текстом, ритмичными движениями. В таких играх, как «Кот и мыши», «Мой веселый, звонкий мяч», «Лохматый пес» от детей требуется соразмерение темпа движений с речью.
- Прежде всего, необходимо внимательно прочитать задание и, если что-то не понятно, спросить у логопеда или воспитателя.
- Весь речевой материал на закрепление звуков, слогов, слов, предложений необходимо проговаривать медленно, четко, выделяя поставленный звук голосом.
- При подборе слов на заданный звук необходимо сначала предложить ребенку вспомнить как можно больше слов, а затем назвать их.
- При работе по тетради нужно использовать игровые моменты.
- Заниматься по тетради нужно только на положительных эмоциях, если ребенок расстроен, нездоров, то лучше отложите занятие.
- Длительность занятий по тетради без перерыва не должна превышать 20 минут.
- Занимаясь по тетради, необходимо помнить о различии между звуком и буквой. Звуки мы произносим, слышим, а буквы видим, читаем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для родителей "Родителям на заметку".
Памятка для родительского уголка....
Рекомендации родителям, как организовать летний досуг с ребенком РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ Инструкция для родителей по охране жизни и здоровья детей
Рекомендации родителям, как организовать летний досуг с ребенком Наступает время отпусков. До места отдыха придется добираться на машине, на поезде, .....
Консультация для родителей "Родителям на заметку"
Родителям на заметку Творчество детей – это мир ярких удивительных образов, с помощью которых они передают свои впечатления об окружающей их действительности....
Памятка для родителей "Родителям на заметку".
Дети учат то что их окружает...
Консультация для родителей "Родителям на заметку: Как составить детское меню?"
Материал представляет собой шпаргалку для родителей при составлении правильного меню для ребёнка. ...