ДЕТИ РАЗНЫХ НАРОДОВ
статья (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
ДЕТИ РАЗНЫХ НАРОДОВ
("Этнические стереотипы и предубеждения")
Потомки Ноя долгое время жили вместе в одной стране, недалеко от гор Араратских, и говорили на одном языке.
Когда человеческий род стал многочисленным, то злые дела и распри между людьми увеличивались, и они увидели, что скоро придется им разойтись по всей земле.
"Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди." (Б. Шоу)
«Общечеловеческой культуры, одинаковой для всех, не бывает. Поскольку все этносы имеют разный ландшафт и различное прошлое, у каждого — свое особое видение мира. Это влечет за собой особенности в обучении и воспитании, а значит требует создания своей национальной философии образования.»
Кризис образования во многом связан с тем “нравственным вакуумом”, в котором оказалось новое поколение. Отбросив прежние идеалы, мы так и не выработали новых, и оказались как бы вообще без мировоззрения. Но поколение, выросшее без идеала, не может двигаться по пути социального прогресса.
Социальный комфорт в обществе будет в случае, если будет удовлетворяться потребность в своем родном языке и культуре. Этнокультура — от слов «этнос», что значит «народ», и культура (лат.-)совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом и характеризующих определенный уровень развития общества, различают материальную и духовную культуру: в более узком смысле термин «культура» относят к сфере духовной жизни людей.
«Самое резкое, бросающееся в глаза отличие западного воспитания от нашего», - писал еще в 1867 году К.Д. Ушинский, - «состоит… в том, что человек западный, не только образованный, но даже полуобразованный, всегда более и всегда ближе всего знаком со своим отечеством, … а русский человек всего менее знаком именно с тем, что к нему ближе: со своей родиной и всем тем, что к ней относится». Сейчас эти слова еще более актуальны, чем прежде.
На данный момент Россия находится как бы на перепутье, выбирая между Западной и Восточной системой образования и мучительно пытаясь осознать свое национальное своеобразие. Разрушив старую систему воспитания и обучения детей под лозунгом «деидеологизации», педагоги оказались в затруднительном положении:
· с одной стороны, из содержания программ был удален самый значительный раздел образовательной работы с дошкольниками – раздел нравственного, в том числе – патриотического воспитания;
· с другой стороны, следуя общемировым образовательным тенденциям, педагоги начинают прививать дошкольникам «общечеловеческие ценности» и воспитывать их как «граждан Вселенной» прежде, чем дети поймут, что они – русские, белорусы, украинцы и так далее и что у них есть Родина.
Как дети воспринимают национальные проблемы? Найти специалиста, располагающего какой-нибудь систематизированной информацией на эту тему, не так-то легко. Ведь официально никаких национальных разногласий не наблюдается. А если кого-то из малышей и дразнят сверстники или обзывают их родители, соседи, малыш не пойдет со своей обидой к "умным дядям", а кинется к маме и папе. Вот почему искать ответы на многие неоднозначные вопросы приходится семье.
Давайте попробуем разобраться, откуда, собственно, "растут ноги" у столь щепетильной проблемы. Кивать на жестокие времена и с ностальгией оглядываться на минувший интернационализм нет смысла. Как бы нам ни хотелось думать иначе, национальная рознь в пестрой многоязычной России - явление старинное. Человек - животное стадное. Поэтому ему совершенно необходимо осознавать свою принадлежность хоть к какому-нибудь стаду. Так появляется: "мы, Ивановы...", "мы, русские...", "мы, женщины...", "мы, медики..." и т. п. А раз есть "мы", то всех остальных можно условно назвать "они". И отношение к "ним" зависит от многого: сложившихся в обществе стереотипов, личного опыта, уровня культуры и проч.
В повседневной жизни это выливается в конкретные разговоры и поступки в отношении той или иной национальности. И вот ваш ребенок приходит из школы или детского сада, огорошенный вопросом приятелей, почему у него такой нос (глаза, цвет кожи, акцент и т. д.). 1
Многие взрослые бывают потрясены, когда встречаются с этническими предубеждениями или межэтническими конфликтами у детей. Взрослые могут видеть, как дети отвергают, дразнят или задирают иноэтничных детей. Родителей, считающих себя толерантными, смущает и расстраивает, что их дети настолько интолерантны к детям другой этнической принадлежности.
Часто люди обвиняют родителей в этнических установках их детей. Они считают, что родители учат детей относиться с предубеждением к детям других национальностей. В большинстве случаев это несправедливо. Дети до 7 лет не усваивают установок своих родителей и часто бывают более предубеждены, чем их родители. После 7 лет дети поддаются влиянию родителей, но не только их влиянию, поскольку на детей влияют многие другие социальные факторы
Этническая осведомленность означает осознанное распознавание этнической принадлежности людей и групп. Этническая осведомленность базируется не только на процессах восприятия и наблюдения, но также на процессах обобщения. Можно предположить, что этническая осведомленность - это плохо, поскольку неизбежно ведет к предубеждениям, и лучше, чтобы дети как можно дольше не знали о разнообразии этнических групп и чем они отличаются друг от друга. Однако исследования показывают, что это не так. Хотя первоначально этническая осведомленность и предубеждения одинаково растут с возрастом, этническая осведомленность со временем продолжает свой рост, а предубеждения, наоборот, снижаются. Таким образом, можно иметь знания об этничности, но оценивать и реагировать на них позитивно. Поскольку этнические различия в реальности существуют, отрицание их рождает больше проблем, чем принятие и объяснение.
По мнению ученых, осведомленность о своей собственной этничности может быть даже больше взаимосвязана с предубеждениями, поскольку фокусируется на различиях и основана на стремлении к позитивной оценке своей группы. Многие дети между 4 и 7 годами идентифицируются со своей этнической группой, но могут предпочитать внешние группы (даже дети из доминирующей культуры).
Наиболее явная характеристика предубеждений - негативизм, неприятие, ненависть. Предубеждения относятся к организованной предрасположенности реагировать неприятием по отношению к людям, принадлежащим к другим этническим группам именно вследствие этой принадлежности.
С другой стороны, раннее знакомство с представителями разных национальностей, изучение их нравов на личном опыте надежно отбивает идеи национального неравенства.
Первая цель - расширить ранг эмоций, переживаемых детьми и расширить ранг безопасных для них эмоций в отношении к людям из различных этнических групп. Большинство детей в этом возрасте воспринимает эмоции как только позитивные или только негативные, т.е приятные или неприятные. Желательно расширить их представления об эмоциях внутри этой дихотомии: например, позитивные эмоции - это не только радость, счастье, любовь, удовольствие, но и удивление, симпатия, заинтересованность, а среди негативных эмоций могут быть не только страх и ненависть, но и печаль, чувство одиночества, замешательство, беспокойство. Далее, полезно научить их видеть некоторое сходство между позитивными и негативными эмоциями (например, между удивлением и замешательством).
Вторая цель - научить детей культурно различным способам жизни и дать им возможность идентифицироваться со счастьем и радостью людей из других культур.
В старшей группе дети знакомятся со своей республикой. Им рассказывают: название, главный город, флаг, особенности труда людей. Знакомство детей республикой начинают с показа самого особенного и специфического. Это обязательное условие для запоминания детьми характерного для республики: в труде людей, их внешнем виде, культуре, быте, природе.
Методы формирования основ интернациональных чувств дошкольников:
- общение детей разных национальностей. Сюда входит возможное общение внутри детского сада, - встреча со взрослыми и детьми, приехавшими из разных республик
- проведение специальных занятий (чтение, беседы, рассматривание картин), на которых используются рассказы о жизни детей разных национальностей; познавательные рассказы о республиках, городах, природе; рассказы о труде и быте людей разных национальностей; рассказы о национальной культуре народов.
В пределах одного занятия может быть решена одна или несколько познавательных задач, на основе которых разовьется интерес детей к разным народам, дружеские чувства к ним.
2
Литература:
1.О.Михайлова, Н. Лебедева, статья «Дети разных народов»
2.Лямина Г.М., Мельникова К.В. Совершенствование процесса ознакомления детей старшей группы детского сада с явлениями общественной жизни // Вопросы оптимизации воспитания детей шестого года жизни (старший дошкольный возраст). - М., 1981.
3.Богомолова М.И. Интернациональное воспитание дошкольников. - М.: Просвещение, 1988.
3
Методика «Угости конфетой» (Составитель: Суслова Э.К.)
Методика рассчитана на индивидуальную работу с каждым ребенком. Предполагает наличие 6—8 картинок с изображением мальчиков и девочек 3—4 национальностей. Детей заранее знакомят с ними, называя при этом имена и национальность сверстников. К примеру: «Вот украинские ребята Галина и Грицко, вот азербайджанские — Гюнай и Яшар, здесь русские — Танечка и Николаша, а это англичане — Билл и Мегги. Видишь, какие разные у них костюмы?» После небольшой паузы обращается к одному ребенку: «Посмотри, Андрюша, как много вкусных конфет в вазочке, они твои, ты можешь съесть их сам (конфеты кладут по количеству картинок и одну для ребенка). Только вот сладости любят все ребята. И те, с которыми ты познакомился сегодня, — тоже. Может, угостишь кого-нибудь? Кого ты хочешь угостить? А почему именно его (ее, их всех)?»
Результаты введения детей в проблемную ситуацию «Угости конфетой» для удобства и точности могут фиксироваться на карточках, где отражается характер действий ребенка (угощает, оставляет себе, угощает одной конфетой, остальные оставляет себе и так далее).
В графу «угощает» вписывается национальность или имена девочек и мальчиков, изображенных на карточках. Выбор помечается плюсом.
В выводах следует отметить: эгоистичны дети или отличаются добротой, оказывают ли они кому-нибудь предпочтения или одинаково доброжелательны ко всем, какова мотивировка их выбора.
2) Методика «Сестренки» (Составитель: Суслова Э.К.)
Индивидуально контактируя с 2—3 детьми старших групп, экспериментатор предлагает каждому из них выполнить творческое задание: придумать завершение рассказа под названием «Сестренки».
«Однажды утром, когда дети завтракали, дверь группы открылась и вошла заведующая детским садом с двумя чернокожими девочками, мало похожими на тех, что сидели за столами. Одна из них тихо произнесла какие-то непонятные слова (оказывается, она поздоровалась по-английски), другая с любопытством рассматривала детей. Татьяна Петровна сказала, что сестренок зовут Бахарнеш и Анина. Недавно они приехали с родителями из Эфиопии. Теперь будут ходить в детский сад. А дальше вот что произошло…».
«Так что произошло потом, как ты думаешь?» — спрашивает экспериментатор у ребенка.
Продолжение рассказа, вопросы ребенка к экспериментатору и выявленное на их основе отношение фиксируются на карточках (доброжелательное, индифферентное, недоброжелательное).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект развлекательного мероприятия В рамках образовательной темы «Дети разных народов мира»
Цель: Способствовать формированию у детей понятия «дружба» между людьми разных национальностей, формированию предпосылок формирования толерантности.Задачи:-продолжать формировать представле...
НОД по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной к школе группе на тему: «Путешествие по миру. Дети разных народов»
НОД по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной к школе группена тему: «Путешествие по миру. Дети разных народов» Цель:уточнить и расширить знания детей по теме ...
Презентация "Дети разных народов"
Дети бывают разные, но дружба одна на всех...
Дети разных народов.
Занимательный материал о детях разных народов....
Долгосрочный проект "Дети разных народов мы мечтою о мире живем..."
Проект построен на следующих принципах: 1. Сферы личности ребенка тесно взаимосвязаны в процессе познания национальной культуры. Полученные ребенком знания должны вызывать эмоции, чувства, отношения. ...
"Воспитание толерантности у детей". Приложение №1 к проекту "Приложение к проекту "Дети разных народов, мы мечтою о мире живем"
quot;Воспитание толерантности у детей". Приложение №1 к проекту "Приложение к проекту "Дети разных народов, мы мечтою о мире живем"...
"Система работы по воспитанию толерантности у детей дошкольного возраста". Приложение № 2 к проекту "Дети разных народов, мы мечтою о мире живем"
quot;Система работы по воспитанию толерантности у детей дошкольного возраста". Приложение № 2 к проекту "Дети разных народов, мы мечтою о мире живем"...