Что такое психическое здоровье?
методическая разработка (младшая,средняя,старшая,подготовительная группа) по теме

Николаева Эльвира Владимировна

Нервно – психическое здоровье ребёнка – это один из критериев здоровья в целом. На современном этапе развития общества жизненный уровень большинства населения понизился, ускорился темп жизни. В связи с этим повысилась агрессивность людей, от этого страдают, в первую очередь, наши дети. Многие родители загружены работой, учёбой – вследствие этого дети часто остаются без внимания. Они испытывают дефицит общения с близкими им людьми, переживают постоянные стрессы, потому что не удовлетворяются их базовые потребности: в родительской любви, ласке, защищённости.

 

716
5498d673aa55.jpg

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психическое здоровье – что это такое?

        Продолжая разговор о здоровье, давайте ещё раз вспомним, что такое «Здоровье»?

        По определению Всемирной Организации Здравоохранения здоровье рассматривается «как состояние физического, умственного, социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических недостатков».

        

        Современная статистика свидетельствует: здоровье детей от рождения к моменту поступления в школу ухудшается, что отрицательно влияет на процесс усвоения школьной программы.

        Сегодня мы поговорим о психическом здоровье детей.

        Психическое здоровье  рассматривается, с одной стороны, как реализация того, что заложено в человеке от природы, с другой стороны, стремление к гуманистическим ценностям.

        Нервно – психическое здоровье ребёнка – это один из критериев здоровья в целом. На современном этапе развития общества жизненный уровень большинства населения понизился, ускорился темп жизни. В связи с этим повысилась агрессивность людей, от этого страдают, в первую очередь, наши дети. Многие родители загружены работой, учёбой – вследствие этого дети часто остаются без внимания. Они испытывают дефицит общения с близкими им людьми, переживают постоянные стрессы, потому что не удовлетворяются их базовые потребности: в родительской любви, ласке, защищённости. 

        В результате этого нарастает напряжённость, появляется агрессивность и озлобленность – сначала на родителей, потом на всех окружающих. Поэтому необходимо на ранних стадиях развития личности обучать детей цивилизованным способам выхода гнева и саморегуляции поведения, чтобы к 5-6 годам у ребёнка сформировалась правильная социальная ориентация, развилась способность к адаптации и саморегуляции.

        Осложнённые варианты психического развития детей:

  • невротические состояния – проявляются в эмоциональных срывах, неустойчивости поведения, агрессивности или же вялости, апатичности. Они связаны иногда с плохим самочувствием, усталостью или с конкретной эмоциогенной ситуацией (отобрали любимую игрушку, обидели). Разрешается ситуация, поправляется здоровье, и нежелательные проявления проходят. Однако дети с подобными реакциями входят в «группу риска», у них может развиться невроз;
  • аутизм – проявляется в замкнутости, отстранённости, в погружённости в собственный, непонятный для окружающих, мир. Эмоции стёрты, мимика невыразительна, с детьми трудно, а порой невозможно вступить в общение. Такие дети мало разговаривают, не играют со сверстниками. Им совсем не свойственны ни эмоциональное сопереживание, ни сочувствие кому-либо;
  • гиперактивность с нарушением внимания – носит характер синдрома, то есть целого блока специфических проблем. Дети подвижны, расторможены, импульсивны, у них недостаточно развиты процессы внимания, им трудно сосредоточиться, снижена работоспособность, повышена утомляемость, плохо развиты движения руки. Такие дети, несмотря на достаточно высокий уровень способностей, плохо учатся, постоянно конфликтуют со сверстниками, им невыносимо трудно что-либо делать совместно с другими.

        Основным и ведущим способом снижения всех этих состояний в дошкольном возрасте является – игра.

        Остановимся подробнее. Игра для ребёнка – это естественное состояние, играми он удовлетворяет непреодолимую потребность в движении, проявляет творческие силы, развивает свои способности, воспитывается с нравственной стороны и, наконец, массу всевозможных знаний.

        Игры очень разнообразны: дети играют в одиночку и группами; игры со строительным материалом, настольные игры, сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные, хороводные и музыкальные.

        Все эти игры могут быть как свободными, когда дети играют во что хотят и как хотят, - эти игры дают материал для наблюдений: в них ярко выступают индивидуальные черты каждого ребёнка; так и организованными, которые тоже знакомят с детьми и не только, они служат для развития внимания, находчивости, умения управлять собой и подчиняться правилам, а главное – для развития чувства товарищества. Игры заменяют порой гимнастику, давая детям возможность воспроизводить массу разнообразных движений.

        И мой призыв на сегодняшнем собрании к вам: играйте вместе с детьми – это замечательно оздоравливает взаимоотношения!   Играя и смеясь вместе, мы можем построить и оздоровить наши взаимоотношения. В игре лучше всего создаётся безопасная обстановка для общения людей, независимо от их характера и возраста. Шутки и веселье рождают сердечность, совместная игра может совершенно неожиданно перейти в наполненную ощущением праздника жизнь.

Рекомендации по совместной деятельности родителей с детьми

от 3 до 6 лет:

        - спойте вместе детскую песенку или поодиночке, используя караоке; 

        - послушайте вместе аудиокассеты с записями детских произведений;

        - сыграйте для ребёнка какую-нибудь роль из его любимого произведения, пригласите ребёнка присоединиться, но не настаивайте на его участии;

        - имитируйте вместе танцы животных (кенгуру, лягушки и других);

        - участвуйте в самодеятельности  (покажите ребёнку кукольный спектакль или предложите ему показать спектакль вам, а лучше устроить совместное представление для других членов семьи),  

         - занимайтесь творческой деятельностью ( например: лепка из солёного теста. Такое тесто готовится очень просто. Смешайте равные части соли, муки и воды в миске и размешайте пока консистенция не станет пастообразной. При желании можно добавить пищевые красители. И начинайте лепить всё, что угодно. В дальнейшем «произведения искусства» подсушивают при комнатной температуре либо в духовке, после чего раскрашивают гуашевыми красками, при желании покрывают лаком (с лаком работать лучше одному взрослому),         

        - порисуйте (можно устроить необычное рисование пальчиками. Чтобы краска после занятия легче отмывалась от рук, смешайте гуашевые краски с зубной пастой),

        - почитайте вместе книжки;

        - пересказывайте;

        - придумывайте новые сказки или измените конец обычной сказки или поменяйте сюжет,

        - дайте возможность ребёнку проявить себя как поэта, пусть он сочиняет стишки, хоть невпопад, но всё же проявляет себя; 

        - ещё малыши очень любят разглядывать разные комиксы. Почему бы, например, не придумать для них историю в картинках? Возьмите пачку старых глянцевых журналов и вырежьте из них яркие картинки: людей, животных и растений. Потом придумайте вместе с детьми сюжет сказки и наклейте картинки на большой лист ватмана. Если каких-то персонажей не хватило, можно их дорисовать),

        - аутогенная тренировка и упражнения на устойчивость к стрессу (учите ребёнка без тревоги и страха смотреть на реальные события; сами старайтесь не вызывать тревогу, пусть ребёнок учится не пасовать перед предстоящими трудностями);

        - просто поиграйте в подвижную игру.

        И помните:

        в дошкольном возрасте привлекательной, главной и самой развивающей деятельностью является игра. Поэтому, если взрослые хотят занять ребёнка, помочь ему в его развитии, сохранить его психическое здоровье, то они должны любую деятельность с ребёнком превращать в игру.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей "Что такое задержка психического развития?"

в работе дано описание факторов, влияющих на то, почему дети рождаются с диагнозом ЗПР, как вести себя родителям таких детей, даны примеры игр для развития детей с ЗПР...

Консультация для родителей средней коррекционной группы. Что такое задержка психического развития.

Успех психокоррекционной работы педагога-психолога с детьми с задержкой психического развития зависит от степени заинтересованности родителей. Для этого необходимо первоначально познакомить родителей ...

Готовимся к школе. Что такое "школьная зрелость" и "психическая готовность".

Информация для родителей, дети которых идут в первый класс....

Что такое задержка психического развития

В данном материале представлена информация о том, что такое задержка психического развития, рассмотрены специфические особенности развития детей с ЗПР, основные подходы и направления в работе с детьми...


 

Комментарии

Эльвира Владимировна,спасибо интересно. Сейчас родители больше развитвают своих детей интеллектуально, и они совсем не задумываются о потребностях своих детей. А позже удивляются почему вдруг ребенок становится ранимым,упрямым. Почему вдруг стали проявляться невротические реакции.

Николаева Эльвира Владимировна

Татьяна Сергеевна, вот по этой причине и нужно нам, педагогам вести работу с родителями... Нам нужно достучаться до их сознания, что ИГРАЯ, ОБЩАЯСЬ со своим ребёнком на равных...они в первую очередь, воспитывают Человека (с большой буквы этого слова)..........