Дидактические игры по ФЭМП (Формирование Элементарных Математических Представлений)
картотека по математике (младшая группа)

Конева Елена Дмитриевна

Это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способов умственной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл no7_did_igry_fep.docx24.52 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры по ФЭМП.

«В гостях у геометрических фигур»

Цель: 

  • развивать зрительное восприятие формы плоскостных фигур;
  • формировать умение различать и правильно называть некоторые геометрические фигуры;
  • сравнивать их по величине;
  • закреплять знания цветов.

Оборудование: обручи-домики разного цвета, геометрические фигуры разного цвета и размера (круги, квадраты, треугольники).

Игровое правило: брать только по одной геометрической фигуре и класть в нужный домик в соответствии с указанием воспитателя.

Ход игры

 К ребятам приходит петрушка и приносит коробочку. В ней лежат геометрические фигуры на каждого ребенка. На полу лежат три обруча, в каждом из них находится геометрическая фигура. Воспитатель раскладывает на столе перед детьми набор геометрических фигур. Затем предлагает рассмотреть фигуры. Назвать их. Уточняет цвет. Фигуры – это жильцы, которые должны поселиться в домиках. Предлагает разместить «жильцов» в домики. – По цвету (в красном домике – красные фигуры и т.д.) – По форме (в красном домике – круги и т.д.). – По величине (в красном домике – большие треугольники и т.д.).

Дидактическая игра «Умные прищепки»

Цель: 

  • развивать мелкую моторику рук;
  • закреплять умение различать и назвать цвета;
  •  развивать умение ориентироваться в пространстве.

 Оборудование: цветные круги из бумаги, поделенные на сектора, разноцветные прищепки.

Ход игры

 Воспитатель предлагает найти в группе новый предмет. Дети находят коробочку и открывают ее. В ней лежат разноцветные круги и прищепки. Воспитатель предлагает назвать цвета на кругу. Затем предлагает подобрать прищепки такого же цвета.

Конспект дидактической игры-занятия «Круг» во второй младшей группе.

Цель:

  • уточнять знания детей о геометрической фигуре – круг;
  • развивать умение сравнивать, анализировать, классифицировать;
  • развивать логическое мышление;
  • побуждать детей выполнять задание самостоятельно.

Дидактический материал:

Демонстрационный материал: обручи (желтый, синий, красный, «чудесный мешочек» с набором геометрических фигур, цветные карандаши, карточки-задания, альбомные листы, демонстрационная таблица (рисунок, массажные мячики

Ход занятия

В руках воспитателя-обруч.

-Дети, послушайте загадку и угадайте, что это:

Нет углов у меня,

и похож на блюдце я

На кольцо, на колесо.

Кто же я такой, друзья?

-Правильно, это круг

- Посмотрите, какую я принесла картинку.

На картинке изображен круг – большой, с нарисованным лицом, руками, ногами. Вокруг него изображены разные круги – большие и маленькие, разноцветные.

- Что это такое, ребята? (Круги).

- Какие они? (Разные)

- Сколько здесь кругов? (Много)

Воспитатель просит детей на своих заранее заготовленных листах закрасить фигуры так, как на картине. Дети выполняют задание за столом.

Воспитатель достает "чудесный мешочек". Там лежат разные фигуры (треугольники, круги, квадраты). Воспитатель просит детей найти круги. Они раскладывают их в ряд, и сравнивают их по размеру, по цвету.

Дидактическая игра «Свой домик»

Детям дается задание - разложить круги в обручи. Возможны варианты:

1. По цвету – в три обруча.

2. По величине – в два обруча.

3. После этого детям дается возможность играть с кругами по своему желанию, самостоятельно.

Физкультминутка

-А теперь ребята, скажите. на что похож круг? (на мячик).

Давайте мы дружно попрыгаем, как мячики.

Воспитатель раздает массажные мячики.

Я мячом круги катаю, (Мяч лежит на левой ладошке. Правой ладонью выполняем круговые движения)

Взад – вперед его гоняю, (Мяч катаем от основания ладони к пальцам)

Им поглажу я ладошку, (Мячом гладим левую ладошку).

А потом сожму немножко! (Сжимаем мяч правой рукой.)

Рефлексия

Ребята, про какую геометрическую фигуру мы сегодня говорили? На что похож круг?

Конспект игры-занятия «Поможем трем поросятам»

Цель: 

продолжать формировать элементарные математические представления.

Программное содержание:

продолжать формировать навыки сравнения нескольких предметов (до 3) разной величины, раскладывая их в убывающем порядке, обозначая порядок словами «высокий», «ниже», «самый низкий», закреплять знания о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, упражнять в отгадывании загадок,

  • расширять представления об окружающем мире, сезонных изменениях в природе;
  • закреплять умение составлять изображение с помощью счетных палочек;
  • развивать память, логическое мышление, речь, воображение, творчество, мелкую моторику;
  • воспитывать у детей дружеские отношения, желание помочь в беде, умение работать в коллективе;

Предварительная работа: чтение сказки «Три поросенка», загадок, беседы о временах года, рассматривание иллюстраций.

Индивидуальная работа: с детьми, испытывающими затруднения в лепке.

Методы: игровой, наглядный, словесный, практический.

Приемы: проблемная ситуация, вопросы к детям, аудиозапись шум дождя

Здоровьесберегающие технологии: изменение статистического положения во время НОД, физминутка.

Развивающая среда: конверт с письмом, деревья разной величины, «волшебный ковер» с заплатками из геометрических фигур, счетные палочки на каждого ребенка по 6 штук, круги, квадраты, картины с временами года, магнитная доска, киндер-сюрпризы, желтые круги-тарелочки, пластилин разных цветов, салфетки, доски для лепки., поднос, музыкальный центр.

Ход НОД:

Мотивационно - ориентировочный этап.

Ребята, я сегодня утром пришла в детский сад и нашла конверт с письмом. Нам написали письмо три поросенка, они пригласили к себе в гости друзей, но случилась беда: в лесу подул сильный ветер: повалил деревья, поломал дома. Поросята очень расстроены и просят вашей помощи.

Поисковый этап.

Поможем поросятам подготовиться к встрече гостей? Что для этого нам надо сделать?

- посадить деревья на поляне.

- отремонтировать домики поросят

- накрыть стол для гостей.

Практический этап. 

Дидактическая игра «Волшебный ковер»

Воспитатель:

- Мы с вами отправимся в сказочный лес с помощью волшебного ковра. Но, беда! Волшебный ковер порвался, надо починить. Давайте, попробуем: надо лоскутки по форме, по цвету на место поставить (геометрические формы)

- Ковер готов к полету, займите места на ковре, закрываем глаза и переносимся в волшебный лес, для этого я скажу волшебные слова: «Где ты сказка отзовись, и ребятам покажись!»

 - Вот, и мы в сказочном лесу!

Практическое упражнение «Разложи по порядку»

- Но у нас здесь что-то не так, ветер свалил и перепутал деревья. Нам нужно посадить деревья на место. А, что бы в лесу стало красиво будем сажать их по порядку - от высокого к низкому.

Дети выполняют задание. После выполнения задания воспитатель спрашивает индивидуально несколько детей, о том, в какой последовательности они расставляли деревья (высокое, ниже, низкое).

— Молодцы, ребята, справились с заданием. Нам пора отправляться дальше в путь. (Звучит аудиозапись с шумом дождя, воспитатель спрашивает, знают ли дети, что это звучит)

Правильно, ребята, это шумит дождь.

Игровое упражнение «Прыжки через лужи»

- Посмотрите, ребята, как много лужиц налил дождик, чтобы пройти дальше нужно через них перепрыгнуть. (Прыжки через лужи.)

- В лесу перепутались времена года, и поросята не знают, какое сейчас время года. Нам надо поставить все по порядку. Я буду загадывать вам загадки, а вы мне скажите, когда это бывает и подберите соответствующую картинку.

Наступили холода,

Обернулась в лед вода,

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (зимой)

Зазвенели ручьи, прилетели грачи.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (весной)

Зеленеют луга,

В небе радуга-дуга.

Солнцем озеро согрето,

Всех зовет купаться… (лето)

Листья все летят,

В саду яркий листопад,

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (осенью)

 - Давайте подскажем поросятам, какое сейчас время года. (Ответы детей. На мольберте остается картинка с изображением весны, остальные убираются)

Дидактическое упражнение «Нарисуем палочками»

— Молодцы, ребята, справились мы с этим заданием. Порядок в лесу навели, а как же наши поросята. Ведь их дома сломались. Давайте поможем поросятам, построим новые дома.

Дети садятся за столы и из счетных палочек выкладывают дома для поросят.

- Молодцы, ребята, дома поросят отремонтировали, но чтобы поросята смогли принять гостей, нам нужно сделать чайный сервиз.

Дети из киндер - сюрпризов и пластилина делают чашки и украшают блюдца. Готовые работы выставляем на поднос.

Рефлексивно-оценочный этап.

Ребята, как вы думаете, смогли мы помочь поросятам встретить гостей?

А что мы для этого сделали? (ответы детей).

Молодцы, поросята благодарят вас за помощь! А нам пора возвращаться в детский сад. Занимаем места на волшебном ковре, закрываем глаза. «Раз, два – повернись, снова в садике очутись!»

Вот мы и вернулись в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы

Так как в младшем дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности, которая способствует накоплению запаса ярких конкретных представлений о предметах и явлениях о...

Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы

представлены игры для детей от 3 до 4 лет по формированию элементарных математических представлений...

Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы

Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы...

план по самообразованию "Дидактические игры как средство формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) детей старшего дошкольного возраста»

план  по самообразованию " Дидактические игры  как средство формирования элементарных математических представлений (ФЭМП)  детей старшего дошкольного возраста»...

Дидактическая игра по ФЭМП (формирование элементарных математических представлений) "Ёжик".

Цель: Учить соотносить предметы по величине.Закреплять значение слов "большой", "маленький", "больше", "меньше"Оборудование: Трафареты с изображением ...

План работы по самообразованию по теме: «Дидактические игры как средство формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) детей старшего дошкольного возраста»

План работы по самообразованию по теме:«Дидактические игры как средство формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) детей старшего дошкольного возраста»...