Конспект проведения мастер-класса «Блоки Дьенеша
консультация по математике (старшая группа)
Конспект проведения мастер-класса «Блоки Дьенеша
Воспитатель Доронина Т.В.
Мастер-класс с педагогами (25 минут)
Цель: повысить уровень компетентности педагогов путем овладения ими технологией применения игр с блоками Дьенеша для развития логико-математических представлений у дошкольников.
Тип Мастер-класса «Изучение вопроса».
Алгоритм состоит из следующих компонентов: постановка вопроса, усвоение Участниками полученных знаний, рефлексия.
Первый этап «Постановка вопроса» - это теоретическая часть занятия.
На данном этапе предоставляется педагогический опыт Мастера по определенному направлению деятельности, где предполагается использование видеозаписей и фотоматериалов, демонстрация в виде мультимедийной презентации.
Второй этап отводится на отработку полученных знаний в процессе приобретения необходимых навыков. На этом этапе в роли учеников выступают Участники, а руководитель Мастер-класса в роли педагога.
Третий этап - рефлексия. Участники объединяются по группам и выносят на обсуждение результаты своей работы. Каждый участник на данном этапе получает конкретные рекомендации для практической деятельности.
План проведения мастер- класса:
Теоретическое обоснование актуальности и эффективности применения логических блоков Дьенеша – из опыта работы – 10 минут
Практическая часть. Деловая игра с участниками мастер- класса на основе карточек З.Дьенеша с обозначением свойств, карточек с символами изменения свойств;
алгоритмов – 10минут
Рефлексия.- 5 минут
Задачи:
1.Донести до осознания педагогами необходимости использовать данные игры в своей работе.
2.Познакомить с вариантами применения данного дидактического материала на практике.
3.Создать предпосылки для профессионального совершенствования воспитателей.
Оборудование: ноутбук, проектор, блоки Дьенеша, карточки, альбомы серии «Блоки Дьенеша».
Ход мастер-класса
Теоретическая часть – презентация из опыта работы «Использование блоков Дьенеша как средство развития логико-математических представлений у дошкольников»
Слайд. Уважаемые коллеги! В своей работе по развитию логико-математических представлений у детей я использую логические блоки Золтона Дьенеша, всемирно известного венгерского профессора, математика, специалиста по психологии, создателя прогрессивной авторской методики обучения детей - «Новая математика».
Пожалуйста, посмотрите на жетоны. Они двух видов - красные (я знаком с этим дидактическим материалом) и синие (я не представляю, что это такое).
Возьмите себе тот жетон, который считаете нужным для себя. Исходя из того, что большинство из вас подняли красный жетон, на мастер-классе мы с вами будем партнерами и в то же время, надеюсь, что вы получите новые для себя знания, умения.
Одна из важнейших задач воспитания дошкольника – это развитие его ума, развитие таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Важно научить ребенка мыслить логически, творчески, нестандартно, самостоятельно находить нужное решение. Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует внимание, память, воображение, речь. ФГОС ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным.
Из всего многообразия дидактических средств, я выбрала логические блоки Дьенеша. Считаю, что это уникальный по своим развивающим возможностям дидактический материал. Он - универсален, абстрактен и высоко эффективен. Занимательность этого материала оживляет ту математику, которую многие считают сухой, неинтересной и далекой от жизни детей.
2 Слайд: Представляю вашему вниманию презентацию из опыта работы, которая раскроет вам цели, задачи, формы организации, содержание работы с блоками Дьенеша.
3 СЛАЙД
С помощью игр с логическими блоками в комплексе формируются все важные для умственного развития мыслительные умения и подготавливается мышление детей к усвоению математики.
3 СЛАЙД
Потому, что они способствуют развитию таких мыслительных операций как классификация, группировка предметов по свойствам, исключение лишнего, анализ и синтез, дети учатся догадываться, доказывать свои ответы, быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
- Откройте, пожалуйста, набор с блоками Дьенеша.
Дидактический набор «Логические блоки» состоит из 48 объемных фигур. Каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами. Давайте вспомним какими (назовите эти свойства) - цветом, формой, размером и толщиной.
Правильно.
а) четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);
б) трех цветов (красный, синий, желтый); почему нет зеленого цвета? (потому что красный, желтый и синий - это основные цвета, а зеленый получается смешением желтого и синего.)
в) двух размеров (большой, маленький);
г) двух видов толщины (толстый, тонкий).
В наборе нет ни одной одинаковой фигуры.
Так же в играх с логическими блоками использую карточки с символами свойств.
На карточках условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина)
И карточки с отрицанием свойств, обратите внимание на перечеркнутые карточки, например: не красный. Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них.
Кроме объёмных блоков, в своей работе я использую набор плоских фигур.
6 СЛАЙД
Подробно с технологией применения блоков можно познакомиться, изучив такую литературу как:
- Логика и математика для дошкольников. Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая. В книге рассказывается о возможностях использования блоков Дьенеша и палочек Кюизенера для детей 2-6 лет. Приводится описание разнообразных игр.
- Давайте поиграем: математические игры для детей 5-6 лет. Под редакцией А. А. Столяра Книга поможет сформировать у детей 5-6 лет первые элементарные математические представления и определенную логическую структуру мышления. В нее включено 59 логико-математических игр с многочисленными вариантами условий и описанием их проведения.
7 СЛАЙД
Игры и упражнения с логическими блоками предлагаю детям на занятиях и в свободные часы, как в детском саду, так и дома. Дополняя их другими развивающими играми и игровыми заданиями, «насыщая» новыми игровыми задачами, действиями, сюжетами, ролями и пр., помогаю детям преодолевать интеллектуальные трудности.
8 СЛАЙД
В своей работе использую следующие группы игр с блоками Дьенеша.
1 группа игр. Это игры на выявление и абстрагирование свойств.
Они развивают умение выделять в предметах от одного до четырех свойств, абстрагировать одни от других, называть их. С их помощью дети получают первые представления о замещении свойств знаками- символами, осваивают умения строго следовать правилам при выполнении действий..
(«Найди клад», «Автотрасса», «Необычные фигуры» и др)
9 СЛАЙД
2 группа игр. Классификация, обобщение, сравнение.
Помогают развивать у детей умения классифицировать, обобщать и сравнивать предметы по одному, двум, трем или четырем свойствам. Сначала малыши осваивают умения классифицировать и обобщать по заданным свойствам, а затем – по самостоятельно выделенным («Где чей гараж», «Засели домики»). («Дорожка», «Найди пару», «Поймай тройку», «Домино»).
10 СЛАЙД
3 группа игр. Логические действия и операции.
Эти игры и упражнения использую для детей старшего дошкольного возраста. Они помогают развить у детей умения разбивать множества на классы по совместимым свойствам, развить умение производить логические операции «не», «и», «или», умения с помощью этих операций строить правильные высказывания, кодировать и декодировать информацию о свойствах предметов. В результате ребенок учится свободно рассуждать, обосновывать правомерность или ошибочность своих действий («Помоги фигурам выбраться из леса», «Построй дом», «Раздели блоки»).
- Прежде чем начать работу с детьми, следует установить, на какой ступеньке интеллектуальной лестницы находится каждый ребенок. Если ребенок легко и безошибочно справляется с заданиями определенной ступени –это сигнал к тому, что ему следует предложить игры и упражнения следующей группы сложности. Однако переводить ребенка к последующим игровым упражнениям можно только в случае, если он вырос из предыдущих, т. е. когда они для него не составляют труда. Если же передержать детей на определенной ступени или преждевременно дать более сложные игры и упражнения, то интерес к занятиям исчезнет. Дети тянуться к мыслительным заданиям тогда, когда они для них трудноваты, но выполнимы.
11 Слайд.
Математика наука точная, поэтому, следуя методике проведения логико-математических игр, я основываюсь на следующих этапах деятельности
Этапы: 1-сюжет (завязка),
второй этап — развитие сюжета, в процессе которого дети становятся активными участниками:
• осваивают, преобразуют, изменяют информацию о свойствах, отношениях, зависимостях предметов, форм, величин, чисел;
• овладевают системой познавательных действий (способов по-знания): обследуют предметы, абстрагируют, сравнивают, группируют и классифицируют;
• обобщают, делают выводы, прогнозируют развитие ситуации, схематизируют, пользуются знаками и символическими замещениями.
3- подведение итогов
• анализ жизненной ситуации, аналогичной той, которая имела место в ходе логико-математической игры;
• акцентирование внимания детей на наиболее ярком событии логико-математической игры (сюжете, действиях);
• созданием воображаемой ситуации по мотивам логико –математической игры.
12 слайд.
Применяя данное средство на протяжении нескольких лет, хочу отметить, что в ходе игр с блоками Дьенеша у детей появился стойкий интерес к математическим играм и мыслительной деятельности в целом. Дети стали более активными, инициативными и самостоятельными в процессе обучения.
Данный опыт работы позволяет говорить о высоких достижениях в подготовке выпускников нашего детского сада к школе (диаграмма)
Деловая игра. Переходим к практическим действиям, коллеги.
- Сейчас мы с вами превратимся в архитекторов и построим ГОРОД МЕЧТЫ. А помогут нам в этом, догадались? (логические блоки Дьенеша).
Но вот беда, чтобы попасть в город, мы должны открыть ворота. Необходимо подобрать ключ к замку по схеме.
1 Игра «Подбери ключ к замку»
3. Вот и первые дома, надо расселить жителей.
А заселить дом надо так, чтобы у каждого жильца был свой уголок. Заселять по обозначениям.
4. Наш город Мечты должен быть самым красивым. Для этого разобьем клумбы с цветами. Выберите себе «клумбу» - большой цветной круг. Задания на экране.
5. Но как же проехать в наш город. Необходимо проложить правильно дорогу.
Игра «Выкладываем дорожки»
Варианты:
Надо построить дорожку так, чтобы рядышком не было двух одинаковых по форме фигур.
Построить дорожку так, чтобы рядышком не было 2-х одинаковых по форме и цвету фигур.
Построить дорожку так, чтобы рядышком не было 2-х одинаковых по форме, цвету и величине фигур.
6.Здорово! Молодцы! Теперь в город нужно проехать машинам, но они зашифрованы. Вам нужно взять карточку с примером, расшифровать её, взять блок, соответствующий шифру и найти место ему на изображении (машине).
Какой необычный и красивый город у нас получился.
На этом наш мастер-класс приходит к логическому завершению.
Ваша активность позволяет мне сделать вывод о том, что у вас есть интерес к этой оригинальной образовательной игровой технологии. Надеюсь, вы так же активно будете применять её в своей практике.
Прошу оценить мастер- класс (рефлексивная оценка).
Посмотрите на слайд, расшифруйте и покажите ту фигуру, которая наиболее соответствует вашему настроению.
Спасибо всем участникам за активное сотрудничество и взаимопонимание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ « Филимоновский детский сад»
Конспект проведения мастер-класса «Блоки Дьенеша
Воспитатель Доронина Т.В.
Мастер-класс с педагогами (25 минут)
Цель: повысить уровень компетентности педагогов путем овладения ими технологией применения игр с блоками Дьенеша для развития логико-математических представлений у дошкольников.
Тип Мастер-класса «Изучение вопроса».
Алгоритм состоит из следующих компонентов: постановка вопроса, усвоение Участниками полученных знаний, рефлексия.
Первый этап «Постановка вопроса» - это теоретическая часть занятия.
На данном этапе предоставляется педагогический опыт Мастера по определенному направлению деятельности, где предполагается использование видеозаписей и фотоматериалов, демонстрация в виде мультимедийной презентации.
Второй этап отводится на отработку полученных знаний в процессе приобретения необходимых навыков. На этом этапе в роли учеников выступают Участники, а руководитель Мастер-класса в роли педагога.
Третий этап - рефлексия. Участники объединяются по группам и выносят на обсуждение результаты своей работы. Каждый участник на данном этапе получает конкретные рекомендации для практической деятельности.
План проведения мастер- класса:
Теоретическое обоснование актуальности и эффективности применения логических блоков Дьенеша – из опыта работы – 10 минут
Практическая часть. Деловая игра с участниками мастер- класса на основе карточек З.Дьенеша с обозначением свойств, карточек с символами изменения свойств;
алгоритмов – 10минут
Рефлексия.- 5 минут
Задачи:
1.Донести до осознания педагогами необходимости использовать данные игры в своей работе.
2.Познакомить с вариантами применения данного дидактического материала на практике.
3.Создать предпосылки для профессионального совершенствования воспитателей.
Оборудование: ноутбук, проектор, блоки Дьенеша, карточки, альбомы серии «Блоки Дьенеша».
Ход мастер-класса
Теоретическая часть – презентация из опыта работы «Использование блоков Дьенеша как средство развития логико-математических представлений у дошкольников»
Слайд. Уважаемые коллеги! В своей работе по развитию логико-математических представлений у детей я использую логические блоки Золтона Дьенеша, всемирно известного венгерского профессора, математика, специалиста по психологии, создателя прогрессивной авторской методики обучения детей - «Новая математика».
Пожалуйста, посмотрите на жетоны. Они двух видов - красные (я знаком с этим дидактическим материалом) и синие (я не представляю, что это такое).
Возьмите себе тот жетон, который считаете нужным для себя. Исходя из того, что большинство из вас подняли красный жетон, на мастер-классе мы с вами будем партнерами и в то же время, надеюсь, что вы получите новые для себя знания, умения.
Одна из важнейших задач воспитания дошкольника – это развитие его ума, развитие таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Важно научить ребенка мыслить логически, творчески, нестандартно, самостоятельно находить нужное решение. Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует внимание, память, воображение, речь. ФГОС ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным.
Из всего многообразия дидактических средств, я выбрала логические блоки Дьенеша. Считаю, что это уникальный по своим развивающим возможностям дидактический материал. Он - универсален, абстрактен и высоко эффективен. Занимательность этого материала оживляет ту математику, которую многие считают сухой, неинтересной и далекой от жизни детей.
2 Слайд: Представляю вашему вниманию презентацию из опыта работы, которая раскроет вам цели, задачи, формы организации, содержание работы с блоками Дьенеша.
3 СЛАЙД
С помощью игр с логическими блоками в комплексе формируются все важные для умственного развития мыслительные умения и подготавливается мышление детей к усвоению математики.
3 СЛАЙД
Потому, что они способствуют развитию таких мыслительных операций как классификация, группировка предметов по свойствам, исключение лишнего, анализ и синтез, дети учатся догадываться, доказывать свои ответы, быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
- Откройте, пожалуйста, набор с блоками Дьенеша.
Дидактический набор «Логические блоки» состоит из 48 объемных фигур. Каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами. Давайте вспомним какими (назовите эти свойства) - цветом, формой, размером и толщиной.
Правильно.
а) четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);
б) трех цветов (красный, синий, желтый); почему нет зеленого цвета? (потому что красный, желтый и синий - это основные цвета, а зеленый получается смешением желтого и синего.)
в) двух размеров (большой, маленький);
г) двух видов толщины (толстый, тонкий).
В наборе нет ни одной одинаковой фигуры.
Так же в играх с логическими блоками использую карточки с символами свойств.
На карточках условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина)
И карточки с отрицанием свойств, обратите внимание на перечеркнутые карточки, например: не красный. Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них.
Кроме объёмных блоков, в своей работе я использую набор плоских фигур.
6 СЛАЙД
Подробно с технологией применения блоков можно познакомиться, изучив такую литературу как:
- Логика и математика для дошкольников. Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая. В книге рассказывается о возможностях использования блоков Дьенеша и палочек Кюизенера для детей 2-6 лет. Приводится описание разнообразных игр.
- Давайте поиграем: математические игры для детей 5-6 лет. Под редакцией А. А. Столяра Книга поможет сформировать у детей 5-6 лет первые элементарные математические представления и определенную логическую структуру мышления. В нее включено 59 логико-математических игр с многочисленными вариантами условий и описанием их проведения.
7 СЛАЙД
Игры и упражнения с логическими блоками предлагаю детям на занятиях и в свободные часы, как в детском саду, так и дома. Дополняя их другими развивающими играми и игровыми заданиями, «насыщая» новыми игровыми задачами, действиями, сюжетами, ролями и пр., помогаю детям преодолевать интеллектуальные трудности.
8 СЛАЙД
В своей работе использую следующие группы игр с блоками Дьенеша.
1 группа игр. Это игры на выявление и абстрагирование свойств.
Они развивают умение выделять в предметах от одного до четырех свойств, абстрагировать одни от других, называть их. С их помощью дети получают первые представления о замещении свойств знаками- символами, осваивают умения строго следовать правилам при выполнении действий..
(«Найди клад», «Автотрасса», «Необычные фигуры» и др)
9 СЛАЙД
2 группа игр. Классификация, обобщение, сравнение.
Помогают развивать у детей умения классифицировать, обобщать и сравнивать предметы по одному, двум, трем или четырем свойствам. Сначала малыши осваивают умения классифицировать и обобщать по заданным свойствам, а затем – по самостоятельно выделенным («Где чей гараж», «Засели домики»). («Дорожка», «Найди пару», «Поймай тройку», «Домино»).
10 СЛАЙД
3 группа игр. Логические действия и операции.
Эти игры и упражнения использую для детей старшего дошкольного возраста. Они помогают развить у детей умения разбивать множества на классы по совместимым свойствам, развить умение производить логические операции «не», «и», «или», умения с помощью этих операций строить правильные высказывания, кодировать и декодировать информацию о свойствах предметов. В результате ребенок учится свободно рассуждать, обосновывать правомерность или ошибочность своих действий («Помоги фигурам выбраться из леса», «Построй дом», «Раздели блоки»).
- Прежде чем начать работу с детьми, следует установить, на какой ступеньке интеллектуальной лестницы находится каждый ребенок. Если ребенок легко и безошибочно справляется с заданиями определенной ступени –это сигнал к тому, что ему следует предложить игры и упражнения следующей группы сложности. Однако переводить ребенка к последующим игровым упражнениям можно только в случае, если он вырос из предыдущих, т. е. когда они для него не составляют труда. Если же передержать детей на определенной ступени или преждевременно дать более сложные игры и упражнения, то интерес к занятиям исчезнет. Дети тянуться к мыслительным заданиям тогда, когда они для них трудноваты, но выполнимы.
11 Слайд.
Математика наука точная, поэтому, следуя методике проведения логико-математических игр, я основываюсь на следующих этапах деятельности
Этапы: 1-сюжет (завязка),
второй этап — развитие сюжета, в процессе которого дети становятся активными участниками:
• осваивают, преобразуют, изменяют информацию о свойствах, отношениях, зависимостях предметов, форм, величин, чисел;
• овладевают системой познавательных действий (способов по-знания): обследуют предметы, абстрагируют, сравнивают, группируют и классифицируют;
• обобщают, делают выводы, прогнозируют развитие ситуации, схематизируют, пользуются знаками и символическими замещениями.
3- подведение итогов
• анализ жизненной ситуации, аналогичной той, которая имела место в ходе логико-математической игры;
• акцентирование внимания детей на наиболее ярком событии логико-математической игры (сюжете, действиях);
• созданием воображаемой ситуации по мотивам логико –математической игры.
12 слайд.
Применяя данное средство на протяжении нескольких лет, хочу отметить, что в ходе игр с блоками Дьенеша у детей появился стойкий интерес к математическим играм и мыслительной деятельности в целом. Дети стали более активными, инициативными и самостоятельными в процессе обучения.
Данный опыт работы позволяет говорить о высоких достижениях в подготовке выпускников нашего детского сада к школе (диаграмма)
Деловая игра. Переходим к практическим действиям, коллеги.
- Сейчас мы с вами превратимся в архитекторов и построим ГОРОД МЕЧТЫ. А помогут нам в этом, догадались? (логические блоки Дьенеша).
Но вот беда, чтобы попасть в город, мы должны открыть ворота. Необходимо подобрать ключ к замку по схеме.
1 Игра «Подбери ключ к замку»
3. Вот и первые дома, надо расселить жителей.
А заселить дом надо так, чтобы у каждого жильца был свой уголок. Заселять по обозначениям.
4. Наш город Мечты должен быть самым красивым. Для этого разобьем клумбы с цветами. Выберите себе «клумбу» - большой цветной круг. Задания на экране.
5. Но как же проехать в наш город. Необходимо проложить правильно дорогу.
Игра «Выкладываем дорожки»
Варианты:
Надо построить дорожку так, чтобы рядышком не было двух одинаковых по форме фигур.
Построить дорожку так, чтобы рядышком не было 2-х одинаковых по форме и цвету фигур.
Построить дорожку так, чтобы рядышком не было 2-х одинаковых по форме, цвету и величине фигур.
6.Здорово! Молодцы! Теперь в город нужно проехать машинам, но они зашифрованы. Вам нужно взять карточку с примером, расшифровать её, взять блок, соответствующий шифру и найти место ему на изображении (машине).
Какой необычный и красивый город у нас получился.
На этом наш мастер-класс приходит к логическому завершению.
Ваша активность позволяет мне сделать вывод о том, что у вас есть интерес к этой оригинальной образовательной игровой технологии. Надеюсь, вы так же активно будете применять её в своей практике.
Прошу оценить мастер- класс(рефлексивная оценка).Посмотрите на слайд, расшифруйте и покажите ту фигуру, которая наиболее соответствует вашему настроению.
Спасибо всем участникам за активное сотрудничество и взаимопонимание.
Адрес публикации:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Логические блоки Дьенеша в развитии интеллектуальных способностей дошкольников»
Цели мастер-класса:Повышение профессионального мастерства педагогов — участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы педагога-мастера.Задачи масте...
Мастер-класс "Логические блоки-Дьенеша"
Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Игры с блоками Дьенеша доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом и размером объектов, с мат...

Конспект родительского собрания в форме мастер-класса «Использование блоков Дьенеша в работе педагога ДОУ».
Конспект родительского собрания в форме мастер-класса «Использование блоков Дьенеша в работе педагога ДОУ». ...

Мастер- класс по блокам Дьенеша
Ознакомление родителей с блоками Дьенеша и игры для развития детей дошкольного возраста...

Мастер - класс "Логические блоки Дьенеша как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"
Задача дошкольного образования заключается в том, что бы научить детей мыслить, пробудить тягу к новым знаниям, пробудить в детях познавательный интерес....

Мастер - класс "Логические блоки Дьенеша"
Логические блоки Дьенеша — эффективное пособие для разностороннего развития дошкольника. Этот, казалось бы, обычный набор геометрических фигур помогает совершенствовать умств...

Отчет о проведении мастер-класса «Логические блоки Дьенеша" в работе с детьми дошкольного возраста».
Отчет о проведении мастер-класса «Логические блоки Дьенеша" в работе с детьми дошкольного возраста»....