КОНСПЕКТ занятия с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности с ТНР по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) «Друзья спешат на помощь»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Соловьева Мария Евгеньевна

Обобщение  математических представлений в сюжетной форме с использованием  развивающих материалов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_soloveva_12.02.25.docx31.62 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 22 Невского района Санкт- Петербурга

КОНСПЕКТ

занятия с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности с ТНР по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений)

«Друзья спешат на помощь»

Составила: воспитатель

                     Соловьева М.Е.

Санкт-Петербург

2025

Цель:

Уточнить представления детей о числе, геометрических фигурах, пространственных и временных отношениях. Развитие навыков взаимодействия между сверстниками.

Задачи:

Образовательные

  • Способствовать закреплению количественного счёта до 20, умению решать примеры в пределах 20, знание цифр и знаков.
  • Продолжать закреплять состав числа 10 из двух меньших чисел.
  • Способствовать углублению временных ориентировок: месяцы, времена года, дни недели, части суток.
  • Создавать условия для формирования пространственных ориентировок на плоскости.
  • Продолжить формировать представления о форме и геометрических фигурах, учить преобразованию одних фигур в другие.

Развивающие

  • Способствовать развитию логического мышления, умению сравнивать и обобщать, делать выводы и умозаключения.
  • Создавать условия для развития комбинаторных способностей.
  • Способствовать развитию связной речи, доказательной речи.
  • Продолжать развивать восприятие и внимание.

Воспитательные

  • Вызвать интерес к занятию, способствовать развитию эмоциональной сферы.
  • Способствовать воспитанию ответственности и самостоятельности.
  • Продолжать развивать умения сотрудничества и взаимопомощи.

Организация:

Сменная, свободная

Оборудование и материалы:

Ковер, снежинка; игрушка  медвежонок  Умка;  игры  «Прозрачный квадрат», «Танграм» больше чем детей, контейнеры; коробочки с цифрами, рыбки с примерами, синий ковролин; шарфик, палочки Кюизенера, «карточка -шарфик», проектор, ноутбук, презентация, ручка-пульт; логическая задача- карточка с 9 квадратами, картинки животных; синие маркеры на каждого ребенка, карточка с цифрами – соедини  последовательно, картинки с созвездиями, числовые линейки; карточки -свойства блоков, блоки Дьенеша -льдинки, 1 коробка  на всех; синтетический материал –«льдина»; магнитная доска, игра «Сложи узор» демонстрационный вариант – плоскостной, карточки -модели: цифра-стрелка, плед; мещочек-сюрприз; смайлики-настроения, столы.

Предварительная работа:

Просмотр мультфильма «Умка». Рассказ о животных холодных стран.

Ход:

п\п

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

I

Организационный момент (настрой)

Сейчас зима на улице холодно морозно, а в сердечках ваших поселилось тепло и добро

Давайте эти теплом поделимся друг с другом, передадим через ладошки друг другу. Как приятно, тепло, добро, хорошее настроение пошло по ладошкам. И пусть такое хорошее  настроение останется на протяжении всего занятия.

Дети встают в круг, берутся за руки. Смотрят друг на друга, улыбаются.

Отгадайте загадку:

С неба звёздочка упала на ладошку и пропала

Почему снежинка? Почему пропала?

Отгадывают загадку

Снежинка похожа на звёздочку

Тает на теплой ладошке

Игра «Передай снежинку»

- Сколько месяцев в году?

- Сколько зимних месяцев? Назови месяцы

- Сколько времен года? Назови времена года

- Сколько дней в неделе?

- Какой первый день недели?

- Третий день недели?

- Пятый день недели?

- Перед средой?

- После пятницы?

- Между четвергом и субботой?

- Сколько частей суток? Назови части суток

Дети отвечаю на вопросы и передают снежинку  из рук в руки

II

Мотивационный момент (постановка проблемы)

Ой ребята, кто-то плачет!

Кто это весь в снегу как, маленький сугробик? (приносит медвежонка)

Кто это? Умка! Помните мы смотрели мультфильм про Умку? Ребята как выдумаете откуда Умка? Где он живет?

Где это Арктика?

А вы знаете, что в переводе с Греческого Арктика означает – «медведь»

Умка: ребята, я потерялся, помогите мне  найти  мою  маму.

Дети отвечают на вопросы

Здороваются с Умкой,

гладят его, успокаивают.

Арктика находится на Северном полюсе, где Северный -Ледовитый океан.

Мы поможем Умке найти маму.

III

Основная часть

Чтобы попасть в Арктику? надо закрыть глаза и сказать волшебные слова.

Вот мы и оказались на севере. Но тут большие льды, как мы попадем к маме Умки?

Как вы думаете? Как нам проплыть по ледяному океану. Какой это должен быть корабль?

Дети закрывают глаза и говорят

1-2-3- на север ты лети.

На ледоколе.
Большой, крепкий толстый корпус.

1.

«Собери корабль» (по замыслу)

Ребята соберите ледокол из геометрических фигур (Игра «Прозрачный квадрат», «Танграм»)

Сколько всего фигур использовал?

Сколько и каких фигур использовал?

Умка «плывет на кораблях-ледоколах»

Дети выкладывают корабль из геометрических фигур

Отвечают на вопросы

2.

«Покорми Умку рыбкой»

Что-то Умка проголодался

Чем питаются белые медведи?

Помните, как мама учила умку ловить рыбу.

Берите по 2 рыбки одинакового цвета, прочитайте и решите пример, положить в ведро с соответствующими цифрами.

Какие вежливые слова мы скажем мишке, угощая его рыбкой?

Ответы детей

Читают стихи

«Мишка прячет

черный нос,

Что он хочет,

 вот вопрос

Может хочет напугать

Или рыбку он поймать»

Дети играют с Умкой прячут ему нос, прячут свои носы от Умки.

Решают примеры, раскладывают рыбки по ведрам.

Угощайся пожалуйста

Кушай на здоровье

3.

«Вяжем шарфик»

Что -то маленьких медвежонок дрожит, Почему? Давайте его согреем.

Как можно согреться?

Давайте свяжем шарфик для Умки

Составляем состав числа 10 из двух меньших чисел. Из каких двух чисел состоит число 10?

Ответы детей

Прыгать, бегать, дуть на руки, одеться.

Состав числа 10, дети выкладывают на карточке, используя Палочки Кюизенера

Ответы детей

4.

Давайте отдохнем

Физкультминутка «На севере»

Будем превращаться в животных севера, очень выразительно и красиво передавать движения.

«По ледяной пустыне медведица идёт

За нею медвежата торопятся вперед

Трещит мороз жестокий, повсюду снег и лёд

По полынье холодной, за нерпой морж плывёт

Бегут спешат олени, не виден путь едва

Над ними тихо кружит полярная сова»

Дети читают имитируют движения животных, проговаривая слова

5.

«Логическая задача»

Ребята давайте нашего умного Умку развлечем и научим составлять логические задачи. Надо составить логическую задачу так, чтобы в столбцах и в ряду не было одинаковых картинок.

Составляют логические задачи

6.

«Звездный путь»

Может нам помогут звёзды найти путь к маме?

Люди прокладывают путь по звёздам.

Берите маркеры и соедините последовательно цифры, соответствующие числам. Что получилось?

2 созвездия – Большая и Малая медведица

(показ иллюстраций)

Что за звезда в хвосте у малой медведицы?

Ответы детей

Дети маркерами соединяют последовательно цифры.

Называют числа последовательно.

Рассматривают созвездия, иллюстрации

Полярная звезда.

7.

Дыхательное упражнение «Ветер»

Как вы думаете в Арктике холодные ветры?

Дуют сильные ветры. Какой бывает ветер?

Давайте подуем тихо, сильно, порывисто на ладошки.

Ответы детей

Северный, холодный, сильный, порывистый, пронизывающий

Дети дуют на ладошки.

8.

Такой сильный ветер подул, что даже льдина раскололась, давайте починим и поплывем на ней, ориентируясь по звездам.

«Собери льдину»  

Найдите блок – льдинку, по заданным свойствам, назовите, положите.  

Дети по моделям, находят нужный блок (Блоки Дьенеша) и кладут на стол, выкладывая льдину.

Называют «имя» блока (1-2 блока)

9.

Молодцы собрали льдину, дружно вместе и поплывем и покачаем нашего Умку.

«Мы плывём на льдине, как на Бригантине, по седым суровым морям …»

Дети «встают» на «льдину», поют колыбельную  медведицы.

10.

«Найди маму»

Какой-то большой сугроб или снежинка может там мама Умки? Давайте очистим «снег».

Вы должны посчитать квадраты и двигаться в ту сторону, в которую показывает стрелка  (цифра-стрелка) и  снять нужный квадратик.

Дети по карточке -схеме: цифра-стрелка, движутся по магнитной доске, снимают нужные квадраты.

Находят рисунок мамы-медведицы.

Вот мы и нашли Умкину маму. Медвежонок благодарит детей за помощь. Мама дарит вам мешочек – сюрприз с Севера.

Как вы думаете какими ласковыми словами мама называет Умку?

Дети обнимаются с Умкой.

Ответы детей.

Давайте с вами вернемся в детский сад, может и Умку с собой возьмём.

1-2-3 в детский сад лети. Прилетели.

Говорят слова с закрытыми глазами.

IV

Заключительная часть.  Рефлексия.  Итоги

Понравилось ли вам путешествие?

Что было самое трудное?

Что было очень легко?

Как вы думаете мог бы Умка найти маму без нашей помощи?

Куда еще бы вы хотели отправиться7

Вы были очень активными, внимательными, старательными, эмоциональными и дружными.

Какое у вас настроение после занятия?

Можете украсить наше зимнее солнце своим настроением.

Ответы детей

Дети берут смайлик, на магнитную доску – выкладывают солнце.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) в старшей группе компенсирующей направленности «Путешествие в страну математики» с использованием ИКТ

Цель: закреплять знания о геометрических фигурах и счет до 10. Задачи:Образовательные:- совершенствовать навык счета в пределах 10 в прямом и обратном порядке;- учить понимать отношения между чис...

Конспект занятия по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) с детьми старшей группы Тема: «На помощь инопланетянам!»

Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей 4-5 лет.Задачи: Образовательные:- Закреплять представление детей о знакомых геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник);- П...

Конспект занятия по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) с детьми старшей группы Тема: «На помощь инопланетянам!»

Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей 4-5 лет.Задачи: Образовательные:- Закреплять представление детей о знакомых геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник);- П...

Педагогическое мероприятие с детьми старшей группы компенсирующей направленности для детей с ОНР по ОО «Познавательное развитие» (Формирование элементарных математических представлений) Тема: «Спешим на помощь царице Осени» Форма проведения: квест – игра

Данное занятие поможет педагогам решить следующие задачи:- познакомить детей с картой для определения местоположения предметов в группе; учить ориентироваться по карте, соотносить условные обозначения...

Конспект открытого мероприятия с детьми старшего возраста (5-6 лет) группы компенсирующей направленности по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) «Деревья»

Цель: формировать элементарные математические представления посредством игрыЗадачи:Социально - коммуникативное развитие: Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициатив...

Конспект открытого мероприятия с детьми старшего возраста группы компенсирующей направленности по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) «Осень»

Цель: формировать элементарные математические представления посредством игрыЗадачи:Социально - коммуникативное развитие: Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициатив...