Литературные приключения с научными развлечениями
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

В статье рассказывается о реализации конкурсного проекта "Литературные  приключения с научными развлечениями"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_naurasha.docx27.53 КБ

Предварительный просмотр:

«ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ С НАУЧНЫМИ РАЗВЛЕЧЕНИЯМИ»

Данилина Т.А.

заместитель заведующего ЧУДО «Детский сад «Замок Детства» Московская обл. поселок Совхоз им. Ленина , teremsvl@mail.ru 

Чигвинцева Е.Е.

старший воспитатель ЧУДО «Детский сад «Замок Детства» Московская обл. поселок Совхоз им. Ленина , teremsvl@mail.ru

Аннотация.

В статье представлен опыт участия ЧУДО «Детский сад «Замок Детства» в конкурсе исследовательских проектов «ВРЕМЯ ДЕТЯМ» совместно в команде с детскими дошкольными организациями из разных регионов России с проектом «Литературные приключения с Научными Развлечениями».

Ключевые слова: дошкольные образовательные организации, цифровое оборудование, исследовательская деятельность, командная форма работы.

   «LITERARY ADVENTURES WITH SCIENTIFIC ENTERTAINMENT"

 Danilina T.A. Deputy head of the MIRACLE kindergarten "Castle of Childhood" Moscow region village State farm named after Lenin , teremsvl@mail.ru 

Chigvintseva E.E. senior educator of the MIRACLE "Kindergarten "Castle of Childhood" Moscow region village State farm named after Lenin , teremsvl@mail.ru 

 Annotation. The article presents the experience of participation of the MIRACLE Kindergarten "Castle of Childhood" in the competition of research projects "TIME FOR CHILDREN" together in a team with preschool organizations from different regions of Russia with the project "Literary adventures with Scientific Entertainment".

Keywords: preschool educational organizations, digital equipment, research activities, teamwork

Частное учреждение дошкольного образования «Детский сад «Замок Детства» с 2019 года является членом сетевого содружества педагогов клуба «Наустим», ежегодно участвуя   в Всероссийском фестивале «Наустим» и межрегиональных конкурсных исследовательских проектах «Время детям»  

   В 2023-2024 г.  мы работали над исследовательским проектом совместно с детскими дошкольными организациями из разных регионов России. Это Детский сад «Елочка» г. Подольск Московской области, Детский сад «Яблонька» г. Сургут Ханты-Мансийский автономной области и Детский сад «Радуга» г. Гусиноозерск Республики Бурятия.

   Дошкольное детство — это погружение в игру, сказку и познание окружающего мира эмпирическим путем. Мир книг, сказок литературных приключений также всегда привлекал детей. Познание мира для ребенка чаще всего начинается с предметного мира и мира книг. Именно поэтому педагоги определили тему исследовательского проекта, как «Литературные приключения с Научными развлечениями».

   Главная концепция проекта- формирование научного мировоззрения у дошкольников и навыков исследовательской и научно- технической деятельности в рамках игровой сказочной сюжетной линии.

Педагоги определили следующие задачи: 

  • создавать условия для интеллектуального роста дошкольников, самостоятельного разрешения предложенной проблемной ситуации в литературных произведениях имеющих интеллектуальную направленность;
  • развивать умения детей применять научные способы познания окружающего мира (вычисления, измерения, логические операции, цифровые средства).
  • учить детей: выдвигать идеи, гипотезы, развивать их стремление к самостоятельному познанию опытным путем;
  • развивать желание вести конструктивную беседу в ходе совместной проектной деятельности

    Наше участие в конкурсах научно – технической направленности обусловлено целевым запросом от государства на потребность в инженерных кадрах, запросами родителей и интересами детей.  Задача детских садов заложить в воспитанниках интерес к науке и технике с помощью разнообразного научно - технического оборудования и программного обеспечения. В реализации данного проекта базовым оборудованием явилась продукция фирмы ОАО «Научные Развлечения».

    Как показывает практика, современные педагоги, недостаточно внедряют в практическую деятельность детей цифровое оборудование, но его применение в практике – требование Федеральной образовательной программы дошкольного образования. Цифровизация – вопрос актуальный для любой дошкольной организации. Поэтому педагоги команды сетевой площадки приняли решение   разработать проект основанный на принципе интеграции литературы и решения научно – исследовательских проблем с использованием цифрового контента.

 Спецификой проекта «Литературные приключения с Научными Развлечениями» были следующие аспекты:

  • Национально- региональное и географическое разнообразие участников проекта;
  • Ориентация на «Голос ребенка» в развитии «Сказочного сюжета»;
  • Активная включенность родителей воспитанников (участие родителей в квестах в качестве игроков, а не тьютеров; в подготовке и проведении детской научной мини-конференции)

   Педагоги, участники проекта, обозначили тему, цели и задачи исследовательского проекта, разработали алгоритм его проведения, договорились о методах, формах организации проекта, обсудили кто какое оборудование будет использовать и какой литературный материал.

Научно- исследовательский проект «Литературные приключения с Научными развлечениями» осуществлялся в три этапа. На первом этапе проведен зачин- погружение в проблему, организован сбор информации.  Второй этап практико – ориентированный. Заключительный этап включал в себя подведение итогов, анализ детьми своей деятельности и составление Научной книги сказок (Рассказы от детей что, как они делали, для чего и что у них получилось).

     Для реализации проекта педагоги отобрали те литературные произведения, которые отражают национально- региональный компонент. Наш детский сад находится в центре России и совместно с детьми мы стали знакомится с русскими народными и авторскими сказками: «Конек – Горбунок» П. Ершова, «Сказка о семи богатырях и спящей царевне» А.С. Пушкина, «Василиса премудрая», «Колобок», «Гуси-лебеди». Подольск – родина российской швейной машинки – поэтому Веселый Портняжка из сказки и пришел к ним в гости. Представители Сургута не могли не затронуть тему нефтяных месторождений.  Дети и педагоги из Бурятии, находящейся рядом с берегами древнего Байкала, использовали Бурятский эпос, адоптированный к детскому пониманию, их в приключениях сопровождали Белый Старец, могучий Гэсэр и веселый Будамшу.

  А теперь обо всем по порядку. Дети любят волшебство, поэтому формой зачина -вхождения в исследовательский проект было погружение детей в сказочную ситуацию. Накануне Нового года ребята на большой елке дети нашли Наурашу в виде Новогодней игрушки, которого нужно было расколдовать, оживить с помощью создания «Умной книги сказок», а главное условие – все задания должны быть выполнены только «Научными способами». Одновременно во всех командах, старшим дошкольникам из детских садов участников проекта, показали видеосюжет с приключениями Наураши под Новогодней елкой.

   Команды старших дошкольников получив задание поставили перед собой следующие проблемные вопросы философской и научно- технической направленности:

  • Что такое наука?
  • Что такое научные способы?
  • Какие бывают способы получения информации?
  • Какие приборы   используют для Научного способа познания мира? И как ими правильно пользоваться?
  • Есть ли Наука в сказках?
  • В каких сказках нашей большой страны живет наука?
  • Как правильно фиксировать полученные знания?
  • Какие бывают способы передачи информации, чтобы быстрее собрать общую книгу?

   Свою исследовательскую деятельность дети начали с решения первой проблемы «Что такое Наука? Что такое научные и не научные способы решения возникающих вопросов? Какие бывают источники знания? Есть ли наука в сказках?». Для решения данных вопросов использовались следующие формы работы: были составлены Азбуки «Науки»- дети определили какие слова соотносятся в их понимании со словом «Наука», проведены экскурсии в библиотеки, для визуализации понятия наука также организовывались выставки детских рисунков по теме «Как я вижу Науку». Подводя итоги, дети составили интеллект- карты где, дали свое определение понятиям «Наука», «Научные способы и ненаучные способы решения проблем». В детском саду Замок Детства данный этап проекта завершили детской научной мини- конференцией «Семейный Науколет», проведенной в форме «перевернутого класса». Дети рассказывали сверстникам о науке, научных достижениях, великих ученых подкрепляя свои рассказы презентациями, демонстративным материалам и презентуя научные достижения. Например, детям очень понравился рассказ об изобретении гипсовой повязки Н.И. Пироговым, с демонстрацией самого процесса и передача письма с помощью азбуки Морзе.

   Основной формой реализации проекта явились игровые задания с использованием гибридного образования и проведения квестов непосредственно в дошкольных организациях. Где ребята отвечали на вопросы «Есть ли наука в сказках? В каких сказках нашей большой страны живет наука?» Каждый детский сад  на основе выбранных литературных произведений в режиме квеста решал задачи по развитию умения у детей применять научные способы познания окружающего мира (вычисления, измерения, логические операции, цифровые средства). Всеми участниками проекта активно использовались образовательные продукты «Наураша в стране Наурандии. Цифровые лаборатории» (Температура, Кислотность, Магнитное поле, Звук). Дети определяли кислотность в молочные продукты - «Волшебные белые продукты» из Бурятского эпоса. Определяли, как громко упадет перо Жар –птицы из сказки «Конек –горбунок». Искали сундучок без магнитного поля у Бабы –яги. Пособие Академия Наураши «Математика» использовался для сборки предметов со сложным условием «Не более и не менее заданного количества» измеряли расстояние и вычисляли скорость. С помощью конструктора «GIGO» дети собирали элементарные механизмы Нефтяной вышки и коленчатый вал швейной машинки. Каждое дошкольное учреждение использовало образовательные продукты в соответствии с необходимостью.   Решая поставленные игровые проблемы дети также получали     опыт визуализации полученных знаний и навык оформления различных инструментов детского документирования, таких как чек- листы, таблицы, схемы.

   В квест игру были включены и родители воспитанников в качестве игроков команд. Они совместно с детьми проходили этапы, для них были даны свои задания, решая которые они вносили вклад в общекомандное дело. Выполняя их у родителей не было возможности помогать детям.  Решая поставленные проблемы, они демонстрировали детям образец командного поведения. Как и дети родители испытали эйфорию от погружения в сказочные приключения и от преодоления проблем силой своего интеллекта.  

   Субъект- субъектное формы взаимодействия в реализации проекта позволили развить еще одну линию сюжета в проекте. Воспитанники Замка Детства озадачились вопросом «Кто и почему заколдовал Наурашу?», педагог, выступая лишь в роли помощника предоставил им возможность отработать проблему самостоятельно. Помня   прошлогодний опыт участия в исследовательском проекте «Космические детективы», дети организовали детективное агентство «М.А.Г.» провели расследование, оформили интеллект карту и пришли к выводу, что Наурашу заколдовала Кикимора по неопытности.  Педагоги подхватили эту идею и внесли её в сюжет квеста.

  Пройдя все квестовые испытания и собрав страницы «Научной книги сказок», дети встретились с проблемой как собрать все страницы вместе. Данный этап позволил отработать   навык составления рассказа – рассуждения с доказательной базой.

     Мы вместе несмотря на большое расстояние, разъединяющее нас смогли объединиться, подружиться и создать общую электронную книгу «Научную книгу сказок», а также понять, что приобрели много навыков, что мы вместе: педагоги, дети и родители, объединились и преодолели все трудности, встретившиеся нам на пути.

      Благодаря литературно – научному путешествию у нас появились книги: «Научная книга сказок» по мотивам русских народных и авторских Замка Детства из поселка Совхоз им Ленина Московской области, «Спасение Буровичка Югорки» детского сада Яблонька города Сургута, «Исцеляющая сила волшебной белой пищи» детского сада «Радуга» г. Гусиноозерска из Республики Бурятия и «Сказочные приключения: как дошколята помогли спасти юного ученого Наурашу!» составленная воспитанниками детского сада «Елочка» города Подольска.

   По итогам реализации научно- исследовательского проекта «Литературные приключения с Научными Развлечениями» мы отмечаем следующее: дети научились выдвигать гипотезы, обосновывать их фактами, собирать доказательную базу, отстаивать свое мнение, используя факты и доказательства; систематизировать полученные знания. При работе с цифровым оборудованием дети научились самостоятельно выполнять задания только по словесной инструкции (без показа способа действия), переключать свой интерес на результат деятельности, а не на процесс, фиксировать его в чек –листах (таблицах), анализировать и делать выводы.

    Использование командной работы позволило детям получить опыт продуктивного взаимодействия со сверстниками в условиях решения задач и проблем как онлайн, так и офлайн. Предоставление большей свободы детям в проведении поисковой деятельности выявило и ряд проблем над которыми необходимо работать в будущем это стремление многих детей доминировать, не желание выслушивать мнение товарищей, эгоцентричность современных детей. Поэтому мы считаем, что нам необходимо продолжать внедрять командные формы работы с детьми, которые ставят детей в такие условия где им просто необходимо будет научиться договариваться, распределять виды деятельности, учитывать мнение всех, с минимальным участием в этом процессе взрослого.    

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осенние приключения. Сценарий осеннего развлечения в ДОУ для детей старшего возраста.

Осенние приключения – это игра-путешествие, приглашающая всех участников мероприятия в чудесный сказочный мир.Праздничное действие начинается в группе и продолжается в музыкальном зале, холле, коридор...

«Морское приключение». Спортивно- познавательное развлечение для детей средней группы.

«Морское приключение». Спортивно-познавательное развлечение для детей средней группы.На территории нашего детского сада установили детский игровой комплекс «Корабль». Дети с большим интересо...

"Приключение в лесу" (развлечение)

Программное содержание: познакомить детей с приметами осени, повторить стихи, загадки, посвященные этому времени года. Создать атмосферу праздника, радостного настроения, вызвать эмоциональный отклик ...

Литературное кафе. 8 марта. Развлечение.

Данный материал был разработан для совместного с родителями праздника, в форме литературного кафе. Праздник понравился и ребятам и мамам. Пожелания родителей побольше таких мероприятий. По окончании п...

Сценарий научного развлечения для всех групп детского сада "Фокус-Покус в гостях у ребят"

Развлечение для детей всех возрастных групп детского сада в летний период...

"Большие приключения маленьких героев". Литературный вечер развлечения

Литературный вечер развлечения в старей группе. Тема "Большие приклчения маленьких героев"...