Игра на развитие логического мышления Что? Где? Когда?
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект игры Что? Где? Когда? с детьми подготовительной группы.
Тема: «Логические задачи»
Цель: познакомить детей с логическими задачами, учить прослеживать взаимосвязи и делать выводы.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить с понятием логические задачи, тренировать в решении логических задач.
- Закрепить геометрические представления.
- Повторить прямую и обратную последовательность ряда цифр до 10 и устные вычисления в пределах 10.
Развивающие:
- Формировать умение анализировать и делать выводы.
- Развивать мышление, память и речь.
- Развивать собранность и внимательность.
Воспитательные:
- Способствовать воспитанию коллективизма и взаимопомощи при работе в команде.
- Стимулировать интерес к математике.
- Воспитывать навыки культурного поведения в обществе.
Форма проведения – сюжетно-ролевая игра.
Оборудование для педагога: гонг, флажки- 10 шт., 10 конвертов с заданиями, несколько пустых конвертов – по количеству детей, диск со стрелкой для эмитации игры «Что? Где? Когда?», картинки и геометрические фигуры на картоне.
Оборудование для детей: чистые листы бумаги в крупную клетку, фломастеры и простые карандаши.
Ход занятия.
Организационный момент: Звучит музыка из телепередачи «Что? Где? Когда?».
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами поиграем в игру «Что? Где? Когда?».
Представьте, что вы на телевидении в эфире игры. Наша команда называется «Эрудиты». Вся наша группа будет соревноваться с телезрителями, которые прислали нам свои вопросы (демонстрирует конверты с вопросами). За правильный ответ вы будите получать флажок, а за нарушения дисциплины – придётся флажок вернуть, но, будем надеяться, что такого не произойдёт.
Основная часть:
Воспитатель: - А теперь я вам объясню правила игры. После прочтенного мною вопроса из конверта, у команды будет время обсудить и прийти к правильному ответу, после чего ударить в гонг, который находится на ваших игровых столах. За правильно выполненное задание команда получает балл (флажок).
Первое задание. «Разминка».
Открывается первый конверт.
Задание:
- Вспомнить и назвать сказки, в названии которых есть число три или семь.
За выполнение задания команда получает флажок.
Второе задание. «Собери узор».
- В правом верхнем углу положите два больших треугольника разного цвета;
- в левом нижнем углу положите два больших круга одного цвета;
- в правом нижнем углу две геометрической фигуры разной формы и разного цвета;
- в верхнем левом два маленьких треугольника одного цвета;
- в середине – маленький круг.
Посчитайте, сколько всего получилось геометрических фигур.
Команда получает флажок.
Третье задание. «Эстафета». Задание из следующего письма.
На полу раскладываются различные фигуры картинки из картона.
Команда собирает в свою корзину только геометрические фигуры.
За правильное выполнение задания команда получает флажок.
Четвертое задание. «Блицтурнир».
- Давайте немного подготовимся к заданию. Ответьте на вопросы:
- если стол выше стула, то стул…? (ниже)
- если река шире ручья, то ручей…? (уже)
- если штанга тяжелее подушки, то подушка…? (легче)
- если сестра младше брата, то брат…? (старше)
- Если в банке воды больше, чем в кружке, то в кружке…? (меньше)
Какой вывод мы можем сделать? (Если нам известно что-либо об одном предмете, который связан с другим, то мы можем догадаться и о втором)
Обратите внимание – такие связи называются логическими. Можете ли вы, сами привести примеры каких-либо зависимостей? (Дети отвечают)
Далее по очереди задаются вопросы достаточно в быстром темпе (за правильный ответ бал):
- сколько хвостов у четырех котов?
- сколько ног у воробья?
- сколько ушей у пяти журавлей?
- сколько лап у двух ежат?
- чего на поле больше ромашек или цветов?
- кого в лесу больше медведей или зверей?
- снесла уточка яйцо. Кто из него вылупится: курочка или петушок?
- что в суп кладут, а не едят?
Если команда ответила на большинство вопросов правильно, то получает флажок.
Пятое задание:
- Для участия в следующем конкурсе приглашаются двое желающих к мольбертам.
А задание такое - графический диктант. Поставьте маркер на красную точку, будьте внимательны, начинаем: Две клеточки вверх, одна вправо, две вверх, две вправо, три вниз, одна вправо, одна вверх, две вправо, одна вниз, одна вправо, три вверх, две вправо, три вниз, одна вправо, две вниз, десять влево. (Остальным детям предлагается попробовать выполнить это задание на своём листе бумаги в клетку. Полученные изображения сравниваются, определяются ошибки и их причины). Команда получает флажок за выполнение задания.
Шестое задание.
Звучит музыка из передачи "Что? Где? Когда?"
- Внимание, "Черный ящик".
Какая фигура в Черном ящике? Вы её увидите, если отгадаете загадку:
Треугольник подпилили и фигуру получили: два тупых угла внутри и два острых –посмотри. Не квадрат, не треугольник, а похож на многоугольник (Трапеция).
Вручение флажка.
Физкультминутка.
Встаньте на одной ноге в большой круг, руки "в замок" - за голову, вторую ногу прижмите к колену. Если коснетесь ногой пола или расцепите руки - вы уходите. Выигрывает последний устоявший на одной ноге.
Седьмое задание.
Марафонцы вперед идут
Математику с собой ведут
Без неё никак нельзя!
Открываем конверт друзья!
В конверте гусеница с цифрами. Предлагается детям собрать двух гусениц. Одну из чисел от 0 до 10; другую от 10 до 0
Вручение флажка.
Восьмое задание. «Кто быстрее?»
Из 7 палочек составить 2 равных квадрата;
Из 11 палочек сложить домик, а затем переложить одну палочку так, чтобы домик повернулся в другую сторону;
Из 10 палочек сложить ключ, а затем 4 палочки переложить так, чтобы получилось три одинаковых квадрата.
Вручение флажка.
Девятое задание.
Логические задачи. Отвечает каждый участник по очереди, если ответа нет, то отвечает следующий. Флажок вручается победителю, ответившему на большее количество вопросов. Он приносит флажок в команду.
1. На забор взлетел петух,
Повстречал ещё там двух.
Сколько стало петухов?(3)
2. Шесть веселых медвежат
За малиной в лес спешат
Но один из них устал,
А теперь ответ найди:
Сколько мишек впереди?(1)
3. Четыре гусёнка и двое утят
В озере плавают, громко кричат.
А ну, посчитай поскорей -
Сколько всего в воде малышей?
4. Пять цветочков у Наташи,
И ещё два дал ей Саша.
Кто тут сможет посчитать,
Сколько будет два и пять?
5. Четыре спелых груши
На веточке качалось
Две груши снял Павлуша,
А сколько груш осталось?
6. Внуку Шуре добрый дед
Дал вчера семь штук конфет.
Съел одну конфету внук.
Сколько же осталось штук?
7. На столе лежало 5 яблок.
Одно разрезали на 4 части.
Сколько яблок осталось? (5)
8. Под каким деревом прячется заяц в дождь? (под мокрым)
9. Если белый платок опустить в Красное море, то каким он будет? (мокрым)
10. У какой фигуры нет ни начала, ни конца? (круг, овал)
Десятое задание.
Это задание выполняют семь человек. Нужно каждому взять цифру и построится по порядку, так как идут дни недели, назвать свой день недели, который соответствует цифре.
Заключительная часть.
- Итак, ребята, давайте подсчитаем на сколько же вопросов телезрителей мы ответили (считают открытые конверты – 10), а сколько флажков получили (считают и сравнивают с кол-вом конвертов) Какой вывод мы можем сделать? Справились ли мы с заданием?
(Да) Молодцы ребята!
И вам домашнее задание: дома придумайте задание или задачу, нарисуйте или запишите и положите в конверт (каждому ребёнку раздаются конверты), а потом принесите мне, мы все вместе попробуем его выполнить, договорились? (Да)
Детям вручаются медали «Эрудит» и мыльные пузыри.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Дидактические игры на развитие логического мышления"
Дидактические игры всегда, по мнению всех авторов, имеют большое значение в развитии у детей умственной активности, приучают детей к самостоятельному мышлению, использованию полученных знаний в ...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СКАЗОЧНОГО ДОМИКА
"Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир".Игра является естественным состоянием, потребностю ребенка, средством общения и совместной де...
«Предпосылки развития логического мышления у детей 4-5 лет. Игры на развитие логического мышления»
Открытый показ в средней группе...

Сценарий семинара – практикума для родителей «Логические игры– средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье».
Чтобы повысить компетентность родителей в развитии логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье, научить их организовать интересную, увлекательную игровую деятельность в се...
Сценарий семинара – практикума для родителей «Логические игры– средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье».
Проблема развития математического образования на сегодняшний день стоит остро. Поэтому в 2013 году Министерством образования и науки Российской Федерации была разработана Концепция развития математиче...

развитие речи через игры на развитие логического мышления
В презентации кратко указаны тезисы по развитию речи у детей дошкольного возраста через игры с логическим содержанием...

Семинар – практикум для родителей «Логические игры – средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье».
Семинар- практикум "Логические игры"в помощь педагогам для проведения мероприятий с родителями...