Картотека дидактических игр по Формированию Элементарных Математических Представлений для детей старшего дошкольного возраста .
картотека по математике (старшая группа)
Цель математического развития дошкольников
-Всестороннее развитие личности ребенка.
-Подготовка к успешному обучению в школе.
-Коррекционно-воспитательная работа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 741.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр
по Формированию Элементарных Математических Представлений
для детей старшего дошкольного возраста
По словам В.А. Сухомлинского: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.
Игра это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Актуальность.
Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, знаками, символами. Дидактическая игра одна из форм развития логического мышления. В процессе игры разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер. Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способны к развитию памяти, мышления, внимания, воображения у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка дошкольного возраста
Цель математического развития дошкольников
-Всестороннее развитие личности ребенка.
-Подготовка к успешному обучению в школе.
-Коррекционно-воспитательная работа.
Задачи математического развития дошкольников
-Формирование системы элементарных математических представлений.
-Формирование предпосылок математического мышления.
-Формирование сенсорных процессов и способностей.
-Расширение и обогащение словаря и совершенствование связанной речи.
-Формирование начальных форм учебной деятельности.
«Волшебные ниточки» Дидактические задачи: закрепить знания об образе цифр, упражнять в их различении; развивать мелкую моторику рук. Оборудование: лист бархатной бумаги 15x20 см, шерстяная нитка длиной 25—30 см. Ход игры. 1-й вариант. Дети сидят за столами. Педагог показывает число предметов одним из способов: на счетной линейке, фланелеграфе, наборном полотне, с помощью картинок или игрушек. Дети выкладывают с помощью нитки цифру, соответствующую числу. Можно загадывать загадки про цифры. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. 2-й вариант. Дети поднимают нитку за один конец над листом и произносят хором волшебные слова: «Нитка, нитка, покружись, в цифру ... превратись!» Нужную цифру называет педагог или кто-нибудь из детей. |
«Бегите к цифре» Дидактические задачи: упражнять в запоминании и различении цифр, умении ориентироваться в пространстве; развивать слуховое и зрительное внимание. Оборудование: карточки с изображением цифр, развешанные в разных местах комнаты. Ход игры. Игра малой подвижности. Педагог (водящий) называет одну из цифр, дети находят в помещении карточку с ее изображением и бегут к ней. Если какой-то ребенок ошибается, он выбывает из игры на некоторое время. Игра проводится до тех пор, пока не выявится победитель. Можно усложнить задание, предложив детям, встав около цифры, прохлопать в ладоши (или протопать, или присесть) число, которое она обозначает. |
«Придите ко мне» Дидактические задачи: закреплять умение различать цифры, устанавливать их соответствие числу. Оборудование: карточки с цифрами. Ход игры. Дети сидят на ковре в удобной позе. Перед ними стоит водящий (педагог) со знакомыми детям цифрами в руках; показывает играющим одну из цифр, одновременно закрывает глаза и через несколько секунд говорит: «Стоп!» За это время к нему должно выбежать соответствующее цифре количество детей. После сигнала водящий открывает глаза и вместе с играющими подводит итог, правильно ли выбежали дети, соответствует ли их число поднятой цифре. Примечание: после слова «Стоп!» играющим нельзя двигаться. |
«Найди себе место» Дидактические задачи: упражнять в умении различать цифры, определять их соответствие числу. Оборудование: 2—5 обручей, в каждом из которых карточка с цифрой; общая сумма цифр должна равняться количеству детей в группе. Ход игры. Игра требует большого пространства, лучше проводить ее на ковре. Дети свободно двигаются по комнате, по сигналу каждый из них занимает место в одном из обручей. Количество детей в обруче должно соответствовать цифре внутри него. Педагог проверяет правильность размещения детей. Если есть дети, которые не нашли себе места, нужно проговорить с ними варианты размещения внутри обручей. После этого игра продолжается: дети свободно двигаются по комнате, а педагог меняет расположение цифр в обручах. Усложнить игру можно, если количество детей больше, чем сумма всех цифр в обручах. |
«Телефон» Дидактические задачи: закрепить знание порядка цифр, умение находить соседние цифры. Ход игры. Из картона изготавливается корпус телефонного аппарата с дырочками для цифр и трубка. Вырезаются из картона кружочки с цифрами соответствующего размера. Дети выполняют следующие задания:
|
«Отгадай» Дидактические задачи: закреплять умение различать круг, квадрат и треугольник. Оборудование: мяч; круги, квадраты, треугольники разных цветов. Ход игры. Дети становятся в круг, в центре которого находится воспитатель с мячом. Он говорит, что сейчас все будут придумывать, на что похож тот предмет, который будет показан. Вначале воспитатель показывает желтый круг и кладет его в центр. Затем предлагает подумать и сказать, на что этот круг похож. Отвечает тот ребенок, которому воспитатель покатит мяч. Ребенок, поймавший мяч, говорит, на что похож круг. Например, на блин, на солнце, на тарелку… Далее педагог показывает большой красный круг. Дети фантазируют: яблоко, помидор… В игре принимают участие все. Для того чтобы детям был более понятен смысл игры «Отгадай», покажите им иллюстрации. Так, красный круг – помидор, желтый круг – мяч. |
«Найди такую же фигуру» Дидактические задачи: закреплять умение детей различать круг, квадрат и треугольник, прямоугольник, овал. Оборудование: набор геометрических фигур Ход игры. Перед детьми на столе геометрические фигуры – круг, квадрат и треугольник, овал, прямоугольник. Воспитатель показывает желтый круг. Ребята должны выбрать и показать точно такой же круг, а затем объяснить, почему именно его они показали. Затем воспитатель просит кого-нибудь из детей показать любую другую фигуру, остальные также должны найти и показать точно такую же. Тот ребенок, который показывал, проверяет вместе с воспитателем, правильно ли выбрали фигуры его друзья. Всегда следует уточнить, какую фигуру показал ребенок, какую и какого цвета показали остальные дети. |
«Чудесный мешочек» Дидактические задачи: закреплять умение различать и называть круг, квадрат и треугольник. Оборудование: квадрат большой и маленький, «чудесный мешочек» с набором геометрических фигур (круги, квадраты, треугольники разной величины), мяч. Ход игры. Первый вариант. Воспитатель кладет на стол одну из фигур и предлагает кому-то из детей, не подглядывая, найти такую же в мешочке. Достав фигуру, ребенок называет ее. Второй вариант. Воспитатель называет какую-нибудь геометрическую фигуру (например, треугольник). Вызванный ребенок должен на ощупь найти его в мешочке, достать и назвать. Затем фигуру убирают обратно. После этого дети поочередно достают из мешочка круги и квадраты и называют их. Третий вариант. Педагог предлагает одному ребенку достать из мешочка большой треугольник, а другому — маленький. После того как дети выполнят задание, необходимо уточнить, какую фигуру достал каждый ребенок, какого она цвета и какой величины. |
Упражнение «Что длиннее» Дидактические задачи: сравнение предметов по длине. Оборудование: мяч. Ход игры. Дети образуют круг. Воспитатель стоит в центре, он катит мяч кому-нибудь из детей и говорит: — Сапоги длинные, а ботинки… Ребенок, у которого мяч, отвечает: — Короткие. Катит мяч воспитателю. — У футболки рукава короткие, а у рубашки… (длинные). — Гольфы длинные, а носки… (короткие). — Шорты короткие, а брюки… (длинные). — Платье длинное, а юбка… (короткая). — Пальто длинное, а куртка… (короткая). |
«Какой игрушки не стало?» Дидактические задачи: закрепить умение ориентироваться в пространстве, счет до 5 (10). Ход игры. Дети закрывают глаза, ведущий убирает игрушку. Дети открывают глаза и определяют, какой игрушки не стало. Например, не стало мяча, он был третьим справа или вторым слева. Кто первым назовет. Детям показывают картинку, на которой в ряд изображены разнородные предметы. Договариваются, откуда ведут счет. Ведущий ударяет в молоточек, дети подсчитывают удары и находят игрушку. |
«Положи столько же» Дидактические задачи: закреплять умение соотносить число и количество, различать геометрические фигуры, узнавать и называть цифры. Ход игры. Детям предлагается положить в сумочку столько |
Упражнение «Сколько» Дидактические задачи: развивать у детей слуховое внимание, умение действовать в соответствии с текстом, упражнять детей в счете. Ход игры. Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение: Вот жаворонок с нивушки Взвился и полетел. Вы слышите, как весело Он песенку запел? Три зайца от охотника Прыжками в лес бегут, Скорей, скорее, зайчики, В лесу вас не найдут! Две лодочки по озеру Широкому плывут; Гребцы сидят на лавочках И весело гребут. Четыре скачут лошади, Во весь опор летят, И слышно, как по камешкам Подковы их стучат. Воспитатель предлагает ответить на вопросы: сколько было жаворонков на нивушке, сколько зайцев пряталось от охотника, сколько лодочек плыло по озеру, сколько скакало лошадей? |
«Что бывает широкое?» (ДЛИННОЕ, ВЫСОКОЕ, НИЗКОЕ, УЗКОЕ) Дидактические задачи: уточнить представления детей о величине предметов, учить находить сходство предметов по признаку величины. Ход игры. Дети садятся в кружок. Воспитатель говорит: «Дети, предметы, которые нас окружают, бывают разной величины: большие, маленькие, длинные, короткие, низкие, высокие, узкие, широкие. Мы с вами видели много разных по величине предметов. А сейчас мы поиграем так. Я буду называть одно слово, а вы будете перечислять, какие предметы можно назвать этим одним словом». В руках у воспитателя камешек. Он дает его тому ребенку, который должен отвечать. —Длинный, — говорит воспитатель и дает камешек рядом сидящему.
—Широкий, — предлагает воспитатель следующее слово. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/23/picture-772144-1458738851.jpg)
Картотека игр по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
В картотеке собраны и систематизированы игры по ФЭМП у детей дошкольного возраста по всем разделам: количество и счет, величина, форма, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени. Очень поле...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/24/picture-925765-1495631032.jpg)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
Картотека преднозначена для воспитателей на НОД и индивидуальных занятиях....
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/15/picture-978955-1621087666.jpg)
Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений для детей дошкольного возраста
Картотека дидактических игр по ФЭМП...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/16/picture-1354748-1634402900.jpg)
Картотека игр по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
Картотека игр по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/30/picture-427738-1396159743.jpg)
Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста по теме : "Форма. Цвет".
Восприятие формы и цвета.Форма – одна из наиболее информативных и устойчивых признаков предметного мира.Восприятие формы треб. выделения предмета из фона, а это часто треб. выделения контура, т....
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/31/picture-1509380-1706688271.jpg)
Картотека дидактических игр по Формированию Элементарных Математических Представлений для детей дошкольного возраста.
Цель методического пособия: создание условий для развития у детей памяти, внимания, воображения, логического мышления средствами дидактических игр математического содержания....
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/11/picture-1456782-1707656878.jpg)
Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
картотека дидактических игр по ФЭМП...