Непосредственно-образовательная деятельность с детьми «МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Барабаш Юлия Ивановна

Непосредственно-образовательная деятельность с детьми по познавательному развитию в подготовительной группе

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rayonnyy_konkurs_metodicheskih_razrabotok.docx24.33 КБ

Предварительный просмотр:

Районный конкурс методических разработок – 2025

«Ларец творческих находок»

Непосредственно-образовательная деятельность с детьми

«МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»

Барабаш Юлия Ивановна, воспитатель второй младшей группы «Ягодки»

 МАДОУ «Чуварлейский детский сад «Колокольчик»

Возрастная категория детей: 6 – 7 лет.

Приоритетная образовательная область: познавательное развитие

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Цель: закрепить представления детей об элементарных математических представлениях.

Задачи:

Образовательные: 

- закрепить умение выкладывать числовой ряд.;

- совершенствовать навыки прямого и обратного счета в пределах 10; 

- упражнять в порядковом счёте; 

- закрепить умение отгадывать математические загадки,

- продолжать учить составлять арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр и знаков, пользоваться знаками -,+;

- закреплять знания о днях недели, временах года;

- закрепить представление о геометрических фигурах;

- закрепить пространственные представления: слева, справа, центр, под над.

- продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определяя словом положение геометрических фигур;

Развивающие:

- развивать умение ориентироваться на листе бумаги;

- развивать наблюдательность, мыслительную активность, слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление.

Воспитательные: 

- воспитывать интерес к математическим занятиям.

Оборудование и материалы: магнитная доска, карточки с числами и знаками, геометрические фигуры, карточки с числами от 1 до 10.

Методы и приемы: игровой, наглядный, словесный. практический.

Предшествующая работа: занятия по ФЭМП, изготовление атрибутов, пособий для дидактических игр, дидактические игры с математическим содержанием, разучивание динамических пауз, гимнастики для глаз.

Ход занятия:

  1. Организационный момент:

  Воспитатель: - Ребята, давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу.  

Дети вместе с воспитателем становятся в круг.

 - В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо 1, 2. 3.

А теперь пойдем налево 1, 2. 3.

В центре круга соберемся 1, 2. 3

И на место все вернемся 1, 2. 3.

Улыбнемся, подмигнем,

И занятие начнём.

Дети совместно с воспитателем выполняют упражнения в соответствии с текстом.

- Занимайте свои места за столами.

- У нас сейчас занятие по математике.

- Математика очень нужная наука.

Без математики, друзья, никак нам не прожить.

Ничто не сможем посчитать, и цифры не сравнить.

Нам математика дана уж много сотен лет,

Ведь даже мамонтов считал древнейший человек.

- Без математики человек не сможет решать, мерить и считать. Невозможно построить дом, сосчитать деньги в кармане, измерить расстояние. Если бы человек не знал математику, он бы не смог изобрести самолёт, автомобиль, стиральную машину, холодильник, телевизор и другу технику. Во всем мире детей учат математике.

- Но прежде,чем мы начнем заниматься математикой, давайте вспомним правила поведения во время занятия:

- Во время занятия ты, сиди спокойно и веди себя ....(достойно)              

- Стул и стол – это не кровать и на них нельзя……(лежать)                                                                                  

- Ответить хочешь – не шуми, а только руку …. (подними)

- Я вас попрошу на протяжении всего занятия не забывать про эти правила.

- А прежде, чем поднимите руку, хорошо подумайте над ответом, не спешите.

- Помните, что говорят про тех людей, которые всегда спешат? («Поспешишь людей насмешишь»)

- Ребята, вы любите сказки? (ответ детей) Тогда слушайте… В некотором царстве, в некотором государстве, среди морей и океанов жил-был царь.  И правил он математическим островом. Однажды его слуги донесли до царя печальную весть, мол в государстве его непорядок. Решил он объехать все города острова и проверить, а помощников грамотных у него не было. Давайте ему поможем, мы ведь будущие школьники и многое умеем. (ответы детей)

        2. Основная часть:

- Вот беда, а лодка царя прохудилась, да к тому же она одна, а нас много. Давайте ему построим новый флот. А в этом нам поможет графический диктант.

-На листочке у каждого стоит красная точка. От этой точки будем работать дальше:

1 клеточка вправо , 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз,1 вправо, 1 вниз,1 вправо, 1 вниз,3 влево,1 вниз,5 вправо, 1 вниз,1 влево, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз,6 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 4 вправо, 8 вверх, 2 вправо, 1 вниз, 2 влево.

- Вижу у всех получились кораблики. Перед путешествием нам нужно немного размяться «Не зевай, быстро на вопросы отвечай!». (игра с мячом на месте)

1. Какой сегодня день недели?

2. Какой вчера был день недели?

3. Какой завтра день недели?

4. Сколько всего дней в неделе?

5. Какой день идёт после вторника?

6. Как называется пятый день недели?

7. Как называются выходные дни?

8. Сколько времён года?

9. Какое время года наступает после зимы?

10. Какое время года наступает после лета?

11. Назовите лишнее слово в ряду слов:

а) зима, среда, весна, лето, осень;

б) один, два, три, круг, четыре, пять;

в) плюс, минус, пятница, равно;

г) круг, квадрат, декабрь, многоугольник.

12. Сколько частей в сутках?

- Молодцы, справились с разминкой! Мы отправляемся в путь.

- И первый привал в Числограде. Ребята здесь все числа перепутались.

Игра «Найди место в ряду»

- Давайте вспомним числовой ряд от 1 до 10. (Раздаю детям карточки от 1 до 10. Дети выстраиваются в соответствии с порядком цифр, держа карточки перед собой.)

Игра "По порядку становись". Порядковый счёт от 1 до 10 и от 10 до 1. (хором считаем).

- А теперь игра «Найди соседей числа». У каждого числа есть соседи, предыдущее и последующее число:

- (имя ребенка) назови соседей числа 4.

- (имя ребенка) назови соседей числа 7.

- (имя ребенка) назови соседей числа 9 и т.д.

- Ребята, а что необычного в этих числах? (ответы детей)

- Да, числа эти разного размера. Какое число самое большое? (10)

- А какое самое маленькое? (1)

- У царя есть вот такие знаки (<, >). Мы должны правильно расставить эти знаки между числами. (Дети выставляют нужные знаки между числами)

- Посмотрите, остался еще один знак <. Куда мы можем его поставить? (между числом 1 и 10)

- Молодцы ребята, здесь мы навели порядок и мы отправляемся дальше. Следующий город – «Весёлые задачи». Но для того, чтобы нам до него добраться нам необходимо переплыть через залив.

Физкультминутка:

Как приятно в речке плавать!

Берег слева, берег справа.  (Наклоны влево и вправо.)

Речка лентой впереди.  (Потягивания — руки вперёд.)

Сверху мостик — погляди.  (Потягивания — руки вверх.)

Чтобы плыть ещё скорей,

Надо нам грести быстрей.

Мы работаем руками.

Кто угонится за нами?  (Плавательные движения.)

А теперь пора нам, братцы, (Руки в замок за шеей)

На песочке поваляться.

Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте.)

И на травке отдыхаем.

- Вот мы и добрались до города «Весёлые задачи»! Нам нужно правильно сосчитать жителей этого города отгадав загадки:

1. Четыре гусёнка и двое утят

В озере плавают, громко кричат.

А ну, посчитай поскорей -

Сколько всего в воде малышей?

-Как получилось число 6? (Имя ребенка), выложи при помощи карточек с числами и знаков на мольберте, решение и ответ загадки. (2+4=6)

2.Семь малюсеньких котят

Что дают им, всё едят,

А один - добавки просит

Сколько всех котяток? (8)

-Как получилось число 8? (Имя ребенка), выложи при помощи карточек с числами и знаков на мольберте, решение и ответ загадки (7+1=8)

3.Ёжик по лесу шёл,

На обед грибы нашёл.

Два – под берёзой, три – под осиной

Сколько их будет в плетёной корзине? (5)

-Как получилось число 5? (Имя ребенка), выложи при помощи карточек с числами и знаков на мольберте, решение и ответ загадки

 (2+3=5)  

- Молодцы, вы отгадали все загадки. И нам нужно торопиться в следующий город. Но чтоб его не просмотреть, нужно глазкам немного отдохнуть. (Дети выполняют гимнастику для глаз):

Мы так долго занимались.

 Наши глазки так устали                                            

Мы дадим им отдохнуть,

Мы закроем не спеша, (закрывают ладонями глаза)

Посидим в темноте

Краска чёрная везде.

А теперь их открываем                                                                                                        

И немного поморгаем: раз, два, три, четыре, пять.                                              

Головою не верти,

Влево посмотри,                                                                                                

Вправо погляди.

Глазки вверх, глазки вниз,

Поработай, не ленись!

 - Посмотрите, нас встречают жители этого города, геометрические фигуры, посмотрите какие они все разные! Царь говорит здесь раньше была картина из этих фигур, но от сильного ветра она порвалась и фигуры все разлетелись. Давайте ее нарисуем заново.

«Слуховой диктант»

- Ребята, перед вами пустой прямоугольник.  Ваша задача – внимательно слушать мои указания и рисовать необходимую геометрическую фигуру в названном месте.

- Нарисуйте:

Круг в правом верхнем углу,

Квадрат в левом нижнем углу,

Треугольник в правом нижнем углу,

Овал в левом верхнем углу,

Прямоугольник в середине.

- (Имя ребенка) где ты нарисовала круг (в правом верхнем углу)

-(Имя ребенка), где ты нарисовал квадрат? (в левом нижнем углу)

-(Имя ребенка), где ты нарисовала треугольник? (в правом нижнем углу)

-(Имя ребенка), где ты нарисовал овал? (в левом верхнем углу)

-Молодцы ребята, у нас все получилось.

       3. Рефлексия

- Мы помогли царю навести порядок в его царстве и наше путешествие закончилось.

- А теперь давайте вспомним в какие города мы заезжали, где всё связанно с математикой? (ответы детей)  

- Что вам понравилось больше всего?

- Какие задания для вас были лёгкими, а какие - трудными? (ответы детей)

 - За службу добрую решил Вас царь отблагодарить и дарит вам вот этот сундук со сладостями.

Литература:

1.Колесникова, Е. В. Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников / Е. В. Колесникова. - М. : Сфера, 2015.

2. Михайлова, З. А. Логико-математическое развитие дошкольников / З. А. Михайлова. - М. : Детство-Пресс,

2015.

3. Новиков, П. С. Конструктивная математическая логика с точки зрения классической / П. С. Новиков. - М. : 2011.

4. «Развивающие занятия с детьми 6-7 лет»/Под ред. Л.А.Парамонова. - М.; ОЛМА Медиа Групп, 2008. – 1002с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедической непосредственно образовательной организованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ФФНР Путешествие в сказку «Царевна- лягушка»

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической,фонематической , лексической, грамматической. Полноценное владени...

Разработка непосредственно образовательной организованной деятельности с детьми подготовительной к школе группе ( ручной труд + театрализованная деятельность) Тема: «Госпожа Метелица» (по сказке Братьев Гримм)

Разработка непосредственно образовательной организованной деятельности с детьми подготовительной к школе группе( ручной труд + театрализованная деятельность)Тема: «Госпожа Метелица»(по сказке Братьев ...

План-конспект непосредственно-образовательной интегрированной деятельности с детьми подготовительной группы по теме: "Малыши оказались в беде".

Прошлогодние новости о том, что кольчатая нерпа, занесенная в Красную книгу, гибнет из-за повторяющихся, слишком теплых зим.  Мы с детьми решили разобраться. Сходили в библиотеку на презента...

Конспект непосредственно-образовательной совместной деятельности с детьми средней логопедической группы.ТЕМА: ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ СО СНЕГОВИКОМ

При выборе темы и целей занятия я руководствовалась текущим временем года и необходимостью показать современные приемы работы с неговорящими детьми. Открытое занятие проводилось на воспитанниках ...

Конспект непосредственно образовательной совместной деятельности с детьми второй младшей группы «Грач на горе - весна на дворе»

Младший дошкольный возраст - важный этап в жизни каждого ребенка. В этот период происходит активное овладение механизмами социализации, усвоение норм социального поведения. Проблема социализации лично...

Конспект непосредственно образовательной совместной деятельности с детьми второй младшей группы «Солнышко»

Участники: дошкольники 3-4 лет. Количество: 8 человек. Длительность: 15 минут. Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развити...