"ЛОГИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ: БЛОКИ ДЬЕНЕША - КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ"
план-конспект занятия по математике (старшая, подготовительная группа)

Лукичева Татьяна Эмильевна

Мастер-класс для дошкольников и их родителей, позволяющий успешно реализовать задачи познавательного развития, в том числе математических способностей детей. Отправляясь в увлекательное путешествие по стране логических блоков, дети вместе с родителями приобретают практические навыки и умения: как работать с блоками Дьенеша. Данная игровая технология развивает у детей логическое мышление, внимание и служит прочным фундаментом для получения знаний. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_bd.docx19.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 91»

Мастер-класс для дошкольников и родителей по теме:

«Логические фигуры: блоки Дьенеша - как метод развития логико – математических представлений у дошкольников»

Составила:

педагог дополнительного образования

Лукичева Т.Э.

г. Воронеж 2025г.

Задачи и приёмы методики Дьенеша, актуальные для разных групп

Внедрение пособия Дьенеша в дошкольный педагогический процесс позволяет решать следующие группы задач:

Образовательные:

- закрепление знаний о ключевых геометрических фигурах;

- накопление знаний о свойствах предметов: форме и цвете, размере и толщине;

- совершенствование мыслительных операций: анализа и синтеза, классификации, кодирования и декодирования информации;

- формирование основ алгоритмического мышления.

Развивающие:

- совершенствование памяти, воображения, внимания, креативных способностей;

Воспитательные:

- воспитание настойчивости, усидчивости, самостоятельности.

Теоретическая часть.

  1. Введение в тему.

Добрый вечер, уважаемые родители и дети! Сегодня приглашаем всех вас поучаствовать в мастер-классе, который мы назвали «Вместе с мамой».

Отгадайте загадку: «Без чего нет и не может быть полноценного умственного развития?» (Ответы родителей)

Конечно же, это игра. Известно, что игра - это основной вид деятельности детей. Именно игра способствует самовыражению, развитию интеллекта, самостоятельности, находчивости и сообразительности.

Предлагаем вам несколько интересных вопросов!

- В названии какой конфеты чувствуется холод? (Леденец)

- В каком слове «Нет» употребляется сто раз? (Стонет)

- Стоит богатый дом и бедный. Они горят. Какой дом будет тушить полиция? (Полиция пожары не тушит)

- У квадратного стола отпилили один угол. Сколько теперь углов у стола? (Пять)

-Что помогло вам, верно, ответить на все вопросы? (Ответы)

-Конечно, это сообразительность, креативность, внимание и такие приемы: сравнение, анализ, обобщение. А это и есть приемы логического мышления.

2. Проблемная ситуация:

- Как вы думаете, зачем логика маленькому ребенку- дошкольнику? (Ответы)

- Зачем нужна логика нам, взрослым? (ответы)

Совершенно верно, и нам взрослым, и детям логика нужна всегда. Она

А) Развивает внимание.

Б) Учит мыслить ясно и четко.

В) И, конечно же, служит фундаментом для получения знаний, развития способностей при дальнейшем обучении в школе.

  1. Постановка темы.

У вас на столах лежат игровые наборы для дошкольников. Кто знаком с данной игровой технологией?

Именно с этой игровой технологией мы развиваем у детей логическое мышление.

Итак, тема нашего мастер-класса «Логические блоки Дьенеша в логико-математическом развитии детей дошкольного возраста».

Я предлагаю, вам отправиться в увлекательное путешествие по стране логических блоков. В этой занимательной стране вы приобретете практические навыки и умения как работать с блоками Дьенеша. Хотите ли вы освоить эту игровую технологию, и в дальнейшем использовать ее дома вместе с детьми? Ну, что ж в путь!

«Игра – это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.А. Сухомлинский

4. Актуализация знаний.

Блоки Дьенеша - универсальный дидактический материал, разработанный венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем, позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития, в том числе развития математических способностей дошкольников. В практике работы с детьми в детском саду находит место два вида логического дидактического материала: объёмный и плоскостной – соответственно блоки и логические фигуры. Дидактический набор «Логические блоки» состоит из 48 объёмных геометрических фигур, различающихся по цвету, форме, толщине, размеру.

Логические блоки придуманы математиком и психологом из Венгрии Золтаном Дьенешем. Развивающий комплект представляет собой 48 геометрических фигур, среди которых есть 4 формы (круглая и треугольная, квадратная и прямоугольная), 3 цвета (красный, жёлтый и синий), 2 размера (большой и маленький) и 2 варианта толщины (толстые и тонкие предметы). Получается, что в этом наборе нельзя найти даже двух одинаковых деталей: любая отличается от других хотя бы одним свойством.

Логические блоки представляют собой эталоны форм – геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Они являются прекрасным средством ознакомления детей с формами предметов и геометрическими фигурами. В наборе есть методическое пособие, в котором визуально изображены и описаны возможные варианты игр «Давайте вместе поиграем».

Игра: «Найди блок»

Материал: Набор логических блоков, карточки-символы (цвет и форма). Описание игры: Взрослый загадывает блок по одному или двум свойствам (называет или выкладывает с помощью карточек- символов), дети находят этот блок по описанию. Выигрывает тот, кто первым находит загаданный блок.

Игра: «Засели домики»

Цель: развивать умение группировать блоки по одному, двум признакам. Материал: Набор логических блоков, плоскостные домики, отличающиеся по цвету, форме окон и размеру.

Описание игры: У каждого ребенка плоскостные домики, отличающиеся по цвету (по форме окон или по размеру). Дети должны положить на домик блоки, соответствующего цвета и формы.

Игра: «Обезьянка и Мишка поссорились»

Цель: развить умение разбивать множество по одному свойству на 2 подмножества, производить логическую операцию «не».

Материал: Логические блоки, обручи (красный, синий) 2 игрушки (Обезьянка, Мишка).

Описание игры: На полу или на столе на расстоянии метра друг от друга расположены игрушки – Обезьянка, Мишка. Они собрались строить для себя дома из блоков, но поссорились из-за того, что не могут разделить блоки между собой. Взрослый предлагает детям помирить Обезьянку и Мишку и помочь им разделить блоки так, чтобы у Обезьянки оказались все красные, а у Мишки все круглые

#1056;ефлексия.

Дорогие ребята, уважаемые родители!

Наше путешествие по стране геометрических фигур подошло к концу.

- Если вы на мастер-классе получили только знания, то положите блок в красный домик.

- Если же вы получили знания и освоили практические умения, положите блок в синий домик.

- Что нового вы узнали?

- Полезна ли вам была информация?

- Какие трудности вы испытали, выполняя задания?

- Игры с логическими блоками у детей вызывают живой интерес.

А вам интересно было играть?

- А как вы считаете, какими мыслительными операциями овладевают дети в подобных играх?

- Ваши пожелания?

В настоящее время, время информационного бума, быстроменяющейся обстановки, обществу необходимо поколение молодых людей, с такими качествами личности как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Я думаю, что занятия с логическими блоками Дьенеша могут способствовать развитию таких качеств личности.

Спасибо всем за участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование блоков Дьенеша с целью развития логико-математических представлений у детей дошкольного возраста

Галимова Алсу Авхадеевна представила свой обобщенный опыт работы по данной теме...

Использование блоков Дьенеша с целью развития логико-математических представлений у детей

В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умен...

"Использование логических блоков Дьенеша с целью развития логико - математических представлений у детей"

Одной из важнейших задач воспитания маленького ребенка является развитие его ума, формирование мыслительных умений и способностей, которые позволят легко освоить новое. На решение этой задачи должны б...

Использование блоков Дьенеша с целью развития логико – математических представлений у детей дошкольного возраста

В данной презентации представлен материал по использованию блоков Дьенеша с целью развития логико – математических представленийу детей дошкольного возраста...

Блоки Дьенеша как средство развития логико-математических способностей у детей дошкольного возраста

Блоки Дьенеша как средство развития логико-математических способностей у детей дошкольного возраста...