Упражнения для детей старшего дошкольного возраста, способствующие развитию основ геометрического мышления
учебно-методический материал по математике (старшая группа)

Дети закрепят представления о разновидностях геометрических фигур, а также научатся анализировать изображения предметов сложной формы и выкладывать сложные изображения предметов и геометрических фигур.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uprazhneniya_dlya_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx74.79 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения для детей старшего дошкольного возраста, способствующие  развитию основ  геометрического мышления.

«Составные картинки»  

Цели: закрепление представления о разновидностях геометрических фигур, а также учить детей анализировать изображения предметов сложной формы и выкладывать сложные изображения предметов и геометрических фигур.

Детям раздаются образцы рисунков, составленные из геометрических фигур, а также наборы геометрических фигур. Затем задаются вопросы:

1. Что нарисовано на этих картинках?

2. Из каких фигур состоят домик, елочка и т.д.?

Затем дети выкладывают из своих геометрических фигур изображения предметов по образцу.

Которая из геометрических фигур здесь лишняя и почему?

Рис. 31

 

Найди и покажи на чертеже 5 треугольников и 1 четырехугольник.

Рис. 32

«Посмотри вокруг»

Цель: формирование  у детей старшего дошкольного возраста представления о геометрических фигурах и форме предмета

Детям вначале предлагается назвать геометрические фигуры, прямоугольник, треугольник, круг, квадрат, овал, шар.

После закрепления знаний о геометрических фигурах, детям даются следующие задания:

1. Найти предмет прямоугольной формы.

2. Найти предмет треугольной формы.

3. Найти предмет круглой формы.

4. Найти предмет квадратной формы.

6. Найти предмет шарообразной формы.

Ребенок ищет эти предметы в групповой комнате.

 

«Составь геометрическую фигуру».

Цель: формирование  у детей старшего дошкольного возраста представления о геометрических фигурах

Материал: разные геометрические фигуры 2 – 3 размеров, по несколько фигур одного вида и размера.

Дети составляют из имеющихся фигур те же фигуры только другого размера. Например, составь прямоугольник из квадратов, а затем из прямоугольников.

 

Составление фигур из треугольников и квадратов

  1. Цель. Учить детей составлять геометрические фигуры из определенного количества палочек, пользуясь приемом пристроения к одной фигуре, взятой за основу, другой.

Материал: У детей на столах счетные палочки  

1. Воспитатель предлагает детям отсчитать по 5 палочек, проверить и положить их перед собой. Затем говорит: "Скажите, сколько потребуется палочек, чтобы составить треугольник, каждая сторона которого будет равна одной палочке. Сколько потребуется палочек для составления двух таких треугольников? У вас только 5 палочек, но из них надо составить тоже 2 равных треугольника. Подумайте, как это можно сделать, и составляйте".

После того как большинство детей выполнят задание, воспитатель просит их рассказать, как надо составить 2 равных треугольника из 5 палочек. Обращает внимание ребят на то, что выполнять задание можно по-разному.  

2. Составить 2 равных квадрата из 7 палочек (воспитатель предварительно уточняет, какую геометрическую фигуру можно составить из 4 палочек). Дает задание: отсчитать 7 палочек и подумать, как из них составить на столе 2 равных квадрата.

  1. Цель. Упражнять детей в самостоятельных поисках путей составления фигур на основе предварительного обдумывания хода решения.

Ход работы. Воспитатель задает детям вопросы: "Из скольких палочек можно составить квадрат, каждая из сторон которого равна одной палочке? 2 квадрата? (из 8 и 7). Как будете составлять 2 квадрата из 7 палочек?"

1. Отсчитать 10 палочек и составить из них 3 равных квадрата. Подумать, как надо составлять, и рассказать.

 2. Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника. Сначала рассказать, а затем составлять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста

Здесь представлены занимательные игры с использованием планов, схем, что помогают развивать мыслительную деятельность....

Игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста

Здесь представлены занимательные игры с использованием планов, схем, что помогают развивать мыслительную деятельность....

Игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста на развитие коммуникативных качеств и эмоциональной сферы детей.

Игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста на развитие коммуникативных качеств и эмоциональной сферы детей можно проводить во время непосредственно - образовательной деятельности, а так...

Использование игр для развития у детей старшего дошкольного возраста словесно- логического мышления

Взрослые, играя с ребенком, имеющим любой уровень речевого и интеллектуального развития,  совершенствуют самые ценные для ребенка психические процессы: мышление, внимание , память, речь, воображе...

Игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста на развитие словесно - логического мышления.

Мышление - одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью. В процессе мыслительной деятельности вырабатываются определенные пр...

Речевые игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста возраста

Речевые игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста возраста...

Сборник Кинезиологических упражнений (для детей старшего дошкольного возраста).Использованы упражнения П.и Г.Деннисон;А.Л.Сиротюк.

Сборник Кинезиологических упражнений (для детей старшего дошкольного возраста).Использованы упражнения П.и Г. Деннисон;А.Л.Сиротюк.Материалы из Интернета....