Игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Здесь представлены занимательные игры с использованием планов, схем, что помогают развивать мыслительную деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста.                                                                                                                                                                                                            

В старшем дошкольном возрасте детям полезны игры и упражнения, направленные на формирование и совершенствование умений обозначать предметы при помощи разнообразных заместителей, анализировать их строение, использовать наглядные модели при ориентировке в пространстве и при создании образов. Дети не только используют предложенные взрослыми заместители предметов и ситуаций, но и сами их придумывают. Они учатся применять более сложные наглядные модели (Планы, схемы, чертежи). Расширяется пространство, в котором дети должны ориентироваться. От придумывания отдельных предметов и ситуаций они переходят к созданию целостных сюжетов, выраженных в рассказе или рисунке.

Что сначала, что потом?

Дидактическая задача. Учить детей располагать картинки в порядке развития сюжета, пользуясь вспомогательным средством.

Материал. Наборы картинок, которые, если их расположить в определённой последовательности, передают развитие сюжета. Наборы состоят из 6-8 картинок. Сверху к каждой картинке приклеены карточки, которые должны легко загибаться (прятаться) под картинку или огибаться, занимая место над ней. На карточках нарисована расходящая стрела, острый конец которой начинается над первой картинкой, а расходящиеся её концы – над последней. Для данной игры предлагаются картинки, взятые из книги Н. Радлова «Рассказы в картинках», а также могут служить картинки, подобранные из различных книг и журналов.

Примечание. Старшим детям полезно предложить самостоятельно нарисовать ряд картинок по сюжету знакомой сказки и истории  (достаточно  схематических изображений, показывающих развитие сюжета). Один из детей может быть ведущим.

Разноцветные цепочки.

Дидактическая задача. Учить детей размещать предметы в соответствии с расположением их заместителей.

Материал. 1. Флажки разных цветов: 4 красных, 4 синих и 2 жёлтых.

2. Таблички,  на которых нарисованы в различном порядке круги разных цветов: 2 красных, 2 синих, 1 жёлтый. Всего таких табличек может быть 5-7.

Руководство. Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Разноцветные цепочки». Для этого выбирают 10 детей и делят их на 2 команды, по 5 человек в каждой команде. Воспитатель раздаёт участникам игры цветные флажки: каждая команда получает 2 красных флажка, 2 синих и 1 жёлтый. Ребята  с флажками встают лицом к воспитателю, проводящему игру. Воспитатель объясняет правила игры, согласно которым каждая команда должна быстро построится так, как нарисовано на картинке. Ведущий показывает детям из карточек с красными, синими и жёлтыми кругами на табличке. Выигрывает та команда, которая построилась первой. Далее воспитатель показывает следующую табличку и игра продолжается. Побеждает та команда, которая набрала наибольшее количество очков, т.е. правильно и быстро выполнила наибольшее количество заданий.

При повторном проведении игры можно изменить количество табличек с заданиями и само расположение заместителей – кругов на табличках.

Мы – шофёр

Дидактическая задача. Учить детей понимать символику и её специфику (на примере дорожных знаков), видеть её основные качества – образность, краткость, обобщённость. Формировать умение самостоятельно придумывать графические символы.

Материал. 1. Карточки с дорожными знаками по сериям: дорога идёт в …(медпункт, пункт техобслуживания, столовую и др.); встречи в пути (люди, животные, виды транспорта – 6 вариантов); запрещающие знаки (6 вариантов).

2. Кусок мела, которым чертится разветвлённая дорога, или полоски бумаги, изображающие такие дороги.

3. Маленькая машина или автобус.

4. 30 зелёных кружочков.

Руководство. Дети усаживаются вокруг сдвинутых столов, на которых раскладывается разветвлённая дорога из бумаги.

Воспитатель ставит в начало дороги машину, называет игру и ведёт рассказ: «Каждый водитель машины обязан знать, как она устроена, как её заводить, как чинить, как ею управлять. Работа шофёра трудная. Надо не только быстро перевезти людей и грузы. Очень важно, чтобы не случилось никаких происшествий по дороге. А неожиданности могут быть разные – то дорога разветвляется, и шофёру надо решить, куда же ехать, то путь лежит мимо школы или детского сада, и маленькие дети нечаянно могут выскочить на дорогу, то вдруг пассажир, который едет рядом  с шофёром почувствовал сбя плохо, и его нужно срочно доставить в больницу или в машине что-то внезапно сломалось. Как поступить шофёру? Может быть спросить прохожих, где находиться больница, где можно быстро починить машину? И т.д. А если дорога пустынна и прохожих нет? Или прохожие не могут ответить на вопрос шофёра? И вот люди решили по всем дорогам расставить специальные знаки (картинки), чтобы шофёр, даже если он очень быстро едет, взглянул на знак и сразу же понял, о чём он предупреждает, что сообщает.

Поэтому шофёры обязательно должны знать все знаки, которые встречаются на дорогах.

Когда вы станете взрослыми, то тоже сможете научиться водить машину, а вот с дорожными знаками мы познакомимся сегодня и узнаем, что означает тот или иной знак.

Машина быстро мчится по дороге и вдруг.…Далее описывается ситуация, когда во время езды срочно нужно найти телефон, столовую, медпункт, ремонтную мастерскую и др. Рассказывая, воспитатель продвигает игрушечную машинку по дороге, затем её останавливает. Дети должны догадаться, как выглядит знак, около которого остановился шофёр машины. Они предлагают свои варианты знаков (говорят, что там может быть нарисовано). Воспитатель напоминает, что машина обычно едет быстро, водитель должен взглянуть и сразу же понять знак, поэтому знак должен быть простым, без лишних деталей.

Воспитатель оценивает все варианты знаков, выбирает наиболее удачный и показывает детям соответствующую карточку, которую затем кладёт на стол на месте остановки машины. Ребёнок, предложивший знак, сходный с общепринятым, получает зелёный кружок – фишку. (Выигрывает тот, кто наберёт большее количество кружочков.)

Затем воспитатель продолжает свой рассказ (при этом он ориентируется на имеющиеся у него карточки с дорожными знаками).

Игра кончается словами: «Сегодня мы узнали некоторые дорожные знаки, которые помогают шофёрам всей нашей страны в работе. Когда вы, ребята, будете идти по улице и ехать в трамвае, автобусе, троллейбусе, на машине, обращайте внимание на знаки, которые размещены вдоль дороги, подсказывайте взрослым, что они означают».

Игру полезно повторять с теми знаками, которые недостаточно усвоены.

Вывески

Дидактическая задача та же, что и в предыдущей игре. В качестве примера используются вывески к различным учреждениям. Дети должны понять, что каким-либо одним символом можно обозначить целый ряд однотипных предметов.

Материал. 1. Несколько листов картона, в центре которых изображены помещения каких-либо учреждений, магазинов: булочная, продовольственный, обувной, галантерейный, магазин игрушек, а также парикмахерская, мастерская, аптека и др.

2. Набор картинок с изображениями отдельных предметов, которые могли бы служить вывесками этих учреждений.

3. 20 красных квадратиков, служащих для премирования детей.

Руководство. Дети усаживаются вокруг стола. Воспитатель показывает им картинку, изображающую магазин «Овощи-фрукты», и говорит: «Чтобы знать, что продаётся в этом магазине, не обязательно заходить в него или заглядывать в окна. Достаточно посмотреть на вывеску, и станет ясно, что это за магазин. Так, для этого магазина вывеской могут быть нарисованные отдельно фрукты и овощи (показывает картинки) – яблоко, виноград, арбуз, морковь, лук и т.п. – или несколько предметов сразу. (Воспитатель показывает детям картинку, которая может служить вывеской магазина «Овощи-фрукты»).

Если мы увидим  вот такие вывески (показывает картинки, на которых изображены батон хлеба, булка, бублик, пряник), то о чём можно                                                                                                                                                             догадаться?» Дети отвечают, что это булочная, пекарня.

Далее воспитатель показывает карточки с витринами разных магазинов и предлагает придумать к ним вывески. Выигрывает тот, кто больше наберёт красных карточек. Игру полезно повторять, предлагая детям новые ситуации. Можно придумывать вывески к таким учреждениям, как почта, вокзал, зоопарк, стадион, сапожная мастерская, театр и т.д.

«Нарисуй» картинку палочками.

Дидактическая задача. Учить детей схематически изображать различные предметы или сюжеты с помощью палочек разной длины, толщины. Формировать умение абстрагироваться от второстепенных деталей, выделяя основную форму предмета.

Дети могут выполнять задание совместно по 2 человека. Они составляют из палочек сюжетные картинки, глядя на изображения отдельных предметов. Например, у детей может получиться картинка, на которой изображены дом, дерево, ёлочки, забор, качели, скамейки, солнышко, самолёт и т.д. Воспитатель предлагает им придумать ещё детали, чтобы картинка получилась интересней.

Замри

Дидактическая задача. Учить детей понимать схематическое изображение позы человека.

Материал. 15-20 карточек (20х30см). На каждой карточки схематически изображён человечек в какой-нибудь позе.

Руководство. Взрослый, ведущий игру (может быть и ребёнок), объясняет детям правила. Согласно которым все должны бегать по комнате, а по команде ведущего «Раз, два, три, замри» остановиться. Произнося эти слова, воспитатель показывает детям одну из карточек со схематическим изображением человека в какой-нибудь позе. Ребята должны замереть в такой же позе. Те, кто принял неправильную позу, выбывают из игры. Игра неоднократно повторяется, но каждый раз с новой карточкой, и соответственно дети, останавливаясь по сигналу водящего, принимают другую позу. В конце игры остаются 1-2 ребёнка, которые и оказываются победителями.

Найди ошибки

Дидактическая задача. Учить детей сравнивать рисунок и схему.

Материал. Картинки с изображением различных ситуаций. (Например: дети гуляют в лесу; играют во дворе; купаются и загорают около озера; катаются на горке; играют дома.) Картинки могут быть взяты из любых книг и пособий.

К каждой картинке изготавливают схему, на которой деревья, дети и разные предметы изображены условно. В каждой схеме намеренно сделаны ошибки, допущены не точности по сравнению с соответствующей картинкой. И схемы, и картинки должны быть достаточно крупные (25х30 см).

Руководство. Ребята рассаживаются на стульчиках перед доской или фланелеграфом. На доске выставлены одна из картинок вместе с её схематическим изображением.

Взрослый предлагает детям посмотреть на картинки, на которых нарисовано почти одно и тоже. На одной картинке рисунок подробный, а на другой - сокращённый. К тому же на этой картинке есть и ошибки, не всё изображено так же, как на первой. Эти ошибки надо найти. Ребята по очереди называют несоответствия между картинкой и её схематическим изображением. За каждый правильный ответ ребёнок получает фишку.

Выслушав ответы детей, воспитатель дополняет их, если названы не все ошибки. Затем размещает перед детьми вторую картинку, и игра продолжается. Выигрывает тот, кто наберёт больше всего фишек.

Стройка

Дидактическая задача. Учить детей выполнять действия, заданные схемой, и конструировать по схематическому образцу.

Материал. 1.3 игрушечные машины разных цветов.

2. 15 строительных деталей разного типа (например, 4 куба, 4 бруска, 3 кирпичика, 3 арки и 1 башенка).

3. Схематическое изображение (с прорисовкой всех деталей) постройки (ею могут быть ворота, дом, башня и т.п.)

4. 15 карточек, на каждой из которых схематично изображена машина одного из имеющих цветов и одна из деталей строительного набора, нужная для постройки (по 5 карточек с машиной каждого цвета).

Руководство. (В игре участвуют 5 человек).  Воспитатель говорит детям, что сейчас они будут играть в стройку. Нужно построить большие ворота. Дети с помощью воспитателя выбирают двух строителей и трёх шофёров грузовика. Шофёры садятся  каждый около своего грузовика, а строители идут на строительную площадку. Воспитатель говорит, что сам он будет диспетчером, и, чтобы машины не путались, перевозя материал на стройку, он будет показывать, какая машина должна ехать за строительным материалом и какую деталь везти строителям.

Воспитатель показывает карточки с изображением машины. Ребёнок-шофёр, у которого машина совпадает по цвету с изображённой на карточке, должен поехать к месту, где лежит строительный материал, и привезти строителям деталь, которая изображена на карточке с машиной.

Строители получают детали и начинают строить по схеме.(Схема постройки находится перед ними). Воспитатель последовательно показывает одну за другой карточки с изображением разных грузовиков и деталей. Дети-шофёры в соответствии с карточками перевозят все детали, а строители возводят постройку.

Аналогичным образом строиться и другие объекты из различных деталей.Со временем предлагаются более сложные образцы построек с большим количеством деталей (до20).

Разные дома                                                                                                                                                                                  

Дидактическая задача. Учить детей сравнивать рисунок чертеж предмета.

Материал. 1. Карточки с контурными изображениями построек сложной формы (дома с разными крышами, пристройками). Детям предлагается 4 схемы. 2. По 3 детализированные картинки к каждой схеме. В каждой картинке есть небольшое расхождение со схемой: отличие в форме крыши одной из построек, в расположении пристроек, в их высоте и ширине и т.п.

Руководство. Взрослый рассказывает ребятам, что однажды строители строили по чертежу дом и допустили небольшие ошибки. И хотя дома получились красивые, они всё же немного отличались от чертежа. Предлагает рассмотреть каждую постройку и найти не точности.

Как пройти к зайке?

Дидактическая задача. Учить детей ориентироваться в пространстве по схеме.

Материал. 1. 4 больших листа картона с изображением леса. На листах нарисованы разветвлённые дорожки. В местах разветвления дорожек расставлены ориентиры: ёлочки, лиственные деревья, грибы, цветы. Если нет объёмных фигур, то можно сделать плоскостные изображения.На оборотной стороне одного из изображений нарисован зайка( если используется объемные фигуры, изображение зайки прячется под одну из них). У нижнего конца дорожки (начало поиска) нарисована травка. Набор ориентиров и разветвление дорожек на каждом листе разные.

2. 8 разных схем пути, по 2 задачи к каждому заданию. Каждая схема представляет собой ломаную линию, которая начинается от входа в лес (травки), проходит между несколькими ориентирами, меняет направление и заканчивается около ёлочки, под которой спрятан зайка. Схема варьируется по количеству поворотов (от 3 до 6 поворотов).

Руководство. Перед началом игры на столиках раскладываются листы с изображением леса. Дети подходят к первому изображению и рассматривают его. Взрослый говорит, что в этом лесу спрятался зайка (ёлочку с изображением  зайки следует установить каждый раз в том месте, где заканчивается путь на схеме). Он нарисовал дорожку по которой его можно найти. Воспитатель показывает ребятам первую схему пути.

Первоначально даётся схема, в которой не больше трёх поворотов дорожки. В последующих задачах количество поворотов увеличивается.

Найди игрушку

Дидактическая задача. Учить детей ориентироваться по плану в групповой комнате.

Материал 1.Фланелеграф.

2. Вырезанные из картона 1 большой и 8 маленьких прямоугольников, 16 маленьких квадратиков, обозначающих стол воспитателя, детские столики и стульчики в групповой комнате.

3. Волчок или любая другая игрушка, которую прячут

4. Маленький красный кружок, с помощью которого на плане отмечается, куда спрятана игрушка.

Руководство. Игра проводится в той части групповой комнаты, где находится стол воспитателя и 2 ряда детских столиков со стульчиками.

Дети рассаживаются за столиками. Перед ними – фланелеграф. На нём воспитатель при участии детей делает план комнаты. Сначала он отмечает на плане расположение окон и дверей, затем помещает большой прямоугольник – стол воспитателя, далее – маленькие прямоугольники и квадратики – детские столики со стульчиками. При этом называются имена детей, сидящих за каждым столиком.

Далее один из детей выходит из комнаты, а воспитатель вместе с детьми прячут игрушку, делая отметку на плане красным кружком. Пользуясь этой отметкой, водящий отыскивает игрушку.

Чьё это место?

Дидактическая задача та же, что и в предыдущей игре.

Материал. 1. Фланелеграф.

2. Вырезанные из картона 1 большой и 8 маленьких прямоугольников, 16 маленьких квадратиков, 2 маленьких красных кружка.

Руководство. Эта игра так же, как и предыдущая, проводится в той части комнаты, где находится стол воспитателя и 2 ряда детских столиков со стульчиками. Сначала воспитатель вместе с детьми строит на фланелеграфе план (см. описание предыдущей игры). Затем отмечает на нём кружочком место одного из детей (кружок прикрепляется клейкой лентой в том месте, должен встать.

Примечание. Другим вариантом этой игры является игра «Поменяйся местами! Она отличается тем, что воспитатель отмечает на плане 2 места за различными столиками и предлагает детям, сидящим за этими столиками, поменяться местами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста

Здесь представлены занимательные игры с использованием планов, схем, что помогают развивать мыслительную деятельность....

Ритмические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Побобраны игры и упражнения на координацию речи с движением. Речевой материал для данных упражнений  небольшой по объему, простой для запоминания.  Основная задача этих упражнений – сформиро...

Словесные игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста

Подбор словесных игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста...

Коммуникативные игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста

Коммуникативные игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста...

Игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста на развитие коммуникативных качеств и эмоциональной сферы детей.

Игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста на развитие коммуникативных качеств и эмоциональной сферы детей можно проводить во время непосредственно - образовательной деятельности, а так...

Игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста.

Предложенные ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ  СТАРШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  помогут наполнить повседневную жизнь детей грамотным речевым общением....

Речевые игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста возраста

Речевые игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста возраста...