Конспект занятия по математике
план-конспект занятия по математике

Булич Светлана Сергеевна

Математика

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект итогового занятия по

познавательному развитию ФЭМП:

« Путешествие в страну Математики» в

подготовительной группе.

Конспект занятия в подготовительной группе

«Путешествие в страну математики»

Познавательное развитие.

Цель: воспитывать любовь к математике; чувство товарищества, желание прийти на помощь; продолжать учить детей составлять и решать простые арифметические на сложение и вычитание в пределах 10; закрепить: счет в пределах 10 в прямом и обратном порядке; умение называть дни недели и «соседей»   дня   и  числа;   развивать   слуховое   внимание   и  координацию движений;    логическое   мышление   детей;    совершенствовать   знания    о геометрических  фигурах  и  ориентировку  на  плоскости;  умение  быстро ориентироваться  в  пространстве  на ограниченной плоскости,  используя  слова: спереди, сзади, слева, справа, сверху, внизу.

Р.Н.К:  пословицы: « Поспешишь - людей насмешишь», « Терпенье и труд - всё перетрут»

Предварительная работа:

Дидактические игры на сенсорное развитие: «Составь пейзаж», «Построй дворец», «Придумай сказочную птицу»;  дидактические   игры:   «Живая неделя»,     «Ручеек»,     «Что,     где?»,     «Покажи    животное»    или    «Кто внимательный».

Материалы: 2 письма (и сундучок) Царицы Математики; модель недели (цветные карточки); геометрические фигуры разных цветов и размеров; числовые карточки от 1 до 10 (2 комплекта); счетные палочки; наглядный материал  для  решения   арифметических  задач;   мяч;   буквенно-числовые карточки от 1 до 10, 10   бабочек, цифры от 1 до 10, картонные золотые медали «Юному математику», шоколадные конфеты.

Ход занятия:

Дети стоят в кругу.

Воспитатель:

В круг широкий вижу я встали все мои друзья

Мы сейчас пойдём направо, а затем пойдём налево

В центре круга соберёмся и на место все вернёмся

Улыбнёмся, подмигнём и занятие начнём.

Я приглашаю вас в удивительное путешествие в страну «Знаний»

Но у нас на пути преграда -    геометрические фигуры охраняют границу страны.

(на полу в ряд лежат разные геометрические фигуры)

Нам нужно пройти границу, наступая на те фигуры у которых 4 угла или на фигуры без углов.

.Вы  готовы?

Дети проходят «границу».

Воспитатель: Ребята, возьмите лист под номером №1 и нарисуйте те фигуры,  по которым вы шагали. Рома какие фигуры ты нарисовал? Почему именно эти?

Дети: Я нарисовал ромб, трапецию, квадрат потому что у них 4 угла.

Дети: Я нарисовал овал и круг, потому что у них нет углов.

В группу залетает самолётик с двумя конвертами, оформленными цифрами, геометрическими фигурами, знаками.

Письмо Царицы Математики под №1:

«Здравствуйте, дорогие ребята! Мне - Царице Математики очень нужна ваша помощь. В моё царство забрался двоечник и хулиган Он перепутал дни недели, разрушил геометрические фигуры, он так перепутал все цифры, что число 10 никак не получается! Всё нарушилось в моём царстве. Жители моей страны напуганы. Ребята, если вы смелые, сообразительные, не боитесь трудностей,  поспешите   к   нам   на   помощь.   Математическое   царство   в опасности!

Конверт под номером 2 откройте в конце занятия.

Ваш друг Царица Математика»

Воспитатель:

«Ну, что,  ребята,   поможем  Царице  Математики  навести   порядок  в  ее математическом царстве-государстве?»

Дети: «Да, да, поможем!»

Воспитатель: «Но попасть в это царство совсем не просто, для этого нужно пройти пароль.   Помните, чтобы  справиться  со  всеми  трудностями,  вы должны      быть      сообразительными,      смелыми,      внимательными наблюдательными. Но самое главное, что вернуться мы сможем только в том случае, если справимся со всеми заданиями. Ну, что, не передумали? Тогда в путь!»

Прохождение пароля:

Дети по очереди отвечают на вопросы воспитателя:

1.В комнате 4 угла.

В каждом углу сидела кошка, напротив каждой кошки 3

кошки. Сколько кошек сидело в комнате?

2.Сколько орехов в пустом стакане?

3.Сколько глаз у светофора? (3)

4.В вазе стояло 3 тюльпана и 7 нарциссов. Сколько тюльпанов стояло в вазе?

5.На столе 2 яблока. Одно разрезали пополам. Сколько яблок на столе?

6.Сколько лап у двух собак? (8)

7.Из какой посуды нельзя ничего съесть?

8.Стоит клён. На клёне 2 ветки, на каждой ветке по 2 вишенки. Сколько вишенок на клёне?

9.Если гусь стоит на 2-х ногах, то он весит 4кг. Сколько весит гусь, если он стоит на одной ноге?

10.У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько внуков у бабушки?

П.Саша ест яблоко большое и кислое. Оля ест яблоко большое и сладкое.

Что в этих яблоках одинаковое, что разное?

12.Какая лучшая оценка в школе? (5)

13.Что произойдёт с белым платком, если его опустить в Чёрное море?

14.Мама купила 3 шарфа и 6 варежек. Сколько детей у мамы?

Воспитатель: «Молодцы, ребята, вы успешно прошли пароль, и теперь мы с вами в математической стране. А вот и первое задание: перепутаны дни недели, нам    нужно    их    построить    друг    за    другом    в     нужной последовательности. Для этого вам понадобятся цветные карточки». Дидактические игры «Живая неделя», «Назови соседей»

Ход: 7 цветных карточек перевёрнуты цветной стороной вниз. Каждый цвет соответствует какому- либо дню недели: Понедельник - красный Вторник - оранжевый Среда - жёлтый Четверг - зелёный Пятница - голубой Суббота -розовый Воскресенье — фиолетовый

Вызываются 7 детей, они выбирают по одной карточке и запоминают свой день недели.

Воспитатель: «Неделя - беги!» «Неделя - танцуй!» «Неделя - стройся!» Воспитатель: «Назови свой день недели!», «Назови своих соседей», «Назови предыдущий и последующий день»

Дети, сидящие за столами, определяют правильность выполнения заданий. Воспитатель: «Молодцы, ребята. А сейчас вам предстоит стать строителями. Возьмите листок под №2, где нарисованы дома: Отсчитайте слева направо третий дом и поставьте в середине точку. У всех домов, которые ниже этого нарисуйте треугольные крыши. В самом высоком нарисуйте круглые окна столько, сколько раз хлопну в ладоши. Справа налево пятый дом - нарисуйте одно прямоугольное окно. В левом нижнем углу нарисуйте птичку.

Воспитатель: «Молодцы, ребята!  Вы  оказались  замечательными строителями. Ожила математическая страна, но впереди у нас еще много дел!

Нам нужно вставить пропущенные цифры в капельки ручейка.   Предстоит вспомнить, как мы составляем число 10 из двух чисел».

Д/упражнение: «Вставь пропущенные цифры»

(у детей изображение «капелек ручейка» с цифрами от 1 до 10, на некоторых

не стоят цифры, дети карандашом вписывают не достающие цифры или рисуют точки, соответствующие пропущенной цифре)

Воспитатель: « Ребята, возьмите лист под №3 и впишите недостающие цифры в «капельки ручейка»» или нарисуйте точки, которые заменят пропущенную цифру.

Воспитатель: « Влада,  какие цифры ты вписала?»

Дети: « Я  написала 4, 7, 9 потому что их пропустили»

Воспитатель: «Тима, в каких «капельках» ты нарисовал точки? Сколько и почему?»

Дети: « Я нарисовал 3.5,7 точек, потому что пропущены эти цифры»

Дидактические игры «Ручеек», «Покажи соседей»

(у детей карточки с цифрами от 1 - 10)

1.Двое ведущих берутся за руки, образуя воротца. В руках у них число 10.

Остальные дети разбегаются по группе, у каждого ребенка цифры от 1 до 10. По сигналу воспитателя «Ручеёк в воротца» дети встают парами так, чтобы образовать заданное число (5 и 5, 3 и 7, 8 и 2 и т. д)

2.У детей карточки от 1 до 10.

«Цифра 5 покажи соседей» ребёнок с цифрой 5 находит  « соседей» и они встают по порядку.

Воспитатель: «Молодцы, ребята! Вспомнили, из каких чисел состоит число

10, немного поиграли, а теперь пора за дело приниматься. На этот раз нам надо привести в порядок счетные палочки».

Игровое задание со счетными палочками

1 .Постройте   фигуру, у которой 3 угла и 3 стороны (треугольник)

2.Постройте фигуру, у которой все стороны равны (квадрат)

3.Постройте   фигуру, у  которой   2   стороны   длинные   и   2   короткие

(прямоугольник)

4.Постройте фигуру из 3 палочек. Что получилось? (треугольник)

5.Приставьте к нему 2 палочки, чтобы получилось 2 треугольника. Какая фигура получилась? (ромб)

Воспитатель: «Молодцы, ребята, вы прекрасно справились с заданием! А теперь проверим, кто из вас самый ловкий и внимательный».

Игра «Что, где, когда?»

Дети в кругу. Воспитатель бросает мяч и спрашивает: «Что у тебя над головой? Кто слева от тебя? Что позади тебя? Кто справа от тебя? На чём ты стоишь? Если стол высокий, то стул? Если верёвка толстая, то нитка? Если ночью мы спим, то встаём? Если утром мы завтракаем, то вечером? Если пять больше четырёх, то четыре?

Воспитатель: «Молодцы, ребята, вы все ловкие и внимательны! А теперь снова в путь. Нам предстоит решить арифметические задачи».

Составление и решение арифметических задач

(демонстрационный, раздаточный счётный материал)

Воспитатель показывает демонстрационный материал и задаёт тему: «Реши задачу про бабочек, грибочки, рыбок и т. д)»

Воспитатель: « Ребята, возьмите лист под №4. В нём вы будете записывать

решение задач»

6+3 - на лугу летало 6 бабочек, к ним прилетели ещё 3. Сколько бабочек

стало?

8 - 4 - у осьминога 8 ножек, на 4 зелёные бантики. Сколько ножек с жёлтыми

бантиками?

8+2 - ёжик нёс на спине 8 грибочков, на тропинке он нашёл ещё 2. Сколько

стало грибов у ёжика?

10-3 - с Русалочкой плавало 10 рыбок, 3 рыбки поплыли вправо. Сколько рыбок поплыло влево?

Дети записывают решение задач в тетрадях и объясняют почему поставили знак «плюс» или «минус».

Воспитатель: «Молодцы, ребята!   Вы   прекрасно   справились   с   трудным заданием! А теперь вам предстоит проверка на слух и внимание».

Игра «Кто самый внимательный»

Воспитатель: Ребята, на один хлопок вы идёте по группе, на два хлопка встаёте в позу аиста (на одной ноге), на три хлопка в позу лягушки (присяд, руки   на   пол).  Побеждает   тот,  кто   ни   разу   не   ошибётся   т.е.   самый внимательный.

Воспитатель: «Молодцы, ребята, вы все очень внимательные! Вы прекрасно

справились со всеми заданиями. Ну, а теперь следующее задание:

Перед вами цифровая поляна, на ней растут цветы - цифры и летают бабочки с точечными узорами. По сигналу бабочка должна найти свой цветок (сколько точек на бабочке на соответствующую цифру она садится)

Молодцы! Все бабочки правильно нашли свой цветок.

Наше путешествие заканчивается. Нам нужно открыть конверт под №2 от Царицы Математики.

«Дорогие ребята! Я приготовила для вас сюрприз -    я оставила для вас сундучок. Но, чтобы открыть замок вы должны выполнить ещё одно задание.

Пожалуй, оно самое сложное и необычное, ведь это пароль на выход из

волшебной страны»

Прохождение пароля на выход из волшебной страны:

«Ключик по клеткам»

Воспитатель: « Ребята, возьмите лист под №5 и внимательно слушайте задание.   Не   забывайте   русскую   пословицу: « Поспешишь   -   людей насмешишь». Вы готовы? Тогда начнём:

1 Поставьте точку в середине листа.

2.4 клетки вправо

3.2 клетки вверх

4.4 клетки вправо

5.  -  5   клеток   вниз ,   6. - .4  клетки  влево,  7. - .2  клетки  вверх,  8  - .4  клетки  влево,  9 - .1  клетка  вниз , 10. - 1  клетка  влево , 11 - .1  клетка  вниз.,  12. -  1 клетка  влево,  13. -  3 клетки  вверх,  14 -  1 клетка  вправо.

Получился ключик, которым мы откроем сундучок Царицы Математики.

В сундуке медальки - «Юному математику», конфеты и письмо от Царицы Математики:

 «Дорогие друзья!  Огромное вам спасибо за оказанную помощь! В моём математическом царстве царит абсолютная точность и порядок. Вам, мои юные математики, в благодарность от жителей моей страны и от меня лично, вручаются золотые медали и самые вкусные конфеты! Надеюсь они вам понравятся»

Воспитатель: «Вот мы и в детском саду.  Все математические приключения позади. Ребята, а теперь скажите, вам было очень трудно?»

Дети: «Совсем нетрудно, а даже интересно!»

Воспитатель: «Ребята, благодаря знаниям, полученным в детском саду, вы оказали помощь математической стране и ее жителям. Скоро вы пойдете в школу и узнаете там много интересного».

Воспитатель вручает детям медали и конфеты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Конспекты занятий по математике Занятие по математике в средней группе «Путешествие в сказку»

Закрепить название геометрических фигур: круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник; выделить их свойства: форма, цвет, размер; структурные элементы: сторона, угол, их количество; закрепить...

Конспект занятия по математике. Занятие по математике в средней группе «Три медведя».

продолжать знакомить с числом 3;учить различать равенство по количеству предметов, выражая результаты определения в речи: поровну, столько же, сколько;отгадывать загадку на основе зрительно воспринима...

Конспект занятия по математике в средней группе «Сказка «Репка» не простая, а математическая». (Закрепляющее интегрированное занятие по математике)

Цель: Развитие у детей познавательных интересов и интеллектуального развития.Задачи: 1.Систематизировать знания детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник), цвете, величине предмета.2....

Конспект занятия по математике в старшей группе по ФГОС «Порядковый счет до 10» Конспект занятия по математике в старшей группе по ФГОС «Порядковый счет до 10»

Ведущая образовательная область: познавательнаяЦель: Создать условия для закрепления порядкового счета до 10.Задачи:Образовательная: Совершенствовать навыки количественного и порядковог...

«Сказочная история про Царицу Математику, Фею Музыку и Мадам-Минор » Конспект интегрированного занятия для детей среднего дошкольного возраста. план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Занятие направлено на создание условий для формирования математических представлений, через интеграцию образовательных областей программы «Познавательное развитие» и «Музыка»....

Конспект занятия по математике в средней группе «Веселая математика» Конспект занятия по математике в средней группе «Веселая математика» Воспитатель: Бейнарович С.А. Цель: развивать математические способности. Задачи: -закреплять умение считать (в преде

Конспект занятия по математике в средней группе «Веселая математика»Конспект занятия по математике в средней группе «Веселая математика»Воспитатель: Бейнарович С.А.Цель: развив...