Технология Монтессори для сенсорного развития детей 1,5-4 лет
статья по математике (младшая группа)

Ирина Владимировна Кокорина

Технология Монтессори для сенсорного развития детей 1,5-4 лет

Мария Монтессори верила, что интеллект ребенка и его знания о мире всегда берут начало в органах чувств. Любой мысли всегда предшествует процесс сбора информации. Это значит, что чем более тонко работают все анализаторы, тем больше у человека шансов решить стоящую перед ним задачу.

В своей книге "Впитыващий разум ребенка" М. Монтессори говорит, что сенсорное развитие позволяет открыть для малыша целый новый мир, делая видимым больше вещей и их свойств, как если бы кто-то вдруг включил свет в тёмной комнате.

Важно понимать, что то, что взрослые считают очевидным, ребенку только предстоит узнать: маленький камень легче большого камня, но при этом тяжелее пёрышка, стекло на ощупь гладкое и холодное, а осенний листочек теплый и шершавый. Впитывающий разум ребенка настроен на познание, но важно поместить ребенка в правильную среду, где он сможет найти применение своей природной любознательности.

Мария Монтессори не была первым педагогом, который обратил внимание на важность развития органов чувств детей. При разработке своего подхода она во многом опиралась на работы французского врача и педагога Эдуарда Сегена, который в своё время работал с детьми с особенностями развития и создал собственную систему упражнений для развития восприятия детей и обучения их бытовым навыкам. Жан-Жак Руссо и Иоганн Генрих Песталоцци в своих работах также обращали внимание на роль развития органов чувств при обучении детей.

Роберт Баден-Пауэлл, основатель движения скаутов и современник Марии Монтессори, говорил, что для получения знаний о мире детям необходим реальный опыт взаимодействия с предметами. Это утверждение легло в основу его теории об активном обучении. Он высоко ценил педагогический подход Марии Монтессори, отмечая, что если перестать приказывать и начать более деликатно подкреплять естественную потребность маленького ребенка в новом опыте, педагоги могут создать гораздо более основательную базу для последующего обучения и развития. По его мнению, представление об образовании как о тяжелой и изнуряющей работе безнадежно устарело.

Сама Мария Монтессори начинала свою карьеру, работая с особыми детьми-отказниками, которые были лишены адекватной сенсорной стимуляции: у них почти не было игрушек, и вся их жизнь сводилась к череде базовых действий по уходу. Она смогла наглядно доказать, что изменение условий существования детей значительно меняет уровень их способностей. На сегодняшний день влияние среды на развитие ребенка доказано и на нейрофизиологическом уровне. Мы рекомендуем для знакомства с этой темой почитать книгу Джона Медина «Правила развития мозга вашего ребенка».

Мария Монтессори создала систему сенсорного воспитания, основываясь на многолетнем опыте наблюдения за детьми и изучении работ выдающихся педагогов и врачей. Пусть она и не была первой, кто открыл необходимость сенсорного опыта для развития ребенка, она точно была первым педагогом, который смог обратить внимание общественности на этот факт.

Правила организации сенсорного воспитания по Монтессори

Мария Монтессори заметила, что в определенном возрасте поведение и мотивация детей очень схожи. Например, в первые три года ребенок особенно чувствителен к порядку. Эта детская «педантичность» необходима ребенку, чтобы создать стабильный образ этого мира. Её же можно использовать, чтобы развивать естественную потребность ребенка в познании, создав увлекательные для определенного возраста задания, которые бы помогли малышу освоить самые важные качества предметов: цвет, размер, форма, материал.

По признанию самой Марии Монтессори работа по созданию наборов не была лёгкой: необходимо было создать материал, который бы демонстрировал свойства изолированно, обладал педагогической ценностью и при этом был бы привлекателен для ребенка. Так появился набор сенсорного материала по Монтессори.

 

Основные задачи упражнений на сенсорику по Монтессори

  • Научить малыша воспринимать, сравнивать и классифицировать сенсорный опыт разной модальности,
  • Расширить сенсорный опыт ребенка, научить его замечать даже небольшие различия, максимально развить сами органы чувств ребенка,
  • Научить ребенка пользоваться собственной памятью: «Я помню, что такое жёлтый, и всегда могу представить его у себя в голове»,
  • Научить критически оценивать любую информацию и выработать привычку стремиться к максимальной точности при получении знаний о мире,
  • Создать базис для появления абстрактного мышления и воображения.

Поясним на примере, как связаны сенсорика и абстрактное мышление:

Предположим, что вы никогда не видели окапи. Теперь ваша задача представить это животное по описанию: это гнедая лошадь с ногами зебры и головой жирафа. Получилось? Если да, поздравляем, ваше сенсорное развитие на высоте, ведь для этого упражнения вам нужно иметь представление о мастях лошадей, окраске зебры и особенностях строения тела жирафа.

Любая абстрактная идея – это в сущности своей хитрое переплетение разной информации из нашего реального опыта. Именно поэтому смышлёность ребенка берет своё начало в раннем детстве и возможности упражнять все органы чувств снова и снова.

Что можно найти в зоне сенсорного развития Монтессори центра? 

Зрительная информация

  • Формы: наборы геометрических фигур, а также более сложные формы (например, фигурки животных или листья растений)
  • Объёмные фигуры: Розовая Башня, Коричневая лестница, Красные штанги, Монтессори цилиндры-гирьки
  • Цвета: наборы базовых цветов, картотека оттенков

Тактильная информация

  • Текстура: доска для ощупывания, шершавые таблички, корзинки с лоскутами
  • Температура: тепловые кувшины, тепловые таблички
  • Масса: весовые цилиндры и таблички

Стереогностика

  • Сортировка мелких предметов, волшебный мешочек

Звуковая информация

  • Громкость: звуковые коробочки, музыкальное сопровождение занятий
  • Высота: колокольчики, звуковые цилиндры, музыкальные инструменты

Звуковая информация

Вкусовые качества и запах

  • Вкусовые бутылочки, беседы во время приёма пищи
  • Баночки с запахами

Помимо упражнений с изолированными сенсорными качествами, в Монтессори пространстве всегда можно найти наборы, в которых сочетаются несколько качеств, например цвет и форма:

  • Биноминальный куб
  • Триномиальный куб
  • Конструктивные треугольники
  • Квадраты Монтессори
  • Цилиндры без ручки

Изучение наук по М.Монтессори также начинается с сенсорного воспитания. Знакомство с основными качествами объектов мира природы и культуры готовит ребенка к изучению наук об обществе, биологии, физики, химии и даже математики:

  • Наборы листьев разных растений
  • Тематические пазлы
  • Карты и глобус
  • Флаги
  • Наборы с природным материалом
  • Репродукции художников и фотографий природы

 

Использование «Монтессори-материалов»

Монтессори-материалы богаты своим разнообразием, но не все эти материалы применяются в дошкольном возрасте. Перед нами простой материал, мы задаемся вопросом: «Что с ним делать? Как его использовать?»

На начальном этапе развития зрительного восприятия знакомим детей с геометрическими фигурами с помощью одиночных вкладышей с фигурами разной формы, для усложнения используем рамки-вкладыши с несколькими фигурами, при этом обращаем на свойства данных фигур. Дошкольников знакомим с различием геометрических фигур и предметов по форме и величине. Обогащаем словарный запас понятиями «маленький», «большой», «средний», «больше», «меньше»; «круг», «квадрат» и «треугольник».

В системе «Монтессори» используются как плоскостные, так и объемные геометрические фигуры. Детей знакомим с понятиями: «цилиндр», «куб», «призма», «треугольная призма», «параллелепипед». Для каждой фигуры есть свой домик, отверстие которого соответствует его форме. Дети изучают фигуры наощупь, учатся распознавать, определять и соотносить фигуру с отверстием.

Учитывая принцип от простого к сложному, детей подводят к заданиям по определению и объединению понятий цвета и формы, зрительного соотнесения формы с отверстием — «Помести красный цилиндр в отверстие такой же формы». На усложнение предлагается вкладыш с несколькими отверстиями или несколько коробочек и фигур.

Развиваем цветовое, зрительное восприятие детей помощью «цветных дисков на цветных штырьках» и набора для нанизывания. Учим соотносить по цвету и форме. Предлагаем детям: «Разложи по цвету», «Разложи бусины по форме». Выкладываем цветовой ряд по наглядному образцу педагога: «Продолжи нанизывать бусины так, как сделала я». Затем предлагаются инструкции на слух: «Нанизывай на шнурок красный куб, синюю бусину, желтый цилиндр и т.д.». Усложнение задания заключается в том, что ребенок после получения инструкции на слух, продолжает цепочку по аналогии под контролем взрослого или самостоятельно.

Объемные кубы «Розовой башни» способствуют развитию зрительного восприятия размеров, формированию понятий: «большой — маленький», «самый большой», «самый маленький», «больше, чем», «меньше, чем». Дети строят башню от самого большого кубика до самого маленького, при этом для сравнения величины кубиков берутся 2 разных, способом наложения и приложения определяем величину кубиков, сравнивая, какой большой, маленький, больше или меньше.... Кубы можно выкладывать вертикально и горизонтально, слева направо, от большого к маленькому и наоборот.

Через игру «Блоки с цилиндрами» ребенок знакомится с понятиями: «большой — маленький», «толстый — тонкий», «высокий — низкий», «узкий — широкий». Дети зрительно соотносят цилиндры с отверстиями в блоках, благодаря чему развивается зрительное восприятие, восприятие размеров, концентрация внимания, мелкая моторика пальцев рук.

Обучение работы с цилиндрами осуществляется с блока В, в котором различие цилиндров только по высоте. Ребенок видит ошибку и исправляет её. Для поддержания интереса к выполнению задания цилиндры перемешиваются.

Следует обращать внимание на то, как дети вынимают цилиндры из отверстия блока и вставляют их обратно (слева направо по одному и держа тремя пальчиками), что в дальнейшем позволит соблюдать строчку в тетради и научит ребенка правильно держать ручку при письме.

Развитие зрительного восприятия через соотношение цвета и величины происходит с помощью «Цветных цилиндров». Синие цилиндры — совпадают по диаметру, но разные по высоте; красные цилиндры — одинаковой высоты, но разного диаметра; жёлтые цилиндры — разные по высоте и диаметру; зелёные цилиндры — меняются от меньшего к большему.

В работе с данными цилиндрами используются следующие приемы: выстраивание в ряд; построение башни; нахождение цилиндров, у которых какое-либо общее свойство, например, высота или диаметр одинаковы; нахождение места цилиндру, например, ребенок закрывает глаза, а мы убираем один цилиндр из цепочки и сдвигаем ряд оставшихся, чтобы скрыть пустое место, — ребенку надо найти место цилиндру; работа с шаблонами методом наложения или визуальным соотнесением.

Для развития слухового восприятия используются «Шумовые цилиндры». В игровом оборудовании по 6 цилиндров с красными и синими крышками, по-разному шумящие при встряхивании.

Используются следующие приемы: выстраивание ряда цилиндров по громкости — от самого громкого до тихого и наоборот; определение пар одинаково звучащих цилиндров; вынимание одного цилиндра из одной коробочки, второго цилиндра из другой, встряхивание каждого цилиндра по очереди, сравнение и определение (как шумит тот или иной цилиндр), соотнесение их по громкости звучания (правильность выполненного задания можно проверить с помощью меток — «пар» на донышках цилиндров).

При достижении навыка задания усложняются. Например, определение звука на расстоянии. На одном столе один набор цилиндров, на другом второй, при этом можно увеличивать расстояние между столами. Ребенку необходимо найти два одинаковых по громкости звука.

Другой пример: педагог трясет какой-либо цилиндр и просит ребенка принести тот, шум которого тише или громче. Либо детям раздаются цилиндры, нужно выстроиться в ряд по громкости звучания цилиндра.

Для развития навыков идентификации и исследования через прикосновения применяются тактильные ячейки, дощечки для ощупывания, шероховатые таблички, ящик с тканью, что позволяет определять свойства предметов и обогащать речь ребенка.

В играх с тактильными ячейками используются материалы различного содержания и тактильной поверхности: природного характера; игрушки, изготовленные из разного материала; геометрические фигуры и другое.

Варианты игр: ощупывая предмет и зрительно соотнеся с образом, предложенным на картинке, или предметом, ребенок определяет, называет или показывает этот предмет; ребенок просовывает руку в мешочек и рассказывает, что он чувствует (твердое, холодное, шероховатое и другое). Все это позволяет развивать осязательное восприятие и обогащать словарный запас.

Примерное комплексно — тематическое планирование для детей 2-4 лет с использованием монтессори – материалов

Тема

Содержание работы

Формы и виды деятельности, работа с монтессори-материалами

Сентябрь

Дом ребенка

 

 

 

 

 

 

 

Осень

 

 

 

Овощи

1 неделя. Познакомить с комнатой Монтессори и ее оборудованием, дидактическими пособиями и игрушками

 

2 неделя. Знакомство с эталонными монтессори-материалами

 

3 неделя. Сезонные изменения в природе (разноцветные листья на деревьях, дождь). Свойства воды: прозрачная, принимает форму сосуда

 

4 неделя. Овощи

Рассматривание пособий, игрушек. Выбор материала ребенком, самостоятельная деятельность с ним.

 

Презентация «Розовая башня». Упражнения с водой, переливание из маленькой емкости в большую.

Упражнения с цветными табличками. «Цветик-семицветик».

 

Рамки-вкладыши «Овощи»

Октябрь

Осень

 

 

Животные, птицы

 

Одежда, обувь

1 неделя. Сезонные изменения в природе (дождь, листопад)

 

2 неделя. Знакомство с домашними животными и птицами

 

3 неделя. Одежда людей осенью

 

4 неделя. Познакомиться с особенностями поведения лесных зверей и птиц

Рисование «Дождь идет», «Разноцветные листья летят», чтение «листья желтые летят…», выкладывание фасолью листьев на веточках дерева (дерево нарисовано на бумаге).

Рамки-вкладыши – величина: «Цыплята», «Долматинцы».

Игра «Парные картинки» подбор одежды

Рамки-вкладыши: «Животные наших лесов», «Домашние животные»

Ноябрь

Я в мире человек

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мой дом

 

 

Овощи, фрукты

1 неделя. Формировать представления о себе как о человеке, основные части тела человека, их назначения, называть воспит-ля по имени и отчеству

 

2 неделя. Формировать первичное понимание того, что такое хорошо и что такое плохо, начальные представления о здоровом образе жизни

 

3 неделя. Знакомство с помещением кухни, швейная комната

 

4 неделя. Овощи, фрукты, витаминная корзинка

Дидактический круг, игры: «Кто у нас хороший?», «Отгадай, кто сказал?»

Презентация игры: из серии «Валеология», «Любит-не любит», «Привычка + поступки=здоровье»

Д/игра : «Где я это видел?» (подобрать к сюжетной картинке соответствующую теме предметную картинку. Например: «Я – повар» - кастрюля, поварешка и др. «Я швея»).

 

 

Рамки-вкладыши: «Овощи», «Фрукты»

Декабрь

Зима

 

Птицы

 

Праздники

1 неделя. Сезонные изменения в природе (холодно, снегопад)

 

2 неделя. Знакомство с зимующими птицам

 

3 неделя. «У елочки в гостях»

 

4 неделя. Новогодний праздник

Исследовательская деят-ть: превращение снега в воду, чтение стих-ия «белый снег, пушистый…»

Д/игра «Где я это видел?» (подобрать к сюжетной картинке «Зимние развлечения», соответствующие по теме предметные картинки).

Предметные картинки – зимующие птицы.

Рисование елочки.

Посильное участие в изготовлении новогодних украшений

Январь

Мой дом

 

 

 

Растения

1 неделя. Знакомство с профессиями: медсестра, врач

 

2 неделя. Знакомство с прачечной

 

3 неделя. Знакомство с комнатными растения

 

4 неделя. «Оденем куклу на прогулку» - одежда, обувь

Чтение и рассматривание картинок: К. Чуковский «Доктор Айболит», беседа по содержанию

Рассматривание картинок: «Бытовые приборы»

Трудовые поручения по уходу за растениями

Предметные картинки на обобщение – одежда, обувь. Презентация: «Коричневая лестница»

Рамки-вкладыши: «Одень девочке красивую одежду»

Февраль

Зима

 

Животные

 

 

Транспорт

1 неделя. Сезонные изменения в природе (превращение воды в лед)

 

2 неделя. Дикие животные

 

3 неделя. Домашние животные и птицы

 

4 неделя. Знакомство с транспортом

Исследовательская деятельность (превращение снега в воду, воды – в лед: цветные льдинки»)

«Собери картинку» - целое и его часть (пазлы – животные и птицы)

«Ферма» игрушка-лабиринт

Рамки-вкладыши из серии «Секретики» (щенок-котенок и др.)

Рамки-вкладыши: «Транспорт»

Картинка-пазл: «Виды транспорта»

Презентация д/игры: «Последовательности»

                                                             Март                                        

Весна

 

 

 

Русские народные сказки

 

 

Посуда

1 неделя. Весенние изменения в природе: потеплело, солнце светит ярче, появляются сосульки

 

2-3 неделя. Знакомство с русскими народными сказками: Репка, Теремок, Колобок и др.

 

4 неделя. Знакомство с кухонной посудой. Сварим суп

Д/игра «Последовательности»

Выкладывание солнышка из цветных палочек

Чтение и рассматривание иллюстраций, беседа по содержанию

Пазлы: Репка

Настольный театр Теремок

Детское лото Предметы

Парные картинки Посуда

Презентация Витаминная корзинка

Апрель

Мой город

 

 

 

 

Свойства и качества предметов

 

 

 

 

 

Мой дом

1 неделя. Знакомство с родным городом, его названием, основными достопримечательностями

 

2 неделя. Знакомство с разными свойствами предметов (тяжелый-легкий)

 

3 неделя. Знакомство с разными свойствами предметов (гладкий-шершавый)

 

4 неделя. Знакомство с предметами домашнего обихода, мебелью, бытовыми приборами. Использовать в речи обобщающее слово «мебель»

Целевые прогулки на площадь к памятнику первооткрывателей нефти, в овощной магазин, к кинотеатру

Эталонные тактильные таблички, таблички на различение тяжести

Игра тонет-не тонет

Презентация Тактильные таблички

Д/игра детское лото Предметы

Май

Лето

 

 

 

 

 

Транспорт

 

 

 

Мой дом

 

 

 

 

Я – в мире, человек

1 неделя. Сезонные изменения в природе летом: яркое, теплое солнце, появление зеленой травки, первых листьев. Одежда людей летом

 

2 неделя. Продолжать знакомить с транспортом. Называть их части, их значение

 

3 неделя. Продолжать знакомить с домом, с предметами домашнего обихода, мебелью, посудой, бытовыми приборами.

 

4 неделя. Продолжать формировать понимание того, что такое хорошо и что такое плохо, начальные представления о здоровом образе жизни

Рассматривание одуванчика

Рисование Желтый одуванчик на зеленой травке

Исследовательская деятельность качество и свойство песка (сухой, мокрый и т.д.)

Д/игра Где я это видел? Летний двор

Наблюдение за транспортом

Конструирование машинки из геометр.форм

Рамки-вкладыши Транспорт

Детское лото Предметы

Упражнения Разложи орешки

Предметные картинки Посуда, Мебель, Бытовые приборы

Игра из серии Валеология, Любит не любит, привычка + поступки = здоровье

     

 

Рекомендации родителям по сенсорному развитию по системе Монтессори в домашних условиях

Несмотря на то, что Монтессори центры используют специализированные наборы для развития детей, создать игру, обогащающую сенсорный опыт ребенка несложно.

  • Звериные соревнования. Обсудите с малышом, как передвигаются разные животные и попробуйте устроить соревнования: отчертите линию старта и финиша и предложите пробежать её боком как краб, проковылять как медведь или пропрыгать зайцем.
  • Лепка. Кинетический песок, солёное тесто, пластилин и глина прекрасно развивают тактильную чувствительность ребенка. Не обязательно сразу пытаться создать шедевр: достаточно научиться катать шарики, расплющивать их в блины, вытягивать в колбаски, сжимать и наблюдать, как материал просачивается сквозь пальцы

Идеи сенсорного развития Монтессори в домашних условиях

  • Рисуйте мелками на асфальте и играйте в классики. Как и предыдущее упражнение это тренирует не только органы чувств, но и координацию ребенка
  • Игра в молчанку. Просто так молчать уже не интересно? Предложите малышу запомнить 5 разных звуков, которые он успел услышать за минуту тишины (гудок машины, звуки птиц, разговоры людей, упавший карандаш и т.д.)
  • Охота за сокровищами. Нарисуйте лист предметов, которые ребенок должен найти за время вашей следующей прогулки (длинная шершавая шишка, красный листочек, жёлтый листочек, сухая ветка и т.д.). Не забудьте взять с собой ручку, чтобы вычеркивать найденное.
  • Рисование с помощью штампов, пальцев, кисточек и даже ватных палочек. Сложно переоценить влияние занятий свободным творчеством на развитие ребенка
  • Угадай запах. В непрозрачные коробочки положите предметы с разным запахом: любимый шампунь, корку апельсина, немного ванили, сушеную гвоздику, жареную котлету. Устройте конкурс самого острого нюха.
  • Поэкспериментируйте с музыкальными инструментами: ксилофон, глюкофон, калимба, барабан, бубен, шейкер, дудочка. Не обязательно сразу записываться в музыкальную школу, чтобы приобщить ребенка к музыке.
  • Угадай продукт по вкусу. Завяжите малышу глаза и предложите угадать, что сегодня на обед.
  • Чаще давайте малышу ходить босиком, ведь там под ногами целый мир: песок, лужайка, ручей, галька.

Выводы

Развитие ребенка начинается с развития его органов чувств. В 21 веке  это не просто мнение педагогов, а научно доказанный факт. В раннем возрасте ребенку очень важно узнать максимум о мире вокруг с помощью всех своих органов чувств, именно поэтому ни один компьютер не сможет заменить ребенку реальный опыт нахождения в разной среде (лесу, парке, магазине, на кухне и т.д.).

Заключение

Одна из самых сложных в организации зон развития ребенка по Монтессори – это зона сенсорного развития. Нужно продумать, как познакомить ребенка с ощущениями самой разной модальности, и не забыть даже такие чувства, как вкус или запах.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnolog_montes.docx183.6 КБ

Предварительный просмотр:

Технология Монтессори для сенсорного развития ребенка

Мария Монтессори верила, что интеллект ребенка и его знания о мире всегда берут начало в органах чувств. Любой мысли всегда предшествует процесс сбора информации. Это значит, что чем более тонко работают все анализаторы, тем больше у человека шансов решить стоящую перед ним задачу.

В своей книге "Впитыващий разум ребенка" М. Монтессори говорит, что сенсорное развитие позволяет открыть для малыша целый новый мир, делая видимым больше вещей и их свойств, как если бы кто-то вдруг включил свет в тёмной комнате.

Важно понимать, что то, что взрослые считают очевидным, ребенку только предстоит узнать: маленький камень легче большого камня, но при этом тяжелее пёрышка, стекло на ощупь гладкое и холодное, а осенний листочек теплый и шершавый. Впитывающий разум ребенка настроен на познание, но важно поместить ребенка в правильную среду, где он сможет найти применение своей природной любознательности.

Мария Монтессори не была первым педагогом, который обратил внимание на важность развития органов чувств детей. При разработке своего подхода она во многом опиралась на работы французского врача и педагога Эдуарда Сегена, который в своё время работал с детьми с особенностями развития и создал собственную систему упражнений для развития восприятия детей и обучения их бытовым навыкам. Жан-Жак Руссо и Иоганн Генрих Песталоцци в своих работах также обращали внимание на роль развития органов чувств при обучении детей.

Роберт Баден-Пауэлл, основатель движения скаутов и современник Марии Монтессори, говорил, что для получения знаний о мире детям необходим реальный опыт взаимодействия с предметами. Это утверждение легло в основу его теории об активном обучении. Он высоко ценил педагогический подход Марии Монтессори, отмечая, что если перестать приказывать и начать более деликатно подкреплять естественную потребность маленького ребенка в новом опыте, педагоги могут создать гораздо более основательную базу для последующего обучения и развития. По его мнению, представление об образовании как о тяжелой и изнуряющей работе безнадежно устарело.

Сама Мария Монтессори начинала свою карьеру, работая с особыми детьми-отказниками, которые были лишены адекватной сенсорной стимуляции: у них почти не было игрушек, и вся их жизнь сводилась к череде базовых действий по уходу. Она смогла наглядно доказать, что изменение условий существования детей значительно меняет уровень их способностей. На сегодняшний день влияние среды на развитие ребенка доказано и на нейрофизиологическом уровне. Мы рекомендуем для знакомства с этой темой почитать книгу Джона Медина «Правила развития мозга вашего ребенка».

Мария Монтессори создала систему сенсорного воспитания, основываясь на многолетнем опыте наблюдения за детьми и изучении работ выдающихся педагогов и врачей. Пусть она и не была первой, кто открыл необходимость сенсорного опыта для развития ребенка, она точно была первым педагогом, который смог обратить внимание общественности на этот факт.

Правила организации сенсорного воспитания по Монтессори

Мария Монтессори заметила, что в определенном возрасте поведение и мотивация детей очень схожи. Например, в первые три года ребенок особенно чувствителен к порядку. Эта детская «педантичность» необходима ребенку, чтобы создать стабильный образ этого мира. Её же можно использовать, чтобы развивать естественную потребность ребенка в познании, создав увлекательные для определенного возраста задания, которые бы помогли малышу освоить самые важные качества предметов: цвет, размер, форма, материал.

По признанию самой Марии Монтессори работа по созданию наборов не была лёгкой: необходимо было создать материал, который бы демонстрировал свойства изолированно, обладал педагогической ценностью и при этом был бы привлекателен для ребенка. Так появился набор сенсорного материала по Монтессори.

Основные задачи упражнений на сенсорику по Монтессори

  • Научить малыша воспринимать, сравнивать и классифицировать сенсорный опыт разной модальности,
  • Расширить сенсорный опыт ребенка, научить его замечать даже небольшие различия, максимально развить сами органы чувств ребенка,
  • Научить ребенка пользоваться собственной памятью: «Я помню, что такое жёлтый, и всегда могу представить его у себя в голове»,
  • Научить критически оценивать любую информацию и выработать привычку стремиться к максимальной точности при получении знаний о мире,
  • Создать базис для появления абстрактного мышления и воображения.

Поясним на примере, как связаны сенсорика и абстрактное мышление:

Предположим, что вы никогда не видели окапи. Теперь ваша задача представить это животное по описанию: это гнедая лошадь с ногами зебры и головой жирафа. Получилось? Если да, поздравляем, ваше сенсорное развитие на высоте, ведь для этого упражнения вам нужно иметь представление о мастях лошадей, окраске зебры и особенностях строения тела жирафа.

Любая абстрактная идея – это в сущности своей хитрое переплетение разной информации из нашего реального опыта. Именно поэтому смышлёность ребенка берет своё начало в раннем детстве и возможности упражнять все органы чувств снова и снова.

Что можно найти в зоне сенсорного развития Монтессори центра?

Зрительная информация

  • Формы: наборы геометрических фигур, а также более сложные формы (например, фигурки животных или листья растений)
  • Объёмные фигуры: Розовая Башня, Коричневая лестница, Красные штанги, Монтессори цилиндры-гирьки
  • Цвета: наборы базовых цветов, картотека оттенков

Тактильная информация

  • Текстура: доска для ощупывания, шершавые таблички, корзинки с лоскутами
  • Температура: тепловые кувшины, тепловые таблички
  • Масса: весовые цилиндры и таблички

Стереогностика

  • Сортировка мелких предметов, волшебный мешочек

Звуковая информация

  • Громкость: звуковые коробочки, музыкальное сопровождение занятий
  • Высота: колокольчики, звуковые цилиндры, музыкальные инструменты

Звуковая информация

Вкусовые качества и запах

  • Вкусовые бутылочки, беседы во время приёма пищи
  • Баночки с запахами

Помимо упражнений с изолированными сенсорными качествами, в Монтессори пространстве всегда можно найти наборы, в которых сочетаются несколько качеств, например цвет и форма:

  • Биноминальный куб
  • Триномиальный куб
  • Конструктивные треугольники
  • Квадраты Монтессори
  • Цилиндры без ручки

Изучение наук по М.Монтессори также начинается с сенсорного воспитания. Знакомство с основными качествами объектов мира природы и культуры готовит ребенка к изучению наук об обществе, биологии, физики, химии и даже математики:

  • Наборы листьев разных растений
  • Тематические пазлы
  • Карты и глобус
  • Флаги
  • Наборы с природным материалом
  • Репродукции художников и фотографий природы

Использование «Монтессори-материалов»

Монтессори-материалы богаты своим разнообразием, но не все эти материалы применяются в дошкольном возрасте. Перед нами простой материал, мы задаемся вопросом: «Что с ним делать? Как его использовать?»

На начальном этапе развития зрительного восприятия знакомим детей с геометрическими фигурами с помощью одиночных вкладышей с фигурами разной формы, для усложнения используем рамки-вкладыши с несколькими фигурами, при этом обращаем на свойства данных фигур. Дошкольников знакомим с различием геометрических фигур и предметов по форме и величине. Обогащаем словарный запас понятиями «маленький», «большой», «средний», «больше», «меньше»; «круг», «квадрат» и «треугольник».

В системе «Монтессори» используются как плоскостные, так и объемные геометрические фигуры. Детей знакомим с понятиями: «цилиндр», «куб», «призма», «треугольная призма», «параллелепипед». Для каждой фигуры есть свой домик, отверстие которого соответствует его форме. Дети изучают фигуры наощупь, учатся распознавать, определять и соотносить фигуру с отверстием.

Учитывая принцип от простого к сложному, детей подводят к заданиям по определению и объединению понятий цвета и формы, зрительного соотнесения формы с отверстием — «Помести красный цилиндр в отверстие такой же формы». На усложнение предлагается вкладыш с несколькими отверстиями или несколько коробочек и фигур.

Развиваем цветовое, зрительное восприятие детей помощью «цветных дисков на цветных штырьках» и набора для нанизывания. Учим соотносить по цвету и форме. Предлагаем детям: «Разложи по цвету», «Разложи бусины по форме». Выкладываем цветовой ряд по наглядному образцу педагога: «Продолжи нанизывать бусины так, как сделала я». Затем предлагаются инструкции на слух: «Нанизывай на шнурок красный куб, синюю бусину, желтый цилиндр и т.д.». Усложнение задания заключается в том, что ребенок после получения инструкции на слух, продолжает цепочку по аналогии под контролем взрослого или самостоятельно.

Объемные кубы «Розовой башни» способствуют развитию зрительного восприятия размеров, формированию понятий: «большой — маленький», «самый большой», «самый маленький», «больше, чем», «меньше, чем». Дети строят башню от самого большого кубика до самого маленького, при этом для сравнения величины кубиков берутся 2 разных, способом наложения и приложения определяем величину кубиков, сравнивая, какой большой, маленький, больше или меньше.... Кубы можно выкладывать вертикально и горизонтально, слева направо, от большого к маленькому и наоборот.

Через игру «Блоки с цилиндрами» ребенок знакомится с понятиями: «большой — маленький», «толстый — тонкий», «высокий — низкий», «узкий — широкий». Дети зрительно соотносят цилиндры с отверстиями в блоках, благодаря чему развивается зрительное восприятие, восприятие размеров, концентрация внимания, мелкая моторика пальцев рук.

Обучение работы с цилиндрами осуществляется с блока В, в котором различие цилиндров только по высоте. Ребенок видит ошибку и исправляет её. Для поддержания интереса к выполнению задания цилиндры перемешиваются.

Следует обращать внимание на то, как дети вынимают цилиндры из отверстия блока и вставляют их обратно (слева направо по одному и держа тремя пальчиками), что в дальнейшем позволит соблюдать строчку в тетради и научит ребенка правильно держать ручку при письме.

Развитие зрительного восприятия через соотношение цвета и величины происходит с помощью «Цветных цилиндров». Синие цилиндры — совпадают по диаметру, но разные по высоте; красные цилиндры — одинаковой высоты, но разного диаметра; жёлтые цилиндры — разные по высоте и диаметру; зелёные цилиндры — меняются от меньшего к большему.

В работе с данными цилиндрами используются следующие приемы: выстраивание в ряд; построение башни; нахождение цилиндров, у которых какое-либо общее свойство, например, высота или диаметр одинаковы; нахождение места цилиндру, например, ребенок закрывает глаза, а мы убираем один цилиндр из цепочки и сдвигаем ряд оставшихся, чтобы скрыть пустое место, — ребенку надо найти место цилиндру; работа с шаблонами методом наложения или визуальным соотнесением.

Для развития слухового восприятия используются «Шумовые цилиндры». В игровом оборудовании по 6 цилиндров с красными и синими крышками, по-разному шумящие при встряхивании.

Используются следующие приемы: выстраивание ряда цилиндров по громкости — от самого громкого до тихого и наоборот; определение пар одинаково звучащих цилиндров; вынимание одного цилиндра из одной коробочки, второго цилиндра из другой, встряхивание каждого цилиндра по очереди, сравнение и определение (как шумит тот или иной цилиндр), соотнесение их по громкости звучания (правильность выполненного задания можно проверить с помощью меток — «пар» на донышках цилиндров).

При достижении навыка задания усложняются. Например, определение звука на расстоянии. На одном столе один набор цилиндров, на другом второй, при этом можно увеличивать расстояние между столами. Ребенку необходимо найти два одинаковых по громкости звука.

Другой пример: педагог трясет какой-либо цилиндр и просит ребенка принести тот, шум которого тише или громче. Либо детям раздаются цилиндры, нужно выстроиться в ряд по громкости звучания цилиндра.

Для развития навыков идентификации и исследования через прикосновения применяются тактильные ячейки, дощечки для ощупывания, шероховатые таблички, ящик с тканью, что позволяет определять свойства предметов и обогащать речь ребенка.

В играх с тактильными ячейками используются материалы различного содержания и тактильной поверхности: природного характера; игрушки, изготовленные из разного материала; геометрические фигуры и другое.

Варианты игр: ощупывая предмет и зрительно соотнеся с образом, предложенным на картинке, или предметом, ребенок определяет, называет или показывает этот предмет; ребенок просовывает руку в мешочек и рассказывает, что он чувствует (твердое, холодное, шероховатое и другое). Все это позволяет развивать осязательное восприятие и обогащать словарный запас.

Примерное комплексно — тематическое планирование для детей 2-4 лет с использованием монтессори – материалов

Тема

Содержание работы

Формы и виды деятельности, работа с монтессори-материалами

Сентябрь

Дом ребенка

Осень

Овощи

1 неделя. Познакомить с комнатой Монтессори и ее оборудованием, дидактическими пособиями и игрушками

2 неделя. Знакомство с эталонными монтессори-материалами

3 неделя. Сезонные изменения в природе (разноцветные листья на деревьях, дождь). Свойства воды: прозрачная, принимает форму сосуда

4 неделя. Овощи

Рассматривание пособий, игрушек. Выбор материала ребенком, самостоятельная деятельность с ним.

Презентация «Розовая башня». Упражнения с водой, переливание из маленькой емкости в большую.

Упражнения с цветными табличками. «Цветик-семицветик».

Рамки-вкладыши «Овощи»

Октябрь

Осень

Животные, птицы

Одежда, обувь

1 неделя. Сезонные изменения в природе (дождь, листопад)

2 неделя. Знакомство с домашними животными и птицами

3 неделя. Одежда людей осенью

4 неделя. Познакомиться с особенностями поведения лесных зверей и птиц

Рисование «Дождь идет», «Разноцветные листья летят», чтение «листья желтые летят…», выкладывание фасолью листьев на веточках дерева (дерево нарисовано на бумаге).

Рамки-вкладыши – величина: «Цыплята», «Долматинцы».

Игра «Парные картинки» подбор одежды

Рамки-вкладыши: «Животные наших лесов», «Домашние животные»

Ноябрь

Я в мире человек

Мой дом

Овощи, фрукты

1 неделя. Формировать представления о себе как о человеке, основные части тела человека, их назначения, называть воспит-ля по имени и отчеству

2 неделя. Формировать первичное понимание того, что такое хорошо и что такое плохо, начальные представления о здоровом образе жизни

3 неделя. Знакомство с помещением кухни, швейная комната

4 неделя. Овощи, фрукты, витаминная корзинка

Дидактический круг, игры: «Кто у нас хороший?», «Отгадай, кто сказал?»

Презентация игры: из серии «Валеология», «Любит-не любит», «Привычка + поступки=здоровье»

Д/игра : «Где я это видел?» (подобрать к сюжетной картинке соответствующую теме предметную картинку. Например: «Я – повар» - кастрюля, поварешка и др. «Я швея»).

Рамки-вкладыши: «Овощи», «Фрукты»

Декабрь

Зима

Птицы

Праздники

1 неделя. Сезонные изменения в природе (холодно, снегопад)

2 неделя. Знакомство с зимующими птицам

3 неделя. «У елочки в гостях»

4 неделя. Новогодний праздник

Исследовательская деят-ть: превращение снега в воду, чтение стих-ия «белый снег, пушистый…»

Д/игра «Где я это видел?» (подобрать к сюжетной картинке «Зимние развлечения», соответствующие по теме предметные картинки).

Предметные картинки – зимующие птицы.

Рисование елочки.

Посильное участие в изготовлении новогодних украшений

Январь

Мой дом

Растения

1 неделя. Знакомство с профессиями: медсестра, врач

2 неделя. Знакомство с прачечной

3 неделя. Знакомство с комнатными растения

4 неделя. «Оденем куклу на прогулку» - одежда, обувь

Чтение и рассматривание картинок: К. Чуковский «Доктор Айболит», беседа по содержанию

Рассматривание картинок: «Бытовые приборы»

Трудовые поручения по уходу за растениями

Предметные картинки на обобщение – одежда, обувь. Презентация: «Коричневая лестница»

Рамки-вкладыши: «Одень девочке красивую одежду»

Февраль

Зима

Животные

Транспорт

1 неделя. Сезонные изменения в природе (превращение воды в лед)

2 неделя. Дикие животные

3 неделя. Домашние животные и птицы

4 неделя. Знакомство с транспортом

Исследовательская деятельность (превращение снега в воду, воды – в лед: цветные льдинки»)

«Собери картинку» - целое и его часть (пазлы – животные и птицы)

«Ферма» игрушка-лабиринт

Рамки-вкладыши из серии «Секретики» (щенок-котенок и др.)

Рамки-вкладыши: «Транспорт»

Картинка-пазл: «Виды транспорта»

Презентация д/игры: «Последовательности»

Март

Весна

Русские народные сказки

Посуда

1 неделя. Весенние изменения в природе: потеплело, солнце светит ярче, появляются сосульки

2-3 неделя. Знакомство с русскими народными сказками: Репка, Теремок, Колобок и др.

4 неделя. Знакомство с кухонной посудой. Сварим суп

Д/игра «Последовательности»

Выкладывание солнышка из цветных палочек

Чтение и рассматривание иллюстраций, беседа по содержанию

Пазлы: Репка

Настольный театр Теремок

Детское лото Предметы

Парные картинки Посуда

Презентация Витаминная корзинка

Апрель

Мой город

Свойства и качества предметов

Мой дом

1 неделя. Знакомство с родным городом, его названием, основными достопримечательностями

2 неделя. Знакомство с разными свойствами предметов (тяжелый-легкий)

3 неделя. Знакомство с разными свойствами предметов (гладкий-шершавый)

4 неделя. Знакомство с предметами домашнего обихода, мебелью, бытовыми приборами. Использовать в речи обобщающее слово «мебель»

Целевые прогулки на площадь к памятнику первооткрывателей нефти, в овощной магазин, к кинотеатру

Эталонные тактильные таблички, таблички на различение тяжести

Игра тонет-не тонет

Презентация Тактильные таблички

Д/игра детское лото Предметы

Май

Лето

Транспорт

Мой дом

Я – в мире, человек

1 неделя. Сезонные изменения в природе летом: яркое, теплое солнце, появление зеленой травки, первых листьев. Одежда людей летом

2 неделя. Продолжать знакомить с транспортом. Называть их части, их значение

3 неделя. Продолжать знакомить с домом, с предметами домашнего обихода, мебелью, посудой, бытовыми приборами.

4 неделя. Продолжать формировать понимание того, что такое хорошо и что такое плохо, начальные представления о здоровом образе жизни

Рассматривание одуванчика

Рисование Желтый одуванчик на зеленой травке

Исследовательская деятельность качество и свойство песка (сухой, мокрый и т.д.)

Д/игра Где я это видел? Летний двор

Наблюдение за транспортом

Конструирование машинки из геометр.форм

Рамки-вкладыши Транспорт

Детское лото Предметы

Упражнения Разложи орешки

Предметные картинки Посуда, Мебель, Бытовые приборы

Игра из серии Валеология, Любит не любит, привычка + поступки = здоровье

Рекомендации родителям по сенсорному развитию по системе Монтессори в домашних условиях

Несмотря на то, что Монтессори центры используют специализированные наборы для развития детей, создать игру, обогащающую сенсорный опыт ребенка несложно.

  • Звериные соревнования. Обсудите с малышом, как передвигаются разные животные и попробуйте устроить соревнования: отчертите линию старта и финиша и предложите пробежать её боком как краб, проковылять как медведь или пропрыгать зайцем.
  • Лепка. Кинетический песок, солёное тесто, пластилин и глина прекрасно развивают тактильную чувствительность ребенка. Не обязательно сразу пытаться создать шедевр: достаточно научиться катать шарики, расплющивать их в блины, вытягивать в колбаски, сжимать и наблюдать, как материал просачивается сквозь пальцы

Идеи сенсорного развития Монтессори в домашних условиях

  • Рисуйте мелками на асфальте и играйте в классики. Как и предыдущее упражнение это тренирует не только органы чувств, но и координацию ребенка
  • Игра в молчанку. Просто так молчать уже не интересно? Предложите малышу запомнить 5 разных звуков, которые он успел услышать за минуту тишины (гудок машины, звуки птиц, разговоры людей, упавший карандаш и т.д.)
  • Охота за сокровищами. Нарисуйте лист предметов, которые ребенок должен найти за время вашей следующей прогулки (длинная шершавая шишка, красный листочек, жёлтый листочек, сухая ветка и т.д.). Не забудьте взять с собой ручку, чтобы вычеркивать найденное.
  • Рисование с помощью штампов, пальцев, кисточек и даже ватных палочек. Сложно переоценить влияние занятий свободным творчеством на развитие ребенка
  • Угадай запах. В непрозрачные коробочки положите предметы с разным запахом: любимый шампунь, корку апельсина, немного ванили, сушеную гвоздику, жареную котлету. Устройте конкурс самого острого нюха.
  • Поэкспериментируйте с музыкальными инструментами: ксилофон, глюкофон, калимба, барабан, бубен, шейкер, дудочка. Не обязательно сразу записываться в музыкальную школу, чтобы приобщить ребенка к музыке.
  • Угадай продукт по вкусу. Завяжите малышу глаза и предложите угадать, что сегодня на обед.
  • Чаще давайте малышу ходить босиком, ведь там под ногами целый мир: песок, лужайка, ручей, галька.

Выводы

Развитие ребенка начинается с развития его органов чувств. В 21 веке это не просто мнение педагогов, а научно доказанный факт. В раннем возрасте ребенку очень важно узнать максимум о мире вокруг с помощью всех своих органов чувств, именно поэтому ни один компьютер не сможет заменить ребенку реальный опыт нахождения в разной среде (лесу, парке, магазине, на кухне и т.д.).

Заключение

Одна из самых сложных в организации зон развития ребенка по Монтессори – это зона сенсорного развития. Нужно продумать, как познакомить ребенка с ощущениями самой разной модальности, и не забыть даже такие чувства, как вкус или запах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии в процессе сенсорного развития детей раннего возраста.

Организация эффективного воспитательно-образовательного процесса с детьми раннего возраста требует новых подходов, выбора таких технологий, которые соответствуют возрастным и индивидуальным возможност...

Мастер-класс для родителей «Технология игр по сенсорному развитию детей второго года жизни»

Цель мастер-класса: дать представление родителям о технологии игр по сенсорному развитию   помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по раз...

Использование игровых технологий в процессе сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

laquo;Игра - это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора была бы бесполезна для человечества. В игре, в этой специальной обработке жизненног...

Мастер класс для родителей «Технология игр по сенсорному развитию детей второго года жизни»

Мастер класс для родителей «Технология игр по сенсорному развитию детей второго года жизни»...

Использование игровых технологий в процессе сенсорного развития детей раннего возраста

Значение сенсорного развития в раннем дошкольном детстве переоценить невозможно. Именно этот возраст считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления пред...

Тема: «Использование элементов методики М. Монтессори в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста»

Данный материал содержит примерное оформление и перечень документов при составлении папки по самообразованию воспитателя...

«Использование игровых технологий как средство сенсорного развития детей с тяжелыми нарушениями речи»

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих пер...