Мастер-класс для педагогов «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»
консультация по математике (младшая группа)

Ирина Владимировна Кокорина

Мастер-класс для педагогов
«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»

(Звучит музыка из передачи «Что? Где? Когда?»,  перед  педагогами появляется «волшебный  ящик».)

 

То, что лежит в черном ящике, прошло долгий путь. В то время, когда на Руси правил Иван III, это считалось деньгами. В эпоху Алексея Михайловича Тишайшего в Европе служило предметом роскоши. Кардинал Ришелье любил это и полагал его отменным лекарством. С ним был солидарен известный врач Христофор Людвиг Хоффман. Сегодняшние же врачи полагают, что это смягчает горло при ангине. (ШОКОЛАД)

 

- Угадайте, что находиться в  ящике?

Перед нами возникла проблемная ситуация – узнать, что находится в «волшебном ящике». Сейчас вы попали в затруднительную ситуацию. Ребёнка с рождения окружает огромное количество предметов и явлений, которые обладают самыми разнообразными свойствами и качествами. Для того чтобы облегчить и ускорить процесс формирования представлений об окружающем мире, необходимо обучать ребёнка основным умственным действиям и правилам восприятия.

Сегодня мы предлагаем вам пройти тот путь, который проходит ребёнок при столкновении с неизвестным, познакомиться с содержанием и приемами, способствующими сенсорному развитию детей младшего возраста, познакомиться с дидактическими играми, пособиями, направленными на усвоение сенсорных эталонов. Наш мастер-класс  научат вас изготавливать сенсорные  дидактические игры из бросового материала.  И в итоге вы должны узнать, что же находится в этом ящике. А так как вы воспитатели маленьких детей, а все дети любят играть, то я вам предлагаю вспомнить детство и  понять, как через дидактическую игру дети должны усваивать сенсорные знания.

Забудьте  на время о том, что вы взрослые, станьте детьми и давайте поиграем. Вы этого хотите? Тогда мы отправляемся с вами в путешествие в страну Сенсорику!!!

(Звучит сказочная  мелодия. )

Поскорей встали в круг,

За руки все взялись вдруг.

Будем рядом стоять,

Глазки закрывать!

А теперь начнём вращаться,

В ребятишек превращаться!

Паровоз давно вас ждет,

В страну Сенсорику  повезёт!

- Поехали! Ручки согнули, завели мотор.

(Звучит песенка  «Паровоз»)

1.-Внимание! Наш поезд прибывает на 1 станцию. Как она называется, вы сейчас догадаетесь. Послушайте мои загадки.

 

1.Он в яйце есть и в цыпленке,                              

В масле, что лежит в масленке,

В каждом спелом колоске,

В солнце, в сыре и в песке. (желтый цвет)

 

2. Он с лягушкой может квакать,

Вместе с крокодилом плакать,

Из земли с травой расти,

Но не может он цвести. (зелёный цвет)

 

3. Всех быков он возмущает,

Ехать дальше запрещает,

Вместе с кровью в нас течет,

Щеки всем врунам печет.(красный цвет)

 

4. Им треть флага занята,

Он в название кита,

И в букете васильковом,

И на ящике почтовом. (синий цвет)

 

Догадались, как станция называется? Станция «Цветная». И я предлагаю вам научиться играть в цветную  игру.

Игра . «Разноцветные карточки»

Описание игры

Для игры нужно взять несколько разноцветных карточек. Когда ведущий поднимает красную карточку – дети должны, например, подпрыгнуть; зеленую  – хлопнуть в ладоши; синюю – шагать на месте, желтую – взяться за руки и т.п.

- Молодцы, здорово поиграли. За это мы даем вам  подсказку (    ).

А нам пора в путь. Быстрее занимаем вагоны и едем дальше (Звучит музыка, паровоз едет дальше)

 

 

2 станция .-Как же называется эта станция, давайте угадаем?

Ни угла, ни стороны,

А родня – одни блины. (круг)

Злая рыба хвост-лопата

Откусила полквадрата –

Целый угол, верь не верь!

Кто ж он, бедненький, теперь? (треугольник)

Кубик в краску окуни,

Приложи и подними.

Вася десять раз так сделал –

Отпечатались они. (квадраты)

- Как станция называется? Догадались? (станция Фигурная). Нас встречают фигуры разной формы. Они нам приготовили много интересных игр, которые познакомят с плоскостными геометрическими формами – кругом , квадратом, треугольником; научат подбирать нужные формы разными методами.

Игра 1. «Лужа»

 

 -  Получите еще одну подсказку  (       ) А веселый паровоз нас опять зовёт в дорогу. Занимаем скорее места. (звучит музыка) Едем дальше!

- А паровоз снова зовёт нас в путь.

 

Станция 3

Наш поезд прибыл на следующую остановку. Здесь мы с вами поиграем. На каждое съедобное слово – хлопаем в ладоши, а несъедобное – топаем ногами.

 

Рано утром я проснулся –

И конечно же с утра съел автобус

А потом и бутерброд  

А вчера я на обед поел - винегрет

Я еще люблю я кушать мармелад

А еще и чемодан, еле-еле прожевал.

Вот и случай был недавно,

У меня болел живот –

Хотя съел то я пирог, и дом, и розетку с утюгом,

Сладким яблочком  заел, вот живот и заболел.

Вам советую друзья без сметаны есть нельзя –

Борщ, жакет, салат, машину,

А сосульки просто диво – сладки, вкусны и красивы.

Никогда я не скучаю, сладким чаем запиваю.

Нет, конечно же друзья каша лучшая еда.

Ешьте щи и винегрет, рыбу, курицу, омлет.

Ведь голодными друзья – быть в саду никак нельзя!

 

Молодцы! Получайте еще одну подсказку. Предмет …..

 

 

4.-Наш поезд прибыл на конечную станцию «Игрушечную».

 -  Настало время вам превращаться во взрослых. (Звучит сказочная мелодия)

Поскорей встали в круг,

За руки все взялись вдруг.

Будем рядом стоять,

Глазки закрывать!

А теперь начнём вращаться,

И во взрослых превращаться.

 - Посмотрите, сколько различных игр, развивающих сенсорный опыт детей, нас встречает. Здесь игры,  купленные в магазине и сделанные руками воспитателей и родителей. Наша задача, как говориться, дёшево и  сердито научиться делать игры из подручного и бросового материала, который имеется в каждом доме. Посмотрите, какое разнообразие! В группе дети в них с большим удовольствием играют.

Играя, ребёнок учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать простые закономерности, принимать самостоятельные решения. У ребёнка появляется интерес к знаниям, усидчивость, самостоятельность.

5.- А сейчас проведем мастер-класс. Я вам предлагаю разделиться на 5-6 подгрупп .

На стол перед педагогами выкладываются следующие предметы: маленькие пластиковые бутылки, камушки, фасоль, крупные макароны, крупы – манная, рисовая, вата, пенопласт, кусочки ткани фольга, целлофановый пакет бумага разных цветов плотная и тонкая, пластмассовые яйца-«киндер сюрпризы», скорлупа от орехов, арбузные семечки, шишки, разноцветные шерстяные нитки, пуговицы, клей, пластилин и др.

- А сейчас предлагаю Вам изготовить  развивающую игрушку своими руками – на это отводится 10-15 минут, далее педагоги делают своим игрушкам презентацию (рекламу), объясняют,  как их можно использовать в работе по сенсорному воспитанию детей.

И так, начнём! (звучит мелодия «Куда уходит детство»)

Затем все педагоги высказывают мнение, какую игрушку они считают самой лучшей. Группа педагогов, выполнившая ее, забирает все остальные игрушки в качестве приза для пополнения своего уголка сенсорного развития в группах.

 

 

III –Уважаемые коллеги, давайте вспомним про наш волшебный ящик. Пройдя через все станции, нам стали известны все свойства неизвестного объекта (показываю карточки). А я предлагает использовать тактильное восприятие и определить на ощупь содержимое ящика. Педагоги запускают руки через рукава в ящик и ощупывают предмет. Выслушиваются и принимаются все предложения.

- Сопоставив все подсказки, вы назовете этот предмет - как вы думаете, что это? (предлагают варианты ответов). Воспитатель достает объект из «ящика ощущений» и показывает. (апельсин)

- Сегодня мы с вами подтвердили тот факт, что у взрослых и детей познание неизвестного проходит по одному пути: через восприятие сенсорных свойств и качеств, от ощущений к представлениям и понятиям. Наиболее полный образ объекта ребенок получает только тогда, когда задействованы все группы анализаторов.

- В заключении хотелось бы подчеркнуть, что сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития. А  это очень важная, но не единственная сторона общего психического развития. Ребёнок должен развиваться гармонически, т.е. в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношениях.

 

Желаю вам творческих успехов в работе!

Спасибо  за  внимание!


 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_sens.docx23.13 КБ
Файл sensorn.pptx1.33 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов
«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»

(Звучит музыка из передачи «Что? Где? Когда?», перед педагогами появляется «волшебный ящик».)

То, что лежит в черном ящике, прошло долгий путь. В то время, когда на Руси правил Иван III, это считалось деньгами. В эпоху Алексея Михайловича Тишайшего в Европе служило предметом роскоши. Кардинал Ришелье любил это и полагал его отменным лекарством. С ним был солидарен известный врач Христофор Людвиг Хоффман. Сегодняшние же врачи полагают, что это смягчает горло при ангине. (ШОКОЛАД)

- Угадайте, что находиться в ящике?

Перед нами возникла проблемная ситуация – узнать, что находится в «волшебном ящике». Сейчас вы попали в затруднительную ситуацию. Ребёнка с рождения окружает огромное количество предметов и явлений, которые обладают самыми разнообразными свойствами и качествами. Для того чтобы облегчить и ускорить процесс формирования представлений об окружающем мире, необходимо обучать ребёнка основным умственным действиям и правилам восприятия.

Сегодня мы предлагаем вам пройти тот путь, который проходит ребёнок при столкновении с неизвестным, познакомиться с содержанием и приемами, способствующими сенсорному развитию детей младшего возраста, познакомиться с дидактическими играми, пособиями, направленными на усвоение сенсорных эталонов. Наш мастер-класс научат вас изготавливать сенсорные дидактические игры из бросового материала. И в итоге вы должны узнать, что же находится в этом ящике. А так как вы воспитатели маленьких детей, а все дети любят играть, то я вам предлагаю вспомнить детство и понять, как через дидактическую игру дети должны усваивать сенсорные знания.

Забудьте на время о том, что вы взрослые, станьте детьми и давайте поиграем. Вы этого хотите? Тогда мы отправляемся с вами в путешествие в страну Сенсорику!!!

(Звучит сказочная мелодия. )

Поскорей встали в круг,

За руки все взялись вдруг.

Будем рядом стоять,

Глазки закрывать!

А теперь начнём вращаться,

В ребятишек превращаться!

Паровоз давно вас ждет,

В страну Сенсорику повезёт!

- Поехали! Ручки согнули, завели мотор.

(Звучит песенка «Паровоз»)

#1042;нимание! Наш поезд прибывает на 1 станцию. Как она называется, вы сейчас догадаетесь. Послушайте мои загадки.

#1054;н в яйце есть и в цыпленке,

В масле, что лежит в масленке,

В каждом спелом колоске,

В солнце, в сыре и в песке. (желтый цвет)

2. Он с лягушкой может квакать,

Вместе с крокодилом плакать,

Из земли с травой расти,

Но не может он цвести. (зелёный цвет)

3. Всех быков он возмущает,

Ехать дальше запрещает,

Вместе с кровью в нас течет,

Щеки всем врунам печет.(красный цвет)

4. Им треть флага занята,

Он в название кита,

И в букете васильковом,

И на ящике почтовом. (синий цвет)

Догадались, как станция называется? Станция «Цветная». И я предлагаю вам научиться играть в цветную игру.

Игра . «Разноцветные карточки»

Описание игры

Для игры нужно взять несколько разноцветных карточек. Когда ведущий поднимает красную карточку – дети должны, например, подпрыгнуть; зеленую – хлопнуть в ладоши; синюю – шагать на месте, желтую – взяться за руки и т.п.

- Молодцы, здорово поиграли. За это мы даем вам подсказку ( ).

А нам пора в путь. Быстрее занимаем вагоны и едем дальше (Звучит музыка, паровоз едет дальше)

2 станция .-Как же называется эта станция, давайте угадаем?

Ни угла, ни стороны,

А родня – одни блины. (круг)

Злая рыба хвост-лопата

Откусила полквадрата –

Целый угол, верь не верь!

Кто ж он, бедненький, теперь? (треугольник)

Кубик в краску окуни,

Приложи и подними.

Вася десять раз так сделал –

Отпечатались они. (квадраты)

- Как станция называется? Догадались? (станция Фигурная). Нас встречают фигуры разной формы. Они нам приготовили много интересных игр, которые познакомят с плоскостными геометрическими формами – кругом , квадратом, треугольником; научат подбирать нужные формы разными методами.

Игра 1. «Лужа»

- Получите еще одну подсказку ( ) А веселый паровоз нас опять зовёт в дорогу. Занимаем скорее места. (звучит музыка) Едем дальше!

- А паровоз снова зовёт нас в путь.

Станция 3

Наш поезд прибыл на следующую остановку. Здесь мы с вами поиграем. На каждое съедобное слово – хлопаем в ладоши, а несъедобное – топаем ногами.

Рано утром я проснулся –

И конечно же с утра съел автобус

А потом и бутерброд

А вчера я на обед поел - винегрет

Я еще люблю я кушать мармелад

А еще и чемодан, еле-еле прожевал.

Вот и случай был недавно,

У меня болел живот –

Хотя съел то я пирог, и дом, и розетку с утюгом,

Сладким яблочком заел, вот живот и заболел.

Вам советую друзья без сметаны есть нельзя –

Борщ, жакет, салат, машину,

А сосульки просто диво – сладки, вкусны и красивы.

Никогда я не скучаю, сладким чаем запиваю.

Нет, конечно же друзья каша лучшая еда.

Ешьте щи и винегрет, рыбу, курицу, омлет.

Ведь голодными друзья – быть в саду никак нельзя!

Молодцы! Получайте еще одну подсказку. Предмет …..

#1053;аш поезд прибыл на конечную станцию «Игрушечную».

- Настало время вам превращаться во взрослых. (Звучит сказочная мелодия)

Поскорей встали в круг,

За руки все взялись вдруг.

Будем рядом стоять,

Глазки закрывать!

А теперь начнём вращаться,

И во взрослых превращаться.

- Посмотрите, сколько различных игр, развивающих сенсорный опыт детей, нас встречает. Здесь игры, купленные в магазине и сделанные руками воспитателей и родителей. Наша задача, как говориться, дёшево и сердито научиться делать игры из подручного и бросового материала, который имеется в каждом доме. Посмотрите, какое разнообразие! В группе дети в них с большим удовольствием играют.

Играя, ребёнок учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать простые закономерности, принимать самостоятельные решения. У ребёнка появляется интерес к знаниям, усидчивость, самостоятельность.

А сейчас проведем мастер-класс. Я вам предлагаю разделиться на 5-6 подгрупп .

На стол перед педагогами выкладываются следующие предметы: маленькие пластиковые бутылки, камушки, фасоль, крупные макароны, крупы – манная, рисовая, вата, пенопласт, кусочки ткани фольга, целлофановый пакет бумага разных цветов плотная и тонкая, пластмассовые яйца-«киндер сюрпризы», скорлупа от орехов, арбузные семечки, шишки, разноцветные шерстяные нитки, пуговицы, клей, пластилин и др.

- А сейчас предлагаю Вам изготовить развивающую игрушку своими руками – на это отводится 10-15 минут, далее педагоги делают своим игрушкам презентацию (рекламу), объясняют, как их можно использовать в работе по сенсорному воспитанию детей.

И так, начнём! (звучит мелодия «Куда уходит детство»)

Затем все педагоги высказывают мнение, какую игрушку они считают самой лучшей. Группа педагогов, выполнившая ее, забирает все остальные игрушки в качестве приза для пополнения своего уголка сенсорного развития в группах.

III –Уважаемые коллеги, давайте вспомним про наш волшебный ящик. Пройдя через все станции, нам стали известны все свойства неизвестного объекта (показываю карточки). А я предлагает использовать тактильное восприятие и определить на ощупь содержимое ящика. Педагоги запускают руки через рукава в ящик и ощупывают предмет. Выслушиваются и принимаются все предложения.

- Сопоставив все подсказки, вы назовете этот предмет - как вы думаете, что это? (предлагают варианты ответов). Воспитатель достает объект из «ящика ощущений» и показывает. (апельсин)

- Сегодня мы с вами подтвердили тот факт, что у взрослых и детей познание неизвестного проходит по одному пути: через восприятие сенсорных свойств и качеств, от ощущений к представлениям и понятиям. Наиболее полный образ объекта ребенок получает только тогда, когда задействованы все группы анализаторов.

- В заключении хотелось бы подчеркнуть, что сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития. А это очень важная, но не единственная сторона общего психического развития. Ребёнок должен развиваться гармонически, т.е. в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношениях.

Желаю вам творческих успехов в работе!

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс для педагогов «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

Слайд 2

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира.

Слайд 3

Сенсорные ощущения могут быть разными: • зрительные ощущения – ребенок видит контраст между светом и темнотой, различает цвета и оттенки, форму и величину предметов, их количество и расположение в пространстве; • слуховые ощущения – ребенок слышит разнообразные звуки – музыку, звуки природы, шумы города, человеческую речь, и учится их различать;

Слайд 4

• осязательные ощущения – ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания различных по фактуре материалов, поверхности различных по величине и форме предметов, гладит животных, обнимает близких ему людей; • вкусовые ощущения – ребенок пробует и учится различать на вкус разнообразные продукты питания и блюда.

Слайд 5

Сенсорное воспитание – это целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений) .

Слайд 6

Целью сенсорного воспитания является формирование сенсорных способностей у малышей. На этой основе выделяются следующие задачи: → Формирование у детей систем перцептивных действий →Формирование у детей систем сенсорных эталонов → Формирование у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности

Слайд 7

Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы внешних свойств предметов. ЭТАЛОННАЯ СИСТЕМА ФОРМЫ: ЦВЕТА: ВЕЛИЧИНЫ:

Слайд 8

Основные задачи сенсорного воспитания от рождения до 4-х лет 1-й год жизни: Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися игрушками, хватать предметы разной формы и величины 2-3 год жизни: дети должны научиться выделять, цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине. 4 год жизни: У детей формируют сенсорные эталоны. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов – эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий. Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие.

Слайд 9

Цель работы: создание условий для сенсорного воспитания детей раннего возраста в условиях ДОУ.

Слайд 10

Задачи: - разнообразить развивающую среду в группе; - развивать и совершенствовать у детей все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт; - вовлекать родителей в процесс работы по развитию сенсорных способностей детей.

Слайд 11

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

Слайд 14

«Разложи по цвету»

Слайд 15

«Разноцветные полянки»

Слайд 16

«Веселые гномы» «Спрячь мышку»

Слайд 17

«Игры с прищепками» «Елка наряжается»

Слайд 18

Работа с родителями

Слайд 19

КОНСУЛЬТАЦИИ

Слайд 20

«Руками родителей» «Собери урожай» «Наряди жирафа» «Напои куклу чаем» «Божьи коровки»

Слайд 21

Воспитатели в саду Создают детям уют, Сказки малышам читают, Песенки для них поют, Занимаются, играют Прямо с самого утра. Развиваться помогает Сенсорная им игра.

Слайд 22

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Ёжик"-нетрадиционная техника рисования для детей младшего дошкольного возраста.

Мастер-класс «Ежик»-нетрадиционная техника рисования для детей младшего дошкольного возраста.Выполнил воспитатель: Лапшина Елена Ивановна МБДОУ детский сад №16 «Ивушка»[[{"type":"media","view_mode":"m...

Мастер – класс «Организация работы по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста»

Мастер - класс для молодых педагогов дошкольных учреждений. Так же данный материал может использоваться на родительском собрании в ДОУ....

"Мастер-класс для родителей "Сенсорные игры для детей младшего дошкольного возраста"

Практические советы по организации игрт для развития сенсорных эталонов, которые можно провести дома...

Мастер – класс для педагогов «Здоровый образ жизни детей младшего дошкольного возраста»

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни....

Мастер-класс " Формирование конструктивно-модельных навыков у детей младшего дошкольного возраста. "Строим вместе""

Мастер-класс "Конструктивно-модельная деятельность из нетрадиционных материалов во 2 младшей группе"....