Мастер-класс для педагогов«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»
консультация по математике (младшая группа)
Мастер-класс для педагогов
«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»
(Звучит музыка из передачи «Что? Где? Когда?», перед педагогами появляется «волшебный ящик».)
То, что лежит в черном ящике, прошло долгий путь. В то время, когда на Руси правил Иван III, это считалось деньгами. В эпоху Алексея Михайловича Тишайшего в Европе служило предметом роскоши. Кардинал Ришелье любил это и полагал его отменным лекарством. С ним был солидарен известный врач Христофор Людвиг Хоффман. Сегодняшние же врачи полагают, что это смягчает горло при ангине. (ШОКОЛАД)
- Угадайте, что находиться в ящике?
Перед нами возникла проблемная ситуация – узнать, что находится в «волшебном ящике». Сейчас вы попали в затруднительную ситуацию. Ребёнка с рождения окружает огромное количество предметов и явлений, которые обладают самыми разнообразными свойствами и качествами. Для того чтобы облегчить и ускорить процесс формирования представлений об окружающем мире, необходимо обучать ребёнка основным умственным действиям и правилам восприятия.
Сегодня мы предлагаем вам пройти тот путь, который проходит ребёнок при столкновении с неизвестным, познакомиться с содержанием и приемами, способствующими сенсорному развитию детей младшего возраста, познакомиться с дидактическими играми, пособиями, направленными на усвоение сенсорных эталонов. Наш мастер-класс научат вас изготавливать сенсорные дидактические игры из бросового материала. И в итоге вы должны узнать, что же находится в этом ящике. А так как вы воспитатели маленьких детей, а все дети любят играть, то я вам предлагаю вспомнить детство и понять, как через дидактическую игру дети должны усваивать сенсорные знания.
Забудьте на время о том, что вы взрослые, станьте детьми и давайте поиграем. Вы этого хотите? Тогда мы отправляемся с вами в путешествие в страну Сенсорику!!!
(Звучит сказочная мелодия. )
Поскорей встали в круг,
За руки все взялись вдруг.
Будем рядом стоять,
Глазки закрывать!
А теперь начнём вращаться,
В ребятишек превращаться!
Паровоз давно вас ждет,
В страну Сенсорику повезёт!
- Поехали! Ручки согнули, завели мотор.
(Звучит песенка «Паровоз»)
1.-Внимание! Наш поезд прибывает на 1 станцию. Как она называется, вы сейчас догадаетесь. Послушайте мои загадки.
1.Он в яйце есть и в цыпленке,
В масле, что лежит в масленке,
В каждом спелом колоске,
В солнце, в сыре и в песке. (желтый цвет)
2. Он с лягушкой может квакать,
Вместе с крокодилом плакать,
Из земли с травой расти,
Но не может он цвести. (зелёный цвет)
3. Всех быков он возмущает,
Ехать дальше запрещает,
Вместе с кровью в нас течет,
Щеки всем врунам печет.(красный цвет)
4. Им треть флага занята,
Он в название кита,
И в букете васильковом,
И на ящике почтовом. (синий цвет)
Догадались, как станция называется? Станция «Цветная». И я предлагаю вам научиться играть в цветную игру.
Игра . «Разноцветные карточки»
Описание игры
Для игры нужно взять несколько разноцветных карточек. Когда ведущий поднимает красную карточку – дети должны, например, подпрыгнуть; зеленую – хлопнуть в ладоши; синюю – шагать на месте, желтую – взяться за руки и т.п.
- Молодцы, здорово поиграли. За это мы даем вам подсказку ( ).
А нам пора в путь. Быстрее занимаем вагоны и едем дальше (Звучит музыка, паровоз едет дальше)
2 станция .-Как же называется эта станция, давайте угадаем?
Ни угла, ни стороны,
А родня – одни блины. (круг)
Злая рыба хвост-лопата
Откусила полквадрата –
Целый угол, верь не верь!
Кто ж он, бедненький, теперь? (треугольник)
Кубик в краску окуни,
Приложи и подними.
Вася десять раз так сделал –
Отпечатались они. (квадраты)
- Как станция называется? Догадались? (станция Фигурная). Нас встречают фигуры разной формы. Они нам приготовили много интересных игр, которые познакомят с плоскостными геометрическими формами – кругом , квадратом, треугольником; научат подбирать нужные формы разными методами.
Игра 1. «Лужа»
- Получите еще одну подсказку ( ) А веселый паровоз нас опять зовёт в дорогу. Занимаем скорее места. (звучит музыка) Едем дальше!
- А паровоз снова зовёт нас в путь.
Станция 3
Наш поезд прибыл на следующую остановку. Здесь мы с вами поиграем. На каждое съедобное слово – хлопаем в ладоши, а несъедобное – топаем ногами.
Рано утром я проснулся –
И конечно же с утра съел автобус
А потом и бутерброд
А вчера я на обед поел - винегрет
Я еще люблю я кушать мармелад
А еще и чемодан, еле-еле прожевал.
Вот и случай был недавно,
У меня болел живот –
Хотя съел то я пирог, и дом, и розетку с утюгом,
Сладким яблочком заел, вот живот и заболел.
Вам советую друзья без сметаны есть нельзя –
Борщ, жакет, салат, машину,
А сосульки просто диво – сладки, вкусны и красивы.
Никогда я не скучаю, сладким чаем запиваю.
Нет, конечно же друзья каша лучшая еда.
Ешьте щи и винегрет, рыбу, курицу, омлет.
Ведь голодными друзья – быть в саду никак нельзя!
Молодцы! Получайте еще одну подсказку. Предмет …..
4.-Наш поезд прибыл на конечную станцию «Игрушечную».
- Настало время вам превращаться во взрослых. (Звучит сказочная мелодия)
Поскорей встали в круг,
За руки все взялись вдруг.
Будем рядом стоять,
Глазки закрывать!
А теперь начнём вращаться,
И во взрослых превращаться.
- Посмотрите, сколько различных игр, развивающих сенсорный опыт детей, нас встречает. Здесь игры, купленные в магазине и сделанные руками воспитателей и родителей. Наша задача, как говориться, дёшево и сердито научиться делать игры из подручного и бросового материала, который имеется в каждом доме. Посмотрите, какое разнообразие! В группе дети в них с большим удовольствием играют.
Играя, ребёнок учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать простые закономерности, принимать самостоятельные решения. У ребёнка появляется интерес к знаниям, усидчивость, самостоятельность.
5.- А сейчас проведем мастер-класс. Я вам предлагаю разделиться на 5-6 подгрупп .
На стол перед педагогами выкладываются следующие предметы: маленькие пластиковые бутылки, камушки, фасоль, крупные макароны, крупы – манная, рисовая, вата, пенопласт, кусочки ткани фольга, целлофановый пакет бумага разных цветов плотная и тонкая, пластмассовые яйца-«киндер сюрпризы», скорлупа от орехов, арбузные семечки, шишки, разноцветные шерстяные нитки, пуговицы, клей, пластилин и др.
- А сейчас предлагаю Вам изготовить развивающую игрушку своими руками – на это отводится 10-15 минут, далее педагоги делают своим игрушкам презентацию (рекламу), объясняют, как их можно использовать в работе по сенсорному воспитанию детей.
И так, начнём! (звучит мелодия «Куда уходит детство»)
Затем все педагоги высказывают мнение, какую игрушку они считают самой лучшей. Группа педагогов, выполнившая ее, забирает все остальные игрушки в качестве приза для пополнения своего уголка сенсорного развития в группах.
III –Уважаемые коллеги, давайте вспомним про наш волшебный ящик. Пройдя через все станции, нам стали известны все свойства неизвестного объекта (показываю карточки). А я предлагает использовать тактильное восприятие и определить на ощупь содержимое ящика. Педагоги запускают руки через рукава в ящик и ощупывают предмет. Выслушиваются и принимаются все предложения.
- Сопоставив все подсказки, вы назовете этот предмет - как вы думаете, что это? (предлагают варианты ответов). Воспитатель достает объект из «ящика ощущений» и показывает. (апельсин)
- Сегодня мы с вами подтвердили тот факт, что у взрослых и детей познание неизвестного проходит по одному пути: через восприятие сенсорных свойств и качеств, от ощущений к представлениям и понятиям. Наиболее полный образ объекта ребенок получает только тогда, когда задействованы все группы анализаторов.
- В заключении хотелось бы подчеркнуть, что сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития. А это очень важная, но не единственная сторона общего психического развития. Ребёнок должен развиваться гармонически, т.е. в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношениях.
Желаю вам творческих успехов в работе!
Спасибо за внимание!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_sens.docx | 23.13 КБ |
sensorn.pptx | 1.33 МБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов
«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»
(Звучит музыка из передачи «Что? Где? Когда?», перед педагогами появляется «волшебный ящик».)
То, что лежит в черном ящике, прошло долгий путь. В то время, когда на Руси правил Иван III, это считалось деньгами. В эпоху Алексея Михайловича Тишайшего в Европе служило предметом роскоши. Кардинал Ришелье любил это и полагал его отменным лекарством. С ним был солидарен известный врач Христофор Людвиг Хоффман. Сегодняшние же врачи полагают, что это смягчает горло при ангине. (ШОКОЛАД)
- Угадайте, что находиться в ящике?
Перед нами возникла проблемная ситуация – узнать, что находится в «волшебном ящике». Сейчас вы попали в затруднительную ситуацию. Ребёнка с рождения окружает огромное количество предметов и явлений, которые обладают самыми разнообразными свойствами и качествами. Для того чтобы облегчить и ускорить процесс формирования представлений об окружающем мире, необходимо обучать ребёнка основным умственным действиям и правилам восприятия.
Сегодня мы предлагаем вам пройти тот путь, который проходит ребёнок при столкновении с неизвестным, познакомиться с содержанием и приемами, способствующими сенсорному развитию детей младшего возраста, познакомиться с дидактическими играми, пособиями, направленными на усвоение сенсорных эталонов. Наш мастер-класс научат вас изготавливать сенсорные дидактические игры из бросового материала. И в итоге вы должны узнать, что же находится в этом ящике. А так как вы воспитатели маленьких детей, а все дети любят играть, то я вам предлагаю вспомнить детство и понять, как через дидактическую игру дети должны усваивать сенсорные знания.
Забудьте на время о том, что вы взрослые, станьте детьми и давайте поиграем. Вы этого хотите? Тогда мы отправляемся с вами в путешествие в страну Сенсорику!!!
(Звучит сказочная мелодия. )
Поскорей встали в круг,
За руки все взялись вдруг.
Будем рядом стоять,
Глазки закрывать!
А теперь начнём вращаться,
В ребятишек превращаться!
Паровоз давно вас ждет,
В страну Сенсорику повезёт!
- Поехали! Ручки согнули, завели мотор.
(Звучит песенка «Паровоз»)
#1042;нимание! Наш поезд прибывает на 1 станцию. Как она называется, вы сейчас догадаетесь. Послушайте мои загадки.
#1054;н в яйце есть и в цыпленке,
В масле, что лежит в масленке,
В каждом спелом колоске,
В солнце, в сыре и в песке. (желтый цвет)
2. Он с лягушкой может квакать,
Вместе с крокодилом плакать,
Из земли с травой расти,
Но не может он цвести. (зелёный цвет)
3. Всех быков он возмущает,
Ехать дальше запрещает,
Вместе с кровью в нас течет,
Щеки всем врунам печет.(красный цвет)
4. Им треть флага занята,
Он в название кита,
И в букете васильковом,
И на ящике почтовом. (синий цвет)
Догадались, как станция называется? Станция «Цветная». И я предлагаю вам научиться играть в цветную игру.
Игра . «Разноцветные карточки»
Описание игры
Для игры нужно взять несколько разноцветных карточек. Когда ведущий поднимает красную карточку – дети должны, например, подпрыгнуть; зеленую – хлопнуть в ладоши; синюю – шагать на месте, желтую – взяться за руки и т.п.
- Молодцы, здорово поиграли. За это мы даем вам подсказку ( ).
А нам пора в путь. Быстрее занимаем вагоны и едем дальше (Звучит музыка, паровоз едет дальше)
2 станция .-Как же называется эта станция, давайте угадаем?
Ни угла, ни стороны,
А родня – одни блины. (круг)
Злая рыба хвост-лопата
Откусила полквадрата –
Целый угол, верь не верь!
Кто ж он, бедненький, теперь? (треугольник)
Кубик в краску окуни,
Приложи и подними.
Вася десять раз так сделал –
Отпечатались они. (квадраты)
- Как станция называется? Догадались? (станция Фигурная). Нас встречают фигуры разной формы. Они нам приготовили много интересных игр, которые познакомят с плоскостными геометрическими формами – кругом , квадратом, треугольником; научат подбирать нужные формы разными методами.
Игра 1. «Лужа»
- Получите еще одну подсказку ( ) А веселый паровоз нас опять зовёт в дорогу. Занимаем скорее места. (звучит музыка) Едем дальше!
- А паровоз снова зовёт нас в путь.
Станция 3
Наш поезд прибыл на следующую остановку. Здесь мы с вами поиграем. На каждое съедобное слово – хлопаем в ладоши, а несъедобное – топаем ногами.
Рано утром я проснулся –
И конечно же с утра съел автобус
А потом и бутерброд
А вчера я на обед поел - винегрет
Я еще люблю я кушать мармелад
А еще и чемодан, еле-еле прожевал.
Вот и случай был недавно,
У меня болел живот –
Хотя съел то я пирог, и дом, и розетку с утюгом,
Сладким яблочком заел, вот живот и заболел.
Вам советую друзья без сметаны есть нельзя –
Борщ, жакет, салат, машину,
А сосульки просто диво – сладки, вкусны и красивы.
Никогда я не скучаю, сладким чаем запиваю.
Нет, конечно же друзья каша лучшая еда.
Ешьте щи и винегрет, рыбу, курицу, омлет.
Ведь голодными друзья – быть в саду никак нельзя!
Молодцы! Получайте еще одну подсказку. Предмет …..
#1053;аш поезд прибыл на конечную станцию «Игрушечную».
- Настало время вам превращаться во взрослых. (Звучит сказочная мелодия)
Поскорей встали в круг,
За руки все взялись вдруг.
Будем рядом стоять,
Глазки закрывать!
А теперь начнём вращаться,
И во взрослых превращаться.
- Посмотрите, сколько различных игр, развивающих сенсорный опыт детей, нас встречает. Здесь игры, купленные в магазине и сделанные руками воспитателей и родителей. Наша задача, как говориться, дёшево и сердито научиться делать игры из подручного и бросового материала, который имеется в каждом доме. Посмотрите, какое разнообразие! В группе дети в них с большим удовольствием играют.
Играя, ребёнок учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать простые закономерности, принимать самостоятельные решения. У ребёнка появляется интерес к знаниям, усидчивость, самостоятельность.
А сейчас проведем мастер-класс. Я вам предлагаю разделиться на 5-6 подгрупп .
На стол перед педагогами выкладываются следующие предметы: маленькие пластиковые бутылки, камушки, фасоль, крупные макароны, крупы – манная, рисовая, вата, пенопласт, кусочки ткани фольга, целлофановый пакет бумага разных цветов плотная и тонкая, пластмассовые яйца-«киндер сюрпризы», скорлупа от орехов, арбузные семечки, шишки, разноцветные шерстяные нитки, пуговицы, клей, пластилин и др.
- А сейчас предлагаю Вам изготовить развивающую игрушку своими руками – на это отводится 10-15 минут, далее педагоги делают своим игрушкам презентацию (рекламу), объясняют, как их можно использовать в работе по сенсорному воспитанию детей.
И так, начнём! (звучит мелодия «Куда уходит детство»)
Затем все педагоги высказывают мнение, какую игрушку они считают самой лучшей. Группа педагогов, выполнившая ее, забирает все остальные игрушки в качестве приза для пополнения своего уголка сенсорного развития в группах.
III –Уважаемые коллеги, давайте вспомним про наш волшебный ящик. Пройдя через все станции, нам стали известны все свойства неизвестного объекта (показываю карточки). А я предлагает использовать тактильное восприятие и определить на ощупь содержимое ящика. Педагоги запускают руки через рукава в ящик и ощупывают предмет. Выслушиваются и принимаются все предложения.
- Сопоставив все подсказки, вы назовете этот предмет - как вы думаете, что это? (предлагают варианты ответов). Воспитатель достает объект из «ящика ощущений» и показывает. (апельсин)
- Сегодня мы с вами подтвердили тот факт, что у взрослых и детей познание неизвестного проходит по одному пути: через восприятие сенсорных свойств и качеств, от ощущений к представлениям и понятиям. Наиболее полный образ объекта ребенок получает только тогда, когда задействованы все группы анализаторов.
- В заключении хотелось бы подчеркнуть, что сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития. А это очень важная, но не единственная сторона общего психического развития. Ребёнок должен развиваться гармонически, т.е. в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношениях.
Желаю вам творческих успехов в работе!
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира.
Сенсорные ощущения могут быть разными: • зрительные ощущения – ребенок видит контраст между светом и темнотой, различает цвета и оттенки, форму и величину предметов, их количество и расположение в пространстве; • слуховые ощущения – ребенок слышит разнообразные звуки – музыку, звуки природы, шумы города, человеческую речь, и учится их различать;
• осязательные ощущения – ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания различных по фактуре материалов, поверхности различных по величине и форме предметов, гладит животных, обнимает близких ему людей; • вкусовые ощущения – ребенок пробует и учится различать на вкус разнообразные продукты питания и блюда.
Сенсорное воспитание – это целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений) .
Целью сенсорного воспитания является формирование сенсорных способностей у малышей. На этой основе выделяются следующие задачи: → Формирование у детей систем перцептивных действий →Формирование у детей систем сенсорных эталонов → Формирование у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности
Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы внешних свойств предметов. ЭТАЛОННАЯ СИСТЕМА ФОРМЫ: ЦВЕТА: ВЕЛИЧИНЫ:
Основные задачи сенсорного воспитания от рождения до 4-х лет 1-й год жизни: Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися игрушками, хватать предметы разной формы и величины 2-3 год жизни: дети должны научиться выделять, цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине. 4 год жизни: У детей формируют сенсорные эталоны. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов – эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий. Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие.
Цель работы: создание условий для сенсорного воспитания детей раннего возраста в условиях ДОУ.
Задачи: - разнообразить развивающую среду в группе; - развивать и совершенствовать у детей все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт; - вовлекать родителей в процесс работы по развитию сенсорных способностей детей.
РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА
«Разложи по цвету»
«Разноцветные полянки»
«Веселые гномы» «Спрячь мышку»
«Игры с прищепками» «Елка наряжается»
Работа с родителями
КОНСУЛЬТАЦИИ
«Руками родителей» «Собери урожай» «Наряди жирафа» «Напои куклу чаем» «Божьи коровки»
Воспитатели в саду Создают детям уют, Сказки малышам читают, Песенки для них поют, Занимаются, играют Прямо с самого утра. Развиваться помогает Сенсорная им игра.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Ёжик"-нетрадиционная техника рисования для детей младшего дошкольного возраста.
Мастер-класс «Ежик»-нетрадиционная техника рисования для детей младшего дошкольного возраста.Выполнил воспитатель: Лапшина Елена Ивановна МБДОУ детский сад №16 «Ивушка»[[{"type":"media","view_mode":"m...
Презентация "Мастер-класс по изготовлению бизиборда для развития детей младшего дошкольного возроста
Мастер - класс по изготовлению бизиборда...
Мастер – класс «Организация работы по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста»
Мастер - класс для молодых педагогов дошкольных учреждений. Так же данный материал может использоваться на родительском собрании в ДОУ....
Мастер класс для родителей «Театральная деятельность для детей младшего дошкольного возраста».Тема «Колобок»
Тема «Колобок»...
"Мастер-класс для родителей "Сенсорные игры для детей младшего дошкольного возраста"
Практические советы по организации игрт для развития сенсорных эталонов, которые можно провести дома...
Мастер – класс для педагогов «Здоровый образ жизни детей младшего дошкольного возраста»
Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни....
Мастер-класс " Формирование конструктивно-модельных навыков у детей младшего дошкольного возраста. "Строим вместе""
Мастер-класс "Конструктивно-модельная деятельность из нетрадиционных материалов во 2 младшей группе"....