Конспект открытого занятия по математике в старшей группе «Путешествие в математическое королевство»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
Программное содержание:- Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке
- Закрепить знания о составе чисел в пределах 10 из двух меньших чисел.
- Закрепить знания о последовательности дней недели, времён года
- Закрепить умение сравнивать 2 рядом стоящих числа, используя знаки больше, меньше, равно.
- Закрепить умение различать понятия: выше – ниже, сравнивать предметы по высоте
- Закрепить представления детей о геометрических фигурах: умения различать геометрические фигуры, умения сравнивать их по свойствам (по цвету, форме и величине).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия по математике
в старшей группе
«Путешествие в математическое королевство»
Автомонова Ольга Дмитриевна, воспитатель
МБДОУ д/с № 22 «Теремок» г. Новошахтинск, Ростовская область
1. Программное содержание:
Обучающие задачи:
- Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке
- Закрепить знания о составе чисел в пределах 10 из двух меньших чисел.
- Закрепить знания о последовательности дней недели, времён года
- Закрепить умение сравнивать 2 рядом стоящих числа, используя знаки больше, меньше, равно.
- Закрепить умение различать понятия: выше – ниже, сравнивать предметы по высоте
- Закрепить представления детей о геометрических фигурах: умения различать геометрические фигуры, умения сравнивать их по свойствам (по цвету, форме и величине).
Развивающие задачи:
Создать условия для развития сообразительности, внимания, логического мышления.
Способствовать формированию развитию речи, мыслительных операций, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
Воспитывать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Методические приёмы:
Успокаивающие упражнения перед занятием.
Игровой (использование сюрпризных моментов).
Наглядный (использование иллюстрации).
Словесный (напоминание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
Поощрение, анализ занятия.
Оборудование: магнитная доска, цифры, знаки.
Демонстрационный материал: «письмо», замок с геометрическими фигурами, иллюстрация двери, настольная игра.
Раздаточный материал: набор цифр по количеству детей, карточки с заданиями на сравнение чисел, геометрическая фигура - круг, карандаши, карточки с числовыми домиками.
Материал: плакат «Математическое королевство», замок с геометрическими фигурами; карточки с цифрами от 1 до 10; знаки <, >, =; модели пространственных и плоскостных фигур; сундучок с конфетами.
Ход занятия:
1. Воспитатель: Ребята, я очень рада вас видеть. Встаньте пожалуйста в круг.
Здравствуй, здравствуй,
Мой дружочек!
Как живёшь ты?
За руки с тобой возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся!
Воспитатель: Возьмитесь за ручки, подарите друг другу улыбки.
Отлично! А теперь покажите мне свои пальчики. Давайте подружим их (координация движений и развитие мелкой моторики, развитие памяти).
Дети: Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим маленькие пальчики.
1, 2, 3, 4, 5!
Начинаем счет опять: 5 4 3 2 1 -
Дружно мы в кругу стоим!
2. Основная часть.
Воспитатель: Молодцы! Садитесь на ковер.
- Ребята, сегодня утром на столе я нашла письмо, которое адресовано детям старшей группы. Давайте откроем его и посмотрим, что внутри. Ой, тут письмо. Интересно, от кого оно? Давайте прочитаем его, и нам все станет ясно.
«Дорогие ребята, в нашем математическом королевстве случилась беда. Злой волшебник заколдовал всех жителей королевства – все числа перепутались в числовом ряду, а геометрические фигуры забыли свои имена. Я целый год наблюдала за тем, как вы интересно играли на занятиях по математике, только вы можете снять колдовские чары, выполнив все задания. Приезжайте и помогите исправить путаницу. Королева Математики».
Воспитатель: - Ребята, мы поможем жителям математического королевства?
- Тогда отправляемся путешествовать в математическую страну.
Тогда отправляемся путешествовать в математическую страну. Приготовьтесь в путь. Возьмите, пожалуйста, свои билеты и займите места для путешествия.
( Детям выдаются билеты в виде геометрических фигур: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал и на геометрических фигурах написаны цифры от 1 до 10). Все заняли свои места?
Воспитатель: Аня, почему ты заняла это место?
Ребёнок: Потому что у меня был билет в виде геометрической фигуры круг с цифрой 1).
Воспитавтель: Молодцы, вы все справились!А теперь нам пора отправляться в сказочную страну. Закройте глаза, а Ксюша сосчитает от 1 до 10.
Вот мы и в стране Математика.
Воспитатель: -Ребята, злой волшебник повесил огромный математический замок на воротах королевства, чтобы его открыть, нам нужно разгадать один секрет – догадаться какая из фигур лишняя.
Ребята, какие геометрические фигуры вы видите? Есть ли здесь одинаковые фигуры? Назовите и сравните их, и скажите, чем они похожи?
Ответы детей: (сравнение по форме, цвету, величине)
Воспитатель: Чем фигуры отличаются? Как вы считаете, какая фигура лишняя? Дети: (круг – не имеет углов).
Воспитатель: -Молодцы, замок открыт, мы можем зайти в математическое королевство.
А нас ждет первое задание. Давайте сядем за столы.
Итак, 1-ое задание:
Воспитатель: -Злой волшебник заколдовал все числа, они забыли свои места и перепутались. Помогите каждому числу встать на своё место. Расставьте их по порядку от меньшего к большему (каждый ребенок индивидуально выкладывает числовой ряд при помощи математического набора от 1 до 10).
Воспитатель: - Артём, посчитайте числа по порядку, так, как ты их расставил.
Миша, посчитайте по другому - обратный счёт от 10 до 1.
Воспитатель: - Ребята, давайте проверим, какое число вы поставили между числами 2 и 4.
- какое число вы поставили между числами 6 и 8
- какое число вы поставили между числами 8 и 10
- какое число вы поставили между числами 4 и 6;
- назовите соседей числа 5, 3, 7, 9;
- назови число, которое больше числа 4 на 1;
- назови число, которое больше числа 3 на 1;
- назови число, которое больше числа 7 на 1;
Воспитатель: - Молодцы, вы отлично справились с 1-ым заданием. Теперь каждое число заняло нужное место в числовом ряду
2-ое задание:
Воспитатель: И я читаю следующее задание:
Математические знаки просят помощи. Они забыли, зачем они нужны? Помогите, что показывают эти знаки? Как они называются? (нужны, чтобы сравнивать числа, а называются знаки - больше, меньше, равно) У вас на столах карточки, вам нужно сравнить числа и поставить в клеточках нужные знаки.
4 2 | 8 8 | 4 5 |
5 3 | 6 7 | 3 2 |
Воспитатель: Отлично математические знаки вспомнили своё предназначение - сравнивать и показывать какое число больше, какое меньше и сообщать о
равенстве. Они заняли свои места и тоже благодарят вас за помощь.
3-ое задание:
Воспитатель: А сейчас, ребята, давайте немного отдохнем.
Вставайте из-за столов и выходите ко мне.
Нас ждет физкультминутка!!!
Руки поднялись у нас – это «раз»,
Повернулась голова – это «два»,
Руки вниз, вперед смотри – это «три»,
Руки в стороны пошире
Развернули на «четыре»,
С силой их к плечам прижать – это «пять»,
Всем ребятам тихо сесть – это «шесть».
4-ое задание:
Воспитатель: Дома на улицах в математическом королевстве располагались по порядку от самого высокого к самому низкому. На одной улице стояли дома разноцветные с красной, треугольной крышей, на другой с четырехугольной, синей крышей, а на третьей улице дома были желтого цвета без крыши. Волшебник и здесь навел путаницу. Вам нужно расставить дома по высоте от высокого к низкому, не забыв, что на одной улице дома должны быть с одинаковой крышей.
Расскажи про свой домик Серёжа
Ребенок: (он самый большой 4х этажный, самый маленький одноэтажный, мой домик с двумя этажами он ниже, чем 3хэтажный, но выше, чем 2х этажный)
Воспитатель: А теперь расставьте дома по другому – пусть все 4х эт. встанут вряд, сделав улицу 4х эт. домов, 3х - в другую, 2х эт. в следующую, 1эт. в последнюю
Молодцы, справились с заданием.
5-ое задание:
А сейчас у нас будет игра - испытание «Верно-неверно» поможет исправить ошибки, которые злой колдун специально кое-где оставил.
Если вы услышите то, что считаете правильным, хлопайте в ладоши, если же то, что не правильно – покачайте головой
- утром солнышко встает;
- по утрам нужно делать зарядку
- нельзя умываться по утрам
- днем светит луна
- утром ДЕТИ ИДУТ В ДЕТСКИЙ САД
- ночью люди обедают
- ВЕЧЕРОМ ВСЯ СЕМЬЯ СОБИРАЕТСЯ ДОМА
- В неделе 7 дней
- За понедельником следует среда
- после субботы идет среда
- перед пятницей стоит четверг
- всего 5 времен года
- Весна наступает после лета
6-ое задание:
Воспитатель: Посмотрим, какое следующее математическое задание нам приготовили. Я предлагаю вам сесть за столы на свои рабочие места. Вот мы и на улице геометрических фигур. А какие геометрические фигуры вы знаете? Какие бывают геометрические фигуры?
Ребенок: (Предполагаемый ответ ребё нка: геометрические фигуры бывают объёмные или пространственные и плоскостные).
Воспитатель: Назови и покажи, Ульяна, плоскостные фигуры. (Если ребёнок не справился с заданием попросить ещё кого-нибудь).
Ребенок: (Предполагаемый ответ ребёнка: плоскостные фигуры – это квадрат, круг, овал, прямоугольник, треугольник, ромб, трапеция, параллелограмм) .
Воспитатель: Хорошо, а теперь, Игорь, покажи и назови все объёмные геометрические фигуры. (Аналогично, если есть затруднения попросить ещё кого-нибудь
Ребенок: (Предполагаемый ответ ребё нка: объёмные фигуры – это шар, куб, призма, параллелепипед, цилиндр, конус, пирамида)
Воспитатель: Ну а теперь разделимся на две команды и посмотрим чья команда лучше знает геометрические фигуры. (Предлагается д/и ”Геометрические формы”, по одной на каждую команду).
Слушайте внимательно задание. Разложите вправо все объёмные фигуры, а так же предметы, имеющие такую же геометрическую форму. Слева положите плоскостные геометрические фигуры и предметы, имеющие туже форму. (Дать возможность командам самостоятельно проверить результат у соперников. Подведение итогов)
Молодцы, это задание у вас тоже не вызвало затруднений.
7-ое задание:
Воспитатель: а у нас следующее задание. Мне кажется, что где-то идут часы. Мы попали на улицу Времени. Кто из вас знает, сколько частей в сутках?
Ребенок: (В сутках четыре части)
Воспитатель: Назови, Аня, их по порядку.
Ребенок: (Предполагаемый ответ ребё нка: утро, день, вечер, ночь)
Воспитатель: А сколько дней в недели?
Ребенок: Предполагаемый ответ ребё нка: в недели семь дней)
Воспитатель: А какой по счёту третий день недели, четвёртый, пятый, седьмой и т. д.
Ответы детей.
Воспитатель: Как называется первый выходной день? первый рабочий день? Последний рабочий день? и т. д.
Ответы детей.
Воспитатель: Сколько в году месяцев?
Ребенок: (В году двенадцать месяцев)
Воспитатель: Кто мне сможет перечислить их по порядку?
попали на улицу Времени.
Воспитатель: Молодцы, ребята и с этим заданием справились.
8-ое задание:
Воспитатель: Злой волшебник заколдовал жителей математического королевства при помощи магического круга. Если мы, ребята, разделим магический круг на 4 равные части, то злой волшебник превратится в доброго. У вас на столах разноцветные круги – сложите свой круг так , чтобы получились 2 равные части. Как нужно складывать, чтобы части были одинаковые? (совмещать края).А теперь сложите ещё раз пополам? Сколько равных частей получили? Молодцы, вы навели порядок в стране Математики и расколдовали волшебника!!!
3. Заключительная часть.
А давайте сделаем для нашего уже доброго волшебника один большой красивый ковер, выложив узор из разноцветных кругов. С этим ковром волшебник будет творить только добрые чудеса.
Ребята, вы выполнили все задания, навели порядок в математическом королевстве, а злого волшебника превратили в доброго. Королева вам очень благодарна за помощь. Что вам было особенно легко, что показалось трудным?
Сегодня все дети работали хорошо, но особенно активны были Игорь, Ульяна, Артём, Миша, Ксюша.
А королева математики в благодарность вам отправила вот этот сундучок. Загляните в него! Это сладкие гостинцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия интегрированной деятельности старшей группы" Путешествие в страну здоровья"
В этом занятии я ставила цель, донести до детей зачем делать зарядку, как стать сильным,откуда берутся болезни.Научить формировать умение заботиться о своем здоровье.Развивать мелкую моторику пал...
Итоговое занятие по математике старшая группа "Путешествие в королевство Математики"
Итоговое занятие поможет выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года. А именно: - умение находить место числа в ряду, считать до 10 и обратно;-...
Конспект открытого занятия для детей старшей группы «Путешествие в прошлое карандаша»
Цель: познакомить с историей появления простого карандаша и его эволюцией. Задачи:Образовательные:- формировать представление детей о простом карандаше, его различных вида...
конспект открытого занятия для детей старшей группы Путешествие в зоопарк
Цель: формирование представлений детей о многообразии животного мира, развитие познавательного интереса.ЗадачиОбразовательные: расширять знания детей об обитателях зоопарка; учить понимать з...
Конспект открытого занятия для детей старшей группы "Путешествие по сказкам"
Цель: обобщить представления детей о сказкахЗадачи: Углубить знания детей о сказках; умение подбирать родственные слова и слова антонимы; развивать диалогическую и монологическую речь. Воспи...
Конспект открытого занятия ФЭМП в старшей группе "Путешествие в страну Математика".
Конспект открытого занятия ФЭМП в старшей группе "Путешествие в страну Математика"....
Конспект открытого занятия для детей старшей группы «Путешествие по разноцветной стране»
- учить нетрадиционному рисованию (квадраты цветов радуги выполненные способом торцевания)- закрепить знания детей о цветах радуги;- развивать эстетический вкус, творческое мышление;- прод...