конспект занятия по математике
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
п
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 53
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ- ПЕТЕРБУРГА
Конспект занятия
для детей подготовительной к школе группе
ТЕМА: «Измерение массы»
Образовательная область «познавательное развитие»
Подготовила: воспитатель первой категории
Темина Инна Валерьевна
Санкт- Петербург
2024
Цель: Формировать представление и умение измерять массу предметов
Задачи:
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Воспитывать привычку без напоминаний использовать в общении со сверстниками и взрослыми формулы словесной вежливости.
Обогащать эмоциональный опыт ребенка
Образовательная область «Познавательное развитие»
Познакомить с прибором для взвешивания - весами, с историей создания весов, их разнообразием и использованием в наше время; совершенствовать способы познания свойств и отношений между предметами
Развивать умение сравнивать несколько предметов по весу
Образовательная область «Речевое развитие»
Совершенствовать диалогическую форму речи. Закрелять умение отвечать на вопросы и задавать их.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Развивать эстетическое восприятие
Образовательная область «Физическое развитие»
развитие общей моторики, включение в динамическую работу глазных мышц, продолжать
ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ:
- здоровьесберегающие;
- личностно-ориентированные;
Материалы
Демонстрационный: посылка с измерительными приборами(линейка, часы, безмен, весы чашечные, термометр), телефон. Картинки с изображением белки и ежа. Два гриба( муляжи). Презентация «История изобретения весов».
Раздаточный: соль, мерные стаканчики, ложечки для соли, пластилин.
Предварительная работа
ОО «Познавательное развитие»: беседа об измерительных приборах
Дидактические игры:
ОО «Речевое развитие: составление вопросов к задачам по картинкам
ОО «Художественно-эстетическое развитие»:раскраски по цифрам
ОО «Социально-коммуникативное развитие»:
СРИ «Магазин»
ОО «Физическое развитие»: физминутки
Организация образовательной среды для самостоятельной деятельности детей: уголок экспериментирования6 мерные стаканчики,ложечки, весы, камушки, желуди, шишки
Работа с родителями: Консультация по теме «математические игры для детей старшего дошкольного возраста»
ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕТСКИХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Игровая деятельность, загадки
Совместное со взрослым планирование деятельности
Индивидуальная помощь ребенку в процессе деятельности
Планируемые результаты:
Личностные: дети рассказывают о личностных предпочтениях в познавательной деятельности, умеют целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми. 1
- Метапредметные: дети участвуют в диалоге для решения познавательной задачи, выдвигают предположения как возможные решения проблемы, с которой столкнулись, и находят способ подтверждения выдвинутых предположений, имеют опыт работы в команде, оценивают результат совместной деятельности. 1
- Предметные: дети знакомятся с общепринятой меркой измерения массы — 1 кг, закрепляют представления об измерении массы и свойствах предметов.
Ход занятия
Дети собираются вокруг воспитателя.
- В.:-ребята, нам пришла посылка. Давайте посмотрим от кого она. Дети читают: от ёжика и белочки. Тут и письмо есть. Воспитатель читает письмо. «Здравствуйте, дорогие ребята! Мы знаем, что вы уже в подготовительной группе и многое умеете. Помогите нам, пожалуйста, разобраться кто прав. Мы заядлые грибники. Нашли в лесу грибы и поспорили, чей гриб тяжелее. Никак не можем решить, помогите нам пожалуйста. Ведь мы друзья и не хотим ссориться.»
В.:-поможем друзьям разобраться? А поможет нам в этом измерительный прибор. Приборы в посылочке, надо понять, какой из них нам поможет.
-Хотите узнать, что в ней?
Тогда попробуйте отгадать.
Без ног, а ходят непрестанно,
покажут время без обмана,
но даже если не идут,
два раза в сутки не соврут. (Часы)
Линию прямую, ну-ка,
Сам нарисовать сумей-ка!
Это сложная наука!
Пригодится здесь…
(Линейка)
Вишу внутри я на стене,
Снаружи неуютно мне,
Я дам вам в градусах ответ,
Прохладно в доме или нет
(термометр)
Весы на пружине с крючком
Конструкция довольно точная
Точность веса товаров
Легко проверять на базарах
(безмен)
(ответы детей)
Кто легче из друзей, кто тяжелей:
Пчела, комарик или муравей
Определят ни метр, и не часы,
Ни календарь, ни градусник – (весы!)
В.:-Какой прибор нам поможет узнать, чей гриб тяжелее?
- А почему нельзя градусником? У него тоже есть цифры и он измеряет.
Значит у каждого измерительного прибора своё назначение. Сегодня мы познакомимся с измерительным прибором, который определяет массу. Это весы.
Воспитатель предлагает посмотреть презентацию «История изобретения весов». Но перед тем как смотреть, потренируем наши глазки. Ведь, чтобы находить грибы как белка и ёжик надо чтобы глазки были зоркими.
Упражнение «Стрельба глазами» Двигайте глазами из стороны в сторону, смотрим как можно дальше влево, затем – вправо, затем - вверх и вниз. Повторить 5-6 раз, неспеша.
Слайд 1.
Весы изобрели очень давно. Люди в глубокой древности обменивались друг с другом различными товарами. У одних была глиняная посуда, а другие имели соль. У третьих много шкур животных, а у четвёртых – зерна. Люди торговали тем, что у них было в избытке. Чтобы обмен товаром был равноценным, люди придумали весы.
Вначале люди взвешивали не товары, а деньги. На одну чашу весов устанавливалась гирька с изображением товара, который покупали, а на другую клали золото или серебро. Так определяли стоимость товара.
Слайд 2.
Коромыслом называли весы с чашками, которые подвешивали к концам планки.
Позднее придумали весы с перемещающейся гирей. Гирю подвешивали к одному концу планки, на котором был отмечен вес, а к другому концу планки подвешивали товар. Гирю перемещали до тех пор, пока планка не приходила в горизонтальное положение.
Еще такие весы называли безменом.
Слайд 3.
Сейчас во всём мире вес определяют в граммах, килограммах, тоннах.
Сегодня существует много разнообразных весов электронных и механических. Давайте подумаем, где их используют.
Слайд 5.
В научных лабораториях используют специальные, особо точные весы и создают особые условия для их работы.
Современные весы могут показать, сколько весит человеческий волос. А сколько, например, весят буквы, написанные на чистом листе бумаги чернилами?
Слайд 6.
Современные весы могут показать также, сколько весит нагруженный самосвал, поезд и даже слон.
Слайд 7.
Напольные весы позволяют взвешивать тяжелые предметы, например, мешок сахара или муки.
Слайд 8.
Торговые весы используют в магазинах для завешивания товара.
Слайд 9.
Кухонными весами мы пользуемся на кухне, когда консервируем овощи и фрукты на зиму или готовим сложные кондитерские изделия.
Воспитатель. - Как много интересного мы с вами узнали о весах. А теперь надо немного размяться, отдохнуть под песенку ёжика
Музыкальная физминутка «маленький ежик, четверо ножек»
Отдохнули немного, но друзьям еще не помогли. Вот их грибы. Белочка нашла подосиновик, а ёжик подберёзовик (Воспитатель достает из посылочки грибы)
— В.: — Как же узнать, какой гриб тяжелее? (Надо на одну чашку весов положить один гриб, на другую- второй гриб. Если чашки будут в равновесии,то грибы имеют одинаковую массу.)
Дети помещюет на чаши весов грибы.
-Что можно сказать о массе грибов? (Масса грибов одинакова, потому что чаши весов находится в равновесии.)
Но ребята, письмо то я до конца не дочитала. Вот что они еще пишут:
«мы дома решили грибы взвесить. Еж положил на одну чашу весов гриб, на другую 3 шишки. Вот фотография.+(Воспитатель показывает картинку)
— Чему равна масса гриба у ежика? (Она равна 3 шишкам.)
-А белочка на одну чашу весов положила свой гриб а на вторую – 5 желудей. (Воспитатель показывает картинку)
-Чему равна масса гриба у белки? (Она равна 5 желудям.)
Воспитатель показывает картинки – вот фотографии
И теперь опять не понятно.Белка говорит, что её гриб тяжелее, потому что у неё получилось число 5, а у ежа – только 3.
-Кто из них прав?
Дети рассказывают, что массу одного гриба измеряли одними мерками, массу другого – другими, а сравнивать можно только пользуясь одинаковыми мерками.
Спасибо ребята.
Вернемся к письму.
«Мы собрали очень много грибов, расскажите, что можно приготовить из них приготовить?
-Вот решили засолить грибы на зиму. Хотите помочь белке и ежу в засолке грибов? Для этой работы нужно разделиться на две команды так, чтобы в командах было одинаковое количество детей. Одна команда будет помогать ежу, другая- белке.
Дети выполняют задание самостоятельно.
Игра «Запасы на зиму»
Каждая команда подходит к отдельному столу, на котором находятся измерительные приборы, а также картинка с изображением белки (ежа) и пакет с солью
В.: — Еж и белка собрали одинаковое количество одинаковых грибов, поэтому и соли им тоже нужно одинаковое количество.
-Как узнать, одинаковые ли по массе пакеты с солью у друзей? Можно сравнить пакеты по массе, положив их на чашки весов, но чаши совсем маленькие, все не поместится. Да еще еж и белка живут далеко друг от друга, и этот способ не подходит.
Рассуждая, дети приходят к выводу о том, что надо воспользоваться мерками.
-Какими должны быть мерки для того, чтобы можно было сравнивать пакеты с солью по массе? (Одинаковыми)
- Чем можно измерить соль?
Дети перебирают все предлагаемые мерки и приходят к выводу, что измерить соль удобнее всего стаканчиком или ложкой.
-Кто из вас видел, как взвешивают с помощью мерного стаканчика?
- Прежде чем приступить к измерению количества соли, надо запомнить правило измерения (Показ).
- Мерка должна быть полной, вровень с краями, без горки, но и не меньше края мерки. Если вы набрали соль с горкой, аккуратно ссыпьте ее палочкой обратно. Если меньше – еще раз наберите. Запомните! Результат измерения зависит от правильного, точного заполнения мерки.
- Какой должна быть мерка? (Полной, ровно по краям).
Зверюшки собрали по 3 кг грибов и надо отмерить по 3 стаканчика соли. Дети выполняют. Теперь наши зверюшки смогут правильно по рецепту посолить грибы. Спасибо ребята. Я положу в посылочку им.
Посылочку с одной солью отправлять неинтересно. Давайте еще какое -то угощение изготовим для друзей.
- Воспитатель: у меня есть два кубика из пластилина одинаковой массы и спрашивает детей
- Что можно сказать об этих предметах? (форма, цвет, размер, материал)
- Как вы думаете, какой легче? Какой тяжелее? Или они одинаковые по тяжести? Как это проверить?
Дети взвешивают кубики на ладонях и весах. Делают вывод, что кубики одинаковые по весу.
- Воспитатель предлагает команде «белочки» сделать из кубика шишку, а команде «ежика»-яблочко. Затем спрашивает детей
- Что можно сказать о весе шишки и яблочка? (дети отвечают, что эти предметы одинаковые по весу). Проверяют с помощью весов.
Затем дети с помощью воспитателя формулируют вывод:
кубики были одинаковые по весу, из них мы сделали другие предметы, но масса их не изменилась, по весу они остались одинаковыми. Значит наши друзья не будут спорить и ссориться. Если грибов белочка и ёж собрали по массе одинаково, значит после того, как они их посолят тоже будет одинаково по массе. А для вас, ребята у меня ещё задание, чтобы быть уверенными, что мы умеем сравнивать предметы и спора не возникнет.
Надо
Задания на рабочих листах
«определи, какой предмет самый легкий, какой самый тяжелый»
Дети садятся за столы и смотрят на картинку
2. Зависимость массы от выбора мерки.
Сколько яблок уравновесили ежа?
Сколько груш уравновесили белочку?
Можно ли сказать, кто тяжелее, кто легче? (Нет. Мерки разные.)
- И последнее задание на листочках.
- Итог занятия.
Чем мы сегодня занимались? Давайте отправим белочке и ёжику голосовое сообщение про их грибы.
-Кому смогли помочь?
-Какие новые знания дали вам возможность помочь зверям?
В.: Когда лесные звери узнали о том, как надо пользоваться весами для измерения массы, то все решили взвеситься.
-Ребята, кто хочет, может взвесить зверюшек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про
Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...
Конспекты занятий по математике Занятие по математике в средней группе «Путешествие в сказку»
Закрепить название геометрических фигур: круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник; выделить их свойства: форма, цвет, размер; структурные элементы: сторона, угол, их количество; закрепить...
Конспект занятия по математике. Занятие по математике в средней группе «Три медведя».
продолжать знакомить с числом 3;учить различать равенство по количеству предметов, выражая результаты определения в речи: поровну, столько же, сколько;отгадывать загадку на основе зрительно воспринима...
Конспект занятия по математике в средней группе «Сказка «Репка» не простая, а математическая». (Закрепляющее интегрированное занятие по математике)
Цель: Развитие у детей познавательных интересов и интеллектуального развития.Задачи: 1.Систематизировать знания детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник), цвете, величине предмета.2....
Конспект занятия по математике в старшей группе по ФГОС «Порядковый счет до 10» Конспект занятия по математике в старшей группе по ФГОС «Порядковый счет до 10»
Ведущая образовательная область: познавательнаяЦель: Создать условия для закрепления порядкового счета до 10.Задачи:Образовательная: Совершенствовать навыки количественного и порядковог...
«Сказочная история про Царицу Математику, Фею Музыку и Мадам-Минор » Конспект интегрированного занятия для детей среднего дошкольного возраста. план-конспект занятия по математике (средняя группа)
Занятие направлено на создание условий для формирования математических представлений, через интеграцию образовательных областей программы «Познавательное развитие» и «Музыка»....
Конспект занятия по математике в средней группе «Веселая математика» Конспект занятия по математике в средней группе «Веселая математика» Воспитатель: Бейнарович С.А. Цель: развивать математические способности. Задачи: -закреплять умение считать (в преде
Конспект занятия по математике в средней группе «Веселая математика»Конспект занятия по математике в средней группе «Веселая математика»Воспитатель: Бейнарович С.А.Цель: развив...