конспект занятия по математике
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Темина Инна Валерьевна

Весы. Измерение массы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_izmerenie_massy.docx305.4 КБ

Предварительный просмотр:

п

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 53

ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ- ПЕТЕРБУРГА

Конспект занятия

для детей подготовительной к школе группе

ТЕМА: «Измерение массы»

Образовательная область «познавательное развитие»



Подготовила: воспитатель первой категории

Темина Инна Валерьевна

Санкт- Петербург

2024


Цель: Формировать представление и умение измерять массу предметов

Задачи:

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Воспитывать привычку без напоминаний использовать в общении со сверстниками и взрослыми формулы словесной вежливости.

Обогащать эмоциональный опыт ребенка

Образовательная область «Познавательное развитие» 

Познакомить с прибором для взвешивания - весами, с историей создания весов, их разнообразием и использованием в наше время; совершенствовать способы познания свойств и отношений между предметами

Развивать умение сравнивать несколько предметов по весу

Образовательная область «Речевое развитие»

Совершенствовать диалогическую форму речи. Закрелять умение отвечать на вопросы и задавать их.

Образовательная область  «Художественно-эстетическое развитие»

Развивать эстетическое восприятие

Образовательная область «Физическое развитие»

развитие общей моторики, включение в динамическую работу глазных мышц, продолжать

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ:

  • здоровьесберегающие;
  • личностно-ориентированные;

Материалы

Демонстрационный: посылка с измерительными приборами(линейка, часы, безмен, весы чашечные, термометр), телефон. Картинки с изображением белки и ежа. Два гриба( муляжи). Презентация «История изобретения весов».

Раздаточный: соль, мерные стаканчики, ложечки для соли, пластилин.

Предварительная работа

ОО «Познавательное развитие»: беседа об измерительных приборах

Дидактические игры: 

ОО «Речевое развитие: составление вопросов к задачам по картинкам

ОО «Художественно-эстетическое развитие»:раскраски по цифрам

ОО «Социально-коммуникативное развитие»:

 СРИ  «Магазин»  

ОО «Физическое развитие»: физминутки

Организация образовательной среды для самостоятельной деятельности детей: уголок экспериментирования6 мерные стаканчики,ложечки, весы, камушки, желуди, шишки

Работа с родителями: Консультация по теме «математические игры для детей старшего дошкольного возраста»

ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕТСКИХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Игровая деятельность, загадки

Совместное со взрослым планирование деятельности

Индивидуальная помощь ребенку в процессе деятельности

Планируемые результаты:

Личностные: дети рассказывают о личностных предпочтениях в познавательной деятельности, умеют целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми. 1

  • Метапредметные: дети участвуют в диалоге для решения познавательной задачи, выдвигают предположения как возможные решения проблемы, с которой столкнулись, и находят способ подтверждения выдвинутых предположений, имеют опыт работы в команде,  оценивают результат совместной деятельности. 1
  • Предметные: дети знакомятся с общепринятой меркой измерения массы — 1 кг, закрепляют представления об измерении массы и свойствах предметов. 

Ход занятия

Дети собираются вокруг воспитателя.

  1. В.:-ребята, нам пришла посылка. Давайте посмотрим от кого она. Дети читают: от ёжика и белочки. Тут и письмо есть. Воспитатель читает письмо. «Здравствуйте, дорогие ребята! Мы знаем, что вы уже в подготовительной группе и многое умеете. Помогите нам, пожалуйста, разобраться кто прав. Мы заядлые грибники. Нашли в лесу грибы и поспорили, чей гриб тяжелее. Никак не можем решить, помогите нам пожалуйста. Ведь мы друзья и не хотим ссориться.»

В.:-поможем друзьям разобраться? А поможет нам в этом измерительный прибор. Приборы в посылочке, надо понять, какой из них нам поможет.

-Хотите узнать, что в ней?

Тогда  попробуйте  отгадать.

Без ног, а ходят непрестанно,
покажут время без обмана,
но даже если не идут,
два раза в сутки не соврут.  (Часы)

Линию прямую, ну-ка,
Сам нарисовать сумей-ка!
Это сложная наука!
Пригодится здесь…
(Линейка)

Вишу внутри я на стене,
Снаружи неуютно мне,
Я дам вам в градусах ответ,
Прохладно в доме или нет

(термометр)

Весы на пружине с крючком

Конструкция довольно точная

Точность веса товаров

Легко проверять на базарах

(безмен)

 (ответы детей)

Кто легче из друзей, кто тяжелей:

Пчела, комарик или муравей

Определят ни метр, и не часы,

Ни календарь, ни градусник – (весы!)

В.:-Какой прибор нам поможет узнать, чей гриб тяжелее?

- А почему нельзя градусником? У него тоже есть цифры и он измеряет.
Значит у каждого измерительного прибора своё назначение. Сегодня мы познакомимся  с измерительным прибором, который определяет массу. Это весы.

Воспитатель предлагает посмотреть презентацию «История изобретения весов». Но перед тем как смотреть, потренируем наши глазки. Ведь, чтобы находить  грибы как белка и ёжик надо чтобы глазки были зоркими.

Упражнение «Стрельба глазами» Двигайте глазами из стороны в сторону, смотрим как можно дальше влево, затем – вправо, затем  - вверх и вниз. Повторить 5-6 раз, неспеша.

Слайд 1.

Весы изобрели очень давно. Люди в глубокой древности обменивались друг с другом различными товарами. У одних была глиняная посуда, а другие имели соль. У третьих много шкур животных, а у четвёртых – зерна. Люди торговали тем, что у них было в избытке. Чтобы обмен товаром был равноценным, люди придумали весы.

Вначале люди взвешивали не товары, а деньги. На одну чашу весов устанавливалась гирька с изображением товара, который покупали, а на другую клали золото или серебро. Так определяли стоимость товара.

Слайд 2.

Коромыслом называли весы с чашками, которые подвешивали к концам планки.

Позднее придумали весы с перемещающейся гирей. Гирю подвешивали к одному концу планки, на котором был отмечен вес, а к другому концу планки подвешивали товар. Гирю перемещали до тех пор, пока планка не приходила в горизонтальное положение.

        Еще такие весы называли безменом.

        Слайд 3.

        Сейчас во всём мире вес определяют в граммах, килограммах, тоннах.

        

        Сегодня существует много разнообразных весов электронных и механических. Давайте подумаем, где их используют.

        Слайд 5.

В научных лабораториях используют специальные, особо точные весы и создают особые условия для их работы.

Современные весы могут показать, сколько весит человеческий волос. А сколько, например, весят буквы, написанные на чистом листе бумаги чернилами?

        Слайд 6.

Современные весы могут показать также, сколько весит нагруженный самосвал, поезд и даже слон.

        Слайд 7.

Напольные весы позволяют взвешивать тяжелые предметы, например, мешок сахара или муки.

Слайд 8.

Торговые весы используют в магазинах для завешивания товара.

Слайд 9.

Кухонными весами мы пользуемся на кухне, когда консервируем овощи и фрукты на зиму или готовим сложные кондитерские изделия.

 

Воспитатель. - Как много интересного мы с вами узнали о весах. А теперь надо немного размяться, отдохнуть  под  песенку ёжика

Музыкальная физминутка «маленький ежик,  четверо ножек»

Отдохнули немного, но друзьям еще не помогли. Вот их грибы. Белочка нашла подосиновик, а ёжик подберёзовик (Воспитатель достает из посылочки грибы)

— В.: — Как же узнать, какой гриб тяжелее? (Надо на одну чашку весов положить один гриб, на другую- второй гриб. Если чашки будут в равновесии,то грибы имеют одинаковую массу.)

Дети помещюет на чаши весов грибы.

-Что можно сказать о массе грибов? (Масса грибов одинакова, потому что чаши весов находится в равновесии.)

Но ребята, письмо то я до конца не дочитала. Вот что они еще пишут:

«мы дома решили грибы взвесить.  Еж положил на одну чашу весов гриб, на другую 3 шишки. Вот фотография.+(Воспитатель показывает картинку)

— Чему равна масса гриба у ежика? (Она равна 3 шишкам.)

-А белочка на одну чашу весов положила свой гриб а на вторую – 5 желудей. (Воспитатель показывает картинку)

-Чему равна масса гриба у белки? (Она равна 5 желудям.)

Воспитатель показывает картинки – вот фотографии

И теперь опять не понятно.Белка говорит, что её гриб тяжелее, потому что у неё получилось число 5, а у ежа – только 3.

-Кто из них прав?

Дети рассказывают, что массу одного гриба измеряли одними мерками, массу другого – другими, а сравнивать можно только пользуясь одинаковыми мерками.

Спасибо ребята.

Вернемся к письму.

«Мы собрали очень много грибов, расскажите, что можно приготовить из них приготовить?

-Вот решили засолить грибы на зиму. Хотите помочь белке и ежу в засолке грибов? Для этой работы нужно разделиться на две команды так, чтобы в командах было одинаковое количество детей. Одна команда будет помогать ежу, другая- белке.

Дети выполняют задание самостоятельно.

 Игра «Запасы на зиму»

Каждая команда подходит к отдельному столу, на котором находятся измерительные приборы, а также картинка с изображением белки (ежа) и пакет с солью

В.: — Еж и белка собрали одинаковое количество одинаковых грибов, поэтому и соли им тоже нужно одинаковое количество.

-Как узнать, одинаковые ли по массе пакеты с солью у друзей? Можно сравнить пакеты по массе, положив их на чашки весов, но чаши совсем маленькие, все не поместится. Да еще еж и белка живут далеко друг от друга, и этот способ не подходит.

Рассуждая, дети приходят к выводу о том, что надо воспользоваться мерками.

-Какими должны быть мерки для того, чтобы можно было сравнивать пакеты с солью по массе? (Одинаковыми)

- Чем можно измерить соль?

Дети перебирают все предлагаемые мерки и приходят к выводу, что измерить соль удобнее всего стаканчиком или ложкой.

-Кто из вас видел, как взвешивают с помощью мерного стаканчика?

- Прежде чем приступить к измерению количества соли, надо запомнить правило измерения (Показ).

- Мерка должна быть полной, вровень с краями, без горки, но и не меньше края мерки. Если вы набрали соль с горкой, аккуратно ссыпьте ее палочкой обратно. Если меньше – еще раз наберите. Запомните! Результат измерения зависит от правильного, точного заполнения мерки.

- Какой должна быть мерка? (Полной, ровно по краям).

Зверюшки собрали по 3 кг грибов и надо отмерить по 3 стаканчика соли. Дети выполняют. Теперь наши зверюшки смогут правильно по рецепту посолить грибы. Спасибо ребята. Я положу в посылочку им.

Посылочку с одной солью отправлять неинтересно. Давайте еще какое -то угощение изготовим для друзей.

  • Воспитатель: у меня есть два кубика из пластилина одинаковой массы и спрашивает детей

- Что можно сказать об этих предметах? (форма, цвет, размер, материал)

- Как вы думаете, какой легче? Какой тяжелее? Или они одинаковые по тяжести? Как это проверить?

Дети взвешивают кубики на ладонях и весах. Делают вывод, что кубики одинаковые по весу.

  • Воспитатель предлагает команде «белочки» сделать из кубика шишку, а команде «ежика»-яблочко. Затем спрашивает детей

- Что можно сказать о весе шишки и яблочка? (дети отвечают, что эти предметы одинаковые по весу). Проверяют с помощью весов.

Затем дети с помощью воспитателя формулируют вывод:

кубики были одинаковые по весу, из них мы сделали другие предметы, но масса их не изменилась, по весу они остались одинаковыми. Значит наши друзья не будут спорить и ссориться. Если грибов белочка и ёж собрали по массе одинаково, значит после того, как они их посолят тоже будет одинаково по массе.  А для вас, ребята у меня ещё задание, чтобы быть уверенными, что мы умеем сравнивать предметы и спора не возникнет.

Надо

 Задания на рабочих листах

«определи, какой предмет самый легкий, какой самый тяжелый»

Дети садятся за столы и смотрят на картинку

 

2. Зависимость массы от выбора мерки.

Сколько яблок уравновесили ежа?

Сколько груш уравновесили белочку?

Можно ли сказать, кто тяжелее, кто легче? (Нет. Мерки разные.)

- И последнее задание на листочках.

 

  1. Итог занятия.

Чем мы сегодня занимались? Давайте отправим белочке и ёжику голосовое сообщение про их грибы.

-Кому смогли помочь?

-Какие новые знания дали вам возможность помочь зверям?

В.: Когда лесные звери узнали о том, как надо пользоваться весами для  измерения массы, то все решили взвеситься.

-Ребята, кто хочет, может взвесить зверюшек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Конспекты занятий по математике Занятие по математике в средней группе «Путешествие в сказку»

Закрепить название геометрических фигур: круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник; выделить их свойства: форма, цвет, размер; структурные элементы: сторона, угол, их количество; закрепить...

Конспект занятия по математике. Занятие по математике в средней группе «Три медведя».

продолжать знакомить с числом 3;учить различать равенство по количеству предметов, выражая результаты определения в речи: поровну, столько же, сколько;отгадывать загадку на основе зрительно воспринима...

Конспект занятия по математике в средней группе «Сказка «Репка» не простая, а математическая». (Закрепляющее интегрированное занятие по математике)

Цель: Развитие у детей познавательных интересов и интеллектуального развития.Задачи: 1.Систематизировать знания детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник), цвете, величине предмета.2....

Конспект занятия по математике в старшей группе по ФГОС «Порядковый счет до 10» Конспект занятия по математике в старшей группе по ФГОС «Порядковый счет до 10»

Ведущая образовательная область: познавательнаяЦель: Создать условия для закрепления порядкового счета до 10.Задачи:Образовательная: Совершенствовать навыки количественного и порядковог...

«Сказочная история про Царицу Математику, Фею Музыку и Мадам-Минор » Конспект интегрированного занятия для детей среднего дошкольного возраста. план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Занятие направлено на создание условий для формирования математических представлений, через интеграцию образовательных областей программы «Познавательное развитие» и «Музыка»....

Конспект занятия по математике в средней группе «Веселая математика» Конспект занятия по математике в средней группе «Веселая математика» Воспитатель: Бейнарович С.А. Цель: развивать математические способности. Задачи: -закреплять умение считать (в преде

Конспект занятия по математике в средней группе «Веселая математика»Конспект занятия по математике в средней группе «Веселая математика»Воспитатель: Бейнарович С.А.Цель: развив...