Дидактические игры по ФЭМП
материал по математике

математическое развитие, картотека игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_matematicheskih_igr.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

                                                         

                             

                           

     Подбор игр и упражнений по темам

                                               Количество и счёт

        «Утка с утятами»

        Цель. Развивать у детей представление о сохранении количества.

Материал. Набор уток с утятами. Один большой и десять маленьких одноцветных кругов.. Фланелеграф

Содержание. Воспитатель, предлагая детям взять с подноса одну утку-маму и отсчитать для нее утят, обращает их внимание на то, чтобы утята обязательно находились рядом с мамой и чтобы дети запомнили количество деток-утят.

Игровая ситуация. Воспитатель (объясняя содержание игры). С помощью кружков я буду показывать, как плавает утка со своими утятами. Ваши утки будут плавать так, как я покажу, а вы поможете ей, считая утят, следить за тем, чтобы никто не потерялся.

Педагог показывает на фланелеграфе пространственное расположение утки с утятами: слева - направо, сверху - вниз, снизу-вверх, справа - налево, вокруг утки и др. По ходу игры задает вопросы: сколько у твоей утки утят? Все ли они на месте? Никто не потерялся? Ты их пересчитал? Сколько их было вначале? А сейчас?

 «Помоги маме собрать детёнышей»

Цель. Развивать у детей представление о сохранении количества.

Материал. Лиса с тремя лисятами, кошка с четырьмя котятами, собака с пятью щенятами, медведица с тремя медвежатами. Числовые карточки, обозначающие количество детенышей каждого животного.

Содержание.  По предложению воспитателя дети называют тех, кто пришел к ним в гости, определяют количество всех детенышей. Воспитатель обращает внимание на то, что у мам есть карточки, где указано, сколько детенышей у каждой, и объясняет содержание игры.

Воспитатель: Половина группы должна войти и раздевалку, другая погуляет

с детёнышами и спрячет их в разных местах комнаты. Потом те, которые в

раздевалке, вернутся, возьмут у мам карточки и помогут им найти детёнышей. Лучшие, если вы разобьетесь на пары и вдвоем будете прятать детенышей одной мамы. Также парами идут поиски детенышей. Выигрывает та пара, которая первой найдет всех детенышей. Мы не случайно предлагаем образовывать пары: взаимообучение намного повышает эффективность восприятия.

Преобразовывать совокупности можно двумя способами. Первый: изменить внешний вид, но при этом не изменяется величина. Второй: изменить величину, добавляя или уменьшая количество; внешний вид явно не изменяется. Если дети осознают этот процесс количество остается таким же, пока не прибавляется или не убавляется из него что-то), педагог может приступать к формированию представлений о числе. Как только большинство детей овладеют способом установления количественных отношений с помощью предметной модели и числовых карточек, можно знакомить их с цифрами. К пяти годам дети, как правило, знают названия цифр. Поэтому и ходе игр педагог основное внимание уделяет развитию представлений о том, что цифра обозначает количественные отношения. Важно, чтобы знание цифр, а также устный счет не оставались только вербальными умениями, а выступали в качестве средств вербальными сохранения количества и развития представления о числах.

«Знакомимся с цифрами»

Цель. Подобрать цифру к каждой карточке с изображением количества предметов. 
        
Материал. Счетные карточки с картинками, цифры (на карточках или любые другие), фишки.  
        
Содержание. Разложите все карточки картинками вверх. Цифры сложите в коробку. По очереди доставайте цифры из коробки. Задача - найти карточек с соответствующим цифре количеством предметов. На найденную карточку ставится фишка. Цифра убирается обратно в коробку.
Когда закончится игра, посчитайте, у кого больше фишек. Сделать это лучше так - выложите фишке в два ряда и сравните, чей ряд длиннее.  

«Считай, не ошибись!»  
        
Цель. Помочь усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнять в прямом и обратном счете.

         Материал. Мяч.

         Содержание. Дети встают полукругом. Перед началом договариваются, в каком порядке (прямом или обратном) будут считать. Затем бросают мяч и называют число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше. Игра проходит в быстром темпе.

«Угадайка»  

Цель. Упражнять детей в счёте.
        
Материал. Коробочки из-под йогурта или пластмассовые чашечки. На каждой чашечке напишите или наклейте цифры. Подберите какую-нибудь игрушку, которая поместится в чашку.  
        
Содержание. В эту игру играют вдвоем. Поставьте чашки вверх дном. Один игрок отворачивается, а второй в это время прячет игрушку в одну из чашек. Первый игрок должен угадать под какой чашкой спрятана игрушка, а второй должен давать ему подсказки. Например: игрушка спрятана под чашкой с цифрой 5. Игрок спрашивает: "Под второй?". - "Нет, больше".  

«У кого больше» 

Цель. Упражнять детей в счёте. 
        
Материал. Для игры понадобится кубик с точками. В качестве счетного материала можно использовать пуговицы, шишки, орехи т.д.  
        
Содержание. Положите в вазу или коробку пуговицы (орехи). Теперь по очереди бросайте кубик. Какое число выпадет, столько и берут из вазы предметов. Когда ваза опустеет - подсчитайте, у кого больше.

«В пoиcкaх числа»

Цель. Подобрать число к каждому изображению.

Материал. Карточки с изображением чисел и изображения предметов равных соответствующему числу.

Содержание. Перемешайте на столе картинки и числа. 3адача игрока подобрать к каждому изображению число, показывающее, сколько предметов изображено.

Если карточки подобраны правильно, они подойдут по форме и легко

совместятся друг с другом.

«Учимся считать»

Цель. Тренировка навыков устного счета.

Материал. Карточки с изображением чисел.

Содержание. Выложите на столе все элементы с цифрами. Задача ребенка - разложить их по порядку - от единицы до десятки.

Предложите ребенку сравнить два числа, например, 6 и 7. Какое из них больше? Чтобы проверить себя, надо подобрать соответствующие карточки с картинками и сравнить количество предметов на них.

Составьте простые примеры на сложение или вычитание, используя соответствующие знаки. Предложите ребёнку решить их.

Составьте пример, после чего уберите знаки. Пусть ребенок восстановит их.

Пусть ребёнок сам составит пример по вашему заданию («составь пример на сложение», «пример с ответом 5», « с использованием чисел 2 и 7» и т.п.).

«Шагать по лесенке легко и просто!»

Цель. Упражнять детей в порядковом счёте.

Материал. Используются лесенки с 3-5 ступеньками: нарисованные, составленные из брусков, кубиков, из полосок на ковролине.

Содержание.  У каждого из детей по маленькой игрушке. Игрушки «поднимаются» вверх по лесенке и каждый раз, наступая на следующую ступеньку, называют ее порядковый номер: «Поднялся на первую ступеньку, затем на вторую» и т. д. Спускаясь, называют номера ступенек в обратном порядке: «Спустился с третьей ступеньки на вторую». Лесенка «ломается» (убирают одну из промежуточных ступенек). «Почему теперь шагать по лесенке

легко и просто?»

                                              Множество

«Обручи»

Цель. Учить детей собирать множества по отдельным признакам.

Материал. Красный и синий обручи, красные круги, синие треугольники.

Содержание. Воспитатель предлагает детям поместить в красный обруч все красные круги, а в синий обруч все синие треугольники.

«Пуговички»

Цель. Учить собирать множества по отдельным признакам.

Материал. Большая тарелочка, маленькая тарелочка, пуговицы с отврстиям и на ножке.

Содержание. Воспитатель предлагает детям в большую тарелочку сложить красные пуговицы с двумя отверстиями, а в маленькую зелёные пуговицы на ножке.

«Найди в группе чего много, а чего один»

Цель. Учить видеть множество одинаковых предметов

Материал. Предметы в группе: стулья, столы, настенные часы и т.д.

Содержание. Воспитатель предлагает детям осмотреть группу и найти множество одинаковых предметов: столы, стулья, окна. А затем предлагается найти предметы в одном экземпляре: настенные часы одни, телевизор один и др.

«Конфеты»

Цель. Учить различать большие и маленькие предметы.

Материал.  Пособие «Эталоны формы» 1 (000 «РИВ») или любые геометрические фигуры больших и маленьких размеров.

Содержание. Однажды Лопушок и Фифа нашли на Полянке две коробки с конфетами. В одной коробке конфеты были большие, а в другой - маленькие. Друзья тут же разделили конфеты поровну и стали их есть. Как только Лопушок съедал конфету, Фифа искала в своей коробке точно такую же, но другого размера. К вечеру у друзей разболелись животы.

Дети делят геометрические фигуры по размеру Конфеты какого размера достались Лопушку, какого - Фифе? Часть детей играет роль Лопушка и берет геометрические фигуры большого размера, а часть Фифы и выбирает фигуры меньшего размера.

«Бусы для Фифы»

Цель. Упражнять в составлении качеств из отдельных предметов.

Материал.  Круги разного цвета (пособие «Разноцветные липучки» (000 «РИВ») или любые круги одинакового размера из ковролина, картона и т. д.).

Содержание. Модница Фифа решила сделать себе бусы. Она собрала круглые бусинки разного цвета и начала нанизывать их на нитку.

На вертикальном игровом поле располагаются круги разного цвета. Дети составляют из них разноцветные бусы. Сравнивают их по длине, цвету.

«Три медведя»

Цель. Углублять представления детей о величине и количестве.

Материал. Игрушечные медведи -два больших и один маленький. По пять кроватей и стульев разной величины; по пять мисок, ложек и чашек разной величины

Подготовка. Рассказать детям сказку «Три медведя».

Содержание. Воспитатель обращает внимание детей на гостей и просит посчитать, сколько их всего. Это для того, чтобы подобрать для них соответствующего размера кровати, стулья, посуду; угостить обедом. Игровые

задания дети выполняют вдвоем: одна пара подбирает кровати, другая - стулья, третья - миски, четвертая - ложки, пятая - чашки. По ходу игры воспитатель задает детям вопросы (Сколько надо взять ложек? Каких по величине? Почему? Почему выбрали эти чашки? Из какой чашки будет пить Мишутка? А можно Михаила Михайловича положить в эту кровать? Проверь!), обращает их внимание на то, что всех предметов следует подобрать  поровну, по три.

Угостив медведей, можно предложить детям разыграть с ними какую-либо сценку.

«Самолёты»

Цель. Учить детей различать группы по количеству предметов, понимать суть слов: больше, меньше, поровну, столько-сколько.

Материал. Бумажные самолетики (по количеству детей).

Содержание.  Воспитатель. Сегодня мы будем летать на самолетах. Стулья, на которых вы сидите,- аэродром, у каждого - свой. Взлетать - подыматься со своих мест - и садиться на аэродром самолеты будут только по сигналу диспетчера. (Раздает детям бумажные самолетики.) Я вижу, у всех на руках самолетики, у всех - места посадки. Самолетиков и аэродромов поровну. Аэродромов столько, сколько самолетиков (подчеркивает педагог).

Игровая ситуация. По сигналам диспетчера «Самолеты взлетели!», «Самолеты приземлились на свои аэродромы!» дети выполняют указания. В начале игры воспитатель каждый раз подчеркивает: количество самолетиков и мест для посадки равно, одинаково. По истечении некоторого времени один стул убирается, следовательно, одному самолетику нет места для посадки.

Воспитатель. Почему одному самолетику не хватило места для посадки? (Ответы.) Чего меньше - самолетиков или аэродромов? (Ответы.) Чего больше - самолетиков или аэродромов? (Ответы.) Что надо сделать, чтобы самолетиков и аэродромов стало поровну? Правильно, надо построить еще один аэродром. (Игра продолжается.)

Перед педагогом стоит задача - подвести детей к пониманию, что счет необходим в повседневной жизни.

   Геометрия

 «Какой фигyры не стало».

Цель. Закреплять представление детей о геометрических фигурах, упражнять их в назывании.

Материал.  Геометрические фигуры разного цвета и величины.

Содержание. 

Первый вариант. На фланелеграфе - четыре фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Воспитатель просит детей закрыть глаза и убирает

одну фигуру. Дети должны определить, какой фигуры не стало.

Второй вариант. На фланепеграфе - от 7 до 10 фигур разной формы и цвета, но одинаковой величины (например, красный треугольник, желтый круг, синий прямоугольник, красный квадрат, зеленый треугольник...). Дети должны определить, фигуры какой формы и какого цвета не стало.

Третий вариант. Игра усложняется за счет подбора фигур не только

разного цвета, но и разной величины. Каждый вариант повторяется 2-3 раза.

         «Почини одеяло»

        Цель. Учить детей находить нужные заплатки определённых геометрических фигур, учить их правильно называть.

        Содержание.    «Белые дыры»  в «одеяле» надо «залатать» с помощью

данныx фигур: четырех квадратов, шести прямоугольников и шести треугольников. Рассказать, какие фигуры и сколько их было использовано при выполнении задания, и ответить на вопрос: как по отношению друг к другу разместятся заплатки»? (Слева, справа, рядом, внизу, вверху.)

«Составь фигуру»

Цель. Учить детей составлять геометрические фигуры из определенного количества палочек, пользуясь приемом пристроения к одной фигуре, взятой за основу, другой.

Материал. У детей на столах счетные палочки, доска, мел на данном и следующем занятиях.

Содержание. Воспитатель предлагает детям отсчитать по 5 палочек, проверить и положить их перед собой. Затем говорит: « Скажите, сколько потребуется палочек, чтобы составить треугольник, каждая сторона которого будет равна одной палочке? Сколько потребуется палочек для составления 2 таких треугольников? У вас только 5 палочек, но из них надо составить тоже 2 равных треугольника. Подумайте, как это можно сделать, и составляйте».

После того как большинство детей выполнят задание, воспитатель просит их рассказать, как надо составить 2 равных треугольника из 5 палочек. Обращает внимание ребят на то, что выполнять задание можно по-разному. Способы выполнения надо зарисовать. При объяснении пользоваться выражением «пристроил к одному треугольнику другой снизу» (слева и т. д.), а в объяснении решения задачи пользоваться также выражением «пристроил к одному треугольники другой, используя лишь 2 палочки».

«Составь предмет»

Цель. Учить составлять предметы из геометрических фигур.

Материал. Геометрические фигуры.

Содержание. Воспитатель учит детей составлять предметы из геометрических фигур: из кругов – снеговика, цыплёнка; из треугольников – ёлочку; из квадрата и треугольника – дом, машину и т.д.

«Найди в группе»

Цель. Учить находить круглые предметы, квадратные, прямоугольные и т.д.

Материал. Предметы разных геометрических форм.

Содержание. Воспитатель предлагает детям наитии в группе круглые, прямоугольные, квадратные предметы.

«Найди в рисунке»

Цель. Учить находить в рисунке предметы круглой, квадратной, треугольной формы.

Материал. Рисунок с изображением различных предметов.

Содержание. Воспитатель показывает детям рисунок и предлагает найти на рисунке предметы круглой, квадратной, треугольной формы.

«Трудные виражи»

Цель. Учить детей проводить дорожки по линейке.

Материал. Карандаши, линейка, лист бумаги.

Содержание. Воспитатель просит нарисовать различные дорожки для машины по линейке.

«Обезьянка»

Цель. Учить копировать предложенную модель, изготовленную из кирпичиков.

Материал. Кирпичики.

Содержание. Воспитатель строит из кирпичиков домик и предлагает детям самостоятельно построить точно такой же.  

                  Пространственные представления.

                                   Величина.

«Карандаши»

Цель. Учить детей правильно располагать карандаши по размеру: короткий, длиннее, ещё длиннее.

Материал. Карандаши разной длины.

Содержание. Воспитатель предлагает детям расположить карандаши в порядке возрастания.

«Зоопарк»

Цель. Учить выбирать правильно клетку для животного.

Материал. Картинки с изображением животных различных по величине и их клетки (Приложение 1).

Содержание. Воспитатель предлагает детям расселить животных в зоопарке по клеткам. Кто в какую из них войдёт.  

«Мальчики»

Цель. Учить подбирать предметы  в соответствии с ростом и размером.

Материал. Картины с изображением мальчиков, домов и собак

(Приложение 2).

Содержание. Воспитатель рассказывает детям о том, что самый высокий мальчик живёт в самом длинном доме, а самый толстый – в самом высоком доме. Предлагает детям показать, в каком доме живёт каждый из мальчиков.

У мальчика среднего роста самая маленькая собачка, у самого высокого – самая длинная, у самого толстого – самая большая. Покажите собаку каждого мальчика.

«Мишки идут на прогулку»

Цель. Учить подбирать предметы в соответствии с размером.
        
Содержание. Попросите ребенка найти самого большого мишку и положить его первым. (подчеркните интонацией это понятие: «первая»), затем найдите самого маленького. И, наконец построим по росту всех остальных. Если ребенок затрудняется, предложите приложить одну фигурку к другой .Когда все фигурки будут выстроены по росту, придумайте с малышом имена каждому персонажу. Затем спрашивайте: "кто у нас второй?" "Филя". Кто у нас последний, шестой?" - "Мотя".

«Чего не стало?»

Цель. Развитие памяти, закрепление названий геометрических фигур.

Материал. Геометрические фигуры.

Содержание. Воспитатель раскладывает перед детьми геометрические фигуры, просит запомнить. Затем дети закрывают глаза, воспитатель убирает одну фигуру. Дети открывают глаза и называют фигуру которой не стало.

 
        
«Найти домик для каждого мишки»
         Цель. Учить расставлять предметы по росту и поупражняться в порядковом счете.

         Содержание. Сначала попросить детей расставить по росту фигурки, а затем подобрать по размеру домики для них.  

«Стрелки»

Цель. Учить ориентироваться на листе бумаги.

Материал. Карточки с изображением стрелок, направленных в разные стороны (Приложение 3).

Содержание. Воспитатель предлагает сосчитать, сколько стрелок показывают направо, налево, вверх, вниз.

«Весёлые зверушки»

Цель. Учить ориентироваться на листе бумаги.

Материал. Картинки с изображением животных (Приложение 4).

Содержание. Воспитатель показывает детям картинки, а затем предлагает найти картинку, на которой слева от ежика рыбка, справа – мышка, сверху – птичка, снизу – пчёлка.

Можно предложить рассказать, как расположены фигуры на других картинках.

«Транспорт»

Цель. Учить детей составлять цепочку из видов транспорта (что передвигается выше, а что ниже).

Материал. Картинки с изображением различных видов транспорта (Приложение 5).

Содержание. Воспитатель показывает детям картинки, где нарисованы: машина, корабль, самолёт, подводная лодка, ракета. Какие из этих видов транспорта передвигаются выше других, ниже других?

                          Временные представления

«Что сначала, а что потом»

Цель. Учить составлять логическую цепочку: что сначала, а что потом.

Материал. Картинки с изображением человека разного возраста, дерева в разное время года.

Содержание. Воспитатель показывает детям картинки и предлагает расставить рисунки последовательно. Что должно быть сначала, а что потом?

«Часы»

Цель. Учить определять время по циферблату часов.

Материал. Рисунки с изображением часов (Приложение 6).

Содержание. Воспитатель предлагает детям посмотреть на часы, сравнить их. Определить, сколько прошло времени.

«Что делает мальчик?»

Цель. Учить правильно называть, что делает мальчик утром, вечером Материал. Картинки с изображением мальчика в разное время суток (Приложение 7).

Содержание. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки. Рассказать, когда и что делает мальчик в разное время суток? Предлагает расставить картинки по порядку.

«Кто раньше?»

Цель. Учить определять какая машина приедет раньше.

Материал. Рисунок с изображением машин (Приложение 8).

Содержание. Воспитатель показывает рисунок и спрашивает детей, какая машина приедет раньше, а какая позже?

«Живая неделя»

Цель. Учить отгадывать какой день недели?

Содержание. Воспитатель загадывает загадки про дни недели, дети их разгадывают.

«Наш день»

Цель. Учить детей правильно называть дни недели.

Содержание. Воспитатель предлагает детям назвать дни недели, в которые проходят любимые занятия.

«Какое время года?»

Цель. Учить правильно определять по картине какое время года.

Материал. Картины с изображением разных времён года.

Содержание. Воспитатель показывает детям картины с изображением времён года и предлагает отгадать какое время года изображено.

«Назови правильно месяц»

Цель. Учить детей правильно называть месяца.

Содержание. Воспитатель называет месяц, а дети должны назвать следующий месяц. Например: Воспитатель называет сентябрь, дети октябрь.

                    Игры на ориентировку в пространстве

«Поезд»

Цель. Учить ориентироваться в пространстве.

Содержание. Дети строятся друг за другом, образуя поезд. Воспитатель говорит в какую сторону должен ехать поезд.

«Отгадай, что где стоит?»

Цель. Учить ориентироваться в пространстве группы.

Содержание. Воспитатель называет предмет, находящийся в группе и спрашивает у детей в какую сторону за ним надо идти.

«Делай как я»

Цель. Учить детей выполнять движения за воспитателем.

Содержание. Воспитатель на зарядке показывает движение, дети повторяют это движение.

«Найди игрушку»  

Цель. Учить ориентироваться в групповой комнате.
        
Содержание. Ребенок-водящий выходит из комнаты. В это время прячут игрушку. Затем ребенку объясняют, где можно её найти: “Надо встать перед столом, и пройти 3 шага вперед, два налево и т.д. ”. Дети выполняют задание, находят игрушку. Когда дети хорошо станут ориентироваться, задания можно усложнить – давать не описание местонахождения игрушки, а схему. По схеме дети должны определить, где находится спрятаны предмет.  

«Далеко, близко»

Цель. Учить определять, какие предметы далеко, а какие близко.

Материал. Рисунок с изображением предметов, расположенных на разном расстоянии (Приложение 9).

Содержание.  Воспитатель показывает детям рисунок и просит рассказать, что на рисунке далеко, что близко?

«Ищем игрушку» 

Цель. Учить ориентироваться в пространстве.

Содержание. Возьмите любую игрушку, например, медвежонка, расскажите, что он ищет матрешку, которая стоит перед синей (после зеленой, между желтой и красной, справа от синей, слева от фиолетовой). Освоение понятий «перед», «после», «между», «справа», «слева» поможет  ребенку ориентироваться в окружающем мире.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение дидактической игры в ФЭМП у детей дошкольного возраста

Данная статья рассказывает о значении дидактических игр  в ФЭМП у детей дошкольного возраста...

Дидактические игры по ФЭМП во второй младшей группе

В данной статье представлены методы и приемы организации дидактических игр по ФЭМП во второй младшей группе...

Дидактические игры по ФЭМП в средней группе

Рекомендации по подбору и проведению дидактических игр в средней группе...

Дидактические игры по ФЭМП в старшей группе

В данной статье даны методические рекомендации по подботу и проведению дидактических игр в старшей группе...

Дидактические и обучающие игры «Дидактические игры по ФЭМП»

Дидактические и обучающие игры «Дидактические игры по ФЭМП» (подготовительная группа)...

Дидактическая игра по ФЭМП "Поезд" (словесная игра)

Дидактическая игра по ФЭМП "Поезд" для младшей группы (словесна игра)...

Дидактические игры Картотека игр Дидактические игры по ФЭМП для детей 1 младшей группы

Дидактические игрыКартотека игр Дидактические игры по ФЭМП для детей 1 младшей группы...