Конспект занятия по математике в подготовительной группе детского сада "Математический счёт до 15"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Смотрите конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematicheskiy_schyot_do_15.docx31.96 КБ

Предварительный просмотр:

 Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 25

Красногвардейского района Санкт-Петербурга 

Конспект занятия

по образовательной области «Познавательное развитие»

для детей подготовительной группы

Тема: «Математический счёт в пределах 15»

Воспитатель:

Брыкалова Елена Николаевна

Используемые технологии:

Технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;

Технология деятельностного подхода;

Игровые технологии;

ИКТ-технологии;

Здоровьесберегающие технологии.

Санкт-Петербург

2024 год

Цель: совершенствование навыка математического счёта в пределах 15-ти через решение арифметических задач.

Задачи:

  1. Образовательные  

- закреплять умение считать в пределах 15 в прямом и обратном порядке.

- совершенствовать навыки количественного и порядкового счёта в пределах 15, правильно отвечать на вопросы сколько, который по счету;

- совершенствовать умение выкладывать числовой ряд в пределах 15;

- продолжать формировать умение раскладывать двузначное число на два меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 15);

 - закреплять знания о последовательности дней недели;

- формировать умение производить математические действия в уме;

- познакомить детей с игрой «Судоку» .

 Развивающие

- развивать умение составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание;

- развивать пространственное и логическое мышление;

 - развивать связную речь детей, умение аргументировать свои высказывания;

  1. Воспитательные

- воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

- формировать навыки сотрудничества на занятиях, умение договариваться, помогать друг другу.

- воспитывать интерес к занятиям по математике;

- формировать навыки самооценки и самоконтроля;

Предварительная работа:

- беседа и рассматривание иллюстраций о животных Севера;

- разучивание физминутки «Медведи»;

- чтение художественной литературы на тему: «Животные Арктики и Антарктики»;

- изготовление макета Арктики и Антарктики;

- просмотр мультфильма «Умка»;

- разгадывание загадок о животных холодных стран

Материалы к занятию:

Магнитные доски; карточки с примерами по количеству детей, числовые домики по количеству детей; цифры для числовых домиков на липучках; льдинки (4 шт); тюлень; морж; моржи с цифрами (15шт); олень; песец; карточки с математическими задачами на подгруппу детей; геометрические фигуры; карточки для игры «Судоку»; нарисованная карта; аудиозапись физминутки.

Примерный ход занятия:

                                                                            Деятельность педагога

Деятельность детей

Организация детей перед занятием

Воспитатель звенит колокольчиком.

- Ребята, к нам пришли  гости, что мы сделаем?

Дети находятся в группе.

Подходят к воспитателю и встают в круг .

Приветствие: 

Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй.

Собрались ребята в круг

Слева –друг  и справа – друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

- поздороваемся : «Доброе утро!»(Здравствуйте! Дети здороваются с гостями).

Мотивация

-Ребята, к нам в группу сегодня пришло видеописьмо.

Предлагаю  подойти поближе, посмотреть вместе.

Дети подходят к воспитателю для просмотра видеописьма.

Видят: на экране появляется изображение Умки.

Проблематизация

 В. включает…

 

Слушают: (аудиозапись голоса Умки)

-Здравствуйте ребята! Я медвежонок и зовут меня Умка. Я живу на Северном полюсе. У меня случилась беда. Всех моих друзей заколдовала Снежная королева. И превратила в льдинки. А скоро у нас Новый год и я хотел его встретить вместе с друзьями. Что же делать?

Целеполагание

В. спрашивает:- Ребята, а мы можем что-то сделать?

- А как?

-Ребята, мы же не досмотрели видеописьмо…

- Мы должны помочь Умке!

Дети высказывают предположения… Возможно кто-то скажет: - Мы должны расколдовать друзей!

Дети слушают продолжение:

- Я знаю, что колдовство исчезнет, если вы выполните  волшебные задания, которые придумала Снежная Королева. И все мои друзья придут ко мне в гости.

Для того, чтобы вы нашли спрятанные задания я вам приготовил карту.

На карте задания отмечены  стрелочками и геометрическими фигурами.

Планирование будущей деятельности

Воспитатель интересуется у детей:

-Что произошло у Умки?

-О какой помощи вас просит Умка?

-А какие задания нужно выполнить?

-А как узнать где задания?

-Ребята, а где живут друзья Умки?

-Ребята, а как мы попадём на Северный полюс?

-А на чём мы можем поехать?

-Какой способ самым быстрый?

-Ребята, а что нам нужно, чтобы попасть в самолёт?

- Снежная Королева заколдовала его друзей.

- Выполнить задания и спасти друзей

Дети проявляют желание помочь.

Примерные ответы детей:

-Не знаем, но Умка приготовил для нас карту.

- На Северном полюсе

-Поедем

-На машине

-На пароходе

-На поезде

-На самолёте

-Билеты

Реализация плана

Воспитатель раскладывает билеты на столе

(На каждом билете пример)

Воспитатель:

-Ребята, а вы заметили, что билеты у вас необычные.

- Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы занять правильное место в самолёте?

-Отлично, справились, в путь!

-Ребята, пока мы с вами летим, предлагаю поиграть в игру «Дни недели»

-Ребята, а какой сегодня день недели?

-Ребята назовите первый день недели?

-Назовите третий день недели?...

Воспитатель задаёт вопрос на каждый день недели.

-Внимание, внимание, мы прилетели, посмотрите вокруг

-Ребята, а куда мы прилетели?

-Ребята, а где же карта?

Перед детьми стоят ворота, карта висит на воротах

-Ребята, а вот и карта, про которую говорил Умка

-И так, ребята, что изображено на карте?

-Ребята как вы думаете, с какого задания нужно начать?

Дети закрепляют карту на мольберт.

1 задание (на карте – ромб)

Задание  находится на столе

Воспитатель предлагает подойти и посмотреть, какое на столе задание

Воспитатель предлагает детям выбрать себе домик.

-Ребята, как вы думаете, что здесь нужно сделать?

-А для чего?

-Верно

-А чем мы будем писать?

-Ребята, посмотрите, что ещё лежит на столе…

-Хорошо

Воспитатель предлагает детям пройти за столы и выполнить задание

Воспитатель предлагает детям выполнившим быстро задание проверить у других  и возможно предложить помощь

-Ребята, вы всё выполнили верно,

- Давайте проверим, кого мы расколдовали?

-Отлично, ребята, куда нам нужно двигаться дальше?

Воспитатель  интересуется у детей:

- Ребята, как вы считаете, что нужно сделать в этом задании?

-Ребята, давайте проверим, всё ли верно мы сделали?

Воспитатель проверяет вместе с детьми порядковый счёт.

-Всё верно.

-Ребята, а давайте посчитаем моржей в обратном порядке?

-Ребята, предлагаю поиграть с моржами в прятки.

Воспитатель предлагает перевернуть моржей.

Воспитатель задаёт вопросы детям (обращается к каждому ребёнку)

-Маша, скажи, пожалуйста, который по счёту морж в красной шапочке?

-Ваня, какой морж находится между моржом с бантиком на голове и моржом в галстуке?

-Какой морж находится за моржом в фуражке?

-Какой морж находится перед моржом в шарфике?...

- Ребята, мы прекрасно справились с этим заданием и расколдовали ещё одного друга Умки.

-Отлично, ребята, куда нам нужно двигаться дальше?

-Ребята, как вы думаете, что в этом задание нужно сделать?

-Что посчитать?

-Для чего?

-Да, ребята, правильно, нужно решить задачу

-Но не просто решить, а рассказать про задачу и озвучить решение.

Воспитатель предлагает детям разделиться на подгруппы по 3 человека и выбрать себе карточку,

Каждая подгруппа детей подходит к мольберту, закрепляет свою карточку и рассказывает задачу и решение

- Замечательно, ребята, справились с задачами.

-И вы расколдовали ещё одного друга Умки.

 

Воспитатель предлагает детям разделиться по парам и выбрать себе карточку

-Ребята, здесь новое для вас задание… Но прежде чем, мы начнём выполнять , я хочу вам рассказать, правила игры.

Воспитатель берёт карточку «Судоку» и знакомит с игрой.

Воспитатель рассказывает правила игры с показом

Воспитатель интересуется у детей, все ли дети поняли задание. После этого, предлагает перейти к выполнению задания.

- Замечательно, ребята, справились с заданием.

-Ребята, посмотрите, куда нам нужно двигаться дальше?

-Значит…

Неожиданно на экране появляется изображение Умки

Воспитатель:

- Молодцы ребята, вы так быстро справились с заданиями и помогли Умке вернуть друзей домой. Ну, а нам с вами пора возвращаться в детский сад.

Предлагаю детям встать в круг

-Закрывайте глаза и начинаем отсчёт от 5 до 0

-Ребята, вот мы и оказались в детском саду, в нашей группе

Дети самостоятельно берут билеты и смотрят, что на них изображено.

-Заметили.

-Решить примеры (билеты – это карточки с написанными примерами на сложение и вычитание в пределах 15, а на стульях закреплены карточки с ответами)

Дети решают примеры.

Если дети затрудняются, предлагается посчитать при помощи счётных палочек.

После решения, дети садятся на стульчики (самолёт).

Во время поездки дети отвечают на вопросы на закрепление дней недели.

Примерные ответы детей:

-Вторник

-Понедельник

-Среда

Дети встают и переходят в другую часть группы

-На Северный полюс

Дети находят карту на воротах

Дети раскрывают карту, изучают, размышляют, отвечают

-Стрелочки и геометрические фигуры (ромб, треугольник, трапеция, шестиугольник)

-С первого ( можно выполнять в любом порядке)

- С ромба

Дети подходят к столу, где находится ромб.

(Открывают задание)

На столе лежат числовые домики (до 15) и набор карточек .

Дети выбирают себе числовой домик

Примерные ответы детей

-Написать правильные ответы в окошках

-Узнать состав числа

-Писать нечем, ручек и карандашей нет

-Будем выкладывать карточки на пустые окошки

Дети садятся за столы и приступают к выполнению задания

Дети достают льдинку с изображением тюленя и , и закрепляют на мольберте первого друга Умки.

 Дети подходят к карте и определяют, куда пойдут дальше

-К треугольнику

 Дети находят треугольник

2 задание (на карте-треугольник)

Задание находится на столе (Задание закрыто)

(Открывает задание)

На столе находятся карточки с изображениями моржей,  разложенные в разном порядке, на моржах написаны цифры от 1 до 15

Дети думают, отвечают

-Нужно расставить моржей по порядку

Дети расставляют моржей по порядку

Дети считают моржей  в обратном порядке

Дети заинтересованно смотрят и слушают

Дети переворачивают моржей

Дети отвечают и проверяют ответ, перевернув моржа с цифрой.

Ответы детей

Дети достают льдинку с изображением моржа и закрепляют на мольберте.

Дети находят шестиугольник  

3 задание (на карте-шестиугольник)

Задание  находится на столе (Задание закрыто)

 На столе лежат карточки с изображением картинки и схемой для решения.

Дети размышляют, отвечают

-Посчитать

-Что изображено на карточке

- Чтобы решить задачу

Дети делятся на подгруппы.

Дети считают, решают, готовятся к ответу

Ответы детей

Дети рады результату, открывают льдинку и закрепляют на мольберте оленя.

Дети подходят к карте и определяют, куда пойдут дальше

-К трапеции

4 задание (на карте-трапеция)

Задание  находится на столе

На столе находятся карточки «Игра Судоку» с цифрами и карандаши.

Дети подходят к столу, делятся на пары

Дети внимательно слушают .

Чтобы решить Судоку, нужно заполнить пустые клеточки с цифрой, так, чтобы ни одна цифра не повторялась в строчках и столбцах большого квадрата

Дети выполняют задание парами

-Мы расколдовали ещё одного друга Умки.

 Дети достают льдинку с изображением песца и закрепляют на мольберте.

Дети подходят к карте и понимают, что больше заданий нет

-Больше нет заданий-

-Мы всё выполнили!

(аудиозапись голоса Умки)

-Дорогие ребята, спасибо вам, за то, что вы выполнили все задания Снежной Королевы, и ёё колдовство исчезло, все друзья оказались рядом со мной, я очень вам благодарен!

Так как скоро Новый год, я хочу подарить вам подарок!

Дети встают в круг

Дети закрывают глаза и считают

-5, 4, 3, 2, 1, 0

Рефлексия

- Ребята, я вижу вы наполнены новыми впечатлениями и эмоциями… С кем вы поделитесь этим?

- А что вы сегодня сделали?

-А как?

- Каким же образом?

- С какими числами? с какой игрой?

 -Молодцы, ребята. Вот ваш подарок, когда мы его рассмотрим?

А теперь пора прощаться с гостями…

Примерные ответы детей

-С мамой и папой…

- Помогли Умке!

 

-Расколдовали его друзей!

- Мы выполняли  математические задания, считали, решали задачи и познакомились с новой игрой.

 

- Ответы ребят…( вечером, после сна…)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике в подготовительной группе детского сада

Занятие закрепляет умение пользоваться порядковым и количественным счетом и знания о составе числа из двух меньших чисел в пределах пяти....

Конспект занятия по математике в подготовительной группе детского сада

занятие закрепляет умение пользоваться количественным и порядковым счетом и знания о составе числа из двух меньших в пределах пяти....

Конспект занятия по математике в подготовительной группе детского сада

занятие закрепляет умение пользоваться порядковым и количественным счетом...

Конспект занятия по математике в подготовительной группе на тему "Счёт до 20. Состав числа 7"

Задачи занятия: учить детей раскладывать число 7 на составные части, составлять число 7 из составных частей, учить измерять длину предметов с помощью условной меры...

Конспект занятия по математике в подготовительной группе детского сада

Конспект занятия по математике в подготовительной группе детского сада на тему "Сложение"...