методические рекомендации
методическая разработка по математике
Методические рекомендации по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста для педагогов ДОУ
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста для педагогов ДОУ
В целях результативности обучения детей по программе формирования элементарных математических представлений особое внимание следует уделять организации в дошкольном образовательном учреждении интерактивной предметно-развивающей среды. Она позволяет воспитателю вовлечь детей в близкие им виды деятельности и манипулятивные игры с предметами ближайшего окружения, создать благоприятную обстановку для рассмотрения различных математических фактов и зависимостей на специальных занятиях, организовать активную самостоятельную поисковую деятельность каждого ребенка в повседневной жизни.
Наиболее эффективному проведению занятий по математике способствует соблюдение следующих условий:
1) учёт индивидуальных, возрастных психологических особенностей детей;
2) создание благоприятной психологической атмосферы и эмоционального настроя (доброжелательный спокойный тон речи воспитателя, создание ситуации успешности для каждого воспитанника);
3) широкое использование игровой мотивации;
4) интеграция математической деятельности в другие виды: игровую, музыкальную, двигательную, изобразительную;
5) смена и чередование видов деятельности в связи с быстрой утомляемостью и отвлекаемостью детей;
6) развивающий характер заданий.
На занятиях можно применить: игровые методы, проблемно-поисковые методы, частично-поисковые методы, проблемно-практические игровые ситуации, практические методы.
- использование дидактических игр в системе воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста будет способствовать эффективному формированию математических представлений при регулярном, последовательном и четком планировании образовательной деятельности с активным использованием дидактических игр, а так же подборе дидактических игр в соответствии с возрастом и индивидуальными возможностями детей;
- дидактические игры дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике;
- элементарные знания по математике, определённые современными требованиями, в основном усваиваются детьми, но необходимо углубление и дифференциация индивидуальной работы с каждым ребёнком, что может быть предметом дальнейшего исследования.
Изменение задач и содержания математического развития дошкольников потребовало совершенствования технологии обучения. В дошкольных организациях активно применяют технологию моделирования.
В частности, широко применяют модель времени в виде различных видов календарей, часов, модель части и целого, модель числа, так же технологию решения проблемных ситуаций, при которой дети открывают новые математические понятия, замечают связи и отношения между ними, добиваются решения различных логических и творческих задач.
Позволяет решать задачи математического развития ребенка в процессе разных видов деятельности детей: игровой, бытовой, исследовательской, конструктивной, продуктивной и т. д., в процессе организации различных досугов, развлечений, совместного отдыха детей и родителей и в процессе образовательной деятельности.
Ознакомление детей с окружающим миром начинается с изучения свойств и признаков предметов. Освоенность таких свойств и отношений объектов, как цвет, форма, величина, пространственное расположение – дает возможность дошкольнику свободно ориентироваться в разных видах деятельности. В связи с этим решаются следующие задачи математического развития детей:
- развитие эмоциональной отзывчивости детей через игры с математическим содержанием;
- формирование системы математических знаний, умений и навыков в соответствии с психологическими особенностями детей каждой возрастной группы;
- формирование логического мышления (сравнения, обобщения, классификации);
- развитие самостоятельного познания, поощрение проявления творческой инициативы;
- развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
Интересна методика Б. Н. Никитина, который впервые призывал «заниматься с ребенком как можно раньше», то есть, как выражался этот замечательный педагог – «своевременно! » Никитины реализовали свою методику в рамках одной семьи. В результате семеро их детей начали читать в возрасте 2, 5-3 лет. Игры были организованны так, что развивали высочайший интеллект. Дети Никитиных поступали в школу сразу в третий и четвертый классы.
В своей книге «Интеллектуальные игры» Никитин Б. Н. приводит подробное описание изготовления игр и методику, которые я решила использовать в своей работе с детьми.
Психолог Зак А. З. разработчик развивающих программ, много лет изучает интеллект детей. В книге «Будем смышлеными! » Развитие интеллектуальных способностей у детей 5-6 лет» он доступно рассказывается о том, как заниматься с дошкольниками, как помогать детям с разной подготовкой, как учить разбору условий задач, планированию их решения, обоснованию действий. Для полноценного развития этих умений предлагается система из 54 занятий. На основе материала, собранного в пособии я планирую индивидуальную работу с детьми с учетом их подготовленности.
Для планирования работы с детьми можно использовать пособие Михайловой З. А., где приведен занимательный материал математического содержания (игры, задачи, головоломки); книгу Бабич Л. Н. «365 увлекательных занятий для дошкольников».
Строить работу с родителями можно по книге Тихомировой Л. Ф., Басовой А. В. «Развитие логического мышления детей». Авторы считают, что развитие интеллектуальных способностей ребенка должно быть постоянной заботой родителей и воспитателей и предлагают занимательные игры и упражнения для совместных занятий с детьми.
Интересна комплексная программа развития математических представлений дошкольников Фалькович Т. А и Барылкина Л. П. Кроме теоретических и практических рекомендаций, они предлагают подробные сценарии занятий.
Моделирование
Дидактическая игра «Комната куклы Кати»
для детей 5 – 7 лет
Пояснительная записка
Данная дидактическая игра разработана для детей 5-7 лет. Игра направлена на обучение детей основам ориентации в окружающем пространстве небольшом по объёму, что способствует большей концентрации внимания детей, на развитие у детей познавательной и мыслительной деятельности. В процессе игровых действий у детей развивается координация движений рук и мелкая моторика рук. При использовании данного игрового материала у детей идёт закрепление знаний об основных цветах и их оттенках, предметах мебели, геометрических фигурах. Так же данная игра предусматривает умственное, нравственное и эстетическое воспитание, развитие детей в соответствии с их возрастными особенностями. В процессе игры у детей формируется связная монологическая и диалогическая речь. Обучение при помощи этой игры способствует подготовке детей к успешному обучению в школе.
Основной формой обучения являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Занятия проводятся в свободное от занятий время, также возможно использование данной игры на занятиях.
При работе с данной игрой дети обучаются ориентироваться в окружающем пространстве с использованием плана-схемы и самостоятельному её изготовлению. В процессе обучения при помощи этой игры развивается логическое мышление. Игра способствует закреплению у детей знаний о геометрических фигурах, основных цветах и их оттенках, предметах мебели. В процессе игры у детей формируется грамотная монологическая и диалогическая речь, умение действовать по инструкции.
Цель: Обучение детей ориентации в окружающем пространстве с использованием плана-схемы.
Задачи:
- Развитие логического мышления.
- Обучение определению местоположения одного предмета относительно другого.
- Развитие координации движения рук и мелкой моторики рук.
- Закрепление знаний детей о геометрических фигурах, основных цветах и их оттенках, предметах мебели.
- Формирование связной монологической и диалогической речи.
- Обогащение активного словаря.
- Обучение рисованию при помощи шаблонов.
Игровое оборудование:
- «Комната» - большая коробка с высокими бортами или план-схема комнаты.
- Кукла маленькая, или плоскостная кукла.
- Макеты мебели разных форм и цветов.
- Набор готовых планов-схем (масштаб 1:4).
- Набор шаблонов обозначающих предметы мебели (масштаб 1:4)..
- Чистый лист картона по формату планов-схем.
- Чистые листы бумаги по формату планов-схем.
- Цветные карандаши, соответствующие цветам мебели.
Игровые действия:
- вариант. Педагог расставляет мебель и предлагает ребёнку найти подходящий план-схему.
- вариант. Педагог предлагает ребёнку расставить мебель по предложенному плану-схеме.
- вариант. Педагог расставляет мебель и предлагает ребёнку составить план-схему на чистом листе картона из шаблонов.
- вариант. Педагог составляет план-схему на листе картона из шаблонов и предлагает ребёнку расставить по ней мебель.
- вариант. Ребёнок самостоятельно составляет план-схему и расставляет по ней мебель.
- вариант. Ребёнок самостоятельно расставляет мебель и затем составляет план-схему.
- вариант. Педагог расставляет мебель и предлагает ребёнку при помощи шаблонов нарисовать план-схему.
- вариант. Ребёнок самостоятельно расставляет мебель и рисует при помощи шаблонов план-схему.
Ожидаемые результаты:
Умение детей ориентироваться в окружающем пространстве с использованием плана-схемы.
Дидактическая игра «Устроим кукле комнату».
Цель: обучение детей моделированию предметно-пространственных построений.
Задачи:
- учить детей различать и называть предметы мебели, рассказывать об их назначении; учить четко и правильно произносить слова.
- развивать речь детей, расширять словарный запас;
- учить употреблять в речи глаголы;
- способствовать воспитанию интереса к занятию, бережного отношения к предметам мебели, заботливого внимания к людям.
Оборудование: кукла, игрушечная мебель (кровать, стол, стул, шкаф, буфет, посуда, одежда, колокольчики). Или плоскостная мебель и бумажная кукла Катя.
Ход:
Дети сидят полукругом, в центре которого детский стол. Воспитатель вносит куклу.
- Дети, давайте знакомиться, это кукла Катя.
- Здесь будет Катина комната (педагог обводит поверхность стола или показывает план-схему комнаты). Тут Катя будет жить.
- Катя, тебе нравится твоя комната? (с этими словами к кукле обращаются и дети)
- Нет (отвечает кукла) Не нравится мне моя комната. Стола нет, стула нет, кровати нет. Пусто как-то.
- Воспитатель ставит кровать и спрашивает у детей: «Что это? Зачем Кате кровать? »
- Воспитатель предлагает кукле лечь в кровать: «Ложись, ляг Катенька» (хоровые и индивидуальные повторения детей)
- Кукла ложится в кровать. Дети проговаривают, а затем поют колыбельную, изображая качание ребенка.
«Баю, баю – баиньки,
В огороде заиньки,
Зайки травку едят,
Кате спатеньки велят.
Баю-бай, баю-бай,
Поскорее засыпай.
- Пусть Катя поспит, а мы ей в комнату мебель поставим.
- Что это? (воспитатель ставит стол)
- Для чего нужен стол?
- А что еще просила поставить в комнату Катя?
- Что нужно к столу поставить?
- Конечно (ставит стул)
- Для чего нужен стул?
- А чтобы комната стала уютной, поставим еще мебель.
- Что это? (воспитатель ставит платяной шкаф)
- Для чего нужен шкаф?
- А это что? (шкаф для посуды, буфет)
- Для чего нужен буфет?
- Ребята, мы приготовили для Кати приятный сюрприз, обставили ей комнату мебелью.
- Красиво? Ребята, а чтобы было красиво и уютно, как нужно обращаться с мебелью?
- В нашей группе тоже есть мебель, с которой мы тоже будем обращаться бережно, тогда она долго сохранится.
- А сейчас я предлагаю разбудить Катю и узнать, нравится ли ей ее новая комната. Но будить мы Катю будем необычно.
- У меня есть колокольчики. Послушайте, как звенит маленький колокольчик: «Динь-динь-динь» (дети повторяют хором и по одному звукосочетание). Детям раздаются маленькие колокольчики и они звенят ими.
- А еще у меня есть колокольчик побольше. Он звенит так: «Дон-дон-дон» (дети повторяют звукосочетание)
- А когда звучит большой колокол, то слышится: «Динь-дон, динь-дон» (дети повторяют)
- Давайте позвеним все вместе и Катя проснется (дружный перезвон колокольчиков)
- Кукла просыпается, радуется новой мебели.
- Давайте ребята напомним Кате, чтобы она не забыла, название мебели в ее комнате (воспитатель показывает, а дети отвечают)
- Кукла прощается и благодарит детей.
Модель «Времена года»
Начиная со средней группы, появляется возможность использовать различные модели. В моделях – квадратах, кружках – обычно цветом символизируется один из значительных признаков временного отрезка. Обобщенные знаки-модели выступают наглядным материалом, как для установления отдельных эталонов, так и для установления последовательности между ними.
Детям 4-х лет предлагаются только плоскостные модели и только одна форма движения – линейная. Кружки или квадраты разного цвета выкладывают слева направо друг за другом. При этом решается очень важная задача. Ребенок, выкладывая отдельные элементы, запоминает названия эталонов времени, чередование, последовательность их.
В старшей группе проводится работа по формированию у детей представлений о временах года. При этом широко используются картинки и словесный материал: рассказы, сказки, стихи, загадки, пословицы.
С временами года (сезонами) лучше всего знакомить попарно: зима и лето, весна и осень. На одном из занятий воспитатель спрашивает: «Какое время года сейчас? Какие вы еще знаете времена года? Сколько их всего?»
Знакомство с моделью: Правильно, год состоит из четырех времен года. Вот круг. Пусть это будет год. Разделим его на четыре части.
Дети рассматривают части круга. Каждая часть разного цвета.
Воспитатель предлагает условно сравнить каждую часть круга с определенным временем года.
Дидактическая игра «Времена года»
Цель: развитие экологических представлений о сезонных изменениях в природе, развитие сенсорных качеств, развитие коммуникации, умение играть в коллективе.
Задачи: Совершенствовать восприятие пространства, времени и цвета; развивать быстроту мышления, мелкую моторику мышц рук.
Материал: модель года, карточки с изображением соответствующих признакам различных времен года: желтые листья, белые снежинки, зеленые листочки, плоды и др.
Ход:
Воспитатель: Что на модели года мы отмечаем белым, зеленым, красным и желтым?
Дети: Времена года. Белый цвет – это обозначение зимы, зеленый цвет – весны, красный цвет – обозначает лето красное. Желтый цвет – цвет осени, золотых листьев.
Воспитатель: предлагаю поиграть в игру «Когда это бывает»
(Воспитатель загадывает загадку, а дети показывают карточку, соответствующую данному времени года)
Загадки:
1. Я раскрываю почки В зеленые листочки, Деревья одеваю, Посевы поливаю, Движения полна, а Зовут меня (весна) | 2. Очень душно, очень жарко, Солнце светит ярко – ярко, Побежим купаться, С рыбками плескаться. (Дети показывают карточку символизирующую лето) |
3. Утром мы во двор идем, Листья сыплются дождем, Под ногами шелестят. И летят, летят, летят (Дети показывают карточку желтого цвета) | 4. Снег на полях, Лед на реках. Вьюга гуляет, Когда это бывает. (Дети показывают карточку белого цвета) |
Игра «Когда это бывает?»
Воспитатель: Какое время года между зимой и летом?
Дети: Весна.
Воспитатель: Какое время года предшествует осени?
Дети: Лето красное.
Воспитатель: В какое время года мы отмечаем праздник Новый год?
Дети: Новый год мы отмечаем зимой.
Воспитатель: В какое время года птицы улетают в теплые края, опадают листья?
Дети: Осенью.
Воспитатель: Какому времени года принадлежат месяцы июнь, июль, август?
Дети: Лету красному.
Игра «Определи месяц года по модели»
Воспитатель: Назовите зимние месяцы.
Дети: Декабрь, январь, февраль.
Литература:
1. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста».
2.Игры и упражнения для шестилеток / под. ред. Седж Н.В., Перов М.Н.. Дидактические игры и упражнения по математике.
3. Блехер Ф.Н. «Дидактические игры».
4. Белошистая А.В. «Занятия по развитию математических способностей детей 4-5 лет».
5.Столяр А. А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / А. А. Столяр, Р. Л. Березина, 3. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая, Т. Д. Рихтерман, - М.: Просвещение, 1988. - 303 с.
6. Тарабарина Т.И. «Детям о времени».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие ребенка от 0 до года». Сборник методических рекомендаций, игр и упражнений по развитию детей раннего (от 0 до года) возраста (рекомендации для родителей).
Здоровье человека в периоде раннего детства является определяющим для его развития на протяжении всей последующей жизни. Ранний детский возраст относится к критическим периодам онтогенеза ...
Методическая разработка.Методические рекомендации по развитию музыкальных способностей дошкольников.
Данные методические рекомендации помогут воспитателям и музыкальным руководителям в развитии музыкальных способностей детей....
Методическая разработка по теме: "Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по ИЗО-деятельности"
Методическая разработка по теме:«Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности» «Дошкольное детство – очень ва...
Методическая разработка. Методические рекомендации для родителей "Сенсорное воспитание в дошкольном возрасте"
Насколько важно сенсорное воспитание в дошкольном возрасте? Самым первым источником познания окружающего мира, для малыша, являются ощущения, т.е. он начинаем узнавать мир во всем его многообразии, с ...
Методические рекомендации "Образовательные результаты и образовательные ресурсы как необходимое условие повышения качества дошкольного образования (в контексте ФГОС) (методические рекомендации)
Методические рекомендации...
Методические рекомендации для воспитателей "Формирование элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми 3-4 лет «Малыш в мире природы» Методические рекомендации
Методический материал содержит рекомендации по формированию элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми 3-4 лет. Раскрываю...