Возрастные особенности старших дошкольников в усвоении чисел, счетных операций и ознакомлении с монетами разного достоинства.
план-конспект занятия по математике
Возрастные особенности старших дошкольников в усвоении чисел, счетных операций и ознакомлении с монетами разного достоинства
Скачать:
Предварительный просмотр:
Возрастные особенности старших дошкольников в усвоении чисел, счетных операций и ознакомлении с монетами разного достоинства
Овладение счетом играет важную роль в умственном развитии ребенка. Первоначальное усвоение счетных операций в дошкольном возрасте служит подготовкой к дальнейшему обучению математике в школе и, вместе с тем, оказывает многостороннее влияние на общее развитие детского мышления, способствуя формированию процессов анализа, синтеза, абстракции, обобщения.
Формирование представлений о числе проходит сложный путь развития. Прежде, чем начать считать, ребенку необходимо накопить некоторый опыт, достигнуть известного уровня развития мышления. В действительности математические представления и понятия и в ходе исторического развития и в процессе развития отдельного ребенка могут возникнуть лишь как образы окружающей действительности, как отражение объективной реальности. В процессе развития понятия о числе у ребенка устанавливается сложное и непрерывно изменяющееся взаимоотношение между непосредственным восприятием и системой счетных операций.
С одной стороны, счет опирается на непосредственное восприятие количественных соотношений реальных предметов. С другой стороны, овладение счетом на монетах приводит к более совершенному дифференцированному восприятию числа.
Это развитие идет по пути образования новых временных связей, формирования числовых ассоциаций. Еще К.Д. Ушинский писал по этому поводу следующее: "Нам кажется странным, что психологи, перечисляя различные ассоциаций представлений, образуемых нашим сознанием, пропустили числовые ассоциации, или вернее ассоциации числа, числовые ассоциации самые обоснованные; но вместе с тем самые обширные и самые употребительные. Они ложатся в памяти и возникают из нее точно так же, как и все прочие ассоциации".
Для понимания развития числовых ассоциаций у ребенка важнейшее значение имеет выяснение роли слова, значение названия числа в ходе этого развития.
Язык, специальные математические названия и термины, которые усваиваются ребенком, играют решающую роль в развитии математического мышления, в переходе от простейших наглядных представлений о числе к обобщенным числовым понятиям.
Физиологической основой этого процесса является образование в коре больших полушарий головного мозга новых временных связей, возникающих в результате совместной работы первой и второй сигнальных систем, что доступно в развитии старших дошкольников.
Учение Е.Н.Лебедевой о первой и второй сигнальных системах действительности создают основу для правильного понимания сложных взаимоотношений, устанавливающихся между наглядными восприятиями и представлениями о количестве и отвлеченными словесными операциями счета в ходе развития числовых ассоциаций у ребенка.
Следует отметить, что на первых порах связи, образуемые ребенком между названием числа и реальными количествами, еще очень примитивны и несовершенны.
Дифференцировка количественных восприятий и представлений, равно как образование числовых ассоциаций, предполагает "деловое подкрепление" одних реакций и неподкрепление других.
Дети подготовительной группы в отличии от средних дошкольников, сразу входят в учение и принимают счетную задачу в первых же опытах. Попыток превратить учебное занятие в игру почти не наблюдается. Учебные мотивы деятельности приобретают ярко выраженный характер. Детей в этом возрасте интересует, хорошо ли они выучились считать, говорят о том, что они хотят выучиться для того, чтобы хорошо считать в школе. В большом числе случаев наблюдается переход к более совершенным способам счета – счета по группам.
Обучение счету с использованием монет разного достоинства в подготовительной группе в условиях дидактической игры дает, в общем, те же количественные результаты, что и в ООД. Интерес к игровому соревнованию здесь заметно падает, в то время как возрастает стремление правильно решить счетную задачу, приобрести соответствующие счетные навыки и т. д.
Обучение счету с использованием монет разного достоинства в практической деятельности у старших детей дает более высокие результаты. У старших детей уже устанавливается связь между стремлением добиться соответствующих практических результатов и необходимостью выполнить для этого вспомогательную счетную задачу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возрастные особенности старших дошкольников.
Возрастные особенности старших дошкольников...
статья "Ознакомление старших дошкольников с монетами разного достоинства"
Данная статья о формировнии представления старших дошкольников с монетами разного достоинства...
Мультимедийная презентация "Возрастные особенности старших дошкольников"
В работе обозначены основные изменения в психическом развитии детей 5-6 лет, раскрыты особенности отношений со взрослыми и сверстниками, отмечены главные особенности игровой деятельности старших дошко...
презентация Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников с использованием кассы счетных материалов.
Обучение в детском саду в соответствии с ФГОС ДО должно быть направлено, прежде всего, на развитие познавательных способностей, формирование предпосылок учебной деятельности, котор...
Возрастные особенности старших дошкольников
щсобенности детей старшего возраста...
Возрастные особенности старших дошкольников.
В этой статье для родителей чётко описаны возрастные особенности дошкольников 6-7 лет.На что нужно обратить внимание, где и как можно помочь своему ребёнку,а где дать больше самостоятельности....
Возрастные психологические особенности старших дошкольников 6-7 лет.
Анатомо-физиологические особенности Седьмой год жизни — продолжение очень важного целостного периода в развитии детей, который начинается в пять лет и завершается к семи годам. На сед...