Программа по формированию элементарных математических представлений «Учимся со сказкой»
рабочая программа по математике (старшая группа)

Назмиева Сания Шайхуловна

Программа предназначена для формирования у старших дошкольников элементарных математических представлений посредством сказки, выявления эффективности воздействия сказки на развитие интеллектуальных и творческих способностей.

Программа способствует организации углубленной   работы в свободной  и в организованной деятельности с детьми по математическому развитию с использованием сказок.

Цель: создать  устойчивую положительную мотивацию у дошкольников к изучению математики.

Задачи:

1. Закрепить  знания детей о математических понятиях с помощью литературно-художественных образов.

2. Формировать активное отношение дошкольников к собственной познавательной деятельности в области математических представлений, умение выделять в ней цель и основные способы их достижения, рассуждать о них, объективно оценивать свои результаты.

3.Организовать положительно - коммуникативное взаимодействие между детьми старшего дошкольного возраста  на   примере   сказочных  персонажей.

4.Способствовать активному использованию математических понятий в познавательной, игровой деятельности и  в повседневной жизни.

5. Формировать готовность к будущему обучению в школе.

6.Создать условия для усвоения дошкольниками элементарных математических представлений, обеспечивающие успешное развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.

7.Способствовать взаимодействию с семьями воспитанников в направлении обучения математике посредством сказок.

8. Содействовать эффективному взаимодействию всех участников воспитательно-образовательного процесса в рамках  программы «Учимся со сказкой».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_uchimsya_so_skazkoy.doc318 КБ

Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ   ПРОГРАММЫ«УЧИМСЯ СО СКАЗКОЙ»

Наименование программы

Программа по формированию элементарных математических представлений

 «Учимся со сказкой»

Автор  программы

Воспитатель Назмиева Сания Шайхуловна

Исполнители программы

Воспитанники, педагоги, родители

Сроки и этапы реализации программы

 

I этап Организационный

Цель: создать информационную и методологическую базу для разработки программы.

Направления работы:

- изучение нормативно-правовых документов мирового, федерального и регионального уровней;

- подбор и изучение литературы по исследуемой проблеме и составить ее аналитический обзор;

- определение целей, задач, принципов реализации работы по формированию элементарных математических представлений с использованием  сказки;

- проведение педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений;

- анализ результатов педагогического обследования и разработка перспективных планов работы с участниками педагогического процесса;

- изучение  мнения родителей о формировании элементарных математических представлений через сказку;

- создание   развивающего   пространства,  способствующего формированию элементарных математических представлений с помощью сказки;

 - разработка  программы по формированию элементарных математических представлений посредством сказки «Учимся со сказкой»   (старший дошкольный возраст).

II этап  Практический

Цель: Практическое внедрение программы в воспитательно-образовательный процесс.

Направления работы:

- подбор   эффективных способов взаимодействия  участников воспитательно-образовательного процесса;

-  разработка системы организации непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание» (раздел: формирование элементарных математических представлений) с использованием сказок, включающих разнообразные игры и упражнения, направленные на развитие элементарных математических представлений, развитие творческого мышления и умственных способностей.

- реализация в воспитательно-образовательном процессе различных форм, методов и приемов формирования элементарных математических представлений дошкольников с использованием сказки;

- обеспечение достаточного уровня компетентности педагогов ДОУ для осуществления работы по формированию элементарных математических представлений через сказку;

- привлечение родителей к реализации программы «Учимся со сказкой»;

- обновление и пополнение  педагогического процесса методическими и дидактическими разработками.

III этап  Аналитический

Цель: оценить эффективность и результативность программы в работе с дошкольниками.

Направления работы:

-проведение педагогического обследования по формированию элементарных математических представлений по итогам реализации программы;

- изучение мнения родителей о проведенной работе;

- представление  результатов внедрения программы  на методическом мероприятии ДОУ.

 

Назначение программы

Программа предназначена для формирования у старших дошкольников элементарных математических представлений посредством сказки, выявления эффективности воздействия сказки на развитие интеллектуальных и творческих способностей.

Программа способствует организации углубленной   работы в свободной  и в организованной деятельности с детьми по математическому развитию с использованием сказок.

Цель, задачи программы

Цель: создать  устойчивую положительную мотивацию у дошкольников к изучению математики.

Задачи:

1. Закрепить  знания детей о математических понятиях с помощью литературно-художественных образов.

2. Формировать активное отношение дошкольников к собственной познавательной деятельности в области математических представлений, умение выделять в ней цель и основные способы их достижения, рассуждать о них, объективно оценивать свои результаты.

3.Организовать положительно - коммуникативное взаимодействие между детьми старшего дошкольного возраста  на   примере   сказочных  персонажей.

4.Способствовать активному использованию математических понятий в познавательной, игровой деятельности и  в повседневной жизни.

5. Формировать готовность к будущему обучению в школе.

6.Создать условия для усвоения дошкольниками элементарных математических представлений, обеспечивающие успешное развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.

7.Способствовать взаимодействию с семьями воспитанников в направлении обучения математике посредством сказок.

8. Содействовать эффективному взаимодействию всех участников воспитательно-образовательного процесса в рамках  программы «Учимся со сказкой».

Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты ориентированы не только на сформированность  отдельных математических представлений и понятий у детей старшего дошкольного возраста, но и на развитие умственных возможностей и способностей, чувства уверенности в своих знаниях, интереса к познанию, стремление к преодолению трудностей, интеллектуальному удовлетворению.  

Пояснительная записка

Программа по формированию элементарных математических представлений у дошкольников  «Учимся со сказкой» разработана в соответствии с законом РФ «Об образовании»,  «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22 июля 2010 г. N 91 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10, «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» от 12.09.2008г. №666, инструктивно-методическим письмом Министерства образования РФ «О гигиенических требованиях и максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения», приказом Министерства Образования и науки РФ №655 от 23 ноября 2009 года «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», приказом Министерства Образования и науки РФ №2151 от 20.07.2011г. «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования», примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е. Веракса, основной общеобразовательной программой дошкольного образования.

Данная программа  рассчитана на работу с детьми старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет, строится на основе современных подходов к обучению дошкольников.

В программе представлен актуальный материал по проблеме формирования элементарных математических представлений посредством сказки: перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста; материалы педагогического обследования детей по формированию элементарных математических представлений,  анкетирование родителей, анкетирование педагогов.  Отбор содержания, методов и форм работы  осуществлен с учётом возрастных особенностей старших дошкольников. 

Программа по формированию элементарных математических представлений посредством сказки - это комплексная система обучения ребёнка – дошкольника, оказывающая эффективное влияние на развитие интеллектуальных способностей детей.

К реализации данной программы привлечены   педагоги и родители.  

Программа ориентирована на педагогов, работающих со старшими дошкольниками, а также родителей, желающих направить усилие на совершенствование у ребенка математических представлений, развития у него умственных способностей, любознательности, познавательного интереса.

Материалы программы систематизированы, обобщены автором, апробированы в МБДОУ д/с «Сказка» в период с  2016 по 2018 учебные года и используются в комплексном единстве с авторскими программами, технологиями и основной общеобразовательной программой дошкольного образования.

Программа по формированию элементарных математических представлений у дошкольников «Учимся со сказкой» переработана в соответствии с действующими Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования и требованиями к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Введение

Сказка учит жить, а иначе, зачем же наши предки тратили драгоценное время на них. Сказка может в увлекательной форме и доступными для понимания словами показать окружающую жизнь людей, их поступки и судьбы.  Это уникальная возможность пережить, «проиграть» жизненные ситуации ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами воспитательно-образовательной работы с детьми. Не случайно сегодня сказки используются и педагогами, и психологами, и логопедами. Что, как не сказка, позволяет ребенку, да и взрослому, пофантазировать. Через сказку ребенок может развить свои интеллектуальные, творческие способности  понять законы мира, в котором он родился и живет.

Математика – это одна из сфер культуры, взаимодействие с которой способствует органичному вхождению ребенка в современный мир. Когда  ведется  речь об  изучении  дошкольниками  математики, то имеем в виду, что математику рекомендуется максимально связать с окружающей жизнью. А для ребенка сказки - это его жизнь. Тем более во многих сказках математическое начало находится на самой поверхности («Два жадных медвежонка», «Волк и семеро козлят», «Цветик - семицветик» и т.д.).

 В старшем дошкольном возрасте освоение математического содержания направлено,  прежде всего, на развитие познавательных  и творческих способностей детей, умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения в повседневной окружающей жизни, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения творческой задачи. В старшем возрасте дети проявляют повышенный интерес к выполнению арифметических действий с числами, к знаковым системам, моделированию, к самостоятельности в решении творческих задач и оценке результата.  И сказка представляет собой особый род реальности, способной конструировать жизненные смыслы на эмоциональном и ценностном уровне. Использование сказки дает возможность приобретение опыта познания, переживания и преобразования окружающей реальности.

Актуальность.

Практика дошкольного воспитания показала, что на успешность обучения детей, влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. В предлагаемых разработках непосредственно образовательной деятельности сделаны акценты на то, как педагог может помочь ребенку усвоить математический материал, реализовать творческие возможности в познании окружающего в более интересной и увлекательной форме, с использованием таких методов, когда знания не даются детям в готовом виде, а постигаются ими путем самостоятельного анализа, сопоставления существенных признаков предметов и явлений, установления взаимозависимостей. Весь материал программы основан на включение сюжетов сказок в организацию воспитательно-образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений.

Такая организация непосредственно образовательной деятельности, свободной деятельности детей  способствует тому, что ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превращается в активного участника, происходит  отход от застывших школьно-урочных форм обучения и поиск разнообразных вариантов организации  воспитательно-образовательного процесса, что способствует созданию  устойчивой положительной мотивации у дошкольников к изучению математики.

 Дети находят глубокое удовлетворение в том, что их мысль живёт в мире сказочных образов. И, возможности влияния сказочных сюжетов на  процесс воспитания и обучения в дошкольном детстве сейчас наиболее актуальны, так как сказка способствует органичному вхождению ребенка в мир математики.

Новизна программы

  • Инновационная направленность:
  1.  использование новых форм работы педагога по формированию элементарных математических представлений посредством сказки: различными методами моделирования сказки (сериационный, пространственный,  мнемотехнику, через математические понятия  - форма, величина, использование условной мерки и др.),
  2.   использование детьми своего жизненного опыта в придумывании сказок.
  • Творческая направленность: разработка формулы успеха, состоящей из

4-х этапов:  1) помощь  ребенку в осознании,  зачем ему нужно это делать;

                         2) обучение в увлекательной игровой форме;

                         3) мотивация к самостоятельному выполнению;

                          4)  включение   фольклора   в   процесс воспитания   и  обучения  

                            (непосредственно образовательная деятельность, игровая  

                            деятельность).

  • Взаимопроникновение: интеграция познавательной, коммуникативной, игровой деятельности.
  • Полезность: одновременное развитие интеллектуальных способностей детей, получение ими знаний об окружающем мире, приобщение к социально - нравственной действительности.
  • Универсальность: возможное использование данной программы, как педагогами в процессе воспитания и обучения детей, так  и родителями в повседневной жизни.
  • Целевые ориентации:

                1) Формирование потребности в приобретении знаний в области  

                    математики: «Хочу быть  умным».

                2) Приобретение  нравственных качеств: «Я знаю, как поступить».

                3) Воспитание уверенности в собственных знаниях: «Я справлюсь с

                     любой задачей».

Практическая значимость

Представленная программа апробирована в практической деятельности и может быть рекомендована для  внедрения в воспитательно-образовательный процесс  в дошкольных образовательных учреждениях различного вида.  

Практическая значимость определяется возможностью использования разработанных планов взаимодействия с участниками воспитательно-образовательного процесса,  конспектов непосредственно образовательной деятельности, пособий, игр, дидактических материалов, консультативных и методических рекомендаций в работе воспитателей дошкольных учреждений города и родителей.

Программа обеспечивает ДОУ методическими разработками по формированию у дошкольников элементарных математических представлений посредством сказки.

Принципы построения  программы

  • Принцип развития отражает четкое влияние поисково-познавательной деятельности на развитие личности.
  • Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и соответствующей воспитательно-образовательной работы.
  • Принцип природосообразности свидетельствует о том, что образовательный процесс соответствует как внутренней природе, так и внешним условиям.
  • Принцип диалогического общения как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов поисково-познавательной деятельности, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием воспитателя и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение.
  • Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
  • Принцип последовательности заключается в постепенном повышении требований в процессе поисково-познавательной деятельности.
  • Принцип непрерывности заключается в формировании у подрастающего поколения устойчивого интереса к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
  • Принцип системного подхода. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования математических представлений и нравственных чувств ребенка в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
  • Принцип стимулирования активности, способствующей обеспечению практического применения  полученных знаний.

Ожидаемые результаты

деятельность детей.

Организация предметно - развивающей среды в соответствии с федеральными государственными требованиями к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (требования к учебно-материальному обеспечению п.3), способствующей математическому развитию детей старшего дошкольного возраста.

Работа с родителями предполагает системное и планомерное взаимодействие участников воспитательно-образовательного процесса родитель-ребенок-педагог.

Педагогическое обследование по разделу «Формирование элементарных математических представлений», разработано авторами примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы».

 

Перспектива развития  программы

В дальнейшем идея воспитания и развития посредством сказки  будет развиваться, реализовываться, обновляться и пополняться наработками опыта по разным образовательным областям основной общеобразовательной программы дошкольного образования  («Коммуникация», «Социализация»).

Основные направления работы по формированию у дошкольников элементарных математических представлений посредством сказки

        Эффективность результатов по формированию у дошкольников элементарных математических представлений достигается при взаимодействии всех участников педагогического процесса (дети, родители, педагоги) по реализации программы «Учимся со сказкой». Для реализации задач и содержания программы определены направления работы и функции взаимодействия  в области формирования элементарных математических представлений.

Дети

  • Выявление уровня достижения в усвоении элементарных математических представлений.
  • Составление перспективного плана работы по формированию элементарных математических представлений посредством сказки (Таблица 1).
  • Организация  форм обучения во взаимодействии с другими видами деятельности (игра, прогулка, индивидуальная работа, самостоятельная деятельность детей).
  • Привлечение детей  к совместной деятельности с взрослыми.
  • Проведение праздников, развлечений, досугов. 

Педагоги

  • Разработка совместного перспективного плана работы педагогов и родителей (Таблица 2).
  • Проведение консультаций,  мастер – классов  по расширению и обогащению теоретических знаний и практических умений педагогов в организации работы с детьми по формированию элементарных математических представлений посредством сказки.
  • Организация выставок дидактических игр и пособий по вопросам математического развития детей посредством сказки.
  • Показ открытых мероприятий.

Родители

  • Организация консультативной деятельности и  разработка рекомендаций по повышению компетентности родителей в вопросах формирования элементарных математических представлений с использование персонажей сказок.
  • Оказание помощи родителями в изготовлении и оформлении дидактических, настольно-печатных игр, пособий для формирования элементарных математических представлений посредствам сказки и обогащения предметно-развивающей среды группы.
  • Показ открытых  мероприятий, проведение родительских собраний.
  • Привлечение родителей к организации и участию в досугах  и праздничных мероприятиях.
  • Анкетирование родителей с целью изучения  мнения о формировании элементарных математических представлений с использованием сказочных персонажей.

Основные  принципы  организации  работы  с  детьми старшего  дошкольного  возраста  по  формированию элементарных  математических  представлений посредством  сказки

Принцип психологической комфортности

Это, прежде всего, создание условий, в которых дети чувствуют себя «как дома», снятие стрессообразующих факторов, ориентация дошкольников на успех и, главное, ощущение радости, получение удовольствия от процесса познания.

Принцип вариативности

Современная жизнь требует от человека умения осуществлять выбор – от товаров и услуг до друзей и жизненного пути. Данный принцип предполагает  развитие у детей  «вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения задачи». Принцип дает свободу творчества и самому педагогу, помогает ему находить бесконечное множество различных вариантов реализации требуемого содержания в работе с детьми.

Принцип минимакса

        Данный принцип позволяет учесть индивидуальные особенности детей и обеспечить им продвижение вперед своим темпом. Так, один ребенок ограничится минимумом, а другой – возьмет все и пойдет дальше. Все остальные разместятся в промежутке между этими двумя уровнями в соответствии со своими способностями, возможностями и познавательными мотивами, то есть дети сами выберут свой уровень по своему возможному максимуму.

Принцип интегративности

        Принцип интегративности всех процессов образовательного пространства – обучение и воспитание, развитие и саморазвитие, природной и социальной сферы, индивидуального и совместного пространства, детской и взрослой субкультуры, что обеспечивает уравновешенность и стабильность пространства. Этот принцип предполагает совместную и созидательную деятельность педагога и ребенка,  ребенка и ребенка, ребенка и продуктов культуры, специально организованной и свободной деятельности ребенка.

Принцип системности

Работа должна проводиться в течение всего учебного года при гибком  распределении содержания, в неразрывной последовательности так, чтобы все знания и умения, полученные детьми  в процессе работы, закреплялись в  регулярной и систематической дальнейшей деятельности.

Принцип доступности

Предполагает учет возрастных особенностей детей; адаптированность материала к возрасту.

Принцип  наглядности

Заключается в  учете особенностей мышления дошкольников.

Принцип дифференциации

 Предполагает учет возрастных особенностей; создание благоприятной среды для усвоения содержания образовательной области «Познание» раздела «Формирование элементарных математических представлений»  каждым ребенком.

Принцип гуманизации

Представляет собой процесс, направленный на развитие личности ребенка как субъекта творческой деятельности. Гуманизация составляет важнейшую характеристику образа жизни педагогов и детей, предполагающую установление подлинно человеческих, равноправных и партнерских отношений, направленных на сохранение социально-эмоционального здоровья.

Принцип ценности личности и её уникальности

Заключается в признании самоценности личности каждого ребенка, неповторимой индивидуальности, способности детей и, соответственно, необходимости построения воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на максимальную реализацию этой индивидуальности.

Таблица 2

Перспективный план работы с педагогами и родителями

Месяц

Работа с педагогами

Работа с родителями

Сентябрь

Консультация

«Этот волшебный мир сказок»

Родительское собрание

«Духовная жизнь ребёнка эмоциональна, когда он живёт в мире сказки, игры»

Октябрь

Открытый показ  непосредственно образовательной деятельности

«Путешествие по сказочному государству»

Памятка

«Как разобраться, чему учит конкретная сказка»

Ноябрь

Консультация

«Занимательный материал в математическом развитии дошкольников»

Консультация

«Математические игры с детьми дома»

Декабрь

Выставка дидактических игр по математике

с использованием сказок.

Открытый показ  непосредственно образовательной деятельности  

«В гости к Почемучке»

Консультация

«Значение занимательного материала для математического развития детей»

Февраль

Консультация

«Влияние сказки на развитие умственных

и творческих способностей

детей  старшего дошкольного возраста»

Инсценировка сказки «Теремок»

с использованием математических понятий

Март

Мастер – класс

 «Методы работы со сказкой»

Консультация

«Что умеют счетные палочки»

Апрель

Открытое мероприятие – праздник

«Путешествие девочек и мальчиков к королеве Математике»

Таблица 1

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста

 по формированию элементарных математических представлений посредством сказки

Месяц

Непосредственно образовательная деятельность

Беседы

Чтение художественной литературы

Дидактические игры, опытная деятельность

Театрализованная деятельность

Сентябрь

1. «Величина»

2. «В гостях у сказки»

3. «Путешествие в сказку»

4. «Цветик-Семицветик»

 «Плюс и минус»

 « Про город вежливых цифр»

Загадки с математическим содержанием

 А. Артюх «Загадки попугая»

Считалки и скороговорки

Е. Лаврентьева «Поиграем! Посчитаем! Угадай-ка»

Д/и «Рассели жильцов»

Д/и «Найди пропавшую цифру»

Решение задач на смекалку

Моделирование сказки «Волк и семеро козлят»

Театрализация по сказке «Петушок -золотой гребешок»

Октябрь

1. « Число и цифра 6»

2.  «В гостях у кота Матроскина»

3.  «Чудо- Лукошко»

4.  «Путешествие по сказочному государству»

 (геометрические фигуры-моделирование сказок)

 «О том, как наступил порядок в королевстве Математики»

Е.В. Соловьева «Множество для девочек», «Множество для мальчиков»

«На что похожи цифры?»

Е.В. Соловьева «Математическая азбука»

Д/и «Выложи дорожку»

Д/и «Помоги Чебурашке исправить ошибку»

Графические диктанты

Д/и «Найди соседей числа»

Конкурс «Сказка в раскрасках»

 

Ноябрь

1.«Состав числа 6 и 7»

2. «Там, на неведомых дорожках»

3. « Торт с минусом»

4. «Число и цифра 7»

 «Как цифры поссорились»

«Как превратился круг в овал?»

Пословицы и крылатые слова о  математических понятиях

«Сказка о треугольнике и квадрате»

Д/и «Из какой фигуры составлены герои сказки «Три поросёнка»?

Д/и «Дорисуй фигуру и получи сказочного персонажа»

Развлечение «\Матрёшки -путешественницы»

Декабрь

1. «Путешествие в сказочную галактику»

2. «Число и цифра 8»

3. «В гости к Почемучке»

4. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

« Как люди научились записывать цифры»

«Сказка  про козленка, который умел считать до 10»

«Как Незнайка собрался в школу»

Стихи про цифры

Е.В. Колесникова «Я начинаю считать»

Д/и «Какой сказочный герой заблудился?»

Д/и «Составь сказку по картинке»

 Составление сказок о геометрических фигурах

Инсценировка сказки «Репка на новый лад»

Январь

1. «Число и цифра 9»

2. «Измерение сыпучих тел, с помощью условной мерки», «Посади огород»

« Как появились названия дней недели?»

Чтение стихотворения «Цифры заблудились»

А.Артюх «Задачи попугая»

Д/и «Расскажи сказку»

Д/и «Вспомни сказку и размышляй»

Работа с мнемотаблицами

Драматизация стихотворения М.Бродской «Разговор с пчелой»

Февраль

1.  «Число и цифра 10»

2. «Состав числа 9 и 10»

3. «Сравнение чисел»

4. «Путешествие по  сказочной поляне»

«Почему не едет машина с квадратными колесами?»

«Решение задач-шуток»

Чтение частушек про цифры

Д/и «Кто спрятался на картинке»

Д/и «Поиск девятого»

Д/и « Составь наряд  для павлина из геометрических фигур»

Инсценировка сказки «Теремок»

Март

1. « Деление целого предмета на равные части»

2. « Путешествие по сказочному государству»

3. «Напрасно думают,  что нуль  играет маленькую роль»

« Как появились знаки плюс и минус»

Г. Браиловская

«Одна земляничка»

Задачи – шутки

С.И.  Агеева «Обучение с увлечением»

В.Агафонов «Приключение великого нуля»

Д/и «Вставь нужное число»

Д/и «Приготовь посуду для  героев сказки «Три  медведя»

Д/и «Сравни количество  героев сказки»

Праздник «Старт на неизведанную планету»

Апрель

1. «Деление целого предмета на равные части»

2. «Путешествие девочек и мальчиков к королеве Математике»

3. «Число и цифра нуль»

4. «Измерение жидкости с помощью условной мерки «Напоите козлёнка»

«Опишите, как говорят ваши герои»

«Сказки, требующие отгадки»

В. Агафонов «Учусь считать до 10» (стихи)

С.Я. Маршак «Веселый счет»

В.Богачев «Веселая математика»

Д/и «Путаница»

Д/и «Что? Где? Когда?»

Д/и «Измени число»

Графические диктанты

Работа с мнемотаблицами

Моделирование сказки «Три медведя»

Инсценировка сказки «Волк и семеро козлят»

Май

1.  «Весенняя сказка»

2.  «День  рождения божьей коровки»

3. «Семь гномов в гостях у Математики»

«Что означают слова «Полночь» и «Полдень»

«Почему математика считается точной и важной наукой?»

Считалки, загадки, стихи о числах

Г.Г. Левитас

«Считалки»

Д/и «Установи временную последовательность»

Д/и « Из какой сказки герои»

Моделирование сказки «Гуси-лебеди»

Развлечение

«Чаепитие у куклы»

Аналитический отчет

Назмиевой Сании Шайхуловны,

воспитателя МБДОУ д/с «Сказка»

   Образование высшее, окончила Ошский государственный педагогический институт по специальности: русский язык и литература,  квалификация: учитель русского языка и литературы, 1986 год.

Педагогический стаж работы – 53 года. С сентября 1999 года и по настоящее время работаю воспитателем в МБДОУ д/с «Сказка». В 2008 году присвоена  первая квалификационная категория.

Свою педагогическую деятельность осуществляю в соответствии федеральными, региональными и муниципальными нормативными документами: Конвенция о правах ребенка, закон РФ «Об образовании», Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, инструктивно-методическое письмо Министерства образования РФ «О гигиенических требованиях и максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения», «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.2660-10», приказ Министерства Образования и науки РФ №655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», приказ Министерства Образования и науки РФ №2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования», примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е. Веракса, основная общеобразовательная программа дошкольного образования, локальные акты МБДОУ д/с «Почемучка».

Позитивная динамика сохранения и укрепления здоровья детей

Основной задачей на протяжении всей моей педагогической деятельности является охрана жизни и здоровья  воспитанников, укрепление их физического и психического развития, воспитание у каждого ребенка чувства личного достоинства и уверенности в себе.

В процессе воспитательно-образовательной работы с детьми постоянно контролирую состояние здоровья воспитанников, обеспечиваю максимальную  двигательную активность исходя из местных природных  условий. В целях  профилактики и снижения уровня заболеваемости детей реализую систему оздоровительных мероприятий: общеразвивающие упражнения с закаливающими процедурами, дыхательную и пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз, полоскание рта прохладной водой, прогулки на свежем воздухе, психогигиенические мероприятия.

С целью укрепления здоровья детей, приобщению их к здоровому образу жизни,   создала  необходимые условия в группе для двигательной активности детей, которые соответствуют требованиям охраны жизни  и здоровья воспитанников. В группе имеется следующее оборудование:  набор спортивного инвентаря (скакалки, мячи, обручи, мешочки с песком, мелкие предметы, шнуры, канаты, ленты, платочки, ребристая доска и т.д.), шапочки – маски  для подвижных игр, коврики для профилактики плоскостопия.

 Для организации двигательной активности детей на свежем воздухе  имеется разнообразный выносной материал (мячи, кегли, разделительные полосы,  клюшки, шайбы, лыжи и др.) атрибуты для подвижных игр, спортивных эстафет  и упражнений.  

Благодаря комплексу проводимых оздоровительных мероприятий наблюдается положительная динамика снижения заболеваемости на одного ребенка:  с 60 до 40 - 45 дней, случаев заболевания ОРВИ с 75% до 56%.

Позитивные результаты по подготовке детей к школе

При обследовании готовности детей к школе была отмечена положительная динамика  математического и познавательно – речевого   развития моих воспитанников. Анализ высокого уровня общего умственного  развития детей в 2022 году составил: 43%; в 2023 году – 52%, в 2024  году – 63%.  

Высокий  уровень готовности детей к школе в 2024 году  достиг следующих результатов:  мотивационная готовность 65%, волевая – 68%,  умственная – 72%.  Я выпустила в школу не одно поколение дошкольников, мои воспитанники успешно осваивают программы начального обучения в различных школах города.

        На протяжении четырех лет дети моей группы показывают стабильно высокие  результаты  в  усвоении  программного  материала: 2021 год  - 68%;  

2022 год – 73%; 2023 год – 78%; 2024 год – 82%.

Создание условий для развития детей: соответствие среды в группе реализуемой программе

Одним из важных условий результативной работы педагога является правильно организованная предметно-развивающая среда. Предметно-развивающая среда в группе преобразована  в соответствии с Федеральными государственными требованиями к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, примерной основной общеобразовательной программой «От рождения до школы» Н.Е. Веракса.  

При обновлении предметно-развивающей среды я руководствовалась принципами ее построения: информативности, который предполагает разнообразие тематики материалов, оборудования; полифункциональности – возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды; педагогической целесообразности, что обеспечивает возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка; трансформируемости – обеспечивающего возможность изменение предметно-развивающей среды в зависимости от ситуации. Также предметная среда преобразована  в соответствии с учетом принципа интеграции образовательных областей. Все материалы, игры и пособия в группе систематизированы и распределены по образовательным областям. Материалы и оборудование  одной образовательной области использую не только для реализации задач данной области, но  и для  других образовательных областей. 

В группе я создала игровые центры различной направленности: книжный уголок (образовательная область «Чтение художественной литературы»); речевой уголок (образовательная область «Коммуникация»); математическая игротека, экологический центр с богатым разнообразием комнатных растений, где дети могут за ними наблюдать и ухаживать и проводить различные экологические опыты (образовательная область «Познание»); центр для самостоятельной художественной деятельности (образовательная область «Художественное творчество»);  уголок уединения,  центр развивающих игр и экспериментирования,  уголок театрализации (образовательная область «Социализация»). 

В группе оформлены различные сюжетно-ролевые игры: «Дом моды», «Торговый центр», «Салон красоты», «ГИБДД» (образовательная область «Социализация») и др.

На мой взгляд, созданная предметно-развивающая среда позволяет каждому воспитаннику найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности научиться взаимодействовать со сверстниками. Свободная деятельность детей в игровых центрах помогает им самостоятельно осуществлять поиск,  включаться в процесс исследования, что  позволяет ребенку развивать такие качества как любознательность, инициативность, самостоятельность, способность к творческому самовыражению.

Использование передовых педагогических технологий

Разумное сочетание  педагогических технологий (О.Л. Князева,  Р.Б. Стеркина «Я, ты, мы»,  Н.В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью», В.П. Новикова «Математика в детском саду, А.В. Белошистая «Занятия по математике в детском саду»), а также здоровьесберегающих (Сказкотерапия, Ю.Ф. Змановский «Здоровый дошкольник», гимнастика для глаз,  психогимнастика, песочная терапия, корригирующая  гимнастика и т.д.) позволяют мне добиваться  хороших результатов в сохранении и укреплении здоровья дошкольников, расширении их кругозора об окружающей социальной действительности, формировании личности с развитыми познавательными интересами и определенным творческим потенциалом,  а также подготовить детей к обучению в школе.

 Для создания  устойчивой положительной мотивации у старших дошкольников к сохранению и укреплению собственного здоровья провожу занятия из серии «Уроки здоровья»,  которые способствуют  улучшению состояния здоровья детей  и формируют достаточный уровень их знаний  и представлений о здоровом образе жизни, основах безопасности жизнедеятельности и валеологии.

Использование здоровьесберегающих технологий с психолого-педагогическим сопровождением  способствуют     поддержанию психического здоровья детей, развитию познавательных интересов, влияют на становление всех сторон личности ребенка, формируют гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому.

Результатом данной работы является то что, дети отличаются доброжелательностью по отношению к друг к другу, любознательны, активны, общительны, участвуют во всех мероприятиях детского сада и города.

Воспитанники  моей группы, которых я выпустила в школу в 2018 году,  участвовали  в мероприятиях детского сада и города.  В 2017, 2018 году  мои воспитанники являлись участниками и призерами городских конкурсов:  конкурс чтецов,  рисунков,  спортивных соревнований «Губернаторские состязания», отчетный концерт среди дошкольных учреждений города, шахматный турнир среди детей ДОУ города (Приложение 1).

Система работы с родителями

В своей педагогической деятельности уделяю большое внимание сотрудничеству и взаимодействию с родителями,   привлекаю их к участию в групповых мероприятиях, праздниках, проведению экскурсий в природу, на предприятия города, к  встречам с интересными людьми, к созданию групповых коллекций из различных материалов, театральным постановкам, выпуску стенгазет и т.д.  (Приложение 2).

Мною для родителей разработаны консультации по направлениям воспитания и обучения детей дошкольного возраста (познавательно-речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное, физическое развитие). Основной целью такого взаимодействия, является объединение усилий родителей и воспитателей для успешного развития и воспитания  каждого ребенка, а также создание у  родителей интереса и желания  помогать своему ребенку, умение правильно реагировать на его запросы и проблемы.

Результаты  опроса по организации  системы работы с родителями показали: 85% родителей имеют положительные отзывы о воспитании своих  детей;  75% повысили свою  педагогическую культуру, у 68% отмечается появление интереса и потребностей в консультировании по вопросам воспитания и обучения детей.

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта

        Принимаю участие в  городских мероприятиях: методические объединения воспитателей – показала открытое занятие по формированию элементарных математических представлений «Путешествие по сказочной поляне» (2008г.), по формированию основ безопасности жизнедеятельности «Осторожно, огонь!» (2022г.), продуктивная деятельность «Волшебная иголочка» (2023г.); (Приложение 3), семинар  по преемственности со школой №8/2 - показала открытое занятие для учителей начальных классов  по формированию элементарных математических представлений  «Путешествие по сказочному государству», на городском конкурсе педагогического мастерства представила опыт работы «Познавательное развитие детей через продуктивную деятельность», заняла второе место (2021г.),

Являюсь активным участником проводимых в ДОУ мероприятий, где выступаю с сообщениями из опыта работы (Педагогические советы, семинары-практикумы);  смотров-конкурсов и открытых показов для педагогов.  

Большой  педагогический опыт работы позволяет мне быть наставником молодых воспитателей.  Провожу мастер-классы для начинающих педагогов по организации режимных моментов (прогулка, закаливание, утренняя гимнастика и др.),  открытые просмотры непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений «В гости к Почемучке», «Чудо-лукошко» и др., приглашаю на утренники и развлечения с целью распространения собственного педагогического опыта.

Наличие авторской программы

В  2022 году обобщила опыт работы по теме «Сказка как универсальное средство всестороннего развития детей», на основе которого мною была разработана программа «Учимся со сказкой». Данная программа была реализована с детьми старшего дошкольного возраста с 2022 по 2023 года. На данный момент программа переработана в соответствии с действующими Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования и требованиями к условиям реализации основной общеобразовательной программе дошкольного образования. С 2009 по 20011 реализация программы «Учимся со сказкой» проходила в три этапа:

I этап  организационный.

  • осмысление проблемы, анализ теоретических основ и практических наработок в психолого-педагогической и методической литературе;
  • определение цели, задач, принципов реализации направлений в работе по формированию элементарных математических представлений посредством сказки;
  • применение методики для выявления уровня формирования элементарных математических представлений;
  • создание условий для формирования элементарных математических представлений посредством сказки;
  • анализ выявленного уровня математического развития детей;
  • разработка перспективного плана по формированию элементарных математических представлений  посредством сказки;
  • выявления мнения родителей о формировании элементарных математических представлений через сказку.

II этап  практический.

  • практическое внедрение программы в педагогический  процесс;
  • методическое и дидактическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса;
  • изучение  мнения родителей о влиянии сказки на  формирование элементарных математических представлений  у детей.

III этап аналитический.

  • проведение педагогического обследования;
  • анализ результатов внедрения программы;
  • изучение мнения родителей о проведенной работе;
  • ознакомление педагогов с системой работы по внедрению программы.

Анализ теоретических основ и практических наработок в психолого-педагогической и методической литературе по вопросам формирования элементарных математических представлений  и методам работы со сказкой, позволил определить основную цель и задачи программы.  В соответствии с целью и задачами программы были подобраны основные принципы реализации программы, определены направления в работе со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса.

Для выявления уровня сформированности элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста  на начальном этапе внедрения программы  была  использована методика  обследования  Т.И. Ерофеевой автором раздела «Математическое образование и развитие» основной общеобразовательной программы «Из детства – в отрочество».  

На мой взгляд, ценность данного  обследования заключается в том, что с его помощью можно  получить достаточную  информацию о содержании знаний и способах практической деятельности у детей в области математики, прочности и устойчивости их представлений, умении переносить свои знания   в незнакомую ситуацию. Данное наблюдения в ходе педагогического обследования позволило выявить степень  направленности ребенка на интеллектуальное общение и возникающий познавательный интерес.

Обследование проводилось по всем направлениям раздела «Математическое образование и развитие»: количество и счет (формирование представлений о числе и количестве, отношения между числами, цифры и знаки, счетные и вычислительные навыки, арифметические задачи, задачи на сообразительность);

величина (развитие представлений о величине); развитие представлений о форме (геометрические фигуры); развитие пространственной ориентировки; развитие ориентировки во времени.

По результатам педагогического обследования уровня математического развития  на организационном этапе работы по программе «Учимся со сказкой» были получены следующие данные (Диаграмма 1)

Диаграмма 1

Уровень математического развития

(на начальном этапе внедрения программы)

Анализируя результаты обследования, я выявила следующее: большинство детей владеют навыками счета, имеют представление о числах первого десятка, однако имеются затруднения у детей в выделении структуры арифметической задачи и вычислительных навыков. Представления о геометрических фигурах сформированы на достаточном уровне. Прослеживаются проблемы у детей по ориентировке в пространстве и времени, сложности возникли в определении величины и измерении по высоте, ширине, длине.  

В ходе проведения обследования, я пришла к выводу, что основной проблемой, которая тормозит математическое развитие детей старшего дошкольного возраста, является отсутствие интереса к математическим понятиям,  к процессу познания. Эта проблема и стала основой для разработки программы по формированию элементарных математических представлений с использование сказок «Учимся со сказкой», так как сказка это то,  что наиболее близко и интересно детям дошкольного возраста.

С целью выявления мнения родителей о влиянии сказки на  формирование элементарных математических представлений им была предложена анкета. По результатам анкетирования были получены следующие данные: 95% родителей считают, что сказка является истинным примером способов действия в той или иной ситуации, 65% родителей  говорят о том, что сказку необходимо использовать  в воспитании и развитии детей,98% родителей согласны с утверждением, что сказка способствует активизации детской речи,  68% родителей считают, что сказка поможет детям усвоить математические понятия и  у детей повысится интерес к занятиям математикой.  

Проанализировав результаты педагогического обследования детей, анкетирования родителей, определив цель, задачи и руководствуясь принципами реализации направлений в работе по формированию математических представлений у дошкольников, была разработана модель форм работы с участниками воспитательно-образовательного процесса: детьми, родителями, педагогами (Рис. 1).

Рис. 1 Модель форм работы по формированию элементарных

математических представлений у дошкольников

Ориентируясь на результаты педагогического обследования,  выявленную проблему по затруднениям детей моей группы, мнение родителей, была определена система работы с детьми   по  формированию элементарных математических представлений посредством сказки (Рис. 2).

Рис. 2  Модель системы работы с детьми  по формированию элементарных

математических представлений  посредством сказки

В соответствии с видами деятельности по формированию элементарных математических представлений у  старших дошкольников  разработана модель предметно-развивающей среды (Рис. 3). 

        

Рис. 3 Модель предметно-развивающей среды группы

Определив:

-  формы и направления  работы  для решения поставленных задач,

-  систему работы с детьми   по ФЭМП посредством сказки,

-  модель предметно-развивающей среды,

был составлен перспективный план работы  по формированию элементарных математических представлений посредством сказки с  детьми,  педагогами и родителями, так как  только тесное сотрудничество со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса позволит достичь положительных результатов освоения программы.  

Особая и существенная по значимости задача обучения детей элементам математики в старшей группе - освоение арифметических действий сложения и вычитания. На моих занятиях понимание того, что сложение и вычитание, а соответственно, знаки «+», «-» могут применяться только по отношению к частям целого, происходит в процессе драматизации сказок «Двенадцать месяцев», «Бабушка Вьюга» и т д. Здесь герои сказки складывают из частей разбившиеся часы, сшивают между собой части шубы. Всё это делается условными обозначениями.

В ходе организации непосредственно образовательной деятельности большое внимание уделяла решению задачи по формированию у детей   представлений о некоторых эталонных мерах длины: сантиметрах и дециметрах. Эти меры я использую с детьми в сказочных сюжетах, наглядно применяю в условном пространстве. Они  предстают в сказке в форме особых сущностей (человечки-братья Сантиметры, которые, взявшись за руки и тесно «по братски», прижавшись к друг другу, образуют новую меру - дециметр.

        Для измерения объёма ключевым является занятие, где дети вместе с Ильёй Муромцем соизмеряют объёмы камней, опустив их в воду, и измеряя объёмы вытесненных ими жидкостей, перед проведением этого занятия мы прочитали рассказ Л.Н.Толстого «Хотела Галка пить…».

        Ключевым моментом формирования представлений о форме является образование геометрических фигур посредством точки и линии. Это сказка о весёлом человечке Циркуле, сказка о стране Геометрических фигур, где волшебный карандаш помогает выздороветь геометрическим фигурам.

         В старшей группе продолжаю развивать пространственные отношения на основе моделирования. Начинаю работу с «планами», «схемами», «картами», «моделями». При этом ввожу нулевую точку отсчета, которая символизирует начало движения и начало ориентирования.  Важным разделом является развитие представления о трехмерном и четырехмерном пространстве. Для этой цели я использую сказку «Мышь четырёхмерная» (Журнал «Трамвай» 1990г. №12).

        Развитие представления о времени особенно сложный раздел. Эту проблему мы решаем путём персонификации времени: в наших сказках действует важный и любимый детьми персонаж-волшебник Время. Помощником времени является в сказках Солнышко, именно оно показывает время. В особой сказке о Солнышке и его дочках (которых зовут Утро, День, Вечер), о волшебнице Ночь происходит построение модели суток как модели измерения времени.  Таким образом,  дошкольники, отправляясь в удивительный и волшебный мир сказок,  с легкостью и увлечением незаметно для себя осваивают основные математические понятия.

Мероприятия по реализации перспективного плана программы представлены конспектами непосредственно образовательной деятельности, консультациями и др. (Приложение 4). Отдельные эпизоды работы с детьми представлены фотоматериалами.

По итогам реализации программы  для выявления уровня математического развития было проведено  педагогическое  обследование  с целью выявления эффективности влияния сказки на формирование элементарных математических представлений (Диаграмма 2).

Диаграмма 2

Уровень математического развития

(по итогам реализации программы)

Проанализировав результаты обследования по итогам реализации программы «Учимся со сказкой»,  получены следующие данные: по всем направлениям формирования элементарных математических представлений значительно увеличился процент высокого уровня:

- количество и счет на 24%,

- величина (развитие представлений о величине) на 29%

- развитие представлений о форме (геометрические фигуры) на 44%

- развитие пространственной ориентировки 37%,

- развитие ориентировки во времени на 26%.

Сравнительные результаты формирования элементарных математических представлений  у детей старшего дошкольного возраста  показаны в таблице 1.

Уровень математического развития  детей

старшего дошкольного возраста

Таблица 1

Уровни математического развития

Периоды  реализации  программы

Начало

 внедрения программы

 (сентябрь 2021г.)

Итогам реализации программы (май 2023г.)

Высокий уровень

31%

64%

 Средний уровень

41%

27%

Низкий уровень

28%

8%

Таким образом, можно сделать вывод, что  имеется положительная динамика  математических представлений  у старших дошкольников,  при этом изменения носят, как качественный (повышение уровня математического развития), так и количественный (увеличение объема математических  понятий) характер.

Результаты работы по формированию элементарных математических представлений у старших дошкольников в процессе экспериментального обучения показали следующее:

- разработанная и реализованная программа «Учимся со сказкой» является эффективной при работе с детьми старшего дошкольного возраста, способствует наиболее качественному усвоению знаний в рамках образовательной области «Познание» (раздел: формирование элементарных математических представлений;      

- математические представления у старших дошкольников стали более осмысленными и систематизированными;

- содержание  предложенного математического  материала, определяемого программой «Учимся со сказкой», доступно для старших дошкольников;

- большинство родителей продемонстрировали заинтересованность к данной программе, выразили доверие к совместной работе с детьми и педагогами в этом направлении  и приняли активное участие в реализации предложенной программы  «Учимся со сказкой».  

        Так как реализация данной программы показала положительную динамику в создании устойчивой положительной мотивации у старших дошкольников к изучению математики и формированию у детей элементарных математических представлений, было принято решение использовать   программу  и в новом 2021-20123учебном году, для реализации задач образовательной области «Познание» (раздел: формирование элементарных математических представлений) основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы». Взяв  детей из средней группы,   начала с ними работу уже по апробированной программе «Учимся со сказкой», соответственно внося коррективы в соответствии с действующими федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования.

Заключение

Результаты  внедрения программы «Учимся со сказкой» позволяют сделать вывод о том, что данный курс, ориентированный на формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством сказки призван помочь педагогам и родителям в организации работы по интеллектуальному развитию, подготовке детей к школе и  по формированию у них устойчивой положительной мотивации  к изучению математики.

Программа  базируется на современных научных подходах к воспитанию детей дошкольного возраста. При реализации главных идей программы основное внимание уделено развитию умственных и творческих способностей каждого ребенка посредством сказки.  

Программа  разработана  с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей  старшего дошкольного  возраста: как с достаточным уровнем математического развития, так и  для детей, испытывающих затруднения в усвоении математических представлений.

В программе четко определены принципы организации работы с детьми, отобраны и систематизированы формы, методы и приемы взаимодействия  участников педагогического процесса.  

В ходе реализации данной программы систематизированы методические материалы для педагогов и родителей, которые представлены перспективными планами, консультациями, конспектами занятий; создана предметно – развивающая среда в группе, представленная дидактическими пособиями, играми, различными видами театров, подборкой художественной литературы и материалами для свободной самостоятельной творческой деятельности детей.

        Таким образом,  можно сделать вывод, что имеется положительная динамика в области математического развития каждого ребенка. Тем самым, могу утверждать, что цель данной программы  в создании устойчивой положительной мотивации у дошкольников к изучению математики достигнута, задачи решены в полном объеме.

В своей педагогической деятельности большое внимание уделяю своему самообразованию: изучаю научно - методическую  и психолого – педагогическую литературу, знакомлюсь с материалами периодических изданий.

Список литературы, использованной при составлении программы, разработке конспектов занятий и рабочих листов. 

  1. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. Под редакцией Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гурович. Изд. 2-е, переработанное – СПб: Акцидент, 1996 г.
  2. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М.А.Васильевой. М. 1987 г.
  3. Школа 2100. Программа  подготовки  дошкольников  по математике. Л.Г.Петерсон.
  4. Раз – ступенька, два – ступенька… Часть 1 и 2. Л.Г.Петерсон, Н.П.Холина. Баласс. – 1998 г.
  5. Математика до школы. А.А.Смоленцова, О.В.Пустовайт. СПб: Акцидент – 1998 г.
  6. Логическая азбука для детей 4 – 5 лет. В.Г.Гоголева. СПб: Детство – Пресс – 1998 г.
  7. Математика для малышей. Тетрадь №1, тетрадь №2, тетрадь №3. Е.П.Бененсон, Е.В.Вольнова. М: 1994 г.
  8. Математика для малышей. А.Н.Харченко. Краснодар: 1995 г.
  9. Праздник числа. В.В.Волина. М: 1993 г.
  10.  Веселая арифметика. В.В.Волина. Екатеринбург: 1999 г. 
  11.  И учеба, и игра: математика. Т.И.Тарабанина, Н.В.Елкина. Ярославль: 1997 г.
  12.  Детям о времени. Т.И.Тарабанина. Ярославль: 1996 г.
  13.  Путешествие Бима и Бома в страну Математику. Т. Ахутина, Н. Пылаева, Н. Монелис, Т. Хотылева. М: 1999 г.
  14.  Обучение с увлечением. С.И.Агеева. М: 1991 г.
  15.  Математика – это интересно. Рабочая тетрадь 5 – 6 лет. Рабочая тетрадь 6 – 7 лет. И. Н. Чеплашкина, Л. Ю. Зуева. Акцидент: 1998 г.
  16.  Учимся считать. А. Дорофеева. М: 1997 г.
  17.  Логическое мышление. А. Дорофеева. М: 1997 г.
  18.  Математическая тетрадь для дошкольников. Т.И.Ерофеева, Л.Н.Павлова, В.П.Новикова. М: 1992 г.
  19.  Игры, задания и упражнения математического содержания. Л.И.Ермолаева. Иркутск: 2000 г.
  20.  Игровые занимательные задачи для дошкольников. З.А.Михайлова. М: 1990 г.

       

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ в диагностической группе (ЗПР) для детей 5 – 7 лет

Программы по развитию элементарных математических представлений для детей с ЗПР 5-6ти летнего возраста (старшая группа) и для детей 6-7-летнего возраста (подготовительная группа) предусматривают...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений по мотивам сказки "Колобок"

Формирование элементарныхмате матических представлений по мотивам сказки " Колобок"...

Занятие в средней группе по формированию элементарных математических представлений «Путешествие по сказке «Репка».

Занятие в средней группе по формированию элементарных  математических представлений  «Путешествие по сказке «Репка».Цели, задачи:Образовательная•        По...

Авторская программа по формированию элементарных математических представлений «Учимся со сказкой»

Авторская программа предназначена для формирования у старших дошкольников элементарных математических представлений посредством сказки, выявления эффективности воздействия сказки на развитие интеллект...

Рабочая программа по «Формированию элементарных математических представлений у дошкольников» (младшая, средняя, старшая, подготовительная к школе группа) по программе Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова. (Игралочка) на 2021/2025 учебный год

Программа «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» (в дальнейшем именуемая Программа) соответствует Федеральному государственному стандарту дош...

Программа кружка по формированию элементарных математических представлений «Учимся, играя» Возраст обучающихся: 6-7 лет

Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника. Работа кружка &la...