РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ (по формированию математического представления) «Эрудит» Возраст обучающихся – 6-7 лет Срок реализации – 1 год
рабочая программа (подготовительная группа)

Якупова Гульнара Айтмухаметовна

Пояснительная записка

 

Программа направлена на всестороннее гармоничное развитие личности детей через развитие интеллектуальной активности. Данная программа направлена на естественнонаучное развитие дошкольника.

Новизна программы состоит:

1)в использовании системно-деятельного и комплексного подхода к формированию у детей элементарных математических представлений и явлений окружающего мира;

2)в использовании в образовательном процессе современных форм и методов обучения.

Отличие данной программы состоит в подаче теоретического и практического материала в игровой форме. Занятия по данной программе способствуют успешной психологической адаптации детей к условиям школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon erudit_2023-2024.doc186.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к основной

образовательной программе

МБОУ «СОШ № 7»

 

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7» 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

(по формированию математического представления)

 «Эрудит»

Возраст обучающихся – 6-7 лет

Срок реализации – 1 год

Автор-составитель:

Воспитатели:

Шипулина О.А.

Владимирова Л.И.

Якупова Г.А.

г. Нефтеюганск

2023 год

Оглавление

  1. Пояснительная записка                                                                                  3-8
  2. Содержание                                                                                                   9-18
  3. Учебно-тематическое планирование                                                             18
  4. Методическое обеспечение                                                                            18
  5. Список литературы                                                                                         20

Пояснительная записка

 

Программа направлена на всестороннее гармоничное развитие личности детей через развитие интеллектуальной активности. Данная программа направлена на естественнонаучное развитие дошкольника.

Новизна программы состоит:

1)в использовании системно-деятельного и комплексного подхода к формированию у детей элементарных математических представлений и явлений окружающего мира;

2)в использовании в образовательном процессе современных форм и методов обучения.

Отличие данной программы состоит в подаче теоретического и практического материала в игровой форме. Занятия по данной программе способствуют успешной психологической адаптации детей к условиям школы.

Актуальность написания данной программы обусловлена необходимостью решения ряда проблем:

Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.

Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в реальном обучении, требуют от ребенка способности самостоятельно устанавливать закономерности математических представлений на основе эвристических методов.

Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в школе.

    Математическое развитие ребенка — это не столько умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, сколько развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, и знаками, символами.      

    Математическое развитие детей является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.                                                                                                  

   Формированию творческой личности способствуют задачи, предполагающие как различные способы решений, так и дающие возможность на основе анализа имеющихся данных выдвигать гипотезы и в дальнейшем подвергать их проверке. Задачи с недостающими данными способствуют формированию критичности мышления и умению проводить мини-исследование. Выполнение заданий позволит совершенствовать дошкольникам свои знания и умения.                                                                                                                        

   Материал кружковых занятий имеет широкий тематический диапазон, позволяющий дошкольникам расширять свои знания о родном округе и представления по математике, окружающему миру.

Удовлетворять естественные потребности ребят в познании и изучении окружающего мира, их неуемную любознательность помогают

игры – исследования.  Одним из средств умственного развития ребенка являются развивающие игры. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям использовать счет, контролирует правильность выполнения действий.      

Принципы, заложенные в основу этих игр - интерес –

познание - творчество - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то «предметного» результата.  Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности.

Развивающие игры создают условия для проявления творчества, стимулирует развитие умственных способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности. Значимость развивающих игр для развития дошкольников, их многообразие и возрастная адекватность позволяет использовать их для решения указанной проблемы – умственного развития дошкольников.

            В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у малышей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.

Цель программы: развитие логического мышления, речи и смекалки у детей, умения мыслить самостоятельно, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения, расширять кругозор математических представлений у детей дошкольного возраста.

Задачи программы:

Развивающие:

1)развитие логического мышления ребёнка;

2)развитие познавательных способностей и мыслительных операций у дошкольников;

3)развитие памяти, внимания, творческого воображения.

Образовательные:

1)активизировать познавательный интерес;

 2)формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);

3)формирование обще учебных умений и навыков (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т.д.);

4)ознакомление с числовым рядом и составом чисел, получение представления задачи, умение вычленять её части, решать и составлять задачи;

5)формировать индивидуальные творческие способности личности.

Воспитательные:

1)воспитание у детей интереса к занимательной математике, формирование умения работы в коллективе;

2)воспитывать настойчивость, терпение, способность к саморегуляции.

3)воспитывать умения элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий, взаимоотношения с окружающими (сверстниками и взрослыми).

Планируемые (ожидаемые) результаты

Ожидаемые результаты соотнесены с задачами и содержанием программы:

1)выявление дошкольников с математическим, логическим мышлением;

2)желание заниматься математической деятельностью;

3)умение детей сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы окружающей действительности;

4)умение детей работать в парах, микрогруппах;

5)проявление доброжелательного отношения к сверстнику, умение его выслушать, помочь при необходимости.

Результативность программы отслеживается в ходе проведения педагогической диагностики, которая предусматривает выявление уровня развития познавательных следующих процессов:

1)развитие внимания;

2)развитие памяти;

3)развитие восприятия;

4)развитие воображения;

5)развитие мышления.

Диагностика носит рекомендательный характер, позволяет оценить общий уровень развития познавательных процессов дошкольников.

Все результаты заносятся в сводную таблицу в начале и в конце года. Сравнение первоначальных и итоговых результатов позволяет оценить уровень усвоения программного материала на каждом этапе реализации программы.

Критерии оценки усвоения программы:

Высокий уровень:

-ребенок владеет основными логическими операциями;

-умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам;

-способен объединять и распределять предметы по группам;

-свободно оперирует обобщающими понятиями;

-умеет мысленно делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливая между ними связь;

-ребенок находит закономерности в явлениях, умеет их описывать;

-может при помощи суждений делать умозаключения;

-способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.

У ребенка достаточно большой словарный запас, широкий спектр бытовых знаний. Он наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результатах своей работы. Владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и микрогруппе.
         
Средний уровень: 

-ребенок владеет такими логическими операциями, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация;

-умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов, но не всегда видит все их существенные признаки;

-умеет объединять предметы в группы, но испытывает трудности в самостоятельном распределении их по группам, т.к. не всегда оперирует обобщающими понятиями. Деление целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями.

Ребенок не всегда видит закономерности в явлениях, но способен составить описательный рассказ о них. Затрудняется самостоятельно делать умозаключения. Ребенок имеет достаточный словарный запас.

Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.

Ребенок чаще всего внимателен, наблюдателен, но не усидчив.

Умеет работать в паре, но испытывает трудности при работе в микрогруппах.

Мониторинг проводится два раза в год (сентябрь, май).

Отслеживание уровня развития детей проводится в форме диагностики (начало года, в форме итоговых игровых занятий (конец года).

 

         

Содержание программы

Содержание программы ориентировано на развитие мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих способностей, финансовой грамотности.

Неделя

Тема

Программные задачи

Методические приемы

Оборудование

1-2 неделя мониторинг

1

«Умные игры»

Вводное занятие

Развивать представление детей о символическом изображении предметов. Развивать умение классифицировать блоки по трём признакам и умение выделять основные признаки. Развивать пространственное представление, логическое  мышление.

  • Игровой момент;
  • Знакомство с алгоритмом;
  • Показ и объяснение;
  • Самостоятельная работа детей.

Палочки Кюизенера

Алгоритм

2

«Цветные коврики»

Углублять знания детей о составе числа из  двух меньших чисел. Развивать понимание того, что чем больше число, тем больше  вариантов разложения. Развиваем  логическое мышление, внимание.

  • Игровой момент;
  • Знакомство с алгоритмом;
  • Показ и объяснение;
  • Самостоятельная работа детей.

Палочки  Кюизенера

Алгоритм

3

«Играем с цветом»

Закрепить понятие цвета. Развивать умение комбинировать цвет в рисунке. Учить детей работать с алгоритмами. Развивать наблюдательность, память, внимание, фантазию.

  • Игровой момент;
  • Знакомство с алгоритмом;
  • Показ и объяснение;
  • Самостоятельная работа детей.

Палочки  Кюизенера

Алгоритм

4

«Цветные коврики 2»

Развивать умение детей составлять числа из нескольких меньших. Развиваем внимание, логическое мышление, память, владение речью-доказательством.

  • Игровой момент;
  • Работа  с алгоритмом;
  • Показ и объяснение;
  • Самостоятельная работа детей.

Палочки  Кюизенера

Алгоритм

5

«Кто где живёт»

Развивать знания детей о составе числа (3-10) из единиц  и нескольких меньших чисел. Развивать образное мышление, умение выявлять наличие нескольких признаков (цвет, величину).

  • Игровой момент;
  • Работа  с алгоритмом;
  • Работа с палочками Кюизенера;
  • Показ и объяснение;
  • Самостоятельная работа детей.

Палочки  Кюизенера

Алгоритм

6

«Разведчики»

Развивать умение работать с палочками Кюизенера. Упражнять в выполнении арифметических действий. Развивать навыки сложения и вычитания чисел. Совершенствовать умения детей работать с карточкой - схемой.

  • Игровой момент;
  • Работа  с алгоритмом;
  • Работа с палочками Кюизенера;
  • Показ и объяснение;
  • Самостоятельная работа детей.

Палочки  Кюизенера

Алгоритм

Карточки-схемы

7

«Лабиринт»

Учить детей читать знаки-символы (признаки геометрических фигур-цвет, размер, форма), выбирать необходимый блок из нескольких. Развивать практически действенное мышление.

  • Игровой момент;
  • Работа  с алгоритмом;
  • Работа с лабиринтом
  • Работа с блоками Дьенеша
  • Показ и объяснение;
  • Самостоятельная работа детей.

Блоки Дьенеша

Лабиринты

Алгоритмы

8

«Найди меня»

Развивать умение детей читать кодовое обозначение геометрических фигур и находить соответствующий блок. Развивать внимание, память, логическое мышление.

  • Игровой момент;
  • Работа  с алгоритмом;
  • Работа с блоками;
  • Показ и объяснение;
  • Самостоятельная работа детей.

Блоки Дьенеша

Лабиринты

Алгоритмы

9

«Волшебное дерево»

Развивать представление детей о символическом изображении предметов. Развивать умение классифицировать блоки по трём признакам и умение выделять основные признаки. Развивать пространственное представление, логическое мышление.

  • Игровой момент;
  • Работа  с алгоритмом;
  • Работа с блоками;
  • Показ и объяснение;
  • Самостоятельная работа детей.

Блоки Дьенеша

Лабиринты

Алгоритмы

10

«Неделька»

Закрепить знание геометрических фигур, а также умение ориентироваться во времени: знание дней недели и их последовательность. Развивать внимание, память, мышление.

  • Игровой момент;
  • Работа с алгоритмом;
  • Работа с блоками;
  • Показ и объяснение;
  • Самостоятельная работа детей.

Блоки Дьенеша

Лабиринты

Алгоритмы

11

«С двумя обручами»

Формирование операции классификации блоков по двум, трём признакам с использованием кодов и без них. Определение областей пересечения в играх с обручами. Развитие логического мышления, внимания.

  • Игровой момент;
  • Работа с алгоритмом;
  • Работа с блоками;
  • Показ и объяснение;
  • Самостоятельная работа детей.

Блоки Дьенеша

Алгоритмы

Обручи 2 шт.

12

«Ромашка»

Формирование операции классификации блоков по двум, трём признакам с использованием кодов и без них. Определение областей пересечения в играх с обручами. Развитие логического мышления, внимания.

  • Игровой момент;
  • Работа с алгоритмом;
  • Работа с блоками;
  • Декодирование информации;
  • Показ и объяснение;
  • Самостоятельная работа детей.

Блоки Дьенеша

Алгоритмы

Обручи 3шт.

13

«С тремя обручами»

Учить определять и обозначать области пересечения трёх областей. Закрепить умение детей классифицировать блоки по двум-трём признакам. Развивать внимание, логическое мышление.

  • Игровой момент;
  • Работа с алгоритмом;
  • Работа с блоками;
  • Декодирование информации;
  • Показ и объяснение;
  • Самостоятельная работа детей.

Блоки Дьенеша

Алгоритмы

Обручи 3 шт.

14

«Чудесные кольца»

Развивать мыслительные операции, умственные способности, сообразительность. Закреплять знания детей о признаках геометрических фигур.

  • Игровой момент;
  • Работа с алгоритмом;
  • Работа с блоками;
  • Декодирование информации;
  • Показ и объяснение;
  • Самостоятельная работа детей.

Блоки Дьенеша

Алгоритмы

Обручи 5 шт.

15

«Построй по образцу»

Учить детей воссоздавать фигуры из счётных палочек по образцу (транспорт, предметы, окружающие нас, птицы, цветы). Закрепить навыки счёта (умение отсчитать нужное количество палочек). Развивать внимание, мышление, воображение.

  • Игровой момент;
  • Работа с алгоритмом;
  • Работа с палочками
  • Декодирование информации;
  • Показ и объяснение;
  • Самостоятельная работа детей.

Счётные палочки

Образцы для выкладывания

16

«Построение и перестроение геометрических фигур»

Учить детей составлять геометрические фигуры из определённого количества палочек (2 треугольника из 5 палочек и т.д.). Развивать внимание, мышление, владение речью-доказательством.

  • Игровой момент;
  • Работа с алгоритмом;
  • Работа с палочками счетными;
  • Показ и объяснение;
  • Самостоятельная работа детей.

Счётные палочки

Образцы для выкладывания

17

«Путешествие в сказку»

Закрепить умение детей составлять различные предметы и, не ломая преобразовывать  в другие предметы (дом-флажок, танк-ваза и т.д.) Развивать  внимание,  логическое мышление,

  • Игровой момент;
  • Работа с алгоритмом;
  • Работа с палочками счетными;
  • Показ и объяснение;
  • Самостоятельная работа детей.

Счётные палочки

Образцы для выкладывания

Алгоритм

18-19 неделя мониторинг

20

«Модель треугольника»

Познакомить детей с моделью треугольника, определить все структурные элементы треугольника (стороны, вершины, углы), учить детей находить их, правильно называть. Активизировать в речи детей слово «плоскостные». Развивать логическое мышление, внимание, память.

  • Игровой момент;
  • Работа с алгоритмом;
  • Работа с палочками счетными;
  • Показ и объяснение;
  • Самостоятельная работа детей.

Модель треугольника

Предметы треугольной формы

Счётные палочки

Загадка о треугольнике

21

«Модель прямоугольника»

Познакомить детей с моделью прямоугольника, определить все структурные элементы прямоугольника (стороны, вершины, углы), учить детей находить их, правильно называть. Активизировать в речи детей слово      

«плоскостные». Развивать логическое мышление, внимание, память.

  • Игровой момент;
  • Работа с моделью;
  • Работа с палочками счетными;
  • Показ и объяснение;
  • Самостоятельная работа детей.

Модель прямоугольника

Предметы прямоугольной формы

Счётные палочки

Загадка о прямоугольнике

22

«Модель трапеции»

Познакомить детей с моделью трапеции, определить все структурные элементы трапеции (стороны, вершины, углы), познакомить детей с различными видами углов (прямой, острый, тупой), учить детей находить их, правильно называть. Активизировать в речи детей слово «плоскостные». Развивать логическое мышление, внимание, память

  • Игровой момент;
  • Работа с моделью;
  • Работа с палочками счетными;
  • Показ и объяснение;
  • Самостоятельная работа детей.

Модель трапеции

Предметы трапециевидной формы

Счётные палочки

Загадка о трапеции

23

«Чудесный мешочек»

Развивать тактильные ощущения. Умение детей подбирать модель к геометрической фигуре. Развивать умение детей читать модели, внимание, памяти, мышления, сообразительности.

  • Игровой момент;
  • Работа с моделью;
  • Показ и объяснение;
  • Самостоятельная работа детей.

«Чудесный мешочек» с набором геометрических фигур

Модели геометрических фигур

24

«Модель куба»

Познакомить детей с моделью геометрического тела куба, определить все структурные элементы куба (грани, рёбра, основания, вершины, углы), учить детей находить их, правильно называть. Активизировать в речи детей слово «объёмные». Развивать логическое мышление, внимание, память.

  • Игровой момент;
  • Работа с моделью;
  • Показ и объяснение;
  • Лепка куба
  • Самостоятельная работа детей.

Модель куба

Дары Фрёбеля

Пластилин

Дощечки

Стихотворение о кубе

25

«Модель конуса»

Познакомить детей с моделью геометрического тела конуса, определить все структурные элементы конуса (грани, рёбра, основания, вершины, углы), учить детей находить их, правильно называть. Активизировать в речи детей слово

«объёмные». Развивать логическое мышление, внимание, память.

  • Игровой момент;
  • Работа с моделью;
  • Показ и объяснение;
  • Конструирование конуса
  • Самостоятельная работа детей.

Модель конуса

Дары Фрёбеля

Цветная бумага

Клей

Ножницы

Стихотворение о конусе

26

«Модель шара»

Познакомить детей с моделью геометрического тела шара, определить отсутствие у шара всех структурных элементов (грани, рёбра, основания, вершины, углы). Активизировать в речи детей слово «объёмные». Развивать логическое мышление, внимание, память.

  • Игровой момент;
  • Работа с моделью;
  • Показ и объяснение;
  • Лепим шар
  • Самостоятельная работа детей.

Модель шара

Дары Фрёбеля

Пластилин

Дощечки

Стихотворение о шаре

27

«Чудесный мешочек»

Развивать тактильные ощущения. Умение детей подбирать модель к геометрическому телу. Развивать умение детей читать модели, внимание, памяти, мышления, сообразительности.

  • Игровой момент;
  • Работа с моделью;
  • Работа с палочками счетными;
  • Показ и объяснение;
  • Самостоятельная работа детей.

«Чудесный мешочек» с набором геометрических тел

Модели геометрических тел

Дары Фрёбеля

Счетные палочки

28

«Составление геометрических фигур из элементов игры «Танграм»

Рассмотреть отдельные части игры, уточнить их название, соотношение частей по размеру.  Упражнять детей в создании разнообразных новых геометрических фигур из данного набора фигур.

  • Игровой момент;
  • Показ и объяснение;
  • Плоскостное моделирование
  • Самостоятельная работа детей.

Элементы игры «Танграм»

Геометрические фигуры

29

«Составление сюжетных фигур по частичному элементному изображению»

Рассмотреть с детьми образцы, на которых указано месторасположение одной - двух составных частей. Развивать внимание, мышление, умение самостоятельно находить способ составления силуэта.

  • Игровой момент;
  • Показ и объяснение;
  • Плоскостное моделирование
  • Самостоятельная работа детей.

Элементы игры «Танграм»

Образцы для выкладывания

30

«Транспорт»

Закрепить умение детей составлять модели транспорта из элементов игры «Танграм», «Волшебный круг». Развиваем логическое мышление, внимание, мелкую моторику, воображение.

  • Игровой момент;
  • Показ и объяснение;
  • Плоскостное моделирование
  • Самостоятельная работа детей.

Элементы игры «Танграм», «Волшебный круг»

Образцы для выкладывания транспорта

31

«Птицы»

Закрепить умение детей составлять фигуры диких, домашних, экзотических птиц из элементов игры «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо». Развиваем логическое мышление, внимание, мелкую моторику, воображение.

  • Игровой момент;
  • Показ и объяснение;
  • Плоскостное моделирование
  • Самостоятельная работа детей.

Элементы игры «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо»

Образцы для выкладывания птиц

31 неделя – мониторинг

Занятия кружка составлены по принципу «от простого к сложному» и построены с использованием ребусов, красочных иллюстраций, индивидуальных заданий, мультимедийного сопровождения.  Предполагается не только развитие эрудиции дошкольника, но и создание условий для стимулирования творческого мышления, развития финансовой грамотности. Основной акцент делается не на то, что изучать, а на то, как изучать.            

Учебно – тематический план

Содержание рабочей    учебной программы

Объем учебной нагрузки по программе

(Количество занятий)

Старшая группа

Педагогическая диагностика

3

Развивающие игры

10

Занимательная математика

10

Логические задачи, лабиринты, головоломки.

8

Всего занятий в год

31

Методическое обеспечение программы

Дидактический материал:

Геометрические фигуры и тела.

Наборы разрезных картинок.

Сюжетные картинки с изображением частей суток и времён года.

Полоски, ленты разной длины и ширины.

Цифры.

Игрушки

Фланелеграф,

Мольберт.                                                             18

Чудесный мешочек.

Знаки-символы.

Пластмассовый и деревянный строительный материал.

Геометрическая мозаика.

Танграм, Волшебный круг, Колумбово яйцо

Счётные палочки.

Предметные картинки.

Блоки Дьенеша,

Палочки Кюизенера,

Дары Фрёбеля.

Дидактические и развивающие игры.  

Кадровое обеспечение программы: - лицо, имеющее среднее профессиональное или высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей профилю работы.

Список использованной литературы

1. «Развивающие игры для детей дошкольного возраста» Ю.В. Щербакова, С.Г. Зубанова Москва ООО «Глобус»

2. «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» В. П. Новикова, Л. И. Тихонова.

3.Игровые задачи для дошкольников. –СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2016. – 144 с.

 4.О.Н. Земцова «Грамотейка» Интеллектуальное развитие детей 5-6 лет, Серия «Умные книжки», 2016

5. Е. А. Пьянкова, Н. В. Володина «Начинаю считать» для одаренных детей 4-5 лет, Ломоносовская школа, 2015

6. Т. Ю. Болтенко «Учимся считать и решать» для детей 5-6 лет Президентская школа, 2015

7. Н.И. Захарова «Играем с логическими блоками Дьенеша» учебный курс для детей 4-5 лет, 2016

8. Н.И. Захарова «Играем с логическими блоками Дьенеша» учебный курс для детей 5-6 лет, 2016

 9. «Я знаю, как это устроено» перевод с фр.И. П. Лисачевой, Москва: АСТ, 2016

10.Михайлова З.А., Носова Е.А. Логико-математическое развитие дошкольников: игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера.-СПб: ОО Издательство «Детство-Пресс», 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дополнительному образованию по вокалу детей младшего дошкольного возраста.

Рабочая программа расчитана на один год. Возраст детей 3-4 года. Дети с большим удовольствием занимаются пением, играют в игры на дыхание и выполняют упражнения на артикуляцию. Очень стараются пропева...

Образовательная программа дополнительного образования детей творческого объединения "Арлекин" Художественно-эстетической направленности Возраст обучающихся: 5-7 лет Срок реализации: 2 года.

Программа программа дополнительного образования детей творческого объединения "Арлекин" художественно-эстетической направленности расчитана на возрастную категорию детей 5 -7 лет.   ...

Рабочая программа по дополнительному образованию по развитию хантыйской речи «Наие» Возраст детей 6-7 лет. Срок реализации программы: 2019-2020 учебный

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГМУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШУРЫШКАРСКИЙ РАЙОНМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮ/РКЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ШУРЫШКАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «ОБРАЗОВАТ...

Рабочая программа по дополнительному образованию художественно- эстетической направленности "Мир сенсорики" Возраст обучающихся: 2 – 3 года Срок реализации программы: 1 год

   Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия ребенка раннего и младшего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «УМЕЛЫЕ ПАЛЬЧИКИ» Возраст воспитанников – 3-4 года Срок реализации - 1 год

Пояснительная записка  Эстетическое развитие детей дошкольного возраста как обязательный аспект развития каждого ребенка, а не только отдельных одаренных детей, является аксиомой современного взг...