РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ (по формированию математического представления) «Эрудит» Возраст обучающихся – 6-7 лет Срок реализации – 1 год
рабочая программа (подготовительная группа)
Пояснительная записка
Программа направлена на всестороннее гармоничное развитие личности детей через развитие интеллектуальной активности. Данная программа направлена на естественнонаучное развитие дошкольника.
Новизна программы состоит:
1)в использовании системно-деятельного и комплексного подхода к формированию у детей элементарных математических представлений и явлений окружающего мира;
2)в использовании в образовательном процессе современных форм и методов обучения.
Отличие данной программы состоит в подаче теоретического и практического материала в игровой форме. Занятия по данной программе способствуют успешной психологической адаптации детей к условиям школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
erudit_2023-2024.doc | 186.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к основной
образовательной программе
МБОУ «СОШ № 7»
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
(по формированию математического представления)
«Эрудит»
Возраст обучающихся – 6-7 лет
Срок реализации – 1 год
Автор-составитель:
Воспитатели:
Шипулина О.А.
Владимирова Л.И.
Якупова Г.А.
г. Нефтеюганск
2023 год
Оглавление
- Пояснительная записка 3-8
- Содержание 9-18
- Учебно-тематическое планирование 18
- Методическое обеспечение 18
- Список литературы 20
Пояснительная записка
Программа направлена на всестороннее гармоничное развитие личности детей через развитие интеллектуальной активности. Данная программа направлена на естественнонаучное развитие дошкольника.
Новизна программы состоит:
1)в использовании системно-деятельного и комплексного подхода к формированию у детей элементарных математических представлений и явлений окружающего мира;
2)в использовании в образовательном процессе современных форм и методов обучения.
Отличие данной программы состоит в подаче теоретического и практического материала в игровой форме. Занятия по данной программе способствуют успешной психологической адаптации детей к условиям школы.
Актуальность написания данной программы обусловлена необходимостью решения ряда проблем:
Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.
Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в реальном обучении, требуют от ребенка способности самостоятельно устанавливать закономерности математических представлений на основе эвристических методов.
Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в школе.
Математическое развитие ребенка — это не столько умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, сколько развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, и знаками, символами.
Математическое развитие детей является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.
Формированию творческой личности способствуют задачи, предполагающие как различные способы решений, так и дающие возможность на основе анализа имеющихся данных выдвигать гипотезы и в дальнейшем подвергать их проверке. Задачи с недостающими данными способствуют формированию критичности мышления и умению проводить мини-исследование. Выполнение заданий позволит совершенствовать дошкольникам свои знания и умения.
Материал кружковых занятий имеет широкий тематический диапазон, позволяющий дошкольникам расширять свои знания о родном округе и представления по математике, окружающему миру.
Удовлетворять естественные потребности ребят в познании и изучении окружающего мира, их неуемную любознательность помогают
игры – исследования. Одним из средств умственного развития ребенка являются развивающие игры. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям использовать счет, контролирует правильность выполнения действий.
Принципы, заложенные в основу этих игр - интерес –
познание - творчество - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то «предметного» результата. Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности.
Развивающие игры создают условия для проявления творчества, стимулирует развитие умственных способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности. Значимость развивающих игр для развития дошкольников, их многообразие и возрастная адекватность позволяет использовать их для решения указанной проблемы – умственного развития дошкольников.
В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у малышей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.
Цель программы: развитие логического мышления, речи и смекалки у детей, умения мыслить самостоятельно, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения, расширять кругозор математических представлений у детей дошкольного возраста.
Задачи программы:
Развивающие:
1)развитие логического мышления ребёнка;
2)развитие познавательных способностей и мыслительных операций у дошкольников;
3)развитие памяти, внимания, творческого воображения.
Образовательные:
1)активизировать познавательный интерес;
2)формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);
3)формирование обще учебных умений и навыков (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т.д.);
4)ознакомление с числовым рядом и составом чисел, получение представления задачи, умение вычленять её части, решать и составлять задачи;
5)формировать индивидуальные творческие способности личности.
Воспитательные:
1)воспитание у детей интереса к занимательной математике, формирование умения работы в коллективе;
2)воспитывать настойчивость, терпение, способность к саморегуляции.
3)воспитывать умения элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий, взаимоотношения с окружающими (сверстниками и взрослыми).
Планируемые (ожидаемые) результаты
Ожидаемые результаты соотнесены с задачами и содержанием программы:
1)выявление дошкольников с математическим, логическим мышлением;
2)желание заниматься математической деятельностью;
3)умение детей сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы окружающей действительности;
4)умение детей работать в парах, микрогруппах;
5)проявление доброжелательного отношения к сверстнику, умение его выслушать, помочь при необходимости.
Результативность программы отслеживается в ходе проведения педагогической диагностики, которая предусматривает выявление уровня развития познавательных следующих процессов:
1)развитие внимания;
2)развитие памяти;
3)развитие восприятия;
4)развитие воображения;
5)развитие мышления.
Диагностика носит рекомендательный характер, позволяет оценить общий уровень развития познавательных процессов дошкольников.
Все результаты заносятся в сводную таблицу в начале и в конце года. Сравнение первоначальных и итоговых результатов позволяет оценить уровень усвоения программного материала на каждом этапе реализации программы.
Критерии оценки усвоения программы:
Высокий уровень:
-ребенок владеет основными логическими операциями;
-умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам;
-способен объединять и распределять предметы по группам;
-свободно оперирует обобщающими понятиями;
-умеет мысленно делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливая между ними связь;
-ребенок находит закономерности в явлениях, умеет их описывать;
-может при помощи суждений делать умозаключения;
-способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.
У ребенка достаточно большой словарный запас, широкий спектр бытовых знаний. Он наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результатах своей работы. Владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и микрогруппе.
Средний уровень:
-ребенок владеет такими логическими операциями, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация;
-умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов, но не всегда видит все их существенные признаки;
-умеет объединять предметы в группы, но испытывает трудности в самостоятельном распределении их по группам, т.к. не всегда оперирует обобщающими понятиями. Деление целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями.
Ребенок не всегда видит закономерности в явлениях, но способен составить описательный рассказ о них. Затрудняется самостоятельно делать умозаключения. Ребенок имеет достаточный словарный запас.
Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.
Ребенок чаще всего внимателен, наблюдателен, но не усидчив.
Умеет работать в паре, но испытывает трудности при работе в микрогруппах.
Мониторинг проводится два раза в год (сентябрь, май).
Отслеживание уровня развития детей проводится в форме диагностики (начало года, в форме итоговых игровых занятий (конец года).
Содержание программы
Содержание программы ориентировано на развитие мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих способностей, финансовой грамотности.
Неделя | Тема | Программные задачи | Методические приемы | Оборудование | |||
1-2 неделя мониторинг | |||||||
1 | «Умные игры» Вводное занятие | Развивать представление детей о символическом изображении предметов. Развивать умение классифицировать блоки по трём признакам и умение выделять основные признаки. Развивать пространственное представление, логическое мышление. |
| Палочки Кюизенера Алгоритм | |||
2 | «Цветные коврики» | Углублять знания детей о составе числа из двух меньших чисел. Развивать понимание того, что чем больше число, тем больше вариантов разложения. Развиваем логическое мышление, внимание. |
| Палочки Кюизенера Алгоритм | |||
3 | «Играем с цветом» | Закрепить понятие цвета. Развивать умение комбинировать цвет в рисунке. Учить детей работать с алгоритмами. Развивать наблюдательность, память, внимание, фантазию. |
| Палочки Кюизенера Алгоритм | |||
4 | «Цветные коврики 2» | Развивать умение детей составлять числа из нескольких меньших. Развиваем внимание, логическое мышление, память, владение речью-доказательством. |
| Палочки Кюизенера Алгоритм | |||
5 | «Кто где живёт» | Развивать знания детей о составе числа (3-10) из единиц и нескольких меньших чисел. Развивать образное мышление, умение выявлять наличие нескольких признаков (цвет, величину). |
| Палочки Кюизенера Алгоритм | |||
6 | «Разведчики» | Развивать умение работать с палочками Кюизенера. Упражнять в выполнении арифметических действий. Развивать навыки сложения и вычитания чисел. Совершенствовать умения детей работать с карточкой - схемой. |
| Палочки Кюизенера Алгоритм Карточки-схемы | |||
7 | «Лабиринт» | Учить детей читать знаки-символы (признаки геометрических фигур-цвет, размер, форма), выбирать необходимый блок из нескольких. Развивать практически действенное мышление. |
| Блоки Дьенеша Лабиринты Алгоритмы | |||
8 | «Найди меня» | Развивать умение детей читать кодовое обозначение геометрических фигур и находить соответствующий блок. Развивать внимание, память, логическое мышление. |
| Блоки Дьенеша Лабиринты Алгоритмы | |||
9 | «Волшебное дерево» | Развивать представление детей о символическом изображении предметов. Развивать умение классифицировать блоки по трём признакам и умение выделять основные признаки. Развивать пространственное представление, логическое мышление. |
| Блоки Дьенеша Лабиринты Алгоритмы | |||
10 | «Неделька» | Закрепить знание геометрических фигур, а также умение ориентироваться во времени: знание дней недели и их последовательность. Развивать внимание, память, мышление. |
| Блоки Дьенеша Лабиринты Алгоритмы | |||
11 | «С двумя обручами» | Формирование операции классификации блоков по двум, трём признакам с использованием кодов и без них. Определение областей пересечения в играх с обручами. Развитие логического мышления, внимания. |
| Блоки Дьенеша Алгоритмы Обручи 2 шт. | |||
12 | «Ромашка» | Формирование операции классификации блоков по двум, трём признакам с использованием кодов и без них. Определение областей пересечения в играх с обручами. Развитие логического мышления, внимания. |
| Блоки Дьенеша Алгоритмы Обручи 3шт. | |||
13 | «С тремя обручами» | Учить определять и обозначать области пересечения трёх областей. Закрепить умение детей классифицировать блоки по двум-трём признакам. Развивать внимание, логическое мышление. |
| Блоки Дьенеша Алгоритмы Обручи 3 шт. | |||
14 | «Чудесные кольца» | Развивать мыслительные операции, умственные способности, сообразительность. Закреплять знания детей о признаках геометрических фигур. |
| Блоки Дьенеша Алгоритмы Обручи 5 шт. | |||
15 | «Построй по образцу» | Учить детей воссоздавать фигуры из счётных палочек по образцу (транспорт, предметы, окружающие нас, птицы, цветы). Закрепить навыки счёта (умение отсчитать нужное количество палочек). Развивать внимание, мышление, воображение. |
| Счётные палочки Образцы для выкладывания | |||
16 | «Построение и перестроение геометрических фигур» | Учить детей составлять геометрические фигуры из определённого количества палочек (2 треугольника из 5 палочек и т.д.). Развивать внимание, мышление, владение речью-доказательством. |
| Счётные палочки Образцы для выкладывания | |||
17 | «Путешествие в сказку» | Закрепить умение детей составлять различные предметы и, не ломая преобразовывать в другие предметы (дом-флажок, танк-ваза и т.д.) Развивать внимание, логическое мышление, |
| Счётные палочки Образцы для выкладывания Алгоритм | |||
18-19 неделя мониторинг | |||||||
20 | «Модель треугольника» | Познакомить детей с моделью треугольника, определить все структурные элементы треугольника (стороны, вершины, углы), учить детей находить их, правильно называть. Активизировать в речи детей слово «плоскостные». Развивать логическое мышление, внимание, память. |
| Модель треугольника Предметы треугольной формы Счётные палочки Загадка о треугольнике | |||
21 | «Модель прямоугольника» | Познакомить детей с моделью прямоугольника, определить все структурные элементы прямоугольника (стороны, вершины, углы), учить детей находить их, правильно называть. Активизировать в речи детей слово «плоскостные». Развивать логическое мышление, внимание, память. |
| Модель прямоугольника Предметы прямоугольной формы Счётные палочки Загадка о прямоугольнике | |||
22 | «Модель трапеции» | Познакомить детей с моделью трапеции, определить все структурные элементы трапеции (стороны, вершины, углы), познакомить детей с различными видами углов (прямой, острый, тупой), учить детей находить их, правильно называть. Активизировать в речи детей слово «плоскостные». Развивать логическое мышление, внимание, память |
| Модель трапеции Предметы трапециевидной формы Счётные палочки Загадка о трапеции | |||
23 | «Чудесный мешочек» | Развивать тактильные ощущения. Умение детей подбирать модель к геометрической фигуре. Развивать умение детей читать модели, внимание, памяти, мышления, сообразительности. |
| «Чудесный мешочек» с набором геометрических фигур Модели геометрических фигур | |||
24 | «Модель куба» | Познакомить детей с моделью геометрического тела куба, определить все структурные элементы куба (грани, рёбра, основания, вершины, углы), учить детей находить их, правильно называть. Активизировать в речи детей слово «объёмные». Развивать логическое мышление, внимание, память. |
| Модель куба Дары Фрёбеля Пластилин Дощечки Стихотворение о кубе | |||
25 | «Модель конуса» | Познакомить детей с моделью геометрического тела конуса, определить все структурные элементы конуса (грани, рёбра, основания, вершины, углы), учить детей находить их, правильно называть. Активизировать в речи детей слово «объёмные». Развивать логическое мышление, внимание, память. |
| Модель конуса Дары Фрёбеля Цветная бумага Клей Ножницы Стихотворение о конусе | |||
26 | «Модель шара» | Познакомить детей с моделью геометрического тела шара, определить отсутствие у шара всех структурных элементов (грани, рёбра, основания, вершины, углы). Активизировать в речи детей слово «объёмные». Развивать логическое мышление, внимание, память. |
| Модель шара Дары Фрёбеля Пластилин Дощечки Стихотворение о шаре | |||
27 | «Чудесный мешочек» | Развивать тактильные ощущения. Умение детей подбирать модель к геометрическому телу. Развивать умение детей читать модели, внимание, памяти, мышления, сообразительности. |
| «Чудесный мешочек» с набором геометрических тел Модели геометрических тел Дары Фрёбеля Счетные палочки | |||
28 | «Составление геометрических фигур из элементов игры «Танграм» | Рассмотреть отдельные части игры, уточнить их название, соотношение частей по размеру. Упражнять детей в создании разнообразных новых геометрических фигур из данного набора фигур. |
| Элементы игры «Танграм» Геометрические фигуры | |||
29 | «Составление сюжетных фигур по частичному элементному изображению» | Рассмотреть с детьми образцы, на которых указано месторасположение одной - двух составных частей. Развивать внимание, мышление, умение самостоятельно находить способ составления силуэта. |
| Элементы игры «Танграм» Образцы для выкладывания | |||
30 | «Транспорт» | Закрепить умение детей составлять модели транспорта из элементов игры «Танграм», «Волшебный круг». Развиваем логическое мышление, внимание, мелкую моторику, воображение. |
| Элементы игры «Танграм», «Волшебный круг» Образцы для выкладывания транспорта | |||
31 | «Птицы» | Закрепить умение детей составлять фигуры диких, домашних, экзотических птиц из элементов игры «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо». Развиваем логическое мышление, внимание, мелкую моторику, воображение. |
| Элементы игры «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо» Образцы для выкладывания птиц | |||
31 неделя – мониторинг |
Занятия кружка составлены по принципу «от простого к сложному» и построены с использованием ребусов, красочных иллюстраций, индивидуальных заданий, мультимедийного сопровождения. Предполагается не только развитие эрудиции дошкольника, но и создание условий для стимулирования творческого мышления, развития финансовой грамотности. Основной акцент делается не на то, что изучать, а на то, как изучать.
Учебно – тематический план
Содержание рабочей учебной программы | Объем учебной нагрузки по программе (Количество занятий) |
Старшая группа | |
Педагогическая диагностика | 3 |
Развивающие игры | 10 |
Занимательная математика | 10 |
Логические задачи, лабиринты, головоломки. | 8 |
Всего занятий в год | 31 |
Методическое обеспечение программы
Дидактический материал:
Геометрические фигуры и тела.
Наборы разрезных картинок.
Сюжетные картинки с изображением частей суток и времён года.
Полоски, ленты разной длины и ширины.
Цифры.
Игрушки
Фланелеграф,
Мольберт. 18
Чудесный мешочек.
Знаки-символы.
Пластмассовый и деревянный строительный материал.
Геометрическая мозаика.
Танграм, Волшебный круг, Колумбово яйцо
Счётные палочки.
Предметные картинки.
Блоки Дьенеша,
Палочки Кюизенера,
Дары Фрёбеля.
Дидактические и развивающие игры.
Кадровое обеспечение программы: - лицо, имеющее среднее профессиональное или высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей профилю работы.
Список использованной литературы
1. «Развивающие игры для детей дошкольного возраста» Ю.В. Щербакова, С.Г. Зубанова Москва ООО «Глобус»
2. «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» В. П. Новикова, Л. И. Тихонова.
3.Игровые задачи для дошкольников. –СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2016. – 144 с.
4.О.Н. Земцова «Грамотейка» Интеллектуальное развитие детей 5-6 лет, Серия «Умные книжки», 2016
5. Е. А. Пьянкова, Н. В. Володина «Начинаю считать» для одаренных детей 4-5 лет, Ломоносовская школа, 2015
6. Т. Ю. Болтенко «Учимся считать и решать» для детей 5-6 лет Президентская школа, 2015
7. Н.И. Захарова «Играем с логическими блоками Дьенеша» учебный курс для детей 4-5 лет, 2016
8. Н.И. Захарова «Играем с логическими блоками Дьенеша» учебный курс для детей 5-6 лет, 2016
9. «Я знаю, как это устроено» перевод с фр.И. П. Лисачевой, Москва: АСТ, 2016
10.Михайлова З.А., Носова Е.А. Логико-математическое развитие дошкольников: игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера.-СПб: ОО Издательство «Детство-Пресс», 2016
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по дополнительному образованию по вокалу детей младшего дошкольного возраста.
Рабочая программа расчитана на один год. Возраст детей 3-4 года. Дети с большим удовольствием занимаются пением, играют в игры на дыхание и выполняют упражнения на артикуляцию. Очень стараются пропева...
Образовательная программа дополнительного образования детей творческого объединения "Арлекин" Художественно-эстетической направленности Возраст обучающихся: 5-7 лет Срок реализации: 2 года.
Программа программа дополнительного образования детей творческого объединения "Арлекин" художественно-эстетической направленности расчитана на возрастную категорию детей 5 -7 лет. ...
Рабочая программа по дополнительному образованию по развитию хантыйской речи «Наие» Возраст детей 6-7 лет. Срок реализации программы: 2019-2020 учебный
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГМУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШУРЫШКАРСКИЙ РАЙОНМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮ/РКЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ШУРЫШКАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «ОБРАЗОВАТ...
Дополнительная общеразвивающая программа творчески-познавательный, информационный «Волшебный пластилин» (пластилинография) (стартовый уровень) Возраст обучающихся: 4-5 лет Срок реализации: 1 год Возраст обучающихся: 5-7 лет Срок реализации: 2 го
АктуальностьВ последнее время родители очень часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?...
Рабочая программа по дополнительному образованию кружок "Цветная логика "Блоки Дьенеша" возраст детей 3-4 года
возраст 3-4 года...
Рабочая программа по дополнительному образованию художественно- эстетической направленности "Мир сенсорики" Возраст обучающихся: 2 – 3 года Срок реализации программы: 1 год
Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия ребенка раннего и младшего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «УМЕЛЫЕ ПАЛЬЧИКИ» Возраст воспитанников – 3-4 года Срок реализации - 1 год
Пояснительная записка Эстетическое развитие детей дошкольного возраста как обязательный аспект развития каждого ребенка, а не только отдельных одаренных детей, является аксиомой современного взг...