Конспект НОД по ФЭМП «Как хорошо уметь считать» для старшей группы
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
Дать детям представление о том, что вести счет предметов можно в любом направлении: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу-вверхдать детям представление о том, что вести счет предметов можно в любом направлении: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу-вверх
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по ФЭМП «Как хорошо уметь считать» для старшей группы
Программное содержание: дать детям представление о том, что вести счет предметов можно в любом направлении: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу-вверх; закрепить умение воспроизводить множество предметов по названному числу в пределах 7 и устанавливать связь между числом предметов и их пространственным расположением; упражнять детей в определении правой руки и правой стороны, левой руки и левой стороны, в ориентировке на плоскости и в пространстве; продолжать знакомить детей с «соседями» числа в числовом ряду; закреплять прямой и обратный счёт.
Демонстрационный материал: флажки, на столе у воспитателя 5 матрешек и 6 игрушек, карточки с цифрами 5,6,7, 7 кеглей, 7 картинок игрушек (мяч), расположенных в вертикальный ряд; числовые карточки от 1 до 7; бубен; изображение домика «Числа соседи числа 6», сюрприз для детей.
Раздаточный материал: листы бумаги А4 по количеству детей; по 6 кругов двух цветов, по 7 больших и маленьких пуговиц; кольца красного и зелёного цвета по количеству детей; полоски для игры «Соседи» по количеству детей, фасоль, цифры 5,6,7.
Методы и приемы:
1) Словесные: беседа, вопросы, объяснение.
2) Наглядные: демонстрация, показ.
3) Практические: предметно-практические и умственные действия, игры, физминутка.
Форма организации детей: индивидуальная, фронтальная.
Ход занятия.
Мотивация: Ребята сегодня у нас среда, третий день недели. И по средам мы играем с вами в математические игры и выполняем разные интересные задания. Сегодня я предлагаю вам так поиграть. Мы выполним с вами 5 заданий и после этого вас ждёт сюрприз. Согласны? (ответ детей) Хорошо. Только скажите мне, как мы узнаем, что выполнили именно 5 заданий? (ответы детей) Правильно, мы посчитаем. А как мы это сделаем? Что нам поможет? (ответы детей) Да, можно посчитать любые предметы. Предлагаю считать флажки. Сколько флажков мы будем ставить вот сюда, когда выполним одно задание? (ответы детей) Да, один. Всё мы с вами решили, начинаем? (Да)
1-я часть.
Сегодня мы с вами продолжим учиться считать предметы. Дети, как по-вашему, для чего нам нужно уметь считать? (ответы детей). Да, так и есть, знание счёта нам помогает в жизни.
Ребята, а каком направлении мы всегда считали предметы? (слева направо)
Сейчас мы с вами посмотрим, можно ли считать предметы в других направлениях». На этом столе я расставлю в ряд матрёшек. Маша, выйди – посчитай их сначала как обычно слева направо. Где у тебя левая рука? (ребёнок считает - 5). Правильно, дети? (да). Какую цифру ты выберешь для обозначения числа 5? (ребёнок выбирает цифру и показывает всем). А теперь, Маша, посчитай с другой стороны – справа налево. Сколько матрёшек получилось? (тоже 5) Какую цифру ты выберешь? (5). Молодец! Оказалось, что можно считать матрёшек слева-направо и справо-налево и их оказалось 5.
Может это так только с матрёшками работает? Проверим на других игрушках? (да). Миша, посчитай нам зверят. Сначала слева –направо (считает - 6). Какую цифру ты выберешь для обозначения числа 6? (ребёнок выбирает цифру и показывает всем). Теперь с другой стороны, справо-налево (6). Какую цифру ты выберешь? (6). Молодец! Оказалось, что можно считать и другие игрушки считать слева-направо и справо-налево и их в нашем случае 6.
Дети, может стол у нас волшебный, на в другом месте так считать не получиться. Проверим? Посчитаем кегли на ковре (дети проходят к выставленным заранее кеглям, выбранный ребёнок их считает, как выше, но количество кеглей 7).
Получается, что можно считать предметы в разных направлениях и их количество не изменится (да). Предлагаю всё-таки посчитать совсем по-другому. Хотите узнать, как? (да) Нам помогут в этом эти картинки (картинки заранее наклеены на вертикальную поверхность по 7 в два ряда). Операция повторяется, только счёт ведётся сверху-вниз и снизу-вверх. Дети убеждаются, что количество предметов не меняется и остаётся прежним.
Ребята, что мы узнали, выполняя первое задание? Можно считать предметы в разных направлениях? (да) предметы можно считать в разных направлениях и их количество и их число остаётся тем же, потому что к ним ничего не добавляли и ничего не убирали, только считали в разных направлениях. Мы выполнили первое задание? (да) Сколько флажков нам нужно поставить в стакан? (один) Правильно, Кира, сделай это.
2-я часть (работа с раздаточным материалом)
Теперь надо выполнить второе задание. Проще это будет сделать за столами. Проходите к ним.
Воспитатель предлагает детям показать верхнюю, нижнюю, левую и правую части листа, затем провести правой рукой вдоль листа слева направо и справа налево, поперек листа – сверху-вниз и снизу-вверх. Делает вместе с ними, показывая на мольберте.
Сейчас вы будете учиться запоминать, сколько каких предметов и где надо положить. Лист поворачивать нельзя! Затем дает задания: вверху в ряд слева направо положить 6 красных кругов; внизу в ряд справа налево положить 6 синих кругов; положить слева в ряд в направлении сверху вниз 7 маленьких пуговиц; справа в ряд снизу вверх положить 7 больших пуговиц;
После выполнения каждого задания 2-3 детям воспитатель предлагает ответить, сколько, каких фигур и где они положили. Уточнить, что количество предметов и их число при пересчёте в разных направлениях не меняется.
Мы выполнили второе задание? (да) Сколько флажков нам нужно поставить в стакан? (один) Правильно, Глеб, сделай это.
3-я часть (физминутка)
Предлагаю не только передохнуть, но и сделать третье задание. Готовы. Вам каждому нужно взять по одному колечку и пройти на ковёр. Перед игрой условимся. Ковёр похож на наш лист бумаги, с котором мы сейчас работали. А какую геометрическую фигуру он похож? (на прямоугольник) Да и сколько у него сторон? (4) Если я стою на этой стороне ковра и смотрю на вас, где у вас правая рука? (дети показывают) Где правая сторона ковра? (дети показывают) То же со всеми сторонами.
Вы заметили, что стороны меняются, если смотреть на разные стороны? (да) Тогда играем! Бубен звучит, вы бегаете на ковре. Как только я его перестану играть в бубен – я порошу вас найти левую и правую стороны. Вам нужно будет остановится и посмотреть на меня и после этого определить где какая сторона? Правила понятны? (да) Играем! Игра повторяется 4 раза на разных сторонах ковра. Воспитатель предлагает детям с зелёными и красными встать на налево или направо, меняя ориентир.
Молодцы! Чему мы учились с помощью этой игры? (ответы детей) Мы учились определять стороны в зависимости от ориентира.
Мы выполнили третье задание? (да) Сколько флажков нам нужно поставить в стакан? (один) Правильно, Марьяна, принеси один флажок.
4-я часть (игра «Вспоминалка»)
Ребята хотите ещё подвигаться и заодно сделать четвёртое задание? (Да)
У меня есть вот такие карточки. Здесь за кругами спряталось число. Отгадайте? (воспитатель показывает карточки – дети называют число). Хорошо. Игра такая, вы теперь под бубен делаете подскоки или выполняете боковой галоп, как кому нравится. Как только я перестаю играть на бубне, я задаю вам вопрос, а вы отвечаете? Договорились?
Показывая числовую карточку, воспитатель задаёт по 2-3 вопроса в перерыве между движениями детей: продолжи прямой счёт от этого числа до 10, обратный счёт об этого числа до одного; какое получится число, если это будет больше/меньше на единицу. Последним он показывает карточку, обозначающую число пять и уточняет, какое число будет больше и меньше на один.
Мы выполнили четвёртое задание? (да) Сколько флажков нам нужно поставить в стакан? (один) Правильно, Тимофей, принеси один флажок.
5-я часть (д/и «Соседи числа 6»)
У нас в стакане 4 флажка, потому что мы выполнили 4 задания. Сколько заданий нам нужно выполнить, чтобы получилось 5? Правильно – одно. Материал для его выполнения на столах, лучше его сделать за ними.
Воспитатель показывает домик с тремя окошками, в середине цифра 6, остальные пустые.
Ребята, вот беда, на почте не знают номеров домов, в которых живут соседи числа 6. Поможем их определить? (да) У вас есть «домик с квартирками для чисел», положите его перед собой. Что мы знаем? Что в середине домика живёт число 6. Сколько предметов нужно, чтобы получить это число? (6) Положите столько фасолинок в это окошко. Какой цифрой мы обозначим это число? (6) Это и есть номер квартирки для этого числа. Положите его сверху квартирки.
Чтобы получить число меньше на один, чем число шесть, что нужно сделать? (убрать один предмет) Какое число получим? (5) Сколько фасолинок нужно выложить в квартирку числа 5? (5, дети выкладывают) Какой цифрой мы обозначим это число? (6) Это и есть номер квартирки для этого числа. Положите его сверху квартирки.
Чтобы получить число больше на один, чем число шесть, что нужно сделать? (добавить один предмет) Какое число получим? (7) Сколько фасолинок нужно выложить в квартирку числа 7? (7, дети выкладывают) Какой цифрой мы обозначим это число? (7) Это и есть номер квартирки для этого числа. Положите его сверху квартирки.
Что у нас получилось? Мы узнали какие числа живут слева и справа от числа 6? Кто живёт слева? (5) То, что живёт слева – меньше, чем число шесть. На сколько? (на один). Кто живёт справа? (7) То, что живёт справа – больше, чем число шесть. На сколько? (на один).
Помогли мы почте с адресом? Молодцы! Мы выполнили пятое задание? (да) Сколько флажков нам нужно поставить в стакан? (один) Правильно, Ваня, принеси один флажок.
Теперь предлагаю пересчитать флажки и, если их точно пять, получить сюрприз. Лучше нам пройти для этого на ковёр.
Мы выполнили первое задание, сколько флажков получили? (один) Чему мы научились на нём? (ответы детей). Потом мы выполнили второе задание – сколько флажков стало7 (два) Чему мы научились на нём? И т.д до 5 задания.
Теперь получайте сюрприз. Воспитатель выносит новую игру для группы. Надо научиться в неё играть, но прежде уберём за собой после занятия и после поиграем в новую игру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ФЭМП с цветными палочками Кюизенера (средняя, старшая группа) Тема: «Построим зверятам домики»
Конспект занятия по ФЭМП с цветными палочками Кюизенера (средняя, старшая группа)Тема: «Построим зверятам домики»...
Конспект НОД по ФЭМП "Экскурсия в музей математики" для старшей группы. Составила воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида №14. г.Крымска Аурсалиди Е.Н.
Конспект по ФЭМП "Экскурсия в музей математики" закрепление знаний детей в старшей группе....
Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие»; программа «Как хорошо уметь читать» в старшей группе.
Раздел «Обучение грамоте».«Путешествие в страну Фонетики» Педагог дополнительного образования: Мельниченко Е.В....
Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие»; программа «Как хорошо уметь читать» в старшей группе.
Раздел «Обучение грамоте».«Путешествие в страну Фонетики» Педагог дополнительного образования: Мельниченко Е.В....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/09/picture-590136-1423502719.jpg)
Презентация по ФЭМП " Как хорошо уметь считать!"
Презентация по ФЭМП " Как хорошо уметь считать!"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/20/picture-94701-1463693952.jpg)
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Как хорошо уметь считать» для детей подготовительной группы (6 - 7 лет).
Цель: дать оценку сформированности навыков пересчёта у детей в пределах 10, соотнесение цифры и количества изображённых фигур, понятия «больше, меньше», сформированности произвольной...