статья" Дары Фребеля"
консультация по математике
Данный материал поможет педагогам использовать в работе с детьми игровое пособие " Дары Фребеля". Понять значимость данного пособия для развития логического мышлениея, внимания и развитию усидчивости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhumabaeva_g.v._dary_flebelya-_soobshchenie.docx | 20.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование игрового набора «Дары Фребеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО
Жумабаева Галина Викторовна, воспитатель
МДОУ «Детский сад №55» ЭМР Саратовской области
Впервые пособия стали использоваться в Германии в середине ХIХв. в первых в мире детских садах, созданных Фридрихом Фрёбелем. Фребель - не просто создал первый в мире детский сад, но и разработал основы методики обучения детей в нем. И ведущее место в своей системе он отдал игре и специально созданной обучающей (дидактической) игре и игрушке. Это были первые в мире обучающие игры и игрушки для детей.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования также утверждены основные принципы педагогики Фрёбеля, реализация которых способствует полноценному развитию и проживанию ребенком периода дошкольного детства. Игровой набор позволяет осуществлять интеграцию одной образовательной области в другие и является составной частью развивающей предметно-пространственной образовательной среды.
Игровой набор «Дары Фрёбеля» - это последовательная система развития, состоящая из 14 модулей и комплекта методических рекомендаций по использованию игрового набора в количестве 6 штук.
Первый дар Фрёбеля – мягкие мячики для экспериментальной деятельности детей раннего возраста. Мячи основных цветов помогают познавать окружающий мир и знакомить с пространственными отношениями через ощущения и восприятие.
Второй дар – позволяет показать свойства предметов (цвет, мягкость – твердость и геометрические формы). В него входят: деревянный шар - катается (символ активности). Куб – символ покоя. Цилиндр совмещает в себе куб и шар, имеет несколько проекций. Для экспериментирования есть перекладина, где можно подвесить, покачать и покрутить – знакомство с геометрией.
Третий дар – восемь одинаковых частей куба с разными проекциями (куба, квадрата).
Четвертый дар – части куба в виде кирпичиков. Из них можно составить целый куб и его половину, показывая отношения часть - целое.
В нескольких дарах деревянные цветные фигуры: окружности, дуги и полудуги используются для плоскостного и пространственного конструирования.
Дары 1J и 2J содержат шнуровку с бусинами и цветную мозаику для развития моторики. Нанизывание бус разной формы используются для развития ритма с разной последовательностью. Бусины используют в постановке сказок с разными героями.
Цветные плоскостные геометрические фигуры из шестого дара используют в составлении разных рисунков, выкладывая сказки, загадки. (Выложить героя, например, лягушку, зайца из фигур).
Восьмой дар содержит цветные палочки разной длины, а девятый разноцветные окружности и ее разные части. Эти пособия используют для выкладывания разных предметов, при составлении композиции в дымковской росписи, для формирования пространственных отношений.
Дар 5Р имеет кольца, состоящие из частей, и кубики с цифрами, которые можно нанизывать на перекладину.
Десятое пособие, демонстрирует принцип Фрёбеля «от объемных форм к плоскостным фигурам, затем к палочкам (показывающих их стороны), и заканчивая точками». Этими разноцветными точками выкладывается рисунок, например, внутри раскраски.
Ценность «Даров Фрёбеля» в многофункциональном использовании, в экологически чистом материале. С помощью этого пособия, возможно, обеспечить полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
Таким образом, работа с данным комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей. Дети знакомятся с геометрическими формами, получают представление о целом и его частях, что дает возможность делать самые разнообразные постройки в строительных играх детей. Шаг за шагом ребенок идет от объемных тел к поверхностям, от поверхностей к линиям, от линий к точкам. Постепенно от объектов реального мира, ребенок переходит к абстракциям и погружается в мир науки через игры Фребеля.
Примеры использования пособия для формирования пространственной ориентации у детей старшего дошкольного возраста.
I этап: «Ориентация на теле». Для усвоения и закрепления понятий «вправо, влево, вверх, вниз» я использую с детьми мягкие мячи из набора № 1. В игровой форме, сидя на ковре, наш мячик путешествует по телу: «правая рука, левая нога и т.д.». Это может быть мышка, которая прячется под ковром, с той стороны, которую шепнет на ухо ведущий или ребенок, пряча, шепчет сам ведущему, но соответствующей рукой.
Дети собирают поочередно правой и левой рукой сокровища разного цвета и по команде ведущего должны как можно больше выловить из контейнера (поднять с ковра кольца из набора №9).
II этап: «Ориентация по отношению к другим предметам».
Дети держат мяч в руках, ветер подул – наклонился вправо, влево, впереди, сзади, вверху, внизу. Дети встают парами. Один из них на вытянутых руках держит мяч за кончик, а другой встает от мяча справа или слева, впереди или сзади.
Игра «Карусель». Шарики собираются взрослым в пучок одной рукой, каждый ребенок берется за кончик мяча. Карусель вращается в левую сторону или в правую.Выкладывают из палочек или из точек дорожку для машины с поворотом влево или на право, вверх или вниз. Машина едет по инструкции ведущего (взрослый потом ребенок).
Ребята выкладывают точками, кольцами, полуокружностями на деревянном поле стороны одного цвета (вверх – красным, вправую - зеленым). Бабочка летит, собирая пыльцу с цветов.
Выкладывают узор из палочек или точек (один шаг право, два вниз). Проверяют, если путешественник (игрушка) завершила правильно путь.
III этапе «Ориентация на листе, на игровом поле». Предлагаю детям задание нарисовать картину из дуг, колец, точек, выкладывая мелкие детали вправо или влево, вверх или вниз, например, клюв у петушка, голову у цыпленка.
Разделить деревянное игровое поле на 4, 6, 9 частей и рисовать, выкладывая в верхнем правом углу флажок, в нижнем левом бабочку и т. д.
Из «Чудесного мешочка» достать предмет какой-либо формы правой рукой и назвать его, левой рукой найти такой же. Дальше выложить справой стороны от себя или слевой.
Игра «Королевство кривых зеркал». Выложить из кирпичиков, кубиков, дуг, точек узор до зеркала, а за зеркалом сосед должен построить такой же в зеркальном отражении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дары Фребеля
Дары Фребеля (презентация)...
ВВЕДЕНИЕ В ПЕДПРОЦЕСС ГРУППЫ РАННЕГО ВОЗРАСТА РАЗВИВАЮЩИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ С МЯЧОМ (ПЕРВЫЙ ДАР ФРЕБЕЛЯ)
Данный материал содержит конспекты развивающих игр и упражнений с мячом, для детей раннего возраста - (ПЕРВЫЙ ДАР ФРЕБЕЛЯ)...
Особенности систем сенсорного воспитания в зарубежной педагогике (Ф.Фребель, М.Монтессори)
Статья посвящена двум основным направлениям в зарубежной сенсорике - Монтессори и Фребель....
Презентация "Дары Фребеля"
В этой презентации я дала краткое описание биографии немецкого педагога 19 века Фридриха Фребеля и рассказала о его "Дарах" детям. Фридрих Фребель изобрёл систему раннего развития ребёнка ...
Использование « дары Фребеля» на занятиях с логопедом
Использование « дары Фребеля» на занятиях с логопедомРазрабатывая каждое занятие я учитываю то, что бы ребёнку было интересно и не скучно. В этом мне помогают наборы «дары Фреб...
Самоанализ ООД по речевому развитию с использованием Даров Фребеля «Путешествие в волшебную страну Даров Фребеля»
Самоанализ ООД по речевому развитию с использованием Даров Фребеля «Путешествие в волшебную страну Даров Фребеля»...