Методика формирования элементарных математических представлений в средней группе
статья по математике (средняя группа)

Существует специальная методика формирования элементарных математических представлений, с помощью которой у  ребенка развиваются навыки логического мышления.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика формирования элементарных математических представлений в средней группе

Особенности психолого-педагогических исследований диагностики, неоднократно проводимые в государственных дошкольных учреждениях, подтверждают возможность формирования в 4-7-летнем возрасте основ математического мышления. Существует специальная методика формирования элементарных математических представлений, с помощью которой у  ребенка развиваются навыки логического мышления.  Информация, которая в огромном объеме обрушивается на ребенка, предполагает поиск ответов с применением логических навыков. Разнообразные ролевые игры учат ребенка воспринимать объекты, сопоставлять и обобщать наблюдаемые явления, понимать простейшие взаимосвязи между ними. В качестве основного источника познания  выступает интеллектуальный и чувственный опыт. Ведущая роль в формировании мышления принадлежит педагогу, т.к. ребенку еще сложно самостоятельно правильно выстроить логические цепочки. Занятие по ФЭМП в средней группе направлено на развитие детей, подготовку к обучению в школе. От педагога требуется применения основ развивающего обучения, использования в работе инновационных приемов и способов развития основ математического мышления.

Впервые вопрос о методах и содержании дошкольного обучения арифметике рассматривался в 17-18 веках зарубежными и отечественными педагогами и психологами. В своих образовательных системах, рассчитанных на 4-6-летних детей, К. Д. Ушинский, И. Г. Песталоцци, Я. А. Каменский указывали важность формирования четкого представления о пространстве, мерах измерения разных величин, размерах предметов, предлагали алгоритм действий. Дети, учитывая особенности физического и психического развития, проявляют нестабильный интерес к таким математическим понятиям, как: время, форма, количество, пространство. Им тяжело связать данные категории между собой, упорядочить и применять полученные знания в конкретных жизненных ситуациях. По разработанным для детских садов новым федеральным образовательным стандартам, ФЭМП в средней группе является обязательным элементом. Есть четкие требования к формированию познавательного интереса.

В современной педагогике обучение детей основам такой сложной науки, как математика, занимает важное место. Занятие по ФЭМП в средней группе направлено на развитие простейших суждений, развитие грамматически правильных оборотов речи. Математическая подготовка будущих школьников, предусмотренная программой, помимо обучения  навыкам счета, развивает представления о числе и количестве первого десятка. Предполагается деление предметов на одинаковые части, измерения объектов с помощью условных мерок, определение объема сыпучих и жидких тел.  При выполнении заданий развивается  глазомер,  формируется понимание пространственных взаимодействий, ребенок получает представление о разнообразных геометрических фигурах.

Во время занятий по математике педагог реализует не только основные образовательные задачи, но и реализует воспитательные функции:  правила поведения, организованность, прилежность. Закрепление логических навыков осуществляется во время лепки, рисования. Конструирование деталей из бумаги (оригами) способствует закреплению знаний о геометрических фигурах, размере, количестве предметов. Аппликации помогают развивать пространственные представления. Физкультурные и музыкальные занятия включают элементы игры. Математика незаменима во время зарядки, выполнения упражнений. Подвижные игры воспитатель использует для закрепления первоначальных математических понятий, изученных на занятиях. Знания, которые педагог передает ребенку, от занятия к занятию усложняются, с учетом  уровня развития детей. Для повторения применяют специальные ролевые игры. Математика становится у дошкольников любимым предметом, они с радостью выполняют задания педагога, ищут сходство и различия в предметах, сосредотачивают внимание на мелких деталях, чтобы найти ответ на поставленный наставником  вопрос.

На занятиях используются педагогические приемы: наглядность, игровые технологии: словесные беседы, подвижные игры, фронтальные опросы. В зависимости от образовательных задач, индивидуальных и возрастных особенностей детей, есть определенные правила, которым должны в полной мере соответствовать наглядные математические материалы: разнообразие по размерам, цвету, форме; возможность применения в ролевых играх; динамичность, прочность, устойчивость; эстетичные внешние характеристики; Е. В. Сербина в своей книге предлагает «педагогические заповеди», которые применяет в работе педагог дошкольного учреждения

Каждый ребенок развивается по разному, важно направить его, а не пытаться ускорить желаемый результат. «Поощрение – лучший путь к успеху». Педагог должен найти такие моменты, за которые можно поощрить ребенка. Ситуация успеха, создаваемая у каждого воспитанника, способствует скорейшему развитию логических навыков, повышению интереса к математике. Дошкольный возраст не подразумевает порицаний со стороны педагога и использования отрицательных отметок,. Нельзя сравнивать достижения одного ребенка с результатами другого, допускается лишь анализ индивидуального роста дошкольника. Необходимо использовать в работе те методы и приемы, которые вызывают у детей неподдельный интерес. Занятия «по принуждению» не принесут пользы, напротив, они приведут к формированию негативного отношения к математике, вычислительным навыкам. В программе дошкольного математического образования предполагается изучение следующих разделов: величина, количество, геометрические фигуры, ориентация в пространстве во времени. В четыре года ребята осваивают навыки счета, используют числа, проводят устно простейшие вычислительные операции. В данный период можно проводить игры с кубиками разных размеров, цветов, формы. Во время игры развиваются: оперирование свойствами, числами, объектами, выявление простейших изменений в форме, размерах; сравнение, обобщение групп предметов, соотнесение, вычленение закономерностей; самостоятельность, выдвижение гипотезы, поиск плана действий. Будущим первоклассникам должны быть известны формы предметов, структурные части различных геометрических фигур, размеры тел. Для того чтобы сравнить два геометрических объекта, ребенок использует речевые и познавательные умения и навыки. Исследовательский и проектный методы помогают развитию любознательности. На первом месте находится не содержание проводимых занятий, а формирование личности будущего школьника. При разработке математических мероприятий необходимо подбирать такие формы и приемы работы, которые бы способствовали всестороннему развитию дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе (4-5) лет на тему "Путешествие на воздушном шаре в страну Геометрических фигур"пр

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе (4-5 лет) на тему:  «Путешествие на воздушном шаре в страну Геометрических фигур».Цель: Создать...

Конспект интегрированного занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе "Математические звёздочки"

На занятии дети делятся на две команды с помощью "математических" медалей и занимаются математикой, играя в различные игры. Занятие заканчивается аппликацией....

Родительское собрание в средней группе по теме «Формирование элементарных математических представлений в средней группе»

На родительском собрании я знакомлю родителей с программой по ФЭМП, соответствующей возрасту детей. Сообщаю, что должен знать каждый ребёнок к концу учебного года. Родители должны знать, что на заняти...

Конспект математической игры «Квест» по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Ягодка»

Образовательная область: Познанавательное развитие Разделы: ФЭМПТема: «5 ключей»...

Сценарий родительского собрания в средней группе по теме «Формирование элементарных математических представлений в средней группе»

повышение педагогической компетентности родителей в вопросах развития математических представлений дошкольников...

Родительское собрание в средней группе по теме «Формирование элементарных математических представлений в средней группе»

На родительском собрании я знакомлю родителей с программой по ФЭМП, соответствующей возрасту детей. Сообщаю, что должен знать каждый ребёнок к концу учебного года. Родители должны знать, что на заняти...