Семинар-практикум для педагогов «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста»
методическая разработка по математике

Пинчукова Алеся Васильевна

Семинар-практикум для педагогов

«Развитие сенсорных способностей

у детей   младшего дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar2.docx21.94 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов

«Развитие сенсорных способностей

у детей   младшего дошкольного возраста»

Цель: повышать уровень компетентности педагогов ДОУ в вопросе реализации сенсорного воспитания.

Задачи: ознакомить воспитателей с сенсорными эталонами, дидактическими играми, способствующими сенсорному развитию детей, направленных на последовательное развитие у детей восприятия цвета, формы, величины предметов, положений в пространстве, активизировать педагогический опыт воспитателей по теме семинара;

Оборудование: крышки от пластиковых бутылок, камушки разной формы, фасоль, горох, крупы – гречневая, рисовая, сентипон, поролон, клубки ниток, шишки, клей, пластилин и разноцветная посуда, мультимедийная презентация, выставка методической литературы, и др.

Ход мероприятия:

1 часть

Уважаемые, коллеги! Хочу поделиться с Вами своим опытом работы по теме «Развитие сенсорных способностей у дошкольников»

Слайд 1

Задача детского сада – обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастных характеристик на этапе завершения дошкольного образования, подготовить их к обучению в школе.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, построении рисунка, неточности в изготовлении поделок.

При этом нужно понимать, что развивать сенсорику следует в соответствии с возрастом ребенка.

Слайд 2

Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире.

Слайд 3

Сенсо́рика (от лат. sensus, «восприятие») — категория, описывающая непосредственное восприятие ощущений, внешних воздействий. В физиологии сенсорика — функция нервной системы, заключающаяся в восприятии внешних раздражителей.

Сенсорное развитие ребенка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Ощущения дают нам представление о разнообразных свойствах окружающей среды и помогают формировать целостные образы предметов.

Слайд 4

Выдающие зарубежные учёные в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декорли), а также известные представители отечественной дошкольной психологии и педагогики (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и другие) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Слайд 5

В процессе сенсорного воспитания формируются представления:

  • о цвете
  • о форме
  • о величине
  • о признаках и свойствах различных предметов

Слайд 6.

Сенсорное воспитание направлено на развитие

  • зрительного
  • слухового
  • тактильного
  • кинетического
  • кинестетического и других видов ощущений и восприятий

Так, зрительное восприятие предполагает различение объектов окружающего мира по цвету, форме, размеру.

Кожное восприятие включает в себя:

•        тактильные ощущения (различение предметов по фактуре – гладкое/шершавое, твердое/мягкое),

•        осязательные ощущения (определение формы предмета на ощупь – плоское/объемное),

•        температурные ощущения,

•        барические ощущения (вес, тяжесть).

Психологи доказали, что сенсорное, сенсомоторное развитие составляет фундамент умственного развития, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе.

Для самых маленьких деток основными способами знакомства с окружающими предметами становятся осязание и вкус. Именно поэтому груднички так и норовят все схватить и потянуть в рот. Препятствовать этому не стоит: помните, что таким образом происходит развитие. А вот оградить ребенка от опасных предметов – ваша первоочередная задача.

- Знаете ли вы, представления о каких цветах, формах, величинах должны накапливать дети третьего года жизни?

В возрасте трех лет малыша необходимо знакомить:

•        с основными цветами спектра.

•        с понятием величины (на уровне большой-маленький, длинный-короткий и т.д.).

•        с понятием формы (круг и шар, квадрат и куб).

•        с представлением количества (много-мало).

К четырем годам ребенок, как правило, уже свободно говорит о цвете и геометрической форме предметов, может сравнить их по величине. Сейчас – самое время научить его различать объекты по свойствам и группировать их – по форме, цвету, величине, называть предметы и понимать, когда о них говорят взрослые.

Начиная с четвертого года жизни, у детей формируют сенсорные эталоны

- Вы знаете, что такое «сенсорные эталоны»?

Слайд 7

Сенсорные эталоны — это устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами.  «Сенсорные эталоны» представляют собой общепринятые образцы внешних свойств предметов. Сенсорными эталонами мы, взрослые, владеем, совершенно о них не задумываясь.  Ребенок оперирует ими с той же легкостью лишь к пяти годам.  

Сенсорные эталоны:

- Эталоны цвета -   семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности.

- Эталоны формы — геометрические фигуры; величины — метрическая система мер.

- Слуховые эталоны — это звуковысотные отношения, музыкальные ноты, фонемы родного языка.

- Вкусы мы делим на сладкий, соленый, горький и кислый.

- Запахи — на тяжелые и легкие, сладкие, горькие, свежие и т.д.

Оказание помощи детям в освоении сенсорных эталонов – это главная задача взрослых, и педагогов, и родителей. Ведь чтобы различие оказалось зафиксированным в сознании ребенка, его необходимо назвать, подчеркнуть и неоднократно напоминать о нем.

Слайд 8 Именно поэтому я решила взять тему для самообразования по сенсорному воспитанию, так как именно дошкольный возраст является сензитивным для усвоения сенсорных эталонов

Слайд 9

Цель: Создание оптимальных условий для сенсорного развития детей, через различные виды деятельности.

 Задачи:

1.Формировать у детей представление о сенсорных эталонах.

2.Развивать чувственные ощущения детей в процессе продуктивной деятельности.

3.  Воспитание положительных эмоций, связанных в восприятии явлений окружающего мира

Слайд 10  

Для этого необходимо:

Создание в группе развивающей среды для успешного сенсорного развития детей.

Слайд 11 Реализация в различных видах деятельности

Слайд 12 Дети с большим удовольствием играя знакомятся с цветом, величиной, формой предметов (для этого использую сенсорное дерево, центр песка и т.д.)

Слайд 13

Слайд 14 «Игры на изучения цвета)

Слайд 15 Хочу предложить Вам, ещё один способ знакомства детей с цветами используя ИКТ (слайды 16 -19)

Слайд 20-22  

Интересные задания можно придумать для детей используя сухой бассейн, сенсорные игрушки, шнуровки, рамки-вкладыши.

Слайд 23-25  

Предлагаю вам Перспективное планирование.

Слайд 26  

Большое значение в сенсорном развитии детей имеет совместная работа педагога и родителей.  Для ознакомления родителей с задачами по сенсорному развитию проводятся родительские собрания, беседы, консультации.

Слайд 27 Использованная литература:

«Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста» (методическое пособие); «Раннее детство познавательное развитие» Павлова Л. Н.; «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Янушко Е. А.; «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет» Маханева М. Д.; «Занятия по сенсорному развитию» Пилюгина Э. Г.

2 часть

А сейчас давайте, превратимся в наших детей и попробуем поиграть. Готовы?

Для этого нам нужно разделиться на 2 команды.

(участники делятся на 2 команды)

Ведущий: и так команды у нас есть.

Теперь каждая команда должна придумать своей команде названия и учётом сенсорного развития.

Игра 1. «Разноцветные флажки»

- веселая, подвижная игра-разминка для детей от двух лет, направленная на развитие внимания и реакции детей. Так же позволяет закрепить знание цвета.

Описание игры

Для игры нужно взять несколько разноцветных флажков

. Когда ведущий поднимает красный флажок –вы должны- подпрыгнуть;

 зеленый – хлопнуть в ладоши;

синий – шагать на месте, желтый – взяться за руки и т.п.

Игра 2. «Золушка»

Мне потребуется по одному человеку от команды (завязываю глаза)

Перед вами лежат перемешанные семена гороха и фасоли, вы должны за минуту их рассортировать. Кто больше разложит, та команда и победила.

Игра 3 «Чудесный мешочек»

Для игры понадобится тканевой мешочек из плотной непрозрачной ткани, в который помещаются разные по форме и фактуре предметы. Предлагаю определить на ощупь каждый предмет, не заглядывая в мешочек. За каждый правильный ответ –команде 1 балл.

Игра 4. «Помоги птичкам»

Для игры 4 птицы разного цвета, надо разложить яйца каждое к своей наседке.

Развитие сенсорики у дошкольников заключается в тренировке навыков обследования и анализа предметов, точного различения речевых звуков, восприятия начертания букв. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребенка в школе. Сенсорному развитию ребенка необходимо уделять внимание на протяжении всего дошкольного детства. Однажды выученные названия цветов, освоенные понятия геометрических форм без постоянной тренировки и повторения забываются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Игры и упражнения для развития сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста»

«Игры и упражнения для развития сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста»  Задача детского сада – обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастных ха...

МБДОУ детский сад №4 «Солнышко» п. Пограничный Отчёт по самообразованию на тему: «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста». Воспитатель: Яфанкина Т.А. ( с 2013-2015 учебный период)

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и ...

Консультация для родителей первой младшей группы на тему: «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»

Консультация для родителей первой младшей группы на тему: «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»Сенсорное развитие происходи...

Семинар-практикум для воспитателей По опыту работы: «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста»ффффф

Цель: повышать уровень компетентности педагогов ДОУ в вопросе реализации  сенсорного воспитания.Задачи: ознакомить воспитателей с сенсорными эталонами, дидактическими играми, способству...

«Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредствам сенсорной коробки»

Универсальной вещью для тактильных игр является сенсорная  коробка.По сути, это просто емкость с наполнителем, главное назначение которой - дать ребенку возможность потрогать, пересыпать, пе...

Консультация для родителей первой младшей группы на тему: «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»

Сенсорное воспитание -  это развитие восприятия ребенком, и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так ...