Консультация по математике
консультация по математике
Предварительный просмотр:
Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Практика показывает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением научно выверенных методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться в школе. А чем более подготовленным придёт ребёнок в школу – имеется в виду даже не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности, зрелость ума, тем успешнее, а значит, счастливее будет для него начало этого очень важного для каждого человека периода – школьного детства.
Освоение математического содержания предлагает овладение многочисленными практическими и логическими действиями. В результате чего, дети знакомятся со средствами (эталоны формы, цвета, мерка), представлениями (образы предметов, их связи, модели, речь) и способами познания (уравнивание, сравнение). Всё это реализуется во всех направлениях учебно-воспитательного процесса через разные дидактические средства: учебные пособия, дидактические, развивающие, сюжетные игры, учебно-познавательные книги, рабочие тетради и т.д.
Важное место в обучении дошкольников отводится использованию дидактических игр и упражнений. Игра для ребёнка – способ познания окружающего. Играя, он изучает цвет, форму, свойства предметов. С помощью игр уточняются и закрепляются представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, временные и пространственные ориентировки. Игры способствуют развитию любознательности, наблюдательности, сообразительности, внимания, памяти, мышления, речи, стимулируют детскую активность. В них совершенствуется понимание отношений и причинно-следственных взаимосвязей между предметами и явлениями. В дидактической игре дети обучаются умственным действиям: анализу, синтезу, сравнению, обобщению, классификации. Игра становится средством воспитания партнёрских отношений. Дети привыкают действовать по очереди, руководствоваться правилами, считаться с желаниями всех участников, проявлять инициативу, быстроту реакции. В игре ребёнок учится быть справедливым, чутким, доброжелательным, внимательным и требовательным одновременно, помогать другому преодолеть трудности, достойно переживать временные неудачи и поражения, радоваться успехам своих товарищей и своим собственным.
Усвоение математических представлений с помощью дидактических игр будет результативным только при максимальном участии каждого ребёнка в учебно-игровой деятельности.
Преодолеть возникающий формализм в использовании дидактических игр возможно несколькими способами.
Способ первый: использование разнообразного наглядного материала, на основе которого проводится игра. Богатство видов и форм раздаточного счётного, измерительного, геометрического материала оживляет задачу, побуждает играющего к её выполнению.
Способ второй: введение новых вариантов заданий, материалов, условий игры. Нарастание трудоёмкости игры, усложнение её.
Способ третий: работа детей с индивидуальными карточками. В этом случае, выполняя общую игровую задачу одновременно с другими детьми (отсчитать столько же игрушек, сколько предметов на карточке), ребёнок выполняет индивидуальное задание, так как исходное условие (количество предметов на его карточке) у каждого участника игры будет персональным.
Способ четвёртый: организация игрового общения детей в форме игры в парах. При этом возникает больше возможностей для взаимообучения, которое становится естественным и непринуждённым. Один ребёнок принимает роль ведущего. Тогда он даёт задание, контролирует его выполнение, оценивает правильный ответ. В соответствии с принятой договорённостью дети меняются ролями.
Способ пятый: организация игрового общения детей в малых группах по три-четыре человека. Объединять детей в одну игровую команду может сам результата выполненного задания. Например, найти игрока с такими же по цвету полосками, найти «домик» с заданными свойствами (с четырьмя углами). Тогда дети непроизвольно оказываются партнёрами и продолжают дальше совместные игровые действия.
Способ шестой: организация игры со всей группой детей одновременно. При этом и ответ на вопрос, заданный ведущим, озвучивают не одни и те же наиболее активные дети, как это нередко бывает, а все дети в порядке игровой очерёдности или по установленным правилам. В случае неготовности отвечающего его поддерживает вся группа, произнося ответ хором.
Способ седьмой: поддержание оживлённого (посильного для дошкольников) темпа игры, способствующего активизации действий детей. Во время игры бывают неуместны развёрнутые ответы, долгие раздумья или обстоятельные объяснения, необоснованные паузы.
Способ восьмой: создание у детей радостного настроения во время игры. Улыбки, жесты, аплодисменты, совместные переживания создают эмоциональную атмосферу, которая поддерживает интерес детей к обучению.
Успех математического развития дошкольников во многом зависит от организации учебного процесса. И здесь важно иметь в виду, что обучение математике следует осуществлять как на занятиях, так и в режиме дня.
Процесс познания форм, величин, количественных отношений детьми группы осуществляется в основном в естественной повседневной обстановке, в специально организуемых познавательных играх, игровых ситуациях.
Чтобы игра в ДОУ была ведущим видом деятельности не только теоретически, но и практически, надо использовать необычные режимные моменты.
Игры-занятия в работе с детьми особое место отводится играм–занятиям по сюжетам знакомых сказок, так называемый математический театр. Такие занятия помогают избежать умственных и психических перегрузок, создает свободу выбора и возможности высказаться каждому ребенку. А постоянно подкрепляемая игровая мотивация изменяет отношение к математическому содержанию задач.
Игры-занятия могут быть интегрированными. Они требуют серьезной подготовки: анализа программных задач соответствующих разделов программы, работы с методической литературой, подготовки оборудования. Как показывает практика, такие занятия надо проводить на обобщающем этапе обучения по отдельным разделам программы.
Одевание (раздевание) на (с) прогулку: дети выясняют, какая туфелька больше, прикладывая подошвы друг к другу; определяют, много ли ребят пришло в куртках, в пальто и т.п. (классификация); сравнить шарфы, определить, у кого шарф длиннее, а кого короче; обращают внимание на количество пуговиц и петель, длину пальто, форму платка; уточняют понятие пара: пара сапог, пара варежек, пара детей, что пара – это два, двое; определяют, много ли ребят пришло в куртках, в пальто и т. п. (классификация); сравнить шарфы, определить, у кого шарф длиннее.
Прогулки – богатейший источник для расширения математического кругозора детей. Во время прогулок можно обратить внимание на количество, величину, форму, пространственное расположение объектов (сосчитай, сколько проехало машин, сравни по высоте дерево и дом, по величине голубя и воробья, сколько этажей в доме напротив….). Организовать наблюдения за изменениями происходящими в разное время года, обращать внимание на длительность дня.
Особо следует обратить внимание на постановку проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций. Сколько шагов от скамейки до дерева? Почему получилось разное количество шагов? На глазах детей в очередной раз происходит важное открытие: количество шагов зависит от их размера.
Собирая осенние листья, выбрать красные, желтые, зеленые, коричневые; выложить из них шарфики для осени (длинные и короткие); во влажном песке аккуратно сделать отпечаток подошвы обуви ребенка и воспитателя, сравнить их по форме и по размеру; постоянно упражнять в счете: считать ведра, формочки, лопатки, листья, тропинки, кусты, цветы, насекомых, птиц, животных; наблюдая за транспортом обговаривать геометрическую форму, цвет, направление и скорость движения.
Воспитатель должен создавать условия, в которых бы дети осознавали необходимость применить математические знания и самостоятельно решить задачу.
Хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд являются теми видами деятельности, где эффективно можно применить математические знания. Дети расчищают снег, делают узкую и широкую дорожки.
При сервировке стола, подготовке к занятиям создаются ситуации, заставляющие ребенка прибегать к проверке множеств путем их сравнения. Чего больше ложек или вилок, столов или стульев, детей или приборов? В подобных ситуациях знания детьми усваиваются не формально, а осознанно.
Работа в уголке природы тоже дает богатый материал для закрепления знаний о числе, счете, величине и способах ее измерения. Дети подсчитывают количество вновь распустившихся листьев, цветов. На глазах ребенка постоянно возникают задачи с арифметическим содержанием: «Вчера на ветке распустилось 3 листочка, сегодня еще1 сколько всего. ?
Постепенно сам ребенок начинает находить в окружающей обстановке объекты для счета, измерения, сравнения.
Дидактические игры с математическим содержанием. Их система выстроена с учетом усложнения программных задач по ФЭМП, Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:
1. Игры с цифрами и числами («Убираем цифры», «Какой цифры не стало?» и т. д.)
2. Игры путешествия во времени. («Круглый год», «12 месяцев» и т. д).
3. Игры на ориентирование в пространстве («Найди игрушку», «Художник», «Разведчик»)
4. Игры с геометрическими фигурами («Геометрическое лото», «Найди фигуру»)
5. Игры на логическое мышление («Ассоциация», «Дорисуй фигуру»)
Сюжетно – ролевые игры. Также надо играть с детьми в сюжетно-ролевые игры. Например, количественный состав числа из единиц осваивается в игре «Почта». Сортировщики и почтальоны раскладывают корреспонденцию по адресам, в соответствии с названными числами. В игре происходит различение порядкового и количественного счета, сравнение рядом стоящих чисел, тем самым происходит закрепление полученных на занятиях знаний.
Игра «Зоопарк», где дети практически используют порядковые и количественные числительные, предшествует подготовительная работа: ознакомление с трудом взрослых, работающих в зоопарке; чтение рассказов Е. Чарушина, Б. Жидкова, С. Маршака о растительном и животном мире, о труде человека в зоопарке; рассматривается альбом «В мире животных». На доступных примерах детям раскрывается сложность работы по уходу за животными и их доставке в зоопарк: здесь необходимы смелость, находчивость, большие знания. Наряду с этим ребята узнают, что люди, работающие в зоопарке должны хорошо уметь считать: сколько всего зверей в зоопарке? Сколько животных одного вида? Сколько особей находится в одной клетке?
Игра «Магазин», в которую дети играют с удовольствием. Имеется кассовый аппарат, наборы монет.
Занимательные математические вопросы способствуют развитию у детей смекалки и находчивости, учат детей анализировать, выделять главное, сравнивать.
После сна: убирая массажные коврики, определить количество, цвет, форму; расчесывая девочек, спросить, у кого волосы длинные, у кого – короткие (у кого самые длинные), сравнить цвет, длину ленточек.
Прием пищи: попросить детей разложить ложки, перед этим они должны определить количество детей, сидящих за столом; напоминать детям, что тарелка стоит на столе, хлеб лежит на тарелке, суп налит в тарелку, ложка должна быть в правой руке, а хлеб – в левой и т.п.
Математические развлечения позволяют педагогу расширить и углубить знания старших дошкольников, активизировать их мыслительную деятельность, воспитывать интерес к математике. Это могут быть конкурсы, викторины, игры-путешествия, олимпиады.
Красочно иллюстрированные и музыкально оформленные соревнования доставляют им эстетическую радость, радость победы, радость участия в совместной со сверстниками деятельности.
Всем известно, что фольклор создает эмоциональный настрой, активизирует умственную деятельность ребенка. Кроме того, загадки, пословицы, считалки дают большой эффект в обучении дошкольников владению объяснительной и доказательной речью.
Разгадывание загадок математического содержания – это увлекательная игра, вызывающая у ребенка радостное, приподнятое эмоциональное состояние. Одновременно это своеобразное умственное упражнение в выделении количества, формы, размера как общих признаков анализируемых предметов, определении простейших математических связей и зависимостей.
Еще поддерживать интерес к математическим понятиям с помощью стихотворений, сказок с математическим содержанием, пальчиковых и жестовых игр. Детям нравится это занятие, они в игре легко запоминают тексты (тренируется память), с интересом дома рассказывают родителям (обучение и развитие продолжается за стенами детского сада).
Занимательные математические вопросы способствуют развитию у детей смекалки и находчивости, учат детей анализировать, выделять главное, сравнивать.
В каждой группе должны быть:
- развивающие игры: «Сложи квадрат», «Сложи узор», «Геометрическая мозаика», «Геометрическое лото», «Геометрическое домино», «Геометрические формы», «Фигуры»
- дидактические игры;
- настольно-печатные игры;
- наборы разрезных картинок;
- матрешки, пирамидки, вкладыши;
- несколько видов мозаики;
- наборы бус и леска для нанизывания;
- коллекции значков, пуговиц, открыток, календарей;
- природные материалы;
- книги;
- игры-шнуровки (с «пришиванием», составлением узора);
- игры-лабиринты;
- игры – головоломки (геометрические конструкторы).
Таким образом, использование занимательных задач на занятиях по математике и в режиме дня дает возможность ребенку учиться с интересом и удовольствием, постигать мир математики и верить в свои силы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация по математике
На странице представлен материал ,который поможет родителям познакомить своих деток 5-6 лет с математикой . ...
Консультация «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА ДОМА»
Консультация для родителей старшей группы...
Консультация по математике "Игра, как основной вид деятельности на занятии по математике"
Эта консультация для воспитателей по программе Л.Г. Петерсон....
Консультация по математике на тему: «Роль игровых занимательных задач при обучении детей математике».
Задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры, вызывают у детей большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, переклады...
Консультация "Учим математику дома". старшая группа
Консультация для родителей "Учим математику дома" (5-6 лет) «Учиться можно только весело» Французский романист Анатоль Франс. Начинать надо с воспитания у ребенка внимания, умения сравнивать и наблюда...
Консультация по математике младшая группа
Математика - это интересно!...