Картотека дидактических игр и упражнений с палочками Кюизенера для детей младшего дошкольного возраста.
картотека по математике (младшая группа)

Каримова Эльза Насибулловна

Цветные палочки являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и мн.др. Набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_s_palochkami_kyuizenera_mladshaya_gruppa.docx104.23 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека

дидактических игр и упражнений с палочками Кюизенера

для детей младшего дошкольного возраста

Picture background


Содержание

  1. «Подарок от Незнайки»
  2. «Разноцветные палочки»
  3. «Строим дорожки»
  4. «Одень куклу»
  5. «Построим мостик»
  6. «Чудесный мешочек»
  7. «Спрячь игрушку»
  8. «Заборчик для бабушки»
  9. «Змейка»
  10. «Бусы»
  11. «Колпак для клоуна»
  12. «Ёлочка»
  13. «Сушим полотенца»
  14. «Розовая палочка»
  15. «Собачья семейка»
  16. «Разноцветные вагончики»
  17. «Геометрические фигуры для Незнайки»
  18. «Рамка для картины»

Карточка №1

«Подарок от Незнайки»

Цель: познакомить детей с палочками как с игровым

материалом. Помочь детям сориентироваться в данном материале. Обратить внимание детей на свойства палочек.

Материал и оборудование: набор цветных счетных палочек Кюизенера, Незнайка.

Ход игры

Воспитатель обращает внимание детей на Незнайку, который пришел в гости. Незнайка пришел с подарком, который находится в красивой коробке (набор цветных счетных палочек). Воспитатель предлагает детям рассмотреть подарок.

—Какие палочки? (Короткие, длинные, большие, маленькие, цветные, гладкие, легкие, прочные)

—Покажите длину любой палочки. Воспитатель следит, чтобы дети, показывая длину, проводили рукой (пальчиком) вдоль палочки от начала до конца.

—Сколько палочек? (Много)

—Одинакового цвета или разного?

  • Найди и покажи палочку такую же по цвету.
  • Отбери по одной палочке разного цвета.

Примечание: если возникли затруднения при определении цвета той или иной палочки, сначала покажите и назовите его. Затем помогите найти палочку такого же цвета, а затем – предметы такого же цвета в окружающей обстановке.

  • Найди и покажи самую короткую (длинную) палочку.
  • Выбрать две палочки и найти среди них длинную (короткую).

Примечание: При сравнении длины палочки сопровождайте действия словами: «Это длинная палочка, а эта – короткая».

Вывод: палочки в коробке отличаются по цвету и по длине.

Поблагодарить Незнайку за подарок, аккуратно складывать палочки в коробку.

Карточка №2

«Разноцветные палочки»

Цель: закрепить названия основных цветов, развивать умение группировать, классифицировать палочки по цвету; развивать речь детей, использовать слова «много», «один», «ни одного»; развивать внимание, память, мышление.

Материал и оборудование: цветные счетные палочки Кюизенера (красного, синего, желтого, белого, черного цвета), Незнайка, коробки разных цветов (по цвету палочек).

Ход игры

Воспитатель привлекает внимание детей, сообщает, что Незнайка желает с ними поиграть палочками. Дети вместе с воспитателем располагаются за столом. Воспитатель обращает внимание детей на цвет палочек:

  • Какие палочки по цвету? (Разные)
  • Покажите красную палочку (синюю, зеленую, желтую).
  • Возьмите в каждую руку по одной палочке любого цвета.
  • Назовите цвет палочки в правой руке.
  • Назовите цвет палочки в левой руке.

Воспитатель вместе с детьми проговаривает название цветов

  • Спрячьте палочки за спину.
  • Где палочки?

  • Поднимите палочки над головой.
  • Где палочки?
  • Положите палочки перед собой.
  • Где палочки?

Затем Незнайка приносит разноцветные коробочки.

— Чем отличаются коробки? (Коробки отличаются цветом)

  • Каким цветом коробки?

Предлагает детям разложить палочки в коробочки соответствующего цвета (красную палочку в коробочку красного цвета, синюю в синюю коробку и т.д.). Дети вместе с Незнайкой и воспитателем смотрят правильность выполнения задания: «Что ты положил в коробки?» (Палочки)

—Палочки в коробке одинакового цвета? (Палочки одинакового цвета)

  • Сколько палочек ты положил? (Много)

Возьмите по одной палочке из коробки. Воспитатель (по очереди обращается к детям). Сколько палочек ты взял? (Одну)

  • Сколько палочек у Незнайки? (Ни одной)

—Что надо сделать, чтобы у Незнайки стало много палочек? Дети складывают свои палочки Незнайке.

Воспитатель: Сколько палочек ты положил? (Одну)

  • Сколько палочек стало у Незнайки? (Много)
  • Сколько палочек у тебя в руках? (Ни одной)        Карточка №3

«Строим дорожки»

Цель: закрепить названия основных цветов, развивать умение группировать, классифицировать палочки по цвету; развивать речь детей (использовать в речи слова: «одинаковые», «такая же», «тоже красная» и т.д.); развивать внимание, память, мышление.

Материал и оборудование: набор цветных счетных палочек Кюизенера, домики разного цвета (можно вырезать из картона), силуэты гномиков разного цвета.

Ход игры

Воспитатель на столе или на ковре располагает разноцветные домики (белый, красный, розовый, голубой и т.д.). Появляется Незнайка и просит детей помочь гномам построить дорожки к их домам, но так, чтобы они были одинакового цвета с домиками.

Каждый ребенок выбирает домик и самостоятельно строит дорожку. После выполнения работы педагог задаёт вопросы (каждому):

— Покажи длину дорожки. Воспитатель следит, чтобы дети, показывая длину, проводили рукой (пальчиком) вдоль дорожки от начала до конца.

— Какого цвета домик? А дорожка? Домик и дорожка одинаковые по цвету? (Дорожка такого же цвета, как домик. Домик красный и дорожка тоже красная. Домик и дорожка одинакового цвета – красного)

Воспитатель предлагает детям выбрать гномика и помочь ему добраться до своего домика.


Карточка №4

«Одень куклу»

Цель: учить детей сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения («длинный», «короткий»,

«равный по длине»); закреплять названия цветов; закладывать основы усвоения обобщенного понятия «одежда»; ориентиро- ваться в пространстве.

Материал и оборудование: цветные счетные палочки Кюизенера (4 красные, 2 желтые, 2 синие), схема, Незнайка.

Ход игры

У каждого ребенка набор палочек: 4 красные, 2 желтые, 2 синие. Появляется Незнайка и просит детей помочь одеть куклу. Воспитатель и дети располагаются за столом.

  • Сколько всего палочек на подносе? (Много)
  • Сколько палочек у вас в руках? (Ни одной)
  • Назовите цвет палочек, которые лежат на подносе.

Схема лежит перед ребенком. Педагог предлагает сверху от схемы расположить все палочки красного цвета, справа – синего, слева – жёлтого.

  • Каким цветом палочки вы положили справа от схемы? (Все палочки синего цвета)
  • Каким цветом палочки сверху от схемы? (Все палочки красного цвета)
  • Каким цветом палочки слева от схемы? (Все палочки желтого цвета)
  • Сколько красных палочек? (Много)

Давайте сравним количество желтых и синих палочек. На каждую синюю палочку положим желтую. Одна синяя – одна желтая. Одна синяя – одна желтая. На каждой синей палочке лежит желтая. Что можно сказать о количестве синих и желтых палочек? (Поровну, желтых столько – сколько синих)

  • Какие красные (желтые, синие) палочки по длине? (Равные, одинаковые)

Подвести детей к мысли, что палочки одного цвета имеют одинаковую длину.

  • Каким        цветом        самая        короткая        палочка?        Каким        самая длинная?

Педагог предлагает детям одеть куклу Машу (по схеме), диктуя последовательность:

  • Из двух красных палочек сделайте кофточку, положите палочки одну под другой.
  • А теперь сделайте рукава из оставшихся красных палочек.— Из желтых и синих палочек сделайте юбку.

  • Каким цветом кофта у куклы?
  • Кукла не замерзнет в ней? Значит она какая? (Теплая)
  • Каким цветом юбка у куклы.
  • Как одним словом назвать кофту и юбку? (Одежда)

—Для чего нужна одежда?

  • Как называется одежда для кукол? (Кукольная)

Карточка №5

«Построим мостик»

Цель: формировать обобщенные представления о мостах, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику, воображение, логическое мышление.

Материал и оборудование: набор цветных счетных палочек Кюизенера; изображение длинной извилистой реки, ширина которой изменяется; игрушки (машины разного размера, животные).

Предварительная работа: дети рассматривают иллюстрации, фотографии, изображающие мосты через реки, сравнивают их по длине и ширине.

Ход игры

Воспитатель располагает игрушки по разные стороны

«реки». Предлагает детям рассмотреть реку и что есть вокруг нее. Обыгрывает ситуацию. Машины, люди, животные находятся по разные стороны реки и не могут встретиться. Появляется Незнайка и предлагает им помочь. Как им помочь? Нужно построить мосты.

Каждый ребенок (при необходимости с помощью взрослого) намечает, в каком месте реки он будет строить мост,


отмечая,        что        проемы        у        моста        будут        разные        («узкий»,

«широкий»)

  1. Дети подбирают для моста палочки соответствующей длины (важно, чтобы их длина перекрывала ширину реки). Методом проб дети находят нужный стройматериал.
  2. Можно разнообразить игру и предложить детям другой вариант, сложнее. Строят мосты по ширине палочек (для этого палочки одинакового цвета и длины прикладывают друг к другу «столбиком», пока не соединят берега).
  • Покажи широкий мост.
  • Назови его цвет.
  • Какой мост ты показал?
  • Покажи узкий мост.
  • Назови его цвет.
  • Какой мост ты показал?
  • Для чего нужен мост?

Дети с помощью игрушек проверяют, достаточной ли ширины тот или иной мост, сможет ли проехать машина, автобус, пройти кукла, заяц. По синему мосту (широкому) едет автобус, по голубому (узкому) через ручей перебегает заяц.

Карточка № 6

«Чудесный мешочек»

Цель: закрепить эталоны цвета и их названий; упражнять в различении цветов; сравнивать палочки по длине, обозначая результат сравнения словами (короткий – длинный, одинаковые (равные по длине); развивать память, внимание.

Материал и оборудование: цветные счетные палочки Кюизенера (белого, красного, желтого, черного, розового, голубого цвета), непрозрачный мешочек, Незнайка.

Ход игры

В группе появляется Незнайка и предлагает детям поиграть, показывает «чудесный мешочек»:

Я – чудесный мешочек,

Всем ребятам я дружочек. Очень хочется мне знать, Как вы любите играть.

  1. Детям нужно с закрытыми глазами достать из мешочка любую палочку, посмотреть на нее и сказать какого она цвета.
  2. С закрытыми глазами нужно найти две палочки одинаковой длины. Достать из мешочка и сравнить: одинаковые по длине палочки, назвать цвет. Отметить, что одинаковые по длине палочки — одного цвета

  1. С закрытыми глазами найти две палочки разной длины. Достать из мешочка и сравнить: назвать цвет. Какого цвета длинная палочка. Какого цвета короткая палочка. Отметить, что разные по длине палочки — разного цвета.

Карточка №7

«Спрячь игрушку»

Цель: учить делать постройки, соразмерные игрушкам; развивать представление о высоте палочек, умение сравнивать их по данному признаку; закреплять названия цветов.

Материал и оборудование: набор цветных счетных палочек Кюизенера, силуэты животных разной высоты (лев, лиса, журавль, слон, носорог, кенгуру, медведь, крокодил) или маленькие    фигурки    зверей,    Незнайка,    стихотворение С.Я. Маршака «Где обедал воробей?».

Предварительная работа: рассматривание картинок животных, беседа о зоопарке.

Ход игры

Воспитатель читает детям стихотворение «Где обедал воробей?», беседуют по содержанию. Появляется Незнайка и вместе с детьми рассматривает животных и предлагает им построить свой зоопарк, построить заборчики для животных (для высоких животных – высокий забор, для маленьких животных – низкий заборчик). Сначала дети сравнивают животных по высоте.

  • Кто выше: медведь или лиса? Кто ниже: медведь или лиса?

Каждый ребенок получает игрушку зверя и строит забор такой высоты, который спрячет его (так, чтобы не было видно).

Нужно обсудить с детьми, где, за забором какого цвета живет самый высокий зверь, какой. За каким забором живет самый низкий зверь, кто это и т.д.

Рассматривают заборы – вольеры.

  • Что можно сказать о высоте заборов? (Разные, высокие и низкие)
  • Как        это        можно        узнать?        Дети        сравнивают        заборчики способами наложения и приложения (по выбору).
  • Покажи высокий (низкий) заборчик.
  • За забором какого цвета спрятался медведь?
  • За забором какого цвета спряталась лиса и другие игрушки?

Рассматривая заборы – вольеры, отметить какой по цвету выше и ниже.

Обратить внимание детей на то, что все «дощечки» в одном «заборе» одного цвета и одинаковой высоты.

Карточка №8

«Заборчик для бабушки»

Цель: учить детей классифицировать предметы по высоте, в сравнении называть, какой «выше», «ниже», «одинаковые по высоте», закреплять умение ориентироваться в пространстве; развивать мелкую моторику.

Материал и оборудование: цветные счетные палочки Кюизенера (поровну красные и голубые), схема, Незнайка.

Ход игры

Появляется Незнайка и просит детей помочь построить заборчик для бабушкиного огорода. В центре стола располагается схема. Воспитатель предлагает детям отложить вправо, влево одинаковые по цвету палочки. Какого они цвета? (Справа – все палочки красные, слева – голубые)

  • Сколько красных палочек? (Много)
  • Сколько голубых палочек? (Много)
  • Что можно сказать о количестве голубых и красных палочек? (На каждую красную палочку положим голубую. Одна красная палочка – одна голубая. Под каждой красной палочкой лежит голубая? Красных и голубых поровну?)

Педагог предлагает каждому ребенку взять две палочки разных цветов и сравнить их по высоте (палочки расположены


вертикально). Покажите пальчиком высоту каждой палочки. Ребенок проводит рукой вдоль палочки снизу вверх, показывая высоту, поясняет: «Красная палочка высокая, а голубая – низкая».

  • Что можно сказать о высоте красной палочки по сравнению с голубой? (Красная палочка выше голубой)
  • Что можно сказать о высоте голубой палочки по сравнению с красной? (Голубая палочка ниже красной)

Поставьте сначала высокий столбик, потом тот, который пониже, снова высокий. Какой сейчас будете ставить столбик? Воспитатель предлагает детям выложить забор из палочек и рассказать, как они расположены («рядом», «одна к другой»,

«по очереди: высокая, низкая»).

  • Назовите цвета «дощечек» в заборе.
  • Каким цветом первая «дощечка»?
  • Покажите пальчиком вторую «дощечку» и назовите ее цвет?

Карточка №9

«Змейка»

Цель: учить детей составлять группу из отдельных предметов; закреплять понятия «один» и «много»; учить сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения:

«длиннее», «короче», «равные по длине».

Материал и оборудование: цветные счетные палочки Кюизенера (4 розовые, 4 голубые), схема, Незнайка.

Ход игры

Положите вправо розовые палочки, влево – голубые.

Какие по длине розовые палочки? Какие по длине голубые палочки? (Равные по длине, одинаковые)

  • Сколько розовых палочек? (Много)
  • Сколько голубых? (Много)
  • Что можно сказать о количестве голубых и розовых палочек? (На каждую розовую палочку положим голубую. Одна розовая палочка – одна голубая. Под каждой розовой палочкой лежит голубая? Розовых и голубых поровну?)

Появляется Незнайка и предлагает выложить на столе розовую и голубую змейку с поднятой головой (таким образом делается акцент на то, что одна палочка должна стоять вертикально).


  • Покажите пальчиком длину змейки.
  • Какого цвета длинная змейка? Какого цвета короткая змейка?
  • Какая змейка длиннее? Какая короче?
  • В какую сторону ползут змейки? Как вы догадались?
  • Сделайте так, чтобы змейки ползли вправо.
  • Какую палочку надо переложить, чтобы выполнить это задание?

Карточка № 10

«Бусы»

Цель: закреплять умение классифицировать предметы по длине; сравнивать группы предметов по количеству входящих в них элементов; обозначать словами результат сравнения

«больше», «меньше», «столько – сколько».

Материал и оборудование: цветные счетные палочки Кюизенера (белые, розовые, голубые), схема, Незнайка.

Ход игры

Входит Незнайка и просит детей помочь ему собрать порвавшиеся бусы. Сначала дети раскладывают палочки по цветам.

Затем дети классифицируют палочки по длине, называя самую короткую (белую) и самую длинную (голубую).

После проверки правильности выполнения задания Незнайка говорит: «Сегодня мы будем делать из этих палочек бусы в такой последовательности: сначала положите белую, потом голубую, розовую, снова белую и т. д. до конца».

  • Какого цвета «бусинки» в этой цепочке?
  • Покажите первую «бусинку».
  • Каким цветом первая «бусинка»? (Белым)

  • Покажите пальчиком вторую «бусинку», назовите ее цвет? (Голубой)
  • Каким цветом третья «бусинка»? (Розовым)
  • Цепочка разорвалась, и «бусы» рассыпались. Перемешайте все «бусинки». Как узнать, каких «бусинок» больше? Меньше?
  • Что для этого надо сделать?

Дети        раскладывают        палочки        одну        под        другой        и определяют, палочек какого цвета больше.

После этого можно предложить детям собрать «бусы» снова в той же последовательности. Ответить на вопросы:

«Кому бы они хотели подарить эти бусы? Почему?»

Карточка № 11

«Колпак для клоуна»

Цель: учить составлять фигуру из палочек, сравнивать фигуры по величине;        закреплять название геометрической фигуры

«треугольник»; развивать воображение.

Материал и оборудование: цветные счетные палочки Кюизенера (3 желтые, 3 красные), схема, Незнайка.

Ход игры

Воспитатель сообщает детям, что к ним пришёл в гости Незнайка, и он просит их помочь его другу клоуну, который потерял колпак. Воспитатель предлагает детям помочь сделать колпак для клоуна (выложить из палочек треугольник).

  • Положите три красные палочки.
  • Сколько палочек вы положили?

—Сделайте        из        них        треугольник.        Какую        геометрическую фигуру сделали?

—Каким цветом треугольник?

  • Сколько сторон у треугольника?

—Сколько углов у треугольника?

Воспитатель        просит        детей        обвести        треугольник        по контуру, показать его стороны (углы).


  • Что может быть такой формы? (Косынка, кусок торта, крыша дома)
  • Положите три желтые палочки.
  • Сколько палочек вы положили?
  • Сделайте из них треугольник. Какую геометрическую фигуру вы сделали?
  • Каким цветом треугольник?
  • Покажите стороны и углы треугольника.

Воспитатель        просит        детей        обвести        треугольник        по контуру, показать его стороны (углы).

  • Где находится желтый треугольник?
  • Какой треугольник больше (меньше)?
  • Какие треугольники по величине?        Почему получились разные треугольники?

Незнайка благодарит детей за такие замечательные колпаки.

Карточка № 12

«Ёлочка»

Цель: формировать знания детей о хвойных деревьях; упражнять детей в определении длины предмета, используя прием наложения; закреплять умение пользоваться словами:

«длиннее — короче», «самая короткая», «самая длинная». Материал        и        оборудование:        цветные        счетные        палочки Кюизенера, схема, Незнайка.

Ход игры

Разделите все палочки по цвету. Назовите цвета палочек, которые вы знаете. (Например, все палочки белого цвета).

  • Какая длина у палочек одного цвета? (Например, палочки красного цвета одинаковой, равной длины)
  • Сравните две палочки разного цвета. Назовите какая длиннее (короче)? (Например, желтая палочка длиннее красной, красная палочка короче желтой)

В группу приходит Незнайка и говорит, что сегодня будем делать дерево, а какое вы узнаете, когда отгадаете загадку.

Зимой и летом одним цветом (Ёлка).

  • Почему елка всегда зеленая?

  • У елки есть листья? (Это особенное дерево, у него нет листьев, вместо листьев у елки иголки и они зеленые даже зимой – этим объясняется смысл загадки)

Незнайка предлагает детям сделать ёлочку. Для этого нужно подобрать палочки по длине и положить их на ветки нарисованной елки.

  • Покажите высоту елочки. Ребенок проводит рукой вдоль елочки (снизу вверх), показывая высоту.
  • Покажите ствол елки, ее ветки.
  • Какого цвета ствол у елки?
  • Какого цвета ветки? Назовите их по порядку, начиная снизу.
  • Какого цвета самые длинные ветки? Где находятся самые длинные ветки?
  • Какого цвета самые короткие ветки? Где находятся эти ветки?

Карточка № 13

«Сушим полотенца»

Цель:        закреплять        умение        классифицировать        предметы        по длине и цвету, обозначать результаты сравнения словами

«длиннее – короче», «равные по длине».

Материал и оборудование: цветные счетные палочки Кюизенера (1 синяя, 3 желтые, 3 красные (на каждого ребенка), схема, Незнайка.

Ход игры

Появляется Незнайка и просит помочь развесить полотенца на верёвочку.

На подносе лежат палочки двух цветов.

  • Отложите в сторону одинаковые по длине палочки. Какого они цвета?
  • Что надо сделать, чтобы узнать, каких палочек больше? (Положить палочки одного цвета на палочки другого цвета. Одна желтая – одна красная. На каждой желтой палочке лежит красная палочка.)
  • Что можно сказать о количестве желтых и красных палочек? (Много, сколько – столько, поровну)
  • Положите синюю палочку перед собой. (Показ) Это – веревочка. Палочки желтого и красного цвета – «полотенца».

Давайте повесим «полотенца» сушиться на веревочке. Сначала повесьте     длинное,     потом     короткое,     снова     длинное

«полотенце». Какое теперь надо вешать «полотенце»? (Короткое) Развесьте все «полотенца». Дотрагиваясь пальцем до «полотенца», называйте его цвет: желтое, красное, желтое…

  • Сколько желтых «полотенец»? (Много, три)
  • Сколько красных «полотенец»? (Много, три)
  • Какого цвета «полотенец» больше (меньше)? (Поровну, одинаково, сколько желтых – столько красных)
  • Каких «полотенец» больше (меньше) длинных или коротких? (Поровну, одинаково, сколько длинных – столько коротких)

Карточка № 14

«Розовая палочка»

Цель: учить называть по порядку числительные от 1 до 2; упражнять в ориентировке в пространстве.

Материал и оборудование: для воспитателя: магнитная доска; 2 белых квадрата 10x10; розовая полоска 20х10 см. Для детей: цветные счетные палочки Кюизенера – 3 белые и 1 розовая, 1 голубая; схема, Незнайка.

Ход игры

Педагог сообщает детям, что каждая палочка обозначает определённое число и предлагает им вместе с Незнайкой убедиться в этом.

Воспитатель просит детей  показать ему белый кубик.

  • В правую руку возьмите голубую палочку, в левую – розовую. Сравните их по высоте (палочки расположены вертикально). Покажите пальчиком высоту каждой палочки. Ребенок проводит рукой вдоль палочки снизу вверх, показывая высоту, поясняет: «Голубая палочка высокая, а розовая – низкая».

—Что можно сказать о высоте голубой палочки по сравнению с розовой? (Голубая палочка выше розовой)


  • Что можно сказать о высоте розовой палочки по сравнению с голубой? (Розовая палочка ниже голубой)
  • Покажите белый кубик.
  • Сколько белых кубиков вы показали? (Один). Белый кубик обозначает число один.

Воспитатель акцентирует внимание детей: «Белый кубик

– это самая короткая “палочка” в нашем наборе. Чему она равна? (Одному) Какое число она обозначает? (Один) Покажите розовую палочку. Положите белый кубик, а справа столбиком поставьте розовую палочку. Какая палочка выше? (Розовая палочка выше белой). Возьмите столько белых кубиков, чтобы они ровно уложились в розовой палочке, положите их рядом с розовой».

Последовательность объяснения сопровождается выкладыванием демонстрационных полосок такого же цвета на доске.

Давайте посчитаем, сколько белых кубиков справа от розовой палочки (Один, два, всего два кубика) Чему равна розовая палочка, если в ней помещаются два белых? (Двум) Значит, два – это один и еще один. Что больше – два или один? (Два больше, чем один)

Покажите пальчиком розовую палочку. Теперь покажите белую палочку. Покажите пальчиком число один, число два. Какие палочки длиннее, одна розовая или две белые? (Равные, одинаковые по длине)

Уберите два белых кубика справа. Получилась лесенка. Давайте посчитаем ступеньки у этой лесенки снизу вверх. Поставьте пальчик на белую нижнюю палочку «один» и считаем: первая ступенька, вторая ступенька. Пальчик шагает по ступенькам и считает. А теперь посчитаем в обратном порядке: сверху вниз. Поставьте пальчик на розовую верхнюю ступеньку «два», пальчик будет «шагать» и считать. Считаем: вторая ступенька, первая ступенька.

  • Какая по счету белая палочка? (Первая)
  • Какая по счету розовая палочка? (Вторая)

—Какое число обозначает белая палочка? (Один)

—Какое число обозначает розовая палочка? (Два)


Карточка № 15

«Собачья семейка»

Цель: Закреплять умение сравнивать предметы по длине; закрепить знания детей о домашних животных; упражнять в ориентировке в пространстве.

Материал и оборудование: цветные счетные палочки Кюизенера: 8 розовых, 3 красные, 3 белые, схема.

Предварительная работа: дети рассматривают иллюстрации, фотографии, изображающие собак разных пород.

Ход игры

  • Каких животных мы называем домашними? Каких дикими?
  • Назовите домашних животных. Назовите диких животных.

Отгадайте загадку:

Я хозяину служу –

Дом хозяйский сторожу, Я рычу и громко лаю,

И чужих я прогоняю.

(Собака)

  • Как собака подает голос?
  • Как выглядит собака? (Опишите собаку) (Небольшая по размеру, тело покрыто шерстью, есть хвост, четыре лапы, морда маленькая, на морде…)
  • Чем питается собака?
  • Где живет собака? (В конуре или в доме)
  • Как называются детеныши собаки?
  • Какую пользу людям приносят собаки?

Посмотрите на схему собачьей семейки, какие цветом палочки нам понадобятся?

Влево отберите розовые палочки, вправо – красные, в центр положите белые.

  • Где лежат розовые (красные, белые) палочки?
  • Слева какие палочки? Справа какие палочки? В центре какие палочки?
  • Сравните палочки по длине. Составьте собак по схеме.
  • Куда смотрит взрослая собака? Куда смотрит щенок? Придумайте клички собакам.

Карточка № 16

«Разноцветные вагончики»

Цель: закреплять умение сравнивать предметы по длине; учить называть по порядку числительные от 1 до 3, упражнять в ориентировке в пространстве.

Материал и оборудование: цветные счетные палочки Кюизенера (3 голубые, 3 розовые, 5 белых (на каждого ребенка), схема, Незнайка.

Ход игры

Дети сидят напротив друг друга.

У каждого ребенка набор палочек: 3 голубые, 3 розовые, 5 белых.

  • Сколько всего палочек на подносе? (Много)
  • Отложите        палочки        голубого        цвета        в        одну сторону,        а розового цвета в другую.
  • Сколько палочек голубого цвета? (Много. Три)
  • Сколько палочек розового цвета? (Много. Три)
  • Каких палочек больше голубых или розовых? (Голубых столько, сколько розовых. Голубых и розовых палочек поровну) Приходит незнайка и загадывает загадку.
  • В поле лестница лежит, дом по лестнице бежит. Что это? (Поезд)

Незнайка предлагает детям построить поезд, на котором они поеду в путешествие.

Розовая палочка – паровоз, вагончики будут чередоваться: голубой – розовый и так до конца.

Незнайка предлагает детям поставить чемоданы в вагоны. Для этого на розовый вагон выкладывается 2 белые палочки, а на голубой – 3.

По окончании работы педагог уточняет:

  • Назовите по порядку цвет каждого вагона.
  • Каким цветом первый вагон? Покажи его пальчиком.
  • Каким цветом второй вагон? Покажи его пальчиком.
  • Проверьте друг у друга, правильно ли чередуются вагоны по цвету. (Розовый – голубой)
  • Что вы можете сказать о вагончиках, сравнив их? (Они

разной длины, разного цвета).

—Покажи длину вагончика. Воспитатель следит, чтобы дети, показывая длину, проводили рукой (пальчиком) вдоль палочки от начала до конца.

  • Что можно сказать о длине голубого вагона по сравнению с розовым? (Голубой вагон длиннее розового)
  • Что можно сказать о длине розового вагона по сравнению с голубым? (Розовый вагон короче голубого)

  • В какую сторону едет поезд.
  • Сколько чемоданов (кубиков белого цвета) находятся в розовом вагоне? (Два)
  • Чему равна розовая палочка, если в ней помещается два белых кубика? (Двум). Какое число обозначает розовая палочка? (Число два)
  • Сколько чемоданов (кубиков белого цвета) находится в голубом вагоне? (Три)
  • Чему равна голубая палочка, если в ней помещается три белых кубика? (Трем). Какое число обозначает голубая палочка? (Число три)

Покажи палочку, которая обозначает число два.

  • Какое число обозначает розовая палочка?
  • Покажи палочку, которая обозначает число три.
  • Какое число обозначает голубая палочка?

Карточка № 17

«Геометрические фигуры для Незнайки»

Цель: учить различать количественный и порядковый счет, отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который?»; закреплять умение детей составлять треугольники из палочек разной длины, составлять квадрат; закреплять умение ориентироваться в пространстве.

Материал и оборудование: цветные счетные палочки Кюизенера: 4 красные, 3 желтые, 3 голубые.

Ход игры

Появляется Незнайка и просит детей помочь ему составить треугольники:

Положите три желтых палочки.

  • Сколько палочек вы положили?

Сделайте из них треугольник. Какую геометрическую фигуру вы сделали?

  • Каким цветом треугольник?
  • Сколько сторон у треугольника?
  • Сколько углов у треугольника?

Воспитатель        просит        детей        обвести        треугольник        по контуру, показать его стороны (углы).


Слева положите три голубые палочки.

  • Сколько палочек вы положили?
  • Какое число обозначает голубая палочка? (Три)

Сделайте слева от желтого треугольника голубой треугольник. Какую геометрическую фигуру вы сделали?

  • Каким цветом треугольник?
  • Сколько сторон у треугольника?
  • Сколько углов у треугольника?

Воспитатель просит детей обвести треугольник по контуру, показать его стороны (углы).

Справа положите все красные палочки и сделайте из них квадрат. Какую геометрическую фигуру вы сделали? Что может быть такой формы? (Телевизор, носовой платок)

  • Каким цветом квадрат?
  • Сколько сторон у квадрата?
  • Сколько углов у квадрата? (Много, четыре)

Воспитатель просит детей обвести квадрат по контуру, показать его стороны (углы).

  • Сколько получилось треугольников?
  • Сколько получилось квадратов?
  • Сколько всего геометрических фигур вы сделали?
  • Который по счету голубой треугольник? Желтый?
  • Который по счету квадрат?
  • Посчитайте геометрические фигуры по порядку, называя цвет.
  • Покажи желтый треугольник. Какая геометрическая фигура слева от него? Каким она цветом?
  • Какая        геометрическая        фигура        справа        от        желтого треугольника? Каким цветом?

Незнайка благодарит детей.


Карточка №18

«Рамка для картины»

Цель: учить детей строить прямоугольник в соответствии с размерами придуманной картины; закладывать основы усвоения обобщенного понятия «цветы»; формировать знания о пространственных отношениях; развивать творческую фантазию.

Материал и оборудование: цветные счетные палочки Кюизенера (4 синие для рамки, остальные – по замыслу), схемы цветов, Незнайка.

Предварительная работа. Рассматривать с детьми картинки с изображением цветов; уточнять названия цветов, строение цветка.

Ход игры

Приходит Незнайка и предлагает детям превратиться в художников и выложить на столе цветы из палочек. Но вначале давайте вспомним цвет палочек и числа, которые они обозначают.

  • Какое число обозначает белая палочка? (Один)
  • Какое число обозначает розовая палочка? (Два) Поставьте розовую палочку справа столбиком к белой.
  • Какое число обозначает голубая палочка? (Три)

Поставьте голубую палочку справа столбиком к розовой.

  • Какая палочка обозначает число один? (Белая)
  • Какая палочка обозначает число два? (Розовая)
  • Какая палочка обозначает число три? (Голубая)
  • Сосчитайте палочки по порядку (первая, вторая, третья).

А сейчас давайте сделаем самые красивые цветы.

Назовите части цветка (корень, стебель, листья, цветки, лепестки).

Из длинных палочек каждый ребенок делает вокруг цветка рамку, чтобы получилась картина.

По завершении работы можно придумать название для каждой картины («Мой любимый цветок», «Ромашки»).

Занятие заканчивается осмотром «выставки цветов», любованием картинами, размышлениями о том, кому их можно подарить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые упражнения с палочками Кюизенера для детей старшего дошкольного возраста

Палочки Кюизенера используются для того, чтобы развить у ребёнка интерес к математике в игровой форме. Логические игры с ним понравятся и любознательным малышам и старшим дошкольникам.Набор кюизенера ...

Картотека дидактических игр и упражнений на тему «Осень», для детей старшего дошкольного возраста.

Игры расширят представления детей об осени, ее признаках и явлениях; развивают устную речь, внимание, память....

Картотека дидактических игр и упражнений с блоками Дьенеша для детей старшего дошкольного возраста

Важнейшая задача детского сада — интеллектуальная подготовка ребёнка к школе. На современном этапе в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) используются всевозможные развивающие игры, одна...

Картотека дидактических игр и упражнений с блоками Дьенеша для детей старшего дошкольного возраста.

Цель данного пособия – помочь педагогу в формировании и развитии у детей предпосылок логического мышления в интересной для детей форме....

Картотека дидактических игр и упражнений с блоками Дьенеша для детей старшего дошкольного возраста

Картотека дидактических игр и упражнений с блоками Дьенеша для детей старшего дошкольного возраста...

"Картотека дидактических игр и упражнений с блоками Дьенеша для детей старшего дошкольного возраста"

На современном этапе обучения особая роль отводится нестандартным дидактическим средствам.Одним из таких средств являются логические блоки,разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем.Ло...

Картотека дидактических игр и упражнений с блоками Дьенеша для детей старшего дошкольного возраста.

Цель методики с блоками Дьенеша — развитие математических способностей у детей дошкольного и младшего школьного возрастов.Задачи использования блоков Дьенеша:Развитие и совершенствование умения ...