КАРТОТЕКА Игр и упражнений с палочками Кюизенера
методическая разработка по математике (подготовительная группа)
Игры и упражнения с палочками Кюизенера
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игры и упражнения с палочками Кюизенера | 22.52 КБ |
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА
Игр и упражнений с палочками Кюизенера. (подготовительная группа)
Упражнение «Состав числа 8».
Достаньте палочку, которая обозначает число 8.
-Какого цвета эта палочка? (Бордовая).
-А сейчас достаньте столько белых палочек, чтобы они все разместились на бордовой.
-Сколько белых палочек лежит на бордовой палочке? (8 белых палочек).
-Да, правильно. В числе 8 – 8 единиц. Давайте назовем их: (1,1,1,1,1,1,1 и 1).
-А теперь подумайте и приложите такие 2 палочки, чтобы они вместе по длине были равны бордовой палочке.
-Какого цвета эти палочки? (Это могут быть палочки таких двух цветов как: белого и черного; розового и фиолетового; голубого и желтого; 2 красные палочки.)
Положите рядом со своей бордовой палочкой эти пары. Вот, какой получился красивый ковер!
Давайте еще раз назовем полученные ряды:
-Белая палочка обозначает число 1, а черная –7. Значит 8 это 1 и 7.
-Розовая палочка обозначает число 2, а фиолетовая – 6. Значит 8 это 2 и 6.
-Голубая палочка обозначает число 3, а желтая – 5. Значит 8 – это 3 и 5.
- Красные палочки обозначают число 4. Значит 8 это 4 и 4.
Воспитатель на доске выкладывает все варианты состава числа 8 и запись соответствующих числовых выражений.
Игра «Составь поезд».
(Порядковый счет)
- Каким по порядку стоит голубой вагон? Жёлтый?
- Вагон, какого цвета стоит четвёртым? Шестым?
- Какой по порядку вагон стоит между белым и голубым?
Упражнение: «Сложение, вычитание чисел».
1. Предложить детям в одну руку взять желтую палочку, в другую – красную.
- Какие числа у вас в руках? Что получится, если эти числа сложить? (Дети складывают палочки). Найдите палочку, равную сумме красной и желтой. Запишите свое действие с помощью цифр и знаков: 4+5=9.
2. Возьми любую палочку из набора. Найди две другие, которые по длине не будут равны этой палочке. Расскажи, что ты сделал(а). Рядом с палочками поставь карточки с цифрами и знаками (+, =).
3. Возьми две палочки из набора, составь их вместе концами. Найди палочку, равную им по длине. Убери одну палочку из двух. Расскажи, что ты сделал(а). «Запиши» это с помощью карточек с цифрами и знаками (-, =).
Упражнение: «Горизонтально или вертикально».
Положите палочку на стол и скажите детям, что она лежит горизонтально. А теперь поставьте ее и скажите, что она стоит вертикально. Поиграйте в игру: вы называете предметы из окружающего мира, а дети поднимают свою палочку и, соотнося с названным предметом, ставят ее то вертикально, то горизонтально. Дерево: вертикально, человек лежит - горизонтально, дым из трубы стоящего поезда - вертикально, вода течет из крана - вертикально.
Упражнение: «Послушай бубен и покажи число».
(слуховое восприятие)
Каждый ребенок (по очереди) должен показать палочку, которая обозначает такое число, сколько ударов в бубен он услышит.
Упражнение «Половина, четверть».
Измерь бордовую палочку белой (розовой, красной). Сколько белых, розовых и красных палочек помещается в бордовой? Сделай из них ковер. На сколько частей разделила красная (розовая, белая) палочка бордовую? Покажи на ковре одну часть из двух (две из двух, четыре из восьми, три из четырех и так далее). Что больше: четыре части из восьми (четыре восьмых) или две части из восьми (две восьмых)? две из четырех (2/4) или три из четырех (3/4)? Что меньше: 1/2 или 2/2? Что больше: 1/2 или 1/4? На сколько 1/4 меньше 1/2?
«Лево, право».
Составь поезд из коричневого, оранжевого и красного вагонов так, чтобы оранжевый был левее бордового, а бордовый левее красного. Какой вагон левее: красный или коричневый?
Составь поезд из синего, желтого и оранжевого вагонов так, чтобы оранжевый был правее синего и желтый был правее синего. Назови цвета вагонов слева направо.
Игра «Сделай фигуру».
Цель. Закреплять умение детей составлять геометрические фигуры из палочек; названия геометрических фигур (треугольник, ромб, прямоугольник, трапеция, четырехугольник); различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: сколько, который по счету?
Материал. Цветные счетные палочки: 5 голубых, 9 красных, 1 желтая.
Описание:
Вопросы и задания
– Отсчитайте три красные палочки и сделайте из них треугольник.
– Отсчитайте четыре красные палочки и сделайте из них четырехугольник.
– Из четырех палочек голубого цвета сделайте ромб.
– Из остальных палочек сделайте трапецию.
– Сколько всего фигур?
– Который по счету прямоугольник?
– Как можно назвать одним словом ромб, трапецию, прямоугольник?
– Назовите четвертую фигуру. Назовите первую фигуру.
– Какое число обозначает голубой цвет?
Игра «Книги на полке».
Цель. Упражнять детей в счете в пределах 10. Учить увеличивать число на один, сравнивать предметы по толщине, сопровождая словами результат сравнения: «толще – тоньше».
Материал. Цветные счетные палочки: 5 голубых, 6 красных, 6 желтых, 2 черные.
Описание: Педагог говорит: «В библиотеку привезли пачки книг, журналов, газет. Их нужно положить на полку. Давайте сделаем из двух черных палочек полку. Соедините палочки между собой короткой стороной. У вас остались палочки разных цветов. Эти пачки (показывает одну палочку) голубого цвета – книги, красного цвета – журналы, желтого цвета – газеты.
Вопросы и задания
– Отсчитайте две пачки голубого цвета и положите их одну на другую на полку.
– Рядом, справа, положите пачку на пачку, получится стопка. Покажите их толщину. (Дети пальчиком проводят по пачкам.)
– Какие пачки по толщине? (Равные.)
– Сколько стопок? (Две.)
– Сколько пачек? (Четыре.)
– Что обозначают палочки голубого цвета? (Книги.)
– Рядом, справа, на небольшом расстоянии от книг положите журналы.
– Какое число обозначает голубой цвет? (Три.)
– Палочка какого цвета больше на один? (Красного.)
– Какое это число? (Четыре.)
– Отсчитайте три пачки журналов и положите их одну на другую на полку.
– Что толще: пачки книг или пачки журналов?
– Покажите их толщину.
– Сколько на полке пачек журналов?
– Чего больше: пачек книг или пачек журналов? Чего меньше?
– Рядом, справа, на небольшом расстоянии положите стопку газет. Она состоит из такого же количества пачек. Сколько пачек должны отсчитать?
– Какая стопка толще: из журналов или газет? Газет или книг?
– Сколько всего стопок на полке? Сколько стопок книг? Журналов? Газет?
В заключение можно предложить детям:
– назвать их любимые книги;
– ответить, какие детские журналы они знают;
– рассказать, читают ли у них в семье газеты и кто из членов семьи какие газеты предпочитает.
Игра «Телевизор».
Цель. Учить детей измерять предмет с помощью условной мерки; моделировать предметы в ограниченном пространстве; ориентироваться в пространстве.
Материал. Цветные счетные палочки: 1 коричневая, 2 бордовые, 2 желтые, 2 оранжевые; розовые, голубые, белые палочки; карточка.
Описание: Занятие начинается словами: Начинаем, начинаем. Передачу для ребят. Все, кто хочет Нас увидеть, К телевизору спешат.
Воспитатель предлагает детям сделать экран телевизора, одной стороной которого будет коричневая палочка.
Вопросы
– Какой формы экран? (Прямоугольной, четырехугольной.)
– Какие стороны у экрана?
– Почему у экрана одна сторона состоит из одной палочки, а другая из нескольких? Докажите, что палочки одной длины.
Воспитатель: «Телевизор готов. Включите спортивный канал. Пусть на ваших экранах появится спортивная передача».
Дети выкладывают из палочек любую картинку, например, «Два футболиста с мячом», «Водное поло», «Ворота, в которые спортсмен забрасывает мяч», «Соревнование пловцов» (две дорожки, по которым плывут пловцы) и т. д.
Педагог: «Представьте, что вы комментаторы. (Объясняет при необходимости значение слова.) Вы ведете спортивную передачу. Расскажите, что происходит на вашем канале. При этом обязательно используйте слова: слева, справа, сбоку, впереди, в середине».
В конце занятия называют лучшего спортивного комментатора.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека дидактических игр с палочками Кюизенера
Формирование математических представлений у дошкольников...
Картотека игр с цветными палочками Кюизенера
Картотека...
Картотека дидактических игр с палочками Кюизенера для детей дошкольного возраста
Картотека дидактических игр с палочками Кюизенера для детей дошкольного возраста...
Картотека дидактических игр с палочками Кюизенера для детей старшей группы
Игры направленные на развитие конструктивных способнойстей детей...
Картотека дидактических игр с палочками Кюизенера
Дети, независимо от возраста, включаются в решение простых творческих задач: отгадать, раскрыть секрет, составить, видоизменить. установить соответствие, смоделировать, сгруппировать любым удобным спо...
Картотека дидактических игр с палочками кюизенера
Дидактические игры с палочками кюизенера для детей 3-6 лет...
Картотека дидактических игр с палочками Кюизенера для детей дошкольного возраста
Цель. Учить детей сравнивать предметы по длине; находить сходство между предметами; классифицировать предметы по длине и цвету, обозначать результаты сравнения словами (длиннее — коро...