Авторская программа по развитию логического мышления "Юный мыслитель"
материал по математике

Хакимуллина Ольга Валерьевна

Авторская программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_logike_avtorskaya_programma.doc254 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад  №  100 Эврика» НМР РТ

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА

по развитию логического мышления

«ЮНЫЙ МЫСЛИТЕЛЬ»

Составила воспитатель: Хакимуллина О.В.

Содержание

I.Пояснительная записка…………………………………………………………2

1.2.  Формы организации детей……………………………………………….4

1.3.  Формы работы с детьми………………………………………………….4

1.4.  Методы работы с детьми…………………………………………………4

1.5. Методы и формы решения поставленных задач………………………...4

1.6. Актуальность программы

Характеристика мышления…………………………………………………….5

Возрастные особенности мышления у дошкольников……………………….5

II. Программно-методическое обеспечение работы программы «Юный мыслитель»……………………………………………………………………………7

III. Ожидаемые результаты………………………………………………………..20

IY.Мониторинг……………………………………………………………………….21


I.Пояснительная записка

   

                  « Логика - наука о законах и формах мышления;

ход рассуждений и умозаключений;

разумность, внутренняя закономерность чего -  нибудь».

Многочисленные психологические исследования свидетельствуют о том, что в первые 20 лет жизни происходит основное интеллектуальное развитие человека, причём наиболее интенсивно интеллект изменяется от 2 до 12 лет.

Уже в предшкольном возрасте у детей начинает закладываться понятийное, словесно - логическое мышление. Для успешного обучения в школе, понимания учебного материала у дошкольников должны быть заложены три составляющих мышления:

  1. элементарные мыслительные операции: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, выделения существенного, классификации и др.;
  2. активность, раскованность мышления, позволяющаяся в продуцировании различных гипотез, идей, возникновении нескольких вариантов решения проблемы;

организованность и целенаправленность, проявляющаяся в ориентации на выделение существенного в явлениях, в использовании обобщённых схем анализа явления.

Если это будет заложено в дошкольном возрасте, то облегчит процесс усвоения детьми знаний, умений и навыков в начальной школе. Однако если эти составляющие мышления не будут элементарно сформированы при подготовке ребёнка к обучению в школе, то в начальном звене, на каждом из уроков по различным предметам, придаётся давать учащимся задания на развитие логического мышления.

Психолог Л.С. Выготский отмечал интенсивное развитие интеллекта детей в дошкольном и младшем школьном возрасте. Развитие мышления приводит, в свою очередь, к качественной перестройке восприятия и памяти, превращению их в регулируемые, произвольные процессы.

Ребёнок к 5-7 годам обычно мыслит конкретными категориями. Затем происходит переход к стадии формальных операций, которая связана с определённым уровнем развития способности к обобщению и абстрагированию.

К моменту поступления в школу дошкольники должны обладать элементарными навыками и умениями в рассуждениях, пробовать делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности, овладеть способами познания предметов и окружающего мира.

Поэтому для развития мышления, роста уровня интеллектуального развития, творчества необходимо:

  • учить детей находить и использовать неявные свойства объектов для достижения определённых целей;
  • учить детей видеть корень проблемы, осознавать те или иные существующие противоречия и парадоксы в обычных, казалось бы явлениях;
  • формировать и развивать основные операции мышления;
  • учить детей выдвигать идеи и проверять их истинность на практике;
  • учить детей не только выдвигать идеи, но и развивать умение тщательно и детально  разрабатывать их.

  1. Цель и задачи программы  «Юный мыслитель»

Цель.

Развитие  логического мышления, внимания  в процессе освоения разнообразных способов действий в условиях предметно-действенного и наглядно-образного сотрудничества.

 Задачи.

1.        Развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству.

2.        Развитие познавательной активности, познавательной мотивации, интеллектуальных способностей детей.

3.        Обогащение опыта самопознания дошкольников.

4.        Формирование готовности к школьному обучению, к новой социальной позиции школьника.

Принципы построения программы

  1. Доступность предполагаемого материала, соответствие возрастным особенностям детей.
  2. Систематичность и последовательность в приобретении знаний и умений.
  3. Личностно - ориентированный подход к детям.
  4. Изучение интересов и потребностей детей.
  5. Практическое участие и наглядное оформление.
  6. Творческий и индивидуальный подход к решению проблемы.

1.2. Формы организации детей

- Индивидуальные

- Подгрупповые

- Групповые

1.3.  Формы работы с детьми

- Игра

 -Ситуативный разговор

 -Беседа

 -Чтение

- Интегративная деятельность

- Проблемная ситуация

1.4.  Методы работы с детьми

- Словесные.

- Наглядные.

 -Практические.

1.5. Методы и формы решения поставленных задач

Занятия по логике делятся на несколько видов:

  1. Обучающие занятия. На этих занятиях детально разбираются понятия,

определения признаков предметов. Обучение начинается со знакомства с предметом логики, его основными категориями.

  1. Закрепляющие занятия. Предполагают повтор изученного материала. Некоторые  задания выполняются вместе с педагогом, некоторые в группах. И в том, и в другом случае  опора делается на полученные знания детей.
  2. Итоговые занятия. Дети практически самостоятельно, без подсказки должны  уметь выполнить знакомые или аналогичные задания.

На занятиях по логике, ни одно задание или упражнение не выполняется как механическое запоминание терминов, понятий и т.д. Все занятия проводятся в игровой форме, в ходе которых дети получают необходимые знания, умения, вооружаются навыками работы с  логическим материалом. Педагог активно вовлекает детей в процесс поиска истины, предоставляет возможность самим детям методом проб находить решение и ответ на  поставленный перед ними вопрос, что вызывает большой интерес к занятиям.

1.5. Актуальность программы

Характеристика мышления

Мышление - высший познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности. Мышление является самым важным процессом познания. С помощью мышления мы получаем знания, которые органы чувств не могут нам дать. Мышление соотносит данные ощущений и восприятий, сопоставляет, различает и раскрывает отношения между окружающими явлениями даже в их отсутствие. Результатом мышления является мысль, выраженная в словах. Таким образом, мышление человека тесно связано с речью и невозможно без нее. Мышление существует в трех основных формах: понятие, суждение и умозаключение.

В процессе мыслительной деятельности человек использует специальные приемы или операции: анализ (мысленное разложение целого на части), синтез (мысленное объединение частей в единое целое), сравнение (установление сходства или различия между объектами), абстрагирование (выделение существенный свойств предмета и отвлечение от несущественных), обобщение (мысленное объединение объектов по их признакам).

Все операции проявляются в тесной связи друг с другом. На их основе выделяются более сложные операции, такие как классификация, систематизация и др.

Возрастные особенности мышления у дошкольников

За время роста и развития ребенка его мышление претерпевает существенные взаимообусловленные изменения. Первые признаки мышления дети обнаруживают к концу первого года жизни. Они начинают замечать простейшие связи и отношения между предметами и использовать их для достижения определенной цели. Эти отношения выясняются детьми путем практических проб и ошибок, т.е. при помощи предметно-действенного мышления, являющегося основным видом мышления ребенка раннего возраста. Кроме того ребенок начинает понимать, что одни вещи и действия могут использоваться для обозначения других, служить их заменой. Так  рисунок может изображать игрушку, а игрушка - то, что нарисовано. Формируется способность к замещению - умение использовать при решении умственных задач условные заменители реальных предметов и явлений.  В дальнейшем эта способность даст возможность ребенку овладеть чтением, письмом, моделированием, схематизацией и т.д.

По мере накопления опыта мышление ребенка все больше опирается на образы - представления о том, каким может быть результат того или иного действия. Основным видом мышления присущим ребенку дошкольного возраста, становиться наглядно-образное мышление.

Благодаря этому дошкольник может «проделывать» реальные действия в уме. При этом он оперирует только единичными суждениями, так как к умозаключениям еще не готов. В старшем дошкольном возрасте начинает формировать словесно-логическое мышление.

Мышление - сложный  психическим процессом, и формирование его должно начаться с первых месяцев жизни ребёнка. Овладение мыслительными операциями (анализом, синтезом, сравнением, обобщением, абстрагированием) будет успешным, если оно осуществляется в непосредственной деятельности ребёнка и сопровождается речью - основой   абстрактно-понятийного (словесно-логического) мышления.  Высшей формой развития мышления является способность мыслить абстрактными понятиями. Именно это  и является целью занятий с детьми.

№ п\п

Программное содержание

 Содержание занятий

Материал к занятию

1.

Познакомить детей с предметом логики. Дать представление о познании человеком окружающего мира, об основных формах чувственного познания и абстрактного мышления. Формировать умения детей активно включаться выполнить поставленную задачу самостоятельно, точно.

1.Знакомство с предметом «логика».

2.Игра «Я знаю…» (с мячом)

3. Упражнение «Кто наблюдательнее?»

4. Беседа о временах года.

5. Дидактическая игра «Что сначала, что потом» (коллективная)

6. Упражнение на ориентировку «Красный, жёлтый, зелёный»

Ю. Гаманов «Развиваю логику и сообразительность»,стр. 45

А.В.Басов, Тихомирова Л.Ф. «Развитие логического мышления детей», стр.56

Е.И.Соколова «Занимательная логика», стр. 3

2.

Учить детей при помощи суждений делать умозаключения. Способствовать расширению словарного запаса детей. Развивать воображение

1.Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».

2.Игра «Машины и пешеходы»

3.Упражнение «Найдём предмет не похожий на другие»

4.Упражнение  «Продолжи ряд»

5.Упражнение «Что сначала, что потом?»

6.Работаем с блоками Дьенеша - «Найди клад», «Угадай - ка»

И.В. Стародубцева

«Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления у дошкольников», стр. 55

Н.Г. Салмина «Учимся думать. Что за чем следует? Ч.2-я», стр. 59

Е.А.Носова «Логика и математика для дошкольников» стр. 10

3.

Учить детей отгадывать загадки, уметь объяснить по какому признаку они догадались, о чём идёт речь. Упражнять в умении выделять главное, отвлекаясь от второстепенного. Познакомить детей с загадкой, как одной из единиц познания окружающего мира.

1. Беседа о загадках.

2. Классификация загадок.

3. Упражнение «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»

4. Игра «Где игрушка?»

5. Беседа о временах года «Когда это бывает?»

6. Диктант «Замени название предмета геометрической фигурой»

Л. Асанов «Лучшие задачи на сообразительность», стр.65

Е.И. Соколова «Занимательная логика», стр.4

И.В. Стародубцева

«Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления у дошкольников», стр. 45

4.

Учить детей при помощи суждений делать умозаключения. Способствовать расширению словарного запаса детей. Развивать воображение

1.Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».

2.Игра «Пятнашки»

3.Упражнение «Продолжи ряд»

4. Упражнение «Закрась то, что нужно»

5.Игра «Логические цепочки»

6.Работаем со счетными палочками

И.В. Стародубцева

«Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления у дошкольников», стр. 56

Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.14-15

Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи  для дошкольников»

5.

Познакомить детей с понятием «признак предмета», упражнять в умении вычленять отдельные признаки предметов. Развивать у детей умение мыслить с помощью разнообразных логических приёмов, проводить простейший анализ и синтез

1. Беседа о предметах, которые нас окружают.

2. Упражнение «Определи предмет на ощупь»

3. Упражнение «Узнавание предмета по заданным признакам»

4. Игра «найди отличия»

5. Упражнение «Определи время года по перечисленным признакам»

6. Графическое упражнение «Фантазия»

И. Светлова «Развиваем логику», стр.10

Е.И. Соколова «Занимательная логика», стр.5

Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.16-17

6.

Учить детей при помощи суждений делать умозаключения. Способствовать расширению словарного запаса детей. Развивать воображение

1.Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».

2.Игра «Я знаю пять имен мальчиков»

3. Упражнение «Умозаключения»

4. Упражнение  «Составляем сказку»

5.Работаем с блоками Дьенеша «Помоги Муравьишкам», «Автотрасса»

Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.46-47

Н.Г. Салмина «Учимся думать. Что за чем следует? Ч.2-я», стр. 40

Е.А.Носова «Логика и математика для дошкольников» стр. 13

7.

Формировать и развивать у детей основные операции мышления. Учить находить сходства и различия между предметами и явлениями. Формировать умения устанавливать наиболее часто встречающиеся отношения между понятиями, такими как вид  - род. Развивать зрительное и слуховое восприятие.

1. Закрепление всех признаков предметов.

2. Упражнение «Цепочка слов»

3. Изучение и знакомство с новыми понятиями.

Игра «Сравнение». Как нужно сравнивать. Как нельзя сравнивать.

4. Игра «Найди родню»

5. Упражнение «Доскажи словечко»

6. Графическое упражнение на тренировку памяти.

Л.Ф.  Тихомирова «Упражнения на каждый день: логика для дошкольников», стр.46

«Вся дошкольная программа. Мышление», стр. 6

Н.Г. Салмина «Учимся думать. Что за чем следует? Ч.2-я», стр. 20

8.

 Учить детей при помощи суждений делать умозаключения. Способствовать расширению словарного запаса детей. Развивать воображение

1.Упражнение «Колечко»

2.Игра «Быстро сообрази»

3.Упражнение  «Составляем сказку»

4. Упражнение «Установи причину событий»

5. Логические задачи

6.Работаем с блоками Дьенеша «Необычные фигуры», «Где чей гараж?»

«Развивалки», стр. 173

Л.Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников», стр. 6, № 2;

«Вся дошкольная программа. Мышление», стр. 4.

Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.4

Е.А.Носова «Логика и математика для дошкольников» стр. 14,16

9.

Учить детей видеть существующие противоречия: уметь применять в ходе упражнений различные категории. Упражнять в умении видеть корень проблемы. Формировать способность отстаивать свою точку зрения, доказывать истинность своего ответа.

1. Закрепление видовых и родовых понятий. Игра «Рыбы - птицы - звери»

2. Упражнение «Наоборот»

3. Работа с предметами. Игра «Что загадали?»

4. Игра «Определи фигуру»

5. Отгадывание загадок (с использованием ограничения, отрицания)

6. Графическое упражнение «Закончи рисунок».

Е.И. Соколова «Занимательная логика», стр.6

И.В. Стародубцева «Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления у дошкольников», стр.12

10.

Учить детей при помощи суждений делать умозаключения. Способствовать расширению словарного запаса детей. Развивать воображение

1.Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».

2.Игра «Вообрази и покажи»

3.Упражнение «Соедини слова»

4.Упражнение  «Раскрась узор по образцу»

5.Упражнение  «Закрась то, что нужно»

6.Работаем со счетными палочками

Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи  для дошкольников», Н.Г. Салмина «Учимся думать. Что за чем следует? Ч.2-я», стр. 29

Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.15-16

11.

Познакомить детей с классификацией предметов и её существенными признаками (естественными и основными) и не существенными (вспомогательными). Учить обобщать и распределять предметы по группам, где каждая группа, каждый класс имеет своё постоянное место. Упражнять детей в умении находить и использовать

1. Упражнение «Продолжи ряд»

2. Знакомство с понятиями «классификация», «обобщение».

3. Работа в малых группах на классификацию предметов и явлений.

4. Игра «Подбери по смыслу»

5. Игра «Круг -  кружочек»

6. Графическое упражнение «Разноцветные бусы»

Е.И. Соколова «Занимательная логика», стр. 7

И.В. Стародубцева «Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления у дошкольников», стр. 14

Н.Г. Салмина «Учимся думать. Что за чем следует? Ч.2-я», стр. 32

12

Учить детей при помощи суждений делать умозаключения. Способствовать расширению словарного запаса детей. Развивать воображение

1.Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь»

2.Игра «Антонимы»

3.Упражнения «Раскрась узор по образцу»

4. Коллективная работа «Подбери заплатки к коврикам»

5.Логические задачи

6.Работа со счетными палочками

Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи  для дошкольников», «Развивалки», стр. 174

Л.Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников», стр. 7, № 3;

«Вся дошкольная программа. Мышление», стр. 5.

Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.5

13.

На основе полученных знаний, учить детей видеть противоречия, устранять ошибку, которую они считают допущенной. Развивать внимательность, наблюдательность, умение анализировать предложенный материал.

1. Беседа по прошлой теме, закрепление приёмов обобщения и классификации.

2. Упражнение «Пропущенные фигуры»

3. Игра «Чего без чего не бывает»

4. Работа в парах по карточкам «Чего без чего не бывает»

5. Игры  «Что лишнее? Кто Лишний?»

6. Графическое упражнение по образцу «Закономерность»

Е.И. Соколова «Занимательная логика», стр.8

И.В. Стародубцева «Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления у дошкольников», стр.24

«Вся дошкольная программа. Мышление», стр.10.

14

Учить детей при помощи суждений делать умозаключения. Способствовать расширению словарного запаса детей. Развивать воображение

1.Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь».

2.Игра «Палочки»

3.Небылицы

4.Задание на сравнение

5.Логические задачи

6.Работаем с блоками Дьенеша «Дорожки», «Домино»

«Развивалки» стр. 173

Л.Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников», стр. 8, № 4;

«Вся дошкольная программа. Мышление», стр.6.

Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.6

Е.А.Носова «Логика и математика для дошкольников» стр. 16,17

15.

Учить детей мыслить логически и творчески выражать свои мысли, используя математические термины. Развивать всестороннее восприятие конкретного.

1. Упражнения «Лишнее число», «Математические бусы», «Ошибки – невидимки»

2. Игра «Путешествие» (по ориентировке на плоскости листа).

3. Упражнение «Сосчитай фигуры»

4. Упражнение «Форма. Размер. Цвет»

5. Игра «Ошибка художника»

6. Диктант на внимание и мышление.

Е.И. Соколова «Занимательная логика», стр.8

«Вся дошкольная программа. Мышление», стр.9.

Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.4

16.

Учить детей при помощи суждений делать умозаключения. Способствовать расширению словарного запаса детей. Развивать воображение

1.Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон».

2.Упражнение  «Найди легкие и тяжелые предметы»

3.Задание на сравнение

4.Игра «Что сначала, что потом»

5.Логические задачи

6.Работа с таблицей

«Развивалки», стр. 175

Л.Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников», стр. 9, № 5;

«Вся дошкольная программа. Мышление», стр.7.

Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.7

17.

Упражнять детей в познании окружающего мира с помощью чувственных форм. Учить детей пользуясь своими ощущениями судить о предмете в целом. Развивать внимательность и сосредоточенность.

1. Беседа по теме.

2. Игра «Чудесный мешочек»

3. Упражнение «Узнаем предмет по заданным признакам»

4. Задания с палочками.

5. Упражнение «Соедини картинки и слова»

6. Графическое упражнение «Два замка».

Е.И. Соколова «Занимательная логика», стр.9

Ю. Гаманов «Развиваю логику и сообразительность», стр.43

«Вся дошкольная программа. Мышление», стр.8

18.

Учить детей при помощи суждений делать умозаключения. Способствовать расширению словарного запаса детей. Развивать воображение

1.Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту».

2.Упражнение «Что получится»

3.Упражнение «Найди сходство»

4.Задание на сравнение

5.Логические задачи

6. Работа со счетными палочками

«Развивалки», стр. 182

Л.Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников», стр. 10, № 6;

«Вся дошкольная программа. Мышление», стр.8.

Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.8, Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи  для дошкольников»

19.

Учить детей мысленному выделению одного из признаков предмета и отвлечение от других, т.е выделение существенных признаков и отвлечение от несуществующих, второстепенных. Развивать умственную активность

1. Упражнение «Объясните понятие»

2. Упражнение «Найдём предмет не похожий на другие»

3. Игра «Что на что похоже»

4. Упражнение «Поиск предметов обладающих сходными свойствами»

5. Упражнение «Поиск предметов с противоположными свойствами»

6. Графическое упражнение «Мозаика» (абстрактный рисунок).

Е.И. Соколова. «Занимательная логика», стр.11

И.В. Стародубцева «Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления у дошкольников», стр.22

.Н. Панова «Дидактические игры и занятия в ДОУ», стр. 10

20.

Учить детей выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам. Способствовать расширению словарного запаса детей. Развивать воображение

1.Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан».

2.Упражнение  «Что вокруг нас» (по форме)

3.Логические задачи

4.Задание на сравнение

5.Игра «Зашифрованное слово»

6.Задания по Блокам Дьенеша «Найди пару», «Две дорожки»

«Развивалки», стр. 187

Л.Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников», стр. 10, № 7;

«Вся дошкольная программа. Мышление», стр.9.

Е.Н. Панова «Дидактические игры и занятия в ДОУ», стр. 10

Е.А.Носова «Логика и математика для дошкольников» стр. 17,18

21.

Учить детей составлять логические пары, учитывая какой-  либо общий признак, уметь объяснить свой выбор. Упражнять детей в составлении логических цепочек с учётом признака последнего предмета в цепочке. Развивать логическое мышление, умение давать чёткие ответы.

1. Упражнение «Найди пару»

2. Игра «Цепочка слов»

3. Игра «Что сначала, что потом»

4. Упражнение «Найди сходство»

5. Игра «Логические цепочки»

6. Графическое упражнение «Укрась кубики»

Е.И. Соколова «Занимательная логика»,стр.13

Ю. Гаманов «Развиваю логику и сообразительность», стр.45

«Вся дошкольная программа. Мышление», стр.10.

Е.Н. Панова «Дидактические игры и занятия в ДОУ», стр. 10

22.

Учить детей выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам. Способствовать расширению словарного запаса детей. Развивать воображение

1.Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».

2.Упражнение  «Продолжи ряд»

3.Работа со счетными палочками

4.Упражнение «Логические цепочки»

5.Игра «Хорошо - плохо»

6.Задание на сравнение

«Развивалки», стр. 223

Л.Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников», стр. 11, № 8;

«Вся дошкольная программа. Мышление», стр.10.

23.

Учить детей выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам. Способствовать расширению словарного запаса детей. Развивать воображение

1.Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».

2.Упражнение «Соображай – ка»

3.Логические задачи

4.Задание на сравнение

5. Упражнение «Найди ошибку в рисунках»

6. Работа с таблицей

«Развивалки», стр. 223

Л.Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников», стр. 11, № 8;

«Вся дошкольная программа. Мышление», стр.10.

Е.Н. Панова «Дидактические игры и занятия в ДОУ», стр. 11

24.

Учить детей выделять один или несколько предметов из группы по определенным признака. При помощи суждений делать умозаключения. Способствовать расширению словарного запаса детей. Развивать воображение

1.Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».

2.Упражнение «Найди ошибку»

3.Логические задачи

4.Задание на сравнение

5.Игра «Чепуха»

6.Задания по Блокам Дьеныша «Поймай тройку», «Где, чей гараж»

«Развивалки», стр. 223,

Л.Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников», стр. 22, № 21;

«Вся дошкольная программа. Мышление», стр.11, 12.

Е.Н. Панова «Дидактические игры и занятия в ДОУ. Старший возраст», стр. 14 

Е.А.Носова «Логика и математика для дошкольников» стр. 20

25.

Учить детей  при помощи суждений делать умозаключения. Способствовать расширению словарного запаса детей. Развивать воображение

1.Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».

2.Небылицы

3.Игра «Запретное движение»

4.Упражнение «Покажи правильно», «Найди рифму», «Что лишнее?»

5.Игра «Логические цепочки»

6. Работа с таблицей

«Развивалки», стр. 226

Л.Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников», стр. 42, № 38;

«Вся дошкольная программа. Мышление», стр.13,14.

Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.10

26.

Учить детей  при помощи суждений делать умозаключения. Способствовать расширению словарного запаса детей. Развивать воображение

1.Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».

2. Игра «Бывает - не бывает»

3.Упражнение «Найди ошибку в рисунках»

4.Задание на сравнение

5.Логические задачи

6.Работа с таблицей

«Развивалки», стр. 227

«Вся дошкольная программа. Мышление», стр.15.

Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.11

27.

Учить детей  классифицировать предметы по определенным признакам. При помощи суждений делать умозаключения. Способствовать расширению словарного запаса детей. Развивать воображение

1.Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».

2.Игра «Скороговорки»

3. Игра «Кто что делает?»

4.Игра «Чепуха»

5.Логические задачи

6.Работа со счетными палочками

«Развивалки», стр. 194

«Вся дошкольная программа. Мышление», стр.16,17.

Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.35

28.

Учить детей  классифицировать предметы по определенным признакам. При помощи суждений делать умозаключения. Способствовать расширению словарного запаса детей. Развивать воображение

1.Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».

2.Игра «А я все помню»

3. Игра «Поиск общих свойств»

4.Игра «Поиск предметов обладающих сходными свойствами»

5.Логические задачи

6.Работа со счетными палочками

«Развивалки», стр. 227

«Вся дошкольная программа. Мышление», стр.18,19.

Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.36,37

Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи  для дошкольников»

29.

Учить детей  классифицировать предметы по определенным признакам. При помощи суждений делать умозаключения. Способствовать расширению словарного запаса детей. Развивать воображение

1.Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».

2. Весёлые задачки для маленьких умников.

3. Упражнение «Найди закономерность»

4.Упражнение «Раскрась правильно», «Продолжи ряд»

5. Упражнение «Логические цепочки»

6.Задания по Блокам Дьенеша « Засели домики», «У кого в гостях Винни - Пух и Пятачок»

«Развивалки», стр. 250

«Вся дошкольная программа. Мышление», стр.20,21.

Е.Н. Панова «Дидактические игры и занятия в ДОУ. Старший возраст», стр. 18

Е.А.Носова «Логика и математика для дошкольников» стр. 21,22

30.

Учить детей  классифицировать предметы по определенным признакам. При помощи суждений делать умозаключения. Способствовать расширению словарного запаса детей. Развивать воображение

1.Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».

2.Игра «Детишки»

3.Логические задачи

4.Упражнения «Найди и раскрась часть, которой не хватает», «Что сначала, что потом?», «Найди место для вещей»

5. Игры - головоломки со счетными палочками

6.Графический диктант

«Развивалки», стр. 259

Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.41-42

«Вся дошкольная программа. Мышление», стр.22,23.

Е.Н. Панова «Дидактические игры и занятия в ДОУ. Старший возраст», стр. 18

простой карандаш

Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.38,39

31.

Учить детей  классифицировать предметы по определенным признакам. При помощи суждений делать умозаключения. Способствовать расширению словарного запаса детей. Развивать воображение

1.Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».

2.Упражнение «Соедини стрелками»

3. Игра «Логический домик»

4. Упражнение «Найди закономерность»

5.Словесно – логические игры и упражнения «Найди нужное слово», «Кто самый, самый?», «Лишнее слово». 

6.Задания по Блокам Дьенеша  «Помоги фигурам выбраться из леса», «Загадки без слов»

«Развивалки», стр. 260

Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.40

«Вся дошкольная программа. Мышление», стр.24,25.

Е.Н. Панова «Дидактические игры и занятия в ДОУ», стр. 15

простой карандаш

Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.40,41

Е.А.Носова «Логика и математика для дошкольников» стр. 23

32.

Учить детей  классифицировать предметы по определенным признакам. При помощи суждений делать умозаключения. Способствовать расширению словарного запаса детей. Развивать воображение

1.Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».

2.Игра «Скороговорки»

3.Логические задачи

4.Упражнения «Продолжи ряд», «Что сначала, что потом?», «Раскрась по образцу»

5. Игры - головоломки со счетными палочками

6. Графический диктант

«Развивалки», стр. 263

Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.41

Е.Н. Панова «Дидактические игры и занятия в ДОУ», стр. 17

простой карандаш

Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.42

Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи  для дошкольников»

33.

Учить детей  классифицировать предметы по определенным признакам. При помощи суждений делать умозаключения. Способствовать расширению словарного запаса детей. Развивать воображение. Развитие умения ориентироваться в пространстве в соответствии с  планом. Формирование представления о символическом изображении вещей. 

1.Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».

2. Упражнение «Найди ошибку»

3.Планы - схемы: «Куда села муха?», «Где спрятался Мишка?»

4. Упражнения на сравнение двух групп фигур  «Четвёртый лишний», «Нелепицы». 

5.Игра «Бывает - не бывает

6.Задания по Блокам Дьенеша «Где спрятался Джерри»

«Развивалки», стр. 139

«Вся дошкольная программа. Мышление», стр.28,29,30.

простой карандаш

Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.44

Е.А.Носова «Логика и математика для дошкольников» стр. 24

34.

Учить детей   выявлять закономерность по признакам. При помощи суждений делать умозаключения. Способствовать расширению словарного запаса детей. Развивать воображение

1.Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».

2.Игра «Подбери слова»

3. Упражнение «Логические цепочки». 

4. Игра «Угадай героя сказки»

5 Игра «Зашифрованное слово

6. Графический диктант

«Развивалки», стр. 260

«Вся дошкольная программа. Мышление», стр.31,32,33.

простой карандаш

Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.45,47

36.

Учить детей   выявлять закономерность по признакам. При помощи суждений делать умозаключения. Способствовать расширению словарного запаса детей. Развивать внимание

1.Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».

2.Игра «Одно слово»

3.Упражнения «Продолжи ряд», «Соображай-ка»

4.Игры  «Найди закономерность, дорисуй»,  «Примеров много  - ответ один»

5. Упражнение «Найди пару»

6.Игры - головоломки со счетными палочками  

«Развивалки», стр. 169

Л.Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников», стр. 64, № 77;

«Вся дошкольная программа. Мышление», стр.31,32.

«Вся дошкольная программа. Внимание», стр.10.

Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи  для дошкольников»

37.

Учить детей   выявлять закономерность по признакам. При помощи суждений делать умозаключения. Способствовать расширению словарного запаса детей. Развивать внимание

1.Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».

2.Небылицы

3.Упражнение «Последовательность»

4. Творческое задание «Проектировщики и строители»

5. Упражнение «После, потом, сейчас»

6.Работа с блоками Дьенеша «Угадай слово «, «Сократи слово»

«Развивалки», стр. 170

Л.Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников», стр. 80, № 101;

Е.А.Носова «Логика и математика для дошкольников» стр. 27,28

38.

Учить детей понимать количественные и качественные соотношения предметов, уметь понимать их категории. Познакомить детей более подробно с группой парных понятий. Развивать умение делать самостоятельные выводы.

1.Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».

2.Упражнения  «Продолжи ряд», «Что сначала что потом»

3.Игра «Где игрушка»

4.Упражнение «Прочитаем сказку»

5.Упражнение «Отгадываем загадки, ответим на вопросы»

6.Графическое упражнение «Закончи узор»

«Развивалки», стр. 171

Л.Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников», стр. 85, № 109;

«Вся дошкольная программа. Мышление», стр.35,36.

«Вся дошкольная программа. Внимание», стр.13,14.

39.

Продолжать учить детей классифицировать предметы, но не только по видовым иродовым понятиям, но и по составляющим каждого отдельного предмета. Развивать наблюдательность, стремление к самостоятельному умозаключению.

1.Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».

2.Упражнения «Найди и раскрась часть, которой не хватает»

3.Упражнение «Кому, что?»

4. Коллективная работа «Подбери заплатки к коврикам»

5. Упражнение «Установи причину событий»

6. Графическое упражнение «Укрась круги»

«Вся дошкольная программа. Мышление», стр.38,39.

«Вся дошкольная программа. Внимание», стр.15,16.

Е.Н. Панова «Дидактические игры и занятия в ДОУ», стр. 20

40.

Учить детей   выявлять закономерность по признакам. При помощи суждений делать умозаключения. Способствовать расширению словарного запаса детей. Развивать внимание

1.Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».

2.Игра «Больше - меньше»

3.Упражнения  «Продолжи ряд», «Соображай-ка»

4.Упражнение «Соедини слова»

5 Упражнения «Вставь в определение нужное слово», Проверка определений»

6.Работаем с блоками Дьенеша «Построй домик»

«Вся дошкольная программа. Мышление», стр.40,41.

«Вся дошкольная программа. Внимание», стр.17,18.

Е.Н. Панова «Дидактические игры и занятия в ДОУ», стр. 21

Е.А.Носова «Логика и математика для дошкольников» стр.28

41.

Упражнять детей в познании окружающего мира с помощью чувственных форм. Учить детей пользуясь своими ощущениями судить о предмете в целом. Развивать внимательность и сосредоточенность.

1.Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».

2. Игра «Чудесный мешочек»

3. Упражнение «Узнаем предмет по заданным признакам»

4. Задания с палочками.

5. Упражнение «Соедини картинки и слова»

6. Графическое упражнение «Продолжи ряд»

«Вся дошкольная программа. Мышление», стр.42,43.

«Вся дошкольная программа. Внимание», стр.19,20.

Е.Н. Панова «Дидактические игры и занятия в ДОУ», стр. 25

42.

Учить детей находить и вычленять логические связи в окружающем мире, делать выводы. Учить устанавливать связи между предметами и явлениями. Развивать познавательную активность детей.

1.Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».

2.Упражнения  «Продолжи ряд», «Соображай - ка»

3. Игра «Что где лежит?»

4. Игра «Из отдельных частей собери предмет скорей»

5. Упражнение «Придумай название»

6. Графическое упражнение

«Вся дошкольная программа. Мышление», стр.44,45.

«Вся дошкольная программа. Внимание», стр.21,22.

Е.Н. Панова «Дидактические игры и занятия в ДОУ», стр. 25

43.

Учить детей мыслить логически и творчески выражать свои мысли, используя математические термины. Развивать всестороннее восприятие конкретного.

1.Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».

2.Упражнения «Лишнее число», «Математические бусы», «Ошибки - невидимки»

3. Игра «Муха» (по ориентировке на плоскости листа).

4. Упражнение «Сосчитай фигуры»

5. Игра «Исправь ошибку»

6. Диктант на внимание и мышление.

«Вся дошкольная программа. Мышление», стр.46,47,48.

«Вся дошкольная программа. Внимание», стр.23,24,25.

44.

Учить детей тщательно и детально обследовать фигуры, делать выводы. Во время преобразования фигур формировать умения учитывать все факторы преобразования. Развивать мышление, сосредоточенность на поставленной задаче

1.Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».

2.Упражнения «Продолжи ряд», «Что сначала, что потом?»

3.Упражнение, «Из каких фигур состоит предмет»

4. Игра «Ожившие фигуры»

5. Упражнение «Пропавшие буквы в весёлых стихах»

6. Упражнение на тренировку памяти.

И.В. Стародубцева

«Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления у дошкольников», стр. 55

Н.Г. Салмина «Учимся думать. Что за чем следует? Ч.2-я», стр. 59

45.

Учить детей отличать нелогичные ситуации от других, привычных. Упражнять в умении самим, создавать такие ситуации. Развивать внимание, творческую активность.

1.Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».

2.Игры «Пятнашки», «Чепуха», «Бывает – не бывает»

3. Упражнение «Найди ошибку в рисунках»

4. Игра «Определи, что здесь изображено?»

5. Игры - головоломки со счетными палочками

6. Графическое упражнение «Нарисуй по точкам»

И.В. Стародубцева

«Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления у дошкольников», стр. 56

Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.14-15

Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи  для дошкольников»

46.

Учить воспринимать одни и те же события по-разному, поощрять в детях не только результат, но и саму попытку решения ситуации. Развивать у детей желание обсуждать ситуацию, делать свои выводы

1.Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».

2.Игра «Я знаю пять имен мальчиков»

3.Упражнения «Умозаключения», «Что бывает вместе», «Что лишнее?»

4.Упражнение «Сыщики»

5.Игра «Хорошо - плохо»

6 Графическое упражнение «Зеркало»

Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.46-47

Н.Г. Салмина «Учимся думать. Что за чем следует? Ч.2-я», стр. 40

47.

Формировать у детей понятийное мышление, стремление к овладению основными операциями логического мышления;  умение исключать неясность, двусмысленность.

1.Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».

2. Упражнение «Найди ошибку в рисунках»

3.Упражнение «Последовательность»

4. Творческое задание «Проектировщики и строители»

5. Упражнение «После, потом, сейчас»

6. Игры -головоломки со счетными палочками  

Н.Г. Салмина «Учимся думать. Что за чем следует? Ч.2-я», стр. 29

Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.15-16

Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи  для дошкольников»

48.

Развивать у детей способность концентрировать мышление на одном предмете, рассматривать практически все свойства предмета. Развивать умение вводить предметы в самые разные ситуации и взаимосвязи.

1. Игра «Поиск общих свойств»

2. Игра «Поиск предметов обладающих сходными свойствами»

3. Игра «Поиск предметов с противоположными свойствами»

4. Упражнение «Новая жизнь старых вещей»

5. Игра «Как это можно использовать?»

6. Графический диктант.

И.В. Стародубцева

«Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления у дошкольников», стр. 34

Шаехова Р.К «Ступеньки к творчеству», стр.10

49.

Развивать у детей логическое мышление, умение применять полученные знания для решения нестандартных задач. Упражнять в умении мыслить разносторонне.

1. Логические задачи.

2. Весёлые задачки для маленьких умников.

3. Упражнение «Найди закономерность»

4. Викторина про слова.

5. Игра «Логический домик»

6. Графическое упражнение «Штриховки»

И.В. Стародубцева

«Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления у дошкольников», стр. 35

Н.Г. Салмина «Учимся думать. Что за чем следует? Ч.2-я», стр.57

II. Программно-методическое обеспечение работы кружка «Юный мыслитель».

Цель

Развитие  логического мышления, внимания  в процессе освоения разнообразных способов действий в условиях предметно-действенного и наглядно-образного сотрудничества.

Программно-

методическое

 обеспечение

Перечень программ и технологий

Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». - М.: Мозаика-Синтез, 2010 г. - 224 с.

Перечень пособий

Асанов Л. «Лучшие задачи на сообразительность» Москва, «АСТ - ПРЕСС» 1999 г. - 319с.

Басов А.В., Тихомирова Л.Ф. «Развитие логического мышления детей»  Ярославль, «Академия развития» 1996 г.-  240с.

Гаманов Ю. «Развиваю логику и сообразительность» «Питер» С-Пб, 2000 г.-  168с.

Колесникова Е.В. «Я решаю логические задачи» – Сфера, 2010. - 48с.

Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. «Логика и математика для дошкольников» С-Пб, «Детство» изд. 2-е испр., доп. 2002 г. - 32с.

Панова Е.Н. «Дидактические игры и занятия в детском саду», - Воронеж, 2007 г.- 78 с.

Петлякова Э.Н., Подгорная С.Н. «Логика и счёт» Москва, ИКЦ Март 2004 г.-  160с.

Светлова И. «Развиваем логику» Москва «Эксмо» 2002 г.-  65с.

Соколова Е.И. «Занимательная логика» Москва, «Атберг» 1998г -  24с.

Соколова Е.И. «Логика» (Готовимся к школе по интенсивной методике) Москва «Эксмо» 2002 г. -36с.

Стародубцева И.В. «Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления у дошкольников». - М:  АРКТИ, 2008 г, - 68 с.

Тихомирова Л.Ф «Логика для дошкольников». - Ярославль: Академия развития, 1999..: ил. (Серия: Развивающее обучение).  -256 с

Шаехова Р.К «Ступеньки к творчеству»

III. Ожидаемые результаты

К концу обучения по программе  кружка «Юный мыслитель» у детей сформировано:

  • умение анализировать предметы, используя зрительное, тактильное и слуховое

           восприятие

  • умение сосредоточивать внимание на предметах и явлениях (внимание)

           произвольная память

  • мышление, умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с

           законами логики.

  • творческие способности, умение выражать свои чувства и представления о

           мире различными способами.

  • интерес к окружающей действительности, образ «положительного я».

 Дети умеют:

1.        выделять самое существенное в предметах;

2.        видеть соотношение их друг с другом и соотношение их частей;

3.        пользоваться различными схемами и планами;

4.        рассуждать;

5.        делать умозаключения в соответствии с законами логики.

IY. Мониторинг.

Мониторинг развития  у детей форсированности логического мышления  проводится 1раз в год (май).

Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком программы дополнительного образования  по развитию логического мышления «Юный мыслитель»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские логические задачи в стихотворной форме как способ развития логического мышления и счетных навыков у детей

           Материал поможет формировать и развивать у детей первые математические представления и определенные операции логического мышления. Он содержит стихотвор...

Авторское открытое занятие с элементами тренинга: « Путешествие по необитаемому острову!» Цель: Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста.

В твоих руках послание в бутылке,Оставил их тебе пиратИ если ты имеешь вредные привычкиТо не отыщите на острове вы клад.  Ну что ж Я капитан, И за слова свои всегда  я отвечаюДолой таба...

Авторское открытое занятие с элементами тренинга: « Путешествие по необитаемому острову!» Цель: Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста.

В твоих руках послание в бутылке,Оставил их тебе пиратИ если ты имеешь вредные привычкиТо не отыщите на острове вы клад.  Ну что ж Я капитан, И за слова свои всегда  я отвечаюДолой таба...

Программа по развитию логического мышления "Юный мыслитель"

Логика - наука о законах и формах мышления; ход рассуждений и умозаключений; разумность, внутренняя закономерность чего -  нибудь....

Представление авторских развивающих игр как эффективное средство развития логического мышления старших дошкольников

Знакомство с опытом работы педагога по развитию логического мышления старшихдошкольников ,используя авторские наглядные пособия....

"АВТОРСКИЕ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ"

Автором представлен опыт работы педагогического коллектива по созданию развивающих пособий для дошкольников....

Консультация для педагогов: Авторские развивающие игры, как средство развития логического мышления старших дошкольников.

Представление авторских развивающих игр как эффективное средство развития логического мышления старших дошкольников.Цель: Знакомство с опытом работы педагога по развитию логического мышления старших д...