Методическая разработка к учебно-методическому пособию «Танграм» для детей старшего дошкольного возраста.
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Методическая разработка к учебно-методическому пособию «Танграм» для детей старшего дошкольного возраста.
Разработала
Мухамадеева Л.Н.:
.
«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются.
Это весьма полезно, а потому не только
не следует этому мешать, но нужно
принимать меры к тому, чтобы
всегда у них было что делать»....
Ян Амос Коменский.
Направленность: познание окружающего мира, развитие психических процессов
(мышления, внимания, восприятия, памяти и воображения) и развитие речи (формирование словаря, коррекция нарушений звукопроизношения, совершенствование грамматического строя речи и развитие связной речи).
Предпосылки: создание и использование инновационных методов в профессиональной деятельности педагогов.
Вид: учебно-методическое пособие.
Предназначение: для детей старшего дошкольного возраста.
Продолжительность: январь-май 2015г.
Актуальность: работа педагога-психолога, учителя-логопеда направлена на коррекцию соответствующих нарушений в развитии ребёнка. Психическое развитие ребёнка тесно связано с проявлением интереса к окружающей действительности и стремлением познать свойства и качества предметов. Интерес ко всему новому является основой развития любознательности, а в дальнейшем и познавательной деятельности. В связи с этим возникла необходимость создания практического материала, интересного по содержанию, доступного в использовании, привлекательного, яркого, отвечающего требованиям ФГОС ДО.
Цель: способствовать активизации и совершенствованию познавательной сферы, развитию речи детей через игру.
Задачи:
Образовательные:
- расширять познавательную сферу;
- формировать игровые навыки и умения;
- развивать умение четко произносить звуки в слогах, словах, предложениях;
- развивать связную речь;
- совершенствовать мелкую и общую моторику;
- расширять словарный запас;
- развивать речевую активность
Воспитательные:
- Развивать активность, инициативность, творчество, воображение;
- Развивать коммуникативные навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
- формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, чувства коллективизма.
Коррекционные:
- развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, наглядно – образное мышление;
- коррекция нарушений звукопроизношений;
- коррекция нарушений фонематического восприятия;
- совершенствовать умение дифференцировать звуки.
Ожидаемый результат:
- создание условий для учебно-игровой деятельности;
- повышение уровня сенсорного развития детей через успешное освоение игры;
- запоминание детьми названия геометрических фигур, их свойств, отличительных признаков;
- обследование формы зрительным и осязательно-двигательным путем, свободного перемещения их с целью получения новой фигуры;
- развитие умения анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы;
- практическое видоизменение фигуры путем разрезания и составления их из частей;
- закрепление и автоматизация звуков в загадках. чистоговорках и скороговорках;
- обогащение речи, словарного запаса;
- развитие фонематического восприятия, моторики;
- развитие наглядно-образного мышления, воображения, внимания, понимания цвета, величины и формы, восприятия, комбинаторных способностей.
Описание пособия:
Учебно-методическое пособие «Танграм» представляет собой квадрат, разрезанный на 7 частей: 2 больших треугольника, один средний, 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм.
Каждая геометрическая фигура называется таном. Всего 7 танов. Все 7 танов сложены в исходную фигуру квадрат. Размер квадрата 10 х 10 см в количестве 8 штук для индивидуальной работы выполнены из ламинированного картона. Основа - расчлененный квадрат 10х10 см.
Танграм для коллективных игр размером 116х 116см в количестве 4 штук выполнен из линолеума, обклеенного цветной самоклеющейся пленкой. Оба танграма имеют четыре основных цвета (красный, синий, зеленый, желтый).
Как правило, у педагога-психолога всегда есть дети с общим недоразвитием речи, с плохой памятью, с малым запасом слов, замкнутые. При обучении детей анализу образца появилась необходимость в словесном выражении способа соединения пространственного расположения частей и описания образца.
Появилось предложение совместной работы педагога-психолога с учителем-логопедом.
Этапы работы:
Первый этап- подготовительный.
Изучение литературы.
- «Фигурки-головоломки из 7 кусочков» Перельман Я.И. Ленинград,Радуга,1927г.
- «Развивающие игры» Б.П.Никитин, Москва, Педагогика»,1981г.
- «Большая книга головоломок, загадок, ребусов» А. Спектор, Харвест,2009г.
- журнал “Начальная школа”
- “Дошкольное воспитание”
- «Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста», З.А.Михайлова, Детство-Прес, 2008г.
«Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки» Популярное пособие для родителей и педагогов, Т.И.Тарабарина, Н.В.Елкина, Академия Развития, Академия И К°, 2010г.
"Новый взгляд на игры Никитиных" Л. Данилова - Издательство: Олма-пресс Год: 2003.
- «Развивающие игры – «спорткомплекс для ума» (http://nikitiny.ru/)
- Интеллектуальные развивающие игры Б.П.Никитина "От простого к сложному" (www.igra-nikitin.ru)
- «Модная китайская головоломка», Льюис Кэрролл.
Составили тематический план.
№п/п | Содержание работы | Сроки выполнения |
1 |
«Домик» «Рыбка» «Бантик» «Грибок» «Ёлочка» «Кубик»
| Январь-февраль |
2 |
«Конфета» «Бантик» «Дом» «Ёлочка» «Корабль» «Девочка» «Мальчик»
| Январь-февраль |
3 |
«Заяц» «Кошка» «Курица» «Петух «Лиса» «Собака» «Рыба» «Лягушка»
| Март |
4 |
| Апрель |
5 |
| Май |
Изготовление учебно-методического пособия «Танграм».
Ознакомление детей с «Танграмом», рассматривание танов, беседы о происхождении игры.
Более 4000 тысяч лет назад у одного человека из рук выпала фарфоровая плитка и разбилась на семь частей. Расстроенный, он в спешке старался ее сложить, но каждый раз получал все новые интересные изображения. Это занятие оказалось настолько увлекательным, что впоследствии квадрат, составленный из семи геометрических фигур, назвали Доской Мудрости.
Об истиной истории создания игры-головоломки «Танграм» можно сказать точно только одно - изобрели ее в Китае, скорее всего в ХVIII веке. По крайней мере, первая книга об этой игре была напечатана в Китае в 1803 году. Кстати, у китайцев игры с названием «Танграм» нет, она называется Чи-Чао-Тю, что переводится как «хитроумный узор из семи частей». Игру-головоломку завезли в Америку китайские моряки. А из Америки она уже попала в Европу, где и получила свое имя «Танграм» («тан» - китаец, «грам» - буква).
Второй этап - творческий.
Учить детей собирать на основу квадрат по расчленённому образцу. Предложить ребенку внимательно рассмотреть 7 плоских геометрических фигур-танов. Определить совместно с ним, как будем их называть. Например, так:
два больших равных треугольника, два маленьких равных треугольника, один средний треугольник, один квадрат, один параллелограмм (для простоты будем называть его четырехугольником). Исходная фигура – большой квадрат.
В этих заданиях необходимо придерживаться следующих правил:
1. В каждую собираемую фигуру должны войти непременно все семь танов.
2. При составлении фигуры таны не должны налегать друг на друга, т.е. располагаться только в одной плоскости.
3. Таны должны примыкать один к другому.
Самое первое упражнение - составление фигуры из двух-трех элементов. Например, из треугольников составить квадрат, бантик, ёлочку, рыбку.
Ребенок должен сориентироваться в головоломке: посчитать все фигуры, сравнить их по размеру. При этом необходимо четко произносить все названия используемых геометрических фигур, а также получаемой в результате фигуры. Пусть ребенок повторяет за вами – это значительно увеличит его словарный запас.
Для обогащения тематики игры возникла необходимость разнообразия данного материала. Наблюдения за детьми подтвердили, что данная игра развивает умственные и речевые способности у детей. В связи с этим был подобран речевой материал к каждой фигуре (загадки, чистоговорки, скороговорки, пословицы, стихи, рассказы). Речевой материал к картинкам подбирался так, чтобы загадки, стихи, скороговорки были короткими, веселыми, меткими, интересными, чтобы они легко воспринимались и запоминались детьми, чтоб дети получили эмоциональную разрядку, отдых.
Через несколько занятий и игр с танграмом, можно переходить к упражнениям по складыванию фигур по заданному образцу.
Более сложной и интересной для детей является создание фигур по образцам-контурам. Создание фигур по контурам требует зрительного членения формы на составные части, то есть на геометрические фигуры.
В завершении дети самостоятельно придумывают различные фигуры и сюжеты.
Третий этап - заключительный.
Обобщение материалов и результатов работы - проведение детских конкурсов, досугов, викторин, разработка новых образцов.
Основные достоинства учебного пособия:
- многофункциональность;
- мобильность;
- индивидуальное и подгрупповое участие детей;
- применение учебного пособия во всех образовательных областях согласно ФГОС ДО.
Наши достижения:
В результате игровых упражнений и заданий с танграмом, дети научились анализировать простые изображения, выделять в них геометрические фигуры, визуально разбивать целый объект на части и наоборот составлять из элементов заданную модель, а также у детей сформировались умения играть по правилам и выполнять инструкции. Наблюдения показывают, что у детей повысился уровень наглядно-образного мышления, воображения, внимания, понимания цвета, величины, формы, восприятия, комбинаторных способностей. Обогатилась речь детей, расширился словарный запас, повысился уровень звукопроизношения.
Перспектива:
- создание альбома с фотографиями фигур танграма, придуманных детьми самостоятельно;
- проведение олимпиады с детьми;
- использование игры «Сложи узор» по методике Никитиных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка игры-путешествия "Красный, желтый, зеленый" для детей старшего дошкольного возраста.
Игра-путешествие «Красный, желтый, зеленый» проводится для детей старшего дошкольного возраста с целью развития навыков и положительных привычек безопасного поведения на улице....
"Мы живём в России" Методическая разработка мероприятия ко Дню независимости России для детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ.
Этот сценарий с использованием ИКТ мы готовили совместно с воспитателем Г.В.Дружининой ко Дню независимости России, для детей этот праздник более понятен, как День города. Эту встречу с детьми мы орга...
Методическая разработка по теме: Преодоление поведенческих нарушений у детей старшего дошкольного возраста методами арт-терапии.
Организация комп¬лексной работы по преодолению поведенческих нарушений, вклю¬чающей не только работу непосредственно с детьми, но и с социумом, окружающим ребенка....
Методическая разработка на тему : "Преодоление агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста"
Рекомендации для воспитателей и родителей на преодоление агрессивности у дошкольников...
Методическая разработка серии игр по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов ТРИЗ-педагогики «Поиграем с волшебниками»
В работе по развитию речи очень важным этапом является обучение ребенка составлять рассказы. От того, насколько развита речь ребёнка, напрямую зависят его успехи не только в освоении грамоты, но и в о...
Методическая разработка по теме "Развитие восприятия цвета у детей старшего дошкольного возраста"
Цвет является одним из самых доступных средств выразительности для ребенка дошкольного возраста. Данная методическая разработка поможет построить работу по данной теме....
Методическая разработка по развитию поисково-экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста "Волшебница вода"
Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвёт бумагу и смотрит, чт...