«Развитие математических способностей дошкольников через различные виды музыкальной деятельности»
консультация по математике (старшая, подготовительная группа)

Шакирьянова Алина Зуфаровна

Консультация для воспитателей

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Развитие математических способностей дошкольников через различные виды музыкальной деятельности»

Какая связь может быть между математикой, мудрой царицей всех наук и музыкой?  Как могут взаимодействовать такие совершенно разные человеческие культуры?

         Но связь между музыкой и математикой существует. Музыка математична, а математика музыкальна. И тут, и там господствует идея числа и отношения.

Занимаясь музыкой, человек развивает и тренирует свои математические способности.

Нет такой области музыки, где числа не выступали бы конечным способом описания происходящего:

  • в ладах есть определенное число ступеней, которые характеризуются определенными зависимостями;
  • ритм делит время на единицы и устанавливает между ними числовые связи;
  • музыкальная форма основана на идее сходства и различия.

       В математике красота и гармония ведут за собой творческую мысль так же, как в музыке. В математике только то верно, что прекрасно.                  

Математика и музыка – два предмета, но они такие разные. На первый взгляд – это две области, не связанные между собой. Однако это не так. На музыкальных занятиях в детском саду элементарные математические представления формируются в различных видах музыкальной деятельности.

Рассмотрим некоторые виды музыкальной деятельности, в которых происходит развитие математических способностей.

  1. Музыкально-ритмические упражнения.

Музыкальное занятие начинается с музыкально - ритмических упражнений, которые способствуют развитию математических представлений у дошкольников: умение ориентироваться в пространстве - вправо, влево, вперёд, назад; хождение по кругу, врассыпную; различные перестроения - в шеренгу, в колонну, в несколько кругов.

   2. Танцы. 

           В процессе разучивании танцев используются хлопки, притопы, поскоки и т.д., т.е. такие движения, которые выполняются под счет. Термины вверх, вниз, влево вправо используется при выполнении движений рук, ног, туловища. При движении друг за другом дети учатся соблюдать одинаковые расстояние между друг другом. И, конечно же, для исполнения танца необходима хорошая ориентация в пространстве (при перестроении из колонн в круг, из круга в линии и т.д.)  Выполняя движения под музыку, мы оперируем количественными отношениями и счётом. Приглашаем детей встать на танец парами, тройками, по-одному. Разучивая движение, объясняем детям: «На счёт «раз» выставляем правую ногу на пяточку, на счёт «два» - на носочек, на счёт «три» - опять на пяточку, на счёт «четыре» приставляем правую ногу к левой. Затем выполняем такие же движения с левой ноги».

           Часто используется порядковый счёт. Перед исполнением уже знакомого танца дети вспоминают, например, что первыми танцуют девочки, а вторыми – мальчики, или говорят: «На первую часть произведения будем выполнять поскоки, а на вторую – боковой галоп».

3. Распевки и пение. 

Во время распевания дети помогают себе рукой, поднимая ее и опуская, тем самым закрепляя понятия вверх, вниз, выше, ниже, высокий звук, низкий звук. Во время распевания и разучивания новых песен дети знакомятся с такими математическими понятиями как темп и ритм. Дети, простукивая сложный ритмический рисунок, закрепляют тактильно эти сложные математические понятия. Во время пения закрепляется музыкально-ритмический рисунок. На музыкальных занятиях мы разучиваем песни, закрепляющие у детей навык порядкового счёта, временных представлений (вчера, сегодня, завтра, смену времени года и т. д.

4. Слушание музыки.

        При прослушивании музыкальных произведений дети учатся их сравнивать. Здесь мы сталкиваемся с математической операцией – сравнение. Разбирая музыкальное произведение, мы определяем количество частей в нем

(одночастная, 2-х, 3-х частная форма); темп, в котором оно звучит - понятия быстро, медленно (математическое понятие - скорость); динамику – громко, тихо (математическое понятие больше, меньше). Отвечая на вопросы, воспитанники обобщают и сравнивают: определяют, сколько частей в произведении, общий характер пьесы и её частей, отвечают, например, чем отличаются первая и третья часть от второй.

        Дети старших групп слушают такие произведения, как «Зима», «Весна», «Лето», «Осень» из цикла «Времена года» А.Вивальди или «Октябрь. Осенняя песнь», «Апрель. Подснежник» П.И.Чайковского и закрепляют представления о количестве, порядке следования времён года, учатся правильно называть месяцы года. Рассказывают, сколько месяцев содержит зима или лето, вспоминают их последовательность. Отвечают на вопросы типа «Какой месяц следует за мартом?» или «Какое время года предшествует осени?»

Есть и произведения, работая с которыми уточняется представление о времени суток. Это пьесы «Колыбельная» и «Утро».

5. Музыкально-дидактические игры.

Использование на музыкальных занятиях в детском саду музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма способствует развитию и закреплению некоторых математических определений. Дети узнают, что звук бывает длинным и коротким, звуки бывают высокими и низкими («Зайцы и медведь»«Воробышки и автомобиль») Осенью можно провести подвижную музыкальную игру «Найди свой листик». Она способствует закреплению знания цвета и формы предмета. Со старшими 

дошкольниками можно играть в игры на закрепление навыков ориентировки в пространстве (игра «Чей кружок быстрее соберется», игра «Найти пару» и т. п.). На закрепление порядкового счета проводятся музыкально-дидактические игры на развитие ритма, музыкальной памяти. («Сколько нас поет»«Музыкальная лесенка» и другие).

6. Считалочки. 

Ребенок растет и знакомится со сверстниками, играет с ними в различные игры. Начиная со средней группы, с детьми разучиваются музыкальные считалки. Чтобы выбрать ведущего, нужна считалка – а это счет. Вольно или невольно дошкольник получает математические знания. Поэтому необходимо использовать такие методические средства, которые развивали бы мышление дошкольника через художественные образы и были привлекательны и интересны для ребенка. Кроме того, все считалки – это поэтические произведения, вследствие чего в каждой из них заложена собственная ритмическая структура, которая способствует запоминанию числительных и их последовательности. Если считалки положены на музыку, они превращаются в песенки. Тем самым усвоение последовательности натурального ряда становится не только легче, но еще и интереснее для ребенка.

7. Игра на детских музыкальных инструментах

        На музыкальных занятиях дети очень любят играть на детских музыкальных    инструментах. Это – треугольники, металлофоны, бубны, румбы, колокольчики, которые также имеют определенную геометрическую форму. Треугольник, колокольчик – треугольные; бубен, маракас, барабан – круглые, металлофон – прямоуголный.

         Играя на музыкальных инструментах, при этом – передавая ритмический рисунок, воспитанники закрепляют математические представления: длительность звука (короткий - длинный звук), порядковый счет, построение в оркестре в определенном порядке (по инструментам).

Сейчас хочу пригласить педагогов поиграть в оркестре. И на практике, увидеть и прочувствовать взаимосвязь музыки и математики.

(Под музыкальную фонограмму педагоги, внимательно слушая текст,  исполняют игру каждый на своём инструменте.)

Итог

Подводя итог хочется отметить: математика и музыка – две системы мышления, тесно связанные между собой: музыка делает человека более уверенным и эмоциональным, обогащает умственно, способствует  духовному развитию, а математика в свою очередь - это инструмент познания, воплощающий порядок и логику.

        Закончить своё выступление хочу словами математика Лейбница: «Музыка есть таинственная арифметика души; она вычисляет, сама того не осознавая»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоциональной сферы дошкольников через различные виды музыкальной деятельности

Музыка, как действенное средство художественно-эстетического воспитания, развивает эмоциональную отзывчивость ребёнка, его культуру чувств, формирует чувственно-эмоциональную способность человек...

Открытое занятие по теме: "Развитие речи дошкольников через различные виды музыкальной деятельности"

Помогает активизировать речь детей через различные виды музыкальной деятельности.Формирует интерес к миру звуков, развивает музыкальные и творческие способности, в том числе слуховое вниминие,зв...

Выступление на городском семинаре музыкальных руководителей "Формирование музыкального кругозора дошкольников через различные виды музыкальной деятельности (из опыта работы)"

По ряду причин, музыкальные руководители, как правило,  уделяют большее внимание исполнительской деятельности дошкольников. Результаты этой деятельности демонстрируются  на праздниках, конку...

Педагогический опыт «Формирование и развитие коммуникативно – личностных качеств и эмоционально – творческих способностей дошкольников через различные виды музыкальной деятельности».

Тема моего педагогического опыта: «Формирование и развитие коммуникативно – личностных качеств и эмоционально – творческих способностей дошкольников через различные виды музыкальной деятельности». Эту...

Развитие эмоциональной сферы дошкольников через различные виды музыкальной деятельности

Развитие эмоциональной сферы дошкольников через различные виды музыкальной деятельности...

Развитие творческих способностей дошкольников через основные виды музыкальной деятельности

Автором представлена консультация для педагогов и родителей...