Решение проблемных задач, как условие развития математических способностей дошкольника
статья по математике (старшая группа)

Александрова Татьяна Нематовна

Решение проблемных задач, как условие развития математических способностей дошкольника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reshenie_problemnyh_zadach.docx26.43 КБ

Предварительный просмотр:

                    

 

Решение проблемных задач как условие развития математических способностей дошкольников (из опыта работы педагога)

Проблема развития интеллектуальных и творческих способностей интересовала людей всегда. Развитие математических способностей у дошкольника - это важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. Математическое развитие детей дошкольного возраста осуществляется как в результате приобретения ребенком знаний в повседневной жизни (прежде всего в результате общения со взрослым), так и путем целенаправленного обучения на занятиях по формированию элементарных математических знаний. Под формированием элементарных математических представлений многие авторы понимают целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоение знаний, приёмов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. 

В процессе обучения у детей развивается способность точнее и полнее воспринимать окружающий мир, выделять признаки предметов и явлений, раскрывать их связи, замечать свойства, интерпретировать наблюдаемое, формируются мыслительные действия, приемы умственной деятельности, создаются внутренние условия для перехода к новым формам памяти, мышления и воображения. 

Между обучением и развитием существует взаимная связь. Обучение активно содействует развитию ребенка, но и само значительно опирается на его уровень развития.  

Виды математических представлений. Их пять: 

  • Количество и счёт 
  • Величина и форма 
  • Число и цифра 
  • Ориентировка во времени 
  • Ориентировка в пространстве 

При формировании элементарных математических представлений у детей выделяются следующие главные задачи: 

 - приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основе математического развития; 

- формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности; 

- формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании; 

- овладение математической терминологией; 

- развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее развитие ребенка. 

Согласно ФГОС дошкольного образования содержание образовательной работы должно, в том числе обеспечивать развитие первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.). 

         Стандарт предполагает комплексный и интегрированный подход, обеспечивающий развитие воспитанников во всех заявленных 

взаимодополняющих направлениях развития и образования детей: 

- социально-коммуникативное развитие; 

- познавательное развитие; 

- речевое развитие; 

- художественно-эстетическое развитие; 

- физическое развитие. 

В своей педагогической работе я использую развивающие игры,           позволяющие «вытягивать» знания, научить детей задавать «сильные» вопросы, способствующие решению проблемы. Одной таких игр является «Волшебный поясок». Эта игра учит не только задавать вопросы, но и попутно развивает другие интеллектуальные умения, систематизирует знания в области математики, умение детей играть по правилам, выходить из конфликтных ситуаций во время игры. Убедившись, что дети угадали задуманную картинку, они испытывают радость и гордость. 

В разделе «Количество и счет», на мой взгляд, уместны следующие дидактические игры: «Чет - нечет»; «Сколько нас без одного?»;«Какое число я задумала?»; «Назови число на единицу больше - меньше»; «Кто знает, пусть дальше считает»; «Какие числа пропущены?»; «Назови соседей». 

Знакомя детей с цифрами, использую дидактические игры: «Выложи цифру из палочек»; «Собери цифру правильно»; «Слепи из пластилина»; «На что похожа цифра?»; «Назови предметы, напоминающие цифру». А также отгадываем загадки с математическим содержанием, учим стихи о цифрах, знакомлю со сказками, в которых присутствуют цифры, заучиваем пословицы, поговорки, крылатые выражения, где присутствует цифра, использую физкультминутки. 

Часто использую в своей работе игру «Изобрази цифру». Дети показывают цифру руками, пальцами. В парах детям нравиться писать друг у друга на спине или на ладошке. «Игры Воскобовича» прекрасный материал для интеллектуального развития. Дети с большим удовольствием и интересом составляют различные цифры при помощи цветных резинок и планшетов. Здесь же идет закрепление знаний цвета. 

Знакомить детей с миром геометрических фигурможно так же с помощью развивающих игр, использовать которые можно как в организованной образовательной деятельности детей, так и в свободное время. К таким играм относятся: «Формы», «Геометрическая мозаика». Эти игры направлены на развитие пространственного воображения детей. Они развивают зрительное восприятие, произвольное внимание, память и образное мышление, а также закрепляют название цветов и геометрических фигур. Знакомя с геометрическими фигурами, используем словесную игру «Пара слов». Мы говорим «Круг». Дети называют предмет, похожий на руль или колесо. 

Помимо этого детям очень нравится играть в дидактические игры:  «Назови лишнюю фигуру»;«Подбери заплатку»; «Найди крышку каждой коробочке»; «Геометрическое лото»; «Назови фигуры». 

Очень часто используем игры со счетными палочками. Дети учатся изображать узоры по образцу, по памяти, затем задания усложняются: предлагаем детям составить 2 равных квадрата из 7 палочек, квадрат из двух палочек, используя угол стола. 

Для развития пространственных ориентировоку детей я подобрала серию упражнений: «Помоги зайчику добраться до своего домика», «Помогите каждому муравью попасть в свой муравейник». 

В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т. е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. 

Существует множество игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. К таким упражнения относятся: «Что нужно нарисовать в пустой клетке?», «Определите, как должен быть раскрашен последний мяч», «Какой шарик нужно нарисовать в пустой клетке?», «Определите, какие окна должны быть в последнем домике? » и т. д. 

На развитие наблюдательностиу детей подобрала серию упражнений «Найди в рисунке отличия», «Найди две одинаковые рыбки» и т. п. 

Для закрепления понятия «величина» использую серию картинок «Посели каждое животное в домик нужного размера», «Назовите животных и насекомых от большого до самого маленького или от маленького до большого». Ввожу игры с народными игрушками-вкладышами (матрешки, кубы, пирамиды), в конструкции которых заложен принцип учета величины. 

При формировании циклических представлений играем с детьми в такие игры: «Раскрась, продолжая закономерность»; «Что сначала, что потом?»; «Какая фигура будет последней?». 

Для поддержания интереса, активизации, мотивации и закрепления изученного, мы используем следующие формы работы с детьми: 

·        комплекс развивающих игр; 

·        путешествие; 

·        экспериментирование; 

·        подгрупповая работа; 

·        игра-путешествие; 

·        математический КВН; 

·        эксперимент; 

·        познавательные игры; 

·        математический ринг; 

·        индивидуальная работа. 

 

В своей работе я использую множество упражнений, различной степени сложности, в зависимости от индивидуальных способностей детей. 

В игровые комплексы обязательно включаю музыку,  физминутки,  игры на развитие мелкой моторики, гимнастику для глаз и рук. Не ошибусь, если скажу, что успех обучения во многом зависит от организации учебного процесса. На каждой форме ООД мы обязательно производим смену видов деятельности, для улучшения восприятия информации воспитателя и активизации деятельности самих детей в игровой форме. 

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. С детьми нужно «играть» в математику. Дидактические игры дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Основное назначение их – обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений. 

Детям интересно играть в математические игры, они интересны для них, эмоционально захватывают детей. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Работая с детьми, я каждый раз нахожу новые игры, в которые мы играем. Ведь эти игры помогут детям в дальнейшем успешно овладевать основами математики и информатики. 

Используя различные развивающие игры и упражнения в работе с детьми, я убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремилась к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения. Учение должно быть радостным! 

 

Используемая литература. 

 

          1. Абрамов И.А. Особенности детского возраста. – М., 1993г. 

2. Аргинская И.И. Математика, математические игры.- Самара: Федоров, 2005г.- 32 с. 

3. Белошистая А.В. Дошкольный возраст: формирование первичных представлений о натуральных числах // Дошкольное воспитание. – 2002г. - №8. – С.30-39  

4. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003г. 

5. Васина В.В., Праздник числа. М., 1991г. 

6. Волина В. «Веселая математика» - Москва, 1999г. 

7. Жикалкина Т.К. «Игровые и занимательные задания по математике» - Москва, 1989г. 

8. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. – М., 1989г. 

9. «Играем в числа» - серия пособий. 

10. Леушина А.М. Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста: Учеб. пос. – М., 1974г. 

11. Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников: Кн. для воспитателя дет.сада. – СПб: «Детство-Пресс», 2010г. 

12. «Ориентировка в пространстве» - Т. Мусейнова – кандидат педагогических наук. 

13. Программа «От рождения до школы» - Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. 

14. «Развиваем восприятие, воображение» - А. Левина. 

15. Узорова О., Нефедова Е. «1000 упражнений для подготовки к школе» - ООО «Издательство Астрель», 2002г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Решение проблемных задач как условие развития математических способностей дошкольников ( из опыта работы педагога)"

      В данной статье говорится о том,  что процесс размышления  начинается  с  проблемной  ситуации,  которая  побуждает  ребёнка ...

Решение проблемных задач как условие развития математических способностей дошкольников ( из опыта работы педагога)

В статье обобщен педагогический опыт по использованию  современных образовательных технологий проблемного обучения детей в процессе формирования элементарных математических представлений у детей ...

Решение проблемных задач как условие развития математических способностей дошкольников (из опыты работы педагога)

Решение проблемных задач как условие развития математических способностей дошкольников (из опыты работы педагога) «Не подражать, открывать-вот, что такое образование», сказал Дж. Криш...

Решение проблемных задач как условие развития математических способностей дошкольников ( из опыта)

В статье я раскрываю понятие дошкольного возраста, характеризуя его через особенности развития психических процессов, через основной вид деятельности. Также раскрывается понятие математических с...

Решение проблемных задач как условие развития математических способностей дошкольников (из личного опыта педагога).

.Решение проблемных задач как условие развития математических способностей дошкольников (из личного опыта педагога). Развитие математических способностей - это важная часть интеллектуального...