Дидактические игры. Величины
картотека по математике (младшая группа)
В статье отражены основные примеры дидактических игр на ознакомление и закрепление величин
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry._velichiny.docx | 708.96 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ Озеро-Карачинский детский сад
«Формирование представлений о величине предметов. Дидактические игры»
Голикова А.Н.,
воспитатель
Кп Озеро Карачи
2023 г.
дидактические (игровые) упражнения
на формирование представлений о параметрах величины
Игра 1
«Длинное -короткое»
Цель: формирование восприятия различных качеств величины, в данном случае длины, совершенствование навыков сравнения путем наложения.
Оборудование: разные по длине капроновые и атласные ленты разных цветов, картонные полоски, игрушки.
Ход игры. В гости пришли игрушки – мишка (толстый) и кукла (худая). Взрослый предлагает ребенку подарить кукле и мишке ленты, дает ему ленты, свернутые в трубочки: одну коротку (поясок для куклы) другую длинную (поясок для мишки). Взрослый помогает ребенку завязать пояски на игрушках. Игрушки рады подаркам, танцуют. Затем взрослый разыгрывает сценку с игрушками – кукла и мишка хотят поменяться поясками. Предлагает ребенку снять пояски и поменять их. При попытки обменять ленты ребенок обнаруживает, что поменять нельзя - на мишке пояс куклы не завязывается. Взрослый предлагает снять пояски, положить на стол и рассмотреть. Кладет сначала рядом, а затем накладывает друг на друга, объясняет: «Эта лента длинная. Эта короткая». Важно указать, что измерение начинается от одной точки, например, края стола. После этого взрослый дает ребенку две картонные полоски (их длинна такая же, как у ленточек) – длинную и короткую, просит их сравнить.
После того, как ребенок усвоил разницу в длине, взрослый дает поручение: «Принеси синюю ленту, такую же, как эта полоска» и т.п. Причем ребенок должен сначала на зрительной основе выбрать нужную, по его мнению, ленточку и только после этого наложить эту ленту на полоску для подтверждения правильности выбора.
Усложнение:
● увеличивается количество сравниваемых по длине ленточек, вводятся сравнительные степени прилагательных – длиннее, короче; превосходная степень – самая длинная, самая короткая.
● Выбор необходимой ленты можно проводить только путем зрительного соотнесения, без накладывания на полоску.
Игра 2
«Широкое-узкое»
Цель: формирование представления о таком свойстве величины, как ширина, совершенствование приема сравнения предметов.
Оборудование: широкие и узкие ленты (одного цвета и разной ширины, и разного цвета и разной ширины), игрушки, картонные полоски.
Ход игры. Взрослый предлагает ребенку поиграть – прокатить машины (2) по дорожкам-лентам. В ходе действий с машинами выясняется, что по одной ленте могут проехать две машины, а по другой – нет. Ленты сравниваются, затем накладываются полоски, сравниваются. После этого взрослый объясняет: «Эта полоска широкая. А эта узкая». Затем ребенку предлагаются различные по ширине полоски и предлагается их сравнить между собой, сначала с помощью действий с предметами (матрешки и пр., как и с машинками), а затем с помощью картонных полосок и зрительного сравнения путем накладывания. Могут даваться поручения: «Дай широкую синюю полоску» и т.п.
Усложнения:
● увеличение количества сравниваемых лент (или других предметов);
● сначала сравниваются ленты одинакового цвета, но разные по ширине, затем разные и по цвету;
● дается сравнительная и превосходная степень прилагательных.
Игра 3
«Высокое-низкое»
Цель: формирование восприятия такого качества величины, как высота, совершенствование навыков сравнения.
Оборудование: картонные елочки.
Ход игры. Игра проводится по аналогии с играми «Длинное – короткое» и «Широкое – узкое». Взрослый предлагает ребенку сравнивать сначала резко отличные по высоте елочки, говорит, что одна высокая, другая низкая. Могут вводится полоски.
Усложнение:
● сравнение по величине (высоте) большее количество елочек;
● сравниваются различные предметы (домик и елочка, кукла и собака и т.п.)
● дается превосходная и сравнительная степень прилагательных.
дидактические (игровые) упражнения на закрепление представлений о параметрах величины
Игра 1 / 1
«Строим поезд»
Цель: закрепить понятия длинный, короткий.
Оборудование: вагончики изготовленные из картона.
Ход игры. Ребенку предлагается комплект из 10 вагонов. Взрослый показывает, как можно построить разные поезда: длинный и короткий. Затем просим ребенка повторить постройку из своих вагончиков. Побуждаем использовать в речи слова: длинный поезд, короткий поезд, первый поезд длиннее, второй – короче, одинаковой длины.
Игра 1 / 2
«Пластилиновые колбаски»
Цель: закрепления понятий «Длинный», «короткий», «Одинаковой длины».
Оборудование: пластилин, стека.
Ход игры. Ребенку предлагаются пластилиновые колбаски одинаковой толщины, но разной длины. Предлагаем ребенку уравнять их с помощью стеки. Если ребенок затрудняется, показываем, как можно сделать колбаски одинаковой длины. Побуждаем ребенка употреблять слова: длинная, короткая, одинаковой длины.
Игра 1 / 3
«Под платочком»
Цель: развитие тактильного восприятия величины
Оборудование: парные предметы разной длины (карандаши, строительный материал, палочки, платок.
Ход игры. Ребенок ощупывает под платком 2 палочки разной длины. После того,как ребенок определил, какая длинная, а какая короткая, он кладет на стол сначала длинную палочку, а затем – короткую. При этом называет их: «Это длинная палочка, это короткая». Игра проводится несколько раз. Каждый раз под платок кладут новые парные предметы.
Игра- 2
«Широко-узко»
Цель: обучать сравнивать качества предметов, закрепление понятий «широко», «узко».
Оборудование: 2 шарфа, 2 кофты разных размеров; конструктор, игрушки.
Ход игры. Предложите ребенку рассмотреть два шарфа разных размеров – шарф, принадлежащий взрослому человеку, например, мамин и шарф кукольный. Потом можно сравнить две кофты – мамину (широкую), которая налезет на самого ребенка, и кукольную (узкую), которая ему, конечно же, окажется мала.
Воспользуйтесь деталями из деревянного конструктора и постройте вместе с ребенком несколько домиков. Затем к каждому домику выложите по две дорожки разной ширины – широкую и узкую, для чего надо просто выложить по их обочинам кубики. Теперь покажите малышу, что по узкой дорожке сможет пройти только кукла, но не пройдет машина. Пусть ребенок сам сделает вывод: «Эта дорожка – узкая». По дорожке более широкой уже может проехать машина. Вывод ребенка – «Эта дорожка широкая».
Игра 3 / 1
«Домики»
Цель: закрепить понятия «высокий», «низкий»
Оборудование: счетные палочки
Ход игры. Взрослый показывает ребенку картинку с изображениями домов. Задает вопросы: «Сравни дома. Какой дом самый высокий? (первый, красный и др.) Какой дом самый низкий? Что можно сказать про два дома синего цвета? (одинаковые)». Затем взрослый дает ребенку счетные палочки, и предлагает сложить два домика. После обсуждают постройку, побуждая ребенка использовать слова «высокий», «низкий».
Игра 3 / 2
«Что выше?»
Цель: закрепить понятия «высокий», «низкий»
Ход игры. На прогулке воспитатель говорит:
-Скамейка низкая, а что выше?
-Что выше куста?
— Что выше дерева? (Дом.) И т.д. В помещении можно спросить:
— Детский стул низкий, что выше? (Большой стул.)
— Что выше большого стула? (Стол.)
— Что выше стола? (Шкаф.) И т.д.
дидактический наглядный материал для сравнения по длине и ширине
- по одному признаку
№ 1 А (по высоте)
У кого из зверей хвост длиннее, а у кого короче? | |
|
№ 1 Б (по ширине)
Кто из зверей идет по широкой дорожке, а кто по узкой? |
Кто из зверей перейдет речку по широкому мостику? По какому по ширине мостику пойдет зайчик? |
№ 1 В (по высоте)
Кто из детей выше, а кто ниже? | |
- по двум признакам
№ 2 А (по длине и ширине)
Мамам с дочкой купили себе юбки. | ||||||
Мама – длинные и широкие. Какого цвета мамины юбки? | Дочка купила – короткие и узкие. Кого цвета дочкины юбки? | |||||
№ 2 Б (по длине и ширине)
Машенька забралась в дои к трем медведям и перепутала их одеяла | ||
Помоги Настасье Петровне застелить одеяла правильно. Одеяло Михаила Потаповича – длинное и широкое. Одеяло Мишутки- короткое и узкое. Какого цвета одеяло у Михаила Потаповича, а какого – у Мишутки? | ||
дидактические (игровые) упражнения с наглядным материалом
на формирование умений сериации (упорядочивания) по разным признакам.
Игра 1
«Построй солдатиков на парад»
Цель: упражнять в сравнении и упорядочении предметов по высоте.
Оборудование: карточки с изображением оловянных солдатиков, разных по высоте.
Ход игры. Педагог раздает детям по комплекту карточек и говорит, что солдатики должны построиться на парад к празднику, но не смогли. Надо построиться по росту, от самого высокого до самого низкого. Но солдатики не смогли определить, кто из них выше, а кто ниже без командира.
Педагог предлагает детям стать командирами своих солдатиков и помочь им в построении.
Примечание:
- Педагог ориентирует детей выкладывать на столе карточки слева направо.
Набор № 1 (по высоте)
Солдатики строятся на парад. Разложи карточки с солдатиками по порядку от самого высокого до самого низкого. | ||||||
Игра 2
«Развесь полотенчики по порядку»
Цель: упражнять в сравнении и упорядочении предметов по ширине.
Оборудование: карточки с изображением сушащихся на веревке полотенчиков, разных по ширине.
Ход игры. Педагог раздает детям по комплекту карточек и говорит, что солдатики должны построиться на парад к празднику, но не смогли. Надо построиться по росту, от самого высокого до самого низкого. Но солдатики не смогли определить, кто из них выше, а кто ниже без командира.
Педагог предлагает детям стать командирами своих солдатиков и помочь им в построении.
Примечание:
- Педагог ориентирует детей выкладывать на столе карточки слева направо.
- Карточки можно заменить картонными прямоугольниками разного цвета и ширины, но одинаковые по длине.
Набор № 2 (по ширине)
На веревке сушатся полотенчики. Разложи карточки с полотенчиками по порядку убывания ширины. | ||||
Игра 3 / 1
«Разложи карандаши по порядку»
Цель: упражнять в сравнении и упорядочении предметов по длине.
Оборудование: карточки с изображением карандашей, разных по длине.
Ход игры. Педагог раздает детям по комплекту карточек и говорит, что у папы четыре сыночка. Один, самый старший, ходит в подготовительную группу, другой – в среднюю, младший – в ясли, а совсем малыш – еще не ходит в сад. Они решили нарисовать маме красивые рисунки, но все карандаши сломались. Папа стал точить карандаши. Ему нужно разложить подточенные карандаши по порядку от самого короткого до самого длинного.
Педагог предлагает детям стать командирами своих солдатиков и помочь им в построении.
Примечание:
- Педагог ориентирует детей выкладывать на столе карточки сверху вниз.
- Карточки можно заменить настоящими карандашами.
- Располагать карточки (карандаши) так, чтобы острия карандашей смотрели направо – выравнивать карандаши по левому краю.
№ 3 (по длине)
Папа строгал карандаши в порядке возрастания длины. Разложи карточки с карандашами по порядку от самого короткого до самого длинного |
| ||
.
Игра 3 / 2
«Построй крылечко»
Цель: упражнять в сравнении и упорядочении предметов по длине.
Оборудование: 5 картонных прямоугольников разных цветов, ширин 4 см., длина – соответственно 6 см, 8 см., 10 см., 12 см., 14 см.
Ход игры. Педагог раздает детям по комплекту прямоугольников и говорит, что у трех поросят сломалось крылечко их замечательного каменного дома. Они теперь не могут выйти из дома, чтобы погулять, и починить ступеньки сами – тоже не могут.
Педагог предлагает детям помочь поросятам и самим выложить ступеньки в порядке возрастания длины.
Примечание:
- Педагог ориентирует детей выкладывать на столе прямоугольники сверху вниз.
- Выравнивать прямоугольники по левому краю.
№ 4 (по длине)
Поросятам нужно выложить ступеньки у нового крылечка. Положи ступеньки сверху вниз в порядке возрастания длины. |
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры по математике на тему "Величина".
Дидактические игры по математике....
Мультимедийная дидактическая игра "Величина"
Мультимедийная дидактическая игра "Величина"...
Картотека \'\'Дидактические игры (величина)\'\'
Дидактические игры (величина)...
Дидактические игры "Величина"
Дидактические игры способствуют развитию умения детей выполнять сравнения предметов по толщине. Учат сравнивать предметы по толщине, используя приём приложения, результаты сравнения отража...
Дидактическая игра "Величина"
Презентация к дидактической игре может быть использована в работе над образовательной областью "Познавательное развитие", направлена на формирование элементарных математических предста...
Дидактическая игра Величина
Презентация к дидактической игре может быть использована в работе над образовательной областью "Познавательное развитие", направлена на формирование элементарных математических предста...
Дидактическая игра " Величина ".
Цель: учить детей различать предметы по цвету и величине.Развивать мелкую моторику рук....